День рождения церкви

Пятидесятница — День рождения Православной Церкви

Пятидесятница — День рождения Православной Церкви

Название Пятидесятница этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что Пятидесятница приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.

Многие богословские идеи и события христианской эпохи явились осуществлением ветхозаветных прообразов и предзнаменований.

Ветхий Завет был необходим, чтобы подготовить в человечестве почву для принятия Нового Заветаи христианского благовестия. Поэтому совпадение названия церковного праздника Пятидесятница с ветхозаветным неслучайно: христианская Пятидесятница явилась осуществлением прообраза, который был дан в Ветхом Завете.

В ветхозаветном годовом цикле выделялись три главных праздника: Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей. Ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи новозаветной. Первая была воспоминанием об исходе израильского народа из египетского рабства, а вторая стала праздником победы Христа над узами смерти и освобождения уверовавших в Него из рабства греху. Аналогично произошло и с Пятидесятницей, которая из праздника отдельного народа превратилась в торжество для всего человечества. Ветхозаветная Пятидесятница — воспоминание о даровании Закона народу Израиля. Новозаветная — день, в который через дарование человечеству Святого Духа совершилось дело спасения всего человеческого рода.

Ветхозаветная Пятидесятница праздновалась на 50-й день, то есть спустя семь недель после Пасхи (можно отметить, что семинедельные циклы имели особое значение в ветхозаветном календаре). Христианская Пятидесятница тоже отмечается на 50-й день после дня Воскресения Христова.

Важно понимать, что Пятидесятница — ключевое событие в истории человечества, увенчавшее дело спасительного домостроительства Божия. Отправляясь на Свои Крестные страдания, Господь Иисус Христос сказал ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16. 7). Таким образом, именно в сошествии Святого Духа на апостолов состояло исполнение земного служения Христа. С момента Пятидесятницы начинается качественно иная эпоха существования человечества, когда люди, уверовавшие во Христа, образуют церковное сообщество, мистическое тело Церкви, в котором живет Святой Дух.

Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати.

В день Пятидесятницы на общество учеников, как начало Церкви Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.

Чрезвычайное благодатное действие произвел Дух Святой на учеников Христовых и апостолов: они совершенно переменились, стали как бы другими людьми; они почувствовали в себе такую любовь к Богу и людям, о какой раньше представления не имели. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать для славы Божией и спасения людей.

Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь; в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог Сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же».

Святым Духом подаются глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник Божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость.

«Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный…».

В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение.

Все наше богослужение — общественное и частное – начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение…» заканчивается обращением ко Святой Троице.

Пятидесятница — по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный. Он есть завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Пятидесятница есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.

Пятидесятница установлена самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямая заповедь праздновать Св. Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа». Праздник Пятидесятницы под названием дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда — песнопение литургии: «Елицы во Христа крестистеся…»).

В IV веке были составлены св. Василием Великим читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.

Мы веруем, что Сын Божий ради нашего спасения стал человеком по имени Иисус. Второе Лицо Пресвятой Троицы восприняло человеческую природу. С пришествия же Святого Духа начинается личное участие Бога в жизни каждого человека, уверовавшего во Христа и вступившего в Церковь. Это крайне важно. Бог должен действовать в каждом. Благодаря принятым нами Крещению и Миропомазанию, в каждом из нас действительно присутствует Сам Бог — Дух Святой. Апостол Павел пишет христианам: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1Кор 3.16). Если бы не произошло Пятидесятницы, если бы люди не уверовали во Христа, Бог не мог бы действовать в них так, как Ему было угодно. Христос стал для нас «Первенцем из умерших» (1 Кор 15. 20), освободившим человеческую природу от рабства греху, и после Его Воскресения в искупленных Христом людях, свободно захотевших этого, стало возможным действование Божие. Спасительное домостроительство Христово дало возможность человечеству, добровольно отдавшему себя в рабство греху, вернуться к замыслу Творца о нем без нарушения принципа свободы, который есть великий дар Божий и великая тайна.

Конечно, отчасти действование Бога в людях осуществлялось уже в ветхозаветные времена. Сам Бог обращался к Своему народу устами пророков. Христианам очевидно, что во пророках действовал Святой Дух (1Петр 1. 21). В Священном Писании Ветхого Завета встречаются упоминания о Духе Божием и даже Духе Святом. Однако Ветхий Завет еще не мог вместить учение о Боге, Едином в Трех Лицах, поэтому эти упоминания были лишь предзнаменованием христианского учения об Ипостаси Святого Духа.

Возникает вопрос о том, почему до Распятия и Воскресения Христовых Бог не мог действовать в людях, хотя при этом действовал, например, через пророков. И почему при этом пророки, в которых действовал Сам Бог, все равно, как и другие люди, попадали в ад. Это — тайна, мы можем сказать только, что таково было устроение Божие о мире, что даже самые святые и праведные люди Ветхого Завета нуждались в Пришествии Христовом.

В Новом Завете Святой Дух сходит уже на всех уверовавших во Христа. Он может действовать различно: кому-то Он подает дар пророчества, кому-то — учительства, кому-то — чудотворения (1 Кор 12), — но действует Он в каждом из нас. При этом особое значение имеет дар исповедания христианами своей веры. Господь Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, большинство из которых впоследствии приняли мученическую смерть, сказал: «Когда будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф 10. 19-20). А апостол Павел прибавляет: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор 12. 3; ср.: 1Ин 4. 2-3). Не зря важнейшим знаком сошествия Святого Духа на апостолов стало то, что они внезапно начали разговаривать на языках различных народов, к которым вскоре и отправились на проповедь Христа.

Эта же мысль о связи между словом пророчества и проповеди и действием Святого Духа отражена в Символе Веры. Святой Дух назван здесь «Господом», то есть «Богом»; «Животворящим», то есть Подающим жизнь; «спокланяемым и сславимым» с Отцом и Сыном, то есть Принимающим равные с Ними почести — иными словами, Равным Им; «исходящим от Отца»; и, наконец, «глаголавшим пророки», то есть говорившим через пророков.

В учении о Святом Духе принципиально важно, что Православие исповедует Духа Святого как Исходящего «от Отца», но не «от Отца и Сына», как говорится в Символах веры западных еретиков-католиков. Нередко в западном еретическом богословии можно встретить мысль о том, что Святой Дух — это некая сила, действующая между Отцом и Сыном (скажем, «любовь между Отцом и Сыном»). Это превращает Святого Духа из Третьего Лица Троицы в нечто безличное, почти что атрибут Божества (как пример, богословие сектантов Иеговистов). В работе одной серевной американской исследовательницы недавно встретил утверждение, что, говоря о Святом Духе, современные рядовые христиане понимают Его и вовсе как какое-то особо радостное настроение во время своей молитвы, приятный эмоциональный настрой и так далее. В таких ложных пониманиях, причиной возникновения которых, видимо, следует считать внесенное много веков назад в Испании ненужное дополнение в латинский текст Символа веры: Filioque («и Сына»), и заключается серьезнейшее уклонение западного христианства от апостольского учения. Святой Дух — не атрибут Божества, не настроение и даже не благодать или энергия Божии. Святой Дух — это Сам Бог, Третья Ипостась Пресвятой Троицы, равная Двум другим — Отцу и Сыну. Бог — один, и в Нем — три Лица, Одно из Которых — Дух Святой.

Недаром православный праздник Пятидесятница совмещает в себе две различные темы: собственно воспоминание события сошествия Святого Духа на апостолов, а также прославление догмата о Пресвятой Троице. Нам, наследникам византийской литургической традиции, это кажется совершенно естественным; однако в других традициях, праздник Троицы может праздноваться отдельно (например, в римской — в следующее после Пятидесятницы воскресенье). С этим связано и существование двух типов икон этого праздника. На одной изображено событие сошествия Святого Духа на апостолов: апостолы сидят по кругу, а из подвала выходит некий седой муж, который символизирует космос, то есть тварный мир, который исходит из тьмы незнания Бога к Боговедению. Второй тип иконы — это известная и любимая многими «Троица». Вообще-то, на ней изображено ветхозаветное событие — гостеприимство Авраама, но этот образ давно воспринимается в Церкви как символическое выражение догмата о Боге-Троице.

При этом многочисленные песнопения, прославляющие откровение Троицы людям, содержатся и в службе праздника Крещения Господня, потому что это откровение началось в момент крещения Сына Божия, когда, согласно Евангелию, Отец свидетельствовал, а Святой Дух сходил с неба. Это событие — основа нашего христианского Крещения и Миропомазания, когда на каждого крещаемого нисходит Дух Святой, подобно тому, как некогда Он сошел на Христа по Его человеческой природе при Его Крещении. Каждый крещеный человек пережил, если можно так выразиться, «личную Пятидесятницу», когда в Миропомазании после Крещения был помазан святым миром со словами: «Печать дара Духа Святаго». Эти слова означают, что человек получил Святого Духа, что ему был дарован Святой Дух после того, как в Крещении человек сораспялся и совоскрес Христу, и что этот Дух остается с ним, а Миропомазание как бы «запечатывает» Его присутствие, указывая, что Святой Дух никогда не отнимется от новокрещеного. Такова связь учения о Троице с Крещением. В Пятидесятнице же апостолы — а в их лице и вся Церковь — на своем личном опыте поняли, в чем заключается Троичный догмат.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Из лекций по литургике.

Вот уже прошло пятьдесят дней после Воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. На десятый день после того, как Спаситель со своей пречистой Плотью вознесся на небо, апостолы вместе с Божией Матерью и другими учениками находились в Иерусалиме, в ожидании того, что Господь исполнит Свое обещание и пошлет им Утешителя – Духа Святого. Они пребывали в сионской горнице в непрестанной молитве и единодушии. И вот, в девятом часу утра (по нашему времяисчислению) сделался сильный шум, какой бывает от сильного ветра, и наполнил весь дом. На находившихся здесь апостолов сошел Святой Дух и почил над головой каждого в виде огненных языков. Он воодушевил их, просветил их умы и воспламенил сердца. С этого момента апостолы получили сознательное и четкое представление о Боге Отце, Который по любви Своей к людям послал на землю Своего Единородного Сына; о Сыне Божием, сошедшем на землю и пострадавшем за весь род человеческий, и о Духе Святом Утешителе, просвещающем Своей благодатью всех, кто готовит себя к восприятию Его.Получив благодать Святого Духа, апостолы получили и дары мудрости, пророчества, благовестия и чудотворения. Они стали разговаривать на разных языках, которых до этого и не знали. Необычайное явление привлекло толпу любопытствующих, и тогда апостолы вышли из горницы и стали проповедовать учение Христа, которое сами только сегодня смогли до конца осознать. Собравшиеся, дивились происходившему, а прибывшие из других стран слышали апостолов, говоривших на их наречиях. В этот праздничный день Иерусалим был переполнен людьми разных национальностей, и велико было их удивление, когда простые и неученые рыбаки стали говорить с каждым на его языке. Тогда озаренный Святым Духом апостол Петр стал проповедовать перед народом, и проповедь его имела такую силу, что в тот же день крестилось около трех тысяч человек. Так повествует нам Священное Писание о дне, который поистине является днем рождения нашей Святой Православной Церкви (Деяния святых апостолов, глава 2).

С тех пор, основанная Господом Церковь, из маленькой семьи первых христиан выросла в огромную святую семью. Так сбылись слова Спасителя: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Евангелие от Иоанна, глава 12, стих 32)». Из маленького зернышка, посаженного в землю Божественным Садовником, выросло огромное дерево, покрывающее своими ветвями весь мир.

Наше пристанище

Как часто мы, обуреваемые житейскими трудностями и нестроениями, не знаем куда пойти, к кому обратиться, кто сможет нам помочь. Часто мы метаемся из крайности в крайность, в поисках утешения, отчаиваемся, не понимая, что выход есть и он очевиден. Церковь, как любящая мать, ждет нас, своих непокорных, гордых детей, помышляющих, что и без нее мы можем все. А Она продолжает молится о нас и ожидает нашего с Ней примирения, когда мы, отбросив свою самость, войдем в Ее объятия и найдем в них свой покой. «Бог устроил церковь, как гавань, чтобы в ней, укрывшиеся от шума и треволнений жизненного моря люди наслаждались великим покоем» — говорит святитель Иоанн Златоуст.

Что такое Церковь?

Христова Церковь создана не посредством человеческих толкований и умозаключений, но силой Божественной благодати. Сам Господь сказал: «Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее (Евангелие от Матфея, глава 16, стих 18)». Греческое слово ekklesia, означающее «церковь», «собрание людей», происходит от глагола ekkaleo – «призывать». Христианская Церковь – это собрание людей, которых призвал Сам Господь Иисус Христос, в Которого они уверовали и Которым живут. А призывает Он каждого, вот только нужно расслышать этот призыв, который всеми силами старается заглушить наша житейская суета, и откликнуться на него своим сердцем. Все, кого собирает в своих объятиях Отец Небесный, составляют Церковь, с которой Бог заключил Новый Завет. Они становятся новым народом святым.

Церковь — это семья Божия

Есть лишь одна истинная Церковь, которую основал Сам Господь наш Иисус Христос, доныне хранящая неповрежденным Откровение, которое пронесла сквозь тысячелетия — это Православная Церковь. Тех, кто приходит в Нее, Бог усыновляет ради Христа, и мы становимся для Бога сынами и дочерями, а друг для друга — братьями и сестрами. Церковь — это семья Божия, созданная Господом нашим Иисусом Христом. Войти в неё может любой человек, независимо от пола, возраста и национальности, ведь Истина открыта для всех. Но войти в Церковь можно только родившись духовно в таинстве Крещения и, получив от Духа Святого силы для вечной жизни в таинстве Миропомазания. Ведь Сам Господь сказал, что кто не родился водою и Духом, не может войти в Царствие Божие (Евангелие от Иоанна, глава 3, стих 5).

Церковь – единое Тело Христово

Церковь — не просто общество или содружество людей, объединенных верой во Христа, не просто сумма личностей, и уж совсем не партия с определенной идеологией. Собранные вместе, члены Церкви составляют единое таинственное Тело Христово, неделимый организм. Сын Божий — его Глава, а все мы – его члены. Вот как говорит об этом Священное Писание: «…Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом… И вы — тело Христово, а порознь – члены (1 послание апостола Павла к Коринфянам , глава 12, стихи 13, 27)».Через Церковные таинства, в особенности через причастие Тела и Крови Христовых, мы соединяемся с Ним и становимся в Нем одним телом: «Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба (1 послание апостола Павла к Коринфянам , глава 10, стих 17)». Мало только верить в Бога, надо вкушать от Святой Чаши и получать жизнь Божию. Ведь Он предлагает пищу, которая дарует нам вечную жизнь: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Евангелие от Иоанна, глава 6, стих 35)».

Вне Церкви нет спасения

«Церковь есть видимый союз Бога с людьми, — говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, — Царство Божие на земле». Она исцеляет, оживотворяет, укрепляет человека, дает ему силы стать лучше, победить грех и дьявола, пережить все встречающееся на жизненном пути. Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Только в Церкви может жить, развиваться и спасаться человек, как и во всяком другом организме отдельные члены никогда не растут и не развиваются отдельно друг от друга, а всегда только в неразрывной связи со всем организмом. Без Церкви нет христианства; остаётся только христианское учение, которое само собою не может «обновить» падшее человеческое существо. «Тот не может иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь», — говорит священномученик Киприан Карфагенский. Поэтому вне Церкви наше спасение невозможно, как не могло быть спасения вне ковчега Ноева во времена всемирного потопа.

Модно сейчас говорить, что «Бог в душе» и для того, чтобы Его любить, общаться с Ним, Церковь не нужна. Но, сколь глупо и недальновидно это мнение, лишающее человека истинного счастья! Ведь как может человек любить и не стремиться туда, где все напоминает лишь о Том, Кого он любит? Где все восхваляет Его, где все посвящено лишь Ему? Станем же и мы любить Бога не словом или языком, но делом и истиною (1 соборное послание апостола Иоанна, глава 3, стих 18), не лишая себя настоящего общения с Богом в Таинствах Церковных!

Итак, отставь все и начинай ходить в церковь вместе со всей семьей. Бери и других вместе с собой, чтобы и они примирились с Богом. Этим ты их спасешь, потому что «вне Церкви нет спасения», как говорят святые отцы. И будешь иметь награду от Бога!

Почему в этот день храмы украшаются зеленью?

В этот день принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная. Также зелень, ветки, цветы напоминают верующим православным христианам, что благодаря Божьему благословению и Божьей благодати «расцвести» может душа любого человека, даже самого унылого грешника.

При написании статьи были использованы труды: Священномученика Иллариона (Троицкого), архиепископа Верейского; Митрополита Волоколамского Иллариона (Алфеева); Архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *