Дети инвалиды

Проблема детей-инвалидов

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Детская инвалидность — одна из острейших медико-социальных проблем современного общества. Уровень инвалидности наряду с показателями младенческой смертности, заболеваемости, физического развития и медико-демографическими процессами является базовым индикатором состояния здоровья детского населения, отображая уровень экономического и социального благополучия страны. Не стоит забывать что, дети-инвалиды не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер. В теме этих детей есть глубина. И только потому, что она существует, и что эти дети являются людьми, такими же, как мы, возникает вся проблема помощи им. Я не могу относиться к этой проблеме равнодушно, и поэтому давно работаю над ней, предполагается, что с помощью моих исследований в этой области и я сумею донести до нашего общества всю важность и значимость проблемы защиты детей-инвалидов. Требуется, чтобы общество научилось смотреть на этих детей, как на личности, а не просто как на инвалидов, тем более — уродов. Чтобы СМИ уделяли время этим детям, и именно не в плане трагедии и уродства, а в плане того, что не только мы можем что-то дать им, но и они нам.

Цель моего проекта — донести до общественности, а главное до моих сверстников всю важность и значимость проблемы детей — инвалидов в городе

Задачи моего проекта — полностью раскрыть значимость проблемы детей-инвалидов нашего города, вывести собственные предложения по улучшению ситуации детской инвалидности, построить макет будущего «Реабилитационного центра для детей-инвалидов».

Актуальность — исследования в области детской инвалидности становятся все более актуальными в условиях стремительного нарастания проблем социального развития, растраты человеческого потенциала, разбалансированности межличностных отношений и показывают необходимость поиска решений не только медицинского, но и социального характера на качественно новом уровне.

Детская инвалидность

детский инвалидность реабилитация социум

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем. Больницы различного уровня; специализированные больницы; консультативно-диагностические центры после обследования и лечения могут рекомендовать установление ребенку инвалидности. Рекомендация фиксируется в «Истории развития ребенка» (форма № 112/у) и в «Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного». Эти рекомендации учитываются при установлении ребенку инвалидности. Медицинская карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания ребенка. Врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного проживания ребенка оформляют Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида. Дети-инвалиды имеют льготы:

50%-ную скидку на проезд по железной дороге, на авиалиниях, в автобусах междугородного сообщения на период с 1 октября по 15 мая; дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси);детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних внутрирегиональных маршрутов: дети-инвалиды и сопровождающие их лица имеют право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно; дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18-ти лет обеспечиваются жильем вне очереди; семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартирную плату не ниже 50% (в общественном жилом фонде). Дети-инвалиды не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, порой, катастрофической инвалидности, как бы на иссушенной почве, они живут свою единственную и неповторимую жизнь. Их тело, в случае серьезных, множественных нарушений развития, способное своим видом вызывать отторжение у здоровых людей; душа, живущая в предельной скудости возможностей, зачаточный интеллект (если речь идет о детях с серьезными нарушениями) — все это есть единственное, чем они владеют, это все, что им дано, что они знают — с первого дня и до конца жизни. В теме этих детей есть глубина. И только потому, что она существует, и что эти дети являются людьми, такими же, как мы, возникает вся проблема помощи им. Важно то, что именно родители таких детей, не отказавшиеся от них, любящие, и видящие в них именно детей, то есть имеющие к ним самое прямое и личное отношение, всегда были двигателями в этой проблеме. Не сверху спускались законодательные акты, но именно родители и, затем, присоединившиеся к ним психологи, медики, педагоги, юристы, часто сами прошедшие через такой же родительский опыт, знающие его изнутри, стоят у истоков всех социальных инициатив в этой области, от создания групп и центров поддержки до законодательных актов. Поэтому требуется, чтобы и общество научилось смотреть на этих детей, как на личности, а не просто как на инвалидов, тем более — уродов. Чтобы СМИ уделяли время этим детям, и именно не в плане трагедии и уродства, а в плане того, что они являются личностями, и в плане того, что не только мы можем что-то дать им, но и они нам. Необходимо, чтобы здоровые люди, здоровые дети, не шарахались от детей-инвалидов, но умели с ними общаться. Исследования в области детской инвалидности становятся все более актуальными в условиях стремительного нарастания проблем социального развития, растраты человеческого потенциала, разбалансированности межличностных отношений и показывают необходимость поиска решений не только медицинского, но и социального характера на качественно новом уровне. Значимость проблемы также обусловлена тем, что почти у 25% инвалидов в возрасте до 50 лет инвалидизация обусловлена заболеванием, перенесенным в детстве. Прежде всего общая численность детей в России уменьшается, детей становится меньше. За последние восемь лет количество детей уменьшилась с 36 миллионов до 29 миллионов. В отношении детей-инвалидов я встречала следующие цифры: в 1980 году их было зарегистрировано около 50 тысяч. В 1990 году — 155 тысяч. Н а 1 января 2005 года численность детей-инвалидов, находящихся на учете в органах социальной защиты составила 593 тысячи, то есть. 2% всех детей России. Значит, с 1980 г .. если верить этой статистике, количество детей-инвалидов в стране возросло в 13 раз. а с 1990 г . — почти в 4 раза. Возможно, менялись критерии оценки инвалидности, но сильный рост количества детей-инвалидов, несомненен. Реально в России их, возможно, еще больше, поскольку нет единой системы учета детей-инвалидов. Количество детей с ограниченными возможностями в России определялось 5% всех детей, то есть, оценивалось в 1.5 миллиона. Из всех таких детей в 20% случаев это психические расстройства, столько же случаев врожденных аномалий, например, болезней сердца и системы кровообращения, и других. Статистика болезней нервной системы, типа ДЦП. колеблется от региона к региону, и составляет от 16% до 35% всей детской инвалидности. Детей — аутистов в стране около 150 тысяч. Слепоглухих детей, то есть и слепых и глухих одновременно, в России насчитывается 12 тысяч. Точные данные можно посмотреть в приложениях №1,2,3,4.

Состояние детской инвалидности в России и мире

Одним из острых вопросов современного общества является проблема инвалидности с учетом ее медицинского, социального, нравственного и экономического значения. В России, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. В начале нового тысячелетия проблема детской инвалидности в России приобретает поистине общенациональный характер. В современном мире сохраняется неуклонный рост детской инвалидности, которая отражает крайний вариант нездоровья детей и подростков. Накопление «бремени» тяжелых нарушений здоровья у детей обуславливает комплекс серьезных социальных, экономических и морально-психологических проблем как для самого ребенка-инвалида и его семьи, требуя привлечения дополнительных средств государства, снижая качество жизни населения и темпы развития страны в целом и отдельных регионов в частности. Поступательное социально-экономическое развитие России невозможно без сохранения существующих и формирования будущих полноценных трудовых ресурсов. Проблемы народонаселения, определяющие перспективы развития многих территорий РФ тесно связаны с проблемой высоких показателей заболеваемости и инвалидности в детском возрасте, с необходимостью развития и укрепления службы охраны здоровья матери и ребенка. Распространение и причины инвалидности детей. Исследование распространенности инвалидности в различных странах мира показало, что в Китае 4,9% детей имеют ограниченные возможности вследствие заболеваний, в Великобритании — 2,6%. В Саудовской Аравии дети-инвалиды составляют в среднем 6.3% всей популяции при вариации по регионам показателя в пределах 4,3-9,9%. В США 12,8% детей (9,4 млн) являются «детьми со специальными потребностями в медицинском обслуживании», на отдельных территориях, где проживают бедные семьи и афроамериканцы этот показатель возрастает до 23,5%. В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1.5-2.5 до 4.5% детского населения. Распространенность детской инвалидности в нашей стране с момента ее регистрации с 1980 по 2009 г. увеличилась почти в 12 раз. Уже в 2004 г. уровень детской инвалидности в России составил 200.8 на 10 тыс. детей 0-17 лет. Точные данные можно посмотреть в приложениях № 1,2,3,4.В настоящее время абсолютное число детей с ограниченными возможностями превысило полумиллионную отметку. По оценке МЗиСР РФ, в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной социальной ситуации в большинстве российских семей. В структуре инвалидности с учетом возраста преобладают подростки. Во всех возрастных группах детей-инвалидов лидируют мальчики (58%), уровень инвалидности среди них выше, чем среди девочек в 1,2-1,7 раза. К причинам упомянутого роста следует также отнести введение в 1995 году в российскую педиатрическую экспертную практику Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, значительно расширившей показания к установлению статуса «ребенок-инвалид». Поэтому с 1996 г. наблюдался резкий подъем уровня детской инвалидности в РФ. который в дальнейшем после некоторой стабилизации вновь начал расти по причине действия неблагоприятных закономерностей в состоянии здоровья детского населения. Подобная ситуация также наблюдалась в других странах-членах ВОЗ, ранее перешедших на вышеуказанную классификацию.В России создана автоматизированная информационно-аналитическая система «Регистр детей-инвалидов». Кроме того, обязательным является регионально ориентированный анализ факторов, влияющих на состояние проблемы. Следует отметить, что важное значение имеет своевременная диагностика инвалидности. Предполагают, что неучтенными остаются дети с легкими, не столь очевидными формами нарушений и ограничений жизнедеятельности. Некоторые исследователи подчеркивают недостаточное выявление детей с ограниченными возможностями специалистами первичного звена. Кроме того, инвалидность не оформляется детям, воспитывающимся в домашних условиях, не попадающим в поле зрения медицинских работников. И.А. Камаев приводит сведения, что на умственно отсталых детей, находившихся в домах-интернатах РФ. не оформлялись пенсии и пособия, поэтому сведения о них в базах данных отсутствовали. С учетом этих детей уровень инвалидности может быть ещё выше. В отдельных случаях отмечались нежелание родителей по психологическим мотивам признать своего ребенка инвалидом или незнание ими регламентируемых государством прав и льгот. У многих детей инвалидность регистрируется неоправданно поздно. По данным Национального НИИ общественного здоровья РАМН, детям до 1 года инвалидность не оформляется в 100% случаев, в 1-2 года — в 58%, в 3-6 лет — в 31%, в 7-14 лет — в 24%; в целом от 0 до 14 лет — в 39,9% случаев.

Доктрина изъятия детей-инвалидов из социума

Опыт показывает, что помощь ребенку с ограниченными возможностями эффективна в том случае, если она адресована именно к нему, а не к абстрактной единице, если в основе помощи положены личные, человеческие отношения. И глубинная причина понятна -ребенок, даже изуродованный болезнью, остается человеком, остается личностью, и нуждается в том, в чем нуждается всякий человек и всякая личность. Поэтому государственная, экономическая, медицинская и всякая иная помощь таким детям должна, в конечном счете, быть фундаментом для помощи личной. А личная помощь лучше всего может осуществляться в семье, в нормальной, хорошей семье. Там ребенок может получить любовь, и быть желанным даже при его патологии. Поэтому для эффективной помощи ребенку-инвалиду, государство должно не отрывать ребенка от семьи, а поддерживать семью. На это должна быть ориентирована и законодательная, и юридическая, и экономическая, и психологическая поддержка. В нашем обществе существовала и существует доктрина изъятие ребенка-инвалида из семьи и социума, и помещения его в особые условия, в изоляцию, в интернат. И родители ребенка с явной патологией уже в роддоме подвергаются уговорам отказаться от ребенка. Работает приоритет изъятия инвалидов из общества, сознательный или бессознательный. До 90% детей с синдромом Дауна оказываются в Доме ребенка, треть всех детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии, своей семьи не видят никогда. Дети с тяжелыми патологиями оказываются в интернате. Государство выделяет средства на их жизнь, их содержат, кормят, оказывают какую-то медицинскую помощь. Но интернат, дом ребенка — казенное заведение. Конечно, интернат интернату рознь, но в среднем его плохо переносят даже обычные дети. Опять же официальная статистика: в интернатных учреждениях, дети болеют больше, чем в семье. В среднем в интернате доля здоровых определяется в диапазоне от 2 до 15% . а в современных семьях относительно здоровы 45%.Много острее стоит вопрос для детей-инвалидов. Из детей-даунов, попавших из роддомов в дома ребенка, по оценкам специалистов Центра лечебной педагогики в Москве, 40% детей умирают на первом же году жизни; до взрослого возраста доживает едва ли каждый десятый. Распределение детей-инвалидов по месту проживания можно посмотреть в приложении №5.

Иппотерапия

Иппотерапия (от греческого hippo — лошадь) — лечение с помощью лошади, при котором с больными занимается иппотерапевт или специально обученный инструктор по лечебной верховой езде. (Больной выполняет упражнения, разработанные для него специалистом по иппотерапии, сидя верхом на идущей лошади. Лошадь ведёт коновод, рядом с больным находятся один или два инструктора. При лечебно-педагогической верховой езде всадник управляет лошадью самостоятельно под руководством инструктора с минимальной помощью. Лечебно-педагогическая вольтижировка эффективно стимулирует процесс развития детей с недосформированным восприятием и помогает их социализации. Конный спорт среди инвалидов развивается по нескольким направлениям. Для спортсменов с сохранным интеллектом — паралимпийские выездка, конкур, драйвинг. Для спортсменов с ментальным поражением проводятся соревнования Специальной Олимпиады, где предусмотрены несколько видов программ. Занятия спортом -неотъемлемая часть социальной, физической и психологической реабилитации инвалидов. Спорт инвалидов имеет более чем 100-летнюю историю. В Берлине в 1888г уже существовал спортивный клуб глухих. После Второй Мировой войны осталось много искалеченных молодых мужчин. Их потребность в самореализации послужила толчком к организации занятий спортом. Во время Церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне 28 июля 1948г были проведены первые соревнования среди инвалидов-колясочников, а в 2008г на Паралимпийских играх в Пекине участвовали более 4200 спортсменов из 148 стран.Конный спорт среди инвалидов начат развиваться недавно, но очень динамично. Первые международные соревнования, в которых приняли участие спортсмены из шести стран, прошли в 1984г в Нью-Йорке. В 1999г на Чемпионате мира в Дании соревновались уже 112 спортсменов из 28 стран, и впервые в Чемпионате мира участвовали два российских спортсмена. Паралимпийская выездка отличается от обычной выездки некоторой упрощённостью тестов, запретом выполнения определённых для каждого Уровня аллюров, сокращением времени выступления и размерами манежа для некоторых Уровней. Этот вид спорта доступен лицам с широким спектром функциональных нарушений. В зависимости от степени нарушения спортсмен принимает участие в одном из пяти Уровней. Паралимпийский конный спорт — ныне восьмой вид конного спорта FEI (Международная федерация конного спорта) — зародился в Скандинавии и Великобритании в начале семидесятых годов. Развиваются также и другие виды паралимпийского конного спорта: паралимпийский конкур и паралимпийский драйвинг. Паралимпийский конкур — вид спорта, где спортсмены так же, как и в паралимпийской выездке, разделяются по группам (по степени функциональных нарушений), внутри которых и проводятся зачёты. Для каждой группы устанавливается своя предельная высота препятствий. Паралимпийский драйвинг — вид спорта, к сожалению, совсем не развитый в России, в котором спортсмены делятся на два Уровня. Это состязания в специальных экипажах.

Виртуальные уроки реальны

В Международный день инвалида в вечернем выпуске новостей Первого канала прозвучала история девушки из Оренбуржья. Она имеет ограничения по здоровью, но несмотря ни на что, получает высшее образование — дистанционно. Такую возможность ей дал Центр дистанционного образования, что действует при Оренбургском государственном университете. Любопытно, что федеральный канал преподносил этот опыт как явление редкое, почти уникальное для страны. А в нашем регионе учиться таким образом могут и школьники. В 2009 году Центр дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста открылся в городе Оренбурге — первый в области. Все учебные места в нем сразу же были заняты: дети-инвалиды, которые из дома-то выходят редко, просто жаждали наладить хотя бы виртуальную связь с педагогами, найти побольше друзей. Сегодня здесь получают среднее образование, а также занимаются на факультативах более сотни ребят. Пока этот центр — учреждение дополнительного образования. Только ребятня здесь не бегает по коридорам, хотя звонкие голоса все же наполняют учительскую жизнелюбием и оптимизмом. Это особенные дети, более спокойные, несколько застенчивые при общении с незнакомцами. Но уже через несколько минут общения они раскрываются и дарят свои искренние улыбки.

Дети с инвалидностью: просто лечить — недостаточно

Конечно, существует большое количество реабилитационных центров, больниц для инвалидов. Существует огромное количество различных методик лечения разных форм инвалидности. Но традиционные-«больничные» способы лечения инвалидов не являются единственными, особенно в лечении детей — инвалидов. Ведь так важно помогать детям не только физически, но и душевно, человечески. Сейчас во всем мире создается большое количество кружков адаптации детей с инвалидностью. К сожалению, в Оренбурге нет ни одного действительно сформированного такого кружка, который мог бы оказать действительную помощь больным детям. Но в других городах России есть такие кружки. Один из примеров — театрально-музыкальная студия для детей с синдромом Дауна «Солнечный бубен» в Екатеринбурге. Более десятка детишек вместе со своими родителями стали участниками необыкновенного урока: лидеры фестиваля «Барабаны за мир» Александр Круглянкин и Андрей Дымшаков не только показали, рассказали, но и научили первым основным приемам игры на этнических ударных инструментах

Заключение

В ходе работы над моим проектом, я изучила большое количество литературы, провела практические исследования. В ходе изучения проблемы защиты детей-инвалидов, я поняла, что в нашем городе недостаточно хорошо сформированных организаций, которые действительно могли бы защитить права детей с инвалидностью. Я хорошо изучила данную тему, и поняла, что в нашем мире в целом проблема защиты детей-инвалидов набирает свои обороты лишь с недавнего времени, и в основном помощь и защита оказывается лишь с юридической стороны вопроса, обходя душевную. Помощь ребенку с ограниченными возможностями эффективна в том случае, если она адресована именно к нему, а не к абстрактной единице. И глубинная причина понятна — ребенок, даже изуродованный болезнью, остается человеком, остается личностью, и нуждается в том, в чем нуждается всякий человек и всякая личность. Поэтому государственная, экономическая, медицинская и всякая иная помощь таким детям должна, в конечном счете, быть фундаментом для помощи личной. А личная помощь лучше всего может осуществляться в семье. Поэтому для эффективной помощи ребенку-инвалиду, государство должно не отрывать ребенка от семьи, а поддерживать семью. Что касается моего макета реабилитационного центра для детей инвалидов, я думаю что он в действительности очень нужен нашему городу и области, так как включает центр иппотерапии, бассейн, спортивный зал, психологический кабинет, все это находится в парковой зоне. Приведенные мною результаты изучения защиты детской инвалидности свидетельствуют о необходимости дальнейших исследований этой проблемы с целью разработки улучшения мер по охране прав детей — инвалидов, оказания им медико-социальной помощи, рассмотрение вопросов их реабилитации.

Размещено на Allbest.ru

Об инвалидности

«Если вы стали инвалидом, то это необязательно является следствием вашей вины, однако и винить весь окружающий мир и ожидать от него жалости тоже не стоит. Нужно посмотреть на ситуацию с оптимистической точки зрения и постараться извлечь из нее все самое лучше, чтобы по-настоящему себя найти. Если кто-то имеет физические ограничения возможностей, то он не может позволить себе еще и психологические. По моему мнению, человеку в данном случае следует сосредоточить свою активность в тех сферах, где физическое ограничение возможностей совершенно не является проблемой. Конечно же, паралимпийского атлета из меня бы никогда не получилось, хотя для меня проще сделать именно такой вывод, потому что мне никогда не нравилась атлетика. С другой стороны, наука является отличной сферой для физически ограниченных людей, потому что работать по большей части приходится только своим мозгом. Конечно же, экспериментальная работа может потребовать от человека физических усилий, поэтому идеальнее всего подходит именно теоретическая сфера науки. Моя физическая ограниченность никогда не была помехой в моей работе, теоретической физике. В некоторой степени она даже помогла мне избежать бесконечных лекций и административной работы, которыми бы мне определенно пришлось заниматься, если бы не болезнь. Тем не менее преуспел я в этой сфере только благодаря помощи со стороны, а именно от моей жены, детей, коллег по работе и студентов. Я обнаружил, что в общем люди очень часто готовы тебе помочь, однако их для этого нужно воодушевить, показать, что их старания действительно будут стоить чего-то большего в будущем через твою работу».

>О путешествиях во времени

«Я бы вернулся в 1967 год, в день, когда родился мой первый ребенок Роберт. Мои трое детей принесли мне огромную радость».

Состояние детской инвалидности в России и мире

Одним из острых вопросов современного общества является проблема инвалидности с учетом ее медицинского, социального, нравственного и экономического значения. В России, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. В начале нового тысячелетия проблема детской инвалидности в России приобретает поистине общенациональный характер. В современном мире сохраняется неуклонный рост детской инвалидности, которая отражает крайний вариант нездоровья детей и подростков. Накопление «бремени» тяжелых нарушений здоровья у детей обуславливает комплекс серьезных социальных, экономических и морально-психологических проблем как для самого ребенка-инвалида и его семьи, требуя привлечения дополнительных средств государства, снижая качество жизни населения и темпы развития страны в целом и отдельных регионов в частности. Поступательное социально-экономическое развитие России невозможно без сохранения существующих и формирования будущих полноценных трудовых ресурсов. Проблемы народонаселения, определяющие перспективы развития многих территорий РФ тесно связаны с проблемой высоких показателей заболеваемости и инвалидности в детском возрасте, с необходимостью развития и укрепления службы охраны здоровья матери и ребенка. Распространение и причины инвалидности детей. Исследование распространенности инвалидности в различных странах мира показало, что в Китае 4,9% детей имеют ограниченные возможности вследствие заболеваний, в Великобритании — 2,6%. В Саудовской Аравии дети-инвалиды составляют в среднем 6.3% всей популяции при вариации по регионам показателя в пределах 4,3-9,9%. В США 12,8% детей (9,4 млн) являются «детьми со специальными потребностями в медицинском обслуживании», на отдельных территориях, где проживают бедные семьи и афроамериканцы этот показатель возрастает до 23,5%. В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1.5-2.5 до 4.5% детского населения. Распространенность детской инвалидности в нашей стране с момента ее регистрации с 1980 по 2009 г. увеличилась почти в 12 раз. Уже в 2004 г. уровень детской инвалидности в России составил 200.8 на 10 тыс. детей 0-17 лет. Точные данные можно посмотреть в приложениях № 1,2,3,4.В настоящее время абсолютное число детей с ограниченными возможностями превысило полумиллионную отметку. По оценке МЗиСР РФ, в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной социальной ситуации в большинстве российских семей. В структуре инвалидности с учетом возраста преобладают подростки. Во всех возрастных группах детей-инвалидов лидируют мальчики (58%), уровень инвалидности среди них выше, чем среди девочек в 1,2-1,7 раза. К причинам упомянутого роста следует также отнести введение в 1995 году в российскую педиатрическую экспертную практику Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, значительно расширившей показания к установлению статуса «ребенок-инвалид». Поэтому с 1996 г. наблюдался резкий подъем уровня детской инвалидности в РФ. который в дальнейшем после некоторой стабилизации вновь начал расти по причине действия неблагоприятных закономерностей в состоянии здоровья детского населения. Подобная ситуация также наблюдалась в других странах-членах ВОЗ, ранее перешедших на вышеуказанную классификацию.В России создана автоматизированная информационно-аналитическая система «Регистр детей-инвалидов». Кроме того, обязательным является регионально ориентированный анализ факторов, влияющих на состояние проблемы. Следует отметить, что важное значение имеет своевременная диагностика инвалидности. Предполагают, что неучтенными остаются дети с легкими, не столь очевидными формами нарушений и ограничений жизнедеятельности. Некоторые исследователи подчеркивают недостаточное выявление детей с ограниченными возможностями специалистами первичного звена. Кроме того, инвалидность не оформляется детям, воспитывающимся в домашних условиях, не попадающим в поле зрения медицинских работников. И.А. Камаев приводит сведения, что на умственно отсталых детей, находившихся в домах-интернатах РФ. не оформлялись пенсии и пособия, поэтому сведения о них в базах данных отсутствовали. С учетом этих детей уровень инвалидности может быть ещё выше. В отдельных случаях отмечались нежелание родителей по психологическим мотивам признать своего ребенка инвалидом или незнание ими регламентируемых государством прав и льгот. У многих детей инвалидность регистрируется неоправданно поздно. По данным Национального НИИ общественного здоровья РАМН, детям до 1 года инвалидность не оформляется в 100% случаев, в 1-2 года — в 58%, в 3-6 лет — в 31%, в 7-14 лет — в 24%; в целом от 0 до 14 лет — в 39,9% случаев.

Общие положения и принципы обеспечения прав детей-инвалидов

Основополагающим документом, определяющим основы прав детей-инвалидов на международном уровне, является принятая Ассамблеей ООН в 2006 году Конвенция о правах инвалидов. На ее основе создаются соответствующие законодательные акты и законопроекты в тех государствах, которые ратифицировали Конвенцию. Общие принципы, заложенные в Конвенции, заключаются в защите и обеспечении равного и полного осуществления детьми-инвалидами всех основных прав и свобод человека и гражданина. Вопросы прав и свобод детей инвалидов освещает статья 7 Конвенции.

Вопрос о предоставлении льгот родителям детей — инвалидов в 2019 году в России встал особенно остро, что связано с реформированием социальной сферы. Сегодня государство ставит перед собой задачи исполнения всех социальных обязательств перед данной категорией граждан, связанные не только с материальным обеспечением, но и другими направлениями создания условий для полноценной жизни детей-инвалидов. На первый план, конечно, выходят выплаты родителям воспитывающих детей инвалидов.

Кроме того, на контроле у государственных органов находятся такие направления работы, как:

  • Обеспечение прав детей с ограниченными возможностями на достойное общее и профессиональное образование;
  • Улучшение жилищных условий;
  • Получение медицинских услуг.

Также, контролируются вопросы предоставления льгот, семьям воспитывающих детей-инвалидов. Вопрос о том, какие льготы предоставляются семьям, имеющим детей — инвалидов, задаются достаточно часто.

Виды льгот для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида

Инвалидами признаются дети, имеющие стойкое нарушение здоровья, причинной которого явилось заболевание, травма или иной дефект, и обусловленная этим моментом полная или частичная утрата самообслуживания. Недуг может носить физический или психический характер, быть врожденным или приобретенным. Дети, получившие недуг, травму или имеющие дефект с рождения, признаются инвалидами детства.

Пройдя установленные законом процедуры медицинского обследования, ребенку определяется специальной комиссией, группа инвалидности. Законодательно определяется перечень льгот для родителей детей, соответствующих определенной группе инвалидности. Законодательно определяются и льготы родителям детей инвалидов после 18 лет.

Материальная государственная поддержка: размер пособия

В вопросе о том, какие выплаты положены семье с ребенком инвалидом, следует выделить пенсию самому ребенку и его родителю в качестве компенсации. С момента получения статуса инвалида ребенку начисляется соответствующее группе инвалидности денежное пособие – пенсия по инвалидности. При необходимости постоянного ухода, родителю, или иному члену семьи, его осуществляющему также назначается пособие по уходу за ребенком-инвалидом.

Особенности назначения пособий

Согласно законодательству, пособия семьям, воспитывающим детей инвалидов, назначаются на следующих условиях:

  • Выплата назначается при уходе за ребенком- инвалидом и взрослым ребенком- инвалидом 1 группы одному из родителей;
  • Родитель должен быть трудоспособным, но не работающим;
  • Родитель не должен получать пенсию, пособие в связи со статусом безработного.

Исходя из этих условий, пособие по уходу может быть назначено любому гражданину, независимо от родственных связей, осуществляющих фактический уход за инвалидом и отвечающий вышеперечисленным условиям.

Размер пособия определяется на законодательном уровне и в 2019 году составляет:

  • Для родителей ребенка-инвалида, опекунов или усыновителей – 5500 рублей в месяц;
  • Для постороннего гражданина (для любого, кроме родителей), ухаживающего за ребенком-инвалидом в сумме 1200 рублей ежемесячно.

Обратиться за начислением соответствующих выплат нужно в ПФР РФ, подать документы можно непосредственно специалистам Пенсионного фонда или через специалистов Многофункциональных центров.

Примечательно, что период ухода за ребенком с ограниченными возможностями включается в страховой стаж. С учетом введенной бальной системы, за каждый год ухода начисляется 1,8 пенсионных баллов.

На содержание ребенка-инвалида также предусмотрена пенсионная выплата. В истекшем году размер такой пенсии составлял 11 900, с 1 апреля текущего года ее размер повысился до 12 213 рублей, рост составил 2,6%.

Льготы работающим родителям

Законодатель предусмотрел и трудовые льготы родителям детей инвалидов.

Родителям детей-инвалидов, не достигших 18 лет, предоставляются следующие льготы:

  • Отпуск в удобное время, в обязательном порядке оплачиваемый;
  • Работодатель не вправе вынудит работать такого родителя сверхурочно или в выходные;
  • Работодатель не вправе уволить единственного родителя ребенка-инвалида;
  • Родители ребенка вправе взять 4 оплачиваемых дополнительных выходных в месяц, по 2 на каждого или 4 одному.
  • 14 дней дополнительного неоплачиваемого отпуска.

Также, в вопросе о том, какие льготы предоставляются на работе, если ребенок – инвалид, следует упомянуть и о возможности досрочно выхода на пенсию обоих родителей.

Условия досрочного прекращения профессиональной деятельности и выхода на пенсию следующие:

  • 15 лет страхового стажа для женщин и 20 – для мужчин;
  • Возраст 50 и 55 лет соответственно;
  • Ребенок должен находиться в семье до 8 лет.

Кроме того, работодатель вправе установить внутренние льготы работнику, имеющему ребенка- инвалида, например, предоставить дополнительные неоплачиваемые дни отпуска или премиальные выплаты. К такого рода мерам прибегают частные предприниматели.

Также семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, предоставляются жилищные и коммунальные льготы, а также связанные с воспитанием и образованием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *