Что такое содомит

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Святые отцы научают нас отличать грех и человека, душа которого больна и нуждается в лечении от тяжелого недуга. Такой человек вызывает сострадание. Однако невозможно исцеление того, кто пребывает в слепоте и не видит своего бедственного состояния.

Священное Писание называет грехом всякое нарушение Божественного закона (см. 1 Ин. 3: 4). Господь Творец наделил мужчину и женщину душевными и телесными особенностями, чтобы они дополняли друг друга и тем самым составляли единство. Святая Библия свидетельствует, что брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной был установлен Богом в самом начале человеческого бытия. По замыслу Творца, смысл и цель брака состоит в совместном спасении, в общем труде, взаимопомощи и телесном соединении для рождения детей и их воспитания. Из всех земных союзов брак является самым тесным: будут одна плоть (Быт. 2: 24). Когда люди ведут половую жизнь вне брака, они извращают Божественный замысел о благодатном жизненном союзе, сводя все к чувственно-физиологическому началу и отбрасывая духовные и социальные цели. Поэтому святая Библия определяет всякое сожительство вне семейных уз смертным грехом, ибо попирается Божественное установление. Еще более тяжким грехом является удовлетворение чувственной потребности противоестественным способом: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев.18: 22). В равной степени это относится и к женщине. Апостол Павел называет это постыдной страстью, срамом, непотребством: «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1: 26–27). Люди, живущие в содомском грехе, лишаются спасения: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10).

В истории наблюдается печальная повторяемость. Общества, переживающие периоды упадка, бывают поражены, как метастазами, некоторыми особенно опасными грехами. Чаще всего больные общества оказываются охвачены массовым корыстолюбием и развратом. Исчадием последнего является содомский грех. Массовая развращенность как кислота разъела римское общество и сокрушила мощь империи.

В оправдание содомского греха пытаются привести «научные» аргументы и убедить, что к этому влечению имеется врожденная предрасположенность. Но это – типичный миф. Беспомощная попытка оправдать зло. Нет совершенно никаких данных, что гомосексуалисты генетически отличаются от других людей. Речь идет только о духовно-нравственной болезни и неизбежной отсюда деформации в области психики. Иногда причиной могут быть детские развратные игры, которые человек забыл, но они оставили болезненный след в подсознании. Вошедший в человека яд противоестественного греха может проявить себя гораздо позже, если человек не ведет правильную духовную жизнь.

Слово Божие, чуткое ко всем проявлениям человеческой жизни, не только ничего не говорит о врожденности, но называет этот грех мерзостью. Если бы это зависело от определенных нейроэндокринных особенностей и половых гормонов, с которыми связана физиологическая регуляция репродуктивной функции человека, то в Священном Писании не говорилось бы о противоестественности этой страсти, не называлось бы это срамом. Не кощунственно ли думать, что Бог может создавать некоторых людей с физиологической расположенностью к смертному греху и тем самым обрекать их к гибели? Против попытки привлечь в оправдание науку свидетельствуют факты массового распространения в некоторые периоды истории данного вида разврата. Хананеяне, жители Содома, Гоморры и других городов Пятиградия (Адмы, Севоима и Сигора) поголовно были заражены этой скверной. Защитники содомского греха оспаривают мнение, что жители этих городов имели эту постыдную страсть. Однако в Новом Завете прямо сказано: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшиеи ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть» (Иуд. 1: 7–8). Это очевидно также из текста: «Вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» (Быт. 19: 5). Слова «познаем их» имеют в Библии совершенно определенный характер и указывает на плотские отношения. А так как пришедшие ангелы имели вид мужей (см.: Быт. 19: 10), то из этого видно, какой отвратительной развращенностью были заражены все («от молодого до старого, весь народ»; Быт. 19: 4) жители Содома. Праведный Лот, исполняя древний закон гостеприимства, предлагает двух своих дочерей, «которые не познали мужа» (Быт. 19: 8), но извращенцы, распаляемые мерзкой похотью, пытались изнасиловать самого Лота: «Теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними» (Быт. 19: 9).

Современное западное общество, лишившееся христианских корней, пытается быть «гуманным» в отношении к гомосексуалистам, называя их нравственно нейтральным словом «сексменьшинство» (по аналогии с нацменьшинством). На самом деле это очень жестокое отношение. Если бы врач, желая быть «добреньким», внушал тяжело больному, что он здоров, только по природе не похож на других, то он мало бы отличался от убийцы. Священное Писание указывает, что Бог «города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам» (2 Пет. 2: 6). Оно говорит не только об опасности потерять вечную жизнь, но и о возможности исцелится от любой, даже самой тяжкой и закоренелой духовной болезни. Апостол Павел не только сурово обличал коринфян за постыдные грехи, но и укреплял в них надежду примерами из их же среды: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6: 11).

Святые отцы указывают, что центр тяжести всех страстей (включая плотские) находится в области человеческого духа – в его поврежденности. Страсти являются результатом удаления человека от Бога и проистекающей от этого греховной развращенности. Поэтому исходной точкой исцеления должна быть решимость навсегда «покинуть Содом». Когда ангелы выводили семью Лота из этого города гнусного разврата, один из них сказал: «Спасай душу свою; не оглядывайся назад» (Быт. 19: 17). В этих словах было нравственное испытание. Прощальный взгляд на развращенный город, которому уже был вынесен Божий приговор, свидетельствовал бы о сочувствии к нему. Жена Лота оглянулась, потому что душою не рассталась с Содомом. Подтверждение этой мысли мы находим в книге премудрости Соломона. Говоря о премудрости, автор пишет: «Она во время погибели нечестивых спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов, от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля и растения, не в свое время приносящие плоды, и памятником неверной души – стоящий соляной столб (Прем. 10: 6–7). Жена Лота названа неверной душой. Господь наш Иисус Христос предупреждает своих учеников: «В день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех… Вспоминайте жену Лотову» (Лк. 17: 29, 32). Не только тем, кто своим опытом заглянул в бездну, но и всем оправдывающим этот порок, нужно постоянно помнить жену Лотову. Путь к реальному падению начинается с морального оправдания греха. Нужно ужаснуться вечного огня, и тогда лживыми покажутся все либеральные речи о «праве» на то, о чем Господь устами священных писателей сказал: «Мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение» (Прит. 3: 32).

Необходимо войти в благодатный опыт Церкви. Прежде всего, надо (не откладывая) подготовиться к генеральной исповеди и пройти ее. С этого дня надо начать исполнять то, что веками святая Церковь предписывает своим членам: регулярно участвовать в таинствах исповеди и причастия, ходить на праздничные и воскресные службы, читать утренние и вечерние молитвы, соблюдать святые посты, быть внимательным к себе, чтобы уклоняться от греха). Тогда придет всесильная помощь Божия и исцелит окончательно от тяжелого недуга. «Познавший свою немощь из многих искушений, из телесных и душевных страстей, познает и бесконечное могущество Бога, избавляющего вопиющих к Нему молитвой от всего сердца. И молитва ему уже бывает сладостна. Видя, что без Бога он ничего не может сделать, и страшась падения, он старается быть неотступно при Боге. Он удивляется, размышляя о том, как Бог избавил его от стольких искушений и страстей, и благодарит Избавляющего, и с благодарением получает смирение и любовь, и никого уже не смеет презирать, зная, что как Бог помог ему, так может и всем помочь, когда захочет» (преподобный Петр Дамаскин).

История термина

См. также: Содом и Гоморра и Библия и гомосексуальность

Библейское повествование о разрушении города, населённого нечестивыми людьми, описывает жителей города Содома, пожелавших сексуальной связи с двумя странниками, остановившимися на ночлег у праведного Лота. В тот же день за крайнее нечестие жителей Содом и Гоморра с окрестностями были уничтожены Богом огнём с неба.

Христианское богословие рассматривает гомосексуальные отношения основным грехом Содома и Гоморры. События, происшедшие в Содоме (ивр. ‏סְדוֹם‏‎, Sədom — букв. «горящий») и Гоморре (ивр. ‏עֲמוֹרָה‏‎, ʿAmora — букв. «погружение, потопление»), рассматриваются как попытка совершения греха сексуального характера в том числе и по причине двукратного использования в тексте Библии древнееврейского глагола yada (познал), применяемого для описания действий сексуального характера.

Комментируя историю Содома и Гоморры, христианские авторы могут упоминать и о других грехах или отягчающих обстоятельствах. В частности, Роберт Гагнон (Robert A. J. Gagnon (англ.)русск.) пишет, что тяжесть греха Содома и Гоморры заключалась, среди прочего, в попытке сексуальных надругательств над гостями:73-74, священник Лев Шихляров, — что поведение содомлян свидетельствует не только о половой, но главным образом о духовной извращённости, ненависти и жестокости. Таким образом, Содом и Гоморра стали нарицательными в христианском богословии для обозначения крайней степени сексуальной аморальности (содомия) или крайней порочности и дерзостной греховности. В культуре Содом и Гоморра стали символом порочности, безнравственности и божественного возмездия, а сам Содом ассоциируется с содомией.

Католическая средневековая Европа

Применявшаяся в средневековом праве латинская терминология Виды содомии

  • sodomia propria — собственно содомия
  • sodomia ratione generis — скотоложество
  • sodomia ratione sexus — мужеложество
  • sodomia impropria — прочая содомия
  • sodomia ratione ordinis naturae — контакты «против природы» между мужчиной и женщиной

Деяния, квалифицирующие содомию

  • emissio seminis — эякуляция, вывод семени
  • immissio penis — введение члена (пенетрация)
  • immissio membri — введение члена (пенетрация)
  • immissio seminis — эякуляция внутрь партнёра
  • coitus per os — оральный секс
  • coitus per anum — анальный секс

В период VI—XI веков в Западной и Центральной Европе термином «содомия» обозначалось любое запрещённое сексуальное сношение, даже внебрачная гетеросексуальная любовная связь между мужчиной и женщиной, а также все «не производящие потомства» сексуальные акты — оральное, анальное получение полового удовлетворения, сексуальные игры и самоудовлетворение.

С момента учреждения Инквизиции (1215), Особого церковного суда католической церкви, термином «содомия» стало обозначаться мужеложство, что было связано с судебным процессом над рыцарями военного ордена тамплиеров.

В средневековой теологии под понятие содомии попадали и любые формы нелегитимного сексуального поведения, в том числе и гетеросексуальные анальные половые контакты и даже сексуальные отношения между христианином и еврейкой. Известен случай, когда в Париже мужчина был осуждён за содомию по причине сексуальной связи с еврейкой. В позднее средневековье акцент сместился в сторону гомосексуальных контактов между мужчинами.

Россия и другие православные государства

О некоторых случаях содомии в допетровское время свидетельствует Стоглав (гл. 33), говоря: «некие … беззаконие творят». Исследователи отождествляют смысл слова «содомия» с мужеложеством и отмечают его распространение среди богатых мирян. В допетровской России был прославлен мученик Василий Мангазейский, пострадавший от купца-мужеложника.

В других православных славянских странах, в Румынии и на территории современной Молдовы термины «содомия» и «содомит» входят в обиход лишь в середине XIX века. И, как в Российской Империи того времени, в этих странах терминами «содомия» и «содомит» обозначались мужеложство и мужеложник соответственно. В таком значении, возможно, эти термины употреблялись и в Грузии, бывшей в то время в составе Российской Империи. А вот данных в пользу гипотезы об использовании термина «содомия» для обозначения мужеложества в Византии и средневековой и постсредневековой (в том числе и после обретения независимости) Греции нет вообще.

Современное значение

В настоящее время под содомией понимаются, в первую очередь, анальные сексуальные контакты и сексуальные контакты с животными. Некоторые словари отождествляют содомию исключительно со скотоложеством или, наоборот, лишь с анальным сексом (например, Большой толковый словарь русского языка). Гегель называет содомским грехом (нем. Sodomiterei) совокупление женщины с козлом. В других случаях под содомией подразумевается любой гомосексуальный контакт, в первую очередь — анальное сношение.

Следует отметить, что употребление термина «содомия» в различных языках может сильно отличаться. Если в романских языках преобладает значение однополого анального сексуального контакта, то, например, в современном немецком языке основным значением содомии являются сексуальные контакты с животными. В частности, немецкий словарь «Дуден», задающий стандарты немецкого языка, отмечает, что в современном немецком термин «содомия» употребляется лишь для обозначения сексуальных контактов с животными, однако указывает гомосексуальность как устаревшее значение этого термина.

В США под содомией понимается всякая анальная или оральная пенетрация как с лицом своего, так и с лицом противоположного пола. В англоязычных странах имеются два различных термина (sodomy и buggery), которые могут быть переведены на русский язык как «содомия».

Примечания

  1. 1 2 Содомия // Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт, 1998
  2. 1 2 3 Geschlecht als Tabu Архивировано 2 апреля 2015 года.. — Bilefeld: transcript Verlag, 2008. — S. 147.
  3. Кон, 2003, с. 10.
  4. Reinle, 2007, с. 166—167.
  5. 1 2 3 4 Содомия // Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А.Ребера
  6. 1 2 3 4 Содомия // Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012.
  7. Содомия // Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории: XVIII — начало XX в. — Москва, 2003
  8. Homosexuality and Religion: An Encyclopedia / Siker, Jeffrey S. editor. — Greenwood Publishing Group, 2007. — P. 10. — 258 p. — ISBN 0313330883, 9780313330889.
  9. Гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению. Вовлеченные в них люди не имеют права состоять в церковном клире. «Основы социальной концепции РПЦ» Архивировано 24 августа 2013 года., XII.9 // Патриархия.ру
  10. Нечестивые содомляне поражаются слепотой // Толковая Библия Лопухина, 2003. Бытие глава 19
  11. Новый Библейский словарь: в 2 ч. — СПб.: Мирт, 1999—2001. — Ч.2: Библейские реалии. — 2001. — с. 178
  12. An Understanding of the Biblical View on Homosexual Practice and Pastoral Care // Seventh-day Adventist Theological Seminary Position Paper Voted on October 9, 2015, p.4 (недоступная ссылка)
  13. Священное Писание о содомском грехе // Миссионерски-апологетический проект «К истине»
  14. Gagnon Robert A. J. (англ.)русск.. The Bible and Homosexual Practice: Texts and Hermeneutics. — Nashville: Abingdon Press, 2001. — 520 p. — ISBN 068708413X, ISBN 978-0-687-08413-5. (англ.)
  15. священник Лев Шихляров. Введение в Ветхий Завет. Тема 3. От Адама до Авраама // Православная энциклопедия «Азбука веры»
  16. Уильям Баркли. Комментарии Уильяма Баркли к Новому Завету. // на Иуды 5-7, 3. СОДОМ И ГОМОРРА
  17. СОДОМ И ГОМОРРА // Энциклопедия «Кругосвет»
  18. Lenta.ru: Из жизни: 700 лет спустя
  19. История ордена тамплиеров — ТАМПЛИЕРЫ И СОДОМИЯ Архивировано 13 ноября 2013 года.
  20. 1 2 Geschlechtergeschichte und Allgemeine Geschichte: Herausforderungen und Perspektiven. — Wallstein-Verlag, 1998. — S. 185. — 239 S.
  21. Nationalsozialistischer Terror gegen Homosexuelle: verdrängt und ungesühnt / Burkhard Jellonnek, Rüdiger Lautmann (Hrsg.). — Paderborn: Ferdinand Schöningh Verlag, 2002. — S. 98. — 428 S. — ISBN 3-506-74204-3.
  22. Стоглав
  23. Стоглав. Комментарии
  24. Содомия // Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002
  25. Содомский грех // Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / Чудинов А. Н., 1910
  26. Содомия // Каталымов Л. Л. Словарь по сексологии, 2007
  27. Содомский грех // Кожевников А. Ю. Большой сининимический словарь русского языка, — Санкт-Петербург, 2003
  28. Лекции по философии истории, с.248
  29. С. Гренз, Д. Смит. Христианская этика: Карманный словарь. — Александрия: «Ездра», 2006. — С. 116.
  30. Die romanischen Sprachen und die Kirchen, Gunter Narr Verlag Tübingen, 1990. — S. 36.
  31. Sodomie // Duden Online (нем.)
  32. Karin Kabbert. Gleichstellung — Zu Befehl!, — Frankfurt/M: Campus-Verlag, 2007. — S. 109, 123.
  33. sodomy — 1. anal or oral copulation with a member of the same sex.; 2. enforced anal or oral copulation with a member of the opposite sex.; 3. bestiality (def. 4). // Random House Kernerman Webster’s College Dictionary Архивировано 6 октября 2014 года. — K Dictionaries Ltd, 2010
  34. buggery — anal intercourse between a man and another man, a woman, or an animal. Compare sodomy. // Collins English Dictionary — Complete and Unabridged. HarperCollins, 2003

Содом и Гоморра

У этого термина существуют и другие значения, см. Содом и Гоморра (значения).

Портал Библия

Христианство • Иудаизм

п • о • р

Содо́м (ивр. ‏סְדוֹם‏‎, Sədom — букв. «горящий»; греч. Σόδομα) и Гомо́рра (ивр. ‏עֲמוֹרָה‏‎, ʿAmora — букв. «погружение, потопление»; греч. Γόμορρα) — два известных библейских города, которые, согласно Библии, были уничтожены Богом за грехи их жителей. Города входили в Содомское пятиградие (Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор) и находились, согласно Ветхому Завету, в районе Мёртвого моря, однако точное место сейчас неизвестно.

Некоторые представители научного сообщества подвергают сомнению историческую достоверность самого существования этих городов, в то же время ряд других представителей современного научного мира признают факт существования в древности (третье тысячелетие до н. э.) упомянутых в Библии Содома, Гоморры и других городов возле южной оконечности Мёртвого моря. Упоминание о Содоме встречается также в сочинениях Страбона «География», у Иосифа Флавия в «Иудейских древностях», в сочинениях Корнелия Тацита.

Название Содома, от которого также произошло понятие «содомия», стало нарицательным для обозначения девиантного сексуального поведения.

Библейские данные

Впервые Содом и Гоморра упоминаются в Библии как юго-восточная оконечность Ханаана к востоку от Газы (Быт. 10:19). В земле Содомской поселился племянник Авраама Лот, причем Содомская земля обозначена как восточный берег реки Иордан, напротив Хеврона (Быт. 10:11—12). Иезекииль утверждает, что Иерусалим с одной стороны граничит с Самарией, а с другой (с южной или юго-восточной) — с Содомом (Иез. 16:46).

Содом населяли хананеи. Царём Содома был Бер (Бера).

Ко времени Авраама относится библейское повествование о войне между шумеро-эламским войском царя Кедорлаомера и содомским войском, причем, решающее сражение произошло в долине Сиддим (примерно там Иисус Навин форсировал Иордан, прежде чем захватить Иерихон). Содомское войско было разгромлено, а Лот попал в плен. За ночную атаку на конвой пленников Авраам получил благодарность от содомского царя (Быт. 14:17) и салимского священника Мелхиседека (иевусейский Салим также считался частью Содомской земли). Библия описывает Содомскую землю как коалицию укрепленных городов-государств (аналог финикийского Угарита), во главе которых стояли цари. Основным занятием местного населения было земледелие (в том числе виноделие).

Согласно Библии, во времена Авраама Содом был цветущим и богатым городом, но, поскольку жители «были злы и весьма грешны» (Быт. 13:13), то «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (Быт. 19:24—25). В Библии также говорится, что вместе с Содомом и Гоморрой около 3900 лет назад были уничтожены Адма и Севоим. В наши дни на предполагаемом месте этих городов пока никаких следов не найдено.

Содомская земля позднее была населена потомками Лота (единственными выжившими содомлянами) и получила название Моав.

Библейское повествование

Джон Мартин, Уничтожение Содома и Гоморры, 1852 год«Жена Лота» на горе СодомХендрик Гольциус, Лот и его дочери, 1616 год

В Библии говорится, что накануне разрушения городов Авраам принимал Господа, который явился ему в виде трёх мужей у дубравы Мамре. Узнав о готовящемся наказании, Авраам, у которого был племянник Лот, поселившийся в Содоме, просил Господа пощадить города ради праведников, которые там могли находиться, и получил обещание, что города эти будут помилованы, если в них найдутся хотя бы десять праведников (Быт. 18:23–33). Далее произошло следующее:

И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.

Еще не легли они спать, как городские жители, содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал : братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

Далее Библия повествует о том, что ангелы указали Лоту и его семье спасаться на гору, однако Лот возразил им и предложил бежать в небольшой город Сигор, расположенный ближе горы. Бог согласился на предложение Лота и обещал не уничтожать этот город «в угодность» ему (Быт. 19:15–23). Сразу после бегства Лота с семьёй с небес полились огонь и сера, и всё было сожжено. Бог сказал им не оглядываться на то, что происходит с городами, но жена Лота ослушалась запрета, оглянулась и превратилась в соляной столб (Быт. 19:24–26).

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом. И встал Авраам рано утром на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.

Однако Лот боялся жить в Сигоре, поэтому покинул город и стал жить в пещере вместе со своими дочерьми. Дочери, оставшиеся без мужей, решили напоить своего отца и совокупиться с ним, чтобы родить от него потомков и восстановить своё племя. Сначала так поступила старшая, на следующий день — младшая; обе забеременели от своего отца. Старшая родила Моава, предка моавитян, а младшая — Бен-Амми, предка аммонитян (Быт. 19:30–38).

Упоминания у древних историков

Сочинения Страбона

Греческий историк и географ Страбон писал: «В пользу того, что эта земля насыщена огнём, приводят много других доказательств. Так, около Моасад показывают обрывистые обожженные скалы и во многих местах расселины и подобную пеплу почву: из гладких скал каплями струится смола, и кипящие потоки издали распространяют зловоние; там и сям попадаются разрушенные жилища. Поэтому приходится верить весьма распространённым среди местных жителей преданиям о том, что некогда здесь было 13 населенных городов, из которых главный город — Содомы — имел около 60 стадий в окружности. От землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод озеро внезапно вышло из берегов, и огонь охватил скалы; что же касается городов, то одни были поглощены землёй, а другие покинули жители, ещё имевшие возможность бежать. По словам Эратосфена, который утверждает противное, территория эта некогда была озером и большая её часть обнажилась, поднявшись над водой вследствие извержений, как это имело место и в Фессалии».

Корнелий Тацит

Римский историк I—II в.в. н. э. Публий Корнелий Тацит упоминал города Содом и Гоммора и их сожжение огнём с неба: «…расстилаются равнины, которые… были некогда плодородные и покрытые многолюдными городами, а после выжжены небесным огнём… остатки городов видны и поныне, земля же с тех пор как бы… обуглилась и не может плодоносить. Всякое растение, посаженное ли рукой человека, или само пробившееся… вянет, чернеет и рассыпается в прах. Что до гибели некогда славных и великих городов, то я готов верить, что их спалил небесный огонь».

Иосиф Флавий

Иосиф Флавий, римский историк I века н. э., в своих трудах пишет: «…область Содомская, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная… вследствие греховности её жителей была уничтожена молнией» . «Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока… перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми. Разгневавшись,… Господь Бог порешил наказать их за такую дерзость, разрушив их город и настолько опустошив их страну, чтобы из неё уже более не произрастало ни растения, ни плода… Господь поразил город огненными молниями, сжёг его вместе с жителями и равным образом опустошил всю область».

Археологические исследования и местоположение

Содомские горы, Израиль

Горы на юго-западном берегу Мертвого моря, состоящие главным образом из каменной соли называются Содомскими, хотя происхождение названия до конца не ясно.

  • На протяжении 1965—1967 и 1973—1979 годов было проведено пять экспедиций, в результате которых местоположение Содома так и не было определено.
  • В 2000 году была проведена британская археологическая экспедиция под руководством учёного Майкла Сандерса. Её участники полагают, что сумели определить максимально точные координаты развалин Содома на дне Мёртвого моря. Поиск вёлся в северо-восточной акватории, что полностью противоречит опирающейся на Библию теории, что Содом был расположен в южной оконечности Мёртвого моря. Открытие британских учёных основывалось на фотоматериалах с американского космического корабля «Шаттл», зафиксировавшего аномалии на дне Мёртвого моря у берегов Иордании.
  • Специалисты из Trinity Southwest University в Альбукерке (Нью-Мексико, США) под руководством Стивена Коллинза выдвинули предположение, что руины древнего комплекса Бронзового века в местечке Тель эль-Хаммам в Иордании могут оказаться руинами Содома. Учёные отмечают, что исследуемые ими руины расположены на севере от Мёртвого моря, что противоречит распространённому сегодня мнению о том, что Содом и Гоморра лежали к югу от Мёртвого моря. Однако Коллинз в доказательство своей теории утверждает, что в древности было принято селиться именно в северной части побережья. Кроме того, учёный ссылается на сами библейские тексты, в которых утверждается, что Содом был виден с Вефиля и Гая и располагался в «окрестности Иорданской» (Быт.13:10). Коллинз приводит и другие географические приметы, найденные им в Ветхом Завете.

Экспонат K8538, Британский музей

  • В 2008 году британцы Алан Бонд и Марк Хемпселл опубликовали книгу, в которой выдвинули гипотезу об уничтожении Содома и Гоморры астероидом. В качестве доказательства авторы опирались на древнюю клинопись, найденную в середине XIX века в руинах царской библиотеки в Ниневии и хранящуюся в Британском музее под номером К8538.
  • 18 декабря 2010 года Россия и Иордания подписали соглашение о совместном обследовании дна Мёртвого моря для поиска следов Содома и Гоморры в районе древнего города Баб-эд-Дра (en:Bab edh-Dhra), где, согласно фотосъемке NASA, возможно, сконцентрированы развалины. Поиски должны были начаться с 2011 года. Российская компания была выбрана для проекта по причине устойчивости её глубоководного оборудования к крайне солёной воде Мёртвого моря. По неподтвержденным сведениям, Израиль ранее уже предпринимал попытки исследовать этот район с помощью глубоководных аппаратов, но они не увенчались успехом.

Экранизации

  • «Содом и Гоморра» (1922) — австрийский фильм режиссёра Михаэля Кёртица.
  • «Лот в Содоме» (1933) — экспериментальный звуковой фильм Джеймса Сибли Уотсона.
  • «Нитратный Поцелуй» (1992) — экспериментальный фильм Барбары Хаммер, который использует кадры из фильма «Лот в Содоме».
  • «Содом и Гоморра» (1962) — фильм режиссёра Роберта Олдрича, который изображает уничтожение двух городов в наказание их упадка и человеческой жестокости.
  • «Библия» (1966) — художественный фильм режиссёра Джона Хьюстона, экранизация некоторых библейских рассказов.
  • «Древний Апокалипсис: Содом и Гоморра» (англ. Ancient Apocalypse: Sodom and Gomorrah) — документальный фильм, снятый BBC в 2001 году.
  • «Разгаданные тайны Библии. Содом и Гоморра» (англ. Biblical Mysteries Explained. Sodom and Gomorrah) — документальный фильм, снятый Discovery в 2009 году.

> См. также

  • Легенда о Луте из Садума в Коране
  • Содом и Гоморра в дискуссиях о гомосексуальности
  1. Trevor Bryce. The Routledge Handbook of the Peoples and Places of Ancient Western Asia. Routledge, 2009. P. 660; «unknown to archaeology» (The Oxford Bible Commentary. Oxford UP, 2001. P. 52)
  2. Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН. Андрей Никонов: Гибель Содома и Гоморры — многофакторная природная катастрофа: результаты новых исследований
  3. Мелхиседек — царь Салима, или где находился отверженный город
  4. Библейское археологическое исследование гибели Содома и Гоморры
  5. Книга XVI, Глава II Страбон. География.
  6. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том II. «История». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993. Репринт издания 1969 г.
  7. Иосиф Флавий. Иудейские древности.
  8. Содом
  9. 1 2 Ученые выдвинули новую гипотезу о месторасположении города Содома
  10. Biblische Stadt entdeckt? Forscher wollen Sodom gefunden haben (нем.). Focus (14. Oktober 2015). Проверено 5 мая 2016.
  11. Археологи перенесли Содом и Гоморру
  12. Археологи нашли Содом. Apologet.ru (5 июня 2013). Проверено 5 мая 2016.
  13. Steven Collins. Where is Sodom? The Case for Tall el-Hammam (англ.). Biblical Archaeology Review, Vol 39, No 2 (2013). Проверено 5 мая 2016.
  14. Найдены руины Содома
  15. Клинописная табличка зафиксировала падение астероида. Lenta.ru (31 марта 2008). Проверено 5 мая 2016.
  16. Л. А. Беляев. Баб-эд-Дра // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. X. — С. 38-51. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-016-1.
  17. Russia Decides to Search for Sodom and Gomorrah-in Jordan
  18. Н. М. Орлова. Динамический характер библейской прецедентности. // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 1. Филология. С. 46-53.
  19. 1 2 Лео Таксиль. Святой праотец Лот. Забавная Библия. Архивировано 9 июня 2012 года.
  • Содом // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Содом // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Содом и Гоморра // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  • Содом и Гоморра — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Sodom and Gomorrha // Catholic Encyclopedia. — Appleton, New York, 1913. (англ.)
  • Опарин А. А. Проклятые города // Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие: Монография. — Харьков : Факт, 2001. — 224 с. — ISBN 966-637-030-1.

Нередко от священников можно услышать, что быть или не быть гомосексуалистом – вопрос личного выбора. Однако в Социальной концепции Русской Православной Церкви различается «транссексуализм как врожденная психическая девиация, требующая соработничества пастыря и психиатра, и собственно грех как следствие добровольно избранного развратного образа жизни».

Грех может стать болезнью. Человек не отвечает за то, что болен, но отвечает за то, что не лечится и заражает других.

Текст: иеромонах Макарий (Маркиш), клирик Ивановской епархии, православный публицист

О. Макарий: «Заблуждение» обычно звучит для нас по-школьному: «2х2=5 – это заблуждение, а на самом деле 2х2=4». Если бы все было так просто! Стоит вдуматься в это слово (и в его греческий прообраз, «плани» – откуда планета, блуждающая звезда): здесь и неизвестность, и неопределенность положения, и отклонение от верного пути, и обольщение, и обман. Тем более когда в центре внимания – столь тонкий, серьезный и важный предмет, как мужской и женский пол человеческого рода, упомянутый уже в первой главе книги Бытия. И его обсуждение происходит как раз в то время, когда Россия принимает законодательные меры к сохранению института семьи и охране детства, а государства Западной Европы движутся прямо в противоположном направлении.

О проблеме гомосексуализма и заблуждениях вокруг него мы говорим с психиатром и психологом, кандидатом медицинских наук Евгением Валентиновичем Шелкоплясом, руководителем Института развития, изучения здоровья и адаптации человека в Иванове, соконсультантом объединенного семинара Иваново-Вознесенской епархии и Ассоциации практикующих психотерапевтов «Судьба человека».

– Для христианина разговор о половых извращениях нередко начинается с цитат из ап. Павла к Римлянам (Рим.1:24-32), где апостол подчеркивает их мерзость, и к Коринфянам, где они рядоположены с другими пороками: «Не обманывайте себя! Развратники, идолопоклонники, неверные мужья и жены, извращенцы, педерасты, воры, стяжатели, пьяницы, клеветники, мошенники — никому из них не получить наследия в Царстве Бога!» (1Кор.6:9-10; русский перевод). Но на этом разговор и заканчивается, и человеку, парализованному собственным негодованием, не хватает «фактуры» для того, чтобы вместе с грехом, не запрезирать и грешника.

– Да, заблуждения в этой сфере очень распространены. Психиатру постоянно приходится сталкиваться с такими явлениями. Помню свое первое практическое знакомство с ними. К нам поступила пациентка с шизофренией, но в ходе психотерапии выяснилось, что диагноз неверен: это был реактивный психоз, а его причина — гомосексуальная связь. Будучи очень неуверенной, робкой, неудовлетворенной своей жизнью и отношениями с мужем, она нашла себе подругу, властную и авторитарную, которая и склонила ее к такой связи. Муж сначала радовался их «нежной дружбе», а потом, когда понял, в чем дело, пожаловался в обком партии. Сегодня это звучит смешно, но с точки зрения своего профессионального опыта могу сказать лишь одно: грешно смеяться над больными людьми.

– Почему больными? Можно ли квалифицировать гомосексуализм как болезнь?

– Да, до недавнего времени во всех без исключения медицинских руководствах, справочниках и документах, в том числе и Всемирной организации здравоохранения, говорилось, что это психическое расстройство. Потом такое положение отменили.

– Почему? Какова здесь логика медицинского сообщества?

– Медицина тут не причем, это результат воздействия социально-политических причин. Ведь отношение общества к половым извращениям менялось на протяжении истории, между восхвалением как доблести в предхристианском Риме, и сожжением заживо, как в Южной Каролине.

– Так что же, все зависит «от точки зрения»?

– Ничего подобного. Медицина имеет объективный взгляд на здоровье человека. Руководство той же ВОЗ характеризует здоровье как благополучие и оптимальную согласованность между личностью и средой. В своей практике мне часто приходится встречать гомосексуалистов, однако благополучных, гармоничных, счастливых людей среди них нет. Для этой группы характерны суицидальные попытки, конфликты с окружающим миром, с родными, сверстниками – не говоря о сексуальных партнерах.

– Не потому ли, что их отвергает общество, «дискриминирует», как утверждают некоторые?

– Нет, легко убедиться, что причина такого положения чисто внутренняя. Что такое «пол»? Половина, составная часть, компонент человеческого рода. И когда функции компонентов нарушены, это неизбежно сказывается на благополучии личности. Когда человек идет против своего принципиального, глубоко заложенного назначения, распадается гармония – и катастрофа становится неизбежной.

– Вы говорите, «человек идет». Христианский взгляд видит в гомосексуализме проявление злой воли, уступку греху. Так ли смотрит на это явление медицина?

– Предрасположенность к извращенному сексуальному чувству не зависит от воли человека. Но решительно то же самое можно сказать о любой другой предрасположенности или зависимости. Человек не отвечает за то, что в его организме — гормональный сбой. Но за то, как он «использует» свои особенности, свои природные черты, человек, безусловно, ответственен.

– От чего же возникает такая предрасположенность?

– Есть особенности конституции, эндокринная и генетическая патология, которые вызывают склонность к извращениям. Но генетические дефекты детей во многом обусловлены поведением родителей. Немецкие ученые показали, что сыновья женщин, испытавших в начале беременности сильные психологические потрясения, подвержены шестикратному риску уклонения в гомосексуализм.

Однако влияние среды здесь гораздо существеннее. Причины возникновения гомосексуальных тенденций – прежде всего социальные, это ошибки и дефекты воспитания, иногда по объективным причинам, чаще – из-за невежества или небрежения родителей и воспитателей. И, конечно, пропаганда разврата в средствах массовой информации. Все это толкает подростка к сексуальному опыту, который накладывает глубокий отпечаток на психику, на способность к полноценному браку.

– Получается, что гомосексуализм действует на семью как смертельная бацилла: с одной стороны, убивает ее, а с другой – сам распространяется за счет ее распада!

– Совершенно верно. Именно поэтому страшно усыновление детей теми лицами, которые ведут гомосексуальный образ жизни. Ребенок, травмированный потерей или отсутствием родителей, получает вторую травму, попадая в среду дисгармоничных, нравственно искаженных людей. Это — самовоспроизводство извращений и других патологий.

Представьте себе, что возникло требование принимать карликов в баскетбольную команду или психически больных – в Генеральный Штаб! А между тем именно такому требованию равносилен допуск гомосексуалистов к усыновлению детей.

– Согласитесь, что столь жесткие оценки вызывают социальный протест как самих гомосексуалистов, так и сочувствующих им. Отсюда и гомонстрации, и политические демарши, и законодательные акты в Евросоюзе.

– Допустим. Но это ничуть не меняет существа дела. Необходимо расставаться с заблуждениями. Те, что выходят на гомонстрации, пытаются компенсировать этим свою патологию, но в результате лишь углубляют ее: ведь все, что относится к интимной сфере, в норме должно и оставаться интимным, обсуждаться в интимном формате, а не публично. И активность либералов в гомосексуальном движении тоже имеет прямую психологическую подоплеку: пропагандируя извращения, они явно или неявно закрепляют за собою право на «обычный», «традиционный» промискуитет.

– Защитники прав гомосексуалистов нередко аппелируют к «пострелигиозному миру, в котором религии больше нет места». Но так они теряют немалую (даже в Европе!) часть общества, всех, кто скажет: «Нет, а я верю в Бога, религии есть место в моей жизни. Вы лжете с самого начала, и все, что идет дальше – такая же ложь». И тем не менее они на это идут.

– Да, действительно. Но им это необходимо для удержания позиций в другой части общества, которая согласна со «смертью Бога» и «пост-религиозным миром».

– Можно ли найти общий язык с этой «другой частью общества»? Возможна ли безрелигиозная, строго материалистическая защита от гомосексуализма, от всей идеологии и политики половых извращений?

– Думаю, нет. Человек – не скотина; для полноценного здоровья ему необходима полноценная нравственность, едва ли не прежде всего в сексуальной сфере. Но материализм и атеизм устраняют дальние смыслы из человеческого бытия, пытаясь ограничиться смыслами ближними, короткими – а они, при известном нажиме, в самом деле допускают толерантность к извращениям любого рода. И, кстати, не только сексуальным. Так что надо смотреть не только под ноги, но и вдаль: иначе неминуемо собьемся с курса.

Журнал «Нескучный сад»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *