Что такое киот?

Содержание

Киот

Смотреть что такое «Киот» в других словарях:

  • КИОТ — см. КИОТА. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. киот и (устар.) кивот, кивота, м. (церк.). Ящик со стеклом или небольшой шкаф для икон, божница. Большой словарь иностранных слов.… … Словарь иностранных слов русского языка

  • киот — образница, шкафчик, рама, ящик, образник, кивот, божница, витрина Словарь русских синонимов. киот образник; кивот (прост.); образница, божница (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… … Словарь синонимов

  • КИОТ — КИОТ, киотка, кивот. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

  • КИОТ — (кивот) (от греческого kibotos ящик), 1) в Ветхом Завете ковчег, в котором хранились скрижали заповедей Бога. 2) В православии остекленный ящик или шкафчик для икон … Современная энциклопедия

  • КИОТ — (от греч. kibotos ящик) 1) в православии застекленный ящик или шкафчик для икон (божница).2) В древних направлениях христианства витрина для размещения предметов религиозного поклонения … Большой Энциклопедический словарь

  • КИОТ — и (устар.) кивот, кивота, муж. (греч. kibotos) (церк.). Ящик со стеклом или небольшой шкаф для икон, божница. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • КИОТ — КИОТ, а, муж. Остеклённая рама или шкафчик для икон. | прил. киотный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • киот — и устарелое кивот. Устарелая форма кивот нередко встречалась в литературе XIX века. Например, у А. Пушкина: «Стоит богов домашних лик В кивоте небогатом, И бледный теплится ночник Пред глиняным Пенатом» (Мечтатель) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • киот — 1. Углубление для иконы в стене. 2. Застекленная рама шкафчик для крупной иконы или нескольких небольших икон. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Икона Божией Матери Знамение в нише стены ограды Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в Истре … Словарь храмового зодчества

  • Киот — (от греч. kibotós деревянный ящик) божница, деревянный украшенный шкафчик или створчатая рама для икон. Киот. Дерево. 1614. Кирилло Белозерский историко архитектурный и художественный музей заповедник. Кириллов … Большая советская энциклопедия

Киот для иконы: что это такое и какие они бывают?

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Очень точное, по-детски наивное, определение слова «киот» дала моя дочка, когда была маленькая и задавала тот же вопрос. После объяс­нений она для себя подытожила так: «Я поняла, это домик для икон!»

В зависимости от места расположения иконы в храме и от способа расположения киоты бывают настенные и напольные. Бывает еще киот клиросный, отделяющий клирос от основного храмового пространства. Существует киот горнего места, соответственно расположенный за престолом у восточной стены. Он может быть навесным, напольным, пристенным.

Киотом также называется специальный пенал или коробка, куда помещаются праздничные иконы на центральном аналое, — это переносной киот. Как правило, такие небольшие киоты используют и в домашних условиях. Они могут быть закрытыми — под стеклом, без стекла, богато украшенными резьбой или простыми, безо всяких украшений.

Украшение киота, если говорить в целом, зависит от стилистики храма, от целесообразности украшения конкретной иконы, от ее месторасположения, от того, как она будет использоваться.

Оклад иконы

Для термина «Оклад» см. также другие значения. Для термина «Риза» см. также другие значения.

Оклад списка иконы Владимирской Божьей матери. ГИМ, XVII в.

Ри́за, или окла́д (в южных и западных областях России — шата, цата, греч. επένδυση) — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.

Бывали металлические: золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.

Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон (например, образы византийского происхождения в католических храмах Италии, некоторые центрально- и восточноевропейские иконы). Наибольшие роскошь и размах производства были свойственны русским произведениям. В русском искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. С начала XX века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начала приходить в упадок.

Термин

Византийская икона Богоматери в католическом кафедральном соборе Таормины, Сицилия

Согласно словарю Даля, используется следующее словоупотребление: Окладывать (обложить) икону, одеть серебряной и иной ризой, окладом. Икона без оклада — это неокладный образ.

Убор иконы в письменных источниках носит названия «крута», иконное «кование», «кузнь у икон». Современное слово «оклад» появляется только в XVI веке. К XVI веку относится и церковнославянское слово «риза» (одеяние). Оклад никогда и никоим образом не воспринимался как нечто отдельное от иконы — она всегда была «образ окладной». Если оригинальный оклад снят и заменён ризой, снятой с другой иконы, это называется «оклад в подборе».

Этимология слова «риза», первоначально употреблявшегося лишь для детали оклада — изображения одежд (риз) — и лишь потом распространившегося на весь оклад целиком, не ясна. Фасмер предполагает родство с «рубаха, тряпка, резать» и т. п.

Литургическое значение и предназначение

Сверкающая риза иконы символизирует исходящий от неё небесный невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою». Седьмой Вселенский собор в своём деянии о восстановлении иконопочитания отметил тождественность материала (дерево) Ковчега Завета и иконы. Поэтому как Ковчег Завета был обложен золотом («…обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец» (Исх. 25:11)), так и иконы украшают драгоценными окладами.

Как правило, в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывались одежда, фон и надписи. Подобная тщательность — «свидетельство того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями — „бисером многоценным“ — символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований». Цель окладов — создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые, а басменные растительные орнаменты образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного Света.

Возникновение драгоценного убора икон связано с исконной традицией поклонения святыням, заимствованной христианством у язычества (в Ветхом Завете пророк Исаия осуждает практику украшения золотом и серебром идолов: «Тогда вы будете считать скверною оклад идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего; ты бросишь их, как нечистоту; ты скажешь им: «прочь отсюда»» (Ис. 30:22)), но при этом оно перестало являться элементом идолослужения, а стало способом одухотворения художественного языка.

Вклады

Дешёвая икона, написанная сразу под ризу для экономии времени

В драгоценные оклады и ризы «одевали» иконы в память о давно минувшем, в благодарность после каких-либо удачно завершённых событий, по данному Богу обету.

Храмовые иконы одевались ризами по вкладам крупных ктиторов или же постепенно — дарами обычных прихожан:

Как только написанная икона освящена и поставлена в храме, начинают собирать деньги на ризу, и скоро… на иконе осталось только личико и руки; об остальном можно судить по работе серебряника и его умению водить резцом.

Обилие подобных изделий в русских храмах поражало воображение иноземных путешественников. Так, один из них замечает:

…На образах Богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными каменьями… Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе…

Тихвинская икона Божьей Матери в окладе, украшенном жемчугом, Тихвинский монастырь: «на которой оклад поля и венцы серебряные вызолоченные, в венцах пять штучек финифтяных, онаго же образа риза вынизана китайским жемчугом, сверху звезда алмазная, по бокам две звездочки бирюзовыя, в средине по бриллианту маленькому, около лику местами вынизано настоящим жемчугом»

Особенной популярностью пользовалось украшение богородичных икон. В России один из первых особо богатых золотых окладов был создан для иконы Владимирской Божией Матери (согласно летописи на него ушло около пяти килограмм золота, не считая серебра) по заказу князя Андрея Боголюбского. В первый период заказы окладов, на которые уходили пуды золота, были доступны лишь представителям верхушки общества. Известно описание несохранившегося оклада XVII века для Донской иконы Божией Матери, которое в Переписной книге Благовещенского собора за 1680 год занимает несколько листов:

… венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами… 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги. На полях оклада размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. …к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота). К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии — святые мощи.

19 января 1722 г. Святейший Синод издаёт Указ «Об отобрании в церковную казну привесок и об употреблении оных на церковныя потребности.» «От ныне впредь во всех Российскаго Государства церквах привесов к образам, то есть золотых и серебреных монет и копеек и всякой казны и прочаго приносимаго не привешивать.», а после Пётр I закрепляет синодское распоряжение, ещё своим Указом от 20 апреля 1722 г. «О приносе в Синод иконных привесок и о разобрании их.» «В указе о привесах иконных глухо молвлено, что все на потребности нужныя церковныя употреблять». Это распоряжение вызвало недовольство клириков и мирян, но, несмотря на него, все вотивные приношения с икон были сняты. Тем не менее, традиция украшения окладов почитаемых икон сохранилась и в более позднее время. Так, в 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной.

История

«Распятие со святыми», византийская сборная
икона XI—XIV вв.
«Всех скорбящих Радость» (список царевны в драгоценном окладе)

Оклад, покрывающий всю икону, кроме ликов, происходит от древних (в частности, сборных) рельефных икон, целиком выполненных из драгоценного металла. Оклады первоначально появились на мелких резных и лишь позднее — на больших храмовых иконах. Древнейшие из известных русских — чеканные серебряные оклады XII века на иконе святых апостолов Петра и Павла, Спасе Златая риза, а также на иконе Богоматери Одигитрии, хранящиеся в Софийском соборе города Новгорода.

Басменный оклад

Ранние оклады закрывали лишь фоновую часть иконы. С XIV века известен простейший вид оклада — басменный (или басманный). Басма — это тонкие металлические листы, с выбитыми на них по матрице узорами. Такой тип оклада, более простой, распространился в первой половине XVII века с ростом иконного промысла.

Как считается, в конце XVII века иконный оклад стал самостоятельным видом прикладного искусства, со своими особенностями конструкции и орнаментики.

«Иоанн Креститель Ангел Пустыни», басменный оклад

К XVII веку всё чаще встречаются оклады, которые закрывают всё живописное пространство, оставляя свободными только лики. В дальнейшем такие сплошные оклады становятся преобладающими. На смену строгим басменным работам Древней Руси пришли пышные чеканные оклады в стиле барокко. Подобный оклад создавался следующим образом: на гладком листе серебра мастер создавал орнаментальную раму, в которой подробно прорабатывал фигуры и одежды святых, повторял сложную композицию — пейзажные горки, архитектуру и проч. Надписи с именами могли обрамляться причудливыми барочными завитками. Как пишут исследователи, «подобного рода оклады по своей выразительности соперничают с произведениями скульптуры того времени». Барочные элементы сохраняются долго, на протяжении всего XIX века, так как обилие деталей становится неким символом богатства.

«Свв. Владимир и Варвара», икона начала XX века. Простой классицистический оклад включает только раму

Тем не менее, со временем более массовыми становятся более простые и дешёвые оклады — с открытием в 1730-х годах на территории России серебряных рудников они выходят на ремесленный уровень. По мере внедрения в ювелирное дело механизации из окладов исчезает рукотворность, используются вальцовка и штамповка. В XIX веке большинство окладов изготавливалось из тонких листов серебра — отсюда их жаргонное прозвание «фольгушка». По тонкому металлу штамповался рисунок (узорная рама, орнаментальный фон). Одежду и венцы могли гравировать вручную, или же, что было чаще, они могли быть накладными и припаиваться к основному полю. Иногда серебряный оклад покрывали позолотой. Подобные «фольговые» оклады считаются на антикварном рынке самыми дешёвыми. Более ценными являются литые оклады с тщательной проработкой путём чеканки. Одновременно в XIX веке в окладах начинает проявляться стиль классицизм — упорядоченность узоров, их стройное распределение на раме, фоне, венце, симметричные гирлянды. По мере хода истории оклады становятся всё менее и менее рельефными, хотя для последней трети XIX века — периода историзма — характерно обращение к старинным древнерусским образцам.

Удешевляется и живопись: в поздний период (XIX — начале XX века) на домовых иконах массового ремесленного изготовления встречается уже «халтурное» написание под оклад одних лишь видимых частей ликов и рук, без проработки фона, одежды и прочего (т. н. подокладная икона, подокладница, подфолежная икона).

Как любопытный факт следует отметить существование т. н. адописных икон — с тайными кощунственными изображениями: под окладом или верхним красочным слоем изображался чёрт, либо лику святого пририсовывались рога и т. п. Подобные иконы упоминаются уже в житии Василия Блаженного, но более распространёнными они оказались в XIX веке в крестьянской среде.

Большинство русских риз, по причине своей очевидной материальной ценности, не пережило выхода в 1921 году Декрета о полной ликвидации монастырского имущества в России. Конфискацией в основном занималась Комиссия по изъятию церковных ценностей.

Состав и крепёж оклада

«София Премудрость Божия»,
икона XVI века со следами гвоздей по контурам фигур и в нимбах

Оклад мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, назывался наборным. Икону не всегда всю украшали окладом сразу, нередко он наращивался постепенно: отдельные части изготавливали позднее и добавляли к уже укреплённым или заменяли прежние на новые. Икону могли дополнить богатой деталью в честь какого-нибудь важного события по вотивному посвящению. С последней четверти XVII века наборные оклады стали вытесняться цельными, которые делали из листов металла и прикрепляемых к ним венцов.

Венец с коруной и цата
Рясны

В раннем периоде все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, пробившими живопись и левкас, — эти следы можно видеть на древних иконах. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которой они и прибивались. Гвозди различной величины делали из сплавов меди или серебра. В XIX веке дешёвые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов. Для поддержания выпуклой формы венцов вокруг ликов пространство между доской и металлом заливали воском.

Элементы

  • Венец — накладной нимб, украшение вокруг головы. Венцы могут быть гладкими, прорезными, в технике ажурной или фоновой скани, с эмалями, драгоценными камнями или стразами в глухих кастах или лапках, а также с крупными зубцами — «городчатый венец».
  • Коруна (от «корона») — зубчатое или прорезное украшение, иногда завершающее венец.
  • Собственно риза — часть иконного оклада, прикрывающая изображения одежд (слово распространилось на оклад иконы целиком).
  • Рама оклада — часть оклада или самостоятельный оклад, прикрывающий только край (поля) иконы.
  • Фон — металлическое наложение (свет) на поле и позем иконы
  • Цата (др.-рус. «цята» от лат. centus — «мелкая монета») — элемент в форме перевернутого полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем. Прикрепляется к окладу так, что ложится под ликом на грудь святого — обычно крепится своими краями к внутреннему нижнему краю венца. Мог быть с узором (тиснёным, чеканным, филигранным), камнями в кастах и т. п. Отличительная черта украшения окладов образов Святой Троицы, Иисуса Христа, Богоматери и некоторых святых: Иоанна Крестителя, Николая Мирликийского и Сергия Радонежского. Символизирует чин Царства и первосвященства.
  • Украшения:

Икона Богоматерь Казанская в окладе в складене-киоте. Москва, первая половина XVII века

    • Дробница — небольшая серебряная или золотая пластинка прямоугольной или фигурной формы с отверстиями для прикрепления к иконе;
    • Запоны — застёжка-украшение (растительный орнамент и завитки) с драгоценными камнями, закрепляемая шнуром, цепочкой или планкой;
    • Плашки;
    • Рясно — подвески-украшения к венцу на окладе иконы. Название образовалось от существовавшего ювелирного украшения — женские низанные (обычно жемчугом) подвесные украшения, прикрепляемые к головному убору и прикрывающие виски;
    • Серьги, рясы, кулоны, жемчужные убрусы, зарукавья, ожерелья.

Типы

Оклад иконы «Спас Елеазаровский». XVII в., Псков

  • Чеканные металлические и шитые оклады — покрывали «доличное письмо»: всю икону, кроме изображения ликов и рук святых (то есть кроме «лично́го письма» — карнации).
  • Басменные оклады — изготавливались в технике басмы, покрывая поля и фон икон так, чтобы оставить открытыми фигуры святых, изображения архитектуры и позема. Изготавливались из тонких металлических пластин, украшенных разнообразными символическими орнаментами техникой тиснения и прочеканки.
  • Обронный оклад — оклад, выполненный из металлического листа методом чеканки.
  • Филигранный оклад

Техника

Для создания окладов применялись традиционные техники древнерусских ювелиров:

  • басма, зернь, канфарение, выемчатая эмаль, оброн, перегородчатая эмаль, скань, фольга (рельефная и прорезная), чеканка, гравировка, чернь, эмалевые расписные накладки.

Довольно часто оклады украшали драгоценными и полудрагоценными камнями или цветными стёклами, которые закрепляли с помощью металлической оправы — каста. Начиная с XVIII века, в окладах использовали также второй вид крепления камней — лапки. Жемчуг или бусины из стекла и драгоценных камней крепили с помощью штифтов. Иногда делали обнизь, пропуская через отверстия в бусах проволоку, которую крепили к окладу.

Шитые иконные оклады из тканей, а также резные золочёные из дерева встречаются сравнительно редко.

Оклады икон в истории культуры

«Св. Иоанн Креститель», Сербия. Потемневшая икона, покрытая ризой, вычеканенной из цельного металлического листа (т. н. обронный оклад)

На протяжении XVIII—XIX веков культурное русское общество не воспринимало иконы как важнейшие произведения русского изобразительного искусства, относясь к ним исключительно как к культовому объекту. Только в начале XX века, когда тёмные иконы под почерневшей олифой начали расчищать, случился прорыв. Публика впечатлилась красотой этих произведений, благодаря чему иконопись заняла то значимое в истории культуры место, которое она сохраняет и сейчас.

Во многом красота икон оставалась скрытой не только из-за потемнения ликов, но и из-за традиций украшать их окладами. И чем значимей и древнее была икона, тем труднее её было разглядеть. Поэтому в начале XX века просвещёнными людьми оклады икон стали восприниматься как нечто неправильное.

«Мадонна ди Сан Лука», Болонья

Вот что писал об этом философ князь Евгений Трубецкой в 1916 году:

Совершившееся на наших глазах открытие иконы — одно из самых крупных и вместе с тем одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры. <…>

Мы проходили мимо иконы, но не видели её. Она казалась нам тёмным пятном среди богатого золотого оклада; лишь в качестве таковой мы её знали. И вдруг — полная переоценка ценностей. Золотая или серебряная риза, закрывшая икону, оказалась весьма поздним изобретением конца XVI века, она прежде всего произведение того благочестивого безвкусия, которое свидетельствует об утрате религиозного и художественного смысла. В сущности, мы имеем здесь как бы бессознательное иконоборчество: ибо заковывать икону в ризу — значит, отрицать её живопись, смотреть на её письмо и краски, как на что-то безразличное как в эстетическом, так и в особенности — в религиозном отношении. И, чем богаче оклад, чем он роскошнее, тем ярче он иллюстрирует ту бездну житейского непонимания, которое построило эту непроницаемую, золотую перегородку между нами и иконой.

Что сказали бы мы, если бы увидали закованную в золото и сверкающую самоцветными камнями Мадонну Боттичелли или Рафаэля?! А между тем над великими произведениями древнерусской иконописи совершались преступления не меньше этого; уже недалеко время, когда это станет всем нам понятным.

Теперь на наших глазах разрушается всё то, что до сих пор считалось иконою. Тёмные пятна счищаются. И в самой золотой броне несмотря на отчаянное сопротивление отечественного невежества, кое-где пробита брешь.

— Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе. > См. также

  • Вотивные предметы
  • Киот
  • Ковчежец

Примечания

  1. Словарь Даля
  2. И. Л. Бусева-Давыдова. К иконографии Богоматери Владимирской в XVII веке
  3. Этимологический русскоязычный словарь Фасмера. Риза
  4. Ирмос 5-й песни Воскресного канона (глас 5)
  5. Деяния Вселенских соборов. СПб.: 1996. С. 584.
  6. 1 2 Ризы (оклады) святых икон (недоступная ссылка)
  7. Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон IX—XIV веков. Указ. соч. — С. 34—35.
  8. 1 2 Любовь Шитова. Русские окладные иконы конца XVII — начала XX века // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. — 2004. — № 5 (17).
  9. Пермская художественная галерея (недоступная ссылка). Дата обращения 3 августа 2008. Архивировано 27 марта 2009 года.
  10. Владимирская икона
  11. Переписная книга Московского Благовещенского собора. 1873. С. 4—5
  12. Стерлигова И. А. Драгоценный убор трёх кремлёвских чудотворных икон Богоматери // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. — М., 2006. — С. 163—164.
  13. Полное Собрание Законов Российской Империи (1720—1722) ПСЗРИ. Т. 6. СПб., 1830. С. 485—486. № 3888
  14. Полное Собрание Законов Российской Империи (1720—1722) ПСЗРИ. Т. 6. СПб., 1830. С. 658—659. № 3975
  15. Чистяков П. Г. Почитание местных святынь в российском православии синодального периода (недоступная ссылка). Дата обращения 7 октября 2009. Архивировано 20 мая 2014 года.
  16. Дмитриева Н. Икона Божией Матери Казанская // О Тебе радуется!
  17. Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон IX—XIV веков. Указ. соч. — С. 41.
  18. Статья «Оклад» в БСЭ
  19. Встречается упоминание, что этот оклад хранится в ГТГ, но это ошибка, о чём свидетельствуют каталоги.
  20. 1 2 3 4 Кравченко А. С. Икона М.: 1993
  21. 1 2 В. И. Переятенец. Русский антиквариат. — СПб., 2003. — С. 146—149. — ISBN 5-93437-145-2.
  22. Пример подокладной иконы: STORY OF A FORGERY by Pierre Gagnaux
  23. 1 2 3 Иллюстрированный словарь по иконописи
  24. Лесков Николай Семенович. Об адописных иконах // Русский мир. — 24 июля 1873. — № 192.
  25. 1 2 Словарь иконописца на основе «Словаря изографа» В. В. Филатова.
  26. Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе.

Ссылки

  • Михаил Вилькин. Оклады икон // Antiq.info : журнал. — статья о ценообразовании на современном антикварном рынке.
  • Игошев В. В. Типология и символика серебряной басмы XV—XVII веков. Дата обращения 21 февраля 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
  • Шитова Л. А. Жемчужные украшения икон конца XVII — начала XX веков. Дата обращения 21 февраля 2009. Архивировано 25 сентября 2003 года.
  • Как чистить оклады // Как правильно обращаться с иконами. Дата обращения 3 марта 2009.

Литература

  • Игошев В. В. Символика окладов икон XV—XVII вв. // Искусство христианского мира. — М., 1999. — № 3. — С. 111—122.
  • Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон IX—XIV веков. Происхождение, символика, художественный образ. — М., 2000.
  • Красилин М. М. Иконопись и декоративно-прикладное искусство. Русская икона в XVIII — начале XX веков. — М., 1996.
  • Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея. — Л., 1985.
  • Ловерду-Цигарида К. Общие сведения об окладах // Священная Великая Обитель Ватопед. Византийские иконы и оклады. — М.: ИП Верхов С. И., 2016. — С. 267—282.

Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.

Оформление иконы

Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ», это священное изображение лиц или сюжетов церковной или библейской истории. Икона занимает особенное, почетное место в доме, так как это не просто элемент интерьера, а совершенно уникальное творение.

Существует множество видов икон: живописные, лепные, вырезанные из дерева, отчеканенные, вышитые. Каждое исполнение иконы по-своему прекрасно, но, безусловно, все иконы требуют особого оформления. Именно поэтому дизайнеры и мастера Сети «Джоконда» с особым трепетом и вниманием относятся к оформлению иконы.

Эта статья расскажет вам о видах икон и о том, как наилучшим способом оформить икону.

Получить консультацию по оформлению икон

Откроется новая страница, введите на ней свой телефон и имя. Мы вам перезвоним

Виды икон по технике исполнения

1. Живописные иконы

Живописные иконы бывают нескольких типов:

  • Энкаустические
    Данные иконы выполняются расплавленными красками. Связующее вещество в таких красках – воск. Одна из разновидностей энкаустики – это восковая темпера. Иконы, выполненные в такой технике очень живописные, красочные. Множество раннехристианских икон было выполнено именно таким способом.
  • Темперные иконы
    Создавались с помощью порошковых пигментов, в которых связующим веществом выступали эмульсии. Эмульсии использовались как натуральные: смешанный с водой желток куриного яйца, соки растений, так и искусственные: масла в водно-клеевом растворе, специальные полимеры.

2. Литые, чеканные иконы

Иконы, выполненные методом металлопластики – литья или чеканки. Такие иконы изготавливаются из меди, латуни, серебра, золота и иных металлов.

3. Резные иконы

Иконы выполняются из древесины с помощью специальных резцов, мельчайшие детали прорабатываются и шлифуются, затем наступает черед тонировки и покрытия защитным составом. Иногда резную икону украшают сусальным золотом и камнями, иногда оставляют без декорирования, просто покрывая древесину лаком.

4. Печатные или типографские репродукции иконы

Первые литографии и хромолитографии появились в России сравнительно недавно, в 30-40-х годах XIX века. Их выпускали в монастырских типографиях, и на них были воспроизведены наиболее известные и почитаемые святыни. Печатные репродукции икон пользовались большим спросом, особенно у простого народа, который не мог позволить себе дорогостоящую литую или живописную икону.

5. Иконы, вышитые бисером

Иконы, вышитые бисером, выполняются в разных техниках шитья:

  • Иконы, вышитые бисером
  • Иконы, выполненные в смешанной технике (с использованием нитей, бисера и камней)

Тонкости и нюансы оформления различных видов икон

Оформление живописных икон

Живописные иконы зачастую оформляются в багетные рамы. Использование стекла, как защиты от воздействия окружающей среды возможно по желанию заказчика, но необходимо соблюдать определенные каноны. Если Вы решили защитить икону и используете стекло, необходимо помнить, что стекло не должно касаться иконы. Эта задача может быть решена двумя способами:

  • Изготовление двойной рамы. В таком случае стекло устанавливается между внутренней и внешней рамой (при этом багет внутренней рамы чаще всего более узкий, иногда вместо внутреннего багета используется кант (слип), тогда как багет внешней рамы более широкий). Этот способ позволяет не только защитить икону и «отодвинуть» от нее стекло, но и добиться декоративных эффектов.
  • Изготовление глубокой рамы. В таком случае в раме под стеклом на основании устанавливается дополнительная «коробочка» из второй рамы – в которую устанавливают икону. Этот способ — самый близкий к старинному оформлению иконы в киот. В Сети Студий Багетного Дизайна «Джоконда» мы можем предложить Вам изготовить «дверцу» в оформлении, таким образом, Вы сможете извлечь икону из рамы, что превратит Вашу раму в настоящий киот.

Так же Вы можете объединить несколько икон в одной раме, создав единую композицию, сделав полноценный алтарь.

Оформление литых, чеканных и резных икон

Происходит похожим образом, что и оформление живописных икон; в данном случае стекло используется реже, по желанию заказчика. Как литые, чеканные так и резные иконы можно оформить без стекла и со стеклом: с использованием двух рам и свободным пространством между ликом иконы и поверхностью стекла. Можно так же изготовить киот – этот вид оформления иконы прекрасно подойдет как для резных, так и для литых и чеканных икон, а разнообразие багета с различными оттенками и видами серебрения и золочения, а так же багета с тонированным, крашеным и мореным покрытием поможет добиться тончайших цветовых перекличек с оттенками металла литых или чеканных икон, росписью или натуральной структурой дерева резных икон.

Печатные или типографские репродукции иконы

Печатные или типографские репродукции известных икон можно обрамлять так же, как и живописные иконы, в багет, единственное отличие в данном случае будет заключаться в обязательном использовании стекла, желательно с фильтрами защиты от ультрафиолетового излучения, что позволит защитить икону от воздействия окружающей среды.

Иногда, по желанию заказчика, репродукции икон оформляют с использованием паспару, для того, чтобы закрыть ветхие края (в случае, если репродукция старинная).

Оформление икон, вышитых бисером

Иконы, выполненные бисером, невероятно красивы и полны внутреннего сияния. Оформление икон, вышитых бисером, требует особенного подхода. Натяжка вышивки на основу и изготовление рамы должно быть выполнено с ювелирной точностью, так, чтобы было видно все бисеринки, и ни одна из них не была скрыта багетом. Если икона выполняется не только бисером и для декора используются камни и крупные бусины, то использования канта для отделения лика иконы от стекла порой бывает недостаточно. В таком случае кант необходимо заменить багетом с узким профилем, который бы обеспечивал воздушную подушку и в то же время отлично сочетался по оттенкам и структуре декора с рамой. Если на Вашей иконе имеется крестик, то данное правило справедливо и в этом случае: крестик должен быть свободно расположен внутри и не касаться стекла. Для икон, вышитых бисером, лучше всего использовать багет с золочением, оттенок которого совпадает с оттенками бисера, которым выполнены детали иконы. Если на Вашей иконе преобладают холодные оттенки, использован серебристый бисер, то багет для такой иконы необходимо выбирать соответственный: с покрытием «серебрение», отталкиваясь от оттенков бисера самой иконы. Классический багет с покрытием «золочение» и «серебрение» подчеркнет торжественность иконы, ее благородство.

Икона — не просто произведение искусства или искусно выполненное изображение. Икона — олицетворение святости, непорочности и чистоты. Иконы оберегают наш очаг и занимают в нашем доме особое место. Конечно же, каждому из нас хочется, чтобы икона, особенно если она выполнена своими руками, была достойно оформлена. Обрамление помогает сохранить икону на долгие годы и придает ей торжественный вид. Иконы принято оформлять в классический багет с золочением, с пышным, даже торжественным декором. В Сети Студий Багетного Дизайна «Джоконда» Вы можете оформит икону в великолепный багет недорого.

Дизайнеры нашей сети обладают огромным опытом в оформлении икон, и будут рады помочь Вам и сделать Вашу икону еще более выразительной, завершенной.

Наши мастера выполняют обрамление икон, в том числе икон, вышитых бисером, с особой тщательностью и вниманием. Мы уверены, Вы останетесь довольны результатом!

Будем рады видеть Вас в наших салонах!

История происхождения и особенности киота

Все без исключения иконы требуют бережного отношения к себе и хранения в правильно созданных условиях. Если не следовать этому правилу, то со временем может произойти потускнение красочного слоя изображения, деформация полотна, на котором написан образ Святого и т. д. Чтобы уберечь икону от таких неприятностей, следует позаботиться о наличие приспособления для хранения икон — киота. Что такое киот и как его выбрать?

История киота

На самом деле киот представляет собой приспособление с интересной историей происхождения. Прежде всего оно было создано для того, чтобы защитить ауру иконы и создать для нее подобие храма. Что касается первых в истории человечества киотов, то они были созданы для того, чтобы в них хранились не иконы, а другие реликвии, к примеру, скрижали завета. Иудеи использовали киоты для хранения свитков Торы — божественной книги. Христиане, в свою очередь, использовали киоты для хранения мощей Святых.

Киот аналойный сложный резной с сенью

Свою огромную популярность киот завоевал в эпоху Средневековья, когда в нем было принято хранить исключительно иконы. В это же время к таким приспособлениям начали относиться, как к самостоятельным произведениям искусства, которые стали неотъемлемой частью интерьера храма.

Конструкция и особенности

Киот представляет собой небольшой легкий ящик, предназначенный для хранения иконы и ее защиты от влияния негативных факторов — сырости, солнечных лучей, паров кислот и т. д. Настенные киоты, к примеру, киот малый аналойный, предназначены для хранения икон в домашних условиях. Такие приспособления представляют собой подобие открывающихся или глухих ящиков, для изготовления которых могут использоваться такие материалы, как дерево, стекло и пластик. В то же время икона, помещенная в киот, должна вентилироваться, поэтому такой футляр априори не может быть герметичным (это бы поспособствовало появлению плесени и окислов на поверхности иконы).

В то же время киот нельзя назвать обыкновенным ящиком, а все потому, что внутри него создается особый микроклимат, защищающий икону от грязи, пыли, копоти, испарений кислот и т. д. В полости киота икона закрепляется с помощью брусочков из дерева, гофрокартона или бумаги высокой плотности. Если размеры иконы не соответствуют размерам киота, то ни в коем случае нельзя искусственно корректировать ее параметры путем спиливания и т. д. Такие действия могут привести к порче иконы. Также не рекомендуется допускать того, чтобы поверхность иконы плотно соприкасалась со стеклом киота, так как между двумя поверхностями должно быть воздушное пространство.

Киот, обеспечивающий подходящие условия для хранения икон дома, должен соответствовать таким требованиям:

  • при вставке иконы в киот расстояние от ее поверхности до стекла киота должно составлять 2-3 сантиметра;
  • шпонки доски иконы, защищающие последнюю от деформации, не должны упираться в стенки ящика для их хранения;
  • зазор между шпонкой и боковой стенкой должен равняться минимум одному сантиметру;
  • если икона написана на полотне, то расстояние от ее поверхности до стекла должно равняться не более, чем пяти миллиметрам.

Настенный киот

В храмах для хранения икон используются переносные киоты, которые обычно имеют крупные размеры. Также в продаже можно найти приспособления для хранения икон, которые украшены декоративными элементами — резьбой, искусственными камнями и т. д.

Ныне приобрести киоты можно не только в храмах, но и в интернет-магазинах. Стоимость приобретения полностью будет зависеть от его размеров, используемых материалов и дизайна. Наиболее дорогостоящими будут киоты, для производства которых были использованы драгоценные металлы и камни, наиболее дешевыми — деревянные. Также доступно изготовление киота на заказ, однако такое изделие будет стоить гораздо дороже того, которое уже есть в продаже.

Верующие люди, благоговейно относящиеся к святым образам, стараются защитить их от любых возможных повреждений и пыли. Киот для иконы – надежная защита и одновременно украшение. В него можно поместить не только старую писанную икону, но и любой образ. Какими бывают киоты и можно ли сделать их своими руками?

История возникновения киотов

Термин «киот» имеет греческое происхождение и дословно трактуется как ящик, ковчег. Раньше киотами называли ларцы, в которых хранились нетленные мощи святых. В русском языке это понятие обозначает раму, ларец, ящик, витрину. В архитектуре так именуется ниша в стене, в которой располагают иконы.

Киот для иконы – надежная защита и одновременно украшение

В Средние века киоты приобрели статус украшения. Мастера выполняли ларцы тонкой работы, похожие на произведения искусства. С тех пор они стали неотъемлемой частью оформления икон как декор и защита от выцветания и любых повреждений. В большинстве случаев киоты изготавливаются вручную. В современном понимании киот – это рама или ящичек, застекленный с одной стороны, в который помещается икона. Благодаря стеклу образ защищен, но его хорошо видно.

Разновидности киотов с фото

Вид, размер и особенности изготовления рамы зависят от иконы, для которой она готовится. Обычно киоты делают под определенный образ с учетом его размеров.

Настенные

В большинстве случаев киоты изготавливают из дерева, чаще всего из дуба, сосны и березы. Встречаются изделия из металла, стекла и пластика.

Конструкции, предусмотренные для размещения на стене, могут быть разных форм и размеров, с декорацией и без таковой, со стеклом или без него, со специальной дверкой на петлях, для одного или более образов. Сзади они оснащаются специальным креплением, позволяющим поместить их на стену. Деревянные настенные киоты используются в храмах и в жилых домах.

Напольные

В киотах такого типа обычно размещают большие иконы, но не обязательно в человеческий рост. В этом случае шкафчик имеет мощное основание, возможно дополнение подсвечником. Дизайн и форма могут быть любыми, равно как и стиль выполнения. Размещают такие ларцы в храмах или на улице.

Резные

Резьбу можно назвать наиболее подходящим способом украшения святых икон. Используются резные рамы, замысловатые узоры на напольных киотах вверху, вокруг образа и ниже на основании.

Резное оформление украшает, акцентирует внимание, но не мешает и не отвлекает.

НастенныеНапольныеРезные

Прямые

Наиболее распространенный вид ларей для икон – простые прямоугольники или квадраты. Может наблюдаться некоторое сглаживание углов и застекление, но без резьбы. Подобные изделия чаще можно встретить в домах. Обычно они небольшие и удобные для транспортировки.

Арочные

Форма иконы не всегда прямоугольная. Поэтому и рамы для них выполняют в соответствии с особенностями образа. Ларцы арочного типа зачастую выполняют для оформления мерных образов, на которых изображается святой, чьим именем крещен младенец.

Фигурные

Стандартная форма киота может быть дополнена в верхней части декоративной фигурной короной. Рисунки выполняются разные: простые с волнообразными линиями или витиеватые, сложные узоры с резьбой.

ПрямыеАрочные Фигурные
>Видео «Как сделать киот для иконы своими руками?»

В этом видеоролике представлен мастер-класс по изготовлению рамы для святого образа.

Как сделать киот своими руками

Самостоятельное выполнение рамы для иконы может показаться сложным процессом, но эта работа под силу многим, даже начинающим мастерам или любителям. Технология изготовления, форма и особенности оформления зависят от размера образа и выбранного вида будущего ларца. Прежде всего, нужно провести замер иконы. Чтобы постоянно не уточнять размеры, можно выполнить простой чертеж и ориентироваться по нему.

Необходимые инструменты и материалы

Перед началом работы нужно подготовить некоторые инструменты. Понадобится:

  • мелкая ножовка по дереву;
  • стусло;
  • струбцина;
  • железная линейка-уголок;
  • универсальная отвертка;
  • пассатижи и бокорезы;
  • наждачная шкурка и держатель для нее;
  • электрическая дрель со сверлами;
  • молоток;
  • нож с запасными лезвиями;
  • пистолет для герметика;
  • мягкий шпатель;
  • кисточки для обработки готового изделия лаком.

Чтобы ларец служил долго, в качестве передней дверки вместо пластика лучше выбрать стекло. Совет автора

Для изготовления ларца нужны следующие материалы:

  • деревянная рамка (багет);
  • рейки для боков ларца;
  • фанера, оргалит, доска для задней стенки;
  • гвозди, саморезы, петли и застежка для дверки;
  • шнур для подложки между корпусом и дверкой;
  • клей;
  • шпатлевка по дереву;
  • герметик;
  • стекло;
  • средство для финишной обработки (лак, морилка).

Рамы для икон можно сделать самостоятельно

Изготовление внутренней рамки

Выполняется подобно раме для картины. Нужно распилить профильные бруски под углом 45° по размеру образа и склеить. Чем толще икона, тем толще должны быть брусья. Если образ выполнен на холсте и у него нет подрамника, можно натянуть его на лист фанеры не толще 6 мм.

Изготовление внешней рамки

Важно заранее оценить требуемые размеры, так как ширина рамы – это глубина ларца. Чтобы установить стекло нужно обеспечить борозду. Для этого к кромкам планок киота приклеивают фасадные бруски по размеру и толщине. Внутри внешней рамы должна расположиться внутренняя. Прежде чем склеивать углы планок, нужно запилить их под углом 45°.

После того как клей высохнет, в каждом углу нужно выполнить по 2 пропила и вклеить в них плоские шипы. Это обеспечит долговечность изделия. Опытные мастера не рекомендуют для этой цели использовать саморезы, гвозди и уголки из металла. Излишки вклеенных шипов срезаются, а рама шлифуется наждаком. Далее изготавливается по размеру задняя стенка.

Общие работы

Обе рамки покрываются тонировкой и лаком. Далее все подготовленные части собираются. Стекло, вырезанное под корпус, фиксируется силиконом. Икону помещают во внутреннюю раму, размещенную внутри ларца. Снаружи закрывают заднюю стенку и крепят ее степлером. Чтобы поместить киот на стену, нужно оборудовать его навесом.

Святые иконы размещают в киотах – деревянных застекленных ларцы, защищающих образы. Они могут быть простыми или со сложной резьбой и украшениями. При желании киот можно изготовить самостоятельно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *