Дети расплачиваются за грехи родителей Библия

Расплачиваются ли дети за грехи родителей?

Фатализм

Книга архиепископа Иоанна «Любовь долготерпит»

Президенту России подарена книга архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и Марии Городовой «Любовь долготерпит»

– Владыка, продолжая разговор о Высшем суде и Высшей справедливости, ответьте, пожалуйста, на вопрос: расплачиваются ли дети за грехи родителей? Если вспомнить новейшую историю страны: гражданскую войну, репрессии, разрушение храмов, то станет понятно, насколько ответ на этот вопрос важен не только для конкретного человека, его семьи, но и для всего общества. Иногда приходится слышать, что четыре или даже семь поколений отвечают за грех, совершенный в роду. Так ли это?

– Суждение о том, что последующие поколения (называются цифры четыре или семь) будут расплачиваться за грехи отцов, имеет ветхозаветные корни, и в Евангелии мы не найдем никаких указаний на это. Да, в Книге Бытие Библии рассказывается о том, как сын Хама Ханаан и его потомство были прокляты и несли проклятие за грех, совершенный Хамом. Но это единичный случай, и проклятие было произнесено не Богом, а отцом Хама Ноем. Сам Ной «был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. 6. 9), и у него было трое сыновей: Сим, Хам и Иафет, которых Господь повелел Ною взять с собой в ковчег. Когда потоп кончился, Ной с сыновьями вышли из ковчега и принесли жертву Богу. Господь благословил Ноя и сынов его и обещал, что больше вода не будет служить потопом на истребление всего живущего. Кстати, интересно, что знамением этого завета Господь сделал радугу: «И будет, когда я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякой душею живого во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Быт. 9. 14–15).

Но нам сейчас важно обратить внимание на то, что и Ной, и его сыновья были благословлены Богом. И вот что происходит дальше: после потопа «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина и опьянел и лежал обнаженный в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего и, выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9. 20–25). То есть проклятие Ханаана за грех отца его, Хама, произнес Ной – это дело Ноя. И проклятие было направлено на Ханаана, потому что Хам, как мы помним, был благословлен Богом, естественно, Ной это знал и просто не мог это благословение преступить.

– Теперь понятно, откуда пошло выражение «хамов грех» и что это значит. И ясно, почему Ной проклял не своего сына Хама, который этот грех совершил, а внука. Может быть, это кажется и не справедливым, но все-таки поступок Хама предопределил будущее его потомков, их место в народе – они действительно стали рабами.

– Да, от Ханаана пошли племена Ханаанские. Но уже в ветхозаветных пророчествах дается ответ Бога на вопрос, ложится ли вина родителей на детей, расплачиваются ли дети перед Богом за их грехи. Вот что говорит Господь устами пророка Иезекииля: «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18. 19–30). А у пророка Иеремии, предвестившего приход Христа, сказано так: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31. 29–30). То есть нет ответственности перед Богом за грех отцов, нет такой темы – но есть, и это очень серьезно, тема греховной наследственности.

И чтобы закрыть этот вопрос, скажу, что если судьба тех, кто разрушал храмы очень часто складывалась трагически, то их дети, я знаю такие примеры, вырастали хорошими, порядочными людьми, часто верующими. То есть прямой связи между проступком родителей, роковой предопределенности расплаты нет.

– Понятно, что ребенок не несет ответственности за грех родителей, но оказывает ли влияние на состояние ребенка духовное состояние родителей? То есть я имею в виду, ущербны ли в чем-то дети невенчанных родителей, так называемые «незаконнорожденные дети», дети, родители которых атеисты или принадлежат к другой вере?

– Нет, конечно, о какой ущербности может идти речь? Незаконнорожденность – это термин наследственного права, и никакого иного, в том числе и духовного, значения не имеет. Надо четко понимать, что крещение – это духовное рождение во Христе, и по сравнению с этими узами все другие связи – родственные, социальные, семейные, национальные, не так значимы.

– Да, в Евангелие есть эпизод, который часто смущает людей, делающих первые шаги в вере. Я имею в виду место, где описывается, как к Иисусу пришли Матерь Его и братья Его, и Он не вышел к ним. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8. 19–21).

– Этот эпизод ни в коем случае не учит невниманию или пренебрежению к родным, близким. Он просто говорит об иерархии ценностей, о том, что, во-первых, Господь пришел для всех, а во-вторых, о том, что единение во Христе выше любого другого единения.

Ко времени пришествия в мир Христа в религиозных воззрениях евреев кровно-родственные связи определяли богоизбранность. Получалось, что если ты потомок Авраама, то ты автоматически наследуешь Царствие Небесное. Но Христос сказал: «Не вы меня избрали, а Я вас» (Ин. 15. 16). И Он установил иные критерии отношений с Богом. Родовые связи не могут определять, спасется человек или нет. По отношению ко Христу все родовые связи – ничто, потому что Бог – Творец, Бог – наш Отец, а мы Его дети, поэтому мы и называемся братьями и сестрами во Христе. Апостол Павел пишет: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3. 26–28). То есть все мы Христовы, и это единение имеет абсолютную ценность, ценность в вечности. С другой стороны, Иисус рождается в богоизбранном народе, Евангелие неслучайно дает Его родословие – этим подчеркивается и то, что каждый человек должен знать свое родство.

– А почему это важно, по-моему, это противоречит тому, что Вы только что сказали?

– Совсем нет. Дело в том, что Господь призывает нас к жизни в конкретной исторической и социально-культурной среде, и эта среда является хранительницей человека и местом реализации им его предназначения. И родовая принадлежность помогает человеку воспринимать мир в той природной, социальной, исторической среде, в которой он призван к жизни. Это то, что позволяет человеку сформировать и осознать свою самобытность. Мы все единосущны, мы все называемся одним именем – Человек, но каждый из нас имеет свое лицо, и вот с этой точки зрения принадлежность человека к конкретному роду очень важна: так формируется индивидуальность, личность приобретает новые грани, ипостаси. И с другой стороны, родовая принадлежность помогает человеку идентифицировать себя в этом мире, среди других людей. И если учесть, насколько стремительно в современном мире идут процессы унификации людей, насколько сильна тенденция к приведению всех к одному стандарту, можно предположить, что роль кровно-родовых связей будет возрастать, потому что именно они позволят человеку не потерять и осознать свою индивидуальность, сохранить свое лицо.

– Владыка, какова роль семьи в этом? И кстати, раз уж Вы об этом заговорили, как относиться к тем изменениям, которые в последнее время претерпевает она? Сейчас в семье могут жить и родные дети, и дети из предыдущих браков или даже дети из пробирки (ученым кажется, что они близки к этому).

– Что касается клонирования, то это попытка воспроизвести всего лишь биологическую часть такого явления, как рождение. И в основе ее лежит взгляд на рождение только как на биологический процесс.

– Ну, если это так, то наука рано или поздно сократит участие родителей в этом процессе. Ведь если они принимают участие в рождении человека только плотью, то ее-то можно будет заменить совокупностью ферментов, биохимических реакций и т. д. Это будет просто вопросом уровня развития науки.

– При этом забывается, что человек – это тело, душа и дух. В таком появлении человека на свет нет места не только родителям, но и Богу. И уж если мы даже рождение человека считаем просто физиологическим актом без участия Бога, то тогда и все наши отношения – это отношения на уровне плоти.

Мы уже говорили о том, что очень часто супруги, прожившие вместе долгую жизнь, к старости начинают внешне походить друг на друга. Это показывает, что есть нечто, что выше физической данности. И это нечто и преображает, изменяет людей. Значит, семья – это больше, чем отношения плоти. Не просто больше, чем отношения кровные, родственные, социальные, имущественные, бытовые, связывающие людей, но и больше, чем связи плоти в широком смысле слова.

– Мне кажется, что с похожестью супругов друг на друга все ясно – ведь сказано, что «жена и муж плоть едина», а раз едина, то поэтому люди и стали похожи.

– Не все так просто. В Евангелии есть эпизод, когда ко Христу пришли саддукеи, которые не верили в воскресение из мертвых, и спросили Его: «Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою?» (Мк. 12. 18–23). И Иисус отвечает, что «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как Ангелы на небесах» (Мк. 12. 25). То есть в Царствии Небесном совершенно другие отношения, и отношения плоти не имеют жизни в вечности. А раз так, то все связи, узы, которые осуществляются только в одном, физиологическом измерении, не имеют жизни в вечности, они недолговечны. Это распад. Но если люди соединены духовным началом, соединены Любовью, то тогда их отношения уже направлены в вечность. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4. 12), потому что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, а Бог в нем» (1 Ин. 4. 16). Поэтому если люди соединены именно духовным началом, если они соединены Любовью, то уже Дух, Дух Любви – союз мира, воздействует на них так, что они становятся похожими друг на друга. И вот тогда семья – это союз людей в любви, а это то, что уже принадлежит вечности.

– То есть получается, что именно любовь и духовная общность делают семью чем-то большим, чем просто сожительство людей, имеющих общих родственников, общий быт, собственность, воспоминания и даже детей.

– Да, и обратите внимание, что такой союз людей, союз, основанный на любви, позволяет человеку раскрыть в себе все то, чем Господь наделил его, раскрыть в себе весь творческий потенциал, который в нем заложен. Такой союз не заглушает эти дары, не подавляет, не разрушает человека, наоборот, он дает возможность для творческого, духовного расцвета личности.

ВОПРОС: Иногда приходится слышать, что четыре или даже семь поколений отвечают за грех, совершённый в роду. Так ли это? Что говорит Библия о детях?

ОТВЕТ: В Библии сказано: «Душа согрешающая, она умрёт; сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и остаётся, и беззаконие беззаконного при нём и остаётся» (Иезекииля 18:20).

Отношение Бога к детям

1. Дети — дар от Бога: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Бытие 4:1).

2. Дети — наследие и благословение от Господа: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него —плод чрева» (Псалом 126:3).

3. Бог формирует дитя в чреве матери: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознаёт это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было» (Псалом 138:13–16).

4. Бог знает дитя ещё до рождения и освящает его: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иеремии 1:5).

5. Бог включает детей в Свой завет: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Бытие 17:7).

6. Библия называет детей верующих родителей святыми, освящёнными: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь — святы» (1 Коринфянам 7:14).

7. Иисус призывает взрослых не препятствовать детям приходить в церковь: «Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошёл оттуда» (Матфея 19:13–15).

8. Если дети родились вне брака или(и) оставлены родителями в детском доме, Бог любит их и восполняет их нужды. «Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Исаия 49:15); «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас» (Исаия 66:13).

9. Дети испытывают в своей жизни последствия греховной жизни родителей. «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого , ненавидящих Меня» (Исход 20:5). Если родители не научили ребёнка любить Бога, повзрослев, он будет повторять ошибки и дурные наклонности своих родителей.

10. Ребенок, воспитанный в неверующей семье, может откликнуться на Божий призыв и прийти к Иисусу Христу, Который изменит к лучшему его жизнь. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матфея 11:28).

Обязанности родителей по отношению к детям

1. Обеспечивать их физические потребности: «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2 Коринфянам 12:14).

2. Дать им образование: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоём, и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Второзаконие 6:6, 7).

3. Воспитывать детей, обучая их Слову Божьему: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6). «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4).

«Родители, наставляйте детей. Никогда не смиряйтесь с тем, что ваши дети растут без Христа. Никогда не чувствуйте себя легко, если дети холодны и равнодушны. Взывайте к Богу день и ночь. Молитесь и трудитесь для спасения ваших детей. “Начало мудрости — страх Господень”. Он является побудительным мотивом, движущей силой характера. Без страха Господнего дети не достигнут великой цели их сотворения» (Е. Уайт, «Воспитание детей»).

Подготовила Людмила Яблочкина

Газета «Сокрытое Сокровище» № 6 (230) июнь 2016 г.

Сестринское дело: три дочери зарезали отца-тирана

Трех сестер из семьи московских армян задержали за убийство родного отца. Несмотря на жестокость преступления, общественность встала на сторону девочек. По многочисленным свидетельствам мужчина терроризировал семью, угрожал девочкам сексуальным насилием, бил их и держал взаперти. Как жизнь с неадекватным тираном закончилась кровавой резней — в материале портала iz.ru.

Нож в сердце отца

Тело 57-летнего Михаила обнаружили на лестничной клетке на севере Москвы в пятницу, 27 июля. Полицию вызвала старшая из сестер. В разговоре с диспетчером она рассказала, что отец бросился на одну из девочек с ножом, но ей удалось выхватить оружие из его рук. Завладев орудием, она несколько раз ударила им мужчину в грудь. Две другие девочки помогали сестре добивать отца. Когда в квартиру на Алтуфьевском шоссе приехали оперативники, девушки сознались в убийстве.

По информации РЕН ТВ на теле убитого обнаружили пять ножевых ударов, из них два — в область сердца. По данным источника агентства «Москва», ударов на теле было более 40: одна из девушек нанесла мужчине 36 ножевых ударов в область груди, другая — 10 в область шеи, а третья распылила газовый баллончик в лицо. Всем троим уже предъявлено обвинение по статье 105 УК РФ «Убийство».

О том, что толкнуло трех юных особ на жестокое убийство собственного отца, стало известно сразу после допроса. Мужчина систематически избивал их, в том числе прикладом от пистолета, угрожал оружием, а один раз в воспитательных целях «вывез в лес», обещая убить и оставить там. Почти два года с того момента, как мать ушла из семьи, отец фактически держал их дома взаперти. Две девочки не успели закончить школу, старшая не смогла поступить в институт. Общаться с матерью им было запрещено, созванивались редко в тайне от отца.

Фото: youtube.com

В квартире погибшего был проведен обыск. Оперативники обнаружили целый арсенал оружия, а в багажнике его Audi Q7 нашли пакет с наркотическими веществами.

Мужчина выдвигал абсурдные требования к дочерям: обнаружив однажды ворсинки собачьей шерсти на ковре, он заставил одну из дочерей вычесывать собаку и есть шерсть. Аудиозапись одного из монологов отца, обращенного к дочерям, достаточно быстро стала достоянием общественности. Судя по содержанию записи, мужчина угрожал девочкам сексуальным насилием и расправой.

По словам подруги одной из девочек, отец склонил дочь к действиям сексуального характера, после чего она предприняла попытку суицида. Сестры вовремя вызвали скорую, и девочку спасли в больнице. По словам подруги, благодаря деньгам и связям отца историю удалось замять. Она также рассказала, что все остальные члены семьи были в курсе того, что происходит с девочками, но никак не пытались им помочь.

«Они знали, что он их бил, что он их никуда не выпускал. Но они считали это нормой, и всё», — сказала она. По словам собеседницы РЕН ТВ, перед приходом отца девочки расставляли в прихожей иконы. Он заставлял их молиться в категоричной форме.

«Мама за них боялась очень. Он угрожал постоянно, что он убьет всех, что он изнасилует кого-то. Она долго бегала по подругам, не могла на месте остаться. Потому что он какое-то время ее искал. И не давал связываться с девочками. Девочкам говорил, что, если я узнаю, что общаетесь с мамой, я вас убью, изнасилую, в лес отвезу. Я знаю, что одну из сестер отвозил в лес. Я помню, она писала мне об этом. Он отвозил ее в лес. Оставлял по середине, говорил: «Я тебя сейчас убью» и всё. Но он ничего не делал, забирал ее обратно. Избивал и привозил обратно. Вторую тоже отвозил в лес, шугал ее постоянно. То есть это было в пределах нормы», — вспоминает подруга сестер.

Набожный тиран

На окружающих глава семейства производил впечатление глубоко верующего человека. На его странице в соцсети почти 3,5 тыс. фотографий, большая их часть связаны с религиозным паломничеством: ездил в Израиль, купался в Иордане. На одной из опубликованных в сети фотографий он стоит возле Армянской церкви в Москве, на другой — внутри храма со свечой, еще на одной виден большой нательный золотой крест. Немало там и фотографий известных людей, в основном членов армянской диаспоры. Там же много фотографий дочерей.

Фото: youtube.com

Пока отец был в отъезде, к девочкам приехал их брат вместе с другом, чтобы забрать собаку. Узнав об этом, отец назвал сына сутенером и добавил, что «барыжничать стало невыгодно». Брат девочек тем не менее не встал на сторону девочек. Он заявил, что не верит в то, что они оборонялись, а просто решили убить родного отца. На странице молодого человека в соцсетях есть отсылки к теме наркоторговли. В частности, в комментариях предлагают работу «почтальоном» с зарплатой от 6 тыс. в день. На жаргоне наркодилеров «почтальонами» называют курьеров. Несмотря на то что отец выгнал из дома его и мать, молодой человек полностью был на его стороне.

«Просто если человек рукоприкладствует — это не значит, что он плохой», — сказал молодой человек, добавив, что его сестры и так уже якобы «были потерянные».

Соседи утверждают, что из квартиры, где проживал отец с тремя дочерьми, часто был слышен мужской крик. Погибшего характеризуют как крайне авторитарного и строгого отца, у него были конфликты с другими жителями дома, в частности на почве неправильной парковки.

Взрастил своих убийц

Криминологи утверждают, что насилие в семье ведет к заметному ослаблению гуманизма в семейном воспитании, способствует формированию жестокости и безнравственности подростков. «Семейное насилие имеет способность трансформироваться в девиантное и преступное поведение», — говорится в научной работе Ольги Яловой из Краснодарского университета МВД России «Виктимологическая детерминация преступных посягательств, совершенных в отношении женщин». Автор имеет в виду такие последствия для молодежи, как бродяжничество, попрошайничество, проституция, наркозависимость. При этом в работе отмечается, что число семей, где актуальна тема насилия, с каждым годом растет.

Расследование обстоятельств, предшествующих убийству мужчины, только началось, но уже открылась масса случаев, характеризующих покойного не с самой хорошей стороны. Во всяком случае, аудиозаписи, на которых он угрожает своим близким, вызывают сомнения во вменяемости погибшего.

Между тем безумный родственник в семье — случай не уникальный. Но что оставалось делать несовершеннолетним, чтобы оградить себя от беспокойного родителя?

Фото: РИА Новости/Макс Ветров

«Первоначально нужно обратиться к участковому, во всем мире эта функция отдана полиции. Полиция связывается с психиатром, человека направляют на исследование, экспертизу. А уже позже он направляется в суд для признания его недееспособным. Но сразу нужно оговориться, что недобровольная госпитализация — довольно сложная процедура. Есть и еще один способ оградить душевнобольного человека от семьи — возбуждение уголовного дела. Если в действиях подозреваемого обнаруживаются признаки преступления, полиция возбуждает уголовное дело, в рамках которого также проводится судебная экспертиза, а позднее судья решает вопрос о вменяемости подсудимого» — рассказал порталу iz.ru криминальный психолог, психиатр Сергей Ениколопов.

По словам ученого, процедура усложнена не случайно. «В советское время положить человека в психиатрическую клинику было значительно проще, но всё это обернулось тем страшным явлением, которое мы сегодня называем карательной психиатрией. Клали человека, а потом оказывалось, что он здоров», — говорит Ениколопов.

Текущий алгоритм действия по «насильственному» водворению человека в психушку действует чуть более 20 лет. Но не исключено, что в ближайшее время пункты лояльного законодательства будут пересмотрены в связи с участившимися преступлениями, участниками которых становятся люди с психическими отклонениями.

Напомним, нижегородец Олег Белов с диагностированной шизофренией убил своих шестерых детей, жену и мать. Супруга и ее родственники пытались привлечь его ранее к уголовной ответственности за угрозы и побои, но по их обращениям не было принято должных мер.

Нафантазируют себе

Трагедия в столичной семье была осложнена и тем, что сестры находились не только в психологической зависимости от своего отца, но также в финансовой и правовой. Погибший обеспечивал детей, а страх потерять источник постоянного дохода — существенный сдерживающий от похода в полицию фактор. К тому же еще несколько лет назад ни одна из сестер не могла самостоятельно обратиться за правовой помощью к государству в силу несовершеннолетия. Вместо подростка заявление пишет законный представитель — мать или отец.

«Закон предусматривает механизм, при котором следователь или дознаватель могут возбудить дело в отношении человека даже без заявления. Это как раз касается случаев, когда преступление было совершено в отношении лица, которое «в силу зависимости или беспомощного состояния» не может защищать свои права. На практике это, как правило, случаи с нерадивыми родителями, когда речь идет о серьезных преступлениях. Что же касается возбуждения по этим основаниям дел о побоях, угрозе убийством — это утопия, лично я с этим не сталкивался и с практикой по таким ситуациях не знаком. Были случаи, когда, например, врачи находили следы мужского семени у ребенка и оказывалось, что насиловал дочь отец, но, оговорюсь, это тяжкое преступление. Что же касается истязаний, пощечин и угроз — в российском обществе это считается делом семейном. Нужно отметить, что в таком подходе тоже есть здравый смысл — иначе в стране уже восторжествовала ювенальная юстиция. Но нельзя отрицать и того, что насилие в семье одна из главных проблем на сегодня — добрая половина латентных преступлений происходят в семье», — рассказал порталу iz.ru столичный участковый.

И тем не менее правоохранительные органы обращают особое внимание на ситуацию, которая называется «ребенок в опасности». Существует всероссийский телефон доверия, на который могут позвонить дети. Однако есть большие предубеждения о том, что ребенок может преувеличить и нафантазировать, считает общественный деятель, соосновательница «Проекта W: сеть взаимопомощи женщин» Алена Попова.

Фото: TASS/FA Bobo/PIXSELL/PA Images/Chris Radburn

«Такие случаи, как это убийство, как раз и происходят из-за того, что этой информации не уделяется должного внимания. По сообщению ребенка должна проводиться проверка, которая включает в себя проверку органов опеки, правоохранителей в отношении фактов, которые были озвучены ребенком, а также проведение психолого-педагогической экспертизы», — подчеркнула Попова.

По ее мнению, девочки оказались в ситуации, в которой оказывается 90% жертв семейного насилия: не знали куда обращаться, никто им не сообщал об инструментах защиты.

«В закон о домашнем насилии как раз должна быть включена статья о насилии в семье. Но консервативная часть законодателей считает это вмешательством в семью. Они говорят, что якобы дети начнут жаловаться на родителей, из-за того что те не дают им деньги, — добавляет правозащитница, — Законом дети защищены больше, чем взрослые, и внимания таким случаям уделяется больше. Но то, что они не знают, куда обращаться, как раз говорит о том, что ничего нормально не работает. Самая порочное в этой истории — то, что обо всем знали свидетели: родственники, соседи, которые могли заявить, но не хотели вмешиваться в дела семейные».

Православное учение об антихристе и признаки его приближения

Замечательный православный писатель С.А.Нилус пишет: «Перед кончиной мира — так учит Церковь — перед Вторым Пришествием Христовым, попущением Божиим, явится антихрист, последний чрезвычайный противник Христа и Его Святой Церкви» (С.Нилус. «Близ есть, при дверех», М.,2012 г. стр. 31). Во дни его Господь пошлет на землю двух своих пророков, Еноха и Илию, которые будут проповедовать против антихриста три с половиной года. Христова Церковь пребывает в состоянии непрестанной брани со своими врагами. Но с Божьей помощью христианство восторжествовало над языческим Римом и идолопоклонством вообще. Тогда враг применил другое оружие — скопище еретиков и лжеучителей. От арианства до иконоборчества один за другим появлялись внутри самой Церкви ересеначальники. И только с окончанием Вселенских Соборов Церковь одолела и этих супостатов. Но в 1054 г. от Православия откололась римо-католическая церковь, а затем от последней отпочковался Лютер и куча других еретиков. Одновременно воинствующий ислам начал борьбу с христианством. Ни на один век христианам не давали покоя.

Современный исследователь, иеромонах Евфимий (Саморуков) («Два пути», М., «Русская идея», 2012) отмечает: «В последние дни, по предсказаниям пророчеств, люди настолько свыкнутся со злом и пристрастятся к нему, что сами станут жаждать одного зла и беззакония и будут услаждаться только злом». Укоренившись во зле, люди словно кликнут к Богу — дай нам антихриста — и Бог даст им антихриста. Сегодня в США, этой подлинной империи зла, легализована церковь сатаны, чем гордится Белый дом, навязывается содомия и прочие извращения, срываются кресты , христиан заталкивают в пятый угол. Преподобный Нил Мироточивый Афонский указывает: «Все эти плоды любостяжания доведут мир до крайнего разврата, венцом которого будет пришествие антихриста».

Но самая главная причина, почему Бог попустит прийти антихристу, — подчеркивает иеромонах Евфимий (Саморуков) — та, что Церковь Православная, в которую и только в которую Христос вложил все необходимые средства для возделывания душ, — станет неэффективной из-за РАССЛАБЛЕНИЯ ее АРХИПАСТЫРЕЙ, и ПАСТЫРЕЙ, и ПАСТВЫ. Ибо предсказано, что войдут в Церковь волки в овечьих шкурах, и будут подрывать веру чад Церкви. (9 декабря 2010 г. Сербский патриарх Ириней в синагоге возжег минору, которая возжигается ради пришествия ложного мессии — антихриста)». Кстати, президент Украины Янукович, при всем обилии совершенных им ошибок, все же отказался возжечь в еврейской синагоге минору, заявив, что он христианин. Расслабление архипастырей Поместных Православных Церквей мы особенно отчетливо видим при подготовке ими под водительством обновленца и новостильника константинопольского патриарха Варфоломея и еретика-понтифика 8-го вселенского собора, где владыки намерены утвердить экуменизм в качестве обязательной доктрины Православной Церкви. И хотя Евангелие будет распространено по всему миру, но, как замечает святой Нил Мироточивый: «Церковное Евангелие будет в пренебрежении».

Апостол Павел учит (в послании к Фессалоникийцам), что прежде Второго Пришествия Христа Спасителя явится антихрист, что антихрист будет определенное лицо, человек беззаконный, находящийся под особым руководством сатаны, будет выдавать себя за Бога для совращения людей будет проповедовать ложное учение, что увлечет многих слабых, будет совершать ложные знамения и чудеса, будет могущественным царем, по изображению пророка Даниила и Тайнозрителя, ВОЗДВИГНЕТ ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН, от которых будет требовать себе божеского поклонения, не хотящих же следовать за ним предаст смерти (Дан.х1, 37; Апок. Х111, 7 и 15), родится от девы нечистыя, жидовки сущей из колена Данова (Быт. ХL1Х, 17, Ипполит Вып.2 с. 16-17 из книги «О вере», 270), царствовать будет только 31\2 года…» Антихрист построит город Иерусалим и возстановит разрушенный храм, всю страну и пределы ее возвратит иудеям. Затем объявит царем их.

При Втором пришествии Христа зло будет вновь господствовать. Зло оформится в такую же всемирную империю, какой была Римская, но уже с властью антихриста для искоренения Христианства. То есть Второе пришествие состоится, когда существование земли и человечества на ней потеряет смысл: Христу останется лишь спасти последних достойных, этим и исполнится полнота праведников в Царстве небесном — полнота Церкви как Тела Христова» (М.В.Назаров «Вождю Третьего Рима», стр. 934). Посланный Господом на землю пророк Енох будет убит антихристом. Второй пророк Илия должен обратить в христианство именно иудеев. Святой Андрей Кесарийский разделяет мнение некоторых, что при конце мира для проповеди и обличения антихриста придет и Иоанн Богослов (С.Нилус «Близ есть, при дверех», М., Алгоритм, с.380.) Блаженный Ипполит пишет: «И вот, по причине недостатка в пищевых ресурсах, все придут и поклонятся ему (антихристу ). И ради скверной печати своей льстец даст им немного пищи. И вот, всех тех, которые уверуют в него, он запечатлеет печатью своею, а тех, которые не пожелают покориться ему, он подвергнет несравненным наказаниям, жесточайшим мучениям..» (Нилус, стр. 39). Иоанн Златоуст учит: «Иудеи примут антихриста, больше всего обольститель будет иметь силы среди иудеев» (Нилус, с.41). Св. Кирилл Иерусалимский: «Будет антихрист сперва как человек ученый и умный, покажет он скромность, целомудрие и человеколюбие, потом … как человек хульный и беззаконный».

Священник Олег Стеняев в своем труде «Беседы на Апокалипсис» ярко описывает приход антихриста. Пятый Ангел вострубил и по Божьему попущению выпущены из бездны осужденные злые демоны. Выпущены на 3 1\2 года. Сейчас зло нелегитимно, но в дни антихриста, когда из бездны выходит вся нечистая сила, «лукавый может через своих апостолов бесовских входить в дома, вторгаться в души людей, насильствовать над нашим духом. То, что сейчас для него совершенно невозможно… Смрад греха опутает землю как дым… Варсонофий и Иоанн пишут, что в последние времена христиане не будут совершать такие подвиги, как христиане первых времен, но сама их вера в Бога будет великим чудом, потому что проявляться она будет среди крайнего нечестия… Именно о последних временах сказано: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:21; О.Стеняев, стр. 296). Как считает отец Олег Стеняев, «Бог поэтому и пошлет двух людей с Неба — Илию и Еноха, потому что все люди, живущие на земле, окажутся отравленными этим бесовским дымом… Православные на молитву будут собираться в тайных местах. Священников будет очень мало, они будут истреблены. Те священники, которые останутся, будут подвергаться жесточайшим гонениям… Но… Литургия будет совершаться до самого последнего момента…» ( стр. 207). Саранча как символ человеческой страсти одновременно и изображение апостолов антихриста. «Они, возможно, будут называть себя миротворцами, может быть, они будут действовать от лица Организации Объединенных Наций — человечество к тому времени объединится все, будет ЕДИНОЕ МИРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, к чему Америка стремится» ( стр. 297). Мировое правительство, о котором уже сегодня грезит Гавриил Попов и пятая колонна в России. Отец Олег Стеняев считает: «Есть очень серьезная причина сомневаться, что наше время последнее. Христос сказал: «… Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле ?» (Лк.18:8). А Господь говорит, что когда Он придет на землю, веры практически не будет.

Характерно высказывание святого Ипполита, епископа Римского (3 век), что антихрист воцарится, когда установится форма именно ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО правления. Над нашим сознанием нередко довлеет тезис, что демократия — это плюс, а режим личной власти — минус. Но ведь именно при демократии суды нагло отбирают детей от родителей по надуманным предлогам, зарплата служащих и рабочих во многие разы МЕНЬШЕ окладов директоров, коррупция тотальна, от граждан принудительно отбирают персональные данные для ЦРУ и бандитов и т.д., и т.п.

По истолкованию архиепископа Аверкия, мы с вами живем при седьмом громе, когда происходит восстановление Римской империи. Римская империя — это земли теперешней Италии, Германии, Франции… Испании … Римская империя сейчас объединяется — в виде так называемого Европейского Союза. И святые Отцы говорили, что это объединение произойдет перед приходом антихриста… То что графа «национальность» пропала из русских паспортов, считает отец Олег Стеняев, — это свидетельство о победе космополитизма, то есть Бог разделяет людей на нации, а дьяволу это неугодно, он хочет стереть понятие нации. А нация — это школа любви и граница ответственности, очерченная рукою Бога.

Следующий этап — в уничтожении понятия ПОЛА. В наше время Запад отказывается от понятия семьи, легализует и всячески навязывает людям гомосексуализм.

Иеромонах Евфимий (Саморуков) говорит, что антихрист будет гениальный политик, ибо ему тайно будет служить вся его «опора» — все демоны и весь аппарат невидимого сверхгосударства, которое апостол Павел назвал «тайна беззакония». «И эта «опора» антихриста развяжет третью мировую войну и будет держать ход ее под своим контролем. И затем она же даст честь антихристу остановить войну, и он восстановит мир. Тогда за устроение того мира все без исключения демократически изберут антихриста во всемирного правителя» (Иеромонах Евфимий, стр. 563). Тогда из всех религий, считает иеромонах Евфимий, станет одна «религия — соединение антихриста с человеками чрез посредство печати». «Та печать, которая будет гласить: Отрекаюсь от Творца неба и земли, отрекаюсь от крещения, отрекаюсь от служения моего (Богу) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую» (свт. Ипполит Римский). При его правлении начнутся небывалые гонения на христиан и им будет почти невозможно прожить. Все поверившие антихристу и тем поработавшие сатане и против Спасителя после Страшного Суда отошлются в вечный ад…Дух экуменизма зародит антихриста. Св. Ипполит Римский пишет: «Он (антихрист) призовет к себе весь народ (Иудейский) из всех стран, в которых он разсеян, он присвоит их себе, как своих собственных детей, возвестит им,что он возстановит страну и возставит их царство и храм…»

Преподобный Нил Мироточивый Афонский полагает: «И когда возсядет антихрист на проклятом троне своем, тогда море вскипит так, как кипит вода в котле. Как пар испарится… Изсохнут на земле растения, дерева дубравные и все кедры, от морского жара все изсохнет… животные, птицы и пресмыкающиеся — все умрут (иеромонах Евфимий, стр. 570) Пророчество Свящ. Писания гласит, что при антихристе обратятся ко Христу и к Его Церкви 144 тысячи евреев. Когда же антихрист увидит, что от него откажутся те, которые его вознесли, он придет в ярость и будет безпощадно мучить и убивать, начиная с уверовавших во Христа иудеев, а за ними и всех христиан. Еноху и Илии надлежит проповедовать 1260 дней (3 1\2 года). Но в конце этих дней Бог позволит антихристу убить пророков, чтобы после трех дней воскресить и вознести их на небо (иеромонах Евфимий, стр. 578)

Православный писатель М.В.Назаров считает: «непрекращающиеся страдания России в 20 веке свидетельствуют о том, что Бог продолжает сохранять шанс на ее возрождение — иначе история закончилась бы в 1917 году (М.В.Назаров «Вождю третьего Рима», М., «Русская идея», 2004, стр.930-931). И далее: «с 1990-х годов мы переживаем не просто очередное смутное время. Сейчас, судя по развитию «тайны беззакония» в мире, истекает отпущенное нам время нашего ПОСЛЕДНЕГО ШАНСА». «Конец истории описан в Апокалипсисе как заключительная битва на земле сил добра и зла, из которой ясно, что силы добра сохраняться и будут сопротивляться злу до конца истории» (стр. 932). По Назарову, эта битва отождествляется с противостоянием Третьего Рима (который, согласно пророку Даниилу, должен сохраниться до конца истории ) — и царства антихриста, т.е. анти-Рима (захваченных антихристом структур глобальной государственности, внешне подражающей Римской). «Кто может претендовать на эти роли, также ясно : только Россия, восстанавливающая свою православную преемственность от удерживающего Рима ( больше некому) и иудео-масонские США, выбравшие преемственность от языческого Рима, вместе со своим «главным штатом» — антихристианским Израилем (больше тоже некому) (стр. 932)

При Втором Пришествии Христа зло будет вновь господствовать, но уже как земной победитель ослабевшего христианского человечества. Зло оформится в такую же всемирную империю, какой была Римская, но уже с властью антихриста для искоренения Христианства. На наших глазах происходит объединение Европы, которую сплачивают Шенгенская зона, Евросоюз, военный блок НАТО и которая послушно подчиняется своему гегемону — США.

Евреи знали и день рождения Мошиаха, т.е. антихриста. Это 9 Ава — день разрушения Храма. 15 Ава считается днем, когда будет построен Третий Храм (июль-август). Храм будет восстановлен именно для антихриста. Он покорит все народы и особенно будет преследовать христиан. Он умертвит пророков Еноха и Илию. И подвергнет людей клеймению, накладывая «начертание» на чело и правую руку. Число имени его 666.

М.В.Назаров полагает: «Если поверженной России удастся восстановить свою историческую православную государственность — Третий Рим, провозглашающий четкие критерии для разделения добра и зла — это станет величайшим чудом для всего мира» (Назаров, стр. 950). Оно заставит всех людей на земле обратить взоры на Россию — в чем и может заключаться предсказанная в Священном Писании проповедь Евангелия «во свидетельство всем народам, и тогда придет конец» (Мф.24:14; Мк.13:10). … В этом и может заключаться смысл восстановления Третьего Рима в Божием промысле как наиболее пригодного инструмента Божия для этой последней цели» (стр. 950). Конечно, нынешнее состояние русского народа весьма печально, но ведь никакого другого народа в мире вообще нет для Божией цели. Назаров далее пишет: «Произошло удивительное явление — столкновение народа Божия и народа сатаны ( армия грядущего антихриста) на территории удерживающего Третьего Рима — которое попущено Богом как последнее, самое наглядное средство вразумления нас для восстановления удерживающего сознания и удерживающей государственности» (Назаров, стр. 959).

… Сам Христос сказал, что даже «из сатанинского сборища» некоторые обратятся к истинному Богу и поклонятся Церкви (как сегодня Ходос — В.О.), но не сказал, что все «сатанинское сборище» (стр. 961).

Таким образом, несмотря на свое падение, именно Россия и в 20 веке оказала наибольшее духовное сопротивление установлению царства антихриста. Поскольку она особая страна в Божием замысле, то и революция в ней дала незапланированные антихристианскими силами результаты, отодвинув, казалось, уже неминуемый конец истории (с.963) Революция в своем развитии явила целый сонм Новомучеников Российских, которые во главе с Царской семьей молятся о России (с.963-964).

Многие признаки приближения антихриста очевидны. В 60-х годах 20 в. свершилась так называемая сексуальная революция и параллельно — революция в области морали : черное стало белым и наоборот. В шестидесятых годах американские полицейские еще пытались подавить бунт мужеложников и лесбиянок в Нью-Йорке, а в наше время, т.е. где-то 40 лет спустя уже сам президент Америки громогласно приветствует содомитов и считает главной задачей внешней политики США защиту прав извращенцев. Там легализована церковь сатаны, ведется почти неприкрытая борьба с христианством. На Западе стало рискованно носить нательный крест. Целенаправленно уничтожается семья и даже понятие пола, детям в школе и детсадах официально навязывают порок. Запад агонизирует. Деградируют псевдо-христианские конфессии (католицизм, протестантство и т.п.) Уже само наше время именуют постхристианским временем. Пресловутое информационно-сотовое общество, провозглашаемое сборищами «восьмерок» (а у нас — присягнувшим им холопом Ельциным) есть по сути подготовка царства антихриста. Тем более это относится к цифровой идентификации граждан, тотальной нумерации человечества и созданию Мирового правительства.

Однако есть пророчества, что еще до конца мира возродится православная государственность с Удерживающим Божьим Помазанником во главе. Писатель Назаров прав, что предсказанное в Священном Писании распространение Евангелия по всему миру произойдет не просто так, не само собой, так сказать стихийно, а именно — вследствие сознательного курса вождей Третьего Рима, т.е. России. Сегодня есть признаки, приближающие возрождение православного Самодержавия, но их пока недостаточно. И в то же время Богу больше не на кого положиться, как на русский народ. Мы должны работать, не покладая рук, во имя Святой Цели. Мы — русские! С нами — Бог!

Карма семи поколений: как дети расплачиваются за грехи своих родителей

Невероятные факты

Нередко мы слышим фразы: «За что такое наказание дано маленькому ребенку, за чьи грехи расплачивается невинный малыш» или же «Почему дети страдают, ведь они ни в чем неповинные создания».

10 энергетических дыр, куда ежедневно утекает ваша сила и энергия

Мало кто понимает, что именно дети платят за грехи своих родителей. И мало кто задумывается о том, что за все, что мы сейчас совершаем, наказание понесут наши дети и внуки.

Грехи родителей

© PIKSEL / Getty Images Pro

Грехи родителей переносятся на их детей. Таков духовный закон жизни. И он действует и распространяется на всех, независимо от того, верите вы в это или нет.

Этот закон гласит, что кармические последствия грехов ваших родителей будут падать на вас, ваших детей, детей ваших детей и так далее до седьмого колена.

Конечно же, карма настигнет и того, кто совершает что-то плохое. Однако, та же самая карма, к сожалению, распространяется и на его детей. Потомков человека, который совершает злые деяния, также настигнет карма .

Это значит, что согласно высшему духовному закону ваши собственные грехи также будут отражаться на ваших детях и на детях ваших детей. Таким образом, получается, что карма будто бы накапливается по семейной линии.

А поскольку у каждого есть отец и мать, накопление кармических последствий для последующих поколений нередко происходит в очень активной форме.

© jill111 /

Кроме того, как вы уже поняли, семейная линия начинается не только с ваших родителей, но с прародителей (т.е бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек).

Речь идет о последствиях действий каждого человека и о той ответственности, который каждый из нас должен нести за совершенные деяния.

Вот почему нередко можно увидеть, как некоторые семьи страдают от настоящего семейного проклятия, которое распространяется на несколько поколений. Например, богатые семьи становятся все беднее и беднее, пока не достигают полного дна. Или же, в семье непременно кто-то умирает в молодом возрасте.

Такое можно наблюдать во многих семьях. Все, что требуется, чтобы вызвать плохую карму на целый род- это неправильные действия одного единственного члена семьи, человека в одном поколении. Он может привести целый род к упадку.

Карма рода

© soupstock

С другой стороны, один единственный человек может положить конец череде несчастий и невезений в семье. Он может искупить грехи своих предков, проживая глубокую духовную жизнь.

Когда человек живет честной, истинной и чистой жизнью, духовное благословение распространяется на 7 поколений вперед.

Следовательно, последствия поступков отражаются на 7 поколений назад и вперед и зависят от чистоты и силы духовности одного человека.

Один знаменитый медиум поведал историю о том, как еще в далеком 1995 году он провел особый обряд, с помощью которого (в соответствии с традицией американских индейцев), 4 дня и 4 ночи он связывался со своими предками и разговаривал с ними.

© marlenka / Getty Images Pro

Предки рассказали ему, что им больно, и они нуждаются в облегчении своих страданий. Облегчение зависело от той жизни, которую проживал этот медиум в данный момент. Они также сообщили, что у предка, жившего несколько поколений назад, когда-то было ведение, что именно этот медиум спасет всю семейную линию от несчастий.

Запомните, всё, что вы делаете со своей жизнью, затронет не только лично вас, но и 7 поколений, начинающие отчет от вас. Ваши действия являются частью взаимосвязанных поступков. Рано или поздно карма обязательно настигнет вас и ваших потомков.

Семейная карма и 9 признаков того, что вы оплачиваете долги предков

К сожалению, из-за недостатка знаний и неверия большинство и не подозревает о том, что их действия имеют кармические последствия для их детей и дальнейших поколений. Если бы люди были более осведомлены об этом, они, пожалуй, не совершали бы многих вещей, которые совершают сегодня.

Это, кстати, знали еще в древние века, но почему-то об этом забыли в наши дни.

Кармический долг

© marlenka / Getty Images

Неважно, верите вы или нет в карму или то, что каждый получит по своим заслугам, существуют определенные духовные законы, который действуют, вне зависимости от ваших верований и убеждений.

Помните о том, что те или иные убеждения или же их отсутствие не освобождают вас от ответственности.

Эти законы существуют и работают, и все те, кто совершают неправильные поступки, должны будут ответить за них. Это и есть карма.

Действия ваших предков даже сейчас влияют на вашу жизнь и жизнь ваших детей. Ваши действия повлияют на жизнь тех, кто родится после вас. Таким образом Вселенная заставляет вас нести ответственность за свои действия. Ведь осознание того, что ваши поступки влияют не только на вашу собственную карму, но и карму ваших детей, помогает избежать множества ошибок и серьезных проступков.

© Pixland / Photo Images

Наверняка вы любите своих детей. Если да, то вам нужно обратить внимание на свои мысли и действия, чтобы обеспечить себе, своим детям и внукам благословенную жизнь.

Есть много людей, которым все равно, что происходит с ними лично, но когда речь заходит об их детях, это уже становится совсем другой историей.

Однако, есть и те, кому абсолютно наплевать, что получат их дети в результате неправильной тропы, выбранной их родителями. В этом случае стоит отметить, что у Кармы своеобразное чувство юмора, которая может сыграть злую шутку с такими людьми.

Они переживут реинкарнацию и родятся вновь уже в теле их собственных внуков или правнуков, таким образом они будут настигнуты своей собственной кармой, пусть даже в теле другого человека.

Этот кармический закон может быть смягчен только благодаря тому, что человек будет проживать честную, искреннюю духовную жизнь. И здесь речь не идет о религиозности или глубокой вере в Бога.

© Jupiterimages / Getty Images

Просто каждый человек должен жить так, чтобы приносить счастье себе, своим близким и окружающим его людям.

Вам нужно больше знать, насколько важна карма и что кармические законы распространяются на каждого из нас. Это касается не только верующих людей. Закон работает один для всех. Невежество и незнание этих законов не освобождает вас от ответственности.

Вы должны знать как работает великий Закон кармы, потому что всё, что вы совершаете, влияет на вас, вашу семью и вашу жизнь. Не быть осведомленным о чем-то важном, что влияет на каждый этап вашей жизни, является преступлением.

Кроме того, невежество приводит к страданиям, неправильным представлениям, ошибочным восприятиям и, в конечном счете, менталитету жертвы.

Дети расплачиваются за «грехи» родителей

На днях, по рекомендации одной из своих коллег, посмотрела фильм «Похороните меня за плинтусом». В память «врезались» слова бабки: «он расплачивается за грехи своей матери-потаскухи» и невольно вспомнились истории моих клиентов, выросших в дисфункциональных семьях с алкогольной зависимостью.

Пьянство родителей является одним из таких «грехов», разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребёнка. Взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру. Они перестают уделять внимание своим детям, плохо к ним относятся либо вообще их не замечают; жизнь такой семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами семьи – ригидностью и деспотичностью; в такой семье все члены семьи озабочены отрицанием реальности, они тщательно скрывают неприятные семейные тайны от окружающих; в семье запрещено свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.

Исследователями даны основные признаки таких семей. Внимание при этом акцентируется на тех из них, которые больше всего влияют на личностное становление ребёнка.

Размытость, нечёткость границ своего Я. Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие ненормальны. Амбивалентность касается многих сторон жизни семьи. Это приводит к нечёткости границ личности.

Отрицание.Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребёнку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребёнок перестаёт понимать, что на самом деле совершается вокруг него.

Непостоянство. Поскольку потребности ребёнка удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, и он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, у него появляется закономерное желание, чтобы им занимались. Он пытается привлечь к себе внимание любыми доступными способами, включая отклоняющиеся от нормы формы поведения.

Низкая самооценка. Система воспитания в такой семье заставляет ребёнка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем. Всё это произошло потому, что он был недостаточно хорошим, совершил много ошибок. В конце концов, он «заслуживает» всё то плохое, что с ним приключается. Так постепенно утрачивается самоуважение, а вина взрослых переносится на себя.

Недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи. Атмосфера в такой семье нестабильная, поскольку алкоголизм забирает много энергии, которая в нормальной семье направляется на поддержание благоприятного психологического климата и на создание здоровой окружающей среды для самореализации и самосовершенствования личности.

Алкоголизм – болезнь семейная. Пьёт один, а болеет вся семья. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьёзным характерологическим сдвигам у партнёров и детей, комплекс которых обозначается специалистами термином «созависимость». Созависимость определяют как болезненное состояние, при котором человек испытывает потребность контролировать поведение другого человека, и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей. Главная характеристика созависимости – направленность личности вовне, что обусловлено её заниженной самооценкой.

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех её членов. Особенно уязвимы дети. Дети, родители которых были алкоголиками, часто сами заболевают хроническим алкоголизмом. Риск заболеть у них выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляют спиртными напитками. Они затрудняются в принятии любых решений, склонны ко лжи, отличаются заниженной самооценкой, слабо развитым чувством юмора. Самое главное – все они стремятся плыть по течению, подстраиваться под окружающих. Они не управляют обстоятельствами; индивидуальность, творческое начало у них не проявляется; часто возникают сомнения; неуверенность в правильности своих поступков. Большинство из них нуждаются в поддержке, одобрении, успокоении.

В семьях с алкогольной зависимостью, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становятся из жизненным кредо: «не говори, не доверяй, не чувствуй».

Дети бояться «высовываться» и просить о помощи из-за клейма, связанного с пьянством или другими наркотическими проблемами, а также из-за того, что они не хотят быть предателями в своей семье. Даже дома они не могут говорить об истинном положении вещей. Кроме того, они становятся недоверчивыми из-за несдерживаемых родителями обещаний, непостоянства, вербального, физического и даже сексуального насилия, объектом которого они нередко являются.

Третье правило – «не чувствуй» — естественным образом вытекает из первых двух. То, что происходит с ним, может быть больно, грязно, стыдно и безнадёжно. Они вынуждены учиться прятать или игнорировать свои чувства. Дети уже в раннем школьном возрасте прекрасно умеют отстраняться от своих чувств и мыслей по поводу происходящего в семье, убеждая себя и окружающих в том, что у них всё благополучно. Наиболее уязвимыми они становятся в подростковом возрасте. Подросток не только глубоко переживает трагедию, обусловленную пьянством родителей, но часто и сам пытается найти в алкоголе ключ к решению семейных проблем. Вследствие этого довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности. Подросток становится грубым, чёрствым, злобным по отношению к самым близким людям, его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, опустошённость, нарастает вялость, апатия, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться и вместе с тем рождается агрессивность, склонность к антиобщественным, немотивированным поступкам. Волей-неволей подросток оказывается втянутым в решение многих семейных проблем и вместе со взрослыми несёт груз ответственности за то, что происходит в доме. Всё это не может не отразиться на особенностях мировосприятия, чувств и поведения.

Важнейшие особенности процесса взросления детей из алкогольных семей заключаются в том, что:

— дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;

— дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми;

— дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и потребности;

— дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение других людей. Их часто осуждают за действия и чувства их родителей.

— родители не разделяют чувств и не одобряют поведения ребёнка; осуждение его поступков; осуждение его поступков формирует отрицательную оценку его личности в целом;

— дети чувствуют себя заброшенными;

— родители могут не воспринимать ребёнка как отдельное существо, обладающее своей собственной ценностью, могут считать, что ребёнок должен чувствовать и делать то же, что и они и выглядеть так же, как они;

— самооценка родителей может зависеть от поведения ребёнка; родители могут относится к ребёнку как к равному, взрослому, не давая ему возможности быть ребёнком;

— чувства, которые когда-то возникли у ребёнка в ответ на ситуацию в семье, становятся движущими силами в его дальнейшей жизни. Это вина, страх, обида, злость. Вырастая, дети алкоголиков не осознают этих чувств, не знают в чём их причина и что делать с этими чувствами. Но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, свои отношения с другими людьми, движимые этими чувствами прибегают к алкоголю и наркотикам. Дети алкоголиков переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь.

Большинство взрослых детей алкоголиков в будущем вынуждены обращаться за помощью к психологу/психотерапевту, т.к. зачастую несмотря на все их старания жить нормальной жизнью, «старые» чувства оживают в самый неподходящий момент и приносят много страданий и проблем. Другие люди (партнёры, друзья, дети) становятся лишь катализаторами болезненных внутренних переживаний. Низкая самооценка не даёт возможности уверенно двигаться вперёд и жить своей жизнью. Они по-прежнему сосредотачивают всё своё внимание на жизни других людей, забывают о себе, о своих желаниях и потребностях, предполагают, что в противном случае их отвергнут. «Возвращение к себе» для таких людей является достаточно сложной задачей и требует много времени, терпения и психологического сопровождения.

Литература:

1. Москаленко, В.Д. Зависимость: семейная болезнь / В.Д. Москаленко. – 3-е изд. –М. : ПЕРСЭ, 2008. – 352 С.

2. Москаленко, В.Д. Когда любви слишком много: Профилактика любовной зависимости / В.Д. Москаленко. – М. : Психотерапия, 2006. – 224 с.

3. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271 с.

4. Уайнхолд, Берри Освобождение от созависимости / Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд; пер с англ. А.Г. Чеславской. – М. : Независимая фирма «Класс», 2002.- 224 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *