День иоанна крестителя

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

Пророк Иоанн Креститель, икона

Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень (I в.), мученик. После Пресвятой Богородицы — самый чтимый святой

В честь его установлены следующие праздники: 23 сентября — зачатие, 24 июня — рождество, 29 августа — усекновение главы, 7 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 24 февраля — первое и второе обретение его главы, 25 мая — третье обретение его главы, 12 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Услышав об убийствах, Елисавета взяв отрока удалилась в пустынные горы. Видя приближающихся воинов она взмолилась Богу о спасении и тогда гора расступилась, приняла её вместе с сыном и скрыла от преследователей. Не найдя их, воины допытывались о Предтече у Захарии, которого в конце концов убили. Елисавета скончалась в горах через сорок дней после убиения своего праведного мужа, а святой Иоанн был питаем ангелом до своего совершеннолетия. Он вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Предтеча носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами. Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Иоанн Предтеча, икона, XIV в.

Проповедь

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, брат Симона Петра.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Темница

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены, дочери аравийского царя Арефы, и за незаконное сожительство с Иродиадой, которая Иродиада до этого была замужем за сводным братом Ирода, Филиппом.

Усекновение головы Иоанна Крестителя, икона

Казнь

В день своего рождения Ирод Антипа устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии.

За свое злодеяние Ирод Антипа получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Житие св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Икона

Молитвословия

Тропарь Зачатия Предтечи, глас 4

Пе́рвее неражда́ющая непло́ды, возвесели́ся,/ се́ бо зачала́ еси́ Со́лнца свети́льника я́ве,/ просвеща́ти иму́ща всю́ вселе́нную, слепото́ю неду́гующую./ Лику́й, Заха́рие, вопия́ со дерзнове́нием:/ проро́к Вы́шняго е́сть хотя́й роди́тися.

Кондак Зачатия Предтечи, глас 1

Весели́тся све́тло Заха́рия вели́кий/ со всесла́вною Елисаве́тию сопру́жницею,/ досто́йно зачина́юще Иоа́нна Предте́чу,/ его́же Арха́нгел благовести́, ра́дуяся,/ и челове́цы достодо́лжно почти́м,// я́ко таи́нника благода́ти.

Тропарь Рождества Предтечи, глас 4

Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя́ недоуме́ем мы́, любо́вию чту́щии тя́: / непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.

Кондак Рождества Предтечи, глас 3

Пре́жде непло́ды дне́сь Христо́ва Предте́чу ражда́ет,/ и то́й е́сть исполне́ние вся́каго проро́чества:/ Его́же бо проро́цы пропове́даша,/ на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в,// яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник, вку́пе и Пре́дтеча.

Тропарь Усекновения и общий Предтечи, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свидете́льство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся́ еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину постра́дав ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго гре́х ми́ра// и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.

Кондак Усекновения, глас 5

Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бы́сть не́кое Боже́ственное,/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие;/ да рыда́ет у́бо Ироди́а, беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й ве́к возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.

Тропарь Первого и второго обре́тения Главы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева глава́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Кондак Первого и второго обре́тения Главы, глас 6

Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́, я́ко ши́пок свяще́ннейший, от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде, в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

Тропарь Третьего обре́тения Главы, глас 4

Я́ко Боже́ственное сокро́вище, сокрове́нное в земли́,/ Христо́с откры́ главу́ твою́ на́м, проро́че и Предте́че./ Вси́ у́бо, соше́дшеся в сея́ обре́тение,/ пе́сньми богоглаго́ливыми Спа́са воспои́м,// спаса́юща на́с от тле́ния моли́твами твои́ми.

Кондак Третьего обре́тения Главы, глас 6

Светоявле́нный и Боже́ственный в ми́ре сто́лп,/ со́лнца свети́льник, Предте́ча,/ главу́ светоно́сную и Боже́ственную свою́ показа́вый в конце́х,/ освяща́ет то́й ве́рно покланя́ющихся и взыва́ющих:/ Христо́в прему́дрый Крести́телю,// спаси́ все́х на́с.

Тропарь Перенесения десницы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева рука́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сно возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Кондак Перенесения десницы, глас 6

У́мнаго Со́лнца свети́льник Боже́ственный Предте́ча,/ показа́вый в конце́х светоно́сную свою́ десни́цу,/ ны́не на се́вере озаря́ет е́ю блаже́нное Оте́чество на́ше,/ просвеща́я и освяща́я ве́рно покланя́ющихся, и Христу́ вопию́щих:// спаси́ на́с моли́твами проро́ка Твоего́, Царю́ Вы́шний.

Молитва

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Святыни

Десница Иоанна Крестителя

Десница Иоанна Крестителя

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Святыня, с 1799 по 1918 годы хранившаяся в России (Санкт-Петербурге и Гатчине) и являвшаяся собственностью Российской Императорской семьи, из-за революционных потрясений последние полвека пребывала в Сербии и Черногории, считаясь утраченной и была обретена лишь в 1993 году (Подробнее см. статью «Десница Иоанна Крестителя»).

Глава Иоанна Крестителя

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи (Дальнейшую историю святыни см. статью «Глава Иоанна Крестителя»).

Иоанн Креститель — ближний друг Христов

19 января Русская Православная Церковь отмечает праздник Крещения Господня, или как его еще иначе называют — Богоявления. В этот день люди придут в храмы, чтобы помолиться Богу и набрать святой воды. Во многих городах и селах пройдут крестные ходы к водоемам, чтобы священники могли освятить «вод естество». А еще многие по старой русской традиции будут трижды окунаться в самодельные иордани — и никакой мороз этому не будет помехой.
Помним ли мы самое первое Крещение — Крещение Господне?

Случилось оно в жаркой стране, в водах реки Иордан (отсюда, кстати, название крещенских купелей), неподалеку от Иерихона. Строго говоря, оно не было совсем первым, потому что Иоанн Креститель уже крестил людей. И вот однажды к нему пришел тридцатилетний Спаситель. Пророк Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был очень удивлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Христос ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял Крещение от Иоанна. Во время Крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21–22). Так все поняли, что перед ними — Бог. Светлая утренняя звезда, предвосхищающая наступление утра,— примерно так называют пророка Иоанна в одной церковной молитве.

20 января, на следующий день после Крещения, празднуется Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Что мы знаем о нем?

Святой Иоанн Креститель — ближайший предшественник Христа, его еще называют последним пророком, вестником пришествия Мессии. По матери он был родственником Спасителя и родился на шесть месяцев раньше.

Родители пророка были священник Захария и праведная Елизавета — они долгое время не могли иметь детей, хотя очень желали этого. Но однажды, как повествует апостол и евангелист Лука, Архангел Гавриил, явившись Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

Кто-то может спросить: как же выжил младенец Захарии и Елизаветы среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях? В одном из апокрифов сказано, что он вместе с матерью укрылся в пустыне. Евангелие от Луки, в котором более подробно, чем в других Евангелиях, повествуется о Крестителе, молчит об этой явной милости Божией.

С детства святой Иоанн был строгим и требовательным к себе человеком. А как иначе, если жизнь твоя по воле Господа и по твоему желанию проходит в дикой пустыне? Пророк готовил себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, питался весьма скудно. Дикий мед и акриды, род саранчи, поддерживали его плоть. В тридцать лет Господь призвал его к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию Христа. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнюю чистоту, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского Крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки — и простых людей, и сильных мира сего. За это и пострадал.

Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого, приказал посадить пророка Иоанна в темницу. Святой обличал Антипу за то, что тот бросил законную супругу и сожительствовал с Иродиадой, своей невесткой (она была замужем за родным братом Ирода, Филиппом). Иродиада тоже очень не любила Предтечу и всячески пыталась его погубить. И однажды ей это удалось.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломея, дочь Иродиады, своим танцем так угодила и Ироду, и его друзьям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего она ни попросит. Танцовщица, наученная матерью, попросила голову Иоанна Крестителя… Честная глава святого, отсеченная палачом, была преподнесена Иродиаде.

Сам Господь наш говорил о праведном Иоанне Крестителе: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». И недаром святой Предтеча прославляется Церковью как и Ангел, и «светлый Слова глас», к нему обращаются так: «крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов».

Кто-то советует молиться святому Иоанну при болезнях головы. Но, наверное, при головной боли лучше выпить лекарство и подумать вот о чем. Образ праведного Предтечи и Крестителя можно рассматривать как образ человеческой совести. Совести, которая не дает успокоенно жить во грехе, которая мучает и укоряет, приближает нас к покаянию. Как и сам святой Иоанн — ближний друг Христов.

Митрополит Антоний Сурожский об Иоанне Крестителе и его значении для всех нас:

— По свидетельству Господню никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух. Но не только дух захватывает — видишь в нем образ человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию и который может послужить каждому из нас примером и образом; потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим его является так часто предтечей Господним, тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их понять Христа, принять Христа. И когда нашей жизнью мы посрамляем наше свидетельство, когда, глядя на нас, люди перестают верить и в слова наши, и в слова Христовы, то мы берем на себя страшную ответственность. Мы не только сами живем в суд себе и в осуждение, но мы других не влечем за собой туда, куда мы призваны их привести: к радости, к той радости, которой Господь нам оставил залог и которой никто не может отнять, но которой никто, кроме Господа, не может дать. <…>

И вот, перед каждым из нас стоит этот образ Крестителя. Каждый из нас друг ко другу, к каждому другому, послан как Предтеча, чтобы сказать слово настолько чистое, настолько свободное от себя самого, от себялюбия, от тщеславия, от всего того, что делает каждое наше слово мелким, пустым, ничтожным, гнилым,— делаем ли мы это с готовностью сойти на нет, только бы из этого человека вырос живой человек, невеста вечной жизни? А когда всё это сделано, готов ли я сказать с радостью: «Да, пусть совершится последнее, пусть и не вспомнят обо мне, пусть жених и невеста встретятся, а я сойду в смерть, в забвение, вернусь в ничто». Готовы ли мы на это? Если нет — как слаба наша любовь даже к тем, кого мы любим! А что сказать о тех, которые нам так часто чужды, безразличны?

Вот будем часто, часто вглядываться в этот величественный, но человеческий образ Крестителя, и будем учиться, как живет настоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остатка, до последней капли нашей живой силы.

Из проповеди в храме Иоанна Предтечи, что на Пресне, 1968, Москва


7 июля — Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
1.
Иоанн Предтеча, в житии
Век:XIV-XV
Место создания: Россия, Москва
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконографическая справка: В среднике изображен в полный рост Иоанн Предтеча в иконографическом типе Ангел пустыни, с развернутым свитком с текстом «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное». (Евангелие от Матфея 4;17) Вокруг средника 16 клейм: 1. Явление Ангела Захарии; 2. Рождество; 3. Выбор имени; 4. Спасение Елизаветы с младенцем в горе; 5. Убиение Захарии; 6. Ангел уводит младенца в пустыню; 7. Моление Иоанна в пустыне; 8. Ангел ведет Ионна к Иордану; 9. Крещение Христа; 10. Крещение народа; 11. Обличение Ирода; 12. Усекновение главы; 14. Перенесение главы; 15. Погребение; 16. Обретение главы Иоанна Предтечи.

Стилистическая справка: Лик написан плавью золотистой охрой по оливково-зеленому санкирю. Уста и опись носа — красные Крылья синевато-голубые.

2.
Век:XV
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей

Стилистическая справка: Колорит иконы выдержан в охристо-коричневатой гамме, фон светлый, слегка желтоватый. Письмо отличается прозрачностью красочного слоя, нанесенного на левкас в акварельной манере; лишь световая моделировка, выполненная с добавлением белил, имеет более плотный, пастозный характер. Безупречно уравновешенна композиция произведения, вписанная в овал; гармонична скупая гамма сближенных тонов. Интересно графическое решение почти бесплотной, удлиненных пропорций фигуры Предтечи, склонившегося перед благословляющей десницей Божией над чашей с усекновенной главой. В пустыни икона почиталась как произведение преподобного Дионисия Глушицкого.
3.
Иоанн Предтеча (двусторонняя икона-таблетка)
Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Фрагмент. Иоанн Предтеча
Фрагмент. Свиток Иоанна Предтечи
4.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина )
Век:XV
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Иконографическая справка: Икона является частью полуфигурного деисусного чина, тип которого распространен в русском искусстве 14-15 вв. Особенностью данного чина является взгляд святого, направленнный на зрителя, что нехарактерно для изображений Иоанна Предтечи в русских деисусных чинах 15 в., но встречается в древнейших русских памятниках — «Деисус» первой трети 13 века.
Стилистическая справка: Стиль икон из села Ободово имеет сложный генезис. По типу ликов святых, внутренней экспресии образа Иоанна, последовательному построению объмов, сложному линейному ритму живопись исследуемых икон восходит к общей византийско-балканской традиции позднего 14 века. На создание образов чина из Ободово могла воздействовать и традиция русского домонгольского искусства,которая определила крупный размер глаз, их обращенность к зрителю. Собственно тверскими чертами стиля икон из Ободово являются графический прием передачи объема фигур, его обобщенность и, одновременно расчлененность множеством неглубоких складок, активность светового потока, несколько жесткий геометризм пробелов. Хрупкость формы на ободовских иконах, тонкое изящество рисунка в деталях, как и прозрачность живописных слоев в письме ликов характерны для отдельных тверских памятников второй четверти 15 века, несмотря на иной стиль их живописи в целом: фрески второй четверти 15 в. церкви села Городня; где к тому же тип лика Иоанна Предтечи близок нашей иконе; отдельные праздники тверского иконостаса второй четверти 15 в., такие, как «Сретение» и «Богоявление». Хрупкость формы изображений из Ободово отражает общее развитие стиля русского искусства первой половины 15 века.

Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи
5.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XV
Место хранения: Главный иконостас Софийского собора в Новгороде

Иконографическая справка: Икона «Иоанна Предтечи» входит в центральную часть деисусного ряда главного иконостаса Софийского собора. Новгородский ансамбль 1438 года состоит всего из пяти икон. «Краткость» новгородского ансамбля определяется задачей, которая стояла перед мастерами: иконостас должен был соответствовать ширине главного алтаря. В 1508/1509 году по повелению архиепископа Серапиона деисусный чин, как и праздничный, был расширен и дополнен. В 1537 году, при архиепископе Макарии, икона была украшена окладом «…у святей Софеи болшои Деисус 13 икон обложи сребром и украси златом…»). Оклад состоит из рельефных нимбов, а также орнаментированных пластин, покрывающих поля и фон. Свободной остается только фигура Спасителя, престол, а также позем. Создание деисусного чина 1438 года отражает один из этапов формирования существующего многоярусного иконостаса Софийского собора.
Стилистическая справка: Икона «Иоанна Предтечи» в новгородском чине 1438 года изображена как бы шагающей по направлению к Христу, резко склонившейся, в его позе присутствует напряженность и экспрессия. Здесь словно звучит реминисценции искусства XIV века, тех его направлений, которые культивировали выражение эмоций через внешнюю подвижность.
6.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XV
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва
Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи
Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи
Фрагмент.Борода
Фрагмент.Волосы
Фрагмент.Усы и борода
7.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XV
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Серебряный позолоченный басменный оклад иконы был выполнен на вклад архиепископа Досифея Ростовского (см. кат. № 5) около 1542 года. Накладной серебряный чеканный нимб появился на иконе в XVIII веке. В 1981 году оклад демонтирован. На обороте иконы между шпонками сделана надпись в одну строку: «ДА АРХИЕП ПЪ ЖЕ ДОСИФ ОБЛОЖИЛ ПРЕДТЕЧЮ». Надпись на свитке Предтечи: «ПОКАИТЕСЯ ПРИ // БЛИЖИ БО СЯ // ЦРСТВО НБЕСНОЕ // ОУЖЕ БО И СЕКИ // РА ПРИ КОРЕНИ // ДРЕВА ЛЕЖИТЬ // ВСЯК (…) ОДРЕВО» (Мф. III, 2-10).

Фрагмент
8.
Век:XVI
Место хранения: Рязанский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
9.

Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фрагмент. Пещера с главой Иоанна Предтечи
Фрагмент. Иоанн Предтеча
10.
Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Иконографическая справка: Изображение Иоанна Крестителя с ангельскими крыльями, в одеяниях аскета-пустынника и со свитком в руках восходит к евангельским свидетельствам об Иоанне как о пророке и предтече Христа, предвозвещающем Его пришествие проповедью о покаянии (Мф III, 1-12; Мк I, 1-8; Лк III, 2-18). Кроме того, новозаветное толкование относит к Иоанну Предтече ветхозаветные пророчества: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу,прямыми сделайте пути Ему» (Ис XI, 3) и «вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Малах III, 1; Мф XI, 10; Мк I, 2; Лк VII, 27). Последнее пророчество, по-видимому, послужило основой для иконографического типа «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», известного в византийском искусстве с конца XIII — первой половины XIV веков. В русском искусстве подобные изображения встречаются с XIV века (икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» конца XIV века из Коломны, ГГГ) и получают широкое распространение в ХУ1-ХУП веках. На иконе из Махрищеского монастыря крылатый Иоанн Креститель облачен во власяницу и гиматий, оставляющие ноги обнаженными до колен. Правой рукой он благословляет, а в левой держит посох с крестом, развернутый свиток и чашу со своей усеченной головой. Усеченная голова пророка указывала на его мученическую смерть, которая воспринималась как прообраз искупительной жертвы Христа. Аналогичное значение имел ипосох с крестом в руках Предтечи. На свитке Иоанна Крестителя оставлена поздняя надпись XVIII века, составленная из фрагментов его евангельской проповеди: «Се видех и свидетельствовах о мне яко се есть Агнец Божий вземляй грехи мира. Покайтеся приближе бося Царство Небесное, уже секира лежит при корне древа всяко убо древо пресекается» Ин I, 29; Мф III, 2, 10). Иллюстрацией последних слов служит дерево с вонзенной в него секирой, изображенное внизу справа.

11.
Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: В царствование Ивана IV Грозного иконы Иоанна Предтечи получили особое распространение. В эту эпоху в образах пророка усиливается драматизм выражения, подчеркивается аскетизм святого и одновременно проявляется тенденция к монументальности изображения. Икона восходит к образу «Иоанн Предтеча» из московского Благовещенского собора, где святой изображен полуобнаженным, с наброшенной на левое плечо ми-лотью, его правая рука — в жесте именословного благословения, а в левой он держит посох с процветшим крестом в навершии. В основе этих русских изображений — византийские образы Предтечи, аскета и проповедника, известные с XI века: миниатюра третьей четверти XI века из Евангелия из Парижской Национальной библиотеки.
Стилистическая справка: Стиль публикуемого произведения выдает руку провинциального мастера. Утрачена естественность в развороте фигуры, при асимметрии черт лица, поворот головы не выражен, жест благословения передан нечетко. Колористический строй иконы, который определяется желтым цветом милоти, отличается теплотой и мягкостью. В личном письме подчеркнута контрастность санкиря и желтоватого охрения. Все эти качества живописи, как и рисунок лика, находят аналогию в ростовской иконе «Христос Вседержитель на престоле» второй четверти — середины XVI века.
12.
Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: Оглавные (оплечные) деисусные чины, имеющие византийское происхождение, известны в русском искусстве с XII века: чиновая икона «Архангел Гавриил (Ангел Златые власы)» конца XII века , чин с изображением Спаса, Богоматери и Иоанна Предтечи первой трети XIII века из Успенского собора Московского Кремля. У греческих художников XVI-XVII веков вновь появляется интерес к изображениям подобного рода, в том числе деисусным. Известны многочисленные поствизантийские иконы этого времени, которые могли быть частями подобных ансамблей. Источником иконографии публикуемого произведения могли послужить,таким образом, и русские иконы домонгольского времени, и современные ему греческие образа. Необычным для иконографии чиновой иконы Иоанна Предтечи является прямая осанка святого вместо обычного для Деисуса склонения перед Христом. Величественное выражение лика говорит о самостоятельной трактовке его образа художником. Вероятно, в этих особенностях сказался не только профессионализм мастера, но и длительный опыт исполнения икон Иоанна Предтечи, патрональных Ивану IV.
Стилистическая справка: Художественный язык произведения отличает отточенность рисунка и идеальная размеренность в распределении высветлений, присущая живописи личного: свет то концентрируется на границе объема, то постепенно исчезает на переходах к затененных участкам. Яркая пробелка и темные глубокие тени отсутствуют.
13.
Век:XVI
Место хранения: Рязанский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Иконографическая справка: На представленной иконе, стилистически восходящей к поствизантийским традициям, Предтеча изображен в плаще, накинутом на левое плечо, из-под которого видна грубая власяница, в левой руке он держит длинный посох с крестом на конце — символ странничества.

Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи
Фрагмент. Рука Предтечи
14.
Век:XVI
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Особенностью иконы является процветший крест в левой руке Предтечи.

Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи
15.
Век:XVI
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На иконе на фоне светло-коричневых охристых горок в полный рост представлен Иоанн Предтеча во власянице, перепоясанной кожаным поясом. Его фигура обращена вправо, где в верхней части иконы изображена благословляющая десница Спасителя. Предтеча держит развернутый свиток с текстом: «ПОКАИТЕСЯ ПРМБАИ // ЖМ БОСЯ ЦРСТВИЕ // НБЕСНЕ И ОУЖЕ ВО// СЕКЕРАуКОРЕН // И ДРЕВА ЛЕЖИТЪ» (Мф. III, 2,10). У ног Крестителя изображены два дерева необычной формы, у корня одного из них — секира. В правом углу иконы представлена чаша с усеченной главой Иоанна Предтечи. Надпись на иконе: «УСЕКИОВЕН » («Усекновение главы Иоанна Предтечи»). Основой для сюжета иконы являются тексты Евангелия, в которых рассказывается о пребываниии Иоанна Предтечи в пустыне. Долгие годы он жил в пещере, носил одежду из верблюжьего волоса, перепоясанную кожаным поясом, питался медом и акридами. Иоанн проповедовал на реке Иордан, призывая иудейский народ покаяться перед приближением Царствия Небесного (Мф. III, 1-12; Мк. I, 1-18; Лк. III, 1~18; Лк. 1,19-28). В водах Иордана Иоанн совершал «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. I, 4; Лк. III, 3). За обличение царя Ирода пророк был заключен в темницу и обезглавлен (Мф. XIV, 3-12; Мк. VI, 17-29; Лк. III, 19-20).
Стилистическая справка: Колорит и рисунок (в особенности, характерное изображение горок), а также начертание надписей сближают памятник с иконостасом 1595 года из церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря и, в частности, с храмовым образом «Преображение». Этот иконостас, по мнению исследователей, был создан приглашенными в монастырь мастерами, связанными с одним из северных художественных центров. В сравнении с византийским и ранними русскими образцами икона «Св. Иоанн Предтеча в пустыне» из Кирилло-Белозерского монастыря имеет ряд особенностей, которые в целом можно определить как гиперболизацию образа. Фигура Предтечи несоразмерно велика для иконного поля, символические горки превратились в горный кряж, условное деревце у ног Предтечи (иллюстрация к его словам: «Уже бо и секира при корени древа лежит». Лк, 3:9) приобрело вид фантастических растений со змееподобными стволами и крупными плодами, а вместо евангельской секиры у дерева лежит массивный топор палача. Рядом в большой чаше изображена усекновенная глава Иоанна Предтечи. Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа / 11 сентября) был днем тезоименитства царя Ивана Грозного, уделявшего Кирилло-Белозерскому монастырю большое внимание и неоднократно присылавшему сюда богатые дары. По-видимому, в память о нем и был заказан монастырскими властями этот экспрессивный выразительный образ. Ряд признаков — манера исполнения горок, личного письма, усиление декоративного начала, вследствие чего икона напоминает пелену или ширинку, отороченную по низу шитыми «травами», — свидетельствует о руке мастера, написавшего и храмовую икону для церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря.

16.
Век:XVI
Место хранения: Государственный музей-заповедник «Московский Кремль»

Иконографическая справка: Иконография восходит к византийским и балканским памятникам XII — XIII вв. (см. фреску Студеницы 1208 г.) Популярность этой иконографии в России во второй половине XVI в. связана с патрональностью святого первому русскому царю Ивану IV и установкой Стоглавого собора на воспроизведение древних образцов в иконописи. Пример аналогичной иконографии — икона из Толгского монастыря второй половины XVI века (Ярославский художественный музей-заповедник).
Стилистическая справка: Стиль иконы характерен для искусства кремлевских мастеров второй половины XVI в. Показательно для этого времени также украшение иконы серебряным басменным окладом, покрывающим ее фон и поля.
17.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Государственный музей-заповедник «Коломенское»
Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи
18.
Век:XVI
Место хранения: Тотемский краеведческий музей
19.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Череповецкое музейное объединение

Стилистическая справка: Святой написан на светлом желтом фоне, палитра иконописца сдержанна, немногоцветна, но краски чистые, тонко тертые. Моделировка личного письма и риз тщательна, но без излишней детализации. Небольшой нимб обведен широкой коричневой каймой, а коричневатая опушь на полях занимает почти всю их ширину. Эта икона — работа местного иконописца, трудившегося, возможно, при Воскресенском Череповецком монастыре.
20.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей

Стилистическая справка: В качестве основы для икон деисусного чина использованы липовые доски без ковчега. Фигуры написаны на золотом фоне, золотые нимбы украшены цированным растительным узором (мотив четырехлепестковой розетты в расчерченном на квадраты поле). Живопись выполнена в плоскостной манере, жидкими полупрозрачными красками, из-под которых всюду просвечивает левкас и видны следы движения кисти. Высокие стройные фигуры персонажей отражают иконографическую традицию дионисиевой эпохи, но в глуховатом колорите, в некоторой диспропорции элементов личного письма, угловатости силуэтов и в экспрессии жестов есть черты, свойственные произведениям местных северных мастеров на стадии формирования региональной художественной традиции.
21.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Стилистическая справка: В работе над иконами центральной части деисуса, в том числе и над образами Богоматери и Иоанна Предтечи, несомненно, принимал участие сам глава артели иконописцев — Дионисий. Это сказывается в певучих линиях силуэтов, в тонкой, исполненной глубины чувств, дифференцированной эмоциональной характеристике персонажей деисуса. Работы Дионисия оказали влияние и на осветление палитры местных мастеров.
22.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей

Иконографическая справка: В эпоху Василия III художественные поиски в этом направлении разрабатывались в кругу преемников Дионисия, прежде всего в мастерской его младшего сына Феодосия. Можно предполагать, что именно в этой среде и возник живописный ансамбль иконостаса Введенского собора Корнилиева Комельского монастыря.
Стилистическая справка: Иконы иконостаса Введенского собора отличаются высоким уровнем технического исполнения — от необычайно тщательно обработанных досок до применения высококачественных тонкотертых пигментов. Фигуры безукоризненного рисунка плотно вписаны в границы изобразительного поля иконы, сохраняя дионисиевское достоинство поз. При этом особое внимание уделяется красоте и выразительности силуэта, неспешность ритма приобретает качества фиксированного движения..

Фрагмент.Лик и рука Иоанна Предтечи
23.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Иконографическая справка: Иконографическое решение образа Иоанна Предтечи как аскета и пустынника — в милоти и плаще, с опущенным вниз свитком, воспроизводящим его призыв к покаянию, пророчество о близости конца мира и приближении Царства Небесного, — следует композиционной схеме. Аскетизм образа Иоанна Предтечи на рассматриваемой иконе подчеркнут исхудалой фигурой с истонченными конечностями, всклокоченными прядями волос и бороды, а также отшельническим одеяниям пророка — власяницей из верблюжьей шерсти. Пророческий дар святого передан выделенным на светлом фоне иконы жестом поднятой правой руки, словно указывающей на небо, как на приближающееся Царство Небесное, что подтверждает и текст на свитке: «Покаитеся / / братие при/ / ближитъ бо // ся ц(а)рств Г(оспо)дне / / оуже секера // при ко ре//ва лежит вся//ко древо // непло// о посекае» (Мф. III, 2, 10). Этот особый, ораторский жест пророка, отличающийся от традиционной благословляющей десницы, еще более усиливает эсхатологическое содержание всего деисусного чина.
Стилистическая справка: В целом иконография деисусного чина, к которому принадлежит икона Иоанна Предтечи, не отличается единством композиционного ритма, включает явно разномаштабные, заимствованные из разных источников изображения святых. Также можно отметить отсутствие весомой пластики, устойчивости фигур, размеренного движения, рисунок фигур, тяготеющий к изломанным линиям, вытянутым или утонченным формам, нелогичным драпировкам с подчас угловатыми выступами или манерно сложенными складками, высокие темно-коричневые поземы с «соскользнувшими» на нижнюю кромку фигурами святых с небольшими хрупкими ножками, еле касающимися земли; условно написанные одеяния с лишь наброшенными и спадающими до земли плащами, игнорирующими пластику форм тела; узкие, подчеркнутые темными описями нимбы, часто неровного контура. Для икон характерен приглушенный колорит, построенный на сочетании неяркой гаммы красно-коричневых красок, желтых охр, беззвучных красных пигментов и обильного использования синих цветов. Однако все это не лишает иконы художественной выразительности, подкупая непосредственностью и открытостью образов.
24.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Иконографическая справка: Фигура Иоанна Предтечи представлена в подвижной позе. Ее динамичность подчеркивается очертаниями развевающейся полы гиматия.

Стилистическая справка: Изысканный колорит построен на сочетании разных оттенков зеленого и глубоко синего цветов. Плотное личное письмо выполнено охрой по коричневато-зеленому санкирю.

25.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место создания: Россия, Ростов
Место хранения: Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Иконографическая справка: Деисусный чин из Гуменца относится к типу поясных Деисусов.Его особенностью является расширенный состав лика святителей, который представлен шестью образами епископов. Эта особенность была связана с общей идеей, определявшей иконографическую программу Деисуса.
Стилистическая справка: Икона написана в классических традициях искусства 15 века, с особой выразительностью контуров, условно передающих пластику фигур и складок одежд. Колорит иконы насыщенный, в глубоких тонах. Личное написано мягким розовато-коричневым охрением.
26.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
27.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилистическая справка: Традиции псковского искусства отразились в колорите икон. Он построен на сочетании аурипигментного фона, яркой киновари надписей и локальных цветовых пятен одежд. Примечателен способ построения ликов. Поверх темно-оливкового санкиря с красной подкладкой под волосы и на шейных складках положены большие по площади свктло-охристые высветления, которые с помощью мелкой растушевки переходят в тень. Детали выделены коричневой линией по цвету более насыщенной, чем санкирь, которая выявляет объем и придает формам определенную скульптурность. На иконе заметны признаки искусства 16 столетия.

Фрагмент. Иоанн Предтеча
28.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Череповецкий краеведческий музей
29.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Частное собрание В.А.Бондаренко
30.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина).
Век:XVI.
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Полуфигурный деисусный ряд церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря находится в интерьере храма, на древних расписных тяблах, украшенных замысловатым растительным орнаментом. Деисусный ряд церкви Иоанна Лествичника отличается монументальностью и торжественностью образов. Колорит икон строится на сочетании темных охристых тонов с оттенками зеленого, синего и вишневого. Единственными яркими пятнами здесь являются красные плащи мучеников. Примечательно, что фоны всех икон различны по цвету. Еще одной их особенностью являются крупные двухцветные нимбы, исполненные сочетаниями контрастных цветов: розового и синего, красного и зеленого. Хитон Христа украшен богатым орнаментом. По мнению исследователей, деисусный чин церкви Иоанна Лествичника, как и весь иконостас, одновременен храму и был создан белозерскими мастерами около 1572 года. По составу и живописным приемам его наиболее близкой аналогией является иконостас середины XVI века из Успенского собора города Белозерска, иконы которого пока не раскрыты.
31.
Иоанн Предтеча Ангел пустыни
Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: Изображение Иоанна Предтечи с крыльями, в образе Ангела пустыни, соответствует словам пророка Малахии и евангелистов об ангеле, посланном, чтобы приуготовить земной путь Спасителя (Мал 1,3; Мф. XI, 10; Мк. I, 2; Лк. VII, 27). В византийском искусстве эта иконография впервые встречается в XIII веке, в русской живописи — с конца XIV века: икона из села Городище.близ Коломны. Самое ранньее изображение секиры и древа в данном изводе — на московской иконе первой четверти XVI века . Иконография становится особенно популярной при царе Иване IV, названном в честь этого святого, Она могла быть понята как один из вариантов «Усекновения главы Предтечи», соответствующего именинному празднику царя.
Стилистическая справка: Икона была написана в московской кремлевской мастерской, работавшей по заказу царского двора.

Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи
Фрагмент.Дерево и секира
32.
Иоанн Предтеча Ангел пустыни
Век:XVI
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконографическая справка: Икона вложена в Ипатьевский монастырь в 1586 году Д.И.Годуновым. Находилась в местном ряду иконостаса. В середине XVIII века перенесена в киот при столпе.
33.
Иоанн Предтеча и Распятие (двухрядница из деисусного и праздничного чинов)
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилистическая справка: На данной иконе объеденены деисусный и праздничный ряд. Такой прием характерен для иконостасов небольших церквей.
34.
Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVI
Место создания: Россия
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Иконография до мельчайших подробностей совпадает с иконой из ростовского села Павлова (ныне в Третьяковской галерее). Состав клейм: 1. Явление ангела Захарии 2. Захария перед народом 3. Встреча Захарии и Елизаветы (Зачатие Иоанна Предтечи) 4. Встреча Марии и Елизаветы 5. Рождество Иоанна Предтечи 6. Убиение Захарии 7. Спасение Елизаветы с младенцем Иоанном в горе 8. Ангел уводит отрока Иоанна в пустыню 9. Принятие Иоанном дара пророчества 10. Крещение Господне 11. Крещение Иоанном народа 12. Пир Ирода 13. Усекновение главы Иоанна Предтечи 14. Погребение Иоанна Предтечи 15. Первое обретение главы Иоанна Предтечи 18. Второе обретение главы Иоанна Предтечи
Стилистическая справка: Удлиненные пропорции фигур и вытянутые по вертикали клейма придают композиции легкость и изысканность. Продуманность и законченность композиционных решений, внимание к деталям создают совершенный образ. Колорит построен на гармоничных сочетаниях высветленных, полупрозрачных красок.
35.
Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVI
Место хранения: Сольвычегодский историко-художественный музей; с 1974 г. находится на временном хранении в ГМО «Художественная культура Русского Севера»

Иконографическая справка: Порядок клейм: 1. Явление ангела Захарии 2. Захария перед народом 3. Встреча Захарии и Елизаветы 4. Встреча Богоматери и Елизаветы 5. Рождество Иоанна Предтечи 6. Убиение Захарии 7. Спасение Елизаветы с младенцем Иоанном в горе 8. Ангел уводит младенца Иоанна в пустыню 9. Моление Иоанна в пустыне 10. Крещение народа Иоанном 11. Иоанн Предтеча обличает Ирода 12. Усекновение главы Иоанна Предтечи 13. Принесение главы Иоанна Предтечи Ироду 14. Обретение главы Иоанна Предтечи
36.
Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVI
Место хранения: Архангельский музей изобразительных искусств
Фрагмент.Обличение Ирода
Фрагмент.Обретение главы Иоанна Предтечи
37.
Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVI
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Состав клейм: 1. Явление ангела Захарии 2. Захария перед народом 3. Встреча Захарии и Елизаветы (Зачатие Иоанна Предтечи) 4. Встреча Марии и Елизаветы 5. Рождество Иоанна Предтечи 6. Убиение Захарии 7. Спасение Елизаветы с младенцем Иоанном в горе 8. Ангел уводит отрока Иоанна в пустыню 9. Принятие Иоанном дара пророчества 10. Крещение Господне 11. Крещение Иоанном народа 12. Обличение царя Ирода 13. Иоанн Предтеча в темнице 14. Пир Ирода 15. Усекновение главы Иоанна Предтечи 16. Погребение Иоанна Предтечи 17. Явление Иоанна Предтечи трем инокам во сне 18. Обретение главы Иоанна Предтечи 19. Явление Иоанна Предтечи иноку Евстафию (?) 20. Второе обретение главы Иоанна Предтечи
Стилистическая справка: Расширенный вариант житийного цикла и большая подробность в изображении деталей. В среднике преобладают темные тона, в клеймах — яркие краски.

Фрагмент. Крылья Иоанна Предтечи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *