Чудо преподобного Саввы

ЯВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ ПРИНЦУ БОГАРНЕ

Статьи — ИСТОРИЯ

С именем преподобного Саввы Сторожевского связано множество чудес…Одно из них — явление святого пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Святой убедил его не разорять обитель в Звенигороде и обещал взамен благополучное возвращение на родину. Пророчества преподобного Саввы в отношении Богарне — сбылись…

Современник Отечественной войны описывал необычайные события так. «Принц Евгений Богарне, пасынок Наполеона, вице-король Италийский, с двадцатитысячным отрядом подошел из Москвы к Звенигороду. Он занял комнаты в Сторожевской обители, а его солдаты рассеялись по монастырю и начали грабительствовать, не щадя даже храмов и святых икон… Однажды вечером принц Евгений лег и уснул, и вот, наяву или во сне – он сам не знал того – видит, что в комнату входит какой-то благообразный старец. Явившийся сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым»…

Генерал Богарне проснулся в полном изумлении. Сон был почти явью. Тогда он пошел в храм, где увидел икону с ликом преподобного Саввы Сторожевского, и признал в нем своего ночного гостя…

Дальнейшее достойно пера Александра Дюма. Принц Богарне выполнил совет российского старца. Французы не стали грабить монастырь…

В итоге Эжен Богарне стал едва ли не единственным из французских генералов, которые остались живыми в этой войне, и даже не был ранен ни в одной из последующих битв. Почти все маршалы, бывшие с Наполеоном, погибли или в сражениях или насильственной смертью. Мортье, взрывавший во время выступления французов из Москвы наш Кремль, сам был взорван адской машиной, которая направлена была на короля Людовика-Филиппа, когда он делал смотр войскам своим в Париже; Жюно умер в сумашествии, Ней и Мюрат расстреляны, Бертье сбросился с балкона своего замка в Бамберге, маршал Бессьер убит под Люценом в кавалерийском деле; маршалы Дюрок и Понятовский также убиты в сражениях.

Но у истории есть необычное завершение. Родственники Богарне сохранили в памяти еще одну фразу, которую услышал он от преподобного старца Саввы: «Твои потомки будут служить России».

В 1839 году в Россию приехал сын Евгения Богарне – Максимилиан, герцог Лейхтенбергский. Он вместе с Императорской семьей посетил Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного Саввы, как и обещал своему отцу. В том же году он сделал предложение Великой Княжне Марии Николаевне, дочери Николая I. После свадьбы молодожены поселились в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Так потомки Богарне обосновались в России. Из-за событий 1917 года семье герцогов Лейхтенбергских пришлось уехать за границу, их дети, внуки и правнуки живут сейчас во Франции, Германии, США, Бельгии и Австралии. Все они православные и носят русские имена. А преподобного Савву почитают, как своего небесного покровителя.

В православном монастыре Покрова Пресвятой Богородицы (в Бюси-ан-От, недалеко от Парижа) проживает матушка Елизавета – в миру герцогиня Лейхтенбергская, из рода Богарне. Она рассказала, что возможно генерал Эжен Богарне перед кончиной был крещен по православному обряду, а потому стал носить чуть измененное имя – Евгений. К этому можно добавить, что после наполеоновских походов, вблизи Парижа была построена часовня во имя Саввы, удивительно напоминающая Рождественский собор монастыря в Звенигороде. Савва Сторожевский почитается во Франции с XIX века, и не только русскими эмигрантами, но и православными французами.

Константин Ковалев

Принц Эжен де Богарне́ (1781 — 1824) — пасынок Наполеона, вице-король Италии, крупный военачальник, дивизионный генерал. Единственный сын первой жены Наполеона Жозефины Богарне. Его отец, виконт Александр де Богарне, был генералом революционной армии. В годы Террора его незаслуженно обвинили в предательстве и казнили.

После брака матери с Наполеоном в 1805 году Эжен получил титул принца Французской империи и вице-короля Италии. Эжен де Богарне стал фактическим правителем Италии, когда ему было всего 24 года.

В 1806 году женился на принцессе Агнессе Амалии Виттельсбах, дочери короля Баварии. У них было 7 детей. Его младший сын Максимилиан (1817—1852) женился в 1839 году на дочери российского императора Николая I — великой княжне Марии Николаевне и стал основателем российской династии князей Романовских, герцогов Лейхтенбергских.

Эжен де Богарне принимал участие в русской кампании 1812 года в качестве командира 30-тыс. 4-го корпуса Великой армии, который преимущественно состоял из итальянских войск. Защищая от русских отрядов дороги к Москве, он расположился под Звенигородом в Саввино-Сторожевском монастыре, который был основан учеником Сергия Радонежского Саввой Сторожевским. Принц имел видение преподобного Саввы, который убеждал его не трогать обитель и обещал благополучное возвращение на родину…Участвовал в сражениях при Островно, Витебске, Смоленске, Бородино, Вязьме и Малоярославце. Он спас остатки французской армии после бегства из России императора Наполеона и маршала Мюрата, приняв командование войсками на себя.

После отречения Наполеона по решению Венского конгресса получил титул герцога Лейхтенбергского и имение в Баварии, где умер от апоплексического удара в возрасте 42 лет. На смертном одре принц Эжен де Богарне просил своего сына Максимилиана Лейхтенбергского отыскать обитель преподобного Саввы и поклониться ему.

Ссылки по теме:
Преподобный Савва Сторожевский (†1407)

Богарне, Эжен де

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Богарне.

Эжен де Богарне
Eugène de Beauharnais
Герцог Лейхтенбергский
и принц Эйхштеттский
14 ноября 1817 года — 21 февраля 1824 года
Предшественник Должность учреждена
Преемник Огюст Богарне
Великий герцог Франкфуртский
28 октября — 3 ноября 1813 года
Предшественник Карл Теодор Дальберг
Преемник Должность упразднена
Вице-король Италии
и принц Венеции (с 1807 года)
17 марта 1805 года — 11 апреля 1814 года
Монарх Наполеон I
Предшественник Должность учреждена
Преемник Должность упразднена
Рождение 3 сентября 1781
Париж (Королевство Франция)
Смерть 21 февраля 1824 (42 года)
Мюнхен (Королевство Бавария)
Место погребения церковь Св. Михаила в Мюнхене
Род Богарне
Отец Александр де Богарне
(приёмный) Наполеон I
Мать Жозефина де Богарне
Супруга Августа Амалия Баварская
Дети

Жозефина (1807—1876)
Евгения (1808—1847)
Огюст (1810—1835)
Амелия (1812—1873)
Теоделинда (1814—1857)
Каролина (1816)

Максимилиан (1817—1852)

Вероисповедание Католическая церковь
Монограмма
Награды
Военная служба
Годы службы 1796–1814
Принадлежность Франция
Род войск Кавалерия, Пехота
Звание Дивизионный генерал,
генерал-полковник конных егерей
Командовал Конные егеря Императорской гвардии,
4-й армейский корпус
Сражения Итальянская кампания (1796),
Египетская кампания (1798–1801),
Маренго (1800),
Пьяве (1809),
Рааб (1809),
Ваграм (1809),
Бородино (1812)
Медиафайлы на Викискладе

Принц Эжен (в русской историографии часто именуется «Евгений») де Богарне́ (фр. Eugène Rose de Beauharnais; 3 сентября 1781, Париж — 21 февраля 1824, Мюнхен) — пасынок Наполеона, вице-король Италии, крупный военачальник, дивизионный генерал (с 17 октября 1804 года), генерал-полковник конных егерей (с 6 июля 1804 года по 1 февраля 1805 года), командир конных егерей Императорской гвардии (с 13 октября 1802 года по 18 января 1808 года).

Карьера

Единственный сын первой жены Наполеона Жозефины де Богарне. Его отец, виконт Александр де Богарне, был генералом революционной армии. В годы Террора его незаслуженно обвинили в предательстве и казнили.

После брака матери с Наполеоном 1 февраля 1805 года Эжен получил титул принца Французской империи, 2 февраля 1805 года — орден Почётного легиона, а 7 июня 1805 года — титул вице-короля Италии. В 1812 году командовал 4-м (итальянским) пехотным корпусом Великой армии.

Богарне стал фактическим правителем Италии (титул короля носил сам Наполеон), когда ему было всего 24 года. Но он сумел управлять страной достаточно твердо: ввёл в действие Гражданский кодекс, реорганизовал армию, обустраивал страну каналами, укреплениями и школами и сумел заслужить любовь и уважение своего народа.

В 1805 году Богарне получил большой крест ордена Железной короны и большой крест ордена Святого Губерта Баварского. 23 декабря 1805 года он был назначен главнокомандующим корпусом, блокировавшим Венецию, 3 января 1806 года — главнокомандующим Итальянской армией, а 12 января 1806 года — генерал-губернатором Венеции.

Церемония коронации Итальянского вице-короля, подготовленная графом Луи-Филиппом Сегюром, проходила в Миланском соборе 26 мая 1805 года. Для коронационных одежд были выбраны зелёный и белый цвета. На портретах художники А. Аппиани и Ф. Жерар запечатлели эти роскошные одеяния. Сочетание элегантного покроя и виртуозного исполнения позволяет предположить, что костюм был исполнен в мастерской придворного вышивальщика Пико, который выполнял заказы по изготовлению коронационных костюмов Наполеона I, используя модели, предложенные художником Жан-Батистом Изабе и утверждённые самим Императором. На плаще вышиты звезды орденов Почетного легиона и Железной короны. (Малый коронационный костюм экспонируется в Государственном Эрмитаже). В Россию попал как семейная реликвия вместе с коллекцией оружия, которую привёз младший сын Эжена Богарне — Максимилиан, герцог Лейхтенбергский, муж дочери императора Николая I Марии Николаевны).

В кампанию против Австрии 1809 года он командовал войсками в Италии. Несмотря на неудачный исход битвы при Сачиле (город в Италии) с австрийским войском эрцгерцога Иоанна Габсбурга, Богарне сумел переломить ход военных действий и нанес своему противнику ряд поражений в Италии, а затем в Австрии. Важную для французов победу он одержал в Венгрии в сражении при Раабе (ныне венгерский город Дьер), а затем отличился в решающей битве при Ваграме (ныне селение в Австрии).

В 1812 году Богарне был вызван Наполеоном из Италии для командования 4-м корпусом французской армии. В Отечественной войне 1812 года Евгений Богарне отличился в сражениях при Островно, под Смоленском, Бородино, Звенигородом, Малоярославцем, Вязьмой, Красным, Вильно.

После отъезда Наполеона и маршала Иоахима Мюрата из России он принял командование остатками французской армии и отвел их в Магдебург (ныне город в Германии).

В 1813 году после сражения при Лютцене (ныне город в Германии), Богарне по приказу Наполеона был направлен в Италию для организации ее защиты от австрийских войск.

После первого отречения Наполеона Богарне всерьёз рассматривался Александром I в качестве кандидата на французский престол. За отказ от своих итальянских владений получил 5 000 000 франков, которые передал своему тестю — королю Баварии Максимилиану-Иосифу, за что был «помилован» и пожалован титулами ландграфа Лейхтенбергского и князя Айхштетского (по другим данным — купил их в 1817 году).

Дав слово не поддерживать более Наполеона, не принимал участия (в отличие от сестры Гортензии) в его реставрации во время «Ста дней», а в июне 1815 года был пожалован Людовиком XVIII титулом пэра Франции.

До самой смерти жил в своих баварских землях и активного участия в европейских делах не принимал.

Масонство и Богарне

20 июня 1805 года был основан Великий восток Италии, первым великим мастером (командором) которой стал Эжен Богарне. Он оставался на должности великого мастера до 1814 года.

Статус и титулы

  • 1804—1805 годы: Его Императорское высочество, принц Франции.
  • 1805—1807 годы: Его Императорское высочество, принц Франции и вице-король Италии.
  • 1807—1810 годы: Его Императорское высочество, принц Франции, вице-король Италии и принц Венеции.
  • 1810—1814 годы: Его Императорское высочество, принц Франции, вице-король Италии, принц Венеции и великий герцог Франкфуртский.
  • 1817—1824 годы: Его Королевское высочество, герцог Лейхтенбергский и принц Эйхштеттский.

Награды

  • Орден Почётного легиона, большой орёл (2.02.1805)
  • Орден Почётного легиона, командор (4.06.1804)
  • Орден Почётного легиона, легионер (4.12.1803)
  • Орден Железной короны, большой крест (Королевство Италия, 1805)
  • Орден Вестфальской короны, великий командор (Королевство Вестфалия)
  • Королевский венгерский орден Святого Стефана, большой крест (Австрия, 4.04.1811)
  • Орден Святого Губерта (Королевство Бавария, 1805)
  • Рыцарский орден Золотого орла, большой крест (Королевство Вюртемберг)
  • Орден Золотого руна (Испания, 1805)
  • Орден Рутовой короны, большой крест (Королевство Саксония)
  • Орден Серафимов (Швеция, 1.12.1821)
  • Орден Меча, большой крест (Швеция, 19.06.1823)

Семья и дети

Дворец Эжена Богарне в Монце

14 января 1806 года, в Мюнхене (Бавария), Эжен женился на Августе (1788—1851), принцессе Баварской, дочери Максимилиана I, короля Баварии и Августы, ландграфини Гессен-Дармштадтской. Супруги имели 7 детей:

  1. Жозефина Максимилиана Евгения Наполеоне (1807—1876), с 1823 замужем за Оскаром I Бернадотом, королём Швеции и Норвегии
  2. Евгения Гортензия Августа (1808—1847)
  3. Август Шарль Эжен Наполеон (1810—1835), герцог Лейхтенбергский, герцог де Санта-Круз; жена с 1834 — Мария II, королева Португалии
  4. Амелия Августа Евгения Наполеоне (1812—1873), муж с 1829 — Педру I, император Бразилии
  5. Теоделинда Луиза Евгения Августа Наполеоне (1814—1857)
  6. Каролина Клотильда (1816)
  7. Максимилиан Лейхтенбергский (1817—1852), герцог Лейхтенбергский, князь Романовский; жена с 1839 — великая княжна Мария Николаевна, дочь императора Николая I Павловича.

Примечания

  1. Богарне / А. В. Чудинов // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 637. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1.
  2. Лейхтенбергский герцогский дом // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Богарнэ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Восточное крыло Главного штаба, зал № 323)
  5. Aldo Mola, Storia della Massoneria Italiana, Tascabili Bompiani, 2001. ISBN 88-452-4814-3
  6. Storia della Massoneria Italiana — GRANDE ORIENTE D’ITALIA DELLA MASSONERIA DI RITO SCOZZESE ANTICO E ACCETTATO — Provenienza Storica Piazza del Gesù- Universamente Riconosciu … Архивная копия от 9 октября 2011 на Wayback Machine
  7. 1805-1860 La nascita del Grande Oriente d’Italia e il ruolo della Massoneria nel Risorgimento

Ссылки

Эжен де Богарне:

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Эжен Богарне на www.museum.ru
  • Богарне Эжен Роз де на hrono.ru
  • Genealogy of the Ducal Family of Leuchtenberg
  • Heraldica.org — Napoleonic titles outside France.

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

BAV: ADV11366850 · BNC: a10438452 · BNE: XX1275845 · BNF: 13621807w · GND: 118727834 · ICCU: IT\ICCU\CUBV\015250 · ISNI: 0000 0001 2140 3712 · LCCN: n83019224 · NTA: 073588407 · NUKAT: n2005120672 · PTBNP: 270027 · LIBRIS: 180127 · SUDOC: 027671194 · VIAF: 76491162 · WorldCat VIAF: 76491162

Военная карьера

Политическая карьера

Наполеон и культура

Семья и личная жизнь

  • Отец
  • Мать
  • братья (Жозеф
  • Люсьен
  • Луи
  • Жером)
  • сёстры
    • Элиза
    • Полина
    • Каролина
  • Браки и дети
    • 1-я супруга Жозефина Богарне
    • пасынок Евгений Богарне
    • падчерица Гортензия Богарне
    • 2-я супруга Мария-Луиза Австрийская
    • сын Наполеон II
  • Внебрачные связи и дети
    • Мария Валевская
    • сын Александр Валевский

Главнокомандующий

Северная группировка

Левофланговая группировка

Главная квартира и парки Великой армии: маршал Александр Бертье · Императорская гвардия: маршал Франсуа-Жозеф Лефевр · 1-й армейский корпус: маршал Николя Даву · 2-й армейский корпус: маршал Николя Удино · 3-й армейский корпус: маршал Мишель Ней · 1-й корпус кавалерийского резерва: див. генерал Этьен Нансути · 2-й корпус кавалерийского резерва: див. генерал Луи-Пьер Монбрен

Центральная группировка

Правофланговая группировка

Южная группировка

Австрийский вспомогательный корпус: генерал от кавалерии Карл Шварценберг

Второй эшелон

9-й армейский корпус: маршал Клод-Виктор Перрен · Резервный армейский корпус: маршал Пьер Ожеро · Гарнизоны крепостей: · Отдельные части:

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Савва Сторожевский — это один из самых почитаемых монахов на Руси. Его деяния, которые были утверждены верой, навсегда останутся в душах мирян и монахов. Ведь благодаря им Преподобного причислили к лику Святых. Не так давно, в 2007 году, было отмечено 600-летие его пребывания в этом почетном, божественном статусе. Еще при жизни Савва считался самым первым и любимым учеником Святого Сергия Радонежского.

Житие преподобного Саввы Сторожевского

Предположительно монах был сыном из боярского рода княжества Смоленского. К сожалению, это только догадки, так как достоверной информации нет. Также неизвестна точная дата его рождения.

Известно только то, что с юности он был очень набожным мальчиком, с детства полюбил Бога и молитву, жил в Троицком монастыре под присмотром преподобного Сергия. Позже монаха избрали духовником братии Троицкой. После смерти Радонежского, Савва стал игуменом Троицкого храма. Это было в 1392 году.

В 1390 году преподобный благословил строительство монастыря Рождества Богородицы на горе Сторожи, что находится в населенном пункте Звенигород. Этот монастырь покровительствовал сам князь Юрий Дмитриевич.

Святой не раз благословлял Юрия в походы на территорию Орды (Волжскую Булгарию, Джуке-Тау, Казань и т.д.). Большинство из этих походов завершались славной победой. Еще позже благословение старца помогло спасти Московскую Русь, которой грозило полное уничтожение от нашествия Тамерлана.

Монастырь Саввы Сторожевского в Звенигороде

Строительство монастыря закончилось к 1405 году. На территории этого святого места было воздвигнуто сразу несколько церквей. Преподобный для их росписи пригласил известного художника Андрея Рублева, который с благословением священника, стал автором Звенигородского (старомосковского) чина. Влияние преподобного на молодого художника было очень большим.

Говорят, что он сподвиг талантливого автора написать знаменитые «Троицу» и «Спас Звенигородский». Святой превратил монастырь в великолепное место того времени, куда старались попасть все верующие крестьяне.

Преподобный принимал к себе всех. Он выслушивал людские печали, давал советы. Он всегда поступал так, как его учил его родитель — Сергий Радонежский. За всю свою долгую жизнь монах не отвернулся ни от кого. Он лишь смиренно молился и направлял людей по пути Божьему.

В 1407 году старик умер. Перед своей кончиной он очень сильно болел. За три дня до смерти монах собрал Троицкую братию и рассказал о всех своих праведных деяниях. После его смерти потомки Юрия и Василия начали войну за престол. Звенигородский монастырь пришел в упадок. А память о святом источнике Саввы Сторожевского была стерта из памяти ненавистными родственниками Юрия, так как он был его наставником.

Источник Саввы Сторожевского

В XVI столетии Маркелл Хутынский написал агиограф о житие звенигородского святого. Это писание стало источником о божественных деяниях Саввы — источником его памяти и прославления. Именно благодаря Крюковским песнопения мы знаем об этом святом столько информации.

Агиографы написаны в строгом историко-филологическом принципе церковнославянского (древнерусского) языка. Александр Пушкин в свое время перевел на современный русский язык краткое житие игумена.

Чудеса, которые были сотворены звенигородским святым

Из-за войны за престол информация о преподобном была стерта из истории. О Савве знали только, как о местном святом. В средине XXVI века игумена канонизировали. А еще через столетие были найдены священные мощи преподобного в Звенигородском монастыре.

Правитель Алексей Михайлович Романов утверждал, что образ Сторожевского спас его от лап разъяренного медведя. С того времени царь считал его своим личным заступником.

Еще один примечательный случай с участием звенигородского игумена случился в 1812 году. Образ Сторожевского явился Эжену Богарне — военачальнику французского войска под командованием Наполеона. Святой попросил полководца не причинять беды монастырским стенам Звенигорода и его жителям.

Так он останется цел в войне, которую Франция проиграет. Когда предсказание игумена сбылось, Звенигородский монастырь вернул былую популярность.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Но на этом чудотворные действия молитвы Саввы Сторожевского не закончились. С 1998 года чудотворные мощи святого были перенесены в Звенигородской мужской монастырь. Это было связано с правлением коммунистов, которые запрещали монашескую и церковную деятельность.

Скит Саввы Сторожевского

Для молитвенного общения с Господом Преподобный любил удаляться из обители. Было установлено, что он отправлялся в глубокий овраг, который находился в версте от церкви. Монах ископал себе пещеру на склоне горы, недалеко от густого леса. В этой пещере он предавался слезным молитвам. Здесь он созерцал высшие обители неба и земли. Это место сохранено на века в память о святом.

В 1870 году над этим скитом была построена церковь, которую назвали в честь Саввы Сторожевского. Вскоре возле церкви возвели ансамбль монастырского Скита.

В предании сказано, что недалеко от скита звенигородского монаха находится целительный родник (источник). Говорят, что он был вызван молитвою Саввы Звенигородского. Этот родник бьет из недр земли.

Для того, чтобы добраться до этого источника нужно направляться вдоль стен Уточьей башни до Звонковой башни. Когда дойдете до ручейка, нужно перейти мостик и пройти по грунтовой дорожке по указателям. На месте источника находится деревянная часовенка и купель Саввы Сторожевского.

Говорят, что этот лечебный купель творит невероятные чудеса. Для того чтобы исцелиться душою и телом, нужно только окунуться в нем. Но многие утверждают, что он действует только на истинно верующих. Источник помогает только тем, кто непреклонен в своей вере и несет ее в своем сердце

Святой Савва Сторожевский — в чем помогает

К Преподобному монаху люди обращаются со всех уголков России и других стран СНГ.

  • Ему молятся, даже не зная, в чем он помогает;
  • Ему рассказывают о своих проблемах, и им становится легче;
  • Святой помогает всем своей незримой рукой;
  • Он направляет заблудшие души к Богу;
  • Святой обязательно ответит на праведную, искреннюю молитву.

Особенно сильная молитва к Преподобному 16 декабря. В этот день святого просят:

  • о праведности;
  • о укреплении веры;
  • о исцелении себя или близких;
  • о здравии;
  • о непорочности.

Икона Саввы Сторожевского

Икона звенигородского игумена выполнена в достаточно простом стиле. Ее основа положена на подвиги монаха и его служение Христу и Богородице. Даже на иконе Савва Сторожевский несет слово Божье в угоду Господу Иисусу Христу.

На этой иконе он изображен в монашеском одеянии. Поверх одеяния черная мантия. Эта мантия развернута и чем-то напоминает ангельские крылья. Цвет мантии — черный. Он символизирует совершенство отречения от суетного мира, покой и отказ от страстей.

Лик Святого обращен к молящемуся человеку. Так верующий человек лучше настраивается на духовный, внутренний диалог, как со святым, так и с Господом.

Текст православной молитвы Савве Сторожевскому:

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим, и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о житие преподобного Саввы Сторожевского:

Савва Сторожевский

В Википедии есть статьи о других людях с именем Савва.

Савва Сторожевский


(икона, XIX век)

Родился

XIV век

Умер

16 декабря 1407

Почитается

в Русской православной церкви

Канонизирован

в 1547 году

В лике

преподобных

Главная святыня

мощи в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде

День памяти

3 (16) декабря, 19 января (1 февраля), 23 (10) августа

Покровитель

Москвы

Подвижничество

чудотворения, прозорливость

Медиафайлы на Викискладе

Са́вва Стороже́вский (Савва Звенигоро́дский; ум. 16 декабря 1407) — преподобный Русской православной церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из первых (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского.

Дни памяти: 3 (16) декабря – преставление, 19 января (1 февраля) – обретение мощей, 23 (10) августа – второе обретение мощей.

Жизнеописание

Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского (1392) был некоторое время игуменом Троицкого монастыря (когда Никон Радонежский, которому преподобный Сергий передал игуменство, ушёл в затвор). Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского. Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Свято-Успенского Дубенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, так как его настоятелем в то время был другой Савва — Стромынский.

По новым сведениям, первый деревянный храм Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода начали строить ещё в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. По летописям, в 1395 году (а не в 1399-м) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на Сторожи можно отнести к 1396—1398 годам. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставил Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия пришёл в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом шло строительство каменного храма на Городке в Звенигородском Кремле, а позднее (после кончины Саввы) Троицкого собора в Сергиевом монастыре и Рождественского в Саввино-Сторожевском. Для росписи этих храмов был приглашён молодой иконописец Андрей Рублёв. По мнению историка К.П. Ковалёва, по благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918—1919 годах на Городке, включая знаменитый «Спас Звенигородский» («Русский Спас»; ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублёва на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 (16) декабря декабря 1407 года. Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года. Особое значение монастырю придавал царь Алексей Михайлович, 19 (29) января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В эти же годы произошло переустройство обители, внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси.

Чудеса и почитание

Николай Самокиш. Явление св. Саввы Сторожевского (иллюстрация к поэме Льва Мея «Избавитель» из первого тома «Охоты»)

С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых (посмертные) стали историческими. Первое — это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а второе — явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Евгению Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Богарне, не разорив по просьбе явившегося ему старца монастырь, успешно пережил эпоху наполеоновских войн, как и предсказал ему Савва, а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России.

Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители.

17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты по решению уездного съезда рабочих и крестьянских депутатов. Результат вскрытия мощей был опубликован в отчёте VIII отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР Съезду Советов, в котором был описан так: «кукла из ваты; в вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости». 5 апреля 1919 года мощи преподобного Саввы были вывезены из монастыря. Сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода Михаилу Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года они были торжественно перенесены в родную обитель — в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.

Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Краткое житие игумена Саввы переложил в своё время на современный ему русский язык Александр Пушкин. Первая икона преподобного Саввы была написана в начале XVI века игуменом Саввино-Сторожевского монастыря Дионисием.

Памятник у входа в Саввино-Сторожевский монастырь

Памятник преподобному Савве (скульптор Сергей Сорокин) открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года.

С 2015 года в Москве в районе Северное Измайлово строится храм в честь святого преподобного Саввы Сторожевского.

  1. Иртенина Н. В. Андрей Рублев. Звенигородская история: Журнал «Фома», 2013
  2. Ковалёв К.П. Савва Сторожевский. — М., 2007
  3. 350-летие обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского (комментарий в цифрах и фактах).
  4. Отчет VIII-го (ликвидационного) Отдела Народного Комиссариата Юстиции VIII-му Всероссийскому Съезду Советов / П. А. Красиков // Революция и церковь. — 1920. — № 9—12. — С. 70—82.
  5. Саввино-Сторожевский монастырь
  6. В Москве построят первый храм в честь преподобного Саввы Сторожевского

Литература

  • Абрамов А. В. О книге К. П. Ковалёва «Савва Сторожевский. Жизнеописание: факты и мифы, предания и гипотезы» // Саввинские чтения. Сб. тр. по истории Звенигородского края. Вып. 2 / сост. Д. А. Седов. — Звенигород: Лето, 2010.
  • Аверьянов К. А. «Бывает ли в истории сослагательное наклонение?» // Саввинские чтения. Сб. тр. по истории Звенигородского края. Вып. 2 / сост. Д. А. Седов. — Звенигород: Лето, 2010.
  • Аверьянов К. А. Преподобный Савва Сторожевский: «белые пятна» биографии. // Вестник церковной истории. — 2006. — № 4. — С. 212—220.
  • Ковалёв К. П. Звенигород и Звенигородская Русь. Сокровища подмосковной цивилизации. — М.: Вече, 2009.
  • Ковалёв К. П. Савва Сторожевский. Жизнеописание: факты и мифы, предания и гипотезы. — М.: Мол. гвардия, 2007. — (ЖЗЛ). (Новые сведения и датировки. 2-е изд.: М., 2008).
  • Савва, святые православной церкви // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Седов Д. А. О новейших примерах фальсификации истории Звенигорода // Саввинские чтения. Сб. тр. по истории Звенигородского края. Вып. 2 / сост. Д. А. Седов. — Звенигород: Лето, 2010.
  • Савва Сторожевский (подборка материалов)
  • Житие преподобного Саввы (XVI в., автор — Маркелл Безбородый) в переводе на современный русский язык
  • Преподобный Савва Сторожевский // Pravoslavie.ru
  • Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, игумен. Православная энциклопедия «Азбука веры».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *