Дети от бога

Наши дети — это люди, которые даны нам Богом на воспитание

Как важно не просто растить, а воспитывать своего ребенка, и делать это правильно. Накормить, одеть, вылечить, если заболел, — это не о том. И спросить «Как твои дела?», почитать перед сном — тоже мало. Передать свой жизненный опыт, объяснить, как делать правильный выбор, сформировать вкус к хорошему, научить мыслить, сострадать, любить — вот что действительно важно. Где-то прочитала, что каждому родителю столько же лет, сколько и его ребенку. Действительно, реальный, не книжный опыт взаимоотношений мы приобретаем только с момента появления в нашей жизни нового человека. В разные периоды его роста и взросления он разный, и мы вместе учимся строить отношения на каждом этапе пути. Как 12-летняя мама я хочу поделиться тем, что, на мой взгляд, действительно важно в воспитании ребенка.

Как важно не просто говорить, что следует делать, а делать это самому! До поры до времени родители для ребенка — безусловный авторитет. Наблюдая за тем, как папа разговаривает с мамой, как он или она относятся к бабушке и дедушке, как мама ведет себя, когда у нее неприятности, как папа общается по телефону с друзьями, ребенок запоминает модель поведения и впоследствии бессознательно копирует ее. Общаясь с другими, любишь прихвастнуть? И он будет ставить себя выше других. Не можешь сдержаться, когда раздражен, — и он точно так же, будучи расстроен, станет швыряться вещами. Сказал при ребенке некрасивое слово — всё, потерял право делать ему замечания на этот счет, потому что «ты сам так говоришь»… Уступишь место в транспорте — и он в следующий раз уступит, поможешь кому-то — и он поможет. Проверено на себе! Поэтому когда ребенок рядом, контролируйте себя так, словно вас снимают на камеру, и это прямой эфир.

Как важно прививать ребенку вкус, будь то выбор книг, мультфильмов или еды! Вот маленькая зарисовка на эту тему из нашего опыта. После тренировки Ильюшка протянул другу свою бутылку с питьем. Раскрасневшийся мальчишка сделал несколько жадных глотков и вдруг с удивлением на лице оторвался от бутылки.

— Что это? «Фанта»? — торопливо спросил он у Ильюшки.

— Нет, — улыбнулся тот.

— «Спрайт»?

— Нет! — рассмеявшись, ответил Ильюшка. И торжествующе добавил: Это — мамин компот!

Он был ужасно рад и даже горд, что его мама умеет варить такую вкуснятину. А я улыбалась и между прочим думала: «Слава Богу, что ягодный компот победил в соревновании с фантами и кока-колами».

Как важно, чтобы ребенок общался с хорошими ребятами! Общеизвестное мнение, что человека формирует окружение, — факт. Когда мой сын ходил в футбольную команду, где нецензурная брань для некоторых детей (читай: родителей) была нормой, некрасивые словечки стали проскакивать и у него. Никакие доводы, запреты, уговоры и другие методы убеждения результата не давали. Пока… мы не перевели своего маленького спортсмена к другому тренеру, в команде которого на обзывательства было табу. Еще пример. У нас есть друзья — семейная пара, умные, интеллигентные ребята. Однажды наши сыновья вместе поехали на отдых. После возвращения как-то услышала, что сын напевает:

В желтой жаркой Африке, в центральной ее части

Как-то вдруг вне графика случилося несчастье…

и… ла-ла… крикнул из ветвей:

«Жираф большой, ему видней!»

Папа мальчика, учитывая долгую дорогу, закачал сыну в телефон песни Владимира Высоцкого… Мы, родители, просто обязаны формировать круг общения своих детей. Это тот случай, когда совершенно точно мы должны быть авторитарны — до определенного момента, конечно.

Как важно правильно делать замечания! Мой сын входит в подростковый возраст и на замечания с недавних пор реагирует болезненно. Иногда, если промахов с его стороны слишком много и замечаний с моей, соответственно, тоже, его реакция становится не просто бурной, а отчаянно-дерзкой (вроде и маму любит — на безусловном уровне, и понимает, что грубить взрослым нельзя, — на уровне социально-поведенческом, и самоутверждается — на уровне личностном. И третье сейчас, в этом возрасте, выходит на первый план)… На этом месте у меня в голове загорается красная лампочка: «Стоп!» и сразу вспоминаются мудрые батюшкины слова: «Не читайте своим детям нотаций». Поэтому теперь, когда мне нужно на что-то указать, я говорю спокойно и медленно, тщательно подбирая слова. А еще у святых отцов сказано: «Не слушают советов твоих дети твои? Преклони колени свои и молись…»

Как важно уметь прощать своего ребенка! Одна мама передала мне свой диалог с учительницей. Заканчивался он так: «Вы должны были сказать ему: за ЭТО я тебя НИКОГДА не прощу!» — и рука педагога с поднятым указательным пальчиком патетично взмыла вверх. «Это мой ребенок, и я в любом случае, в любой ситуации должна его простить», — мудро ответила мама. Мой сын, который вился рядом, пока мы разговаривали, превратился в Большое Ухо. А вечером, специально утворив небольшую шалость, спросил с улыбкой, за которой читалось абсолютно серьезное ожидание очень важного для него ответа: «Простишь?» — «Прощу…»

Как важно вовремя отпустить! Наши дети — это люди, которые даны нам Богом на воспитание. Мы не должны присваивать себе то, что нам, по сути, не принадлежит, как бы нам, особенно мамам, это ни было трудно. И когда придет время, мы, улыбаясь, должны отпустить их в свободное плавание. Нелепо выглядит, когда мама 14-летнего подростка, у которого уже хороший такой мужской басок, называет его «малыш» и то и дело проверяет, все ли пуговички ли у него застегнуты. Мальчишка ежедневно, придя из школы, звонит маме на работу, и она объясняет ему одно и то же: «Повесь форму… Ты повесил? Включи плиту. Самая большая кнопка… Включил? Поставь воду на огонь (такую-то кастрюльку возьми там-то). Закипело, ну, бурболки появились? Брось пельмени…» И так по каждому вопросу, уроки это, одежда для прогулки или расписание автобуса. Ежедневно. Одни и те же действия. Это я к чему: мама таким образом что воспитывает в сыне? Инфантилизм, неспособность самостоятельно принимать решения. Ребенок даже не пытается запомнить, вдуматься в то, что делает, он просто механически повторяет то, что ему сказали. А каково ему будет дальше в жизни? А если мамы не станет? А каким он будет работником, мужем, отцом?

Как важно быть рядом со своим ребенком! У одного из детских психологов я прочла, что для того, чтобы лучше понимать свое чадо, можно периодически задавать ему определенные вопросы (примерный перечень прилагался). И вы знаете, что отвечает мой сын на вопрос «Что было самое лучшее за сегодняшний день?» «Когда мы вместе делали математику», «Когда мы вместе ходили в магазин», «Когда мы вместе смотрели видео про котов», «…копали грядку», «…лепили котлеты» и т. д. Уловили? При всей парадоксальности ситуаций (особенно про математику) ключевое слово здесь — вместе.

Как важно просто быть для своего ребенка… Чувство самосохранения явственно проявилось у меня после рождения ребенка (и не только у меня, другие родители тоже говорят об этом). Раньше ты не задумывался, что с тобой может что-то случиться, а теперь тебе важно, чтобы ничего не случилось — потому что от твоей жизни зависит маленький человек, ты ему нужен, он плачет, например, когда именно тебя долго нет рядом, хотя он не один, есть и любящий папа, и бабушка… А сколько историй могут рассказать сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних, когда мать пьет, ребенок грязный и полуголодный, но всё равно ни за что не хочет расставаться с ней, как такие дети сбегают из приютов, где одеты и сыты, к своим непутевым, но родным мамам!.. Моя близкая подруга, потеряв мужа и горюя о нем, как-то сказала: «Он всё успел дать сыну, всё… а знания наш Димка и в школе получит». А мальчик, когда его попросили озвучить свое самое заветное желание, произнес: «Я хочу, чтобы мой папа воскрес…» Мы нужны своим детям, для них нам важно просто быть…

БОГ И РЕБЁНОК

С НАМИ С РОЖДЕНИЯ

Друзья, добрый день. Как вы думаете, Кто с нами всегда и не покидает нас, ни на миг? Конечно же, Бог. Он пребывает с нами на всех этапах земной жизни: от юных лет и до самой смерти.

Малыш рождается, и Бог рядом: он радуется первым шагам малыша, а позднее незримо «провожает» ребёнка в садик. Мальчик подрос и уже стал ходить в школу, и тогда Бог не оставляет своё чадо.

Он помогает нам в учёбе, работе, во всех сферах жизни и во всех добрых начинаниях. И так всегда, Бог с каждым из нас, в любую погоду, в любое время суток, не смотря ни на что.

Он незримо с нами: в институте, на работе и в старости – ВСЕГДА!

Почему же мы так мало общаемся с Богом, не советуемся и не просим Его о помощи? Что за странный парадокс – рядом с нами Тот, Кто безграничен и в мудрости, и в силе, а мы упорно не желаем принять Его? Бог любит каждого из нас неизмеримо, а мы, слепые, упорно ищем того, кто искренне полюбил бы нас.

Для того, чтобы прикоснуться к этой великой Любви не надо ничего искать, она рядом – Бог любит каждого и всегда готов помочь в добрых делах, стоит только открыть Ему сердце: молитвой, словом, служением.

ЧУДЕСА СРЕДИ НАС

Возможно, мы так устроены, что в каждом человеке немного от Фомы Неверующего. Мы безоговорочно верим своим глазам, жадно ждём чудес, но упорно не хотим видеть присутствия и явной помощи Божьей среди нас. Присмотритесь – все доказательства присутствия Его мы встречаем каждый день. Мы настолько к ним привыкли, что они кажутся нам обыденными или простыми совпадениями. Но это только на первый взгляд, стоит только присмотреться, и вы увидите присутствие Бога жизни в каждого человеке, с самого рождения.

«Бог дал ребенка, даст и на ребенка»

Эту известную фразу, гневно критикуют на всех женских форумах. На неё, бедную, ополчились буквально все. Не знаю почему, но большинство из женщин относятся к смыслу этой фразы дословно, примитивно и только с финансовой точки зрения.

«Мне интересно, откуда пошла эта идиотская фраза? Конечно, есть шанс, что деньги появятся и т.д., но он скорее минимален. Сама знаю достаточно много примеров, когда люди, у которых ничего не было и которые и так жили плохо, родили детей и всю оставшуюся жизнь живут еще хуже».

Елена П, 32 года

И только тот, кто действительно оказывался в таком серьёзном положении способен раскрыть истинное значение этого высказывания. А они, буквально все, дословно утверждают, что вместе с ребёнком Бог даёт: силы, помощь и возможности. Главное – это не жить жалостью к себе, не лениться, а главное не упускать те шансы, которые Господь приоткрывает тебе.

Давайте посмотрим на то, что говорят об этом мамы.

«Вместе с ребенком Бог дает именно эти силы. Просто многие люди ленятся, плывут по течению или банально жалеют себя. А еще некоторые сокрушаются, что их ребенок не носит брендовые вещи, неуч и к тому же худой — еды ему явно не хватает! …

Я с рождения учу ребенка всему! и при этом мы почти накопили на квартиру. Кто говорит, что ребенку много надо — тот не имеет детей, или зажрался сам и зажрал своего отпрыска икрой, диорами, нянями по всем предметам. Таким конечно, где уж одного поднять, а о 3-4 думают как о кошмаре…».

jinka

А ещё мне очень нравятся слова этой мудрой мамы. В этих словах раскрывается истина: «Когда закрывается одна дверь, Бог обязательно откроет для тебя другую».

«Я планировала ребенка не на основе этой пословицы, но так вышло, что осталась беременная одна и полностью эта пословица оправдала себя, в случае, когда кажется нет спасения — приходит помощь и весьма ощутимая. Просто Бог дает возможность, а использовать ее во благо своего ребенка это твой выбор. Ребенок — это огромный стимул жить дальше.

Lika, молодая мама

Я вижу, вы гневно критикуете меня, мол, у меня было не так?! Не стоит, рассудите сами. В эту фразу «не попадают» только тогда, когда вместо веры, в молодой маме живут: уныние, гнев, лень или пагубные привычки. Ну, а что дети? Глядя на них нам хочется улыбаться, жить, работать. Дети – это великий стимул любить и действовать. Что может быть лучше!?

Дорогие мамы. Если ваша сегодняшняя жизнь тесно связана с этой фразой, для начала остановитесь, подумайте, не рубите с плеча.

Прочь грусть и уныние. Лучше соберитесь с душевными силами, попросите Бога о помощи и совете. Закажите молебен о здравии себе и детям, закажите молебен на успех в делах, или даже сорокоуст на здравие.

Не огорчайтесь, если у вас нет времени идти в церковь. Молитесь домашней молитвой, а молебен можно заказать и онлайн.

Вы даже не сомневайтесь – с верой в душе, вначале придёт тихая радость, а потом придут и возможности, и правильные решения.

Не успеете оглянуться, а ваши малыши уже подросли, одели новенькую школьную форму и пошли по новой дороге жизни, на свою первую в школьную линейку.

За окном сентябрь – первый месяц нового учебного года. Сентябрь — это начало новых знаний, и с ними новых трудностей в познании наук. Мы любим своих детей, желаем для них лучшего, искренне хотим, чтобы наши дети выросли умными и грамотными людьми.

«Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести» (Прит.13:19)

В первые дни учебного года служатся специальные молебны об учащих и учащихся. Если ваш ребёнок, по каким либо причинам не попал на него, то не волнуйтесь, по интернету можно заказать молебен об успехе в учёбе (делах), прямо не выходя из дома.

Не всем учёба даётся легко. Для школьников учёба – это великий труд, поэтому, как и в любом другом деле складывается по-разному — получается и «на пять» и «на два». Не вся информация запоминается быстро и гладко, и такое бывает даже при наличии усердия.

Из жития Сергия Радонежского мы знаем, что ему сначала никак не давалась грамота. В отрочестве он начал усердно молиться Господу и слёзно просил Господа вразумить его.

— Господи! Дай мне выучить грамоту эту, научи меня и вразуми меня.

Господь послал отроку старца-черноризца. Мальчик поведал старцу о своём горе и попросил его помолиться о нём к Господу. Окончив молитву, старец благословил мальчика, дал просфору и сказал.

— Отныне Бог даст тебе, дитя мое, уразуметь то, что нужно, так что ты и других можешь поучать. Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее.

И действительно, после этого случая мальчик перегнал своих братьев в успеваемости.

Все дети разные и это нормально. У кого-то цепкая память, у кого-то сильная фантазия, а кто-то с рождения прирождённый философ. Но каждый ребёнок, и это без исключения, имеет от Бога свой, индивидуальный дар, наклонность к чему-то. Дорогие родители, наша первостепенная задача состоит в том, чтобы найти этот «Божий подарок», поддержать ту искорку таланта, вложенного в вашего сына или дочку.

Не сомневайтесь в том, что Бог всегда рядом с вами, и вашими детьми. Не сомневайтесь и в том, что «Бог поцеловал в макушку» вашего ребёнка. Господь в каждого человека закладывает и добро, и совесть, и любовь, а значит в каждого из нас закладывает частичку Самого Себя.

Если у вас возникли трудности в воспитании, если вы не знаете, как поступить, то имеет смысл спросить совета у Того, Кто всё знает, стоит помолиться Тому, Кто всегда рядом и готов нам помочь – надо помолиться Богу.

Как мы ещё можем помочь своим детям? В первую очередь, окружив их своей заботой и любовью. Ребёнок, чувствуя вашу любовь и поддержку во сто крат успешнее, спокойней и здоровее тех детей, на которых постоянно кричат, срываются или которыми не занимаются вовсе. Учите совместно уроки, читайте друг другу книжки, устраивайте познавательные экскурсии и так мы сможем помочь нашим детям и физически и морально.

Не менее важна для воспитания личности и здоровая атмосфера в семье. Маленький ребёнок во всём старается быть похожим на старших. Глядя на поведение своих родителей он жадно впитывает основы будущих ценностей, манеру поведения, запоминает слова и поступки старших. Вот почему так важно показывать ребёнку то, что родители любят друг друга, уважают старших, помогают младшим, а так же любят Бога и чтят Заповеди Его.

Настоящий человек, прежде всего тот, кто духовно богат

Помогите своим детям, вырасти духовно сильными. Благословляйте своих чад, молитесь за них, причащайте. Помните, что самая сильная молитва это «Молитва любящей матери за чад своих». Господь всегда слышит все молитвы, произносимые детьми и за детей, поэтому не скупитесь на них. За это Господь воздаст вам и детям вашим благодатью сторицей. Дети будут здоровей, смышлёней, а главное духовно окрепшими и стойкими личностями.

Защитите себя и детей своих, могучей силой Святой Церкви. Ходите в храм на службы, причащайтесь, посещайте воскресные церковные школы, совместно молитесь и заказывайте молебны о здравии и об успехе в учёбе.

Сами ученики тоже должны молитвенно просить о помощи в учении Бога, Богородицу и Святых Его.

Бог всегда помогает каждому ученику и не кому не отказывает в помощи.

Посмотрите, как писал об этом Святой Иоанн Кронштадтский

«Скорбя о неудаче учения, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне смысл и разум, — и я помню, как вдруг спала точно завеса с моего ума, и я стал хорошо понимать учение. Чем больше я возрастал, тем лучше и лучше успевал в науках, так что почти из последних возвысился до первых учеников»

Бог — это источник всякой жизни и всякой благодати. Он всегда рядом с нами и никогда не отказывает нам в помощи. Чтобы получить Божью помощь и благословление надо просто верить в Него и просить Его об этом.

Когда мы были маленькими, о нас заботились наши родители, когда мы выросли и сами стали мамами и папами, то уже мы окружаем любовью своих детей. Но если вы действительно любите своего ребёнка и желаете ему счастья, то не поленитесь, попросите об этом у Бога. Он же всегда рядом, у тебя за спиной, Он только ждёт шанса ещё помочь нам.

  • Категории:С Богом
  • Ключевые слова:ЛЮБОВЬ,Святые

Дочь

Д О Ч Ь
Дочь – это комплимент женщины от Бога, значит она достойна повторения.
Лучшая дочь – самостоятельная дочь.
Дочка шьёт да песни поёт, а мать порет да плачет. (Украинская п.)
Дочерями родители любуются, сыновьями в почёте живут.
Сын да дочь – красные детки.
Сын да дочь – домашние гости.
Счастливая дочь – в отца, а сын – в мать.
Взрослая дочь, что бурная река, если вовремя её не поправишь по руслу, разольётся.
Дочь – чужое сокровище.
Дочь матери в сводни не годится.
Сын глядит в дом, а дочь глядит вон.
Какова мать, такова дочь.
Самая любимая дочь, чаще всего – несчастливая.
Дочка – самый лучший подарок Судьбы.
Сокровище матери – это её дочь.
Если Бог хочет сделать женщине комплимент, Он дарит ей Дочь! А если хочет её защитить, то дарит ей Сына!
Дочь растили в атмосфере обожания, а потом искали, где же корень зла.
Н. Колесников
«Дочерей нужно выдавать замуж по возрасту девицами, по разуму женщинами»
Клеобул из Линда (538-470 гг. до н.э.)
Звезда утренняя, звезда вечерняя.
Судьба материнская, судьба дочерняя –
И обок стоят, да врозь.
Одна вспоминает, другая мечтает.
И кто им друг друга услышать мешает?
Ведь всё они видят насквозь!
Ах, доченька, что ты затеяла снова?
Ах, мама, я выросла, честное слово.
И думать умею сама.
Мы были совсем не такими… Не надо!
Мне все эти речи знакомы с детства.
А сердце? Достанет ума!
Та скажет одно, а та переиначит,
Одна запоёт, а другая заплачет…
Владимир Башунов

Отношение к бездетности во все времена было однозначным. В наше время семей, где нет детей, становится все больше. Как относиться к тому, что ребенка невозможно зачать и родить? Как понять — почему? На эти и другие вопросы отвечает Ирина Мошкова, кандидат психологических наук.

— Очень важно понять, что рождение ребенка — это чудо, это милость Божия. Современные люди этого часто не понимают, у них нет такого отношения к детям, потому что нет крепкой веры, нет понимания христианской традиции. Сейчас укоренилась совсем другая практика: «МЫ» делаем ребенка, «МЫ» его рожаем. И относиться к ребенку люди начинают как к собственности. Появилось словосочетание «завести ребенка», как будто речь идет о кошке или собаке. Во всем звучит какая-то произвольность…

Появились новые технологии, новые подходы к организации жизни, и это таит в себе большой соблазн. Человеку начинает казаться, что он все может, всем может управлять в соответствии со своими желаниями. Хочешь мальчика — будет тебе мальчик, хочешь девочку — будет девочка. Хочешь, чтобы был здоровый ребенок — это тоже можно устроить.

Многие вообще относятся к рождению ребенка как своей прихоти. Вот, например, некоторые одинокие женщины рассуждают так: «Рожу ребенка для себя». Это неверная, циничная предпосылка. Потому что ребенок рождается не для матери, не для ее утешения. Ребенок — это личность, которую Господь вызывает из небытия к бытию ради осуществления какого-то определенного, только Ему известного, предназначения. И жизнь, и смерть — все в руках Божиих. И рождение ребенка — тоже в Его руках. Господь может дать дитя, а может и не дать…

Из Священного Писания нам известны такие супружеские пары, которые всю жизнь прожили в любви и согласии, но у них не было детей. Вот, например, Авраам и Сарра. Вспомним, что Господь не давал им ребенка, пока в их дом не пришли три путника, точнее пока Сам Бог, Пресвятая Троица, не явился перед ними в виде трех ангелов. Только когда воля Божия была определена, Аврааму и Сарре было сказано, что у них, у престарелых уже людей, родится сын, который не только продолжит их род, но от которого произойдет многочисленный народ.

Аврааму и Сарре было трудно в это поверить, ведь в возрасте почти ста лет дети уже не рождаются. Получение такого обетования казалось бессмыслицей. Сарра даже засмеялась в этот момент, но один из Ангелов строго сказал ей: «Ты скоро поймешь, что твой смех — это результат неверия, недоверия Промыслу Божию». И у них действительно через некоторое время родился сын Исаак.

Еще примеры: Захария и Елисавета, родители Иоанна Крестителя, или Иоаким и Анна — отец и мать Пресвятой Богородицы. Рождение Божией Матери тоже произошло, вопреки всем законам человеческого естества, совершилось уже у престарелых родителей, в том возрасте, когда дети у людей уже не рождаются.

Если есть на то воля Божия, ребенок появляется на свет. Однако, при этом иногда это событие по какой-то причиние откладывается. В это время родители молятся, и, доверяя Богу, не перестают надеяться на Его милость. Родившийся ребенок получает от Бога особое предназначение. Раньше люди понимали, что дитя — это дар Господа, и когда оно появлялось на свет, родители его Богу и посвящали. Эта древняя традиция нынче совершенно утрачена. Сейчас людям кажется, что они все могут сами сделать, все могут купить и определить произвольно. Как будто бы есть какая-то «индустрия по производству детей».

— Фактически, к этому и идет сейчас наше государство: к какой-то индустрии. Все больше распространяются ЭКО и прочие технологии.

— Да. Появилось такое понятие, как «планирование рождения» ребенка, существуют Центры планирования. Они, конечно, выполняют определенную положительную функцию: проводят занятия, дают знания, способствующие наступлению беременности, заботятся, чтобы супруги были к этому психологически подготовлены. Но люди забывают, что дар жизни — за пределами человеческих возможностей. Возникает такое технократическое, прагматичное отношение к рождению: раз я хочу — «вынь да положь». И, естественно, пары очень нервно реагируют, когда у них сразу что-то не получается. Если дитя не появляется мгновенно, по первому желанию, у женщин нередко начинается истерика: они плачут, нервничают, идут к психологу, к священнику… Я знаю несколько примеров, когда пары прибегают к ЭКО — искусственному оплодотворению, технология срабатывает, ребенок рождается, но семья все равно потом разрушается. Попытка соединить отношения за счет ребенка оборачивается в дальнейшем слишком серьезными издержками, это ломает людские судьбы.

Часто бывает и так, что невозможность зачать дитя, бесплодие, побуждает супругов к обращению, к молитве, к посещению святых мест. У меня на консультации было несколько супружеских пар, которые родили детей именно после того, как совершили паломничество к мощам Серафима Саровского, Сергия Радонежского или Матронушки, искупались в источнике.

Одного желания родить ребенка, каким бы большим оно ни было, — еще недостаточно. Нужно еще что-то к этому прибавить: нужно стать в особую позицию по отношению к Богу, нужно смириться с тем, что именно Господь является источником и подателем всякого блага.

В том, что Господь медлит и ждет, что не дается сразу осуществление наших желаний, есть очень большой смысл. Опыт показывает, что невозможность родить желанного ребенка часто возникает тогда, когда люди к этому нравственно и психологически еще не готовы.

Ведь ребенок, по учению Церкви — это плод любви. Самое главное, для чего создается семья — чтобы люди могли восполнить несовершенства друг друга в любви. Муж и жена, две личности, соединяются в браке, создавая единую, совершенную личность. Но опыт показывает, что, поскольку у людей нет понимания сущности брака, они пытаются связать понятие «семья» с понятием «рождение детей». А вед на самом деле брак и семья даны человеку не только для продолжения рода. Продолжение рода, рождение ребенка — это вторичное событие, это скорее следствие той супружеской любви, ради которой брак заключается. Сколько бы детей ни родилось, главным человеком для жены остается муж. Эта истина расходится с нашими житейскими представлениями.

В многодетных семьях часто возникает перекос внимания женщины в сторону детей: жена рожает и занимается ребенком, потом опять рожает — и опять занимается ребенком… При этом она может потерять контакт с мужем. От него произошло зачатие ребенка, а дальше он, вроде уже, и не нужен; дальше жена все может сама, ведь у нее уже есть навыки по рождению и воспитанию детей. Поэтому даже многодетные семьи часто бывают несчастливы из-за того, что дети-то есть, а любви супружеской нет. Появляются взаимные претензии: она его упрекает: «Ты мне не помогаешь!», а он ей в ответ: «Я тебя, что, просил рожать»? Многие многодетные семьи переживают такой кризис.

Кстати, православные молодые люди, которые восприняли позицию «брак только для чадородия», зачастую очень горячо этим увлекаются: один ребенок, другой, третий… Сейчас еще и льготы есть, и выплачиваются разные пособия. Но увлекаясь рождением детей, супруги нередко теряют качество отношений. Потому что в период беременности и родов, когда женщина занята младенцем, ее отношения с мужем уходят на второй план. И потом оказывается, что детей трое-четверо, шестеро, а он семью бросает…

Нужно помнить, что не только количеством детей семья не созидается, а качеством отношений, в которых есть любовь.

— Ирина Николаевна, что же не так в тех семьях, которым не удается родить ребенка?

— Прежде всего, брак — это любовь супружеская. Брак создается на основе любви и во имя любви к тому человеку, с которым ты соединяешься. Именно с этим человеком предстоит создать счастливую семейную жизнь. Этому человеку ты доверяешь, ради него живешь, дышишь, существуешь. А продолжение рода и рождение детей — это уже следствие отношений между супругами, основанных на любви.

Часто при ближайшем знакомстве с ситуацией видно, что в тех бездетных семьях, у которых нет возможности зачать и родить ребенка, муж и жена не полностью понимают и принимают друг друга. Между ними существуют какие-то барьеры в общении: бывают, что люди вступают в брак по каким-то меркантильным соображениям, по рекомендации родственников или из соображений, что «возраст уже подпирает», есть усталость от одиночества и иные подобные причины, — в общем, без особого чувства любви.

Но чтобы брак был полноценным, очень важно, чтобы люди испытывали и чувство любви, и сексуальное влечение, и имели готовность понимать, уважать и принимать другого человека. Ведь в браке люди становятся родными: между мужем и женой такая степень близости, что ближе уже некуда. Люди должны принять друг друга и психологически, и духовно, и телесно, должны понять, что этот человек — это твоя судьба, он послан тебе на всю жизнь, а не только на ближайшие пять-десять лет.

Есть такое определение, аксиома: «Мы только тогда хорошие родители, когда мы — любящие друг друга муж и жена». Супружество и родительство между собой логически взаимосвязаны. Неправильно гоняться за рождением ребенка и не заботиться о том, чтобы полюбить, принять, понять своего супруга. Нужно научиться жалеть, прощать и чувствовать другого человека так же как самого себя.

— Получается, упражняться в любви, взращивать любовь, можно и без ребенка?

— Бывают случаи, когда люди никак не могут родить, и с этим ничего не поделаешь: генетическая несовместимость, тяжелая болезнь, перенесенная серьезная операция. Но бесплодие — не причина для того, чтобы разбежаться в разные стороны, возненавидеть друг друга или начать обвинять. Ведь если люди любят друг друга, они могут эти проблемы пережить вместе, могут поддерживать друг друга или взять приемных детей из детского дома.

Но когда люди пытаются за счет ребенка создать иллюзию счастливой жизни, дитя становится средством, компенсирующим недостаток супружеской близости. И на ребенка накладывается слишком тяжелая ноша: от него требуют, чтобы он соединил супругов. Досужие родственники иногда советуют молодой женщине: «Ты роди ему ребенка, он тебе тогда не будет изменять и никуда не уйдет». При таком отношении к семейной жизни, ребенок становится именно инструментом, средством построения супружеских отношений. Опыт показывает, что рождение ребенка не удерживает от развода. Сейчас семьи рушатся, когда в них даже трое, четверо детей. А, если нет гармонии супружеских отношений, мужчины все равно уходят.

— То есть, ребенок иногда решает какие-то личные вопросы мамы, например, содействует повышению ее самооценки?

— Да, порой мать самоутверждается через ребенка. Если он родился здоровенький, умненький, красивенький, им можно похвалиться, можно нарядить его, показать: вот какая хорошая я мама, какой красивый у меня сынок или дочка. А ведь бывает, что ребенок не очень здоров, или не очень сообразителен, или не очень ловок. У него может быть с детства какое-нибудь заболевание: аллергия, проблемы с легкими или внутричерепное давление… Посмотрите, сколько проблем у нас с семьями, где есть дети-инвалиды. Потому что родители часто стыдятся своих детей, боятся выходить с ними на улицу. Наше общество таково, что выйти на прогулку с ребенком-колясочником считается постыдным! Многие люди сидят по домам: дети-инвалиды иногда вообще не гуляют, не бывают в кино, театре и не посещают общеообразовательную школу вместе с другими детьми.

У родившихся детей могут быть различные, в том числе и ограниченные возможности. Бывает, ребенок похож на мать, а бывает — на отца. Есть люди, которые даже здорового ребенка не принимают, если он похож, скажем, на родню мужа. Мать, которая не находит общего языка со своим супругом, затем, как правило, начинает отвергать и ребенка, просто потому что он напоминает отца.

Такие женщины часто кричат на ребенка: «Да ты такой же дебил, как твой отец! Ты вырастешь и в тюрьму сядешь! Ничего из тебя путного не выйдет!». Многие женщины, вроде бы, хотят стать матерью, рожают младенца, но не принимают его, поскольку ребенок не связал семью. Женщина, которая не обрела счастья в супружестве, часто становится злобной и агрессивной матерью.

— У многих женщин, которые в данный момент не могут реализовать себя в материнстве, начинается какая-то зацикленность на рождении ребенка. Как в этой ситуации сохранить рассудок и трезвую голову?

— Именно таким способом: понять, что есть вещи, которые не в нашей власти. Рождение детей, так же как жизнь и смерть, находится в руках Божьих.

Ведь мы теряем близких людей. Конечно, нам хочется, чтобы человек жил, жил и жил, но у Бога есть свой Промысл. Не знаем мы также и сроков окончания своей собственной жизни. И ничего, от этого мы не сходим с ума! Живем и надеемся, что у нас есть какая-то жизненная перспектива. Я думаю, что точно также нужно подходить к рождению ребенка.

Мы же очень торопимся! Нам хочется, чтобы все было как у всех, причем, как можно скорее! Ведь женщина, имеющая семью и детей, имеет более высокий статус в современном обществе. Молодая женщина хочет себя почувствовать более уверенно: вот она начинает завидовать другим женщинам, которые находятся в беременности или с колясками гуляют по улицам. Кроме того, сейчас различные пособия и льготы установлены государством для тех, кто имеет детей.

Но это чисто внешний подход к решению своих семейных проблем. Он в дальнейшем оборачивается колоссальными издержками: если дитя есть, а женщина к материнству не готова, если она вообще эмоциоанльно-холодная мать, то наличие ребенка станет для нее не радостью, а тяжелым жизненным крестом. Она хотела — она получила, но как она этим распорядится? Бог подарил ей младенца, но что она дальше будет с ним делать, если психологически и духовно она еще не восприняла ценность этого подарка?

Здесь много разных тем для размышления возникает: о понимании женского предназначения, понимании материнства как такового, и, вообще, об осознании целей воспитания.

Как о. Димитрий Смирнов говорит в проповедях: «Бог тебе дает ребенка для чего? Чтобы ты его воспитала, чтобы ты потом его же Богу смогла вернуть в качестве христианина».

А мы ведь хотим «ребенка для себя». И тогда начинаются истерики, бурные страсти, рождается переживание горя, неполноценности. Женщине кажется, если я буду иметь ребенка — все у меня будет замечательно, я буду хорошей матерью. Но чаще всего человеком движут фантазии, иллюзии. И когда ребенок рождается, выясняется, что женщина совсем не готова собой жертвовать.

Ведь нужно вставать по ночам, кормить грудью, когда ребенок болеет, — лечить. А это непросто, поэтому часто молодая женщина чувствуют свою беспомощность. Она не понимает, почему младенец плачет, и этот крик начинает ее раздражать. Некоторые женщины говорят на консультации: «Ох, он родился такой плаксивый, он такой нытик был, я прямо не знала, что с ним делать!». А иногда можно услышать: «Мне прямо задушить его хотелось: по ночам ревет и ревет, ревет и ревет!». Ну что это такое!?

Да, женщина, которая хотела ребенка, но не была подготовлена к решению задач воспитания, становится плохой матерью. Рождение ребенка дает дополнительный шанс на спасения души родителей. Плохая, неласковая, нечуткая мать не использует этот шанс, чтобы изменить себя, чтобы самой развиваться духовно. А ведь она могла бы научиться жертвовать собой, любить, могла бы наставлять ребенка, помогать ему в освоении окружающего мира.

Женщина, нелюбящая своего ребенка, постоянно хочет его переделать, кричит на него, шлепает его без всякой причины. Сколько таких примеров на улице? Малыш, бедный, на что-то засмотрелся, в лужу зашел, а она: «Ага! Ты зачем ноги промочил?» и как даст ему — ребенок чуть ли не подлетает от этих шлепков.

А потом дети начинают учиться в школе… Нечасто матери садятся рядом с ребенком и помогают ему с уроками? Они хороших отметок от него требуют, а помочь — не собираются. Вместо того, чтобы подсесть к ребенку и сказать: «Давай разберемся в этой трудной задачке. Я тебе сейчас объясню, как она решается», — мать читает нотации, может кричать, упрекать ребенка в бестолковости и невнимательности. И поэтому многие дети неуспешны в учебе.

Мы живем в обществе, которому свойственны признаки вопиющей некомпетентности людей в вопросах семейной жизни. Попытка свести вопрос о семейной жизни к проблеме рождения детей, на мой взгляд, — неправильна. Рождение ребенка — это только один из аспектов проблемы становления семейных взаимоотношений. Еще неизвестно, как люди, родив младенца, себя поведут, кого они вырастят из этого ребенка. Откуда у нас появляются бандиты, наркоманы? Это, как раз, является результатом той самой некомпетентности в вопросах семейной жизни. Все социальные пороки зарождаются в кругу семьи.

— Ирина Николаевна, отдельно хотелось бы спросить о православных семьях. Бывают же пары, которые сохраняли невинность до брака, у них не было других половых партнеров, они все сделали правильно: венчались, все соблюдают, а детей нет. Год проходит, два, три, люди и молятся, и по святым местам ездят, но ребенок не дается. И вроде оба здоровые. Как не впасть в ропот в такой ситуации?

— Бывает всякое. Иногда не то, что два-три года, а целых десять лет супруги не могут зачать и родить ребенка, я знаю такие примеры. Детям важна не ритуальная чистота, не соблюдение всех обрядов и порядков, которые Церковью рекомендуются. Самое главное — это не просто «все сделать правильно», а стяжать любовь, принять в свою жизнь другого человека.

Я знаю одну семью, точь в точь как вы говорите: верующие, православные молодые люди, в брак вступили по благословению священника. Батюшка хотел вырастить из молодого юноши будущего пастыря, а эта девушка была благочестивая, чистая, не замеченная в какой-либо фривольности.

Молодые люди поженились, повенчались. Естественно, они вели благочестивый, церковный образ жизни, у них не было никаких вредных привычек. Но начинается первая беременность… и происходит выкидыш. Женщина плачет, переживает. Проходит какое-то время — и снова выкидыш. Еще несколько лет — то же самое. Когда эта женщина пришла ко мне, пережив три выкидыша, она рыдала навзрыд и думала, что ее семейная жизнь на этом закончилась.

В такой ситуации, естественно, портятся отношения между супругами, и даже вера может пошатнуться, потому что это достаточно тяжелое испытание. Ведь оба — здоровые, молодые люди, ничто не препятствует рождению детей, а беременность заканчивается трагически.

Однако мы с ней поговорили о разных вещах, в том числе и о том, как они живут, что происходит у них в семье (а жили они с его матерью, со свекровью). И стало ясно, что ей в этом доме достаточно тяжело психологически.

Она вступила в этот брак, послушавшись благословения священника, можно сказать, по послушанию вышла замуж, но еще не полюбила, не приняла до конца своего мужа. И поэтому эта обстановка в доме ее угнетала, ведь ее муж там, в первую очередь, был сыном своей матери и часто принимал сторону мамы, а не ее поддерживал. Возникало множество микроскопических недомолвок, несогласий друг с другом, а когда человек поступает не так, как нам хотелось бы, это откладывается в душе тяжелым переживанием. Отношения были напряженными, шла притирка характеров, и Господь не давал в это время родиться новой жизни.

Мы с ней обстоятельно поговорили, и я посоветовала ей отвлечься от мыслей о ребенке, от желания родить любой ценой. Я сказала, что сейчас их задача — просто понять, принять, пожалеть, пощадить друг друга, не обвинять один другого за то, что произошло что-то неприятное.

Прошло некоторое время, она успокоилась, утихла, они уехали. А позже я узнаю, что у нее сначала один малыш родился, потом другой, третий… Молодой человек стал батюшкой, в общем, жизнь наладилась.

Есть такое выражение: до настоящей любви нужно дожить. Но поскольку у нас утрачены многие ценности семьи и брака, то и понятие любви у нас девальвировано. Мы знаем словосочетание «заниматься любовью», знаем про дружескую, слепую, страстную любовь, но настоящая, подлинная — христианская любовь, к сожалению, для нас труднодоступна. Это предполагает подвиг. Мы идем к этому долгим путем, витками, и даже через душевную боль.

Может быть, такое, попущенное Господом страдание — троекратный выкидыш, сблизило эту семью. Возможно, Бог так усмотрел, чтобы они на фоне переживания общего горя особенно сильно друг друга почувствовали, стали особенно близки.

Она искренне хотела стать матерью — и она поняла, что он действительно ее жалеет, ни в чем не обвиняет и не упрекает. Ведь чувство вины, которое испытывает женщина в такой ситуации, колоссально.

— А как мужчина может поддержать женщину, если она не беременеет или у нее не получается выносить ребенка?

— Тем, что будет заботлив, нежен, ласков. Тем, что не пойдет налево и направо. Потому что мужские поступки бывают довольно жестокими. Многие женщины мне говорили, что муж их бросил именно во время беременности.

— Какова специфика бездетности в так называемом «гражданском браке», то есть сожительстве?

— Люди считают, что гражданский брак предшествует заключению официальных отношений, хотя многие мужчины к регистрации в загсе вовсе не стремятся. И женщины часто обольщаются, думая, что если они забеременеют и родят ребенка, это скрепит их отношения с любимым, свяжет их, и потом они обязательно поженятся.

Конечно, есть определенное количество молодых мужчин, которые действительно так рассуждают: мол, куда деваться? Это же мой ребенок. Наш храм стоит в парке Царицыно, и по воскресеньям, когда идут венчания, здесь часто гуляют женихи и невесты — почти все современные невесты — беременные. Это тоже последствие «гражданского брака»: в лучшем случае, отношения оформляются законным браком, именно в тот момент, когда есть факт беременности. Но это еще не означает, что люди уживутся после того, как брак будет заключен официально. Ведь семьи, если в них не было любви, распадаются и при наличии детей.

Но чаще всего происходит по-другому: пока люди живут вдвоем, им кажется, что они очень любят друг друга, очень нужны друг другу. Бывает, мужчина снимает квартиру, женщину содержит, балует, делает ей подарки и так далее. И женщина привыкает к такому комфорту, заботе, вниманию к себе и считает, что теперь самое время рожать, это счастье продлится и только умножится.

А на самом деле все выходит наоборот: как только она объявляет о своей беременности, их отношения заканчиваются. Я помню случай, когда женщина, имевшая весьма комфортную жизнь, благодаря материальной поддержке своего мужчины, утром проснулась и нашла записку: «Оставь ключи на столе». Вот тебе деньги на «решение проблем». На этом «любовь» закончилась. Своими действиями мужчина подталкивает женщину к убийству ребенка. Поэтому в нашей стране огромное количество абортов, это последствия таких свободных отношений.

— А бывает и наоборот — мужчина хочет ребенка, но у них не получается. Что можно сказать о мужчинах, у которых нет детей от жены, и они хотят реализоваться с другой женщиной?

— Я думаю, что это потребительство, демонстрация своей сексуальной мужской силы. Рождение ребенка здесь становится неким фетишем, сверхценностью. Мужчина рассуждает в таком ключе: «Мужик я или не мужик?» Как будто в этом проявляется мужская состоятельность.

А некоторые вообще похваляются: «А у меня много детей: и от той, и от этой!» А ведь мужественность состоит, прежде всего, в том, мужчина верен своей супруге, что он разделяет с ней все: и радость и горе, что он принимает ответственность за все происходящее с семьей на свои плечи.

Ведь бывают случаи, когда супружеская пара бездетна, и с этим ничего не поделаешь. Бывает, люди сходятся уже в зрелые годы, и это не первый их брак. Одни пары берут на воспитание ребенка из детского дома, другие честно и благородно живут вдвоем, третьи помогают другим людям, четвертые — храму…

Мне встречались люди, которые, раз у них не было ребенка, ежемесячно делали какие-то пожертвования в детский дом. Они понимали, что так получилось, и с этим ничего не поделаешь, и хотели просто помочь другим детям, хотя бы материально. Ведь тема нерождения детей может быть рассмотрена и как служение, как покаяние. Многие люди, которых Господь не удостоил счастья отцовства и материнства, пытаются подарить хоть немного радости другим детям или другим семьям.

— Какие еще проблемы психологического или духовного плана могут быть причиной отсутствия детей?

— Причиной может быть болезнь. Я знаю одну пару, где у жены изначально была ослаблена психика. Когда он на ней женился, он не знал, что она ранее лечилась по этому поводу, все выяснилось только после венчания.

У этой женщины начались серьезные депрессии, а он не был к этому готов, не ожидал этого. (Сейчас, вообще, часто встречаются как дородовые, так и послеродовые депрессии, потому что у нас очень много людей с ослабленной психикой).

Семейный путь этой пары был совсем не гладким, они тоже пережили три выкидыша, но недавно я узнала, что и у них родился ребенок. Супруга успокоилась, подлечилась, попила лекарства, пришла в норму, и все-таки, слава Богу, смогла родить.

— Ирина Николаевна, и последний вопрос. Как бездетной паре правильно реагировать на навязчивые вопросы и замечания родственников: «Почему? Когда? Что? А вот та пара уже ждет ребенка…»

— Никак. Знакомые поговорят, поговорят, да и бросят. А разумные люди вообще говорить не будут. Самое главное — не попасть в колесо зависимости от чужого мнения. Все эти вопросы: «Ну, когда же, когда?» очень сильно давят на психику, и если люди этому поддаются, они и сами начинают нервничать.

Опираясь на Господа, все можно перенести, все можно разумно истолковать. Но многие страдают из-за того, что ничего не знают о Боге либо просто не хотят веровать. Ведь чтобы веровать, требуется мужество, вера — это нелегко, это подвиг: от многих вещей нужно отказаться, многое следует пересмотреть, многое в себе изменить. И это на раз-два не сделаешь, на это уходит много лет жизни, и на этот подвиг нужно решиться. Просто решиться идти вперед. Вот и все, а больше тут ничего не скажешь.

Конечно, можно фантазировать, пытаться втиснуть эту ситуацию в какие-то общие рамки, но у каждого человека, у каждой семьи есть своя особая судьба, а самое главное — есть Промысл Божий. Верующие люди понимают, что все, что ни делает Бог — к лучшему. Воля Божия — это всегда благо, и надо принимать ее как благо: без подозрений, без ропота. А если мы хотим сосредоточиться на себе, сделать так, чтобы нам было удобно жить, мы не приобретаем, а теряем.

Нам нужно различать три уровня человеческой природы: плотской, физический уровень, уровень душевный и уровень духовный. Если люди болтаются где-то внизу, на физическом уровне, и отношения строятся в плоскости «самец — самка», то это одно дело. Если они находятся на душевном уровне, здесь включаются уже более тонкие вещи. Ну а если подняться еще на этаж выше, все проблемы выглядят совершенно по-другому. С помощью Божией, нет ничего невозможного. Можно и инвалида воспитать, можно взять к себе чужого ребенка и сделать его счастливым. Сколько есть примеров, когда священники усыновляют 15-20 детей, вот, в Оренбургской области есть такая семья: там только двое или трое своих детей, а остальные — приемные. И от этого люди получают удовлетворение, в этом обретают счастье. А можно ведь и с одним ребенком мучиться и даже ненавидеть его.

Некоторые люди, даже если у них рождается ребенок-инвалид, так его любят, развивают, так о нем заботятся, что это компенсирует его недуг. А у других рождается здоровый ребенок, а они его доводят до состояния инвалидности, до нервно-психического срыва. Что лучше?

Все дело в любви. Можно и то хорошее, что тебе дано, своим небрежным отношением разрушить и уничтожить. А можно изначально получить ребенка слабого, чувствительного, нервного, но так с ним обращаться, что он наберет силы и станет полноценной личностью.

Просто нужно воспитывать ребенка с любовью, ведь родительская любовь — это целительный покров над его головой. Он вырастет и, возможно, перерастет свои проблемы, окрепнет. Посмотрите, какой пример подают нам параолимпийские игры! Здоровые спортсмены едут на олимпиаду — и проигрывают соревнования, а параолимпийцы, люди с дефектами, зачастую без ног и без рук, сражаются так, что занимают первые места. Если люди живут на духовном уровне, то на свой недуг они смотрят совершенно по-другому, живут с ним и бывают счастливы.

Ирина Мошкова, кандидат психологических наук
Realove.ru

Пресс-служба Иркутской епархии

– Семья – это воплощенное в человеческой жизни триединство мира, своего рода духовно-телесный финиш, – убежден отец Вячеслав. – Муж и жена соединяются ради трех причин. Первая – чтобы стать одним человеком, вторая – чтобы умножить количество людей в мире, третья – чтобы все делать вместе в стремлении к Богу.


С матушкой Анной мы жили по соседству

У самого батюшки семья появилась в 25 лет. Но свою супругу – матушку Анну – он встретил, еще будучи подростком. Оба они выросли в семьях строителей БАМа. Родители отца Вячеслава приехали в Усть-Илимск из Одесской области по комсомольской путевке в 1965 году. Так получилось, что он стал первым ребенком в строительно-монтажном поселке СМП-219, где в маленьких вагончиках жили рабочие. Сейчас он признается, что детство его было обделено родительской любовью и лаской:

– В раннем возрасте я пережил, можно сказать, трагические моменты. Мама ушла из семьи, когда мне было десять лет, а сестре восемь. Отец наш был очень трудолюбивым и занятым человеком – занимался строительством дорог. Поэтому мы с сестрой жили почти самостоятельно, как Бог даст – сами по себе. Конечно, я о ней заботился, как мог. Да и не только о ней. Рядом с нами в поселке тогда проживало много неблагополучных семей – женщины почти все пили, оставляя детей без присмотра. Вообще, ситуация в бамовских поселках была крайне сложная – мужчины работали, а женщины не могли никуда трудоустроиться и спивались. Я помню, как папа приводил соседских детей, которые жили без должного ухода, к нам домой. Мы их подкармливали и присматривали за ними.


Вскоре глава семейства устроился работать на лесопромышленный комбинат, и Пушкаревы получили трехкомнатную квартиру в Усть-Илимске. Городская жизнь отца Вячеслава началась в 15 лет. И именно тогда свела его судьба с восьмилетней девочкой Аней. Так вышло, что будущие супруги почти одновременно переехали в дом № 23 на улице Карла Маркса. Их квартиры были расположены в одном подъезде, поэтому семьи, как добрые соседи, стали дружить.

– Нас с сестрой воспитывал один отец, а Анну – одна мать. Я сразу же, с первого дня знакомства, стал уделять ей внимание. Она для меня всегда была очень хорошей и положительной девочкой. Проблемы, конечно, были, но у кого жизнь без них…

Свадьбу сыграли в Усть-Илимске, когда невесте исполнилось 19 лет. К этому времени отец Вячеслав уже отслужил в армии, заочно учился на третьем курсе Иркутского госуниверситета, преподавал историю в школе и одновременно работал на местном телевидении. У батюшки и сегодня день расписан по минутам. Он возглавляет миссионерский отдел Иркутской епархии, является благочинным (старшим священником) Верхоленского церковного округа, курирует строительство и реконструкцию пяти храмов в правобережном Приангарье, преподает на кафедре философии и религиоведения ИГУ, а также пишет диссертацию в Киевской духовной академии на кафедре истории Русской Православной Церкви. Но, несмотря на все эти карьерные и учебные дела, первым «церковным послушанием» в жизни отца Вячеслава является его семья, дети, домашний очаг:


– Суть моей профессиональной деятельности – это духовное общение с людьми. И оно, как правило, не регламентировано по времени. Поэтому в течение рабочего дня у меня может быть несколько свободных промежутков, в которые я непременно забегаю домой, чтобы заняться семейными делами.

А их у батюшки невпроворот. Благо, есть в его доме крепкий тыл и надежная опора – матушка Анна.

– На ней держится все, – признается отец Вячеслав. – Дети требуют ее постоянного внимания. Она всегда должна видеть, когда они приходят со школы, в каком настроении, что чувствуют и переживают. Она ведь по лицу умеет читать, что именно произошло с ребенком. Сразу подзывает, разговаривает и решает проблему.

Русоволосые, голубоглазые, с казачьим чубом…

Детей в семье сельского священника семеро. Имена родители выбирали им конечно же по православному календарю. Старшая дочь названа в честь Николая Угодника – Николь. Французское имя предпочли неслучайно. Бабушка отца Вячеслава была француженкой и носила красивое и длинное имя – Жоржет Виолетт Георгиевна Шевалье.

Николь и Арсений родились в Усть-Илимске. В 1995 году семья переехала в Иркутск, так как Владыка Вадим пригласил батюшку вступить в церковный клир и назначил его на службу в Знаменский кафедральный собор. Два года Пушкаревы жили в малюсенькой комнатке в предместье Рабочем. Здесь появился на свет их второй сын Нестор. Когда отец Вячеслав стал настоятелем храма Святой Троицы в поселке Хомутово, домом для его семьи стала бывшая школьная кочегарка.

– Мы очень долго очищали ее от мусора, угля и шлака. Потом я попросил в Иркутске у директора кирпичного завода битый кирпич, и из него с горем пополам выложили пристрой к нашему жилищу, – вспоминает батюшка. – А спустя четыре года построил приходской просторный и уютный дом.

Здесь у Пушкаревых родились двойняшки – Ксения и Анастасия, а также сын Давид и дочь Александра. Про каждого из детей папа с мамой могут рассказывать часами:

– Пятеро ребятишек у нас русоволосы и голубоглазы, Арсений – блондин, а самая младшая Сашенька – брюнетка. Нынешней осенью наши двойняшки пойдут в первый класс. Они абсолютно разные девочки – одной можно заборы проламывать, другой пирамиды египетские строить. Одна по 20 минут стоит на голове, прыгает с больших высот, плавает и ничего не боится, а другая очень тихая, кропотливо и долго может заниматься одним делом. Давид, несмотря на свой трехлетний возраст, очень крупный и сильный мальчик. А Сашеньке еще и годика нет. Она родилась у нас прошлым летом 15 июля – такая маленькая кареглазая девчушка с казачьим чубом. Это у нее от моего деда – казака Ивана Николаевича Пушкарева.

Дети должны знать, что наказание неизбежно

В воспитании детей матушка с батюшкой руководствуются религиозными нормами и личным опытом. Они стараются уберечь свою ребятню от того негатива, который сами получили в детстве от родителей.

– К примеру, мы никогда не наказываем детей на всякий случай. Это несправедливо, – убежден священник. – В Библии говорится: «Отцы, не раздражайте ваших детей». Но, безусловно, справедливость иногда требует наказания. В этом случае мы оперируем словами премудрого Соломона «Кто жалеет розги для сына своего – тот его не любит». К сожалению, дети убеждений не понимают. Но опять же «розгами» пользоваться можно только в крайних случаях – когда ребенок лжет, обижает маленьких, берет что-то без разрешения старших. Эти вещи должны пресекаться на корню и своевременно. Причем родителям нужно помнить, что наказывать детей можно только до семи лет – «пока поперек скамьи лежит». Потом они уже другие, и в их воспитании помогут только словесные убеждения и личный пример.

Вспоминая себя в юности и сравнивая со своими детьми, отец Вячеслав говорит, что религиозность семьи приносит большую пользу в воспитании. Родители батюшки были неверующими людьми и держали детей в излишней строгости, что «не избавляло от юношеских падений в грех, а только отдаляло от сердечного общения с родителями»:

– Я с сестрой своей ссорился гораздо чаще, чем мои дети между собой. До сих пор помню, как соврал папе, чтобы избежать очередного наказания. Когда мне было пять лет, я забирал сестру из детского садика. По дороге была лужа, и я потащил ее в сапогах погулять по ней. А там до этого, оказывается, работал экскаватор. Мы так провалились, что сестра оказалась в воде по горло. Пришли домой, и рассерженный отец спросил меня, как это произошло. Я сказал, что это сестра меня в лужу затянула.

Дети Вячеслава Пушкарева более сдержанны в ссорах между собой, и на их счету очень мало осознанных негативных проступков. Родители не ставят их в угол, не бьют ремнем. Наказанием обычно служит лишение удовольствий – игры на компьютере, просмотр телевизора. По мнению батюшки, дети всегда должны помнить о том, что наказание неизбежно – словесное, физическое или материальное. При этом неважно, от кого оно исходит – от матери или отца. Священник считает, что любой отец должен быть строгим и справедливым по отношению к детям. Пускай он будет добрым в душе, но снаружи он непременно должен быть строгим. Потому что строгость нужна везде – в образовании, армии, на производстве. Без строгости не проживешь. Но при этом, говорит батюшка, мы никогда не должны несправедливо унижать своих детей «желая их смирить», всегда найдутся такие люди, которые и без нас их унизят:

– Мы внушаем детям, что они должны вырасти полноценными личностями и патриотами своей страны. Поэтому воспитываем их по принципу «Кто, если не ты? Когда, если не сегодня?». Николь в школе – активная общественница. В качестве профессии она хочет выбрать политологическую стезю. Для начала планирует поступать в иркутский педагогический колледж № 1. Сыновья пока о будущем не задумываются – учатся в обычной и музыкальной школах. Я всегда им говорю о том, что детство – для учебы. Но в свободное время они у меня, как все обычные дети, и в кино могут сходить, и «Гарри Поттера» почитать.

Секрет семейного счастья

Четкого распределения обязанностей по дому в семье протоиерея нет. Иными словами, все делают всё.

– Раньше, когда деток было мало, я готовил обе-ды. Теперь просто не успеваю физически, так как народу много, можно весь день за плитой провести. Могу мусор вынести, прибраться, белье собрать. Дети также никогда не чураются домашней работы.

По словам батюшки, в его доме царит «абсолютистский демократический патриархат». Регулярно проходят семейные советы, на которых родители обсуждают с детьми места и время проведения отдыха, а также решают проблемы каждого.

– Сейчас у старших детей переходный возраст, время разобраться в себе, время внутренней ломки и становления личности. Мы переживаем его все вместе. С чисто женскими вопросами Николь приходит к маме. А вот с мальчиками я разговариваю сам. У них в 12 лет происходит биологическое становление организма, и я заранее объясняю им, какие явления могут быть в связи с этим, как это отражается на окружающих, как нужно себя вести. С каждым ребенком непременно нужно разговаривать, – убежден отец Вячеслав.

Секрет семейного счастья, по его словам, один. В самом начале совместного пути нужно постараться войти в положение другого человека. Это позволит научиться понимать его, жалеть, стараться меньше причинить боли, прощать и просить прощение.

– Так постепенно, шаг за шагом, с годами к мужчине и женщине придет любовь. То, что испытывают юноша с девушкой во время дружбы – это не любовь, а страстное влечение. Любовь же – это огромный сосуд, который наполняется всю жизнь. И который, к сожалению, можно разбить.

А ссоры в семье – это, по мнению священника, дело нужное. В ссорах расставляются акценты, подчас незаметные невооруженным взглядом:

– Смотрю, доченька у меня вспылила. Я сразу же делаю вывод, что надо этой проблеме уделить внимание. Вообще, ссоры в семье больше четырех минут длиться не должны. По два дня не разговаривать – это уже можно считать разводом. Такого нельзя допускать. А для этого с самого начала нужно четко соблюдать следующие границы. Отец – авторитет в доме. Мать никогда не перечит ему при детях, даже если он не прав. И наоборот, отец никогда не обрывает при детях мать, даже если не права она. Родители обсуждают свою неправоту отдельно от детей и тут же находят общие пути решения проблемы, не откладывая ее в долгий ящик.

Прихожане создают многодетные семьи по примеру батюшки

С тех пор как отец Вячеслав Пушкарев стал благочинным одной из территорий Иркутской епархии, а это восемь административных единиц от Иркутского до Ольхонского района, приход его очень сильно вырос – до 2 тыс. человек. Всех их батюшка считает своей семьей. Каждого знает по имени.

– Мы взяли на приход двух деревенских подростков, которые росли без родителей и хулиганили. Устроили их в церковь работать, помогли поступить в строительный колледж. Приход платит им деньги – на питание, проезд до города, и на учебники хватает. Они молодцы, не позорят нас, хорошо учатся и примерно себя ведут. Сейчас им по 19 лет – толковые парни, золотые руки.

Многие миряне приходят к отцу Вячеславу за советом и потом идут его путем – создают многодетные семьи. То, что сейчас не принято рожать больше одного-двух детей, батюшка называет эгоизмом и трусостью:

– Это отголоски советского лозунга «Человечек – это звучит горденько». Люди не хотят брать на себя дополнительную ношу – мол, зачем нищету плодить? Но ведь большинство талантливых людей родились в небогатых семьях. Нужно помнить о том, что когда вы идете на аборт, вы убиваете не просто существо с неясным будущим, но в первую очередь образ Божий – человека и, возможно, нобелевского лауреата. Посмотрите вокруг и вы увидите, что множество состоявшихся и выдающихся людей выросли в больших семьях, в захолустных сибирских деревнях. Там они научились работать, любить и прощать, пробиваться в жизни. А тем, кто живет в городе, в устроенности, ничего не надо, поэтому они ничего не изменяют в жизни, они просто живут, существуют, потребительски относятся к миру. А Христос говорит нам: «Тот, кто не сеет со мной, тот расточает». Кто не рожает детей, тот ослабляет свой народ и делает его вымирающим. Если мы не хотим рожать русских мальчиков и девочек, то мы вымрем, и уже другие нации будут населять эту прекрасную землю. Не надо трусить! Дети – это дар и залог грядущей спокойной жизни в достатке. Если Бог дал детей, то Он обязательно даст и то, что на них надеть. Посмотрите на нас и создавайте большие и дружные семьи, а Господь всех вас за это наградит долголетием и всеми прочими благами.

Оксана Хлебникова

Иркутская Областная газета

Назад к списку

Дети Божьи, кто они?

Кратко (основные тезисы).
Дети Божьи – это РОЖДЕННЫЕ СВЫШЕ люди, принадлежащие Богу на правах УСЫНОВЛЕНИЯ.
Усыновленными могут быть люди любых возрастов, рас, сословий, находящиеся в здравом уме (могут самостоятельно заключить Договор или Завет с Богом).
Люди усыновляются Богом исключительно ПО ЖЕЛАНИЮ ЛЮДЕЙ. Бог НИКОГДА НАСИЛЬНО не принимает людей в Свою Семью. Поэтому люди должны поставить свою «устную подпись» на Договоре усыновления, т.е. ВСЛУХ принять Христа, как своего Господа, Спасителя и Руководителя в этой жизни и в вечности (подробнее см. http://www.proza.ru/2014/06/11/895).
Детьми Божьими могут стать АБСОЛЮТНО ВСЕ ЛЮДИ, и это право дается ТОЛЬКО ОДИН РАЗ (родиться свыше можно только один раз) и ТОЛЬКО ПРИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (при переходе в духовный мир после земной смерти душа НАВСЕГДА ТЕРЯЕТ ЭТО ПРАВО).
Стать дитем Божьим зависит только от человека (Бог со Своей стороны Договор на усыновление УЖЕ ПОДПИСАЛ для каждого человека земли Кровью Иисуса Христа). Поэтому все, кто пожелает войти в Семью Божью будут приняты СРАЗУ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ СВЫШЕ для Бога и Царства Божьего (как родиться свыше, см. http://www.proza.ru/2014/06/18/395).
Исключение — Бог усыновляет людей без их согласия по Своей милости только в исключительных случаях: не достигших духовного совершеннолетия (младенцы и малолетние дети), за все время жизни на земле никогда не бывшие в здравом уме, или по другим причинам людей никогда не имевших возможность самостоятельно решить свою судьбу и сделать свой выбор. Этих людей Бог усыновляет в момент их земной смерти. Все остальные ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ ВЫБОР самостоятельно: принять или не принять Христа и Царство Божье при жизни на земле.
Итак, все РОЖДЕННЫЕ СВЫШЕ люди автоматически становятся ДЕТЬМИ Божьими. В этом случае Всемогущий Бог, усыновивший рожденного свыше человека, становится для него ОТЦОМ, а человек – УСЫНОВЛЕННЫМ членом Божьей Семьи и ИМЕЕТ ПРАВО называть Бога Отцом. А все рожденные свыше для этого человека становятся БРАТЬЯМИ и СЕСТРАМИ во Христе (благодаря Крови Христа, которой Бог подписал Договор усыновления), т.к. ИМЕЮТ ОДНОГО НЕБЕСНОГО ОТЦА в Лице Бога по Договору усыновления.
Для всех не рожденных свыше Бог НИКОГДА не был ОТЦОМ (а является для них Всевышним Богом, Создателем и Творцом) и они НИКОГДА не были между собой братьями и сестрами во Христе (т.к. не имеют ЕДИНОГО Отца), хотя и ходят в Церковь и даже проводят служения. Эти люди НИКОГДА НЕ ПРИНАДЛЕЖАЛИ И НЕ ПРИНАДЛЕЖАТ БОГУ И ЦАРСТВУ БОЖЬЕМУ. Но ЛЮБОЙ человек, живущий в земном теле, ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ родиться свыше, если только успеет это сделать, т.к. своего ПОСЛЕДНЕГО часа не знает НИКТО.
Если Вы не рождены свыше, то сделайте это НЕМЕДЛЕННО (http://www.proza.ru/2014/06/18/395), т.к. физический возраст НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ, и множество молодых людей НЕОЖИДАННО уходят из земной жизни и НАВСЕГДА ТЕРЯЮТ ПРАВО стать детьми Божьими и войти в Царство Божье. Для них остается только одна дорога — в ад и после смерти второй — в озеро огненное, см. Откр.20:14-15.
Для тех, кто желает получить доказательства — следующая глава.
Библейское доказательство на основании Слова Божьего (аналитика).
Дети Божьи – это РОЖДЕННЫЕ СВЫШЕ люди, принадлежащие Богу на правах усыновления.
Это ПРАВО люди получают в новозаветное время, когда ВЕРОЮ (рождение от воды, см. подробнее: «Учение о воскресении мертвых. Рождение от Воды» — http://www.proza.ru/2015/03/23/272; «Рождение свыше» — http://www.proza.ru/2014/06/18/395) принимают Христа, как своего Спасителя:
Иоан.1:
12 А тем, которые приняли Его, ВЕРУЮЩИМ во имя Его, дал ВЛАСТЬ <право на усыновление> быть ЧАДАМИ Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа <это не физическое рождение>,
но от Бога родились <а рождение от Духа Святого, Ин.3:5 при наличии рождения от воды, т.е. ВЕРЫ в Бога>.
Усыновленными могут быть люди ЛЮБЫХ возрастов, рас, сословий, находящиеся в здравом уме (могут самостоятельно заключить с Богом Договор или Завет). Стать дитем Божьим зависит только от человека (Бог со Своей стороны Договор на усыновление УЖЕ ПОДПИСАЛ для каждого человека земли Кровью Иисуса Христа):
Иоан.3:16 Ибо так возлюбил Бог МИР <т.е. ВСЕХ живущих в физическом МИРЕ на земле>,
что отдал Сына Своего Единородного <Христос умер вместо ВСЕХ людей, Договор уже подписан Его Кровью>,
дабы всякий верующий в Него <но только ВЕРУЮЩИЙ, рожденные от воды, см. «Учение о воскресении мертвых. Рождение от Воды» — http://www.proza.ru/2015/03/23/272>,
не погиб, но имел жизнь вечную <а вот получат вечную жизнь НЕ ВСЕ, но только ВЕРУЮЩИЕ в Христа и рожденные свыше>.
Люди усыновляются Богом исключительно ПО ЖЕЛАНИЮ ЛЮДЕЙ. Бог НИКОГДА НАСИЛЬНО не принимает людей в Свою Семью. Детьми Божьими могут стать АБСОЛЮТНО ВСЕ ЛЮДИ, и это право дается ТОЛЬКО ОДИН РАЗ (родиться свыше можно только один раз) и ТОЛЬКО ПРИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (при переходе в духовный мир после земной смерти душа НАВСЕГДА ТЕРЯЕТ ЭТО ПРАВО):
Евр.6:4 Ибо НЕВОЗМОЖНО — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и ОТПАДШИХ, ОПЯТЬ ОБНОВЛЯТЬ покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются .
Рим.10: 9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом <это устная «подпись» человека на Договоре усыновления, говорящая о ЖЕЛАНИИ человека принять Христа своим Господом, Спасителем и Руководителем в этой жизни и в вечности – это условие для рождения от Духа, подробнее — http://www.proza.ru/2015/03/24/219>
и сердцем твоим веровать <это условие для рождения от воды, подробнее — http://www.proza.ru/2015/03/23/272>,
что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься <тогда в будущем после совершения спасения войдешь в Царство Божье, см. подробнее — http://www.proza.ru/2015/05/13/703>,
10 потому что сердцем веруют к праведности <через веру люди становятся праведниками, но этого НЕ ДОСТАТОЧНО для спасения>,
а устами исповедуют ко спасению <для спасения кроме праведности нужно принять ВСЛУХ Христа своим Спасителем и родиться от Духа>.

13 Ибо всякий, кто ПРИЗОВЕТ имя Господне, спасется <только те, кто ВСЛУХ ПРИЗОВУТ Христа — спасутся, см. как принять спасение — http://www.proza.ru/2014/06/11/895>.
Библия однозначно указывает, что детьми Божьими могут быть ТОЛЬКО ВОДИМЫЕ Духом Святым:
Рим.8:
14 Ибо все, ВОДИМЫЕ Духом Божиим <Духом Святым>,
суть сыны Божии <только водимые Духом Святым являются ДЕТЬМИ Божьими, остальные НЕ ПРИНАДЛЕЖАТ Богу и «мертвы» для Него — http://www.proza.ru/2014/06/13/1769>.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, опять в страхе, но приняли Духа усыновления <при рождении свыше Бог не только принимает человека в Свою Семью, но и дает чудесный подарок – это ПОСТОЯННУЮ И НЕРУШИМУЮ СВЯЗЬ с Духом Святым>,
Которым взываем: «Авва, Отче!» <Который и ходатайствует через дух человека на иных языках НАПРЯМУЮ Отцу>
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии <так же и человеку Дух Святой постоянно что-то говорит и направляет в соответствии с волей Божьей, напоминает, что рожденный свыше – это ДИТЕ Божье, находящееся ПОД ОСОБОЙ ЗАЩИТОЙ Отца Небесного, как и наши родные дети – под ОСОБОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ опекой с нашей стороны>.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, СОНАСЛЕДНИКИ же Христу <рожденные свыше не просто дети Божьи, а ЛЮДИ, ИМЕЮЩИЕ ТОЖЕ САМОЕ НАСЛЕДСТВО, что и Единородный Сын Иисус Христос!!!>, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
Только водимые Духом становятся ДЕТЬМИ Божьими, а это значит ТОЛЬКО ИСПОЛНЯЮЩИЕ ВОЛЮ БОЖЬЮ (см. подробнее «Кто такие «водимые Духом»?» — http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl)
Рекомендую:
Молитва для рождения свыше: http://www.proza.ru/2014/06/11/895
Рождение свыше: http://www.proza.ru/2014/06/18/395
Мертвые для Бога: http://www.proza.ru/2014/06/13/1769
Что такое спасение?: http://www.proza.ru/2015/05/13/703

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *