Что такое целомудренность

Духовное развитие личности >> Путешествие в глубь себя >> Целомудрие


«Целомудрие – это целостность, мудрое отношение к жизни, чистота души и тела, целостность ума, не загрязненного страстями.»
Монахиня Нина (Крыгина), «Целомудрие Царской семьи»
«Целомудрие — всеобъемлющее название всех добродетелей».
Иоанн Лествичник.
Целомудрие – это добродетель являющая духовную и телесную чистоту, непорочность.
Это внутренняя чистота души, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами.
Целомудрие и благородство – две нравственных ценности, которые в большей степени связанны с понятием «Чести».
“Целомудрие” в словаре русских синонимов:
безукоризненность, безупречность;
здравомыслие, целомудренность, безгреховность, девичество, девичий цвет, неиспорченность, чистота, непорочность, нравственность, невинность, девственность, честь, честность, безгрешность, скромность.
Словарные определения
В словаре Ушакова (Толковый словарь русского языка Ушакова)
Целомудрие, целомудрия, мн. нет, ср. (·книж. ). Добродетель, строгость в нравственном отношении.
В словаре Ожегова (Толковый словарь Ожегова)
Целомудрие:
1. То же, что девственность;
2.перен. Строгая нравственность, чистота.
Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля:
«Целомудренный — сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно».
“Целомудрие” в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия» Термин «целомудрие» в словаре не найден.
«Целомудрие» в христианской религиозной традиции
Слово «целомудрие» — это религиозное, это духовное слово. И поэтому, чтобы стать целомудренным, нужно стать чуточку религиозным. Священники это знают. Слово, понятие «целомудрие» появилось задолго до рождения Руси. Вот два очень небольших примера.
Вот послание апостола Павла к римлянам. 3-й сих из 12-й главы:
1) на церковнославянском языке:
«глаголю бо благодатию давшеюся мне, всякому сущему в вас не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати: но мудрствовати в целомудрии, коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры»
2) на русском:
«По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте целомудренно, скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил»
Вот молитва Ефрема Сирина, жившего в IV веке
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».
Отсюда видно, что целомудрие – это дух, это дар, который нужно испрашивать и получив, очень бережно его хранить.
Целомудрие – это религиозное понятие. Целомудрие – это не хорошо или плохо, это – либо есть, либо нет. Девственность, супружеская верность, скромность и т.д. все это о целомудрии, но не целомудрие. Целомудрие начинается с послушания: родителям, учителям, мужу, жене… Но как удержаться в послушании, если человек не религиозен, если его оценки всего на уровне: «хорошо – плохо». Да еще и того «хорошо – плохо», как он сам их себе представляет.
Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет понятие целомудрия следующим образом:
«Целомудрие — уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных.
Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия — ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний;
совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога».
Святой Амвросий Медиоланский говорит о трёх формах целомудрия:
«Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Мы не восхваляем одни из них, исключая другие. В этом — богатство церковной дисциплины».
Определени из Википедии — свободной энциклопедии.
Целомудрие — положительная моральная характеристика человека, которая раскрывается в соблюдении сознательного самозапрета на познание, переживание и совершение всего того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу.
В обыденном сознании понятие целомудрие ассоциируется с воздержанием от сексуальных опытов. В такой трактовке под целомудрием понимают:
а). отказ человека от сексуальных отношений вообще,
б). воздержание от сексуальных отношений до и вне брака.
В моральной философии, помимо этого содержания, в понятие целомудрия привносился некоторый особенный смысл: во-первых, оно, как правило, применялось в качестве характеристики еще не сформировавшегося человека; во-вторых, выражало подобающее отношение (а именно — воздержание) не только к сексуальным, но и к телесным удовольствиям вообще, а также к сильным страстям, влечениям, необузданным порывам и т. п. — ко всему, что может разрушить целостность человека. Целомудрие понималось как отказ молодого человека от испытаний, с которыми он пока не в силах справиться.
Некоторые культуры ориентировали на целомудрие как на универсальный идеал. В христианстве это отчасти проявилось в обете безбрачия всего католического духовенства (целибат) и православного монашества, а также в том, что для мирян допустимыми признавались только брачные сексуальные отношения, единственное оправдание имеющие в рождении детей.
Понятию целомудрия по значению близко понятие невинности. Как и состояние невинности, целомудренное состояние отличают целостность, гармоничность, чистота. Существенная же особенность целомудренного человека состоит в том, что он не является невинным в отношении добра и зла, знает их абсолютную различенность, его мысли, чувства и поступки находятся в поле напряженности, образованном основной моральной дихотомией, поэтому подлежат моральной оценке. Невинность же внеморальна. Кроме того, внутренняя жизнь целомудренного человека сложна, дифференцирована, осознаваема. В силу данных особенностей сохранение внутренней гармонии и гармонии с миром, непорочности, покоя в добре требует от целомудренного человека, в отличие от невинного, для которого такое состояние естественно и бессознательно, совершения определенных усилий. Моральное усилие целомудренного направлено прежде всего на соблюдение запретов. Поддерживаемое в результате такого морального усилия блаженство П. А. Флоренский определял как «отдых от неустанно-жадного и никогда не удовлетворенного хотения, как само-заключенность и само-собранность души…».
Другим близким по значению понятию целомудрия является понятие умеренности. Если целомудрие характерно для этапа духовного становления человека, то умеренность является добродетелью зрелого человека, она проявляется в устойчивом самообладании, в умении быть хозяином своих чувств, желаний и страстей. Если целомудренный оберегает себя от непосильных испытаний, отказываясь от всего того, что может ввергнуть его во власть соблазнов, то для умеренного соблазнов не существует. По описанию Аристотеля, умеренный не имеет дурных влечений и не испытывает удовольствий, противоположных правильному суждению. Умеренность является характеристикой стремящегося к нравственно обоснованной или допустимой, с точки зрения нравственности, цели, будь то высшее благо, беззаветное служение Богу, счастье, выполнение долга перед самим собой. Целомудрие же характеризует духовное созревание человека, его основное назначение — защитить неокрепшую душу и дать ей сформироваться.
В современной либеральной этико-философской мысли понятие целомудрия перемещено в сферу сексуальности. Так, Р.Скрутон анализирует целомудрие в контексте сексуального желания. Целомудрие здесь предполагает сдержанность и осуществление лишь такого сексуального желания, которое направлено на объединение с другим(ой), предстающим(ей) в рамках данного отношения во всей полноте своей личности. Целомудрие направлено на поддержание целостности человека, в первую очередь — единства в нем сексуального и личностного. Оно проявляется в предрасположенности избегать осуществления сексуального желания, когда желанным оказывается лишь тело другого. В противном случае как субъект, так и объект желания оказываются лишенными целостности: телесность и личностность обоих оказываются отделенными друг от друга, а их отношения — обезличенными.
Целомудрие, строгая нравственность, чистота отношений между девушкой и юношей. При таких отношениях сохраняется девственность девушки, непорочность юноши. Основой высокой нравственной чистоты является стыдливость — качество, приобретаемое человеком с возрастом. Стыдливость по отношению к противоположному полу особенно сильно выражается с появлением вторичных половых признаков. В этот период молодые люди начинают серьёзно дружить, влюбляться. Дружба, а затем и любовь между юношей и девушкой — серьёзное испытание их нравственности. Сначала счастьем кажется возможность дотронуться до руки любимого, потом — прижаться к нему, поцеловать. Но человек быстро привыкает к дозволенному, и вот уже новый «запретный плод» манит, разжигает страсти. Попав в половодье неизведанных ощущений, молодые люди не всегда могут разобраться в своих чувствах, правильно оценить перспективы отношений друг с другом. Поэтому девушки должны хорошо взвесить все за и против добрачной половой жизни, а не руководствоваться минутным порывом. Во все времена молодым до брака предписывалось целомудрие, хотя общественное мнение легче прощало юношу и строже спрашивало с девушки.
Дело здесь не только во влиянии церковной морали, но и в том, что биологическую ответственность за интимную связь несёт исключительно женщина. Ей рожать, ей воспитывать ребёнка, если отец откажется от него. Сама природа наложила большую ответственность на девушку, обозначив девственность даже анатомически. Более того, во многих случаях именно девушка устанавливает для юноши границу допустимых к себе отношений. Она задаёт тон любовным отношениям, делает их пошлыми или высокодуховными, поистине красивыми.
Не менее важной в межличностных отношениях является и позиция юноши. Недаром мерилом мужского достоинства всегда считалось его отношение к женщине. Настоящего мужчину как раз и отличает в отношении к любимой женщине сдержанность и корректность. Сегодня моральные требования, предъявляемые к мужчине и женщине, стали менее строгими. Однако и в наши дни без любви, уважения, привязанности, чувства долга интимная близость сводится лишь к обычному физиологическому акту. Вот почему юношеская сдержанность, девичья чистота, гордость, целомудрие — понятия не устаревшие. Это вопросы не только морали, но и будущего здоровья, счастья.
«Целомудрие — это не столько физиологическая и не только нравственная категория, это категория мировоззренческая, отражающая целостную картину бытия, целостный и мудрый образ мира».
Вера Абраменкова «Воспитание целомудрия»
«Целомудрие – это суверенитет как личности, так и общества по отношению ко злу».
Артемий Ермаков «Государство и целомудрие»
Высказывания великих и известных людей о Целомудрии.
Альбер Камю (1913-1960, французский писатель и философ): «Разнузданная чувственность приводит к убеждению, что мир бессмыслен. Целомудрие, напротив, возвращает миру смысл»
Иоанн Крестьянкин (1910-2006, священнослужитель РПЦ, архимандрит): «Красота души – в целомудрии и правде, здоровье души – в мужестве и благоразумии».
Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799, французский драматург и публицист): «Небо всегда покровительствует невинности!»
Павел Гумеров (р.1974, русский священник, писатель): «Хранить в чистоте нужно не только зрение, но и ум. Нечистые, блудные мысли как грязь пачкают, оскверняют душу и сердце.»
Предыдущее: Стабильность
Следующее: Любовь Бога

Очищение души и тела для христианина — это путь ко спасению. Духовные и физические недостатки являются следствием того, что человек полностью подчинился своей животной природе, и разрушающие страсти возымели главенство над его разумом. Жажда новых ощущений, подкрепленная открывающимися возможностями эры сверхновых технологий, все сильнее толкает человечество в пропасть бездуховности и безнравственности.

Целомудрие во все времена было тем бастионом, который сдерживал упадок культуры народов и наций, помогая выживать под напором периодически накатывающих волн вседозволенности, нигилизма и воинствующего атеизма.

Что такое целомудрие

Один немецкий врач периода второй мировой войны, осматривающий пригоняемых в Германию незамужних советских девушек, обнаружил, что 97% из них оказались девственницами. Озадаченный доктор обратился с письмом к Гитлеру, в котором призывал немедленно прекратить вести боевые действия против Советского Союза. Свои заключения он основывал на том, что воевать с народом, у которого такая высочайшая нравственность подобно самоубийству. Это был очень неглупый немец, и если бы он был услышан, возможно, исход войны не имел бы столь ужасных последствий.

Происхождение слова

Если рассматривать этимологию слова «целомудрие», то оно имеет значение «невинность». По всей видимости эта форма была образована в старославянском языке как калька с греческого sōphrosynē — «благоразумие». В церковно- и старославянском пишется как: цѣломѫдрие σωφροσύνη, цѣломѫдрьнъ σώφρων.

В узком понимании слово «целомудрие» означает умение держать под контролем свои сексуальные желания и связанные с ними неблаговидные поступки. В более широком смысле — это нравственная строгость и чистота, моральная добродетель, которая проявляется не только в отношении к противоположному полу, но и в манере общения, взглядах, одежде. Это своеобразная противоположность праздности, где неуемная разгульность приводит к необузданной сексуальной невоздержанности и развращенности.

Данное понятие определяет целостность личности, стремящейся к единству с Богом и соблюдающей внутренний закон, именуемый совестью и помещенный в сердце каждого человека. У того, кто прислушивается к совести, постепенно начинает открываться слышание голоса ее мудрости.

Значение понятия

Значение слова целомудрие в понятии большинства сводится к волевому обузданию низких страстей и вожделенных позывов во имя духовной чистоты и верности партнеру, системе духовных воззрений. На самом деле, смысл этого понятия гораздо шире. Это даже не шаблон добродетельного, ревностного религиозного поведения и не манера явления себя в обществе.

Данное понятие накладывает отпечаток на все сферы бытия того, кто желает следовать подобному образу жизни. Им пропитан каждый вдох человека. Каждая его мысль наполнена свежестью и ароматом чистоты, исходящими из глубины души, начинающей осознавать свою целостность. Когда эта «мудрость» пропитывает ум настолько, что он просветляется, обретает ясность и видит единственно правильный путь созидания через накопление добродетельной силы, данное понятие становится естественной, неотъемлемой частью жизни человека.

Целомудрие и девственность

Очень часто эти два понятия отождествляются, что является неправильным. Разница заключается в том, что девственность относится к физическому понятию, связанному с сохранением целостности гимена (плевы — складки слизистой оболочки, предохраняющей вход во влагалище) и с половым воздержанием юноши до вступления в супружеские отношения.

Целомудрие — понятие духовного плана, имеющее в своей основе чистоту мыслей, откуда исходит правильность поступков и гармоничность отношений, как межличностных, так и общественных. Она, в отличие от девственности, может иметь несколько форм проявления.

Формы целомудрия

Еще одно заблуждение состоит в том, что это явление касается только добрачных отношений, хотя на самом деле оно существует в супружестве, вдовстве и девственности.

Супругов

Понимается, как верность между супругами, при которой не происходит обращения к неестественным сексуальным практикам. В этом случае мудрость женщины дополняется проясненным умом мужчины.

Эта форма супружеской добродетели подразумевает взаимную чистоту не только в поступках, но и в мыслях, и это касается не только сексуальной сферы. Взаимная супружеская верность и уважение к своей второй половине — залог добродетельного потомства, которое впитает в себя любовь и чистоту своих родителей.

Вдовства

Эта форма предполагает хранение верности умершему супругу (супруге), сберегая в душе образ ушедшего или же наполнение своего сердца любовью к Богу.

Есть немало примеров, когда люди, утратившие любимого человека, осознавали временность земной разлуки перед грядущим вечным соединением на небесах. Тем самым они во много крат усиливали свои чувства любви и преданности, по сравнению с теми, что испытывали прежде, при жизни этого человека.

Девственности

Это сохранение своей невинности и целостности до вступления в супружеские отношения, как со стороны девушки, так и со стороны юноши. Целостность здесь подразумевается так же, как выдерживание срока созревания, взращивания духовной внутренней силы, которую в чистом виде можно будет передать дальше своим детям.

Важно не расплескать свои душевные силы, не утратить умение любить всем сердцем, сохранить утонченность чувств, донести эту полную чашу тому, кому она предназначена. Существует множество примеров, когда люди поначалу придерживались свободных отношений без обязательств и каких-либо нежных чувств, а позднее желали полюбить своего единственного, которого, наконец, встретили, но не могли, так как давно растратили все силы души.

Кто такая целомудренная девушка

Целомудренной называют девушку, принявшую эстафету духовной и физической чистоты от своих родителей и собирающуюся в будущем передать ее своим детям. Она ждет своего избранника, а если такой уже имеется — показывает ему необходимость разумного воздержания, что непременно окажет позитивное влияние на их будущее потомство.

Внешний вид

Целомудренность проявляется в том, что девушка не старается быть броской и заметной, не стремится всегда эффектно выглядеть, не требует от других признать хоть в чем-то ее значимость. Она всегда во всем знает меру и понимает, что в этом мире обладает истинной ценностью, но никогда не выставляет свои знания напоказ.

Девушка не обязательно должна быть застенчива и закрыта, даже наоборот, ей интересно живое общение, а не пустая болтовня. Ее главное богатство всегда внутри, и она не собирается раздаривать его недостойным и кому попало.

Легко шагая по жизни, она всегда начеку, чтобы не проглядеть своего единственного и неповторимого, для которого собирается открыть все свои душевные ценности, изумруды нежного, трепетного сердца.

Качества и черты характера

Среди основных качеств ей присущи следующие: душевная и телесная чистота, скромность, гордость, чувство долга, умеренная стыдливость.

Девушке свойственны такие черты характера:

  • серьезность и ответственность;
  • кротость;
  • смирение;
  • склонность к благотворительности;
  • отсутствие порочных привязанностей и вредных привычек.

Принципы и постулаты служения мужу

Истинная природа женщины раскрывается в бескорыстной преданности своему мужу. Только при условии соблюдения основных принципов служения и следования определенным постулатам, она может стать по-настоящему счастливой и защищенной от любых жизненных невзгод, окруженной вниманием и благосклонностью своего мужа.

Целомудренная женщина должна следовать таким принципам:

  1. Стремление стать для своего мужчины самым близким другом, с которым он всегда сможет поделиться самым сокровенным.
  2. Умение разделить с мужем его горечи и проблемы, поддержать в трудных ситуациях и вдохновить на серьезные поступки, соответствующие его возможностям.
  3. Уважение и почтительное отношение к мужу. Благодаря этому, он предоставит супруге больше возможностей участвовать в решении его проблем. В этом случае мужчина начинает относиться к своей жене более сокровенно.
  4. Самоконтроль в отношениях с мужем, даже при возникновении любых недоразумений. Благодаря этому женщина получит поддержку от мужчины во всех своих делах.
  5. Постоянное желание блага своему мужу и употребление по отношению к нему лишь приятных слов. Благодаря этому принципу жена заслужит огромное расположение к себе с его стороны, ее ушей никогда не коснется сквернословие, слетевшее с языка мужчины.

Постулаты служения — это правила, которые запускают созидательные процессы в семье. По сути, это пять опор, каждая из которых является основополагающей, то есть, опираясь на любую из них, женщина получит благорасположенность и уважение со стороны мужчины.

Главные правила, как вести себя целомудренно:

  1. Сокровенное служение мужу, глубоко понимать его как личность.
  2. Доброжелательность, почтение к своему мужчине, стремление сглаживать конфликты.
  3. Поддержание добрых отношений с друзьями и родственниками мужа.
  4. Разделение с супругом обетов, взятых им на себя.
  5. Верность.

Данное видео поможет более детально ознакомиться с принципами служения мужу.

Что такое целибат

В большинстве религиозных конфессий и в некоторых духовных течениях существует обет безбрачия, который дают те, кто решил посвятить свою жизнь служению Богу или любимому делу. Это значит, что человек делает осознанный шаг к усмирению своей плоти, который продиктован либо духовными устремлениями, либо внешними условиями.

Данный термин происходит от латинского caelibatus, что переводится как «неженатый». Практика воздержания уходит своими корнями в глубины тысячелетий и была распространена по всему миру. Известны примеры из древнего индуистского эпоса, когда не только брахманы, но и легендарные герои давали обещание Богу, что откажутся от семейной жизни во имя достижения внутренней силы благочестия.

Известно и о том, что древнеримские весталки — жрицы Весты, которая являлась богиней любви, также давали подобный обет. Его нарушительниц закапывали живьем в землю.

Тот, кто становится на этот путь, преследует определенные цели. Одни усматривают в этом необходимое условие для стяжания духовной силы, ее сохранения во имя совершенствования. Так поступают буддийские монахи.

Для других — это своеобразная служебная необходимость. Например, в традиции западной церкви целибатом называется обязательное безбрачие у католического духовенства (за исключением дьяконов). Похожее явление существует и в православии, где епископами могут становиться лишь монашествующие и те священники, которые не имеют семьи.

Значение данного понятия для каждого практикующего свое, в зависимости от того, что он несет в своем сердце, выполняя этот обет.

Целибат для женщин и мужчин

Как для мужчин, так и для женщин, этот метод устраняет на пути следования к Богу или другой цели помеху в виде семьи, которая переключает основное внимание человека и отнимает значительную часть его времени и сил. Люди, которые видят смысл своей жизни в служении Богу или любимому делу, могут обратиться к этой практике, чтобы убрать со своего пути все, что препятствует движению к высшей истине в их понимании.

Есть немало мужчин и женщин, не связывающих себя религиозными обетами безбрачия, но по сути ведущих образ жизни, частично или полностью соответствующий подобному обету. У одних это связано с общественной деятельностью, у других — с особенностями характера и темперамента. Некоторые через усмирение плоти открывают в себе новые духовные горизонты, находя свое предназначение в служении людям.

Но все же имеются отличия в практиковании этого метода мужчинами и женщинами. Связано это в первую очередь с устройством их внутренних природ.

Для мужчин:

  • энергия движется вверх, стараясь охватить непознанное;
  • склонность постигать жизнь, используя логику, включая в этот процесс весь свой умственный потенциал (жить по уму);
  • основная активность проявляется за рамками личной системы, мужчине необходим социум для самовыражения;
  • масштабность действий.

У женщины энергия движется ближе к земле. Ее сознание старается охватить вниманием то малое, которому она в состоянии дать любовь и поддержку. Она познает мир чувствами и сердцем, не старается спасти весь мир, но в состоянии обогреть тех, кто ей действительно дорог.

Целибат в современной жизни

Ежегодно сотни людей, находясь в разных частях света, с различными духовными взглядами, традициями и мировоззренческими позициями принимают добровольный отказ от телесных утех и брачных уз. У каждого из них свои аргументы в пользу подобного выбора, но наверняка почти все хотят сделать хотя бы свой мир немного светлее и чище.

Для чего и кому нужен

Этот вопрос естественным образом возникает у тех, кто хочет понять основные цели подобного обета. Устремления могут отличаться не только по причине следования конкретному учению, но в каждом конкретном случае: какой вид воздержания выбирает послушник (моральное или физическое), на какой период (месяцы, годы, всю жизнь).

Рассмотрим конкретнее:

  • христианин дает обет, чтобы уподобиться жизни Спасителя, приблизить свою земную жизнь к Господу и его Небесному Царству;
  • буддист практикует отказ ради самопознания и духовного роста;
  • индуист использует обет для достижения духовного совершенства, самоосознания, обретения трансцендентных знаний и просветления;
  • люди, занятые духовными практиками благодаря этому накапливают силу;
  • некоторые прибегают к воздержанию для укрепления здоровья;
  • есть и те, кто пришли в этот мир без потребности в физической близости с особого рода духовными программами.

Польза и вред

Отношение к обязательному безбрачию неоднозначное, особенно среди прихожан католической церкви, поскольку их духовенство обязано строго блюсти свой обет. Но как показывает опыт — принудительное воздержание негативно отражается на деятельности священников.

Стоит сказать также, что без этого явления, сама церковь утратит роль целомудренной невесты, следующей за своим женихом Христом, давшим всей своей жизнью заповедь непорочности. Поэтому необходимо определить положительную сторону воздержания.

Рассмотрим полезные моменты воздержания:

  • сохранение внутренней энергии и целостности организма;
  • накапливание духовной силы, улучшение здоровья;
  • освобождение времени для молитв и мыслей о высоком;
  • способность к достижению значительных результатов, как в духовных, так и в мирских делах.

Те, кто не приемлет данное ограничение, аргументируют свое мнение тем, что этот обет противоречит естественным природным потребностям и функциям человека.

Минусы целибата:

  1. Отсутствие интимной жизни при ее большом внутреннем желании может привести к серьезным нарушениям физического здоровья.
  2. Воздержание может быть чревато возникновением различных комплексов и скрытых желаний, которые могут вылиться наружу в самых непредсказуемых формах.
  3. Для этой практики нужна готовность, созревшая на многих психоэмоциональных и физических уровнях, а кроме этого, смирение и сильная личная волевая устремленность. В противном случае разочарование будет минимальным злом по отношению к практикующему.
  4. Не усмиренное желание может подталкивать священников к неестественному удовлетворению своих сексуальных потребностей: гомосексуализму, педофилии, онанизму.

Как принять

Если человек собирается сделать столь серьезный шаг в своей жизни, ему нужно все хорошо обдумать, приняв во внимание все свои сильные и слабые стороны. Если это не связано с профессиональной деятельностью католического священника, адепту следует благоразумно подойти к тому, насколько серьезно его решение.

Возможно, стоит взять на себя первоначально обет не столь строгий, как иногда молодому человеку подсказывают его максимализм и эго, старающееся всегда преувеличивать чувство собственной значимости. Несколько месяцев или лет воздержания смогут показать человеку, насколько эта ноша является для него благой или непосильной.

Пороки в среде католических священников говорят о том, что церковь давно уже стала институтом, сотворенным руками человека, а следовательно, ему присущи и все его несовершенства. Может быть, недалеко то время, когда этот обязательный пункт, касаемый безбрачия в католицизме, будет пересмотрен, что исключит подобные бездуховные проявления в церковной среде.

Но правильно ли обещать Богу выбрать путь отказа от соблазнов. Наверное, человека к этому решению должна подвести сама жизнь. Чтобы дать обещание Богу в отказе от телесных удовольствий, необходимо искренне, от всего сердца обратиться к нему за благословением и поддержкой. Это не обязательно должен быть храм или монастырь. Главное, чтобы намерение было чистым и смиренным.

Отношение религии к целомудрию и целибату

В мировых религиях и других вероисповеданиях присутствуют такие понятия, как целомудрие и обеты телесных ограничений, необходимые для сохранения чистоты и непорочности. Однако относятся к ним по-разному.

В православии

Допускается брак, если он предшествует посвящению в сан дьякона и священника. Это положение было закреплено еще правилами шестого Вселенского Собора. Но подняться до сана епископа в православии сможет только выбранный из числа безбрачного (черного) духовенства — монахов малой схимы. Как в Русской Православной Церкви, так и в других поместных церквях, епископ выбирается только из числа иноков.

В православии поощряются и браки при невозможности воздержания, и отказ от семейных отношений, а обет безбрачия можно принимать как на определенный срок, так и на всю жизнь.

В католицизме

У католиков этот обет окончательно утвердился в девятом веке. В нем заключено предписание о том, что священники должны блюсти целомудрие. Если кто-то нарушает это условие, считается, что он совершает святотатство.

Пасторам запрещено не только вступать в брак, но и состоять в ранее заключенном союзе. После рукоположения в священнический сан все попытки сочетаться брачными узами с женщиной считаются недействительными.

В виде исключения в католической церкви могут рукополагаться в священники семейные мужчины, перешедшие в католицизм из англиканства или протестантизма, где они были духовными лицами. Обязательное соблюдение этого правила также не распространяется на греко-католиков и представителей духовенства Восточно-католических церквей, находящихся в юрисдикции Папы Римского .

В протестантизме

В протестантизме и англиканстве предпочтение отдается женатым священнослужителям. Право духовенства вступать в брак основывается на естественных условиях природы человека.

Кстати, именно протестантские страны во всех рейтингах развития опережают католические, и тем более православные, где есть установки на отказ от института семьи, который является природным образованием.

В других вероисповеданиях

В иудаизме отношение к безбрачию сугубо отрицательное, поскольку это противоречит прямым библейским предписаниям: плодиться и размножаться. Мужчина, не имеющий семьи, здесь считается человеком наполовину.

Иудаизм не приемлет воздержание как средство совершенствования и обретения святости, а рассматривает безбрачие в качестве помехи для личного духовного роста.

Здесь уместно привести высказывание лауреата Нобелевской премии по химии Майкла Левитта, который на вопрос, почему так много евреев получают эту награду, ответил с юмором, что в христианской семье умного мальчика отдают в монахи, а в еврейской такому ребенку дают совет, чтобы он нашел самую красивую женщину и женился на ней.

В Исламе брак и семья — это основа. Понятие о пренебрежении семейными узами во имя саморазвития, в том числе с использованием воздержания от взаимодействия с противоположным полом, противоречат законам Шариата и абсолютно чужды культуре мусульман в каком бы то ни было ее проявлении.

Несмотря на противоречивые взгляды представителей разных конфессий, истина в вопросе безбрачия находится обычно где-то посередине. Несомненно, рациональные корни имеются в любом из рассмотренных мнений, и каждый волен выбирать то, что более близко его душе.

Видео

Из этого видео можно узнать о том, насколько важно для мужчины половое воздержание.

Мудрость целомудрия

Сегодня наиболее трудным для родителя является воспитание целомудрия. Ведь даже само это слово выпало из школьного лексикона: мы знаем, что такое половое воспитание, пол, а «целомудрие» — как понятие и как явление — не обозначено для современного подростка. О воспитании целомудренного чувства в детях мы беседуем с академиком РАО, доктором психологических наук Виктором Ивановичем Слободчиковым.

— Виктор Иванович, чтобы приблизиться к правде воспитания целомудрия в ребенке, расскажите в общих чертах, врожденное ли это качество или приобретенное? Где искать основания целомудрия? Целомудрен ли новорожденный ребенок?

— В этом вопросе я бы сознательно хотел уйти от отождествления этого понятия с девственностью. «Целомудрие» человека необходимо рассматривать в широком смысле: гармоничности и иерархичности его в целом. К сожалению, понятное как будто бы всем слово, прямо означающее «цело» и «целостность», в бытовой трактовке рассматривается именно как целостность тела, а разрушение целомудрия воспринимается как утрата невинности. Целомудрие в самом широком понимании было в человеке единственный раз на белом свете — в момент Сотворения Адама: все в нем было совершенно, гармонично, иерархично. В результате грехопадения в человеке сразу же разрушилась гармоничность и
иерархия: каждая инстанция стала бороться за власть, тело фактически оккупировало душу, поставив ее на службу себе, а вместе они начали противостоять духу, блокировать его, навязывая свои смыслы и цели. Хотя современный человек входит в этот мир с заложенной способностью к целомудрию, это качество должно когда‑то проявиться в человеке, по аналогии с фотографическим изображением, проступающим на фотобумаге, и постепенно наращиваться.

Создав мужчину и женщину, Господь сразу создал и дом целомудрия — семью. И если мы говорим о воспитании целомудрия в наши дни, прежде всего надо обратить внимание на то, как устроена наша семья, каков отец и какова мать, в каких отношениях они находятся между собой, к детям, что они детям предлагают и предъявляют? Целомудрие развивается в детях только благодаря примеру родителей, то есть все начинается с нас — это не злобная среда корежит и уничтожает целомудрие в ребенке, а в первую очередь неправильное его воспитание! Целомудрие не записано в генотипе, не «живет» оно и в моральных предписаниях. Никакие поучения, предписания и призывы «будь хорошим, будь воспитанным, будь вежливым, будь таким‑то», как в песне «стань таким, как я хочу», — ничего не дают! Целомудрие — это Божий замысел о человеке и существует в устройстве совместной жизни детей и взрослых. Как взрослые без детей — бессмысленные существа, так ребенок без взрослых — существо невозможное. Потому первая заповедь родителя, первая задача взрослых людей — посмотреть на свое собственное жизнеустройство: правильно ли мы живем. Действия ребенка определяются той объемной картиной мира, которая складывается у него в родительском доме! Следовательно, целомудрие, как внутреннее фундаментальное качество человека, усваивается (заметим, не присваивается!) ребенком через совместное бытие взрослых и детей.

«Живя» между нами, оно становится тем внутренним остовом, той абсолютной ценностью и силой, которая позволяет устоять, защититься подрастающему человеку в любых жизненных ситуациях. Если разрушить эту детско-взрослую общность, то все упования на целомудрие просто бессмысленны, потому что не останется тех самых жизненно необходимых условий.

— Какие угрозы наиболее опасны для целомудрия ребенка?

— Ввиду трехчастности человека удар по целомудрию может прийтись в любое место. Например, телесная чувственность возбуждает у него душевно-духовное, а у кого‑то растление может начаться на душевном уровне — с эмоций, переживаний, картинок и т. д. Известно, что кроме памяти времени существует импринтинг, то есть память-печать, когда картинка из детской жизни отпечатывается в подсознании, а потом всплывает и оказывается провокатором действий человека в дальнейшей его жизни.

Прямая угроза целомудрию — попустительство и безответственность родителей, когда им просто лень думать: все пустяки, «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»! В воспитании цельного восприятия мира, то есть целомудрия, важна любая мелочь: например, многие современные игрушки направлены на разрушение, на отчуждение и обособление ребенка от семьи. Вместо того чтобы поиграть с ребенком, современная мамаша нередко сует ему игрушку лишь для того, чтобы он отстал от нее: «Ты с ней повозись, а я пока в это время займусь другими важными делами». А ведь через игрушку ребенку открываются грани мира, в который ему предстоит войти и жить!

Поймите, нам необходимо вернуть самим себе исходные смыслы нашего существования, только тогда может состояться осознание того, что воспитание ребенка — это колоссальная ответственность, колоссальное искусство и труд, предполагающие видение перспективы растущего человека: «Я уже сейчас, пока моему только родившемуся ребеночку дня два, должен задуматься о том, что будет с ним в двадцать или тридцать лет».

Сегодня же родителя ставят в условия, когда он должен, знает он или не знает, умеет или не умеет, озаботиться лишь тем, как профессионально подготовить ребенка сначала к школе, затем младшего школьника профессионально подготовить к старшей школе, далее — профессионально подготовить к вузу. Идет тотальная «профессионализация»: родители озабочены, как максимально вооружить ребенка компетенциями — только в этом случае он будет социально более «успешен». О каком целомудрии может идти речь, когда маленького человека форматируют и специализируют под запросы и ожидания извне? Вот чем заменили задачу нормального взращивания жизнеспособного, жизнестойкого, жизнелюбивого, а значит, целомудренного человека — ее свели, в лучшем случае, к медицинскому обиходу! А это нарушение в воспитании, которое я бы сформулировал в виде свое­образного антропологического закона: «Всякая преждевременность: интеллектуальная, физическая, эмоционально-чувственная, — носит растлительный характер».

Психологи развития знают, что сегодняшнее действие аукнется не завтра, даже не послезавтра, а значительно позднее. Этого чутья времени и отсроченности последствий лишен современный родитель. Слово «растление» означает умертвление (от «тления» — умирания), вызывание того, что является молекулой, причиной смерти. То есть преждевременность — не просто разрушение целомудрия, это его умерщвление.

Нынешнее тотальное физическое нецеломудрие, я уж не говорю о нравственном нецеломудрии, стало результатом того самого ускоряющегося процесса всякой преждевременности в воспитании. Его участниками являются и родители, и общество — все должны понимать свою меру ответственности.

Мы не осознаем даже, что поддаемся какому‑то негласному приказу, непреодолимому импульсу: «надо успеть, надо не опоздать». А что это означает? Это означает: забыть про Бога, семью, отца с матерью — всё потом, они никуда не денутся, главное — «туда» не опоздать, главное — «туда» успеть! А на деле оказывается: «туда» успел, а в руках ничего не осталось. Удивляются, например, почему это вдруг девица поехала на кастинг в Москву, а потом не знает, как вернуться в свою собственную деревню к родителям! Да здесь, на кастинге, они «умерли» в ее сознании, хотя физически живы, — между ребенком и родителями пропасть образовалась!

— Если говорить о воспитании целомудрия в мальчиках и девочках, есть ли разница в подходах?

— Без понимания исходной точки, природы мужчины и женщины в замысле Божьем, мы не сможем всерьез разобраться в том, что творится с нами.

Каждый новорожденный приходит в этот мир с задачей осуществления в нем замысла Божия. К огромному сожалению, многие упрощают задачу воспитания целомудрия в детях: «Дайте рецепт, как это сделать». А задача более глобальна: надо воспитывать не абстрактное целомудрие, а мальчика-мужчину-отца и девочку-женщину-жену! Бессмысленно говорить о целомудрии мальчика, если нет воспитания мальчика-мужчины и отца. Бессмысленно говорить о целомудрии девочки, если нет воспитания девочки-женщины, и не просто женщины, а еще и матери. Дело в том, что «мальчик» — это девичья фамилия «мужчины», как «ребенок» — девичья фамилия человека, а «девочка» — девичья фамилия «женщины».

Целомудрие мальчика и целомудрие девочки связаны с воспитанием, культивированием идеальных мужского и женского образов бытия. Воспитание целомудренного мальчика-мужчины означает создание у него правильного понимания жизни, цельного представления о мире. Его целомудрие заключается, прежде всего, в обладании качествами, которые являются средством защиты от соблазнов, нападений и растлительных ситуаций извне, в умении понять и вовремя избежать их. Мужчина — это глава, но не начальник, он одновременно и муж, и отец для своей жены. Глава — это краеугольный камень, строитель семьи. По­этому в воспитании мальчиков надо исходить из той ответственности и тех жизненных задач, которые им предстоит решать.

Приснопамятный протоиерей Борис Ничипоров, православный священник, психолог, педагог, общественный и научный деятель, впервые всерьез рассмотрел этот вопрос с духовной точки зрения, а не с точки зрения только возрастно-половых особенностей мужчины или женщины. До него в лучшем случае описывали поведенческие особенности мальчиков и девочек: например, почему первым присуще играть в машинки, а вторым — в куклы. А что же за этим стоит, что это значит? Мужчина и женщина, тот и другая имеют свою миссию в совместном строительстве семьи — малой Церкви. Построение семьи зиждется на двух столпах: мужчине и женщине, отце и матери, и весь вопрос в том, как эти столпы растут, то есть как из мальчика и девочки вырастить достойных строителей дома целомудрия!

В своей книге «Введение в христианскую психологию» отец Борис воспитание мальчиков называет краеугольным камнем педагогики и говорит: «Какие воспитываются нынче у нас мальчики — от этого будет зависеть вся судьба державы нашей». Важнейшим моментом воспитания целомудрия у мальчика, по его мнению, должно стать воспитание патриотизма, которое означает осознание родной земли как своей, а себя — ответственным за нее, за ее благосостояние, осознание себя в диалоге с живой историей земли, в ряду поколений, населявших эту землю. Это, наконец, формирование готовности, не осуждая, простить ошибки отцам и дедам и искупить их своей жизнью. Последнее можно назвать выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом. Отмечает он еще два основополагающих мужских качества, которые необходимо воспитывать в мальчиках. Это мужество — фундамент характера мальчика, и жертвенность — вершина его духовного облика.

И далее он перечисляет важные нравственные качества, психологические способности, которые, на его взгляд, актуальны для воспитания сегодняшних мальчиков: понятие о грехе, опыт покаяния в Боге; опыт благодати, радости и покоя после искренней молитвы, близость с природой, жертвенность, чувство стыда и жалости, терпимость к любой другой позиции на фоне спокойного и глубокого осознания своей — и все это должно быть развернуто, по его мнению, во времени, опытно. Отец Борис особенно подчеркивает, что отсутствие духовного воспитания рождает в детях праздность души. «Праздность, пустота, невостребованность души возникает даже и при формальной загруженности детей в различных школах, секциях и кружках. Но свято место никогда не бывает пусто. Чисто энергетически душа ребенка постепенно заполняется энергиями, имеющими безблагодатную, а часто и откровенно демоническую природу. С этим связаны излишняя мечтательность и романтизм, сопряженные нередко с частичной потерей чувства реальности. Глубина депрессивности у многих сегодняшних детей все чаще сочетается с суицидальными тенденциями. Он говорит, что причиной тому являются отсутствие мужества и праздность, отмечая, что у современных мальчиков и девочек есть общий нравственный порок — это праздность души, а механическая занятость в кружках и секциях лишь отчасти решает проблему этой пустоты души.

«Брак честен и ложе непорочно». Размышления о супружеском целомудрии

Альманах «Призвание».

На прошедшей презентации книги «Двое во едину плоть, или о любви, сексе и религии» в числе прочих работ о семье и супружеской жизни критически упоминалась и статья диакона Михаила Таганова. Публикуем текст статьи о.Михаила и приглашаем читателей к обсуждению.

Диакон Михаил Таганов

— Отец Михаил, какое место в жизни человека занимает половое влечение, естественно ли оно, по мнению Церкви?

— Таинство брака освящает родовую жизнь человечества, и неотъемлемой частью этой жизни, ее физиологической основой, конечно же, являются половые отношения супругов. Психология полового поведения – важная составляющая человеческого поведения в целом. Самая распространенная точка зрения здесь, наверное, будет звучать так: «Это же все естественно! Следовательно…» И следуют обычно весьма практические выводы.

Однако, если посмотреть на эту сторону человеческой жизни более пристально, с точки зрения Божественного Откровения и новозаветной этики, то это будет весьма странная «естественность».

Например, при всем желании половое влечение трудно поставить в один ряд с другими естественными потребностями человека – потребностями в воздухе, в пище, в воде, в отдыхе и т.д. Подлинно естественные потребности проявляют себя в организме столь могущественно, что, пренебрегая ими, человек попросту умирает — от голода и жажды, от истощения… Но никто и никогда еще не слышал о человеке, который умер бы от неудовлетворенного полового влечения!

Другой пример: удовлетворение человеческой потребности в пище может быть, например, публичным, и в этом нет абсолютно ничего предосудительного. Напротив, тут сформировалась особая сфера человеческой культуры, в том числе и культуры церковной: в монастырях мы слышим, например, что «трапеза есть продолжение молитвы»… Иное дело с половыми потребностями. Их сокровенная суть настолько не публична, что любая попытка хоть в какой-то степени их обнаружить, обнародовать вызывает чувство стыда (конечно, при условии, что человек еще сохранил в себе эту благотворную способность…).

А стыд – это важнейшая функция нашего нравственного сознания, своего рода «охранная сигнализация» нашей души. Именно стыд от своей наготы впервые испытали Адам и Ева в раю, сшив себе из листьев опоясания (см. Быт. 3). Таким образом, инстинкт продолжения рода и половое влечение стоят особняком в ряду других потребностей человека, и святые отцы всегда связывали это явление с последствиями грехопадения в человеческой природе.

— Но сейчас Вы сказали о родовых отношениях в целом. Но ведь брак задуман и благословен Самим Богом, причем, еще в раю, до грехопадения, когда, по словам Библии, все было «хорошо весьма». Получается, что и половое влечение тоже «хорошо», а Церковь, освящая брак, освящает, в том числе, и его физиологическую составляющую?

— Действительно, брак задуман и благословлен Богом в раю, но, увы, осуществляется он после грехопадения, а значит, между замыслом и его осуществлением стоит некая греховная перемена… К человеческому естеству, говоря святоотеческим языком, «приразилась» блудная страсть. Есть на этот счет замечательная антропологическая концепция преподобного Максима Исповедника (VII в.). Он полагал, что человек изначально был сотворен Богом нейтральным по отношению к страданиям и к удовольствиям, но в своем стремлении к райскому «запретному плоду» — т.е. греховному удовольствию в широком смысле – он одновременно стал причастен и страданиям… Еще древние эпикурейцы, как раз и пытавшиеся на глубоких философских основаниях жить ради плотских удовольствий, заметили — удовольствие бывает одно, а страданий всегда два: до удовольствия (желание) и после него (лишение).

И вообще, страданий в мире гораздо больше, чем наслаждений. Эту мысль подтверждает и то, что сама этимология слов «страсть» и «страдание» во многих языках одинакова (ср. лат. Passio).

Как много этих греховных страстей-страданий возникает вокруг самых, казалось бы, невинных пожеланий, услаждающих наше падшее «я»! Что уж тогда говорить о страданиях так называемой «страстной любви», если вся мировая художественная литература переполнена сюжетами такого рода.

Страсть блуда совсем не обязательно проявляется только в грехе прелюбодеяния. В браке она может обнаруживаться в безграничном телесном самоугождении и в эгоистичном отношении к человеку другого пола – ослепленные страстью, мы не видим в нем личности, живой души; он превращается в орудие нашего удовлетворения. Объект страстной любви становится в своем роде предметом собственности, а отсюда, даже в освященном Церковью союзе, проистекают многие трагедии.

— Каковы же были отношения полов до грехопадения?

— Мне представляется, что можно вообразить себе отношения полов до грехопадения, если посмотреть … на животный мир. Ведь тварь, по мысли апостола Павла, «покорилась суете не добровольно», она «совокупно стенает и мучится доныне» и ждет «избавления от рабства тлению» (Рим. 8:19-22), в которое она попала как раз по вине человека… Несомненно, животные в чем-то очень близки к Богу, к Его первоначальному замыслу о них.

Так вот, у высокоразвитых животных родовая жизнь и инстинкт продолжения рода занимают очень важное место. Но при этом собственно физиологические отношения носят чаще всего сезонный характер. Они совершенно прекращаются с рождением детенышей, и животные полностью переключаются на заботу о потомстве. И тут некоторые животные (например, волки, еноты) могут послужить поучительным примером родительской любви и супружеской верности для иных «воцерковленных православных»…

Да, животные тоже испытывают плотскую радость и некое воодушевление в период своих брачных игр. Но турниры самцов практически никогда не заканчиваются чьей-либо смертью, а от «неразделенной любви» животные не убегают на край света и не кончают с собой. А у людей?.. Излишне и говорить, что животные ничего не знают о половых извращениях и не создают себе индустрию из кинофабрик, журнальчиков, магазинчиков, которые только и заняты обслуживанием, всесторонним развитием, поэтизацией блудной страсти человечества… Все это – чисто человеческие явления, и тут мы воистину «горее скота», как говорится в наших вечерних молитвах.

Если мы посмотрим на евангельский образ Иисуса Христа, то нам станет очевидно, что на всем Своем земном пути Он совершенно не соприкасался со стихией родовой жизни человечества. Спаситель имел всю полноту человеческой природы и первым Своим чудом благословил брак. Но при этом Его собственное рождение – безсеменное, Его Мать – Приснодева.

В воплощении Он принял на Себя мужской пол, но ни в одном каноническом Евангелии мы не найдем примеров Его собственно «мужского», так сказать, «гендерного» поведения. Все лукавые попытки найти такие примеры и приписать Спасителю некое «тайное» плотское родство не выдерживают критики и давно осуждены Церковью (от древних гностиков до «Кода Да Винчи» включительно). Да и Сам Господь Иисус Христос, как видно из Евангелия, пресекал попытки навязать ему сугубо человеческие отношения (Лк. 8:19-21). Он показывает, что вся эта половая, родовая стихия имеет мало общего с грядущим Царством (Мф. 22:29), за исключением, может быть, самого образа брака, который приобретает в Евангелии совершенно небесные черты. Более того!

Чтобы войти в это мессианское Царство, требуется иное, духовное рождение (беседа с Никодимом в Евангелии от Иоанна), так как рождение по плоти приводит человечество только к умножению греха… Замечательно говорит об этой проблеме и о необходимости духовного рождения святитель Николай (Велимирович) в своих философско-этических эссе «Мысли о добре и зле».

— Все-таки из Ваших слов можно сделать вывод о природной греховности половых отношений в браке, если они явились результатом грехопадения…

— Церковь никогда не соглашалась с точкой зрения дуалистических сект, паразитировавших на ее аскетическом идеале, что тело и все его отправления – это зло, и, следовательно, брак и половая жизнь греховны по своей природе. Это, конечно, не так. Вы сами заметили, что брак установлен Богом – а все созданное Им «добро зело». В таинстве венчания Церковь, помимо других сторон брачной жизни, недвусмысленно благословляет именно «телесное сопряжение». Но эта физиологическая сторона брака – это, видимо, некое Божественное снисхождение к нашей греховной страстности, окрашенное Его непостижимой любовью.

На мой взгляд, плотская брачная жизнь представляет собой некий этап, ступеньку в индивидуальном духовном развитии. Плотские радости «адресованы» Богом самому молодому человеческому возрасту, там они желанны, необходимы, многократно воспеты в искусстве и в литературе. Их естественный итог – рождение детей, а это событие ставит юношу или девушку на качественно иной уровень нравственного развития. Отцовство, материнство — некоторые святые отцы видели в способности деторождения проявление образа Божия в человеке, некое сотворчество человека Богу в произведении на свет новых людей.

Иные сильные души минуют брачную жизнь вовсе, сразу устремляясь к Богу и принимая монашеский чин. Этот путь, институционально оформившийся в IV в., тоже был предсказан и благословлен Христом (Мф. 19:11-12). Но живя в падшем мире, в браке или вне брака, каждый христианин так или иначе призван совершить победу над своим падшим естеством, а значит, и над блудной страстью. Если для монаха – в силу его обета — эта победа означает полное воздержание, причем не только на физическом, но и на мысленном уровне, то для семейного человека это стяжание целомудрия в браке. В одной из своих проповедей святитель Филарет Московский сказал так «Брак и девство – не для всех, но целомудрие – для всех».

— Современные люди редко слышат подобные слова. Что значит «стяжать целомудрие в браке»?

— Добродетель целомудрия – это целостный, личностный подход к своему супругу и к самому себе, основанный на том, что все мы являемся образом Божиим. Целомудрие предполагает чистый, не затуманенный похотью взгляд на человеческое естество. В браке это означает, что прежде всего нужно сохранить супружескую верность, не стать рабом своему страстному началу, не воспринимать супруга как «сексуального партнера» и не «заиграться» в юношеские игры до той поры, когда стареющее тело будет просить пощады, а развращенный ум поведет его за собой на все новые и новые плотские «подвиги»… Плохо, если, вступив на эту ступень в начале семейной жизни, человек так и остается на ней, и начинает, скажем, рассуждать о «свободной и ничем не ограниченной радости» полового общения.

Гораздо ближе к христианскому нравственному идеалу трезвое решение отдать должное своему «плотскому человеку», а затем по собственной воле ослабить эту зависимость и сознательно устремиться к лучшему и большему. Из агиографии мы знаем о таких святых супружествах, где раньше или позже, плотские отношения были сознательно отвергнуты. Разве кто-то дерзнет сказать, что этот подвиг так уж омрачил их жизнь, лишил взаимной радости или затруднил спасение в «супружеском чине»? Вовсе нет.

— Как поступать православным супругам во время церковных постов?

— Весь наш церковный Устав (в той части, где он говорит о постах и о времени совершения таинства венчания), а также свод канонических правил направлены на ненавязчивое воспитание в чадах Церкви именно такого, умеренного, бесстрастного взгляда на телесные супружеские отношения.

Теперь, наверное, уже всем известно, что таинство венчания не совершается в период любого из четырех постов и даже накануне постных дней любой седмицы. Иные не слишком «воцерковленные» женихи и невесты, зарегистрировавшись в загсе, нетерпеливо ждут праздника, чтобы повенчаться. Но причина такой «отсрочки» не только и не столько в невозможности организовать для молодоженов «брачный пир», как можно подумать… Дело именно в телесной близости, обычно следующей вскоре за брачной трапезой.

Эта естественная радость и, в каком-то смысле, награда молодоженов за непорочную жизнь до брака, по мысли Устава, все же несовместима с требованиями поста.

Но это касается не только молодоженов — женатые люди, живущие церковной жизнью, во все постные дни тоже призваны соблюдать супружеское воздержание! И таких дней в году набирается довольно много… Увы, об этом нынче многие склонны «забывать», а ведь это обязательный элемент каждого поста. Церковь удерживает своих чад от избыточных телесных радостей, направляет их энергию на покаяние и на духовные дела.

Но только ли в посте тут дело? Оказывается, нет. Вот наступает праздник Пасхи или Рождества, все радостно разговляются. А Устав, как ни это странно, по-прежнему предписывает супружеское воздержание! Браки не венчаются ни на Светлой седмице, ни на Святках. Почему же? Это тоже приоритет брачного целомудрия. Причина в том, что праздник такого масштаба и причащение в эти дни Святых Таин несоизмеримы с нашим «плотским мудрованием»: увлекшись телесными утешениями, человек неизбежно теряет чистоту помыслов и становится недостоин радости духовной.

Неспроста Православная Церковь сохранила в своем обиходе и ветхозаветное понятие о «ритуальной чистоте». Человек, предававшийся любовным утехам накануне посещения храма, не может сразу же приступать к таинствам, прикладываться к мощам и святыням, причащаться Тела и Крови Христовых. Он должен привести себя в трезвенное, «чистое» состояние. Священник во время «Херувимской песни» читает в алтаре молитву, призывающую всех нас к безупречной плотской чистоте: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы»…

— Почему Церковь признает лишь три брака?

— Этот же целомудренный подход к супружеским отношениям лежит в основе канонического признания Церковью только трех браков. Есть мудрая народная поговорка: «Первый брак от Бога, второй — от людей, третий – от лукавого». В ней есть большая доля истины.

Второй брачный союз, действительно, может быть для кого-то печальной необходимостью. Кто-то стал жертвой супружеской измены, пережил смерть супруга, но затем встретил нового достойного спутника… Подобно чинопоследованию таинства венчания, для освящения такого союза в Большом Требнике существует особый чин «О второбрачных», совсем не торжественный, содержащий покаянные молитвы.

Но вот третий брак – это уже своего рода сигнал о том, что человек настроен на служение собственной плоти, что он не умеет или не хочет расстаться с плотским образом мышления, смиренно принять свое вдовство или вынужденное одиночество как волю Божию. Это некий предел, за которым уже нет подлинно христианской духовной жизни.

Русский православный философ Б.Вышеславцев, видный мыслитель русской эмиграции, ученик Н.О.Лосского, написал замечательный труд «Этика преображенного эроса». В нем он на примерах из Священного Писания и святоотеческой традиции убедительно показывает, что «вектор» нравственного развития человека в сфере чувственности должен быть направлен от страстного «первобытного» эроса к столь же пламенной и неутолимой, но бесстрастной любви к Богу. Этот процесс он называет «сублимацией».

Начало развития – это страстное влечение к противоположному полу, которое, в принципе, может воспитать в человеке немало хороших качеств. По мере преодоления страстного начала человек возрастает духовно, наступает единственное верное завершение этого процесса – чистое влечение человеческой души к Своему Создателю, таинственное общение, единение с Ним. Так на путях Промысла Божия человеческая душа возрастает в любви.

Святитель Иоанн Златоуст – величайший знаток и учитель христианской нравственности. Его перу принадлежат возвышеннейшие высказывания и многочисленные сочинения на тему супружеской любви и христианского брака. Давайте завершим этот разговор именно его словами: «Не будем же пренебрегать своим спасением, и отдавать душу диаволу через грех . Отсюда происходит множество бедствий, разрушающих домы, и множество раздоров; от этого иссякает любовь и исчезает благорасположение… От целомудрия рождается любовь, а от любви – бесчисленное множество благ»*.

* Свт. Иоанн Златоуст. О целомудренной супружеской жизни. / Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, избранные творения. Собрание поучений. Изд.ТСЛ, 1993. -Т.1. — с. 370.

О целомудрии брака

Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами.

Но главнейшая из этих двух целей – целомудрие.

Святитель Иоанн Златоуст

(IV–V вв.)

* * *

Брак есть добро, потому что сохраняет мужа в целомудрии и не допускает погибнуть уклоняющемуся в прелюбодеянии.

Святитель Иоанн Златоуст

* * *

…От целомудрия рождается любовь, а от любви – бесчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех.

Святитель Иоанн Златоуст

* * *

Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства. И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растлена, когда юноша будет знать одну ту женщину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее. И дружба надежнее, когда юноши вступают в брак с соблюдением этого… Если же юноша и прежде брака растлился, то и после брака опять будет смотреть на чужих жен и бегать к любовницам…

Венцы полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстью до брака, таковыми приступают и к брачному ложу.

А если кто был уловлен сладострастием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побежденному, иметь венец на главе своей?

Святитель Иоанн Златоуст

* * *

Блуд есть ложь, а целомудрие есть истина и истинное удовольствие.

Преподобный Нил Синайский

(IV–V вв.)

* * *

Сохраняйте до брака целомудрие, отвергая с презрением лукавые советы, противоречащие вековым опытам христианской жизни, будто это вредно для молодых людей, – и вы будете иметь даровитых детей.

Амвросий (Ключарев), архиепископ Харьковский

(1820–1901 гг.)

* * *

По мере утраты целомудрия постепенно теряется как сила, так и чистота супружеских радостей. Исчезает духовно-поэтическая прелесть таинственно-светлых отношений; остается чувственное влечение. Но и оно медленно умирает, а иногда принимает уродливые формы.

Священник М. Левитов

(XIX–XX вв.)

* * *

Целомудрие мы большей частью мыслим в порядке телесных отношений. Но целомудрие вступает гораздо раньше, чем начнутся какие-нибудь телесные отношения между мужем и женой. Целомудрие заключается в том, чтобы, посмотрев на другого человека, увидеть в нем ту красоту, которую Бог в него вложил, увидеть образ Божий, увидеть такую красоту, которую нельзя замарать, увидеть человека в этой красоте и служить тому, чтобы эта красота все росла и ничем не была запятнана. Целомудрие заключается в том, чтобы с мудростью хранить цельность своей души и души другого человека. И в этом смысле целомудрие лежит в основе брака, не только душевных отношений, но и телесного взаимного отношения, потому что оно исключает грубость, голод, жажду телесного общения и превращает самое телесное общение в благоговейное соединение двух людей, когда соединение тел является как бы завершением той любви, того единства, которое живет и горит в их сердцах и в жизни. Целомудрие не только совместимо с браком, целомудрие является основой брака, когда два человека могут друг на друга смотреть и видеть взаимную красоту как святыню, которая им доверена и которую они должны не только сохранить, но довести до полного совершенства.

Митрополит Антоний Сурожский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *