Деисусный чин

Деисус икона о чем молятся

Деисус — (от греческого деисес — моление святых за человеческий род) каноническая композиция иконописи, включающая Христа (в центре) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Крестителя (обязательные персонажи).

Церковный смысл деисусного чина состоит в том, что Исус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за их многочисленные грехи, а близкие умоляют его быть снисходительным и милосердным. Греческое слово ДЕИСУС означает в переводе с греческого Моление или Прошение.
На русской земле деисус превратился в деисусный чин, то-есть один из рядов высокого иконостаса. Почти всегда чин расширяется, включая больше или меньше икон, изображающих архангелов, апостолов, пророков и других достойных быть на этом месте. Порядок остается неизменным: Христос в середине, Божья Матерь, Иоанн, два архангела, два апостола..

Самостоятельная иконографическая композиция, построенная по типу деисуса, называется или более коротко . В ней Христос восседает на троне в образе Царя царей, справа (одесную) от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с другой стороны — Иоанн Предтеча. С ХII — XIV вв. на Балканах образ Христа — Царя царей в композиции Предста Царица совмещается с другим иконографическим типом — Архиерей Великий.

В домашнем иконостасе — наборе семейных молельных икон, занимающих красный угол помещения — повторяются принципы храмового иконостаса, однако, образ Иоанна Предтечи часто заменяется иконой Николая Мирликийского (Николы Чудотворца), наиболее почитаемого в России святого.

Порядок расположения икон в храмовых залах православных церквей не случаен, впрочем, как и применяемые в написании самих образов каноны. Определенным традициям, правилам расположения на центральном иконостасе подчиняется каждый, находящийся там образ.

Определенный порядок, в котором располагаются конкретные образы, имеет собственное название. Случайно или же произвольно в храмовом зале не может быть размещена ни одна икона. Деисусный чин – одно из таких незыблемых правил расположения образов на части центрального иконостаса в храме, но не только. У этого понятия есть и иные значения.

Деисусный чин иконостаса – традиционный порядок расположения образов во втором его ряду. Именно второй ряд считается основным, как в большом, главном иконостасе православного храма, так и в малом.

Второй ряд в иконостасе православного храма включает в себя как обязательные образы, так и второстепенные. Их количество напрямую зависит от величины иконостаса и статуса церкви. Это означает, что в городском соборе образов деисусный чин будет содержать намного больше, чем в сельской не очень большой церкви.

Как уже и было упомянуто, центральное место в чине занимает образ Господа. Далее по сторонам от Иисуса размещаются два образа, их включает в себя каждый деисусный чин, вне зависимости от статуса или же размеров храма. Это иконы, изображающие Богородицу и Иоанна Предтечу.

Далее места на иконостасном ряду занимают архангелы – Михаил и Гавриил, апостолы – Павел и Петр. Вслед за ними располагают иконы с изображениями мучеников, святителей, преподобных.

Конечно же, деисусный чин возник не просто так и расположение иконописных образов несет в себе определенный смысл. Понять его совершенно не составляет труда даже далекому от религиозного мировоззрения человеку при внимательном взгляде на иконостас.

В центре ряда находится образ Господа, сурово взирающего перед собой. Продолжает деисусный чин Богоматерь, находящаяся по правую руку Христа. Взгляд Богородицы обращен уже не на верующих, а на Господа. Образ Иоанна Предтечи или же Крестителя, расположенный по левую руку Иисуса, также развернут к Господу. Расположение остальных образов, дополняющих ряд, аналогично.

Таким образом, суть этого ряда интуитивно понятна и воспринимается каждым человеком. Деисусный чин изображает суд Господа над людьми. Богородица и Иоанн выступают в роли заступников, молителей за человеческие души. Поэтому их образы в иконостасе развернуты в сторону Христа, обращены к нему, а не к взирающим на них прихожанам храма.

Именно в посреднической молитве о прощении и милосердии и заключается догматическое значение деисусного чина. О прощении рода человеческого Иисуса молят Богоматерь и прочие святые, они воплощают собой заступничество за души людей пред Господним престолом.

Деисусный чин – это не только ряд в храмовом иконостасе. Скорее, термин обозначает художественную композицию, выражающую конкретный смысл. Это может быть как сочетание многих икон, выстроенных в один ряд, так и длинная настенная фреска. Разумеется, в этом же стиле и с аналогичным смыслом выполняются и простые иконы.

Иконопись в деисусном стиле возникла благодаря становлению литургии в византийских храмах. Этот период был связан с так называемым временем иконоборчества. В храмах Византии в тот период во время богослужений на архитрав алтарной преграды помещалась небольшая икона с деисусным сюжетом. Изображены на ней были, как правило, лишь сам Господь, Иоанн Предтеча и Богоматерь. Обуславливалось это тем, что подобное содержание иконы максимально точно передавало суть христианства – прощение, заступничество, любовь и милосердие.

После окончания эпохи иконоборчества деисусный жанр остался одним из самых востребованных. Небольшие алтарные образы развились до триптихов в домах и, конечно же, целого ряда на православных церковных иконостасах.

Помимо отдельных небольших образов, к деисусным относят и составные ряды в домашнем Красном углу. Красный угол – место в доме, где размещаются образы святых, лампады, свечи. То есть это место в доме, предназначенное для молитвы. В домашнем деисусном ряду допускаются различные отступления от канонов, соблюдаемых в храмовых иконостасах. К примеру, образ Крестителя на Руси достаточно часто заменяют иконой с ликом Николая Чудотворца.

Храмовые деисусные ряды могут являться огрудными, ростовыми или же оглавными. Вне зависимости от того, как оформлен ряд, порядок расположения образов в нем соблюдается неукоснительно. Центральное место занимает Господь, рядом с ним расположены фигуры Крестителя и Богородицы. Далее следуют два архангела. Вслед за их образами наступает черед апостолов, а далее располагаются мученики, святые, преподобные.

Тем же термином обозначаются и другие изображения. Их можно встретить в настенных росписях, в разных частях храма снаружи и внутри: в алтаре, в нише главной апсиды, на предалтарной арке, на внутренней стене церкви, над входом в храм.

Например, в росписи алтаря Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в деисусе представлены Спас на престоле и предстоящие Богородица с Иоанном Крестителем. А на фреске Мартириевской паперти в Новгородской Софии композицию деисуса составляли семь поясных изображений. Помимо Христа, Девы Марии и Предтечи в нее входили еще два архангела — Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел.

Деисус

История и значение икон типа «Деисус»

Деисус является очень древним и очень распространенным мотивом в православной иконописи. Его история неразрывно связана с развитием православного иконостаса. Зародился этот иконографический тип еще в древней Византии, где его использовали для украшения алтаря.

Первоначально Деисус представлял собой исключительно трехчастное изображение, на котором были изображены Иисус Христос со склонившимися к нему в молитве Пресвятой Богородицей и Иоанном Предтечей.

Изначально Деисус был призван изобразить молитвенное прошение к Иисусу Христу за весь человеческий род об отпущении грехов. В этом смысле его иконография сильно пересекается с иконографией «Страшного суда».

Появившись на Руси в 12-ом веке, изображение Деисуса претерпело существенные изменения – к классическим трем фигурам стали добавляться новые, образовав деисусный чин. Именно так стали называть третий ряд иконостаса в православных храмах. Деисусный чин стал включать в себя 5, 7, 9, 13, а иногда и более фигур. Среди них появились иконы архангелов, мучеников, апостолов, пророков и т.д.

Например, Андрей Рублев и Даниил Черный при росписи Владимирского Успенского собора в 1408 году создали деисусный чин, на котором были изображены 13 фигур. Каждая из этих икон получилась высотой более 2-х метров.

С развитием традиций оформления иконостаса, росло и число икон, составляющих деисусный чин. А в 15-17 веках стал очень распространен, так называемый, «апостольский Деисус», на котором изображались все 12 апостолов. Примером его является Деисус в Успенском соборе Московского Кремля, созданный в 15 веке.

Малый Деисус не всегда включает в себя изображения Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, хотя эта композиция является наиболее распространенной. Ее принято называть триптихом. Триптих может быть оглавным (на нем изображены только лица), оплечным (образ включает лица и плечи) или ростовым (фигуры изображены в полный рост).

Образ Иисус Христа в Деисусе соответствует образам «Пантократор «, «Великий Архиерей » или «Спас в силах «. При ростовом изображении Спаситель, как правило, восседает на троне. Пресвятая Богородица изображается в иконографическом образе «Заступница», на котором она представлена без Богомладенца на руках. И Богоматерь, и Иоанн Предтеча изображаются стоящими повернутыми к Иисусу Христу с руками, сложенными в молитве.

На Руси большое распространение также получил малый Деисус, созданный по типу «Предста Царица одесную Тебе». Он считается самостоятельной композицией, на которой Христос изображен по типу «Царя Царей «, восседающим на троне и держащим в руках Евангелие, а Пресвятая Богородица стоит справа от Него, облаченная в царские одежды. Иоанн Предтеча изображен слева от Спасителя держащим в руках свиток.

Иногда в малом Деисусе вместо фигур Богородицы и Иоанна Предтечи изображаются архангелы Михаил и Гавриил, стоящие по обе стороны от Спаса Эммануила . Такой Деисус называется «Ангельским».

В России же очень распространен малый Деисус, где вместо Иоанна Предтечи изображается очень любимый русскими христианами святой Николай Угодник .

С развитием в России высокого иконостаса более распространенным стал многофигурный Деисус. Например, на пятифигурном иконостасе к малому Деисусу, как правило, добавлялись фигуры архангелов Михаила и Гавриила. На семифигурном – за архангелами изображались апостолы Петр и Павел . На девятифигурном – за Петром и Павлом следовали святители Василий и Иоанн Златоуст или великомученики Георгий и Димитрий . Существует также тринадцатифигурный, так называемый, «Апостольский Деисус», на котором Иисус изображен в окружении своих 12 учеников.

Деисус. Иконостас придела Гурия и Самона, церковь Илии Пророка, Ярославль. Начало XVIII века

Де́исус (греч. δέησις — прошение, моление), или Деисис — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трёхфигурный деисус). Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих (многофигурный деисус). Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. На формирование данной иконографии оказала влияние литургия. В послеиконоборческую эпоху икона Деисус помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратилась в деисусный чин высокого иконостаса.

Одним из ранних сохранившихся примеров деисуса является фреска в римской церкви Санта-Мария-Антиква в Риме (VII век) — на ней Иисус Христос изображён в полный рост, а Иоанн Креститель имеет не молитвенный, а указующий жест.

Ангельский деисус — «Спас Эммануил с ангелами». Владимир (?). Около 1190 года

Самостоятельная иконографическая композиция, построенная по типу деисуса, называется «Предста Царица одесную Тебе» или более коротко «Предста Царица». В ней Христос восседает на троне в образе Царя царей, справа (одесную) от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с другой стороны — Иоанн Предтеча. В XII—XIV веках на Балканах образ Христа — Царя царей в композиции «Предста Царица» совмещается с другим иконографическим типом — «Архиерей Великий».

«Ангельский деисус» — название иконографической композиции, включающей Христа Эммануила и двух архангелов — Михаила и Гавриила. Существует спорное мнение, что данная композиция представляет собой символическое изображение Троицы.

В домашнем иконостасе — наборе семейных молельных икон, занимающих красный угол помещения — повторяются принципы храмового иконостаса, однако, образ Иоанна Предтечи часто заменяется иконой Николая Мирликийского (Николая Чудотворца), наиболее почитаемого в России святого.

Галерея

  • Деисус. Триптих Арбавиля, Византия. X век.

  • Деисус. София Константинопольская. Вторая половина XIII века.

  • Церковь Христа Спасителя монастыря Хора. Константинополь

  • Деисус. XV век. Псков.

Литература

  • Квливидзе Н. В. Деисус // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XIV. — С. 316-319. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.
  • Марков Н. Ф. Деисус // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1903. — Т. 4. — Стб. 976
  • Мельник А. Г. Поясной деисусный чин из церкви села Ивашкова близ Ростова. — История и культура Ростовской земли. 1998. — Ростов, 1999. — С. 71—75.
  • Мельник А. Г. Деисусный чин из церкви села Поникарова близ Ростова в кругу произведений московской живописи конца XV – начала XVI вв.. — История и культура Ростовской земли. 2008. — Ростов, 2009. — С. 327—344.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Деисус
  • Деисус (Российский общеобразовательный портал)

Деисусный чин

Из повести Владимира Солоухина «Черные доски»

Теперь – деисусный чин. Можно услышать из уст коллекционера: «есть чиновая икона», «купил икону из чина», «видел архангела из деисусного чина», «он достал себе деисусный чин». Что же это такое?
Прежде всего, это целый ряд икон, из которых каждая может быть самостоятельной, но все же они объединены в одно целое, в ряд икон, который и называется в иконографии чином. Вероятно, если вдуматься в происхождение слова «чин», мы придем в конце концов к тому, что оно и означает именно ряд, порядок. Каков же этот ряд в деисусном чине?
В середине – «Спас в силах», или «Спас на престоле». По правую руку его, а для нас это будет слева, Богородица. По левую руку – Иоанн Креститель. Дальше располагаются два архангела: Михаил и Гавриил. Все, кто располагаются по обе стороны Христа, обращены к нему лицом и даже корпусом, вообще обращены к нему. Поэтому чиновой архангел Михаил всегда смотрит, как бы идет слева направо. Архангел же Гавриил справа налево. За архангелами следуют апостолы Петр и Павел: Петр на богородничной стороне, Павел на стороне Иоанна Крестителя.
Церковный смысл деисусного чина состоит в том, что Иисус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за их многочисленные грехи, а близкие умоляют его быть снисходительным и милосердным. Само греческое слово «деисус» означает в переводе на русский язык «моление» или «прошение».
Самый простой, так сказать, исходный деисусный чин состоит из трех икон, образуя триптих: Богородица, Спас, Иоанн. Расширяться же в обе стороны ему ничто не мешает: архангелы, апостолы, святители, митрополиты, пророки, великомученики – все могут быть изображены справа и слева от Спаса.
Деисусный чин может быть ростовой, огрудный, оглавный. Он может быть исполнен на многих досках и на одной доске, но порядок расположения святых остается единым: Спас в середине, Божья Матерь, Иоанн, два архангела, два апостола…
В Третьяковской галерее выставлены некоторые иконы из деисусного чина, написанного Андреем Рублевым и Даниилом Черным для Успенского собора во Владимире. Эти иконы огромны. Можно представить, как «звучал» этот чин, собранный в одно целое и вставленный в грандиозный иконостас грандиозного Успенского собора.
Как же включается деисусный чин в церковный иконостас и есть ли вообще у иконостаса какая-нибудь композиция? Есть, и довольно строгая. В центре, как известно, располагаются Царские врата, которые в старину бывали писаными. Это были те же самые иконы, но несколько измененной формы. Царские врата – это отдельное произведение искусства, в котором кроме живописи присутствуют резьба по дереву и скульптура. Вот как описаны В. И. Антоновой Царские врата начала XVI века вологодской школы, находящиеся в собрании покойного Павла Дмитриевича Корина:
«Удлиненные клейма обеих створок завершены шестилопастной коруной со спиральными завитками. Вверху помещено Благовещение, где ангел устремился к обернувшейся к нему прядущей Марии. Обе фигуры с их выразительными движениями, одетые в неяркие зеленые и коричневые одежды, выступают на фоне розовых, алых, серебристо-зеленых и золотисто-желтых зданий, изысканной по формам и рисунку причудливой архитектуры. Справа от Марии изображены две темно-зеленые капители в виде львиных масок. Возносящиеся за Гавриилом легкие башнеобразные строения будто запрокинуты назад, а более массивные сооружения за Марией, увенчанные круглой и шатровой вышками, как бы теснят ее; они ориентированы вперед и вправо. У сидящих на низких скамейках евангелистов длинные торсы. Движения их величественны и неторопливы. Грузный Иоанн, оборотясь назад, диктует сидящему перед ним Прохору, кудрявый Лука открывает книгу, длиннобородый Матфей развертывает свиток, согнувшийся Марк пишет. Лука отмечен лежащим на столе золотым клювом. Архитектура более спокойных очертаний, чем вверху, своими, обращенными к середине, черными проемами сосредоточивает внимание на неспешных жестах евангелистов.
Дробные белые лещадки светлой, желтовато-оливковой горы придают значительность всей сцене на Патмосе: за Иоанном двурогая гора будто залита светом, к которому обернулся охваченный вдохновением евангелист. Краски чистые и плотные, сочетающие алые, розовые, желтые, бирюзово-голубые, травянисто-зеленые, зеленовато-синие цвета и кораллово-красные оттенки».
Итак, в середине иконостаса, вернее сказать, в середине его нижнего ряда располагаются Царские врата, Остальной нижний ряд занимают большие, разные по сюжетам иконы, среди которых обязательно должна помещаться так называемая храмовая икона. Известно, что каждая из церквей освящена в честь какого-нибудь святого или праздника: собор Парижской Богоматери, собор, Павла в Лондоне, церковь Покрова на Красной площади, Успенский собор в Кремле, церковь Николы в Хамовниках, Исаакиевский собор. Казанский собор, Илья в Обыденском переулке… Значит, в нижнем ряду иконостаса преимущественно рядом с Царскими вратами находится большая храмовая икона, то есть икона, изображающая того святого или тот праздник, которому посвящена церковь.
Над нижним рядом икон располагается небольшой невысокий рядок праздничного чина. Эти иконы всегда нарядны и мажорны. Мы теперь знаем, что в этом ряду могут быть сюжеты: «Успенье», «Рождество», «Сретенье», «Сошествие во ад»…
Над узким поясом праздничного чина возвышается деисусный чин, так, чтобы Спас находился точно над Царскими вратами, а предстоящие справа и слева занимали весь ярус иконостаса. Конечно, практически в церквах встречаются отступления от столь строгого построения иконостаса, но его точная форма именно такова…

Богоматерь Из Деисусного Чина

Де’исус , образ, в к-ром разные святые предстательствуют перед Христом за род человеческий. Это наименование в Византии давалось вотивным иконам, имеющим особое личное значение для вкладчика, просящего о заступничестве. Как об определенном типе иконы о Д. упоминает Михаил Атталиат († ок. 1085) в Диатаксисе: «Темплон имеет также в центре Деисус и житие святого и преподобного Предтечи» (цит. по: Walter. 1982. Р. 183). Д. обычно имеет фризовую композицию, центральное ядро которой — стоящие в молитвенных позах по сторонам от Христа Богоматерь (по правую руку) и св. Иоанн Предтеча (по левую руку). На сложение данной иконографии большое влияние оказала литургия, определив прежде всего ее идейное содержание. Как лит. основу композиции можно рассматривать неск. литургических текстов: благодарственную молитву Евхаристии или молитвословия литии. Моление литии, в котором Церковь прибегает к заступничеству Богородицы, св. Иоанна Предтечи, бесплотных сил, апостолов, вселенских учителей и святителей, мучеников и преподобных, наиболее точно, а зачастую буквально соответствует составу святых в деисусных композициях. Содержание образа в зависимости от контекста имеет более выраженный евхаристический или чаще всего преобладающий эсхатологический характер. И в молитвах Евхаристии, и в молитвах литии звучит тема Страшного Суда, о «добром ответе» на к-ром молится вся Церковь во главе с Богородицей и св. Иоанном Предтечей.
Иконография Д. разнообразна. Композиции отличаются по составу святых, количеству фигур, иконографии центрального образа Христа, а также Богоматери и св. Иоанна Предтечи, жестам персонажей, их атрибутам, текстам в кодексах и на свитках, нюансам поворотов фигур, размерам и типам изображений (ростовой, поясной, оглавный). Один из самых ранних примеров Д.- фреска ц. Санта-Мария Антиква в Риме (VII в.): Христос изображен в рост, св. Иоанн Предтеча представлен не с молитвенным, а с указующим жестом.

ДЕИСУС ОБРАЗ

ДЕИСУС ОБРАЗ — образ, в котором разные святые предстательствуют перед Христом за род человеческий.

Это наименование в Византии давалось вотивным иконам, имеющим особое личное значение для вкладчика, просящего о заступничестве. Как об определенном типе иконы о Деисусе упоминает Михаил Атталиат († около 1085 года) в Диатаксисе: «Темплон имеет также в центре Деисус и житие святого и преподобного Предтечи» (цитата по: Walter. 1982. Р. 183). Деисус обычно имеет фризовую композицию, центральное ядро которой — стоящие в молитвенных позах по сторонам от Христа Богоматерь (по правую руку) и святой Иоанн Предтеча (по левую руку). На сложение данной иконографии большое влияние оказала литургия, определив прежде всего ее идейное содержание. Как литературную основу композиции можно рассматривать несколько литургических текстов: благодарственную молитву Евхаристии или молитвословия литии. Моление литии, в котором Церковь прибегает к заступничеству Богородицы, святого Иоанна Предтечи, бесплотных сил, апостолов, вселенских учителей и святителей, мучеников и преподобных, наиболее точно, а зачастую буквально соответствует составу святых в деисусных композициях. Содержание образа в зависимости от контекста имеет более выраженный евхаристический или чаще всего преобладающий эсхатологический характер. И в молитвах Евхаристии, и в молитвах литии звучит тема Страшного Суда, о «добром ответе» на котором молится вся Церковь во главе с Богородицей и святым Иоанном Предтечей.
Иконография Деисуса разнообразна. Композиции отличаются по составу святых, количеству фигур, иконографии центрального образа Христа, а также Богоматери и святого Иоанна Предтечи, жестам персонажей, их атрибутам, текстам в кодексах и на свитках, нюансам поворотов фигур, размерам и типам изображений (ростовой, поясной, оглавный). Один из самых ранних примеров Деисуса — фреска церкви Санта-Мария Антиква в Риме (VII век): Христос изображен в рост, святой Иоанн Предтеча представлен не с молитвенным, а с указующим жестом.

Трехфигурный Деисус.
(триморф, греческий τρίμορφος, τριμόρφιον, τριπρόσωπος παράστασις).

В послеиконоборческий период становится типичной сокращенная иконографическая схема, включающая всего 3 фигуры — Христа, Богоматери и святого Иоанна Предтечи. В центре изображается Христос, стоящий (икона «Деисус со святыми на полях», XI век, монастырь великомученицы Екатерины на Синае) или восседающий на престоле, с закрытым Евангелием, которое Он придерживает левой рукой, правой — благословляет (эпистилии темплонов с 12 праздниками, XII век, там же). Слева (по правую руку Христа) — Богоматерь с молитвенно сложенными руками, справа — с тем же молитвенным жестом святой Иоанн Предтеча. Такие изображения известны в монументальной живописи (мозаика кафоликона монастыря Ватопед, конец X — начало XI веков), в прикладном искусстве (Арбавильский триптих, слоновая кость, X век, Лувр, Париж,; ставротека из Сайднайского монастыря, перегородчатая эмаль, XI век, ГЭ).

Наряду с изображениями в рост встречаются поясные Деисусы -триморфы (в юго-западном вестибюле собора Святой Софии в Константинополе, 60-е годы XIII века). Идейное содержание деисусной композиции, ее соответствие евхаристическим молитвам обусловило включение Деисуса -триморфа в роспись центрального алтаря: в люнетах над окнами центральной апсиды кафоликона монастыря Осиос Лукас (20-е годы XI века) помещен поясной Деисус; в росписи алтаря собора Святой Софии в Киеве (1037) над центральной апсидой находятся медальоны с поясными образами Христа, Богоматери и святого Иоанна Предтечи. Деисус-триморф включался в состав византийских эпистилиев темплонов в качестве средника праздничного ряда. В Грузии и Каппадокии Деисус-триморф часто является главной композицией алтаря и помещается в конхе центральной апсиды (Дирекли-килисе, Каппадокия, X век,- рядом с Христом в апсиде изображены поклоняющиеся ангелы); так же украшена центральная апсида Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (40-е гг. XII в.). В Византии Деисус-триморф как главная композиция в конхе апсиды встречается в росписи погребальных капелл: в крипте монастыря Осиос Лукас; в мавзолее сербских иерархов в церкви святых Апостолов (Спаса) в Пече (1260); в парекклисионе церкви Богородицы Паммакаристос в Константинополе (1311-1320 годы). Иконы Деисуса-триморфа создавались на Балканах в поздне- и поствизантийские периоды. Спаситель, как правило, изображается с раскрытым Евангелием, фигуры Богоматери и святого Иоанна Предтечи помещаются на 2-м плане, за престолом (икона «Деисус со святыми на полях», конец XIV — начпло XV веков, ГТГ; икона из Бачковского монастыря, 1495, Национальная художественная галерея, София), иногда в сильно уменьшенном размере (икона изографа Николы, 1703, Национальная художественная галерея, София). На Руси иконы Деисуса-триморфа встречаются реже (например, икона Деисуса (оглавный), начало XIII века, ГТГ; псковская икона «Деисус с Параскевой и Анастасией», XV век, НГОМЗ).
C XI века Деисус.-триморф становится центром композиции «Страшный Суд», где Богоматерь и святой Иоанн Предтеча представлены как ходатаи за человеческий род перед Христом-Судией (миниатюра из Евангелия XI века — Рaris. gr. 74; икона XII века из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, роспись церкви Панагии Халкеон в Фессалонике, 1028; мозаики церкви Санта-Мария Ассунта в Торчелло, около 1130 года).

Многофигурный Деисус.
Предстоящие Христу святые изображены в иерархическом порядке. Один из ранних примеров — 5-фигурный Деисус Лимбургской ставротеки (X век). Помимо Богоматери и святого Иоанна Предтечи, которые здесь представлены на противоположных, а не на своих традиционных местах (Богоматерь по левую, а Иоанн по правую руку Христа), здесь помещены архангелы в лоратных облачениях. За Богородицей — архангел Михаил, за святым Иоанном Предтечей — архангел Гавриил. Все святые изображены в рост по сторонам от тронного образа Христа. Объемно-пространственным вариантом 5-фигурного Деисуса (поясного) является мозаика свода нартекса и люнета над центральным входом в кафоликон монастыря Осиос Лукас: над порталом помещен центральный образ Христа Пантократора с раскрытым Евангелием, в медальонах на сводах — Богоматерь с воздетыми руками, святой Иоанн Предтеча и 2 архангела.

В 5-фигурном Деисусе на шитой пелене 2-й половины XIV века (НГОМЗ) по сторонам Спасителя на престоле предстоящие изображены в меньшем масштабе, чем центральная фигура. Архангелы в лорах держат лабарумы и зерцала. Деисусная композиция с Нерукотворным образом Спасителя в центре, Богоматерью, святым Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом и 4 русскими святителями представлена на шитом воздухе княгини Марии Тверской (1389, ГИМ). На псковской иконе конца XV века. (центральная часть триптиха с Деисусом и избранными святыми) архангелы находятся на 2-м плане, за престолом Спасителя, их лики склонены к Богоматери и святому Иоанну Предтече.

В 7-фигурном Деисусе (другое название — «седмица») за архангелами помещаются изображения первоверховных апостолов Петра и Павла (фреска в Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, около 1144 года, апостол Петр представлен с благословляющим жестом). Одним из ранних примеров, свидетельствующих о существовании деисусного чина иконостаса, а не только включения деисусной композиции в состав эпистилия, являются 5 икон XIII века поясного Деисуса из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Такие чины получили широкое распространение в Византии и на Руси в XIV-XV веках («Высоцкий чин», 80-90-е годы XIV века, ГТГ, ГРМ; деисусный чин из собрания Н.П. Лихачёва, конец XIV века, ГТГ; «Звенигородский чин», начало XV века, ГТГ). В это же время существовали иконостасы с ростовыми деисусными чинами. Об этом свидетельствуют как сохранившиеся комплексы, так и отдельные иконы (иконы архангелов в рост, XIV век, частное собрание; 5 икон центральной части деисусного чина иконостаса Софийского собора в Новгороде, XV век). Деисус на новгородской иконе «Молящиеся новгородцы» (НГОМЗ, XV в.) включает 7 фигур в рост. Иногда 7-фигурный Деисус имеет перспективный вид, ангелы помещаются на 2-м плане, за престолом Спасителя (икона, XVI век, музей П.Д. Корина, ГТГ; икона, XVI век, ЦМиАР).

Развитие русского высокого иконостаса отразилось на составе деисусного ряда. В конце XIV-XV веках появились Деисусы, состоящие из 9 и более ростовых икон. За апостолами представлены святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, далее — великомученики Георгий и Димитрий, завершают ряд иконы преподобных столпников (иконостас Благовещенского собора; «Васильевский чин», 20-е годы XV века, ГТГ). В зависимости от размеров иконостаса число апостолов и святителей может увеличиваться. В Деисусах встречаются иконы евангелистов, святителей Григория Богослова и Николая (иконостас Рождественского собора Ферапонтова монастыря). Одновременно с увеличением числа святых, предстоящих Христу-Судии, в московском искусстве появился новый иконографический тип центрального образа в ростовом Деисусе — «Спас в силах».

Композиции Деисуса отличаются не только количеством и составом персонажей, но и различными иконографическими деталями. Богоматерь может изображаться со скорбным жестом, как в сцене «Распятие»,- поднятой к груди левой рукой («Высоцкий чин»), с поднятой вверх левой рукой (Деисус из села Ободова Спировского района Тверской области, XV век, ЦМиАР), а также с развернутым свитком с текстом молитвы «Владыко многомилостиве» в руке (по типу иконографии Богоматери Параклесис (Агиосоритиссы), например, Деисус в верхней части иконы «Святые братья Алфановы», 1701, НГОМЗ); cвятой Иоанн Предтеча — с развернутым свитком в руке («Васильевский чин»); апостол Петр — с развернутым свитком в виде раструба («Высоцкий чин»).

Апостольский Деисус.

Древнейший тип композиции, по содержанию отвечающей теме моления Церкви перед Христом. Прообразом такого Деисуса является популярное в ранневизантийский период изображение Христа с 12 учениками (росписи катакомб, III-IV века; мозаика апсиды церкви Сан-Лоренцо в Милане, IV век; апостолы в медальонах в мозаиках кафоликона монастыря великомученицы Екатерины на Синае, 560-565 годы). Один из ранних примеров апостольского Деисуса — икона с Деисусом и 12 праздниками (конец XI — начало XII веков, монастырь великомученицы Екатерины на Синае), напоминающая изображение иконостаса в миниатюре. В среднике — 5-фигурная композиция с архангелами, по сторонам — попарно 12 апостолов в рост. Сокращенный вариант такого апостольского Деисуса, с Петром и Павлом и 2 евангелистами, представлен в среднике эпистилия темплона из монастыря Ватопед на Афоне (XII век). Эпистилий темплона из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (XIII век) представляет собой поясной апостольский Деисус без архангелов, включающий помимо изображений Богоматери и святого Иоанна Предтечи образы апостолов Петра и Павла, 4 евангелистов и великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Деисус с евангелистами находился в иконостасе кафоликона монастыря Хиландар (XIV век). В русском искусстве самым ранним примером апостольского Деисуса являются псковские иконы ростового чина из церкви Успения Пресвятой Богородицы на Пароменье в Пскове (XV век, ПИАМ). Этот тип композиции не получил распространения на Руси в XV-XVI веков и чаще встречается в искусстве конца XVII века (например, иконостас церкви Покрова в Филях).

«Царский» Деисус, или «Предста Царица одесную Тебе».

Особый вариант 3-фигурного Деисуса, который называется также «Царь царей» и «Христос Великий Архиерей». В центре изображается Спаситель на престоле в царской далматике и лоре, поверх которого часто лежит омофор, в короне-камилавке с перпендулиями (подвесками), с Евангелием и с жезлом в левой руке, в некоторых композициях — с посохом. Слева от Христа в молитвенном предстоянии — Богоматерь в царских одеждах и короне, иногда со свитком, на котором написана обращенная ко Христу молитва (церковь святителя Николая монаыстря Слепче, Македония, около 1620 годв), справа — cвятой Иоанн Предтеча в своих обычных одеждах, с развернутым свитком в руке. Подобные композиции получили распространение в византийском искусстве во 2-й половины XIV века. Самый ранний пример представлен в росписи церквей Успения монастыря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343 годами); монастыря Богоматери Заумской в Зауме, Македония (1361); великомученика Димитрия Маркова монастыря, Македония (около 1376 года); святого Афанасия в Кастории (конец XIV века), а также в русских росписях, на иконах балканских мастеров и их более поздних повторениях (церковь Спаса на Ковалёве, около 1380 года; икона из Успенского собора Московского Кремля, конец XIV века, ГММК; икона XV века, ГТГ; икона, 1562, ГРМ). Литературной основой образа является текст 44-го псалма, начинающийся словами «Предста Царица одесную Тебе», которые истолковываются как пророчество о Богоматери-Церкви. Рядом с Христом надписи: «Царь Царем», «Судия праведный», «Грозный Судия». В XVII веке композиция встречается в качестве средника деисусного чина иконостаса (церковь Покрова в Филях).
В русской иконописи Деисус встречается не только как самостоятельная композиция, но и в качестве дополнения на иконах другого сюжета, обычно располагаясь на верхнем поле над средником. Такой тип икон представляет собой развитие широко распространенных в византийском искусстве X-XIII веков образов с избранными святыми на полях (например, икона «Святитель Николай», X век, монастырь великомученицы Екатерины на Синае). Деисусные композиции отличаются большим разнообразием как иконографических вариантов средника, так и составом предстоящих. Особую популярность получили иконы с Деисусом в искусстве Новгорода и Пскова. Один из ранних примеров — псковская икона «Илия Пророк с житием» (XIII век, ГТГ), где на верхнем поле представлен 7-фигурный поясной Деисус. На иконе святителя Николая («Никола Липный») мастера Алексы Петрова (1294, НГОМЗ) представлен поясной апостольский Деисус с архангелами, в центре которого — этимасия; на псковской иконе «Рождество Богоматери» (XV век., музей П.Д. Корина, ГТГ) — поясной чин с архангелами, Богоматерью и святителем Николаем по сторонам от Спасителя; на иконе северных писем «Святитель Николай» (начало XVI века, ГРМ) — 5-фигурный поясной Деисус с Нерукотворным образом Спасителя в центре; на иконе «Богоматерь с Младенцем и избранными святыми» (1565, ГРМ) — 7-фигурная фронтальная композиция с поясными изображениями Спасителя, архангелами Михаилом и Гавриилом, апостолами Петром и Павлом, святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. По аналогии с деисусной композицией в искусстве Русского Севера XVI-XVII веков получило распространение изображение избранных святых в позах молитвенного предстояния со святителем Николаем в среднике (например, икона «Святая Анастасия Римляныня с избранными святыми», XVII век, ПИАМ).

Иллюстрации:

Архив ПЭ.

Деисус (Деисис)

ДЕИСУС
Деисус — (от греческого деисес — моление святых за человеческий род) каноническая композиция иконописи, включающая Христа (в центре) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Крестителя (обязательные персонажи).
Церковный смысл деисусного чина состоит в том, что Исус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за их многочисленные грехи, а близкие умоляют его быть снисходительным и милосердным. Греческое слово ДЕИСУС означает в переводе с греческого Моление или Прошение.
На русской земле деисус превратился в деисусный чин, то-есть один из рядов высокого иконостаса. Почти всегда чин расширяется, включая больше или меньше икон, изображающих архангелов, апостолов, пророков и других достойных быть на этом месте. Порядок остается неизменным: Христос в середине, Божья Матерь, Иоанн, два архангела, два апостола..
Самостоятельная иконографическая композиция, построенная по типу деисуса, называется <Предста Царица одесную Тебе> или более коротко <Предста Царица>. В ней Христос восседает на троне в образе Царя царей, справа (одесную) от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с другой стороны — Иоанн Предтеча. С ХII — XIV вв. на Балканах образ Христа — Царя царей в композиции Предста Царица совмещается с другим иконографическим типом — Архиерей Великий.
В домашнем иконостасе — наборе семейных молельных икон, занимающих красный угол помещения — повторяются принципы храмового иконостаса, однако, образ Иоанна Предтечи часто заменяется иконой Николая Мирликийского (Николы Чудотворца), наиболее почитаемого в России святого.

Иконографический состав высокого иконостаса

В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к находящимся перед иконостасом) — Северные врата, справа — Южные.

Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Также через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).

Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей. Наиболее распространенный состав русского иконостаса следующий:

Нижний ряд (или по-другому «чин») — местный

В нём располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырёх евангелистов. Иногда изображается только Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Встречаются ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого. Обрамление Царских врат (столбики и венчающая сень) могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии — Причащения апостолов Христом. Справа от Царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.

Местный ряд иконостаса придела собора Покрова на рву (Василия Блаженного) в Москве.Lotusalp, GNU 1.2

На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и Михаил, иногда святые архидиаконы Стефан и Лаврентий, могут изображаться ветхозаветные пророки или первосвященники (Моисей и Аарон, Мелхиседек, Даниил), бывает изображение благоразумного разбойника, редко другие святые или святители.

Благоразумный разбойник. Дьяконская дверь.неизвестен, Public Domain

Встречаются дьяконские двери с многофигурными сценами на сюжеты книги Бытия, рая и сцены со сложным догматическим содержанием. Остальные иконы в местном ряду могут быть любые. Это определяется желанием самих создателей иконостаса. Как правило, это местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным.

Второй ряд — деисус, или деисусный чин

(В иконостасах позднее середины XVII века, а также во многих современных иконостасах вместо деисусного чина над местным рядом помещается праздничный чин икон, ранее всегда располагавшийся третьим. Это вероятно вызвано мелким масштабом изображений на многофигурных праздниках, которые на большой высоте хуже видны. Однако это перемещение нарушает смысловую последовательность всего иконостаса.)

«Спас в силах» — центральная икона ростового деисусного чина. Тверь, около 1500 года.неизвестен, Public Domain

Деисусный чин — главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения — Христос Пантократор (Вседержитель). Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

Третий ряд — праздничный

В нём помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включаться иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением — «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения.

«Вознесение» из праздничного чина Успенского собора во Владимире. 1408 год.Андрей Рублев и Даниил, Public Domain

Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения. Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

Четвертый ряд — пророческий

В нём помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила — камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма).

«Царь Давид», икона из пророческого ряда, церковь Преображения, Монастырь Кижинеизвестен, Public Domain

В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Однако есть ранние примеры пророческих рядов без иконы Богоматери. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.

Пятый ряд — праотеческий

В нём располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей — Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда — «Отечество» или позднее так называемая «Троица Новозаветная». Существуют серьёзные возражения против возможности употребления этих иконографий в православной иконописи. В частности они были категорически запрещены Большим Московским собором 1666—1667 гг. Возражения основываются на невозможности изображения Бога Отца, попытка которого прямо делается в образе Ветхого Деньми (Днями) (в древности Ветхий Деньми был изображением только Христа, грядущего воплотиться).

Авраам (икона середины XVII века) anonimus, Public Domain

Ещё одним доводом в пользу отказа от этих двух икон является искаженное в них представление о Троице. Именно поэтому в некоторых современных иконостасах центральным образом праотеческого ряда сделана икона «Троица Ветхозаветная», то есть изображение явления трех Ангелов Аврааму. Самым предпочтительным иконографическим изводом «Троицы» признается икона Андрея Рублева. Однако изображение «Отечества» и «Троицы Новозаветной» получили сильное распространение и до сих пор употребляются в иконописи.

Завершение

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.

Дополнительные ряды

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:

  • Страсти апостольские — изображение мученической кончины 12 апостолов.
  • Страсти Христовы — подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.

Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырёх-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • Галерея иконостасов
  • Иконостас. История возникновения иконостаса
  • Храмовые иконостасы конца XVII – XIX века Ростова Великого
  • В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к зрителю, стоящему перед иконостасом) — Северные врата, справа — Южные.

    Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями.

    Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия.

    Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Так же через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).


    Иконостас храма прп.Симеона Столпника на Поварской, г. Москва.

    Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей.

    Наиболее распространенный состав русского иконостаса следующий:

    Состав иконостаса: нижний ряд (или по-другому «чин») — местный

    В нем располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырех евангелистов. Иногда изображается только Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Встречаются ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого. Обрамление Царских врат (столбики и венчающая сень) могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии — Причащения апостолов Христом.

    Справа от царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников.

    Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.


    Иконостас Никольской церкви села Крюково Московской области.

    На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и Михаил, иногда святые архидиаконы Стефан и Лаврентий, могут изображаться ветхозаветные пророки или первосвященники (Моисей и Аарон, Мелхиседек, Даниил), бывает изображение благоразумного разбойника, редко другие святые или святители. Встречаются дьяконские двери с многофигурными сценами на сюжеты книги Бытия, рая и сцены со сложным догматическим содержанием. Остальные иконы в местном ряду могут быть любые. Это определяется желанием самих создателей иконостаса. Как правило, это местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным.

    Состав иконостаса: второй ряд — деисус, или деисусный чин

    (В иконостасах позднее середины XVII века, а также во многих современных иконостасах вместо деисусного чина над местным рядом помещается праздничный чин икон, ранее всегда располагавшийся третьим. Это вероятно вызвано мелким масштабом изображений на многофигурных праздниках, которые на большой высоте хуже видны. Однако это перемещение нарушает смысловую последовательность всего иконостаса.)


    Иконостас церкви Преображения Господня, г.Люберцы, Московская область.

    Деисусный чин — главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения — Христос Пантократор (Вседержитель). Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла.

    При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

    Состав иконостаса: третий ряд — праздничный

    В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включатся иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением — «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы».

    Заканчивается ряд иконой Успения. Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения.

    Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

    Состав иконостаса: четвертый ряд — пророческий

    В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила — камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма).

    В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Однако есть ранние примеры пророческих рядов без иконы Богоматери. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.

    Состав иконостаса: пятый ряд — праотеческий

    В нем располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей — Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда — «Отечество» или позднее так называемая «Троица Новозаветная».

    Существуют серьезные возражения против возможности употребления этих иконографий в православной иконописи. В частности они были категорически запрещены Большим Московским собором 1666—1667 гг. Возражения основываются на невозможности изображения Бога Отца, попытка которого прямо делается в образе Ветхого Денми (в древности Ветхий Денми был изображением только Христа, грядущего воплотиться).

    Еще одним доводом в пользу отказа от этих двух икон является искаженное в них представление о Троице. Именно поэтому в некоторых современных иконостасах центральным образом праотеческого ряда сделана икона «Троица Ветхозаветная», то есть изображение явления трех Ангелов Аврааму. Самым предпочтительным иконографическим изводом «Троицы» признается икона Андрея Рублева. Однако изображение «Отечества» и «Троицы Новозаветной» получили сильное распространение и до сих пор употребляются в иконописи.

    Завершение

    Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (так же в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.

    Дополнительные ряды

    В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:

    Страсти апостольские — изображение мученической кончины 12 апостолов.

    Страсти Христовы — подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.

    Иконостас Свято-Троицкого храма в Останкино, Москва.

    Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырех-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

    Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.

    Символика иконостаса

    Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветного Иерусалимского храма, где завеса закрывала Святая святых. За завесой находился Ковчег завета со скрижалями 10 заповедей. Только раз в году, в день очищения первосвященник входил во Святое святых с жертвенной кровью козла и тельца (Лев:16), прося у Бога очистить грехи народа. Деление христианского храма на алтарь, наос и притвор повторяет устройство ветхозаветного храма. Однако теперь алтарь — место совершения Евхаристии — стал доступен для человека. Апостол Павел называет завесу храма плотью Христа: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр.10:19-20). Таким образом, благодаря искуплению человечества Христом, люди получили возможность входить в храм и Святое святых, то есть наос и алтарь.

    Но апостол Павел указывает на роль в этом самой завесы. Существуют моменты евангельской истории, когда завеса сравнивается с плотью Христа. По преданию в момент Благовещения Богоматерь, будучи воспитана при Иерусалимском храме, ткала для него новую завесу. Сопоставление зачатия Христа и исткания завесы можно найти в богослужении: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем»(богородичен 8 песни канона Андрея Критского). Это предание отразилось на некоторых иконах Благовещения, где в руках Мария держит клубок красных ниток. Особое понимание получил момент смерти Христа в Евангелии: » Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху-донизу» (Мф.27:50,51). Итак, завеса не просто отделяла, закрывала от взора алтарь, но сама изображала плоть Христа, что неразрывно было связано с тем, что здесь христиане принимали Причастие.

    С развитием иконопочитания и позже в связи с формулированием церковного учения о иконе на VII Вселенском соборе (787 год) символическая завеса не могла не смениться рядом изображений. Вместо ветхозаветного символа надо было показать новозаветную реальность. Преграда в форме ряда колонн так же сама по себе служила символом. Колонны часто делались числом 12 (как 12 апостолов), а центр преграды венчался крестом — образом Христа. Появление над преградой иконы Христа стало заменой символа его прямым значением. Отсюда происходит главный ряд иконостаса — деисус (от греческого «деисис» — моление). Композиция «Деисус» изображает Христа во славе (на престоле или в окружении сияний и ангельских сил) в окружении молящихся Ему Богоматери, Иоанна Крестителя и других святых. Здесь показывается момент второго пришествия Христа и Страшного суда, когда Церковь молит Христа-Судью за человечество. Изображение 12 апостолов («апостольский деисус») так же напоминает Страшный суд, когда апостолы сядут на престолы вместе с Христом судить 12 колен Израилевых (Мф.19:28). В конце XVII века встречаются деисусные чины именно с сидящими апостолами, как в иконе «Страшный суд».

    Праздничный чин иконостаса развивает тему Церкви, соединенной Христом, и показывает важнейшие моменты пришествия Спасителя в мир и совершенного Им искупления — двунадесятые праздники. Воскресение Христово как главный момент спасения человечества от смерти и выведение людей из ада в рай обычно предваряется более подробным изображением событий страстной седмицы, что связано с особым выделением этих дней в богослужении. Так же показываются важнейшие события по Воскресении Христа, свидетельствующие о истинности произошедшего. Праздничный чин является не просто иллюстрацией Евангелия, но выделяет события, имеющие вечный для человечества смысл. Он так же неотделим от хода богослужебного года, поэтому встречается не историческая последовательность событий, а их порядок в церковном календаре.

    Пророческий ряд обращается к теме ветхозаветных пророчеств и предзнаменований о Спасителе, Который должен придти в мир. Пророки со всем израильским народом ждали рождения в мир Мессии. Именно поэтому в центр ряда стали помещать образ Богоматери, от которой родится Христос. При этом распространенным вариантом стала икона «Знамение» с изображением Христа в медальоне на фоне чрева Богородицы, так как эта иконография лучше показывала воплощение в мир Бога.

    Пятый ряд, называемый праотеческим, расширил ветхозаветную тему. Если пророки жили после Закона, данного Моисею на Синае, то здесь изображаются древнейшие праведники от самого Адама, знавшие единого Бога и так же имевшие обетование о спасении. Центральная икона ряда, должна была в этом случае изображать Самого Бога, в Которого верили эти люди. Имеенно поэтому здесь поместили образ «Отечество», показывающий все три ипостаси: Отца, Сына и Святого духа, посредством имеющихся в христианстве символов. Образ Ветхого Денми (старца) взят из видения пророка Иезекииля и Апокалипсиса Иоанна Богослова. Если первоначально Ветхий Денми понимался как предвечный образ Бога Сына, то теперь им стали изображать Отца, о Котором можно узнать только через воплотившегося Сына. Сам Христос — вторая ипостась — показан отроком, сидящим на коленях Отца, то есть в иконографии Эммануила. Спасом Эммануилом называют изображение Христа юным, в знак Его вечности. Святой Дух показан в виде голубя так, как Он явился в момент Крещения Христа. Медальон (славу) с голубем держит в руках отрок Христос.

    Уже в XVII веке допустимость этой иконографии была поставлена под сомнение. В «Отечестве» прямо было сделано изображение Бога Отца, Который «неизреченен, неведом, невидим, непостижим» (литургия Иоанна Златоуста). Здесь оно совмещалось с образом Христа, Который будучи совечным Отцу, воплотился и получил человеческий облик. К этому было добавлено символическое изображение Святого Духа в виде голубя.

    Различное изображение трех ипостасей создавало их неравнозначность в образе.

    В некоторых современных иконостасах «Отечество» заменено иконой Троицы в иконографии Андрея Рублева или в более раннем варианте «Гостеприимство Авраама».

    Этот образ показывает явление Бога в виде трех ангелов, обещавшего Аврааму рождение сына. Авраам уже знал, что от его потомства родится Спаситель, поэтому и здесь нужно видеть пророчество о пришествии Христа в мир. Вариант, созданный Андреем Рублевым, показывает трех ангелов без служащих им Авраама и Сарры. Здесь акцентируется, что сами пришедшие изображали собой троичность Бога. Более того, в иконе Рублева передан момент предвечного божественного совета о том, как спасти человечество, которое отпадет от Бога. Здесь Бог Сын принимает на Себя роль Искупителя, что продчеркнуто головой жертвенного тельца в чаше на столе. Распятие в завершении иконостаса еще раз подчеркивает, что Христос есть Искупитель и Жертва, благодаря которой создана Церковь.

    Таким образом, 5-ярусный иконостас нужно рассматривать сверху вниз. Вначале на иконостасе показывается ожидание человечеством обещенного Богом Спасителя, затем явление Христа в мир и совершенное Им искупление. Деисусный «чин есть завершение исторического процесса: он образ Церкви в ее эсхатологическом аспекте». Здесь святые показаны соединенными со Христом как единое тело.

    Если сверху вниз содержание иконостаса показывает Божественное откровение и домостроительство спасения человечества, то программа изображений на царских вратах в местном ряду показывает путь к спасению каждому верующему. В Благовещении Мария согласилась стать Матерью Христа, и в Ней соединилось земное и небесное. Так же и сами врата соединяют храм с алтарем — образом небесного мира и рая. Через евангелистов весть о спасении прошла во все концы мира. Наконец в образе Евхаристии над царскими вратами показано принятие людьми Христа и соединение с Ним.

    Как в евхаристической молитве на литургии поминаются в вере почившие ветхозаветные праотцы, отцы, патриархи, пророки, новозаветные апостолы, мученики, исповедники, а потом и все живые и находящиеся в храме верующие, так и иконостас как бы не замкнут. Его продолжают собравшиеся в храме христиане.

    Заказать иконостас

    В начало

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *