Что такое пятидесятница

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Смотреть что такое «ПЯТИДЕСЯТНИЦА» в других словарях:

  • пятидесятница — троица Словарь русских синонимов. Пятидесятница см. Троица Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

  • Пятидесятница — 1. ПЯТИДЕСЯТНИЦА см. Пятидесятник. 2. ПЯТИДЕСЯТНИЦА, ы; ж. Одно из названий праздника христианской церкви, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи (первый день этого праздника называют днём Пресвятой Троицы или Троица, а второй днём Святого… … Энциклопедический словарь

  • ПЯТИДЕСЯТНИЦА — ПЯТИДЕСЯТНИЦА, пятидесятницы, жен. 1. женск. к пятидесятник (публиц.). 2. Один из т.н. двунадесятых праздников у христиан, то же, что троицын день (церк.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • Пятидесятница — второй из трех великих праздников древнееврейскогонарода. Установлен в память дарования народу закона при горе Синае;праздновался в пятидесятый день после Пасхи. П. приходилась к окончаниюжатвы и собирания плодов, первые начатки которых… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Пятидесятница — ПЯТИДЕСЯТНИЦА, смотри Троица. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПЯТИДЕСЯТНИЦА — христианский праздник, совершаемый в седьмое воскресенье после Пасхи и посвященный сошествию Святого Духа на апостолов на пятидесятый день по воскресении Христа. В Деяниях апостолов (2:3 4) рассказывается: И явились им разделяющиеся языки, как бы … Энциклопедия Кольера

  • Пятидесятница — I. ИЗРАИЛЬСКИЙ ПРАЗДНИК ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ. Праздник Седмиц (Исх 34:22; Втор 16:10; 2 Пар 8:13), называемый также праздником Урожая, или Днем первых плодов (Исх 23:16; Чис 28:26), был вторым большим праздником, отмечавшимся в Израиле ежегодно (см.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Пятидесятница — Пятидесятница название генетически связанных праздников в иудаизме и христианстве: В иудаизме праздник Шавуот, отмечаемый на 50 й день после Песаха. Пятидесятница христианский праздник, отмечаемый на 50 й день после Пасхи. В… … Википедия

  • пятидесятница — троица , церк., калька греч. πεντηκοστή (ηΏμερα) пятидесятый день после пасхи . Это слово было заимств. без перевода в др. русск., цслав. пѧтикостии ж., пѧтикостие (ср. р.) – то же; см. Фасмер, Гр. сл. эт. 147; Соболевский, РФВ 20, 259 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Пятидесятница — второй из трех великих праздников древнееврейского народа. Установлен в память дарования народу закона при горе Синай, праздновался в пятидесятый день после Пасхи. П. приходилась к окончанию жатвы и собирания плодов, первые начатки которых… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сретенская семинария 18.06.2016 18797

Мы празднуем Пятидесятницу – день Сошествия Святого Духа на апостолов Христовых, начало их проповеди, рождение Церкви Христовой. Все ли мы знаем об этом дне?

Зачем апостолам был дан дар говорения на языках, и почему он просуществовал недолго и не сохранился до нашего времени? Как вышло, что это чудо некоторыми было осмеяно? Почему Дух Святой сходит видимым образом, в виде языков огня? И что это за ветер, который ворвался в горницу? Если Святой Дух сошел только на 12 апостолов Христовых, почему на иконах, посвященных Пятидесятнице, изображается Божия Матерь? И почему праздник Пятидесятницы православные называют еще Троицей?Мозаика купола церкви Осиос Лукас. Фокиде. Ок.1000г.Знаете ли вы, что такое Глоссолалия?

Глоссолалия – явленный в Древней Церкви дар говорения (проповеди) на незнакомых иностранных языках. Дар языков – глоссолалия – представляет собой исключительное явление в Церкви, в жизни верующих первых двух веков. Возможность говорения на незнакомых иностранных языках была дана Богом апостолам для проповеди Евангелия. Апостолы получили Благую весть от Спасителя и, быв наставлены Духом, снисшедшим на них, должны были произнести и пронести ее на языках всех народов.

После основания национальных церквей апостолами в разных странах необходимость в сверхъестественном даре языков отпала за ненадобностью.

После основания национальных церквей в разных странах необходимость в даре языков отпала

Знаете ли вы, почему некоторые, когда апостолы благовествовали на языках, говорили им: «Вы пьяны»?

«И все изумлялись и дивились, говоря между собой: сии говорящие не все ли Галилеяне?…. А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2: 12–13). Из этого видно, что не всеми одинаково было принято это чудесное событие. Галилея славилась как страна темная, не отличавшаяся образованностью, а потому собравшийся народ удивлялся, как эти люди, необразованные, не учившиеся, могли заговорить на многих языках и наречиях. Можно предположить, что апостолы, прославляя Бога на разных языках, вышли на плоскую кровлю дома, а народ слушал их, окружая дом и заполняя всю площадь перед ним – причем, собравшиеся происходили из многих стран.

«Люди благомыслящие справедливо видели в этом необыкновенное знамение, пытаясь догадаться, что оно предвозвещает. Но люди неверующие, злобные и легкомысленные, бывшие, может быть, из среды, враждебной Христу Спасителю фарисейской и саддукейской партий, стали насмешливо объяснять происшедшее самым грубым образом – действием вина, – оскорбляя, таким образом, Духа Святого. Именно так всегда неверие, легкомыслие и злоба самое высокое в духовной жизни силятся объяснить низкими до пошлости причинами, будучи не в состоянии понимать это высокое (1 Кор 2: 14–15)». (Архиепископ Аверкий (Таушев)).«Итак они клеветали, понимая то, о чем говорилось; но клеветали потому, что были недовольны тем, что говорилось; потому что апостолы глаголаху величия Божия. Каким же образом, понимая то, что говорилось, они приписывали это опьянению? Вследствие великого безумия и чрезмерной жестокости; потому что у многих, если они недовольны тем, что говорится, – в обычае считать говорящего или беснующимся, или сумасшедшим, или обвинять в опьянении и непонимании того, что он говорит; хотя тот, кто говорит, и здраво говорит, и хотя поноситель, при самом обвинении первого, слушает однако ж и понимает его. А эти, обвиняя апостолов в опьянении, выказали еще больше дерзости; потому что хотя сами и слушали их на своем языке, но полагали, что другие люди, люди самых разнообразных наречий, не понимали их. Сами понимали то, что говорилось, а об остальных, из-за которых и оклеветали апостолов в опьянении, думали, что не понимают чуда. Как в то время, когда Господь изгонял бесов, они хотя и понимали и видели эти чудесные действия, но, вместо должного прославления, оклеветали Господа в том, будто Он совершал их силою веельзевула, также, видя исцеляемыми всякие болезни и страдания, они эти чудесные действия сделали поводом к зависти, доносам и убиению: так и теперь, не имея возможности отрицать чудесность и сверхъестественность языков, они однако же дерзнули унизить чудо до опьянения». (Блаженный Феофилакт Болгарский).

Если говорение на языках имеет целью лишь обольщение людей, то это обман

Знаете ли вы, почему сегодня дарование языков не встречается?

Упоминание о даре говорения на языках встречается несколько раз в Писании Нового Завета. Впервые – в день Пятидесятницы (Деян. 2: 1–18), когда апостолы говорили на различных языках среди собравшихся из разных мест. Это говорение – свидетельство от Бога и удостоверение о Самом Боге, Который сотворил чудо. Цель его очевидна – обратить к Богу собравшихся, запечатлев пред ними явное чудо, сотворенное не человеком, но Богом.

Кроме того, о даровании языков говорится еще в некоторых местах, например, в первом послании к Коринфянам, главы 12-14. Главным образом, среди прочего можно выделить то, что дар говорения языков предназначен для назидания и для созидания самой Церкви Христовой. Это свидетельство Божественного откровения.Миниатюра Евангелия Равулы. 586г. ФлоренцияПотому, в подлинном смысле это дарование сегодня не встречается – в силу отсутствия реальной необходимости для Церкви. Церковь – кладезь мудрости, в основе которого лежит само Тело Христово, а также труды и откровения многих подвижников. Церковь владеет Преданием и Священным Писанием, имеет четко определенный Символ веры и выверенные временем и опытом постановления и догматы, потому не нуждается в назидании, как в первые годы своего основания.

Свидетельство истинности для всякого верующего есть благодать, подаваемая Богом в церковных таинствах, а не говорение на языках, которое и в апостольское время было редкостью.

Знаете ли вы, как относиться к тому, что в некоторых современных деноминациях практикуется «говорение на языках»?

Что касается так называемого «дара» говорения на языках у представителей других религиозных организаций, то тут стоит заметить некоторые особенности. А именно то, что апостол Павел в уже упоминавшемся послании к Коринфянам пишет о дарах, что они различны, и, самое главное, что «каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12: 7). Среди дарований упоминается дар говорения на иных языках (1 Кор. 12: 8), а также указано, что не всякому дары даются: «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Кор. 12: 29–30). Потому бессмысленно говорить о состоянии просвещенности по наличию этого «дара», как то утверждают некоторые. Далее, апостол Павел говорит: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя» (1 Кор. 14: 4) и «если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?» (1 Кор. 14: 6). И наконец: «Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер» (1 Кор. 14: 9).

Святитель Григорий Богослов говорит, что Святой Дух действовал в учениках Христовых трижды

Точное исполнение слов апостола Павла мы и видим в современном так называемом говорении на языках: несвязная речь, содержащая лишь некоторые признаки осмысленности, с нулевым содержанием. Этот процесс не назидает ни говорящего, ни слушающего, так как направлен только на то, чтобы впечатлить простодушных людей, убедить их в действии Святого Духа над теми, кто говорит «языками». Напоследок, приведем предостережения апостола Павла: «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию Церкви» (1 Кор. 14: 12). Потому, хотя о говорении на языках упоминается как о даре Святого Духа, но если оно имеет целью лишь обольщение людей, то, поистине, даром не является, а есть самый настоящий обман. Такое говорение представляет опасность, как для говорящего, так и для слушающих. Обратим внимание на предостережение апостола: «не запрещайте говорить и языками; только все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14: 39).

Знаете ли вы, зачем нужно было сошествие Святого Духа в Пятидесятницу, если Святой Дух нисходил на апостолов еще во время земного служения Христа?

Святитель Григорий Богослов говорит о том, что Святой Дух действовал в учениках Христовых трижды. В первый раз – до крестных страданий Христа – когда Христос врачевал и изгонял бесов, что делал, конечно, не без действия Святого Духа. Во второй раз – после Воскресения: дуновение Христово, которое было «божественным вдохновением» учеников на проповедь (Ин. 20: 22). Наконец, в третий раз – сошествие Святого Духа в Пятидесятницу. Первые два случая были только временным действием Духа в учениках, а после третьего раза Он уже неизменно пребывал в них.

Нужно сказать, что Святой Дух действовал в людях и гораздо раньше – в ветхозаветных праведниках и пророках. Но действие Его было особенным, отличным от того, которое произошло в день Пятидесятницы. Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14: 15–16). Далее Господь говорит, что мир не может принять Духа истины, так как не знает Его. Но в апостолах, которые знают Господа, а потому знают и Духа, Дух пребывает и будет пребывать.

Горницу, где собирались ученики, называют еще «матерью христианской церкви»

Сошествие Святого Духа является заключающим совершительным действием, которое, как сказал Господь, научит всему и напомнит все, что Христос говорил Своим ученикам. С этого момента они получили силу и благодать свидетельствовать тем же Духом о Христе. Кроме того, апостол Иоанн пишет: «Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16: 8). Ранее действие Духа подготавливало их, укрепляло, давало силы. Но только после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы апостолы превратились из напуганных колеблющихся людей в твердых и решительных последователей своего Господа и Учителя – Иисуса Христа.Пятидесятница. Худ. Жан II Ресту, холст, масло, 1732 г.

Знаете ли вы, что сошествие Святого Духа было не только на 12 апостолов?

Горница, в которой собирались апостолы, была для них уже особым местом. Она стала первой христианской церковью. Согласно церковному преданию, здесь произошли многие священные события Нового Завета: умовение ног (Ин.13: 4–11); явления воскресшего Христа ученикам (Мк. 16: 14, Лк. 24: 33, Ин. 20: 19–23, Ин. 20: 26–28); собрания апостолов после вознесения Христа (Деян. 1: 13); избрание апостола Матфея (Деян. 1: 15–26); а также схождение Святого Духа на учеников в день Пятидесятницы (Деян. 2: 1–4). Поэтому эту горницу называют еще «матерью христианской церкви».

Апостол Лука пишет, что «при наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2: 1–4). Все они – это ученики Христовы, апостолы, которых было не только двенадцать, уже с избранным вместо отпавшего Иуды Искариота Матфеем. Были единодушно и вместе все те, кто, как говорит апостол Петр, «находились с нами (апостолами – ред.) во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас» (Деян.1: 21–22). Поэтому считается, что в горнице, где собрались апостолы, были не только они.

Дух Святой сходит в виде огненных языков в знак крещения Духом и огнем, как предсказал Иоанн Предтеча

Собирались они вместе, чтобы встретить и отметить день иудейской Пятидесятницы – праздника, когда все евреи должны были по заповеди приехать в Иерусалим. Среди них находились слышавшие проповедь Христа и поверившие в Него. В знак того, что Святой Дух сошел не только на апостолов, на иконах, изображающих это событие, часто присутствует Матерь Христа – ближайшая Его и первая Ученица.

Знаете ли вы, почему Дух Святой сошел в виде огненных языков?

Дух сходит на апостолов в виде огненных языков – в знак крещения Духом Святым и огнем, как предсказал святой Иоанн Предтеча еще перед крещением Христа (Мф. 3: 11). Святой Григорий Великий писал в своем «Слове на Пятидесятницу»: «Когда явились огненные языки, тогда внутри начали пламенеть сердца искренней любовью к Богу». Святой Дух сошел в виде языков огненных и разделяемых – по причине разных дарований, Которые Он давал людям.

Событие Пятидесятницы противопоставляется вавилонскому разделению народов

Знаете ли вы, что день Пятидесятницы является днем основания Новозаветной Церкви?

Праздник Пятидесятницы еще называют днем рождения Церкви. Уже две тысячи лет прошло со времени Рождества Христова, которое поделило историю человечества на «до» и «после», и с него многие начинают отсчет истории христианства. Но ведь, говоря о христианстве, мы, прежде всего, подразумеваем христианскую Церковь.

В церковном сознании событие Пятидесятницы всегда противопоставлялось вавилонскому разделению народов, когда еще в начале человеческой истории люди захотели построить возвышавшуюся до небес Вавилонскую башню. И, воспротивившись богоборческому замыслу гордецов, Бог смешал их язык. Так люди, говорившие до этого на одном наречии, перестали понимать друг друга. В результате единый народ разделился и рассеялся по лицу земли: «И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город » (Быт. 11: 8–9). А через схождение Святого Духа на Пятидесятницу и дар говорения на языках Господь дает возможность соединения разделенных народов. Послав Духа Святого, Он направил Своих апостолов в разные страны, о чем говорит и само слово «апостол» – «посланный». Направил для того, чтобы собрать рассеянных по всей вселенной людей. Но собрать уже не для утопических богоборческих проектов, как в Вавилоне, но для соединения во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. И если вавилонское разделение помешало уничтожению народов, которые должны были стать безликой рабочей массой, то Пятидесятница указала путь к единству при сохранении самобытности каждого, к кому Господь обращается.

Пятидесятница указала путь к единству народов при сохранении самобытности каждого

В кондаке праздника заложена эта же мысль: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». То есть когда сошел Всевышний и смешал языки (в Вавилонском столпотворении), то этим Он разделил народы. Когда же Он раздал огненные языки (в день Пятидесятницы), то всех призвал к единству; и мы единогласно славим Всесвятого Духа.

В день Пятидесятницы сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек тогда приняли крещение. Так родилась Новозаветная Церковь. И с этого дня вера христианская стала с невероятной быстротой распространяться. Число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем о Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа.

Сила проповеди апостола Петра была так велика, что в один день крестилось три тысячи человек

Итак, сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. Да, можно сказать, что до того была община, возглавляемая Христом, далее – воскресшим Христом, и, в конечном итоге, стала общностью людей, водимых Святым Духом, – богочеловеческой общиной. Но такое определение ограничивает Церковь. Наверное, точнее все-таки будет сказать, что Церковь – не община. И даже не сообщество людей. Но это духовный процесс. Поток Божьего дыхания, в который включаются люди, вместившие это дыхание в свое сердце. Оно, Божие дыхание, в день Пятидесятницы врывается в мир. Тот «как бы ветер», что ворвался в горницу, где собрались апостолы и их единомышленники, не был ведь обычным, физическим ветром. Он был не как «легкое дуновение», о котором упоминается в ветхозаветных книгах, но сильный ветер, почти ураган, врывающийся в дом. Именно так Царство, его дыхание жизни, входит в мир. Как будто открылась дверь Царства, и оно хлынуло сюда, к нам. Именно так – не просто в собрание верных, а в мир.Сошествие Святого Духа (Деян. 2, 1-4); Балканы. Сербия. Печ; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Печская Патриархия. Церковь св. Димитрия. НефВсе собрания, сколько их будет в истории Церкви, – лишь производное от этого процесса, от этого события. И этот поток Царства в мире образно можно назвать, собственно, Церковью. Потому что он собирает людей в собрания (то греческое слово, которым называется в новозаветных книгах Церковь, и переводится как «собрание») и делает их Церковью. Даже тех, кто оказывается рядом, как бы случайно, подобно тем людям на улице, что слушали проповедь Петра. Они слышали то, что за словами. Так может слышать лишь житель Царства. И, значит, все внимавшие тогда Петру стали на время жителями Царства, частью Церкви.

Но как долго они оставались в Царстве, а значит, и в Церкви, – вопрос другой. Те «огненные языки» неслучайно ведь осенили каждого, бывшего тогда в комнате. Свет Божьего присутствия – у каждого свой. Как и само Присутствие – у каждого свое. Его мера и его постоянство зависит не только от Бога, но и от человека, его свободы. Она-то и определяет меру приобщения конкретного человека к жизни Церкви. Но это уже вопрос духовного пути конкретного верующего.

А Царство в мир вошло. Дверь открыта. И каждый стоит перед этой дверью. Войти или нет – зависит только от человека.

Царство в мир вошло. Дверь открыта. Войти или нет – зависит от человека

Знаете ли вы, что праздник Пятидесятницы существовал и в Ветхом Завете, задолго до воплощения Христа?

На третий день остановки у горы Синай, который был пятидесятым по счету днем от еврейской Пасхи и исхода из египетского плена, Бог заключил завет с народом Израиля. Десять заповедей (Декалог) были высечены на двух скрижалях (каменных досках), которые Он дал Моисею. Сам же пророк пребывал на горе Синай сорок дней и ночей, пока Бог произносил все Свои повеления.

Сойдя с горы, Моисей записал весь данный ему от Бога закон в книгах, которые стали частью Священного Писания – Пятикнижием Моисея. В память о даровании синайского законодательства был установлен праздник Пятидесятницы, который евреи торжественно отмечали с тех времен каждый год. Этот праздник называется Шавуот.

Как и многие другие еврейские праздники, Шавуот отмечает не только определённое историческое событие, но и наступление нового сезона года, завершение очередного сельскохозяйственного цикла. Шавуот праздновался в начале сезона жатвы пшеницы. Это последний из трёх паломнических праздников.

Схождение Святого Духа на учеников как раз и произошло на паломнический праздник, когда все они, придя с разных уголков Израиля, пребывали неразлучно в Иерусалимской горнице. После сошествия Святого Духа этот день приобретает уже новозаветное значение для христиан. Господь основал Церковь, в которой заключил с нами новый завет и излил в сердца наши Духом Святым (Рим. 5: 5) Свою благодать, которая превосходит всякий закон.

Евреи отмечают Пятидесятницу, Шавуот, в память о даровании синайского законодательства Моисею

Знаете ли вы, что событие схождения Святого Духа было предсказано за много лет до новозаветных событий?

В одной из библейских книг пророк Иоиль (книга которого датируется от XI до V в. до Р. Х.) возвестил: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши…И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (Иоил. 2: 28–32).

Совпадение праздников Троицы и Пятидесятницы существует только в православном христианстве

Знаете ли вы, почему день Пятидесятницы называют также Троицей?

В Православном христианстве церковный праздник Троицу в народе называют Пятидесятницей. Дело в том, что Троица празднуется на пятидесятый день после Пасхи, и, соответственно, дата праздника меняется из года в год, так же, как и дата Пасхи. Единственное, что остается неизменным, – то, что Троицу, как и Пасху, всегда празднуют в воскресение. События Пятидесятницы в очередной раз являют нам откровение о троичности Божества, поэтому праздник посвящён прославлению Святой Троицы.

Такое совпадение – Троица и Пятидесятница – существует только в Православном христианстве. У католиков, протестантов, баптистов и представителей других ветвей христианства праздник Пятидесятницы отмечается за неделю до Троицы, то есть, является отдельным праздником. Миниатюра богословских сочинений Иоанна VI Кантакузина с изображением Живоначальной Троицы (Парижская Национальная библиотека, cod. 1242).

***

И в завершение – торжественные слова, которые сказал о празднике Пятидесятницы святитель Феофан Затворник: «Совершилась экономия (от греч. οἰκονομία – устроение дома, дел – ред.) нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа» (1 Пет. 1: 2)».

Пятидесятница в 2019 году – 16 июня

Что такое Пятидесятница? Что мы празднуем на День Святой Троицы? На какой день выпадает этот праздник в 2019 году? Читайте об этом на портале “Правмир”.

Даты праздника:

  • Пятидесятница в 2019 году – 16 июня
  • Пятидесятница в 2020 году – 7 июня
  • Пятидесятница в 2021 году – 20 июня
  • Пятидесятница в 2022 году – 12 июня

“На первую апостольскую проповедь откликнулись три тысячи человек. В тот же день они приняли крещение и присоединились к ученикам Христа.
Так Духом Святым была рождена Церковь Христова”.

Ожидание сошествия Духа Святого с каждым днем в горнице усиливалось. Ещё при жизни Христа апостолы узнали от Него, что должны принять Духа Святого, но тогда они к этому не стремились столь сильно. Все изменилось с момента вознесения Господа. Теперь среди них не было любимого Учителя, и.все свои надежды они возложили на Того, Кого Он обещал послать вместо Себя. Ожидание и надежда порождали молитвы. Собиравшиеся в горнице непрестанно просили Бога о скором ниспослании им Утешителя и о том, чтобы достойно Его принять.

Между тем наступил пятидесятый день после иудейской пасхи. Евреи отмечали великий праздник, посвященный установлению ветхозаветного Закона. Именно через пятьдесят дней после исхода израильтян из Египта на горе Синай, среди грома и молний, Бог дал вождю народа Моисею Свой Закон. В Пятидесятницу также праздновали окончание жатвы, принося в жертву Богу начатки земных плодов.

Уже за несколько дней до праздника толпы иудеев стали наполнять Иерусалим. Среди них были жители всех городов Палестины, иудеи из различных областей греко-римского мира, а также евреи, жившие за пределами Римской империи. Многие из них проделали далекий и подчас опасный путь, чтобы в точности исполнить Закон, предписывающий каждому израильтянину в дни Пасхи, Пятидесятницы и праздника Кущей непременно быть в иерусалимском храме. В сам день праздника с раннего утра по многочисленным улочкам Иерусалима паломники ручейками начали стекаться к стенам древнего храма. После службы огромное человеческое море медленно разлилось по всему городскому пространству. Среди приезжих было немало иноплеменников, принявших иудейскую веру. Повсюду мелькали их нетипичные для Иерусалима лица и слышалась странная для еврейского уха речь.

Пятидесятница или День Святой Троицы

Ученики Христа тоже праздновали Пятидесятницу. С особым чувством собрались они на молитву в горницу. Вспоминая сошествие Бога на гору Синай, апостолы с надеждой ожидали: не в этот ли день сбудется обещание их Учителя. И их надежды оправдались.

День Святой Троицы | Троица

Внезапно все услышали сильный шум, подобный порыву ветра во время бури. Он приближался к дому с неба и постепенно наполнял собой все помещения. В следующее мгновение в горнице появилось нечто похожее на огонь, затем произошло разделение пламени как бы на отдельные языки, которые опустились на учеников Христовых. Они, с изумлением взирая на огненные венцы на головах друг друга, вдруг почувствовали, что на них снисходит Дух Святой. Получив дары Святого Духа, апостолы стали пророчествовать и славить Бога на разных языках, каких прежде не знали.

В это время около дома уже начала собираться толпа. Многих людей привлек необычный звук, идущий с неба. Странное явление вызвало любопытство: что происходит внутри этого дома? Когда же апостолы и те, кто был с ними, вышли на улицу, любопытство толпы переросло в удивление: паломники, прибывшие из далеких стран, увидели и услышали галилейских простолюдинов, говоривших без всякого акцента на их родных языках и наречиях. Однако местные иудеи, сами не знавшие никаких языков, разноязычный говор учеников Христа приняли за бормотание пьяных и начали смеяться над апостолами, говоря: «Да, ведь они напились сладкого вина!» Эти насмешки апостолы не оставили без ответа, ибо Дух Святой не только дал им возможность говорить на различных языках, но и изменил их души. Теперь это были не робкие галилейские рыбаки, но бесстрашные проповедники евангельской истины.

Апостол Петр, возвысив голос, обратился к иудеям, окружавшим дом, с проповедью. Он сказал, что перед ними не весельчаки, выпившие ради праздника, а люди, на которых сошел Святой Дух. Ссылаясь на книгу пророка Иоиля, апостол возвестил собравшимся, что настал великий день, когда исполнились древние пророчества о сошествии на верующих в Спасителя мира Духа Святого.

Апостол Петр говорил настолько убедительно и его слова так сильно подействовали на сердца слушателей, что многие из них сразу поверили ему. Дух Святой явно помогал апостолу. Никогда ранее не отличавшийся глубоким познанием Священного Писания, он теперь свободно цитировал ветхозаветные книги. Более того, его разуму открылись скрытые в них истины, о которых только догадывались израильские мудрецы. Видя внимание слушателей, апостол безбоязненно стал проповедовать об Иисусе Христе, доказывая, что Он и есть столь долго ожидаемый иудеями Мессия. Свою речь апостол Петр закончил словами:

— Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
Под впечатлением от услышанного и ощутив воздействие благодати Святого Духа, толпа умилилась» и в ней раздались возгласы:
— Что нам делать?
— Покайтесь, — сказал Петр, — и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш(8).

На первую апостольскую проповедь откликнулись три тысячи человек. В тот же день они приняли крещение и присоединились к ученикам Христа.
Так Духом Святым была рождена Церковь Христова. Мир ещё ничего не знал об этом великом событии. Даже в самом Иерусалиме большинство жителей не догадывались о благодатном рождении Церкви, учение которой с течением времени распространилось по всей земле и стало достоянием всех стран и народов. Хотя Церковь пребывала в неизвестности, невидимые силы зла уже готовились её уничтожить.

* * *

Дух Святой — третье Лицо, или третья Ипостась, Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы. Он предвеч-но исходит от Бога Отца и посылается в мир от Отца Сыном. Дух Святой — истинный Бог, имеющий одно естество с Богом Отцом, от Которого исходит вне времени. По Своему достоинству Он равен Отцу и Сыну. По Своему существу Дух Святой един с Богом Отцом и Богом Сыном. Как истинный Бог Дух Святой имеет все божественные свойства, кроме личных свойств Отца и Сына. Личное свойство Отца — нерожденность, личное свойство Сына — рожденность, личное свойство Духа Святого — ис-хождение.
Христианская Церковь — область особого действия Святого Духа. Ничего благодатного без Его участия в ней не совершается. Со дня Пятидесятницы Дух Святой невидимо живет в Церкви, и Церковь живет Духом Святым.

Источник: Протоиерея Вячеслав Тулупов. Духом пламенейте! История апостольского века. М., 2005

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *