Что такое мытарь

«Боже, милостив буди мне грешному!» – такую молитву произносят христиане ежедневно в утреннем молитвенном правиле (важность её подчёркивается тем, что читают её в самом начале утренних молитв – сразу после слов «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа»). Эта краткая, но такая горячая, такая отчаянная молитва, имеет название – молитва мытаря. Пришла она из одной из самых известных притч Иисуса Христа, известной как притча о мытаре и фарисее.

В этой притче описывается, как молились в храме два человека – фарисей и мытарь. Фарисей благодарил Бога за то, что он лучше многих людей – грабителей, развратников и прочих грешников, что он не похож на этого мытаря, что он регулярно постится и десятую часть доходов жертвует, мытарь же стоял, не смея поднять глаза, и восклицал, ударяя себя в грудь: «Боже, милостив буди мне грешному!» Смысл притчи понятен: мало жить праведно – надо ещё правильно к себе относиться… в конце концов, фарисей тоже был неплохим человеком (кто из нас может сказать, что строго соблюдает все посты и отдаёт на благотворительность десятую часть доходов?) – но истинный праведник тем и отличается от праведника показного, что праведность для него – естественное состояние, и своей заслугой он её не считает…

С фарисеем тоже всё ясно – это представитель религиозно-политического направления в Иудее, Спаситель часто критиковал фарисеев за уверенность в собственной праведности. А вот мытарь… кто это такой? И почему именно его Спаситель в притче противопоставляет фарисею? Может, это поможет нам найти ещё какой-то смысл в притче?

Старинное слово «мыто» означает «подать», «пошлина», «налог». Именно от него происходит название города Мытищи в Московской области – в старину здесь брали пошлину с торговцев, шедших с Яузы в Клязьму. Мытарем же назывался сборщик податей, в современном мире ближе всего к этому понятию налоговый инспектор, отчасти – таможенник (к слову, в некоторых современных славянских языках – белорусском, украинском, болгарском – таможенник называется «мытником»).

Платить налоги люди не любили во все времена – не меньше, чем сейчас – и потому фигура «налоговика» никогда не вызывала симпатии. А в Иудее начала нашей эры такое отношение усугублялось ещё одним обстоятельством: Иудея находилась под властью Рима, именно Риму шли собираемые налоги. При таких обстоятельствах мытарь был человеком, работающим на завоевателей – что делало сборщика налогов ещё более ненавистным человеком для соплеменников. Впрочем, мытари нередко сами давали дополнительный повод к такому отношению, занимаясь вымогательством, хищениями – т.е. злоупотребляя служебным положением.

Учитывая всё вышесказанное, мытарь действительно выглядит удобным «фоном», на котором гордый своим благочестием человек может демонстрировать показную праведность (невольно вспоминаются слова А.Барто: «Звезда на тёмном небе особенно ярка»… напомним, в том стихотворении идёт речь о школьнице, с удовольствием перечисляющей двойки одноклассников).

Но оказывается, и у такого человека может быть и способность к покаянию, и право на покаяние! И не надо ни на ком ставить крест – ни по моральным критериям, ни тем более – по профессиональным. Такая ситуация описана в Евангелии: мытари приходят к Иоанну Крестителю – и он их не отвергает, он лишь советует им не брать лишнего при сборе налогов (в конце концов, раз уж историческая реальность такова, это тоже кто-то должен делать – пусть хотя бы делает порядочный человек) – и почему-то хочется верить, что эти люди такому совету последовали… ведь верил же Иоанн Креститель, что ни одна профессия не является препятствием ни к вере, ни к покаянию!

А всегда ли помним об этом мы? Сантехник – значит, пьяница, депутат – значит, вор… сколько у нас таких стереотипов? Иной раз приходится слышать от единоверцев: «Православный человек не может быть президентом!» – и далее идёт «список» всего, что делает президент вплоть до организации «бесовских» Олимпийских игр (при этом всё-таки предполагается, что кто-то президентом быть должен, кто-то должен всё это делать… в общем, «один я в белом» – совсем как тот фарисей из притчи). Но, как видим, ни Иоанн Креститель, ни Спаситель с этим бы не согласились… и самое время вспомнить об этом во время поста – когда приходит время пересмотреть своё отношение к жизни, к людям. И тут нелишне будет вспомнить, как объяснил Ж.Б.Мольер, чем истинные праведники отличаются от показных: «Им в людях радостно хорошее найти!» – в любых людях, даже в мытаре… и даже в президенте.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (414)

Текст притчи

The Pharisee and the Publican (Le pharisien et le publicain) by James Tissot, 1886-94

Синодальный перевод Новый русский перевод Международного Библейского Общества, 2010 год
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Тем, кто был уверен в собственной праведности и с презрением смотрел на других, Иисус рассказал такую притчу:

– Два человека пришли во двор храма помолиться. Один из них был фарисей, а другой – сборщик налогов.

Фарисей, встав, молился о себе так: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди: воры, мошенники, неверные супруги или как этот сборщик налогов.

Я пощусь два раза в неделю и даю десятину со всякого дохода».

А сборщик налогов, стоя вдали, не смел даже глаз к небу поднять, но бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику».

Говорю вам, что именно этот человек пошел домой оправданным перед Богом, а не первый. Потому что каждый, возвышающий себя, будет унижен, а каждый принижающий себя будет возвышен.

(Лк. 18:9-14)

Толкование

В тексте Евангелия сказано, что притча о мытаре и фарисее была адресована Спасителем людям, которые хвалятся своей праведностью и уничижают других, считая их ниже себя. Поэтому ее цель — показать, что никому не следует судить о своей праведности, исходя из собственных на этот счет представлений, и относиться к другим с презрением.

Джон МакАртур отмечает, что притча о мытаре и фарисее иллюстрирует, как грешник, абсолютно не имеющий личной праведности, может быть признан праведным перед Богом благодаря действию веры и покаяния. Уверенность же во врожденной праведности является тщетной надеждой, влекущей за собой осуждение (ср. Рим.10:3, Флп.3:9).

The Pharisee and the Publican, published in Thomas Cranmer’s Catechismus. Woodcut, 4.2 × 4.9 cm, British Museum, London.

Блаженный Феофилакт раскрывает смысл этой притчи так: «…праведность, хотя бы она заслуживала удивления в прочих отношениях и приближала человека к Самому Богу, но если допустит до себя высокомерие, низвергает человека на самую низшую ступень и уподобляет его бесу».

Итак, образом человека, полагающегося на свою праведность и превозносящегося ею, в притче выступает фарисей, пришедший помолиться в храм.

«Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…» (Лк. 18:11)

Из слов обращения фарисея к Богу получается, что цель его — это не молитва, а сообщение о своем благородстве. Согласно комментарию Даласской Семинарии, мерилом праведности фарисею служили другие люди. Однако, все зависит от того, с кем мы сравниваем себя. И если мы сопоставляем свою жизнь с жизнью Иисуса Христа и со святостью Божией, нам останется лишь сказать: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!»

Мытарь, также пришедший в храм, просит милости по отношению к себе, кается, бьет себя в грудь и даже не смеет поднять глаза на небо, хотя последнее было обыкновенно для иудейской молитвы. Движения мытаря изобличают глубокое раскаяние в своих грехах. Молитва его предельна кратка, потому что страх и стыд не позволяли ему сказать больше.

За все это мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. «Ибо нечист пред Господом всякий высокородный, и Господь гордым противится, а смиренным дает благодать» (Притч. 3:34).

Так Господь напомнил Своим слушателям, что в противоположность внешним человеческим проявлениям праведности смиренный дух более приятен Богу, а гордость умаляет высоту любого подвига.

Интересно

• Хотя эта история называется притчей, однако никаких аналогий здесь нет. Это, скорее, описание различных характеров и высказываний тех, кто гордо оправдывает себя, и тех, кто смиренно осуждает себя, а также их различных положений перед Богом. Это факты из повседневной жизни. Толкование Мэтью Генри

Молящийся мытарь

• Целью притчи, несомненно, было несколько понизить сознание собственного достоинства среди учеников Христа («избранные» — стих 7) и научить их смирению. К фарисеям же Христос не мог обратиться с притчей, в которой прямо выводится фарисей. Притом фарисей, выведенный в притче, вовсе не показался бы фарисеям заслужившим осуждение от Бога: его молитва должна была им казаться совершенно правильной. Толковая Библия Лопухина

• Два человека вошли в храм помолиться… Это не был час общей молитвы; они пришли в храм для личного поклонения Богу, как обычно поступали благочестивые люди в то время, когда храм был не только местом, но и средством совершения богослужения. Бог обещал в ответ на просьбу Соломона, что всякая молитва, совершенная в храме, или в сторону храма, будет скорее услышана. Христос — наш храм, обращаясь к Богу, мы должны взирать на Него. Толкование Мэтью Генри

• Фарисей, при всей своей гордости, не мог ставить себя выше молитвы, и мытарь, при всем своем смирении, не мог смотреть на себя как на лишенного права прибегать к молитве. Толкование Мэтью Генри

Молящийся фарисей

• Приметь и то, что фарисей не сказал в единственном числе: я не грабитель, не прелюбодей, как прочие. Он не позволил даже просто на словах приложить поносное имя единственно к своему лицу, но употребил сии названия во множественном числе, о прочих. Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского

• Его поведение было типичным для самых худших в фарисействе. Вот сохранившаяся запись молитвы одного равви: «Я благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты позволил мне принадлежать к тем, кто восседает в Академии, а не к тем, кто сидит на перекрестках улиц; ибо я встаю рано, и они встают рано: я встаю ради слов закона, а они — ради суетных дел; я тружусь, и они трудятся: я тружусь и получаю награду, а они трудятся и не получают ее; я бегу, и они бегут: я бегу к жизни мира грядущего, а они — в преисподнюю». Имеется письменное доказательство, что равви Джакая сказал как-то: «Если в мире только два праведных человека, то они я и мой сын, если же в мире всео только один праведный, то это — я!» Комментарии Баркли

Мытарь и фарисей

• После такой молитвы мытарь «пошел» (точнее «сошел», ср. стих 10) домой «оправданным», т.е. Бог признал его праведным и дал ему это почувствовать особой радостью сердца, особым чувством умиления и успокоения (Тренч, с. 423), потому что оправдание не есть только акт, совершающийся в Боге, но и переходит на оправданного человека. Мысль об этом оправдании, как совмещающем в себе и признание человека праведным, и усвоение человеком праведности Божией, раскрыта была еще до написания Евангелия от Луки апостолом Павлом в его Посланиях, и, без сомнения, евангелист Лука, употребляя выражение «оправданный», понимал его так, как его учитель, апостол Павел. Толковая Библия Лопухина

• Из этой притчи мы, несомненно, узнаем многое о молитве:

  1. Гордый человек неспособен молиться. Врата небесные столь низки, что войти в них можно только на коленях;
  2. Человек, презирающий своих братьев, не может молиться;
  3. Молитва сравнивает нашу жизнь с жизнью Бога.

Комментарии Баркли

Богослужебное употребление

Основная статья: Молитва мытаря

Слова евангельского мытаря стали покаянной христианской молитвой, получившей название «Молитва мытаря».

Сюжет притчи о мытаре и фарисее. Мытарь. Роспись стены в притворе храма. Валаамский монастырь, Карелия.

В богослужении Православной Церкви эта притча читается во время литургии в воскресный день, называемый «Неделей о мытаре и фарисее». Он наступает за три недели (седмицы) до начала Великого поста. С утрени (одной из частей богослужения этих суток, обычно совершаемой в предшествующий субботний вечер) начинается использование Постной Триоди — сборника богослужебных текстов, предназначенных для употребления в течение Великого поста.

В знак того, что жизнь христиан должна иметь в своей основе смирение, образцом которого является смирение Христа, а не гордость, примером которой является мнение о себе фарисея из притчи, Устав Церкви отменяет пост в среду и пятницу той седмицы, которая начинается Неделей о мытаре и фарисее. Это установление символизирует отказ христианина от мнимой праведности фарисея («… пощусь два раза в неделю…»).

Мотивы притчи в песнопенях Постной Триоди:

Не помолимся фарисейски, братие: ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны Боже, грешныя.

Фарисей тщеславием побеждаемь, и мытарь покаянием приклоняемь, приступиста к Тебе единому Владыце: но ов убо похвалився, лишися благих: ов же ничтоже вещав, сподобися дарований. В сих воздыханиих утверди мя Христе Боже, яко Человеколюбец.

Вседержителю Господи, вем, колико могут слезы: Езекию бо от врат смертных возведоша, грешную от многолетных согрешений избавиша, мытаря же паче фарисеа оправдаша: и молюся, с ними причтав, помилуй мя.

Мытаря и фарисеа различие разумевши душе моя, онаго убо возненавиждь гордынный глас, оваго же ревнуй благоумиленной молитве, и возопий: Боже очисти мя грешнаго, и помилуй мя.

> Примечания

  1. Толкование Даласской семинарии.
  2. Комментарии Баркли.
  3. Толкование Мэтью Генри.

Кто такой мытарь

Слово пришло в русский язык из церковнославянского. При переводе Библии так назвали иудейских сборщиков податей. В современном русском языке ударение ставится на первый слог, в церковнославянском — на второй.

Происхождение слова

Представлено во всех группах славянских языков.

Есть две версии его происхождения:

  • заимствовано из древневерхненемецкого mutari;
  • образовано от общеславянского «пошлина», произошедшего от древневерхненемецкого muta (подать, пошлина).

В древнерусском языке «мыт» означал место остановки возов и лодок.

Государственные пошлины стали называть «мыто». Сборщиков — «мытниками». Таможню — «мытня», «мытница».

До нашего времени дошел договор от 911 года, заключенный между князем Олегом и Византией. Уже в нем есть упоминания о мыто.

Мытники в Древней Руси собирали с купцов плату за провоз и продажу товаров. Часто их называли лихоимцами и притеснителями.

Значение понятия в Библии

Для понимания библейских текстов необходимо знать, кто такие мытари и фарисеи.

Первые — сборщики податей в Иудее в пользу римской казны, алчные и жестокие. Сограждане презирали их за предательство.

Вторые — уважаемые народом, глубоко верующие люди, соблюдавшие все религиозные правила.

Бог милосерден ко всем. Избранный Христом апостол Матфей собирал подати.

История мытарства

В современном русском языке в память об истории мытарства осталось слово «мытарить» (мучить).

Появление мытарства

В Древнем Риме можно было купить разрешение на право собирать с населения пошлины и другие сборы. Откупщики вносили деньги в казну, а потом собирали их с населения.

Мытарство появилось, когда откупщики стали нанимать сборщиков.

Сборщики стремились побыстрее вытрясти из должников деньги. Угрожали расправой, унижали, отправляли в тюрьму.

В то время Иудея была провинцией Рима. Сборщиков податей нанимали из местного населения. Народ презирал их как прислужников иноверцев и язычников.

Сборщики брали гораздо больше положенного. Наживались за счет людей, не знавших таможенных тарифов.

В Евангелии от Матфея (Мф 5:46) они уравнены с грешниками.

Развитие и дальнейшая судьба

В Древней Руси в XII-XIII веках с появлением границ между княжествами появились таможенные заставы для контроля за перемещением товаров. Величину пошлин устанавливал князь. Мытники входили в княжескую дружину.

С купцов брали пошлину:

  • при проезде через внешние и внутренние заставы — «мыто» (сухое, водяное);
  • в городах за право торговли — «замыт».

От «мыто» произошло название подмосковного города Мытищи, где собирали пошлину при перевозе товаров через реку Яузу.

В XIII веке татаро-монголы ввели свою пошлину — тамгу. Впоследствии это название перешло на таможенные платежи и на место их сбора — таможню.

Единая таможенная политика начала складываться в Российском государстве в XVI веке. В 1653 году был принят Таможенный устав, в 1667 году — Новоторговый устав. Разрозненные сборы заменила единая система таможенных пошлин.

Сейчас таможенные платежи — важнейший источник государственного бюджета.

Современное положение

В толковых словарях кроме библейского значения есть и «сборщик мыта в Древней Руси», и «таможенник».

Похожа на мытарство деятельность современных коллекторов. Это посредники между кредитором и заемщиком, профессиональные сборщики долга за определенный процент.

Но в современном обществе так обычно называют работников налоговых органов.

Сложная система налогов и сборов обеспечивает функционирование государства. В России уплата налогов — крупнейшая экономическая и социальная проблема. Действующим законодательством (Налоговым и Уголовным кодексами) за неуплату предусмотрены наказания.

Притча Иисуса Христа о необходимости признания своих грехов. Упоминается в Новом Завете в Евангелии от Луки (Лк. 18-9-1).

Цель текста

Показать, что никто не должен утверждать, что праведен, и презирать других. Покаяние жизненно необходимо и явным грешникам — за их грехи, и считающим себя праведными — за их гордыню.

Суть и сюжет

«Фарисей» стало понятием, обозначающим ханжу и лицемера. Но фарисеем был апостол Павел.

Необходимо правильно понимать значение слова в Библии. «Фарисей» происходит от древнееврейского глагола, обозначавшего «отделять» (от нечистоты, от нечистых людей). Это были богобоязненные люди. Стремились точно осознать и исполнить Божий Закон.

В притче фарисей говорит себе и Богу, что соблюдает все правила. Постится дважды в неделю, отдает десятую часть дохода в жертву храму.

В молитве благодарит Бога за свою праведность и осуждает других.

В своей обычной жизни фарисей, вероятно, натерпелся от беззакония. Он высказывает презрение к сборщику податей.

Сборщик раздавлен своей греховностью:

  • приходит только к порогу храма;
  • не смеет поднять глаза на небо;
  • бьет себя в грудь и искренне молится;
  • просит Бога о милости.

Притча заканчивается тем, что грешник за свое смирение перед Богом вышел из храма более оправданным (помилованным), чем праведник.

Толкование

Фарисей судит и себя, и других вместо Бога. Ему свойственны самомнение и ложная успокоенность. Но все люди — грешники перед Богом.

Чтобы получить прощение, надо смириться, а возвышающий себя будет унижен.

В церковных проповедях часто говорят о современных фарисеях, считающих себя непогрешимыми, но замечающих грехи других.

Неделя о мытаре и фарисее

Название недели происходит от евангельской притчи о них. На литургии будут читать Евангелие от Луки (Лк. 18-9-1).

Слово «неделя» на церковнославянском языке обозначает воскресенье. После этой недели (воскресенья) начинается сплошная седмица, то есть дни с понедельника по субботу, в которых нет поста.

Даты и сроки

Это первое из четырех подготовительных воскресений к Великому посту. После этого воскресенья подготовка длится три календарных недели. То есть, притча о мытаре и фарисее вспоминается православной церковью за четыре недели до праздника Пасхи — Воскресения Христова — который имеет разные даты празднования каждый год.

Даты первого подготовительного воскресенья и Великого поста в 2018 — 2020 годах по новому стилю:

  • 2018 — 28 января, с 19 февраля по 7 апреля;
  • 2019 — 17 февраля, с 11 марта по 27 апреля;
  • 2020 — 9 февраля, с 2 марта по 18 апреля.

Значение недели

Напоминает о покаянии и смирении. Смирение — это умение видеть свои недостатки и обуздывать гордыню. Это трезвость, мудрость, уважение к другим. Искреннее раскаяние грешника лучше, чем фарисейская гордыня.

Начиная с этой недели за всенощной поют «Покаяния отверзи ми двери…». Это песнопение будет на каждой воскресной всенощной вплоть до пятого воскресенья Великого поста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *