Давид гареджийский монастырь

Давид-Гареджа – это комплекс грузинских пещерных монастырей VI века, который находится в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части, что подтверждается как предупредительными надписями еще на подъезде к комплексу, так и скучающими на жаре пограничниками. Эти территории начиная с 1991 года являются предметом вялого территориального спора между странами.
Несмотря на кажущуюся близость от Тбилиси, путь не будет слишком быстрым, так как качество дорог меняется по мере приближения к границе. Последние 10-15 километров – сплошная грунтовка.
Ну еще встречаются и такие препятствия.
Ближайший к монастырю населенный пункт – село Удабно. Здесь по улицам спокойно бегает шашлык.
Один предприимчивый поляк открыл тут хостел, отель и кафе. А это что-то типа летнего кинотеатра и ночного клуба.
Название подобрано удачно, настоящий оазис, потому как на километры вокруг здесь нет примерно ничего.
Село.
Полупустынные пейзажи.
Еще одно препятствие на дороге.
Овцы образуют таинственные знаки (может это послание в космос?).
Гареджийский кряж.
Здесь начинается подъем к монастырю.
Монахи знают, где строить монастыри. Как правило, это самые живописные районы, поэтому не стоит игнорировать такие места, даже если вы не очень религиозны.
Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по самой вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей.
Как уже говорилось, прямо по вершине горы проходит граница между Грузией и Азербайджаном. Вот эти человечки на фото справа – азербайджанские пограничники.
Застава.
Ящер вылез позагорать.
А это уже грузинский пограничник. Живописное место для службы, надо отметить.
На южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий.
Во многих церквах и трапезных монастырей сохранились фрески VIII—XIV вв. с портретами исторических лиц, в том числе портрет царицы Тамары.
По подсчётам, в монастырях Давид-Гареджи в большом количестве имеются надписи: грузинские, до 20 армянских, 8 греческих и 21 восточная (арабским письмом), а также уникальная в своем роде тетралингва, то есть четырёхъязычная надпись — на грузинском, армянском, греческом и арабском. Но есть и еще один тип надписей: прямо поверх фресок оставлены такие вот автографы. Дело в том, что 1948–1991 гг. на территории Давид-Гареджа располагался военный полигон, и, видимо, солдаты оставляли эти надписи «на память».
Монастыри неоднократно подвергались нападениям: В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в XIII в. был разграблен монголами, в конце XIV — начале XV вв. — разорен Тамерланом, в 1615 г. — разорен персами. В пасхальную ночь 1617 по приказанию шаха Аббаса I были зарублены 600 иноков.

Угасшая в 1920-х гг., монашеская жизнь возобновилась в 1990-е гг.
Неожиданно на тропе встретили черепаху. Хотели забрать на суп, но проявили гуманность.
Подъем и спуск не из легких, поэтому лучше иметь соответствующую экипировку.
Туристы в основном приезжают организованными группами.
Ну а мы, прорываясь сквозь овечьи отары, возвращаемся в Тбилиси.
На сегодня все. До встречи в эфире!
Понравился пост? Вы можете поблагодарить редакцию блога не только словом:
Яндекс.Деньги – 41001833937170
WebMoney – R555409303925
PayPal – paypal.me/harryhaller
Биткоин-кошелек – 1svHeBV5hKMsPNcnDe6g3yxbYjjPWxm8x
Следующий пост будет о прекрасном Тбилиси.
Пользователи Telegram могут подписаться на мой канал – Harry Haller Помимо путевых заметок здесь публикуются книжные рецензии, ссылки на интересные статьи и мысли достойных людей.
Все посты по теме:
Военно-грузинская дорога
Поселок Степанцминда (Казбеги)
Конное восхождение к подножию Казбека
Монастырь Давид-Гареджа
Тбилиси, часть 1
Тбилиси, часть 2
Тем, кто вдохновился постом и собрался в Грузию, редакция блога рекомендует воспользоваться этой формой поиска выгодных авиабилетов и отелей от Aviasales:

Грузия: Кахетия, ч.4 (монастырский комплекс Давид Гареджи — лавра св. Давида и монастырь Удабно)

В монастырь Давид Гареджи — одну из самых главных достопримечательностей Грузии — решили ехать с местным экскурсоводом, и, забегая наперед, скажу, что это полностью себя оправдало. Эта пещерный комплекс состоит из двадцати монастырей, основанных в VI-XI вв по инициативе ассирийского отца св. Давида, жившего сначала на горе Мтацминда, что сейчас в Тбилиси (там и теперь существует церковь отца Давида), но ушедшего после конфликта с местными зароастрийцами в пустынные степи на юге Кахетии. В начале XVII в монастырь подвергся разорению (да-да, тот самый шах Аббас). Монашеская жизнь здесь прекратилась и возродилась лишь спустя десятилетия. Нынче обитель располагается на территории Грузии и Азербайджана – госграница проходит как раз по лавре св. Давида, потому здесь можно увидеть погранпосты и пограничников. Эта территория долгое время оставалась спорной, но благодаря межгосударственной договоренности двух стран, в наше время туристы могут беспрепятственно осматривать объекты монастыря без прохождения пограничных процедур.
Началась наше знакомство с Давид Гареджи, впрочем, довольно обескураживающие: нас не пустили в один из основных монастырей — Додос Рка, тот, где находится могила ученика Давида Гареджийского и одного из основателей обители — св. Додо. Пропуском туристов здесь заведует полусумасшедший монах, которому, видимо, что-то в нас не понравилось. Он какое-то время препирался с Тариелом, на плохом русском пытался нам объяснить, в чем мы не правы, а потом, стоя на сильном ветру (день выдался в степи очень ветреным), что-то долго кричал нам вслед, потрясая посохом. Картина, нужно сказать, получилась эпическая и даже сюрреалистическая – в любом случае, забуду я ее не скоро. Так что о Додос Рка рассказать я вам ничего не смогу – утешает лишь то, что, по словам Тариела, росписей там почти не осталось, да и сами пещеры не слишком впечатляющи.
Лавра св. Давида, церкви и кельи XI в с последующими перестройками.
А так лавра выглядит с обратной стороны скалы.
Гареджийская степь.
Овцы пасутся над солончаком.
В апреле степь еще зеленая, а солончаки не пересохли.
Что за башня, уже не вспомню. Да мало ли их в Грузии.
Подъезжая к лавре св. Давида, наблюдаем почти космические пейзажи. Кстати, видно, что соседняя скала также изрыта пещерами.
Лавра св. Давида. Этот комплекс сооружен в XIв.
Лавра. Церковь Николая Чудотворца. В основе тоже XI в, наверное, но перестроена позже (колокольня явно поздняя).
К кельям вход воспрещен,
но их и так хорошо видно — вход в одну из келий.
Сверху — церковь Спаса Преображения (XI в).
Внутри Распятие, украшенное множеством чеканных рельефов (здесь Рождество и Распятие) — по виду, старых.
А вот Симеон Богоприимец и Успение Богородицы.
Здесь же могила св. Додо.
В этой старой башне вроде бы находится погранзастава.
У церкви Воскресения Христова, что на вершине хребта, на сильнейшем ветру дежурят пограничники.
В пустыне с водой напряженка, потому в гранитной поверхности скалы так прорезаны желоба, что дождевая вода собирается в колодец, который вырыт вон в той пещере.
В пещере же вода собирается и отстаивается с помощью вот таких конструкций.
А это уже территория Азербайджана.
Монастырь Удабно начинается вовсе не с пещерной церкви. Но она как раз все время закрыта.
Приехав к лавре святого Давида, сначала сходили на ее территорию в Преображенскую церковь (IX в постройки), а потом отправились в долгий поход по пещерам монастыря Удабно, что на обратной (азербайджанской) стороне скалы. Пещер здесь много – жилых, хозяйственных, и конечно же, церквей, в которых сохранились яркие фрески VIII-XIV вв. Не сказать, что поход этот легкий – сначала долго нужно карабкаться вверх по довольно крутому склону скалы (минибусы здесь еще не запустили), а потом пробираться по горным тропкам, забираясь в пещеры, вход в которые не всегда удобен. Пещер здесь много – основная тропа длиной более 2 км, но ответвлений от нее довольно много. Куда стоит лезть, а куда нет, подскажет только опытный местный гид – никаких схем пещерного города не существует. Но мы сразу предупредили Тариела, что нас интересуют фрески – их-то он нам и показал в больших количествах. Наверное, это самые ранние росписи, которые мы видели в Грузии.
А еще с вершины скалы открываются фантастические виды на окрестные степи: в апреле здесь красиво – зелено и свежо, а пологие окрестные холмы удивляют самой неожиданной окраской – они состоят из каких-то пород, имеющих то сероватый, то красноватый цвет. Посреди холмов иногда сверкают на солнце жемчужно-хрустальными гранями солончаки.
Вдоль хребта проходит туристическая тропа.
Есть здесь жилые и хозяйственные пещеры.
Но самое интересное здесь — церкви,
большинство из которых не аттрибутировано,
но где сохранились фрески VIII-XIV вв.
Деисус. У многих фигур стерты лица. Может, какие из многочисленных захватчиков постарались, а, может, и невежественные пастухи-мусульмане.
Святой воин.
Богородица и ангелы.
Одна из самых интересных церквей Удабно.
Прекрасно написанный деисус.
Интересеный орнамент.
Это трапезная (обратите внимание на ряд обеденных мест внизу снимка). Фреска — Тайная вечеря
Ее фрагмент — Иисус и Иуда (блондин ?). Кстати, редкий случай — пещера труднодоступна, и здесь сохранились лица.
Оттуда же — Троица Ветхозаветная.
Пантократор. Похоже, здесь был пожар или просто жгли костры.
Среди изображений попадаются и портреты исторических личностей, но их аттрибуция — целое дело.
Святые воины.
Воскрешение Лазаря.
Ангел и святой.
Благовещение. Этот ангел — одна из лучших фресок всего комплекса.
Комплекс неохраняемый, так что вандалам тут раздолье.
Богородица в храме и Симеон Богоприимец.
Рождество Христово.
И его фрагмент — дару волхвов.
Крещение Иисуса.
Вход в Иерусалим.
Еще одна труднодоступная церковь.
С дивными фресками.
Здесь почти нет вандальных надписей и у некоторых фигур сохранились лица.
И снова расписанный зал.
Еще один деисус.
Замечательный Иоанн Предтеча (бестрепетно испорченный неким мудаком по имени Анзор, к сожалению).
Сонм ангелов.
Кого-то поднимают на небо в колеснице (?).
Евангелист.
Ангелы и крест — этот сюжет часто изображали в грузинских храмах.
И еще одна расписанная церковь.
С прекрасными фигурами святых.
Сошествие Святого Духа на апостолов.
В этих росписях фигурируют какие-то кони.
Вот снова они.
А здесь архангел Михаил со змием воюет.
Роспись одной из церквей Удабно. Это трапезная (обратите внимание на ряд обеденных мест внизу снимка).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *