Что такое тщеславие в православии?

Захваченные хвастовством

Хвастовство – признак душевной и духовной незрелости.

Не зря именно это качество распространено среди детей: некоторые таким образом компенсируют свою детскость и зеленость, подражая взрослым и желая раньше времени продемонстрировать свою «опытность» и «искушенность».

И если к детям-хвастунам окружающие относятся снисходительно, по-доброму корректируя их поведение, то хвастовство взрослого выглядит отталкивающе и болезненно. Хвастаясь, человек показывает свою слабость, инфантилизм и даже недоразвитость.

Зрелой духовно личности не нужно никому ничего доказывать и демонстрировать, человек мирно проживает свои дни, равно и ровно общаясь с окружающими.

Что же является причиной такого явления?

Тщеславие. Именно оно толкает на самые необдуманные, абсурдные и рискованные поступки.

Тщеславие застилает глаза и лишает человека возможности видеть все в истинном свете. Впавший в тщеславие не оценивает реально жизненные ситуации, не может объективно рассчитать свои силы, не в состоянии увидеть, насколько он может быть смешон и жалок.

Тщеславный человек живет в своем вымышленном мирке, в котором он центр, он главный герой, где все и вся крутится вокруг него и, по его мнению, зависит только от него, его настроения, присутствия, мир постоянно нуждается в нем.

Это самообман чистой воды. Тщеславные люди лишены трезвомыслия, у них нет друзей и приятелей, они, как правило, одиноки, так как вытесняют других из своей жизни бесконечной ложью, излишним преувеличением, неискренностью и болезненностью, забивая и утомляя постоянным хвастовством и бахвальством.

С ними некомфортно, а иногда и невыносимо.

Как с этим бороться? Как хвастуну побороть свою хвастливость?

Этот порок, к сожалению, лечится с большим трудом. Человек, привыкший с детства врать себе и окружающим, постоянно хвастаться мнимыми достижениями, тяжело выходит из подобного состояния, для этого нужны огромные волевые усилия, но главное – желание вырваться из гнетущего плена тщеславия.

Если человек все таки осознал свою болезнь, рассмотрел в себе разрушающую страсть, то ему в первую очередь следует научиться тщательно следить за собой, за своими мыслями, словами, действиями.

В разговоре с другими людьми важно быть предельно внимательным, отслеживать, не возвышаюсь ли я над собеседником, когда что-либо рассказываю, не является ли именно бахвальство истинной целью моего разговора. Сознательно, делая над собой усилие, нужно уходить от этого.

Отвечать всегда лучше в рамках заданного вопроса прямо, неуклончиво и невитиевато, не перескакивать на темы, не относящиеся напрямую к вопросу. Тщеславие пытается с вашей помощью доминировать над собеседником, распространиться максимально в пространстве, ему тесно в рамках. Пресекайте его.

Тщеславие не уживается с простотой, ему нужны громогласные трубы, звенящие струны, гремящие бубны, оно теряется и рассыпается на мелкие частички в тишине, спокойной и мирной обстановке.

Где простота, мир и покой – там нет места тщеславию.

«Сотворяй дела твои втайне», – сказано в Евангелии. Сделали что-то хорошее – сохраните в сердце как самую большую драгоценность.

Безусловно, порой хочется, чтобы кто-то разделил с нами радость, успехи. Это могут сделать только самые близкие люди или те, кого это тоже касается.

Не следует делиться своими успехами или планами с людьми, которые не имеют отношения к вашим делам.

Этим вы только подпитаете лишний раз тщеславие и потеряете так тяжело зарабатываемый мир в душе. Посторонних же людей можно только оттолкнуть таким поведением.

Постоянное трезвление, внутреннее бодрствование поможет выявлять кривизны души и заскорузлые страсти. С Божией помощью мы начнем прозревать и превращаться из расслабленного и больного в бодрого и здорового духом человека.

Дай Бог, чтобы наше прозрение пришло милостью Божией уже вскоре, чтобы мы могли еще осознанно, в радости и мире прожить отведенные нам дни.

Дай Бог, чтобы вера в милосердие Божие укрепляла нас в борьбе с нашими грехами, а благодатная помощь Создателя утешала и подкрепляла нас, как утешает и наполняет утренняя роса поникшие цветы засушливым летом.

Леденец похвалы и пустота тщеславия

Хвастовство

— Геронда, в ком сидит гордость, тот всегда объявляет о добре, которое делает?
— Объявляет или не объявляет, всё равно скрытое самодовольство в нём сидит!

На днях пришёл ко мне один человек. Говорил всё о себе да о себе и то и дело вставлял: «Говорю это во славу Божию». Рассказывает-рассказывает… «Говорю это во славу Божию». Я аккуратно замечаю: «Может, немного и твоей славы тут есть?» «Да нет же, — отвечает, — всё во славу Божию…» Получается, человек пришёл не для того, чтобы рассказать о том, что его волнует, а чтобы поведать о своих достижениях «во славу Божию», хотя на самом деле он всё рассказывал ради своей собственной славы.

Во всяком случае, человек всегда теряет, если сообщает другим о сделанном им добре и гордится сделанным. Только без толку трудится, ещё и осуждается. Один человек, который готовился стать священником, за сорок дней до хиротонии удалился в глухой монастырь. Спустя тридцать восемь дней ему нужно было выйти из монастыря в мир. И он из кожи вон лез, чтобы вернуться в монастырь и «отсидеть» ещё два дня, чтобы потом говорить, что провёл в монастыре сорок дней перед хиротонией. Ведь и Моисей, прежде чем получить десять заповедей, пробыл на Синае сорок дней!.. Потом он всем говорил: «Я перед хиротонией провёл в уединении сорок дней». Но разве так приходит благодать? Да лучше бы он просидел двадцать, или пятнадцать, или вообще ни одного дня, чтобы не иметь повода хвалиться, что просидел сорок дней, — больше бы благодати получил.

— Геронда, апостол Павел говорит. «Хваляйся, о Господе да хвалится» (1Кор. 1,31). В такой похвале может быть гордость?
— Нет. Как же в ней может быть гордость? Не гордость, а славословие, благодарность Богу. Если мы считаем за великую честь и за благодеяние то, что Благой Бог устроил так, что мы стали христианами, то в этом нет никакой гордости. Если, допустим, кто-то считает особым благословением и радуется, что Бог дал ему хороших и благочестивых родителей, то это не значит, что человек хвалится мирской похвалой. Это значит, что он испытывает благодарность Богу.

Человекоугодие

— Геронда, я часто чувствую неудовлетворённость и обиду.
— Что за обиду?
— Да вот думаю: «Почему люди не понимают, скольких усилий мне стоит сделать такое-то дело, и не проявляют ко мне уважения?»
— Когда человек делает что-то со смирением и любовью и не находит понимания, то, естественно, может почувствовать обиду, хотя это и неправильно (по крайней мере, в этом случае есть некоторые смягчающие обстоятельства). Но, когда человек требует от других признания, это уже хуже. Это проявление эгоизма, ощущения своей правоты, человекоугодия.

Насколько возможно, действуй со смирением. Делай то, что делаешь, любочестно, ради Христа, а не из человекоугодия или тщеславия, дабы услышать похвалу от людей. Когда человек не принимает похвалы от людей, а трудится только ради Бога, то Бог награждает его в этой жизни, подавая в изобилии Свою благодать, а в будущей дарует блага рая.

— Геронда, а может к любочестию примешиваться человекоугодие?
— Диавол, который хочет всё осквернить, может через человекоугодие похищать у человека часть любочестия. У человека есть здоровое честолюбие — любочестие, но если он не будет внимателен к себе, то заразится человекоугодием, и потом, что бы ни делал такой человек, это не будет приносить плода. Это всё равно что черпать воду дырявым ведром. Но если человек осознает, что любое дело, которое делается из человекоугодия, пустое, то у него сразу отпадёт всякое желание делать что-либо напоказ. Его глаза не захотят видеть почестей, а уши слышать, что о нём говорят другие.

— А я вот не могу различить, где в моих поступках любочестие, а где человекоугодие.
— Чистое видно сразу. Когда человек руководствуется любочестием, то имеет внутреннее извещение, то есть ощущает внутри покой, тишину, а человекоугодие приносит в душу беспокойство и смущение.

— Геронда, помысел говорит мне, что я впадаю в искушения из-за того, что моё сердце не принадлежит всецело Богу.

— Да, частью его владеет человекоугодие. Постарайся, чтобы ни в одно твоё благое дело не вклинивалось человекоугодие, дабы получать вознаграждение за труд полностью, без удержаний в пользу тангалашки, и наслаждаться в полной мере внутренним миром. Анализируй мотивы своих поступков, и как только заметишь, что действуешь из человекоугодия, сразу же его отсекай.

Если будешь подвизаться таким «добрым подвигом» (1Тим. 6,12), то освободишься от мирских побуждений, центром которых является человеческое «я». Тогда всё пойдёт как надо и не будет у тебя искушений ни внешних, ни внутренних, а будешь ты наслаждаться внутренним миром.

— Геронда, меня огорчает мой застой в духовной жизни. Мне бы хотелось каждый день идти вперёд.

— Знаешь, как бывает иногда? Люди хотят избавиться от страстей и стать лучше не для того, чтобы угодить Богу, но чтобы нравиться другим. Вот ты, например, хочешь стать лучше и совершенствоваться в духовной жизни. А ты подумала, почему ты этого хочешь? Для того чтобы стать ближе к Богу или чтобы казаться лучше прочих сестёр? Допустим, что ты стараешься приходить в церковь раньше других. А почему? Для того чтобы не опаздывать на службу, потому что так правильно или чтобы приходить первой и получать похвалы от сестёр? Духовный человек думает о том, чтобы нравиться Богу, а не людям «Если бы я хотел нравиться людям, — говорил апостол Павел, — то не был бы рабом Христовым» (Ср. Галл.1.10).

— Геронда, я всегда боюсь, как бы ни пасть в глазах людей, но не думаю о том, чтобы ходить правильно перед Богом Как сделать так, чтобы всегда иметь страх Божий?
— Нужно трезвение. В любом действии, даже в самом малом, в центре должен быть Бог. Обрати всё своё существо к Богу. Если ты возлюбишь Бога, то твой ум постоянно будет занят размышлениями о том, как Ему угодить, как нравиться Богу, а не о том, как нравиться людям. Это тебе поможет освободиться от тяжёлых оков человекоугодия, которые являются для тебя препятствием к более высокой жизни. И когда ты станешь радоваться тому, что падаешь в глазах людей, то будешь внутренне услаждаться Сладчайшим Иисусом.

Леденец похвалы

— Геронда, я услышала похвалу и…
— Ну и что? Нас что должно волновать? Как другие к нам относятся или как к нам относится Христос? Другие будут для нас движущей силой или Христос?

Ты серьёзный человек, так не веди себя легкомысленно. Меня часто, в том числе и люди важные, хвалят, а меня от их похвал тошнит. Я смеюсь про себя и отбрасываю их похвалы подальше. И ты тоже, лишь услышишь что-то подобное, сразу отбрасывай подальше от себя. Это вещи гнилые! Что мы приобретаем оттого, что другие нас хвалят? Только то, что завтра-послезавтра над нами будут смеяться тангалашки? Человек, который радуется, когда другие его хвалят, обманывается бесами.

Если человек повреждён, то есть заражён гордостью или предрасположен к ней, то любые похвалы, «мирские» или «духовные» (относящиеся к телу или к душе), вредны. Поэтому лучше просто так других не хвалить. Ведь если человек слаб духовно, то своей похвалой мы ему только навредим, он может погибнуть.

Похвала как наркотик. Например, человек, который начинает произносить в храме проповеди, может после первого раза спросить других, удалась ли проповедь, на что ему следует обратить внимание, чтобы не причинить вреда слушателям. Другой человек, чтобы его ободрить, может сказать: «Ты хорошо говорил, только на то-то, мне кажется, стоит обратить внимание». Но потом склонный к гордости проповедник может дойти до того, что будет спрашивать мнение других только, чтобы услышать от них похвалу. И если ему скажут: «Да, хорошая была проповедь», — он обрадуется. «Вот как меня хвалят», — будет думать он и надмеваться. Но если ему скажут: «Плохая проповедь», начнёт переживать. Видите, как тангалашка одним лишь леденцом похвалы обманывает человека? Сначала человек спрашивает с добрым расположением, чтобы понять, в чём он должен исправиться. А потом начинает спрашивать мнение других, чтобы услышать похвалу, которая доставляет ему радость!

Если вы радуетесь и испытываете чувство удовлетворения, когда вас хвалят, и расстраиваетесь и вешаете нос, когда вам делают замечание или говорят, что такое-то дело вы сделали не очень хорошо, то знайте, что это состояние мирское. И волнение ваше мирское и радость мирская. Человек духовно здоровый радуется, если ты ему скажешь: «Это у тебя плохо получилось», потому что этим ты помогаешь ему увидеть свою ошибку. Он признаёт, что сделал дело не очень хорошо, поэтому Бог его просвещает, и уже в следующий раз он сделает его хорошо. Но опять же будет считать, что не он сделал его, а Бог. «Что я один мог бы сделать? — говорит такой человек. Если бы Бог мне не помогал, я бы делал одни несуразности». У такого человека правильное устроение.

— Геронда, как сделать так, чтобы мы чувствовали себя одинаково, и когда нас хвалят, и когда ругают?
— Если возненавидите мирскую славу, то с одинаковым расположением будете принимать и похвалу, и поношение.

Тщеславие

— Геронда, почему я ощущаю внутри пустоту?
— Это от тщеславия. Когда мы стремимся возвыситься в глазах людей, то ощущаем внутри пустоту — плод тщеславия. Ведь Христос приходит не в пустоту, а в сердце обновлённого человека. К сожалению, часто люди духовной жизни часто стремятся приобрести добродетель, но ещё хотят иметь и что-то, что питало бы их гордость, — общественное признание, привилегии и т. д. Так у них в душе появляется пустота, пустота тщеславия. Нет полноты, нет сердечной радости. И чем больше в них растёт тщеславие, тем больше увеличивается пустота в душе и тем больше они страдают.

— Геронда, отчего происходит тяжесть, которую я испытываю в своём делании?
— Не подвизаешься со смирением. Тот, кто подвизается со смирением, не встречает трудностей в своём делании. Но когда у человека есть духовные устремления, сопровождаемые тщеславием, тогда в душе возникает тяжесть.

Остальные страсти не так сильно препятствуют нам в духовном восхождении, если мы смиренно призываем милость Божию. Но когда тангалашка нас уловляет тщеславием, то завязывает нам глаза и принуждает идти за собой по узкой и опасной тропинке, тогда-то мы и ощущаем в душе тяжесть, потому что находимся в области действия тангалашкиных сил.

Духовная жизнь не то, что мирская. В мирской жизни, чтобы, например, какое-либо предприятие имело успех, необходимо сделать хорошую рекламу, распространить эти, как там, буклеты, постараться сделать так, чтобы о тебе узнали. Но в духовной жизни «предприятие» будет успешным, только если человек возненавидит мирскую славу.

— Геронда, как отогнать тщеславные помыслы?
— Радуйся вещам противоположным тем, к которым стремятся мирские люди. Только, имея устремления противоположные мирским, можно действовать в области духа. Хочешь, чтобы тебя любили — радуйся, когда на тебя не обращают внимания. Хочешь почётное место — садись на скамейку. Ищешь похвал — возлюби уничижение, дабы ощутить любовь уничиженного Иисуса.

Ищешь славы — стремись к бесчестию, чтобы ощутить славу Божию. И когда ощутишь славу Божию, тогда почувствуешь себя счастливым и будешь иметь в себе радость, большую радостей всего мира.

Старец Паисий Святогорец «Страсти и добродетели. Слова. Том V»


Тщеславие известно человечеству с древних времен и объединяет в себе понятия: гордыня в религии, звездная болезнь в кругах шоу-бизнеса, горделивость, спесь в обычных отношениях между людьми. Что такое тщеславие, как оно влияет на человека и окружающих — пытались разобраться лучшие знатоки человеческих душ – философы, священники, теософы, психологи.
Что означает тщеславие?
Тщеславие происходит от двух слов «тщетность» и «слава». В.И. Даль — великий исследователь русского языка в толковом словаре объясняет, что такое тщеславие человека — это стремление определенного рода людей к почестям, похвале, мирской славе, признанию мнимых достоинств. Желание быть предметом разговоров и жадность до внимания присущи людям и в современном обществе.

Тщеславие с точки зрения психологии
Причины тщеславности кроются в детстве. Психологи считают, что при формировании самооценки важным критерием является признание ребенка родителями, как они оценивают те или иные достижения ребенка. Избыток похвалы негативно сказывается на дальнейшем восприятии себя как личности, неадекватная завышенная самооценка приводит к возникновению тщеславия. Может ли человек распознать у себя «звездную болезнь»? Существуют признаки тщеславия:
удовольствие от лести;
стремление закрутить события вокруг собственной персоны;
агрессивное реагирование на любую критику (конструктивную, неконструктивную);
излишняя болтливость, расходящаяся с делами (несоответствие между говорением и деланием);
эксцентричное поведение.
Что значит тщеславный человек?
Восприятие себя как личности – сложный процесс, связанный с эмоциями их переизбытком или недостатком на фоне неправильного воспитания когда не существует норм и запретов и развивается вседозволенность. Тщеславный человек это – яркая на первый взгляд личность, притягивающая к себе внимание людей. Австрийский психиатр А. Адлер, говорил о тщеславном человеке, как о заполненном собой до той степени, в которой для других просто нет места. Как проявляется тщеславие:
Выставляются напоказ чувства, мысли – внутреннее состояние может отличаться от внешнего проявления (цель – захватить как можно больше аудитории для внимания).
Унижение другого человека для того, чтобы ощутить превосходство (выражено больше у женщин).
Стремление делать добрые дела и рассказывать окружающим, какой «я хороший».
Доминирующая потребность в «звездности» — без познания смысла деятельности, профессии в которой для человека важна успешность (успех ради успеха).
Зависть по отношению к тем, кто чего-то добился в жизни.
тщеславный человек это
Тщеславие — это хорошо или плохо?
У любого явления есть положительные и отрицательные аспекты. Что такое человеческое тщеславие и есть ли в нем хорошие моменты — с точки зрения практической пользы? Негативных моментов больше, но есть и позитивные стороны тщеславия:
помогает добиться успеха и признания (особенно в шоу-бизнесе);
является пусковым механизмом для любого начинания человека: учеба в престижном заведении, продвижение в карьере.
Что такое тщеславие с отрицательной стороны:
Самая главная проблема тщеславия заключена в том, что человек не приносит пользу обществу и зациклен только на себе.
Тщеславным людям, сложно находиться в полноценных отношениях с близкими: своей кичливостью, надменностью и высокомерием они отталкивают людей.
Духовное развитие практически отсутствует, в крайних случаях человек может уйти в состояние мании величия (психопатология личности), когда мнит себя всемогущим.
Тщеславие и гордыня — в чем разница?
Эгоизм и эгоцентрированность — поле, на котором «взращиваются» гордыня и тщеславие. Полная ориентация человека на себя, свои достижения. Тщеславие считается менее грубым человеческим пороком, чем гордыня. В тщеславии, личность еще может осознать пагубность своего «я – позиционирования», в гордыне идет полное пренебрежение другими на фоне возвеличивания себя. Во всех мировых религиях гордыня является тяжким грехом.
Честолюбие и тщеславие — отличия
Стремление человека быть лучшим в различных социальных сферах вызывает уважение. Быть замечательным врачом, учителем, со всей ответственностью относиться к своей профессии и становиться примером для окружающих – это то, что отличает честолюбие от тщеславия, где характерно «пустое» привлечение внимания к своей персоне. Честолюбие и тщеславие — между ними существует тонкая грань, когда одно качество может перейти в другое: человек при этом начинает хвалиться былыми заслугами и сколько полезного на его взгляд, он сделал для общества.
Как избавиться от тщеславия?
Как только человек осознал, что он находится в плену собственной важности и зависимости от лести, признания другими, борется за внимание коллектива — предстоит огромная душевная и психологическая работа по преодолению себя. Как бороться с тщеславием – несколько рекомендаций от психологов:
Прагматизм — качество, которое в разумных пределах помогает искоренить тщеславие и не почивать на лаврах однажды достигнутого успеха.
Сравнивать свои успехи с успехами других людей – помнить, что всегда есть кто-то умнее, красивее, успешнее.
Брать пример со знаменитых людей, которые в своей успешности не подверглись тщеславию: мать Тереза, Мохаммед Али, Киану Ривз – скромные личности с мировым именем
Разделять победы и достижения – это о том, что успешность происходит благодаря участию других людей в жизни человека. Принятие этого факта и благодарность родителям, учителям, встречающимся на жизненном пути — помогают выйти из состояния тщеславия.
Г.Д. Робертс — австралийский писатель, в своем романе «Тень горы» высказал мысль о том, сколько полезного можно обрести, просто иногда склоняя голову и опускаясь на колени – хорошее упражнение против тщеславия.
тщеславие грех
Что такое тщеславие в православии?
Почему тщеславие грех в православной традиции? В знаменитом фильме «Адвокат дьявола» герой Аль Пачино произносит слова, в которых признается, что тщеславие — один из самых любимых им, Дьяволом грехов. Душа тщеславного человека беззащитна перед соблазнами темных сил. Святые отцы о тщеславии:
Тщеславные помыслы идут от Дьявола, но никогда от Бога.
Тщеславие проявляется в негодовании на близких, что они живут неправедной жизнью, вместо того, чтобы проникнуться состраданием и просить Бога направить родного человека на праведный путь.
Кто делает и говорит что-то ради только мирской славы – тщеславен (святой Василий Великий).
Душа тщеславия – яма безводная (св. Евагрий).
Тщеславие подобно ворвавшемуся ветру – развевает все сокровища добродетели (св. Иоанн Златоуст).
Как победить тщеславие — православие
Тщеславие – грех, пожирающий труды души человека. Православные священники очень большое внимание уделяют чистоте помыслов и каждодневных деяний – это огромный труд на пути к Богу. Борьба с тщеславием и гордыней включает в себя:
смирение;
скромность;
деятельность с любовью и уважением ко всему;
деяние благих дел, так чтобы никто из окружающих не знал;
молитвы для помощи в избавлении от соблазнов;
исповедь перед священником.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *