Да не оскудеет рука

794

В последнее время уже набила оскомину постоянно звучащая проблема необходимости борьбы с коррупцией в масштабах государства, поскольку чиновники потеряли меру и стыд в плане изощрённого вымогательства подарков, денег и др. знаков внимания и благодарности. При этом болящие за народ либерасты всех мастей выдвигают требования об отставке первых лиц страны, будто именно эти руководители способствуют умножению тех, кто плодит паразитов, жиреющих на взяточничестве.
Так ли это? А может всё-таки за поборы ответствует пред Богом душа конкретного вымогателя?

«Да не оскудеет рука дающего»
В Святом Писании я не нашел этого расхожего выражения. Там есть подобные:
«Дающий нищему не обеднеет, а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Притчи 28:27)
«Человека, доброхотно дающего, любит Бог (и недостаток дел его восполнит)» (2Кор 9:7)
По русским культурным традициям на подарок нужно отвечать также подарком и стоимость роли не играет. Уже подзабыто слово «гостинец», т.е. идущий в гости, зная что его будут угощать, не должен являться с пустыми руками, чтобы не потерять честь и достоинство, не умалить душу пред Богом и людьми.

До сих пор в деревнях если вы помогли бабусе с ремонтом забора или накололи да уложили дрова, она вас обязательно накормит и очень обидется если откажетесь: «Ну хоть семечек на дорожку возьми, сыночек, они свеженькие, жареные, вкусные»!
И возьмёшь — негоже обижать. А откуда эта обида?

Бытовало древнее поверье, что приняв что бы то ни было даром — ты расплатишься душой, если не ответишь достойно. Поэтому абсолютным враньём является ныне распостранённое мнение, что русские всегда мечтают о халяве. Этого изначально не было в нашей культуре!
Теоретики, исследующие проблему взяточничества, утверждают, что чиновники, по получении чина, обеспечивались правами, именьем, прислугой. Но за свою консультативную и разрешительную помощь, они не получали денег от государства. Якобы это и создало почву для практики незаконных подношений, поскольку чин, должность уже обязывали служащего к исполнению без оплаты.

М.Н. Задорнов и иже с ним может впервые обратили внимание на недосказанность поговорок. Всем теперь известны варианты: «Если ударили по правой щеке, то подставь левую, но не позволь ударить», или «Голод не тетка, а мать родная».
Вот так и к приведенной мною фразе приросло продолжение:
«Да не оскудеет рука дающего и да не отсохнет рука берущего».
Скорее всего «берущие» и приложились к фольклору. Интересны старинные термины, отражающие суть поборов:
Многостяжание — безмерное обогащение.
Скверноприбытчество — вымогательство.
Мздоимство — вымогательство за выполнение действий в сфере круга профессиональных проблем.
Лихоимство — вымогательство за выполнение действий в обход законодательства.
МШЕЛОИМСТВО — ростовщичество, жизнь на % по предварительной договорённости. «Аки мох наростает сам на пню», так процентщик, не прикладывая усилий, получает средства для безбедного существования.

Теперь мы уже выучили слово ОТКАТ, и читаем определение — чиновник, при выборе компаньона по бизнесу, получает от последнего за этот выбор либо фиксированную сумму, либо процент от сделки. Именно на величину этого отката, а не на бизнес интересы ориентируется «откатчик». И таких вариантов не счесть: и благотворительная помощь несуществующим дочерним предприятиям, и оплата обучения детей «в загранице», и сообщение счёта в банке, с к-рого можно забрать сумму, и пр. Наши предки бы сейчас язык себе сломали, подбирая определения!
Всё вышеописанное создаёт картину шествия чиновничьих душ «вверх по лестнице, ведущей вниз». Даже можно выделить таких 5 ступеней:

1. Вы пришли на приём с законным вопросом, чиновник вас выслушал и бытро, толково помог (кто-нить помнит такое?). Вы даёте ему по получении результата подарок или деньги в знак благодарности. Но платить-то ему не нужно — он для того и сидит там, чтобы качественно и без нервотрёпки выполнять свои обязанности. Взятка I-й ступени или Вз-I.
2. Вы пришли с несовсем законной просьбой и до результата приплатили чиновнику, чтобы он вам помог обойти закон. Вз-II.
3. Вы пришли на приём не важно — с лёгкой или законодательнотрудной проблемой. Но вас будут «пролонгировать» т.е. крутить карусель волокиты до тех пор, пока вы не заплатите. Вз-III.
4. С любой Вашей просьбой Вас будут гнобить в очередях и гонять за справками, покуда не выбьют из Вас таксу т.е. установленную для данного чинуши сумму, по получении к-рой он только начинает реагировать. («У Иван Иваныча проходной — 100 баксов!») А потом уже будет какой-то результат и не всегда в вашу пользу, законы, знаете ли… Вз-IV.
5. Вы пришли с любой своей проблеммой, заплатили таксу (в установленном конспиративном порядке), чтобы не волокитили решение. У Вас деньги взяли и точка. Большой вопрос: будут ли вами заниматься или просто кинут. Жаловаться же вы не будете. Вз-V.

У меня был случай, когда я отправил на консультацию мать с дочерью, но предупредил их о таксе, поскольку этот профессор-воротила ничего безплатно не делает. Авторитет взял деньги и не помог. Я разрулил ситуацию сам. Но как-то на областной конференции я в компании авторитетов съязвил в адрес скверноприбытчика. А потом, встретив меня в коридоре он, сверля глазёнками, злобно мне прошипел:»Слыш ты, острослов х-в, в словарь глянь: там есть слово «взятка», вот когда появится «отдаватка», тогда и вякай»! Не, ну убедительно. С тех пор с ним не сотрудничаю — жду новой редакции словаря.

А крылатую фразу, думаю, что с Божьей помощью дополнит сама жизнь:

«Да не оскудеет рука дающего и да не отсохнет рука берущего, покуда оскудевает и отсыхает душа его!»

Метаморфозы: Да не оскудеет рука дающего

Журналисты часто используют крылатые фразы для создания заголовков и ярких фраз. Чаще всего, пожалуй, идут в дело библеизмы. Чего стоит одно только “не хлебом единым”: на месте хлеба тут не побывало разве что дефлопе с крутонами. Впрочем, иногда авторы текстов изменяют выражения до неузнаваемости. “Правмир” решил составить свой список библеизмов, которые чаще всего появляются в прессе, и выяснить, какие метаморфозы с ними происходят.

Сегодня мы расскажем о фразе “Да не оскудеет рука дающего”.

СПРАВКА

Рука дающего не оскудевает – пословица, указывающая на то, что человек щедрый всегда найдет возможность помогать другим, добро его возвращается к нему как благосклонность судьбы, удача в делах. (Словарь-справочник “Библейское слово в нашей речи”, Николаюк Н.Г.)

Любопытно, что самого выражения “рука дающего не оскудевает” или “да не оскудеет рука дающего” вы в библейских текстах не найдете. Это, по сути, просто формулировка идеи милосердия, за которое воздает Господь. Отсылки к “руке дающего” можно найти, например, в предписаниях Закона Моисеева: “Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки руки твой перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде…” Если же говорить о Новом Завете, то можно вспомнить послание апостола Павла к коринфянам: “Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет”

В прессе крылатая фраза “Да не оскудеет рука дающего” почему-то, как правило, меняется так, что превращается в совершенно нелогичную. Лидер по числу упоминаний в СМИ – вариант “Да не оскудеет рука берущего”. Речь, естественно, о коррупции. Дело тут в том, что меняется направление – с ОТ кого-то на К кому-то. И сразу возникает много вопросов: как рука может оскудеть, если она и так берет? И что значит “да не оскудеет” – что надо брать еще больше? Но “не оскудеть” и “разбогатеть” – это вовсе не синонимы. И тем не менее “рука берущего” возникает в прессе с завидной регулярностью.

Впрочем, не только этот вариант видоизмененной крылатой фразы передает смысл присвоения, прибавления, а не отдачи. Еще один пример: “Да не оскудеет рука крадущего к копирайтом”. Тут тоже не совсем понятно: если крадет с копирайтом, то значит, уже и не совсем крадет.

А иногда рука и вовсе меняется на ногу, как в заголовке к какой-то спортивной новости “Да не оскудеет нога бегущего”. Нога по определению не может оскудеть – она ничем не владеет, ничего не берет и не отдает. Разве что оскудеть силами.

Встречаются и, напротив, очень логичные варианты. В “Известиях” я как-то видела статью под заголовком “Да не оскудеет меню жующего”. Тут, по крайней мере, все понятно: надо, чтобы меню было богатым и разнообразным.

Или еще: “Да не оскудеет рука налогоплательщика”.

Сам же глагол “оскудеть” меняют не так часто. “Да не отсохнет язык поющего”,- такой заголовок темы я увидела на каком-то форуме.

Интересно, что почти все трансформации этой крылатой фразы в прессе так или иначе связаны со сферой не духовного, а материального, практического. И идея щедрости, заложенная в исходном варианте, меняется на противоположную – накопительства, стяжательства, преумножения богатства. Или примитивного насыщения, как в случае с “меню” и “жующим”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *