Даниил московский святой

История жизни благоверного князя Даниила Московского

Жизненный путь его был довольно трудным, усеянным испытаниями и бедствиями, но, при этом, князь смог сохранить веру в своём сердце, и уберечь себя от злых умыслов. Родился будущий правитель в богатом городе Владимир.

Его рождение припадает на начало 1261 года. Учитывая тот факт, что он являлся четвертым из детей Александра Невского, то можно положительно судить и про его отца. Дело в том, что все сыновья выросли воспитанными, с верой в Господа, а также грамотными.

Сообща, они помогали немощным и больным людям, строя на собственные деньги приюты, больницы и храмы. Конечно же, основную роль в этом сыграла и мать будущего князя, так как в возрасте двух лет, Даниил лишился своего отца.

Нужно отметить, что о времени преставления матери не известно по сей день, но некоторые церковные записи хранят на своих страницах информацию о том, что после преставления, женщина была погребена в стенах Владимирского Успенского монастыря, который на сегодняшний день носит еще одно наименование – Княгиин монастырь.

Погребение Вассы (так звали маму Даниила Московского) состоялось в период празднования Рождества Христова. Местные жители не раз упоминали о том, что считают женщину праведной, и впоследствии христиане называют её следующим образом: «Праведная Васса».

В середине 1272 года, князю выпала честь править столицей России, а также прилегающими к ней уделами. С первых месяцев своего правления, благоверный князь велел построить большую церковь, прямо на берегу реки, назвав его в честь Даниила Столпника.

Нельзя не упомянуть, что в те далекие времена Московское княжество не отличалось особым могуществом, но Даниил сумел справиться с этим изъяном, что дало возможность городу стать более привлекательным и влиятельным среди соседних княжеств. К сожалению, миролюбивый князь не смог обойтись без кровопролития, так как его правление припало на время княжеских междоусобиц и вражды.

Как не стремился Даниил Московский призвать своих собратьев к единению и миру, так всё больше его ненавидели и желали смерти. И по причине междоусобиц, Орда сумела опустошить большую часть городов. Когда Дюденева рать подошла к Москве, то Даниил Московский впустил их внутрь без боя, так как сил для отпора уже не было, а мужчина не хотел просто так пускать на верную гибель своих земляков. Впоследствии, Даниил переживал все тяготы татарского разбойничества, вместе со своими горожанами.

И в 1295 году благоверный князь собрал войско, и собрался отстаивать родной край. Он отправился в Рязань, и разбил там своих неприятелей – Рязанского князя Романовича, а также татарских грабителей. В те времена было принято отбирать чужую добычу, выигранную во время сражения, но Даниил Московский не забрал себе Рязанские земли, так как считал это ниже собственного достоинства.

Впоследствии, мужчина продемонстрировал пример того, как нужно вести себя в смутные времена, поддерживая своих братьев, и помогая им. Он простил всех своих неприятелей, большинство из которых осознали собственные промахи, приобщившись к добродетели Московского князя.

Где хранятся святые мощи Даниила Московского

Святой благоверный князь Даниил Московский, младший сын благоверного князя Александра Невского, скончался в 1303 году. Перед кончиной, следуя благочестивому примеру отца, принял иноческий чин и схиму и по глубокому смирению завещал совершить погребение на братском кладбище основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря.

Честные мощи святого князя Даниила находились под спудом почти 350 лет. В течение этого времени благоверный князь неоднократно напоминал о себе и о месте своего погребения.

Так, во время великого князя Иоанна III, святой Даниил явился придворному юноше и повелел сказать великому князю следующее:

«Се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси, но обаче аще он забвенна мя имать, Бог же мой несть мене забыл никогдаже».

Узнав об этом, великий князь Иоанн повелел служить соборные панихиды, раздавать милостыню и устраивать трапезы на помин своих усопших.

При сыне Иоанна III великом князе Московском Василии Иоанновиче произошло событие, описанное в «Степной книге». Однажды великий князь с многочисленной свитой, в которой находился князь Иоанн Михайлович Шуйский, был в Даниловом монастыре и проезжал недалеко от места захоронения благоверного князя Даниила Московского.

Шуйскому нужно было сесть на коня, и он решил сделать это с надгробного камня на могиле святого Даниила. Оказавшийся поблизости некий благочестивый христианин сказал Шуйскому: «Господине княже! Не дерзай с камни сего снести на конь свой. Ведый буди, яко лежит ту великий князь Даниил».

Гордый же князь не послушал совета и, встав на камень, собрался было сесть на коня. Неожиданно конь вздыбился и упал мертвым на землю, подмяв седока, едва оставшегося живым.

В царствование Иоанна Васильевича Грозного на могиле князя Даниила получил исцеление умирающий сын коломенского купца. Иоанн Грозный установил ежегодно совершать крестный ход к могиле благоверного князя и служить о нем панихиды. Он же издал Указ о построении в запустевшем к тому времени монастыре двухэтажной каменной церкви, братских келий, пополнении обители иноками и устройстве монашеского общежития.

В 1652 году царь Алексей Михайлович, по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила, совершил торжественное открытие мощей святого. 30 августа Патриарх Никон с собором епископов и царь Алексей Михайлович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. Во время обретения мощей среди собравшегося там многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений.

Святые мощи были торжественно перенесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса. Тогда же благоверный князь Даниил Московский был причислен к лику святых.

Биография

Дата рождения

Лаврентьевская летопись упоминает год рождения Даниила, «родися Олександру сынъ, и нареша имя ему Данилъ», под годом 6769 (1261). Даниил был назван так в честь святого Даниила Столпника, память которого отмечается 11 декабря (то есть, он, возможно, родился в ноябре-декабре). Этот святой всю жизнь оставался покровителем князя — он изображал его на печатях и возвел в его честь монастырь.

Двух лет от роду Даниил Александрович лишился отца.

Юные годы

В период правления князя Даниила Русь находилась под монголо-татарским игом, её ослабляли княжеские усобицы.

Тверская грамота 1408 года рассказывает о воспитании маленького Даниила тверским князем Ярославом Ярославичем, братом Александра Невского, и об управлении в течение семи лет предназначенной Даниилу Москвой тиунами великого князя Ярослава, пока тот занимал великокняжеский стол во Владимире: с 1264 года до своей смерти в 1272 году.

После смерти дяди Ярослава Ярославича в 1272 году юному Даниилу досталось в удел Московское княжество, малое и скудное по сравнению с другими вотчинами, где княжили его старшие братья — Дмитрий и Андрей. Исследователь истории Кремля Александр Воронов упоминает предание, что в первый год своего княжения он устроил Спасопреображенскую церковь в Московском Кремле.

Правление

Даниил участвовал в борьбе своих братьев князей Дмитрия Переяславского и Андрея Городецкого за Владимирское великое княжение и за право княжить в Новгороде. Неизбежно вовлекаемый в междоусобия князей, князь Даниил Александрович показал себя миролюбцем. В 1282 году вместе с тверским князем Святославом Ярославичем он соединил московские войска с войсками брата своего Андрея, боровшегося за великое княжение Владимирское против другого брата, Димитрия; но при первой встрече у града Дмитрова соперники заключили мир, и обошлось без кровопролития.

Вернувшись в Москву, князь Даниил устроил монастырь в честь своего небесного покровителя — прп. Даниила Столпника — в Замоскворечье, на правом берегу реки Москвы, на южной Серпуховской дороге. Монастырь получил его имя — Даниловский, позднее официально назывался Свято-Данилов Спасский.

С 1283 года князь действовал на стороне своего брата князя Дмитрия, ставшего великим князем владимирским.

В 1293 году князь Андрей Городецкий стал зачинщиком нового похода полководцев Золотой орды на Северо-Восточную Русь.

Поход, который называют «Дюденева рать», возглавил военачальник Тудан (в русских летописях он именуется Дюдень) и в том же году Данилов монастырь был разорён вместе с Москвой.

После смерти князя Дмитрия (1294) Даниил Александрович возглавил московско-переяславско-тверской союз против князя Андрея.

После того, как Андрей стал великим князем Владимирским, в 1296 году открылись ссоры между русскими князьями; но и Андрей признал тогда правоту князя Даниила, а епископы Владимирский Симеон и Сарский Измаил убедили на съезде князей во Владимире прекратить ссору миром. Когда же вслед за тем Андрей хотел с войском своим завладеть Переяславлем-Залесским, Даниил вместе с тверским князем Михаилом встретил Андрея с сильною ратью, — и вновь после переговоров заключён был мир.

О возросшем политическом влиянии Москвы свидетельствовало участие князя Даниила Александровича в борьбе за Великий Новгород, куда он был приглашён княжить в 1296 году. В том же году князь Даниил основал ещё один монастырь в Москве — Богоявленский, а в 1300 году на Крутицах по его повелению был построен архиерейский дом и храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

Предание гласит, что при нём в 1300 году в Даниловом монастыре была учреждена первая в Московском княжестве архимандрития.

В 1301 году участвовал в Дмитровском съезде русских князей. В том же году Даниил Александрович успешно воевал с Рязанским княжеством, захватив Коломну.

После смерти князя Ивана Дмитриевича Переяславского в 1302 году присоединил к Московскому княжеству Переславль.

Легенды гласят, что перед смертью князь Даниил постригся в монахи (1303) и был похоронен в Даниловом монастыре. По сообщению Лаврентьевской летописи, Даниил умер во вторник, 5 марта 1303 года «на Москвѣ в своей отчинѣ, в черньцѣх и в скимѣ». Его мощи были обретены в 1652 году и перенесены, повелением царя Алексея Михайловича, в храм Седми Вселенских Соборов в основанной им обители.

Его сын, князь Иван I Данилович Калита, при поддержке св. митрополита Киевского и всея Руси Феогноста в 1330 году перевёл архимандрита и часть иноков этого монастыря на свой княжеский двор, создав Спасо-Преображенский монастырь на бору.

Результаты правления

Став основателем дома московских князей, Даниил получил от отца очень маленькую территорию, ограниченную бассейном реки Москвы, которая не имела выхода к Оке. В конце борьбы за владимирское княжение между своими старшими братьями Дмитрием и Андреем Даниил был союзником Дмитрия, и ордынская Дюденева рать разорила в том числе и Московское княжество (1293). После ликвидации сарайским ханом Тохтой «дунайского улуса» Ногая (1300) на московскую службу перешла часть знати из южнорусских земель, прежде находившихся в сфере влияния Ногая.

Под юрисдикцию Москвы перешёл весь бассейн реки Москва. В 1301 году Даниил разбил рязанского князя Константина Романовича, взял его в плен и захватил город Коломну. В 1302 году Даниилу удалось получить выморочный Переславль-Залесский, по завещанию своего бездетного племянника Ивана Дмитриевича (затем он перешёл к получившему ярлык на владимирское княжение Михаилу Тверскому).

В церковном отношении Даниил строил архиерейские дома, церкви и монастыри, достойные принимать митрополитов; перестраивал деревянные церкви в камне. Этот задел, продолженный его наследниками, приведёт к окончательному официальному перенесению церковной верховной власти в Москву в 1325 году.

Кроме строительства зданий, Даниил создавал коммуникации. Построенная при его правлении Большая ордынская дорога объединила различные направления, усилив роль Москвы как перекрёстка торговых путей.

Брак и дети

Имя жены Даниила упомянуто в опубликованном в 1996 году Ростовском соборном синодике, где она названа Агриппиной. По предположению А. А. Горского она была дочерью Льва Даниловича. П. В. Долгоруков называет её Евдокия Александровна. Дети:

  • Юрий Даниилович (ум. 1325) — московский князь с 1303 года, великий князь владимирский в 1319—1322 годах (как Юрий III), князь новгородский с 1322 года.
  • Михаил Даниилович — упомянут в Ростовском соборном синодике.
  • Александр Даниилович (ум. до 1320)
  • Борис Даниилович (ум. 1320) — князь Костромской с 1304 года.
  • Иван I Даниилович Калита (1288—1340/1341) — князь Московский с 1325 года, Великий князь Владимирский с 1328 года, князь Новгородский в 1328—1337 годах.
  • Симеон Даниилович (ум. после 1322)
  • Василий Даниилович — упомянут в Ростовском соборном синодике.
  • Афанасий Даниилович (ум. 1322) — князь новгородский в 1314—1315 и 1319—1322 годах.
  • Даниил Даниилович — упомянут в Ростовском соборном синодике.
  • Анна Данииловна (ум. до 1353) — известна по завещанию Симеона Гордого.

Место погребения

Смерть и погребение (миниатюра Лицевого летописного свода)

О месте его захоронения существуют две версии:

  • Одна восходит к сгоревшей в 1812 году в занятой французами Москве пергаментной Троицкой летописи. В своё время эту летопись видел Н. М. Карамзин, который сделал из неё выписку о смерти Даниила Александровича. Эта выписка завершалась словами: «положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвѣ». Таким образом, местом погребения Даниила послужил, согласно Троицкой летописи, Архангельский собор в московском Кремле. Этой же версии придерживается Лицевой летописный свод.
  • Вторая версия изложена в Степенной книге. Там утверждается, что Даниил был захоронен на братском кладбище Данилова монастыря.

Мощи князя были обретены в 1652 году и перенесены, повелением царя Алексея Михайловича, в храм Седми Вселенских Соборов в основанном им Даниловском монастыре. С 1917 по 1930 год они находились в Троицком соборе; в 1930 перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря. Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неизвестной.

Память и почитание

В 1652 году состоялось обретение мощей князя; по мнению Евгения Голубинского, в 1791 году он был канонизирован для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский. Дни памяти: 4 (17) марта и 30 августа (12 сентября) — обре́тение мощей.

Определением патриарха Пимена и Священного синода от 28 декабря 1988 года учреждён Орден святого благоверного князя Даниила Московского трёх степеней.

В подмосковном Нахабине, которое считается историческим центром инженерных войск Вооружённых сил Российской Федерации, построен храм Даниила Московского, являющего небесным покровителем инженерных войск ВС России.

С 18 сентября 1996 года имя князя носит атомная подводная лодка Северного флота.

Гимнография

Тропарь, глас 3

Святой князь Даниил Московский. Икона рубежа XVII—XVIII веков

Явился еси стране нашей яко звезда пресветлая,благоверный княже Данииле, лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою, людем православным поборник еси, пленным свободитель и нищим защититель, моли Христа Бога державе Российстей даровати мир и спасти души наша.

Тропарь, глас 4

Княжения твоего славу отложив, озаряемый Божественною благодатию, Богомудре княже Данииле, весь разум в сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложил еси и, яко звезда на востоце Российскаго государства просиял еси, целомудрием же и равноангельным твоим житием течение добре совершая, веру соблюл еси непорочну, тем и по смерти прослави тя Бог в чудесех, яко источаеши исцеления верно притекающим к честней раце твоей; сего ради днесь празднуем успение твое, людие твои. Ты же, яко имаши дерзновение ко Христу, моли спасти отечество твое и мирней быти державе нашей.

В культуре и искусстве

  • Даниилу Александровичу посвящён исторический роман «Младший сын» писателя Д. М. Балашова.
  • В 1997 году в ознаменование 850-летия основания Москвы на площади Серпуховской заставы установлен памятник князю Даниилу Московскому работы скульпторов А. Коровина и В. Мокроусова, архитектора Д. Соколова. Князь в левой руке держит храм, в правой — меч. Оружие Даниил держит не в боевой готовности, желая показать, что распри, войны и кровопролития — деяния, не угодные Богу. На постаменте памятника барельеф с надписью: «Святой Благоверный великий князь Даниил Московский 1261—1303».
  • Святой князь Даниил Московский. Скульпторы А. Коровин и В. Мокроусов. Москва, станция метро «Тульская»

  • Часовня св. Даниила Московского. Москва, станция метро «Тульская»

  • Святой князь Даниил Московский. Икона на фасаде часовни

  • Даниил Московский и Данилов монастырь на российских марках. 1997

Примечания

Московские князья (1276—1598)

Даниил Александрович

Юрий Даниилович

Иван I Калита

Симеон Гордый

Иван II Красный

Дмитрий Донской

Василий I

Василий II Тёмный

Иван III

Василий III, жена Елена Глинская

Иван IV Грозный

Фёдор I Иоаннович

Юрий Звенигородский

Василий Косой

Дмитрий Шемяка

  1. Княжество с центром в Москве ранее выделялось во владение его дяде Михаилу Ярославичу Хоробриту, но тот проправил всего два года (1246—1248), и после его смерти Москва вернулась в состав Владимирского великого княжества.
  2. 1 2 3 4 Кучкин В. А. Первый московский князь Даниил Александрович // Отечественная история. — 1995. — № 1. — С. 93—107.
  3. Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X—XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. — М.: Индрик, 2006. — 904 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85759-339-5. С. 222
  4. 1 2 3 Воронов А. А. Спасо-Преображенский монастырь на бору // Монастыри Московского Кремля. — М.: Изд-во Правосл. Свято-Тихоновского гуманит. ун-та, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-7429-0350-5.
  5. 1 2 БРЭ, том «Россия», с.279
  6. Священник Николай Киселёв. Большая ордынская дорога // Московский журнал (1991)!Московский журнал. — 2007. — № 2.
  7. 1 2 3 4 5 Горский А. А. О династических связях первых московских князей // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2018. — № 4 (74). — С. 42.
  8. Долгоруков П. В. Российская родословная книга. — СПб.: Типография Карла Вингебера, 1854. — Т. 1. — С. 232.
  9. Лицевой летописный свод датирует смерть 1309 годом
  10. Канонизация святых в 1721—1894 гг.
  11. III.4.5 Орден святого благоверного князя Даниила Московского Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine
  12. Памятник Даниилу Московскому

Истории святых с именем Даниил

Даниил Московский

Дни памяти:

  • 17.03. – день смерти.
  • 12.09. – обретение мощей

Будущий святой родился в семье кн. Александра Невского. Из числа сыновей был младшим. Назван в честь св. Даниила Столпника. Всю жизнь почитал его, говорил, чувствует святое покровительство. Имел собственную печать с ликом мученика. Возвел во имя его монастырь. С уходом отца в мир иной, сыновья стали править каждый в своем княжестве.

Даниле отошли Московские земли, самые захудалые на тот период. Новый правитель старался, и владения стали приумножаться. Мудрый князь умел договариваться мирно, избегал кровопролития, войн. Несмотря на это, пришлось и ему успешно повоевать с монголо-татарами.

Московский Даниил будучи у власти укрепил Москву, возводил монастыри, считается основателем Рюриковичей. Незадолго до кончины постригся в монахи.

  • Скончался — 17.03. (новый стиль) 1303 г.
  • Канонизирован – в 1791 г. как св. благоверный кн. Даниил Московский.

Похоронен в Даниловском монастыре, где настоятель Патриарх московский и Всея Руси. Действует.

Даниил Сербский

День памяти:

Будучи знатного рода, богатым по рождению, входил в окружение короля Сербии Стефана. Ушел из дворца, оставил в миру все, постригся в монастыре г. Кончула.

С годами стал игуменом Хилендарского монастыря. Вместе с монахами претерпевал голод в военное время, осаду, нападения врагов. С наступлением мирного времени отказался от игуменства, жил в келье св. Саввы. Помог погасить междоусобицу, в результате стал епископом. Пребывал настоятелем монастыря св. Стефана, а затем получил чин архиепископа.

Даниил Никопольский

День памяти:

В г. Никополе при императоре Ликинии христиане повсеместно преследовались. Их пытали, уничтожали, требовали отречения. По государскому повелению всех, кто не желает вновь стать язычником, терзали до смерти. Многие скрывались, но 45 граждан во главе с Даниилом, Маврикием, Александром, Леонтием заявили правителю о своей вере открыто, явившись к нему лично.

За нежелание исповедников отступиться от христианства их убили, предав живыми огню. Обугленные кости утопили в реке. Святые останки были обнаружены, а в честь 45 никопольских мучеников воздвигнут храм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *