Дети из неполных семей

Особенности воспитания детей в неполной семье

Семья как ВУЗ первичной социализации малыша

Главнейшая соц. функция семьи — образование растущего поколения. Семья в идущем в ногу со временем сообществе рассматривается как ВУЗ первичной социализации малыша. Водительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой указанных культурой и сообществом общепризнанных мерок и верховодил, регулирующих распределение меж опекунами функций ухода за детками и их образование в семье; характеризующих содержание ролей, модели ролевого поведения. Предки отвечают перед сообществом за компанию системы критерий, подходящих возрастным необыкновенностям малыша на любой из ступенек онтогенеза и обеспечивающих подходящие способности его личного и умственного становления. В ситуации водительства все наиболее определенной делается ценности ВУЗа семьи. До этого обязанность за образование малыша возлагалось на сообщество, на тот момент как личное водительство обхватывало только что касается непродолжительный период юношества малыша до начала предисловия его в трудовую работа, хотя с конфигурацией задач социализации малыша в масштабах домашнего воспитания на любой из возрастных стадий его становления испытывают перемены помимо прочего точные формы и средства воспитательных действий, нрав взаимоотношений с опекунами.

Основными задачками семьи считаются составление 1 общественной необходимости малыша — необходимости в общественном контакте (М.И. Лисина), базисного доверия к миру (Э. Эриксон) и привычки (Дж. Боулби, Мтр. Эйнсворт) в детстве; составление предметно-орудийной компетентности в ранешном возрасте и общественной компетентности в дошкольном, совместная работа и поддержка в освоении системы научных понятий и претворении в жизнь самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте; существо критерий для становления независимости и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Чувственная интенсивность и эмоционально-позитивный нрав межличностных взаимоотношений, стабильность, продолжительность и устойчивость взаимодействия с партнером, общая работа и совместная работа со совершеннолетним как образчиком компетентности, общественная поддержка и инициирование к самостоятельной работы делают семью неповторимой текстурой, обеспечивающей более благосклонные условия для личного и интеллектуального становления малыша.

Семья как одно из обстоятельств отклоняющегося поведения ребят

Семье отводится главная роль в определении тенденции поведения малыша, конкретно в ней в ходе взаимодействия и взаимовлияния опекунов и ребят закладываются базы общепризнанных мерок и верховодил нравственности, умения общей работы, складывается мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные намерения и эталоны. Исходя из того, как складываются данные отношения и обращение, какой воспитательный потенциал имеет семья (а он ориентируется текстурой семьи, совокупным образовательным и культурным уровнем опекунов, социально-бытовыми критериями жизни семьи, эмоциональным микроклиматом, распределением многофункциональных повинностей меж членами семьи, трудовыми и семейными прямыми обязанностями, организацией вольного времени и др.), сформировывает персона малыша.

Семейное обращение в этом возрасте имеет 1 специфика: оно носит противоречивый нрав. Разноречивость домашнего общения и взаимоотношений в этом возрасте необыкновенно остро имеет место быть в неблагополучных семьях, продуцирующих отклоняющееся поведение молодых людей. Неблагополучная семья — есть та семья, коя не исполняет либо исполняет де-юре собственную водящую функцию — образование полновесного жителя нашей планеты. В этот момент понятие неблагополучной семьи сможет вставать только согласно с точным ребенком. Для 1-го малыша семья быть может оптимальной, а для иного та же семья повлечет за собой трудных искренних переживаний.

Изъяны воспитания считаются признаком неблагополучия семьи. Ни материальные, ни домашние, не элитные характеристики не определяют ступень благоденствия или же неблагополучия семьи — исключительно отношение к ребенку. Впрочем не предусматривать структурные конфигурации в семье, перемена ее ценностных ориентаций бы было ошибочным .

Структурная деструкция семьи (неполные семьи) не соблюдает логику общения малыша, вызывает расстройство развивающей функции общения со ровесниками, обедняет практику связей с совершеннолетними людьми (особо с представителями сильного пола). Дети из этих семей традиционно претерпевают затруднения в выборе приятелей, в установлении контактов со ровесниками.

Моментом, оказывающим большое влияние на текстуру домашнего общения, имеет возможность оказаться и то, собственно 1 из опекунов в следствие конкретных обстоятельств (нередкие командировки, долгое неимение в семье либо просто нежелание заниматься воспитанием малыша и др.) словно самоустраняется от процесса воспитания, а, а значит, и общения с ним. Именно в данный момент у нас вместе с открытой безотцовщиной присутствует спрятанная безотцовщина, коя выражается в том, собственно в ряде всевозможных случаев папы, проживая в семье, не принимают роли в воспитании деток. Сокрытая безотцовщина понижает отдача домашнего воспитания.

Несоблюдение текстуры семьи делает плохое действие на школьников не само собой, ну а в сочетании с иными факторами, например с уровнем единого и педагогического образования опекунов, нравом их отношений в семье, содержанием общения и так далее Очередным признаком благосостояния семьи и ее воздействия на малыша считается отношение к социальным общепризнанным меркам и ценностям — в их младенец черпает 1-ые эталоны человечьих взаимоотношений и культуры общения, они в наиболее позднем возрасте считаются тем высоконравственным идеалом, по коему он сравнивает собственные действия.

Отношения опекунов с ребятами оказывают большое влияние на нрав и содержание общения, вмести с этим обращение корректирует дела, развивает и обогащает их. Нрав домашнего общения и стиль взаимоотношений, в большинстве случаев, имеет место быть во содействии родственников. Раз данные дела чувственно позитивным, то семейное обращение плодотворно, притягательно, навевает обоюдное ублажение; а раз дела конфликтны, чувственно отрицательны, значит и семейное обращение воспринимает отрицательный оттенок. Тогда как в разговоре заложен очень немаленький воспитательный потенциал, который имеет возможность поиграть главную роль в изменении, как нрава внутрисемейных взаимоотношений, но и стиля взаимодействия в семье, по следующим причинам оно нацелено не столько на понимание жителей нашей планеты, на оценку их действий и поведения .

Черта неполной семьи

До того как уяснить характеристику неполной семьи, давайте определим, собственно считается уверенностью и неполной семьей. Присутствует немного определений семьи. В первую очередь, семья — данное базирующаяся на браке и (или же) кровном неразрывной связи небольшая соц. категория, члены коей объединены общим проживанием и ведением хозяйственного хозяйства, психологической взаимосвязью и обоюдными повинностями по отношению приятель к приятелю.

Так же, семьей величается общественный ВУЗ, характеризующийся стабильной формой отношений меж людьми, в масштабах которого исполняется главная часть ежедневной жизни жителей нашей планеты: сексапильные дела, деторождение и изначальная социализация ребят, существенная часть домашнего ухода, образовательного и врачебного профилактики и т.п.

Как вид выделяют семьи неполную. Неполная семья — семья, в какой в следствии расторжения брака либо погибели отсутствует 1 из мужей. Неполные семьи оформляют солидную долю народонаселения в Рф — 13%, в подавляющем количестве случаев данное семьи одиноких мам, разведенных дам и вдовцов. Как правило в данных семьях 1, реже — 2 малыша .

Увеличивается количество одиноких мам и их деток. Так, в случае если в 1993 году доля ребят, родившихся у барышень, не состоящих в зарегистрированном браке, сочиняла 18%, то в 1997 году она превысила 25%. Означает, раз в год любой 4-ый — 5-ый новорожденный делается ребенком из неполной семьи, относимой традиционно к семье риска.

Каждый год, по достоверным сведениям Госкомстата, распадается 500-600 тыл браков, кроме того образуя неполные семьи, и практически столько -же деток в возрасте до 18 лет стают детками семей риска .

Неполная семья относится к семьям категории риска. Она считается отклонением от общепризнанных мерок.

Неполной семьей величается таковая семья, коя состоит из 1-го опекуна и его ребят. Она возникнет по разным первопричинам: в следствии погибели кого-то из мужей, расторжения брака, рождение внебрачного малыша или же усыновление. Неполная семья считается юридически правомочной. По российскому семейному законодательству она использует вблизи льгот, способствующих настоящему воспитанию деток.

При разводе два опекуна юридически несут ответственность за образование деток, на практике ушедший из семьи муж имеет менее полномочия разговаривать с ребятами, а у остального помимо прочего делается менее времени для воспитания и общения с ими, по следующим причинам повышается численность хлопот и повинностей. Собственные проблемы претерпевает и мама, воспитывающая малыша 1, в отсутствии супруга.

В неполных семьях детки по-всякому обращают внимание на неимение 1-го либо иного опекуна, мальчишки наиболее уязвимы, нежели девчонки. В семьях в отсутствии основателя встает масса общественных трудностей. Безотцовщина особо негативно и чревато отрицательными воспитательными результатами для мальчиков.

От случая к случаю в неполных семьях, где материальные условия невысокие, опекуны водят аморальный противоправный стиль жизни, где жилищно-бытовые условия не отвечают простым санитарно-гигиеническим притязаниям, а воспитанием ребят, в большинстве случаев, никто не занимается, ребята оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии. Они стают потерпевшими насилия, как со стороны опекуна, но и иных жителей такого же общественного строя.

Одним из известных типов неполной семьи в наше время делается внебрачная семья, коя встает в следствии рождения малыша вне брака. Стремление скрасить одиночество, рвение удовлетворить необходимость материнства и др первопричины водят к тому, собственно почти все барышни находят решение сейчас на таковой шаг принципиально. Проблемы воспитания в таковой семье состоят как правило в том, собственно мама, перегруженная работой, уделяет недостающее внимание ребенку. В таковой семье затруднено ознакомление малыша с общественной ролью основателя: он не имеет возможности обнаружить и усвоить вида поведения, образчик для подражания. Зачастую мама, воспитывая малыша по собственному виду и подобию, самым что ни на есть несознательно подталкивает его повторению собственной индивидуальной жизни, к усвоению стереотипов собственного поведения.

Отрицательным образом сказывается на воспитании в таковой семье недоступность авторитета, символизируемого папой. Необыкновенно неблагоприятно недоступность отцовской опеки отражается на подготовке девчонок к грядущей домашней жизни. В критериях бессчетных проблем у мамы имеют все шансы складываться трудные дела с ребенком. Отсель встает иногда несправедливость с ребенком, собственно сказывается на его высоконравственном развитии.

Негативно оказывает большое влияние на малыша и полоумная материнская любовь: забывая, собственно привязанная к нему всем сердечком, она делается ревнивой, защищает его от всех «больных» воздействий и достигает самым что ни на есть хладнокровия либо недовольства, направленного сначала против неё.

Ключевые меры совершенствования воспитательных полномочий в таковой семье состоят в последующем: существо доверительных взаимоотношений в семье, составление эмоций взаимопомощи и втягивание деток в дела и хлопоты семьи, мудрое соответствие родительской любви и строгости, возрастание роли собственного образца, составление у ребят полезного эталона совершеннолетнего .

Ключевые трудности деток из неполной семьи

Неполная семья, при всей имеющейся жертвенности и геройских усилиях маме, не имеет возможности обеспечить полновесных критерий социализации малыша, под коей специалисты по психологии разумеют обыкновенно весь процесс вхождения его в общественную среду, механизм к ней, освоение (даже творческое) соц ролей и функций. И тут процесс данной социализации, другими словами вхождения малыша из неполной семьи в общественную среду, усугубляется и деформируется.

Изыскания проявляют, собственно одинокая мама имеет наиболее воплощенную установку на образование ребят, нежели мама в абсолютной семье. Процесс воспитания и вся система взаимоотношений мамы с ребятами чувственно наиболее сочна. Мама рвется собственным воздействием, собственной любовью, собственной заботой восполнить то, собственно считает она, ребята недополучают в следствии недоступности основателя. Относительно к ребятам эта мама занимает опекающую, охранительную, осуществляющую контроль, ограничивающую инициативу малыша сделку. Данное содействует формированию чувственно ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся наружным воздействиям, «снаружи управляемой» эгоистической персоны.

Невозможно скидывать со счетов и воздействия наружной среды. Малыш из неполной семьи больше как оказалось объектом высоконравственно — эмоционального давления со стороны ребят из благоприятных полных семей, что и приводит к формированию чувства закомплексованности, а часто и озлобленности, злости. У таковых ребят имеют все шансы не сформироваться альтруистические и гуманистические свойства, черты, в отсутствии которых нельзя творение теснее личной благоприятной домашней обстановки. Составление персоны малыша еще больше осложняется в том случае, коль скоро он был очевидцем либо соучастником всех фамильных столкновений и скандалов, которые привели его опекунов к расторжению брака. Сохраняющаяся привычка к папе при злобном отношении к нему мамы готов стать основанием раздвоения психической жизни малыша, его персоны .

Недоступность представители сильного пола в семье особо деформирует процесс социализации мальчиков, для которых в ней не как оказалось натуральной общественной модели для подражания.

Еще труднее процесс социализации ребят случается там, где мама упрямо пробует «сделать» собственную судьбу. В семье нередко бывают замечены новейшие «дяди». Некие из их подселяются в жилплощади, перестраивают на собственный лад их домашний обиход, настоятельно просят от малыша явного дела к себе, а позже уходят. Их место занимают иные, и все наступает вначале. Малыш заброшен. Он ощущает себя никому не необходимым. В этих критериях вполне вероятно составление персоны человеконенавистника, преступника, законопреступника.

Исследование психологии законопреступников указывает, собственно первым толчком в формировании их противоправного поведения считается внутреннее отчуждение школьника от семьи и средние учебные заведения. Далее начинается период разумного обоснования собственных деяний, извинения и объяснения их, поиск единомышленников. В группе данных заброшенных единомышленников вырабатывается своя подкультура, в какой на 1-ый проект выдвигается стандарт «потерпевшие» как создания другого, постороннего мира, создания, которого не жаль, которое наверное «наказано».

Воспитывающемуся в нервной ситуации (то лишней опеки, то отчуждения) ребенку из неполной семьи тяжело не попасть на таковой путь. К данному еще необходимо прибавить, собственно в неполной семье не совсем только нарушен психологический климат; она еще как оказалось в большей ступени изолированной, оторванной от мира вокруг нас. Вот отчего между не достигших совершеннолетия правонарушителей немалая часть приходится на иммигрантов из неполных семей. Как видим, нелегкую судьбу готовят разводящиеся опекуны не столько себе, ведь и ребятам. Детки всей имеющейся искалеченной жизнью выплачивают за неспособность опекунов сделать сильную семью со здоровым высоконравственно — эмоциональным климатом . личностный качество педагог семья

Действие состава семьи на личностное становление деток дошкольного возраста

Семья считается лидирующим среди весомых и авторитетных моментов развития персоны малыша. Потому фамильные условия воспитания, общественное положение семьи, семейство занятий ее членов, материальное обеспечивание и уровень образования опекунов, в солидной мере предопределяют жизненный путь малыша. Помимо ответственного, полновесного и целенаправленного воспитания, которое выделяют опекуны, на малыша повлияет вся внутрисемейная воздух, при этом результат данного действия с годами скапливается, преломляясь в текстуре персоны.

Необыкновенности взаимодействия малыша с опекунами, ступень их сочувственности, присутствие чувственных взаимосвязей и взаимоотношений привычки оказывают воздействие в протяжении всего периода юношества, но и в последующей жизни, считаются необыкновенным идеалом возведения его взаимоотношений с иными людьми.

Ребяческие специалисты по психологии, специализирующиеся исследованием закорочек домашнего воспитания, сообщают о том, что абсолютная семья сама собой не обеспечивает удачи в воспитании малыша, а только воссоздает посылы удачного формирования его персоны.

Неполной ведь величается таковая семья, коя состоит из 1-го опекуна с одним либо несколькими несовершеннолетними детками. Специалисты по психологии выделяют еще вспомогательную группу неполных семей — данное так-называемые высокофункционально неполные семьи, где существуют два опекуна, хотя по вопросу проф или иными жизненными обстоятельствами малюсенько оставляют времени для семьи, или вообще запамятывают о личных воспитательных функциях.

Неполная семья образовывается, обычно, вследствие развода, внебрачного рождения малыша, погибели кого-то из опекунов либо отдельного их проживания. В этой связи нужно будет выделять последующие типы неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. Исходя из того, кто из опекунов занимается воспитанием ребят, выделяют материнские и отцовские неполные семьи .

В критериях прогрессивной реальности неполная семья почти всегда состоит из мамы с ребенком или же несколькими детками, т.е. считается на самом деле материнской.

Передовыми психологическими изысканиями было подтверждено, собственно недоступность в семье не попросту основателя, а, сначала представители сильного пола считается актуальной посылом отклонений в психическом развитии малыша.

Недостаток мужского воздействия в неполных семьях имеет место быть повторяющий вид :

  • · нарушений становления интеллектуальной сферы (испытывают страдания аналитические и пространственные возможности малыша с помощью становления вербальных);
  • · мало точного воплощения процесса половой идентификации мальчиков и девчонок;
  • · затруднений преподавания школьников умениям общения с адептами другого пола;
  • · формирования лишней, патологической привычки к маме.

Для полновесного становления интеллекта малыша чрезвычайно существенно, дабы в его окружении начиная с раннего юношества, встретились два на подобии мышления: и мужской, и дамский. Неимение основателя в семье, с нежели бы оно ни было соединено, негативно сказывается на развитии интеллектуальных возможностей, как мальчиков, но и девчонок.

Присутствие представители сильного пола в семье оказывает большое влияние не столько на нрав умственного становления деток, ведь и на составление их энтузиазма к учению. Замечено, собственно нежели почаще мальчик посещает с основателем, тем гораздо лучше он обучаться, и данная зависимость отмечается в том числе и при одинаковых возможностях. Стройный, энергичный, нацеленный на триумф основатель вызывает у отпрыска рвение отвечать данному виду.

Иной весомой эмоциональной неувязкой, связанной с воспитанием малыша в неполной семье, считается несоблюдение половой идентичности, несформированность умений полоролевого поведения. Утрата или несформированность чувства пола порождает глубочайшие конфигурации всей персоны жителя нашей планеты. В развитии специфичных половых эмоциональных свойств парней и барышень несчетная роль принадлежит папе.

Теснее в 1-ые месяцы жизни малыша основатель по-всякому играет с мальчуганом и девчонкой, самым что ни на есть начинает сформировывать их половую схожесть. 1-ые 5 лет жизни играют характеризующую роль в развитии черт мужественности у мальчугана и в установлении в дальнейшем гетеросексуальных взаимоотношений у девчонки. В следствии этого, нежели длиннее в данный период ребенку понадобиться жить в отсутствии основателя и практически никакой иной представитель сильного пола не поработает успешной его подменой, тем серьезнее имеют все шансы оказаться проблемы половой идентификации.

У мальчиков, вежливых исключительно мамой, имеются становление дамских черт нрава, в том числе словесная злость, предпочтение игр и занятий, обычно присущих девчонкам, или наоборот, становление «компенсаторной мужественности», для коей отличительно хитросплетение преувеличенного мужского поведения с зависимым нравом.

Недостаток мужского воздействия в процессе взросления девченки значимо затрудняет ее становление как грядущей дамы, осложняет составление у нее умений межполового общения, собственно потом отрицательно отразиться на собственной и домашней жизни.

На взгляд М.А. Костенко, величайшая опасность для становления малыша, необыкновенно в ранним возрасте, начинается в тех случаях, как скоро нет мамы (отцовская семья) . От маме находится в зависимости не совсем только уход, хотя и еще ублажение основной массы его психических необходимостей — она дает базу для дела малыша к лицам, для его доверия к находящемуся вокруг миру, сначала непосредственно мама делает для малыша «дом».

Часто в неполной отцовской семье личную мама малыша получается применимым образом поменять, ее роль начинает соблюдать мачеха или же кто-нибудь из членов семьи малыша (старушка, тетя, старшая сестра). Как правило на ребенке концентрируется довольно, время от времени ведь очень большое количество внимания, хлопоты и любви. В этих семьях больше, нежели в природной семье, образуются всевозможные инциденты, поскольку связи тут считаются наиболее трудными и поболею тяжелыми.

Плохое действие неполной отцовской семьи сможет ясно проявляться в том случае, коль скоро в последствии погибели или же ухода мамы деток воспитывает основатель лично, в отсутствии чужой поддержки.

Роль маме в семье:

  • · считается идеалом женственности для собственных деток, образцом дамы и маме для девчонок;
  • · делает воздействие на чувственное, высоконравственное становление малыша;

Особенности психического развития детей в неполных семьях



В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Ключевые слова: семья, брак, развод, адаптация, неврозы

Общество заинтересованно в крепких и хороших семьях. Хорошая и благополучная семья, важное условие, которое делает человека счастливым. Семья — это исторически сложившаяся организованная система отношений между женой и мужем, детьми и их родителями. Ее признаками являются:

а) наличие общего семейного бюджета;

б) совместное проживание на одной площади;

в) кровная или брачная связь между всеми членами семьи;

В наше время феномен разрушения семейных отношений изучается многими психологами, потому что это серьезная проблема нашего общества и с каждым годом количество разводов стремительно растет. В последнее время все больше детей воспитываются одним родителем и в большинстве случаев, роль воспитателя берет на себя мать. Поэтому проблемы неполных семей приобретают особую актуальность. Нехватка члена семьи, по мнению исследователей, отражается в личностном развитии ребенка, его самооценке, такие дети более подвержены эмоциональным переживаниям и общение с окружающими людьми становится очень сложным. Ученые отмечают, что развод вызывает у ребенка депрессию, неврозы, что негативно отражается на поведении .

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений в неполных семьях, рассматривались зарубежными и отечественными учеными. Большой вклад внесли (П. Ф. Лесгафт, И. А. Фурманов, Р. С. Сирс, А. В. Петровский, В. В. Столин, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, М. И. Лисина и др.) В настоящее время проблемам неполных семей посвящены многие исследования. Следует отметить работы. Н. Л. Малявко. «Детско-родительские отношения в неполной семье как предмет переживания ребенка-дошкольника», С.В Авакова. «Влияния детско-родительских отношений на личностные особенности детей из неполных семей», А. И. Захарова «Особенности детско-родительских отношений в неполной семье». Н. Л. Малявко пишет о том, что родительский дом для ребенка своего рода первый институт социализации.

Она пишет, что воспитать детей в полноценном виде может только полная семья — отец и мать. Именно в такой семье изначально заданы условия для наиболее полного развития человеческой индивидуальности. В полной гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого взаимопонимания и любви .

С.В Авакова отмечает, что среди многих проблем неполных семей особенно острой, на ее взгляд, предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей .

А. И. Захаров отмечает, что дети из неполных семей становятся более замкнутыми, агрессивными, тревожными, капризными, имеют заниженную самооценку, склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению .

Важнейшей функцией семьи — это воспитание детей. Успешное выполнение между супругами возможно лишь в условиях дружбы и взаимопонимания в семье, а также, требовательности к детям, и формирования позитивного отношения к труду. Семьи, в которых превалирует неблагополучная атмосфера, хронические стрессы, скандалы и т. п. оказывает лишь деструктивное влияние на личность ребенка. Если родители постоянно выясняют отношения в присутствии детей, унижая друг друга, ребенок чувствует себя брошенным, несчастным, нелюбимым и отверженным. Ребенок получает глубокую психическую травму и в том случае, если семья распалась.

При разводе наиболее отрицательно влияет на детей «боевые действия» такие как взаимные обвинение друг друга супругами, оскорбления, драки особенно тяжело детям, когда их вовлекают в борьбу и заставляют сделать сложный выбор в пользу одного из родителей. Спокойный развод без скандалов и шантажа, существенно уменьшает страдание как ребенка, так и родителей. Хорошо, когда родители могут объяснить, что в разводе ребенок не виноват .

Для определения уровня психологического развития ребенка и отношений между членами неполных семей было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 30 учащихся школы № 3 города Шахты в возрасте от 8 до 12 лет, которых воспитывает только мать.

Были использованы следующие методики: методика уровня школьной тревожности Филипса, методика Дембо-Рубенштейна, тест-рука, тест Рене. Жиля.

Исследуя межличностные отношения, была проведена методика — фильм Р.Жиля, которая показывает положительное и отрицательное отношение к окружающим, высокие шкалы говорят о положительном отношении, а низкие свидетельствуют об отрицательным. Результаты методики можно увидеть на рис. 1.

Рис. 1. Отношение ребенка к окружающим

Как видно из результатов исследования на рисунке 1видно что, в семье преобладают положительные взаимоотношения с матерью 35 %, отношения с сиблингам составляют 20 %, отношение к отцу всего 10 %, к бабушке — 15 %. Для выявления уровня тревожности были использованы методики выявления школьной тревожности, результаты можно увидеть на рис. 2.

Рис. 2. Уровень школьной тревожности

Из рисунка 2 видно, что у детей выявлены разные виды тревожности:

– общая тревожность — 23 %; —

– социальный страх — 15 %; —

– фрустрация потребностей достижения успеха — 15 %; —

– страх самовыражения — 11 %; —

– страх ситуации проверки знаний — 4 %; —

– страх не соответствовать ожиданиям окружающих — 8 %; —

– низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — 8 %; —

– проблемы и страхи в отношениях с учителями — 12 %.

Доминирующими видами тревожности: общая тревожность, фрустрация потребностей достижения успеха и социальный страх. Для выявления уровня агрессивности у детей, воспитывающихся в неполных семьях, была использована методика тест-рука. Результаты на рис. 3.

Доминирующими видами тревожности являются: общая тревожность, переживание социального страха, фрустрация потребностей достижения успеха. Для выявления агрессивности у детей из неполных семей была использована проективная методика тест-рука, результаты представлены на рис. 3.

Рис. 3. Результат тест-руки

По результатам использованной методики можно увидеть, что у детей из неполных семей в большей степени преобладает высокий уровень агрессивности. По их мнению, это проявлялось в том, что рука атаковала, наносила вред, повреждала, доминировала, обижала. Также была использована методика Дембо-Рубенштейна для выявления самооценки у детей из неполных семей. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На рис. 4 изображены семь линий.

Рис.4. Результаты методики Дембо-Рубенштейна

  1. ум, способности.
  2. характер.
  3. авторитет у сверстников.
  4. умение многое делать своими руками.
  5. внешность.
  6. уверенность в себе .

Анализируя результаты методики, мы получили следующие результаты, что почти по всем шкалам у детей из неполных семей заниженная самооценка. Можно сделать вывод, что в неполных семьях существуют проблемы в выстраивании детско-родительских отношений. На фоне этого у детей наблюдается высокий уровень тревожности, агрессивность, заниженная самооценка. Специалисты считают, что ребенок, воспитанный в неполной семье, впитывает в себя отрицательный опыт и неправильную модель поведения супругов в браке. В неполных семьях чаще отсутствует покой, мир и благополучие, что не создаёт необходимых условий для духовного и физического развития ребенка. Предельно высока вероятность появления у детей нервно-психических заболеваний. Снижены способности к социальной адаптации, так же деформируются модели полового поведения, формируются комплексы, наблюдается социальная пассивность и апатия.

Литература:

  1. Интернет-ресурс: URL: http://demoscope.ru/weekly/2011/0491/perep01.php
  2. Варга, А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Психология. М., 2002. –С. 38–41.
  3. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб., 2007. — 224с.
  4. Корнеева, Т. Психические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т. Корнеева // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 3. — С. 3–8.
  5. Наумова Д. В., Данилова М. В. Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях // Молодой ученый. — 2014. — № 5. — С. 537–540.
  6. Малявко Н. Л. Детско-родительские отношения в неполной семье как предмет переживания ребенка-дошкольника // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2013.
  7. Авакова С. В. Интернет-ресурс: URL:http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/04/25/issledovanie-vliyaniya-detsko-roditelskikh-otnosheniy
  8. Пономарев П.А Неполная семья: проблемы и особенности / П.А Пономарев, А.Ю Тищенко // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2015 г.: в 5 частях. Часть V. М.: «АР — Консалт» 2015 г. — 150 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *