Детям о Библии

Содержание

Священная история в простых рассказах

Новый завет

  1. Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос
  2. Архангел Гавриил является священнику Захарии и предсказывает, что у Захарии родится сын Иоанн
  3. Рождество Иоанна Предтечи
  4. Рождество, воспитание и обучение Девы Марии
  5. Благовещение
  6. Рождество Христово
  7. Поклонение пастырей
  8. Сретение Господне
  9. Поклонение волхвов
  10. Бегство в Египет
  11. Избиение младенцев
  12. Возвращение в Назарет
  13. Двенадцатилетний Отрок Иисус в храме
  14. Иоанн Креститель
  15. Крещение Господне
  16. Сорокадневный пост и искушение Иисуса Христа дьяволом
  17. Первые ученики Христовы
  18. Первое чудо на свадьбе
  19. Изгнание торгующих из храма
  20. Беседа Иисуса Христа с Никодимом
  21. Беседа Иисуса Христа с самарянкой
  22. Проповедь Иисуса Христа
  23. Исцеление сына царедворца
  24. Проповедь Иисуса Христа в Назарете
  25. Чудесный лов рыбы на озере Геннисаретском
  26. Изгнание духа нечистого
  27. Исцеление тещи Симоновой и многих других больных
  28. Исцеление расслабленного в Капернауме
  29. Мытарь Левин Матфей делается учеником Иисуса Христа
  30. Исцеление расслабленного при Овчей купели
  31. Исцеление сухорукого
  32. Избрание двенадцати апостолов
  33. Нагорная проповедь Иисуса Христа
  34. Исцеление прокаженного
  35. Исцеление слуги сотника
  36. Воскрешение сына вдовы наинской
  37. Кающаяся грешница
  38. Исцеление бесноватого (безумного), слепого и немого
  39. Притчи Иисуса Христа
  40. Притча о сеятеле
  41. Притча о семени и плевелах
  42. Иисус Христос словом Своим укрощает бурю
  43. Исцеление одержимого нечистыми силами
  44. Исцеление женщины, страдавшей от кровотечения, и воскрешение дочери Иаировой
  45. Исцеление двух слепых и немого бесноватого
  46. Усекновение (отсечение) головы Иоанну Предтече
  47. Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек
  48. Иисус Христос ходит по воде
  49. Исцеление бесноватой дочери хананеянки
  50. Исцеление глухонемого
  51. Исцеление многих больных и насыщение четырех тысяч человек семью хлебами
  52. Исцеление слепого
  53. Иисус Христос спрашивает учеников, кем они его считают, и открывает им тайну Своих будущих страданий, смерти и воскресения
  54. Преображение Господне
  55. Исцеление бесноватого отрока
  56. Наставление Иисуса Христа Своим ученикам
  57. Притча о жестоком заимодавце (о кредиторе, то есть о том, кто дает в долг)
  58. Иисуса Христа не принимают в одном самарийском селении
  59. Притча о милосердном самарянине
  60. Чудесная находка монеты
  61. Семьдесят учеников Христовых
  62. Марфа и Мария, две сестры, пригласившие Иисуса Христа к себе в дом
  63. Исцеление слепого от рождения
  64. Исцеление горбатой, одержимой злым духом
  65. Иудейские старейшины хотят убить Иисуса Христа
  66. Иисус Христос в доме фарисея исцеляет больного, страдавшего водяной болезнью, и учит не садиться на первое место, а в гости велит звать бедных
  67. Притча о приглашенных на вечерю
  68. Притча о пропавшей овце и потерянной монете
  69. Притча о блудном сыне
  70. Притча о богатом и Лазаре
  71. Притча о мытаре и фарисее
  72. Исцеление десяти прокаженных
  73. Благословение детей
  74. Богатый юноша
  75. Исцеление двух слепых
  76. Раскаяние Закхея
  77. Воскрешение Лазаря
  78. Мария помазывает ноги Иисусовы миром; ученик же Иисуса, Иуда, осуждает ее за это
  79. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
  80. Проклятие смоковницы
  81. Изгнание из храма торговцев
  82. Притча о непослушном раскаявшемся сыне
  83. Притча о злых виноградарях
  84. Притча о приглашенных на брачный пир царского сына
  85. Фарисеи спрашивают Иисуса Христа, следует ли платить подать царю
  86. Какие заповеди главные
  87. Бедная, но усердная вдова
  88. Притча о десяти девах
  89. Притча о талантах
  90. Страшный суд
  91. Среда страстной недели
  92. Четверг страстной недели
  93. Омовение мог
  94. Тайная вечеря
  95. Иисус Христос молится в саду Гефсиманском
  96. Иисуса Христа судят у первосвященников Анны и Каиафы
  97. Отречение Петра
  98. Пятница страстной недели. Христос осуждается иудеями на смерть
  99. Погибель Иуды
  100. Иисус на суде и Пилата и Ирода
  101. Христа ведут на распятие
  102. Распятие
  103. Смерть Иисуса Христа
  104. Погребение Иисуса Христа
  105. Воскресение Христа
  106. Первое явление воскресшего Господа Марии Магдалине
  107. Второе явление Господа мироносицам
  108. Третье явление Господа двум ученикам, шедшим в Эммаус
  109. Четвертое явление апостолу Петру
  110. Пятое явление десяти апостолам и другим бывшим с ними в доме
  111. Шестое явление Фоме
  112. Седьмое явление ученикам на озере
  113. Восьмое явление ученикам на горе
  114. Девятое явление апостолу Иакову
  115. Вознесение Господне
  116. Сошествие на апостолов Святого Духа
  117. Апостолы за проповедь о Христе подвергаются тюремному заключению и побоям
  118. Апостол Петр
  119. Чудеса, совершенные апостолом Петром
  120. Мученическая смерть апостола Петра
  121. Апостол Павел
  122. Чудеса, совершенные апостолом Павлом
  123. Мученическая смерть апостола Павла
  124. Проповедь и кончина остальных апостолов
  125. Успение (кончина, смерть) Божьей Матери

3 способа учить детей Библии

Трое моих внуков недавно совершили свой ежегодный летний визит в наши знойные края. Они также взяли с собой своих родителей в качестве компаньонов, что было довольно приятно.

Всякий раз, когда двое или трое моих внуков собираются около меня более чем на 24 часа, я пользуюсь возможностью сделать одну из двух вещей: разучить и разыграть спектакль или открыть двери “летней библейской школы имени дедушки”. Старшей из приехавших внуков за время ее пребывания исполнилось 5 лет, а ее братьям 2 и 9 месяцев. Они еще слишком юны для Короля Лира, так что мы остановились на летней библейской школе имени дедушки.

Когда они уезжали, они уже знали наизусть четыре лица херувимов (включая правильные движения рук), план повествования о сотворении, основные элементы сотворения и краткое изложение книги Бытия. В следующий раз, когда они будут со мной, мы займемся Исходом, и я научу их, как приносить друг друга в жертву.

Я преподаю Библию маленьким детям — в основном своим собственным — уже более 35 лет, с тех пор, как мой старший сын стал ползать. За эти годы я научился нескольким вещам. Вот три урока для вас.

Рассказывайте библейские истории

Бог говорил с Израилем много раз и многими способами (Евр. 1:1-3). Он изрек Закон на горе Синай, изрек мудрость устами царей, жгучие и сокрушительные слова устами пророков и, наконец, изрек Себя в своем Сыне, Слове. Порядок книг Библии — это порядок созревания Израиля и человечества по мере того, как мы растем от детского рабства к взрослой свободе (ср. Гал. 4), от священника до царя, от пророка до полного возраста Христова.

Не случайно библейская история созревания начинается с длинной книги рассказов. С этого мы начинаем. Прежде чем мы научимся говорить, ходить или абстрактно мыслить, мы изучаем истории. Яхве — лучший родитель. Еще до того, как Израиль получил Тору, скинию, сложную систему жертвоприношений, землю или монархию, у них были истории, драматические семейные повествования.

Бог давал нам истории, потому что он хотел, чтобы мы читали, рассказывали и пересказывали, жили в самих историях и по ним. Начните с них. Рассказывайте истории. Они запомнят их.

Когда мои дети были маленькими, мы проводили семейное поклонение почти каждый вечер после ужина. Я открывал Библию, лежавшую у меня на коленях, и пересказывал историю. Мы начали с Книги Бытия и продолжали идти, пока не дошли до конца Деяний, затем мы снова начали с Книги Бытия и повторили процесс. Я не могу вспомнить, сколько таких циклов мы прошли, но я часто повторялся, потому что дети продолжали появляться на свет. По мере того как мои дети становились старше, мы изучали остальные книги Нового Завета и вместе читали отрывки из них. Но прежде всего, однако, я пытался подсадить их на Библию, рассказывая истории.

Мы испытываем искушение пролистать истории, чтобы добраться до морального ядра. Мы склонны игнорировать детали, чтобы сфокусироваться на абстрактном доктринальном содержании. Писание преподает нравственные уроки, и библейские истории имеют доктринальное значение. Мы должны научить наших детей всему этому. Но Бог давал истории, потому что он хотел, чтобы мы читали, рассказывали и пересказывали, жили в самих историях и по ним.

Так что начните с них. Рассказывайте истории. Они запомнят их.

Показывайте им Иисуса

В течение 40 дней между своим воскресением и вознесением, Иисус учил своих учеников Библии (Лк. 24). Он учил двух учеников по дороге в Эммаус, а затем остальных 11. Лука говорит нам, что он учил всему Ветхому Завету – Моисею, пророкам (большим и малым) и псалмам. Он учил “всему, что было сказано о Нем”. Сам Иисус нам говорит: вся Библия – о Нем.

Библия – это книга книг, великая история с множеством маленьких историй внутри. Все эти маленькие истории связаны с большой историей, потому что все маленькие истории являются частью истории Иисуса. Эти истории – кусочки головоломки. Как сказал Иреней, как только мы сложим все эти кусочки вместе, то увидим портрет славного, прекрасного царя.

Все эти маленькие истории связаны с великой историей, потому что все маленькие истории являются частью истории Иисуса.

Какие же кусочки мозаики нам нужны? Во-первых, персонажи. Покажите им, что Иисус лучше Адама, потому что он противостоит дьяволу в пустыне, когда Адам не смог победить дьявола в Эдемском саду. Покажите им, что на Иисуса напали Его братья, как и на Авеля напал Каин, а на Иосифа – его братья. Покажите им, как Самсон победил в момент своей смерти, и как Иисус победил на кресте. Когда вы будете читать про Иеремию, – плачущего пророка, – напомните им, что Иисус тоже плакал.

Ищите также и повторяющиеся события. В начале Евангелия от Матфея Иисус бежит от царя-убийцы в безопасный Египет, возвращается и вырастает, крестится в Иордане, уходит в пустыню, чтобы подвергнуться искушению, а затем учит людей о Законе на вершине горы. Он снова переживает историю Израиля: рабство в Египте, убийство израильских младенцев фараоном, исход и пустыню, Синай и Закон. Если вам хватит смелости пойти по книге Левит, то продолжайте напоминать им, что Иисус приносит окончательную, совершенную жертву, которая возвращает нас к Отцу.

Библия не просто связывает всех и вся с Иисусом. Она соединяет всех и вся со всеми и всем остальным. Ной – это новый Адам и прообраз Иисуса. Давид сражается, как один из судей, Езекия – новый Давид, а Иеремия сходен с Моисеем.

Я часто говорил своим детям: “Ух ты! Это в Библии в первый раз. Это первый раз, когда мы видим такого персонажа!” “Ничего себе, кто-то в первый раз умер от травмы головы”, – сказал я, рассказывая историю Давида и Голиафа. “Первый раз, когда кто-то утонул.” “Первый раз, когда кто-то почти умер и вернулся к жизни”. “Это первый мужчина, который познакомился со своей будущей женой у колодца.” Они знали, что это мой сигнал, указывающий на обратное. “Нет! Другие люди тоже умирали от ранений в голову”, – и перечисляли Сисару и Авимелеха, а также раздавленную голову змея. “Все встречают свою будущую жену у колодца!”

Дети естественным образом проводят параллели, и перестают это делать только тогда, когда мы отучаем их от этого. Они не знают слова “типология” или “прообраз”, но они понимают их смысл. Используйте это.

Пойте тексты Библии

Несколько лет назад, служа пастором в штате Айдахо, я возглавлял церковную летнюю библейскую школу для детей младшего возраста. Я написал несколько песен, чтобы помочь им изучить принципы библейского богословия. Я поздно осознал силу пения, но теперь я не буду даже пытаться учить детей по-другому. Пение или напевание делает Библию запоминающейся и ритмичной. Она впечатывает Библию в мозг и тело ребенка.

Я попытался сделать песни веселыми. Я не хотел, чтобы они выходили просто забавными. Я хотел, чтобы песни закладывали фундамент для чтения и размышления о Библии, которые будут направлять детей, когда они вырастут. Я не хотел, чтобы они потом отвергли Библию как что-то детское.

Не стоит недооценивать то, что ребенок может узнать о Писании. Они могут запомнить больше, чем мы думаем, и получать удовольствие, делая это.

Позвольте мне привести пример. Книга Бытия начинается с трех падений, кульминацией которых является великое разрушение – потоп. После потопа и Вавилона история сосредотачивается на трех патриархах, которые начинают обновлять мир, обращая вспять три падения. Все это выглядит так (жирные слоги подчеркнуты):

  1. Адам, Каин и сыны Божьи (три падения)
  2. ВУХ! (потоп; сделать широкий мах рукой, как будто это огромный поток воды)
  3. Вавилон
  4. Авраам, Иаков, Иосиф (три патриарха)

Адам грешит и не повинуется Яхве, а Авраам повинуется – даже если это будет стоить ему сына. Каин убивает Авеля; Иаков же – Авель, который спасается от своего кровожадного брата Исава. Сыны Божьи смешиваются с дочерьми человеческими и развращают мир; Иосиф сопротивляется соблазнению и кормит мир.

Выбирайте исполнителей, которые поют Писание. (Далее автор рекомендует канадского исполнителя, что не актуально для русскоговорящей аудитории. Но мы точно можем порекомендовать церковь “Ковчег” (Днепр) или Русскую Библейскую Церковь (Москва). Тексты их песен насыщены Писанием – прим. перев.)

Преподавайте Библию

Может быть, это самый важный урок: Я рано научился не недооценивать то, что дети могут узнать о Писании. Они могут запомнить больше, чем мы думаем, и получать удовольствие, делая это.

Я узнал, что дети охотно откликаются на голос своего Отца, с одним условием – если я учу их Библии, а не использую Библию, чтобы учить их чему-то еще.

Текст книги «Библейские рассказы для детей с иллюстрациями. Ветхий Завет»

П. Воздвиженский
ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ БИБЛИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В изложении священника П. Воздвиженского.

Текст дается в современной орфографии

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

СОТВОРЕНИЕ МИРА

Над нами без границ раскинулось синее небо. На нем, как огненный шар, сияет солнце и дает нам тепло и свет.

Ночью на смену солнышку выплывает луна, а вокруг, как детки около мамы, много-много звездочек. Словно ясные глазки, мигают они в высоте и, как золотые фонарики, освещают небесный купол. На земле растут леса и сады, травка и красивые цветочки: Всюду по земле живут звери и животные: лошадки и овечки, волки и зайчики и многие другие. В воздухе порхают птички и насекомые.

Взгляните теперь на реки и моря. Какая масса воды! И вся-то она полна рыбками: от самых маленьких до чудовищ огромного размера… Откуда же все это явилось? Было время, когда ничего этого не было. Не было ни дней, ни ночей, ни солнышка, ни земли, ни всего, что есть на ней. Жил тогда Один Господь Бог, потому что Он вечен, то есть не имеет ни начала, ни конца своего бытия, но всегда был, есть и будет.

И вот Он-то, по своей доброте, в шесть дней из ничего сотворил все, чем мы любуемся. По одному Его слову явилась земля, и солнце, и все-все в мире. Все сотворил добрый и любящий Господь, и обо всем Он непрестанно заботится, как любящий Отец: всем дает пищу, здоровье и счастье.

Сотворив мир, Господь устроил на земле прекрасный сад и назвал его раем. Там росли тенистые деревья с вкусными плодами, пели красивые птички, звенели ручейки, и весь рай благоухал цветами, более душистыми, чем розы.

Когда Господь устроил все это, Он увидел, что некому любоваться и наслаждаться красотою земли и рая. Тогда Он взял кусок земли и велел ему превратиться в человека. Так явился на свет первый мужчина. Он был очень красив, но он не мог ни ходить, ни думать, ни говорить, был как безжизненная статуя. Господь оживил его, дал ему ум и доброе сердце.

Потом, чтобы у первого человека был друг, Господь сотворил первую женщину и назвал их Адам и Ева. У первых людей не было ни папы, ни мамы. Господь сотворил их взрослыми и Сам заменял им родителей. Он Сам ввел их в рай и сказал:

– Дети Мои, дарю вам этот сад, живите в нем и наслаждайтесь, кушайте плоды со всех деревьев, и только с одного деревца не троньте и не ешьте плодов, а если не послушаетесь, то лишитесь рая и умрете.

Адам и Ева поселились в раю. Они не знали там ни холода, ни голода, ни горя. Вокруг них между зверями и животными царили мир и согласие, и они не обижали друг друга. Хищный волк пасся рядом с овечкой, и кровожадный тигр отдыхал по соседству с коровушкой. Все они ласкались к Адаму и Еве и повиновались им, а птички садились к ним на плечи и распевали песенки.

Всем живым существам Адам дал тогда особые названия. Так жили первые люди в раю. Жили они и радовались и благодарили своего доброго Создателя Бога.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

Все, что мы видим, называется мир видимый. Но есть и другой мир, которого мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нем живут Божьи ангелы.

Кто же эти ангелы?

Это такие живые существа, как и люди, только невидимые и очень добрые и умные. Всех ангелов Господь сотворил добрыми и послушными. Но один из них сделался гордым, перестал слушаться Бога и других ангелов научил тому же. За это Господь изгнал их от Себя из рая, и они стали называться злыми ангелами, или дьяволами.

С тех пор добрые ангелы отделились от злых. Злые ангелы везде сеют зло: они ссорят людей, заводят вражду и войну, стараются, чтобы люди жили между собой как враги и чтобы Господь перестал их любить. Добрые ангелы, напротив, учат нас всему доброму и хорошему.

У каждого есть свой добрый ангел-хранитель. Такие ангелы сберегают деток от всякой беды и, в случае опасности, закрывают их своими крыльями. Они помнят, как Господь изгнал с неба дерзких и непослушных ангелов, а потому, если дети не слушают папу и маму, добрые ангелы грустят и плачут, так как дерзких и злых детей Господь не может взять на небо.

Когда Ева и Адам жили в раю, злые ангелы завидовали их счастью и захотели лишить их райской жизни. Для этого однажды один дьявол превратился в змия, взобрался на дерево и сказал Еве:

– Правда ли, что Бог запретил вам вкушать плоды со всех деревьев?

– Нет, – отвечала Ева, – Господь запретил нам кушать плоды с одного этого деревца и сказал, что если мы съедим, то умрем.

Тогда хитрый змий сказал:

– Не верьте Богу, вы не умрете, а, напротив, если скушаете этих плодов, то сами сделаетесь, как Бог, и будете все знать.

Тут змий сорвал красивое золотистое яблочко с запретного дерева и подал Еве. Она покушала и передала его Адаму. И вдруг после этого им стало ужасно стыдно, как и всем, кто дурно поступает.

Прежде, когда Господь приходил в рай, Адам и Ева бежали к Нему навстречу и беседовали с Ним, как дети с родителями. Но теперь, когда Господь позвал их, им стыдно было показаться к Нему, и они спрятались в кусты. И сказал им Господь:

– Итак, вы не послушались Меня, съели запретный плод; идите же прочь из рая, трудитесь и в поте лица добывайте пропитание До сих пор вы не знали ни болезней, ни смерти, теперь же вы будете болеть и, наконец, умрете.

Тут явился ангел с огненным мечом и изгнал Адама и Еву из рая. Вот до чего доводит непослушание. Однако, наказав людей, Господь, по своему милосердию, обещал прислать на землю Своего Сына Иисуса Христа, который примет на Себя заслуженное людьми наказание, пострадает за людей и опять сделает их достойными жить в раю с Богом после смерти.

КАИН И АВЕЛЬ

Тяжело было Адаму и Еве расставаться с раем, и еще тяжелее было им привыкнуть к труду и болезням. Звери теперь уже не слушались их и вредили, животные бежали от них, и земля не всегда приносила им плоды для пропитания. Они жили в бедном шалаше посреди поля.

Скоро у Адама и Евы родились дети, но и дети вместо радости доставляли им огорчения.

Было у них два сына, Каин и Авель. Старший, Каин, занимался хлебопашеством, а младший, Авель, пас стадо.

Однажды братья пожелали принести что-нибудь в жертву или в дар Богу. Они сложили два костра, и Каин посыпал на свой костер хлебных зерен, а Авель положил ягненка, и оба зажгли свои костры.

Авель приносил дар Богу от всей души, с любовью к Богу и с молитвою, а потому дым от его жертвы прямым столбом поднимался к небу. Каин же приносил свою жертву неохотно и небрежно и вовсе не молился Богу, и дым от его жертвы расстилался по земле. Из этого было видно, что жертва Авеля приятна Богу, а жертва Каина неприятна.

Каину стало ужасно досадно, но вместо того, чтобы усерднее молиться Богу и просить, чтоб Господь принял и от него жертву, Каин позавидовал брату и со злости убил его. Тогда Господь спросил его:

– Каин, а где брат твой Авель?

Это Бог спросил его для того, чтобы убийца сам раскаялся и просил прощения. Но Каин не раскаялся и дерзко отвечал:

– Не знаю, разве я сторож брата моего?

Господь сказал ему:

– Нет, ты убил своего брата, и теперь ты нигде не найдешь себе покоя!

Каин испугался и воскликнул:

– Великий мой грех! Теперь убьет меня первый встречный!

Но Бог сказал:

– Нет, Я положу на тебя такой знак, что тебя не убьет никто, но ты будешь жить и тебя всегда будет мучить совесть!

С той поры Каин никогда не мог поднять лицо к небу. Угрюмый и задумчивый, мучимый стыдом, он нигде не находил себе покоя и скоро вовсе ушел от родных в далекую землю. Очень плакали Адам и Ева, когда узнали о смерти Авеля. Это было первое тяжелое их горе. Теперь они еще больше пожалели о рае. Если бы они слушались Бога, то и жили бы в раю, и там не случилось бы такого несчастия. Бог видел их слезы и дал им третьего сына, по имени Сифа. У Каина тоже родились дети, но и они, как отец, были злы, непочтительны и завистливы.

ПОТОП

На земле становилось все больше и больше людей. Были. между ними и добрые, но злых было больше. Они не молились Богу, ссорились и завидовали друг другу.

В это время жил один праведный и добродетельный человек по имени Ной. Когда Господь разгневался на злых людей и хотел их наказать. Он пришел к Ною и сказал ему:

– Ной, сруби побольше деревьев, устрой корабль и помести в нем твое семейство и всех животных, зверей и птиц, по несколько штук. Я пошлю на землю сильный дождь и потоплю всех злых людей.

Ной исполнил все, как ему велел Бог. Он построил громадный корабль, в три высоких этажа, разделил его на множество клеток и посадил туда всяких зверей, животных и птиц.

Когда Ной строил свой корабль, многие люди смеялись над ним. Но скоро этот смех обратился в плач.

Когда корабль был готов, начался проливной дождь. Сорок дней и сорок ночей продолжался ливень. Люди и звери взбирались на деревья, на вершины гор и скал, матери поднимали своих малюток над водой; вся земля огласилась неслыханными криками и воплями. А дождь все лил и лил, как из ведра, и наконец все умолкло, все потонуло, и даже высочайшие горы покрылись водой.

Один Ной с семейством безопасно плавал на корабле по волнам этого всемирного океана. Спустя сорок дней дождь перестал. Тучи рассеялись и проглянуло солнышко. Ной несколько раз выпускал голубя, и только в третий раз голубь принес ему зеленую веточку. Это было знаком, что деревья уже показались из воды. Скоро показалась и земля.

Ной вышел из корабля и горячо молился и благодарил Бога за спасение. Как жаль, что у Ноя не было таких маленьких деток, как и вы. Как весело было бы им смотреть, когда звери, животные и птицы устремились на волю из тесных клеток и громкими криками выражали свою радость при виде земли и зеленой травы. Вспомните, дети, как приятно после суровой зимы выйти поиграть при солнышке на зеленой лужайке, и вы поймете, что чувствовали и люди, и звери после потопа.

Скоро, однако, после потопа люди стали грешить и прогневали Бога. Господь хотел, чтобы люди жили по всей земле, но люди не хотели этого. И вот они вздумали устроить большую башню, чтобы далеко было видно и чтобы люди от нее не расходились. Тогда Господь сделал так, чтобы строители перестали понимать один другого.

Представьте себе, что русский, не знающий французского языка, и француз, не говорящий по-русски, взялись вместе строить дом. Не правда ли, у них не вышло бы толку? Так случилось и тогда.

Один просит, чтобы ему давали кирпич, а ему несут дерево; другой требует воды, а ему подают глину. Остановилась работа. Люди заговорили на разных языках и поневоле разбрелись в разные стороны.

Таким образом и явились различные народы.

ПРИЗВАНИЕ АВРААМА

К одному добродетельному человеку, по имени Авраам, пришел однажды Господь и сказал ему во сне:

– Возьми свою жену и свое имущество и иди в страну, которую Я покажу тебе и которую Я дарю твоим детям и внукам.

Все вы, дети, любите свою родину, и, я думаю, вам было бы ужасно грустно навсегда оставаться на чужой земле с незнакомыми людьми. Так и Аврааму жаль было покидать и место, и людей, к которым он привык.

Но Авраам очень любил Бога; он знал, что куда бы он ни пошел, ему везде будет хорошо, если ему будет помогать Господь. Поэтому он тотчас собрался и пошел, куда велел ему Бог. Вместе с ним отправился и его племянник Лот.

Скоро, однако, между ними вышло несогласие, и Авраам сказал Лоту:

– Мы с тобой родственники; если с чужими людьми нехорошо ссориться, то тем более нам. Выбирай себе любую дорогу и иди туда жить, а я пойду в другую сторону.

Лот согласился и стал жить в прекрасной долине, где были города Содом и Гоморра. Это было очень красивое место. Там были зеленые луга и протекали ручьи, но зато в городах жили очень злые люди. Они не хотели молиться Богу, обижали друг друга, и Господь решил уничтожить их города и их самих.

Однажды Господь в виде странника пришел к Аврааму и сообщил ему об этом. Но Авраам сказал Ему:

– Господи, как же можно уничтожить два города, а может быть в них душ пятьдесят праведных людей, любящих Тебя? Неужели ради них Ты не пощадишь и остальных?

Господь ответил:

– Если там найдется пятьдесят хороших людей, то Я пощажу города!

Авраам опять сказал:

– Но если там окажется сорок пять праведных?

Господь обещал не губить города и ради сорока пяти. Авраам все уменьшал и уменьшал число и наконец сказал:

– Господи, прости, что я осмелюсь сказать; но если в Содоме и Гоморре найдется только десять праведных?

Господь отвечал ему:

– И ради десяти праведных не погублю городов.

Но даже и десяти добродетельных людей не оказалось в двух городах. Тогда ангелы Божии вывели из этих городов Лота с семейством и велели им скорее уходить и не оглядываться назад. Однако жена Лота не послушалась. Она оглянулась и вдруг за непослушание и любопытство тотчас превратилась в каменный столб. На города Содом и Гоморра упал с неба огонь, и оба города сгорели со всеми людьми.

Господь очень любил доброго и благочестивого Авраама, часто являлся к нему и беседовал с ним. Однажды во время такой беседы Авраам сказал Богу:

– Господи, нет у меня детей, кому же я оставлю свое имущество и кто будет заботиться обо мне на старости?

Но Господь отвечал:

– Посмотри, сколько на небе звезд, столько же будет у тебя детей и внуков.

Потом Господь прибавил:

– Вот через год у тебя будет сын.

И действительно, спустя год у жены Авраама родился сын, и его назвали Исаак. Авраам благодарил Бога и устроил большой пир.

ИСААК

Авраам и жена его очень любили своего сына Исаака. Они ласкали и целовали его и ужасно боялись, чтобы он не захворал и не умер. И вдруг, когда Исаак уже подрос, Господь сказал Аврааму:

– Возьми своего единственного сына, Исаака, пойди на гору, которую я тебе покажу, и там принеси Мне его в жертву.

Авраам, и жена его всегда слушались Бога, любили Его и всегда молились Ему. Теперь Господь пожелал, чтобы они отдали Ему сына Исаака. Авраам тотчас взял дров, своего сына Исаака и пошел на указанную Богом гору. Дорогой Исаак спросил отца:

– Отец, вот у нас есть дрова и огонь, а где же ягненок для жертвы?

Авраам ответил:

– Милый сын, Господь укажет нам жертву!

Пришли на гору. Авраам сложил дрова, связал Исаака и уже поднял нож, чтобы принести его в жертву, как велел Бог.

Однако Господь вовсе не хотел лишить Авраама любимого сына; это он хотел испытать, кого любит больше Авраам, сына ли своего Исаака, или он больше любит Господа Бога.

Теперь было видно, что Авраам любит Господа больше, чем сына. И вот в то время, когда Авраам уже поднял нож, явился ангел и сказал:

– Не тронь дитяти, теперь Господь видит, что для Него ты не пожалел даже своего сына. За такую любовь и послушание Господь даст тебе много детей и внуков, даст много земли и богатства.

Тут Авраам увидел в кустарнике ягненка и принес его в жертву вместо Исаака. Когда Исаак вырос, Авраам позвал старшего слугу и сказал ему.

– Пойди в ту страну, где живут мои родственники, и выбери там невесту для моего сына.

Слуга взял подарки и на нескольких верблюдах отправился в путь. Долго ехал он. Наконец пришел на родину Авраама, остановился у колодца и начал усердно молиться.

Он говорил так:

– Господи, сделай так, чтобы невеста моего господина Исаака сама вышла ко мне навстречу…

Только окончил он молитву, к колодцу подошла красивая девица, и он сказал ей:

– Прекрасная девица, позволь мне напиться воды из твоего сосуда!

Девица отвечала:

– Пей, добрый человек, а затем позволь мне напоить и твоих верблюдов.

Эту услужливую и добрую девушку звали Ревекка, и она; была дальняя родственница Авраама. Скоро Ревекка позвала сюда своего брата, и вместе они пригласили путешественника в дом своих родителей.

– Не тронь дитяти, Авраам; теперь Господь видит, что для Него ты не пожалел даже своего сына. За такую любовь и послушание Господь даст тебе много детей и внуков, даст много земли и богатства.

Тут Авраам увидел в кустарнике ягненка и принес его в жертву вместо Исаака. Когда Исаак вырос, Авраам позвал старшего слугу и сказал ему.

Пойди в ту страну, где живут мои родственники, и выбери там невесту для моего сына.

Слуга Авраама рассказал им, зачем он приехал, и просил их отдать Ревекку в жены Исааку. Родители позвали дочь и спросили ее:

– Хочешь ли ты быть женой Исаака и согласна ли идти с этим человеком?

Тогда посланный слуга передал всем богатые подарки и с невестою пустился в обратный путь. Был прекрасный вечер. Исаак вышел прогуляться в поле. В это время он повстречал свою невесту, проводил ее к отцу, и скоро она стала женой Исаака.

Ревекка отвечала:

– Согласна и пойду.

ДЕТИ ИСААКА

Исаак имел двух сыновей. Старший, Исав, никогда не сидел дома и все время проводил в лесу или в поле на охоте. Это было его любимое занятие. С охоты он часто приносил добычу, и это нравилось отцу. Младший же сын, Иаков, находился дома и занимался домашним хозяйством, и за это его больше любила мать.

Однажды Иаков сготовил себе вкусное кушанье из бобов, а Исав в это время очень голодный вернулся с охоты и ничего не принес. Он увидел кушанье брата и сказал ему:

– Дай мне, пожалуйста, покушать, я ужасно голоден.

Иаков отвечал:

– Я отдам тебе все мое кушанье, но с условием, чтобы с этого дня ты считался младшим братом.

Исав сказал:

– Для чего мне мое старшинство, когда я ужасно хочу есть. – И согласился на предложение брата.

Тогда Иаков отдал ему кушанье. Бог устроил так, что Исав был старшим, а Иаков младшим, но легкомысленный Исав не дорожил старшинством.

Исаак первым благословил Иакова, а кто первым получал благословение от отца, тот делался старшим в роду. Так как Исав был легкомыслен, то Господь допустил Иакову сделаться старшим в роду.

ИСТОРИЯ ИОСИФА

У Иакова было двенадцать детей. Всех их любил отец, но больше всего любил Иосифа, за то, что он был кроток, послушен и всегда говорил правду. Однажды Иаков сшил для Иосифа красивое платье. Другие сыновья, увидев это платье, рассердились, возненавидели Иосифа и ждали только случая, чтобы сделать ему какую-нибудь неприятность. Такой случай скоро представился.

Братья вышли в пустынное поле, пасти стада. Иосиф был с ними. Отойдя от родительского дома, они решили совсем освободиться от Иосифа – убить его. Но этому воспротивился старший брат и сказал: зачем убивать Иосифа, лучше бросим его в глубокий безводный колодец!

Это он придумал для того, чтобы ночью прийти потихоньку от братьев и спасти Иосифа. Все согласились на это.

Когда Иосиф подошел, братья схватили его, сорвали с него красивую одежду и бросили в темную яму. Едва успели они сделать это, как, смотрят, проезжает мимо большой караван чужестранных купцов. Тогда они решили иначе. Они сказали:

– Нехорошо нам оставлять Иосифа в колодце, чтобы он умер там без пищи, ведь он брат наш; не лучше ли продать его этим купцам.

Купцы подъезжают к ним и говорят: продайте нам мальчика! Старшего брата не было; братья взяли деньги и отдали Иосифа, а сами убили козленка, выпачкали его кровью одежды Иосифа, отнесли к отцу и сказали:

– Вот это мы нашли в пустынном поле!

Иаков узнал платье своего любимого сына. В страшной горести он разорвал на себе одежды и воскликнул:

– Нет больше моего милого Иосифа! Лютый зверь растерзал его! Нет моей радости. Буду плакать и скорбеть, пока сойду в могилу!..

Сыновья видели слезы и скорбь своего престарелого отца, но не могли и не смели утешить его, так как сами причинили это горе. А Иосифа купцы отвезли в Египетскую землю и продали в рабство. Но добрый и кроткий Иосиф усердно молился Богу, и Господь сделал его великим и знатным человеком.

Бог дал Иосифу большой ум и способность объяснять сны. И однажды он объяснил сны двум придворным египетского царя. Поэтому, когда и сам царь увидел странный сон, он велел позвать к себе Иосифа и сказал ему:

– Мне приснился сон, и вот никто не умеет объяснить, что этот сон означает. Мне снилось, что из реки Нила вышли семь коров, красивых и жирных, а за ними вышли еще семь коров, худых-прехудых, и эти коровы бросились на первых и съели их. Потом, – продолжал царь, – мне снилось еще, будто выросли семь колосьев, полных зернами, а на другом стебле выросли семь колосьев совершенно пустых, и эти пустые колосья съели первых. Я слышал, что Бог дал тебе способность объяснять сны, скажи же, что означают мои сны?

Иосиф помолился Богу и сказал царю:

– Семь тучных коров и семь полных колосьев означают, что в твоей земле будет семь лет обильного урожая. Хлеба будет столько, что люди не будут знать, куда и девать его. Семь коров тощих и семь колосьев пустых означают, что после урожая наступят семь лет голода. Не будет дождей, засохнут поля, и нигде не вырастет ни былинки. За эти семь лет люди съедят все запасы и могут умереть с голоду. Поэтому выбери, государь, умного человека и прикажи ему сделать большой запас хлеба в урожайные годы.

Царь пришел в восторг от ума Иосифа и воскликнул:

– На тебе Дух Божий! И могу ли я найти человека умнее тебя?

Он надел на Иосифа дорогую одежду, дал ему свой перстень и золотую цепь на шею и сделал его своим первым министром.

Этот царь был очень добрый. Он любил всех своих подданных и не хотел, чтобы они страдали от голоду. Нет несчастия и горя больше голода, когда ни людям, ни животным нечего кушать, и они едят кору с деревьев и вредные травы и умирают в страшных мучениях такую тяжкую пору и добрые дети, получая от родителей деньги на игрушки и на лакомства, не покупают ни лакомств, ни игрушек и отдают деньги на хлеб бедным.

Слова Иосифа исполнились. После урожайных годов настал голод. В той земле, где жил Иаков, отец Иосифа, тоже не было хлеба, и братья Иосифа пришли в Египет за покупкой его. Продажей запасного хлеба заведовал Иосиф, и они обратились к нему, но не узнали когда-то проданного брата. Теперь Иосиф был такой знатный и важный.

Однако Иосиф узнал их, и, когда они явились за хлебом вторично, он заплакал от радости, начал обнимать и целовать братьев и говорил им:

– Дорогие братья, я брат ваш Иосиф, которого вы когда-то продали.

Царь тоже узнал, что к Иосифу приехали братья. Он велел им привезти сюда своего отца Иакова и, когда он приехал, подарил ему прекрасную землю для жительства.

Много лет Иаков не видел любимого сына, но теперь счастью его не было предела, и скоро он с семейством переехал в Египет.

Каким должен быть Библейский текст для детей,или Хорошо забытое старое

Я знаю эту книжку с детства. Знаю настолько хорошо, что могу описать сходу, разбуженная посреди ночи. Винтажные, как сейчас сказали бы, дети на обложке. Херувим. Затейливый шрифт. Форзац, на котором много-много маленьких детишек в рамочках. Сидишь, бывало, и водишь пальцем по этим рамочкам: вот девочка в шляпке, вот в платочке, а вот мальчик, похожий на Тома Сойера. Потом – титульный лист, а на нём ласковый Христос протягивает руки, приглашая к объятию. И большая иллюстрация, где Господь с детьми: у Него на коленях сидит задумчивый малыш, а девочка принесла Ему цветочки. Ещё яти и еры, трогательные окончания прилагательных – «тенистыя деревья», «красивыя птички»…

Эту книгу купил мне папа. Его рукоположили в самом начале 1990-х: с одной стороны, время дикое, а с другой – невероятно богатое, и не только всякими зарубежными новинками. Вспоминалось старое. Совсем старое, из каких-то чуть ли не былинных, мифических времён: тех, где писали «тенистыя деревья» и ставили еры в конце слов после согласных. И оттуда, из этого полного незнаемых чудес дореволюционного мира, вернулась эта книжка – чтобы переиздали, чтобы купил мне её папа. Вёз домой, радуясь: рассказывать маленькой дочке о Боге таким языком, с такими картинками – это словно путешествие во времени, сопричастность прошлому.

Яти и еры, «тенистыя деревья», «красивыя птички»

Я нашла её в родительском доме, уже когда у меня родились дети. А потом выяснила, что у мужа она тоже есть. Только не голубая, а в деликатных оттенках сепии. И не такая истрёпанная: мою, как-никак, до дыр зачитали трое племянников, дети старшего брата.

Когда моей дочке исполнилось годика три, передо мной встал вопрос: что читать ей о Боге? На полке стояли аж три Библии для детей – одна другой краше. Все яркие, изысканные, две – с репродукциями известных мастеров, а одна – с работами художников Палеха. Только вот…

Тексты. С текстами проблема. Прочитав ребёнку пару предложений, я понимала, что нет, не пойдёт. Так можно отбить напрочь интерес к Священному Писанию. Таким казённым, засушенным, абсолютно безликим показалось мне написанное.

Нет, можно, конечно, рассказывать самой. Но книга есть книга. Её читать нужно. И дочка, глядя на меня непонимающими глазами, говорила: «Читай, мама». Мама начинала читать, и глазёнки дочки гасли. Неинтересно.

И тогда я открыла мою старую книжицу. Ту самую, с ятями и ерами, с устаревшими окончаниями, с оборотами, которые незнакомы современным детям. И моя активная трёхлетка слушала, замерев. Повествование её по-настоящему захватило и понесло туда – в дни сотворения мира, на пыльную дорогу, освещённую заревом Содома и Гоморры, в тенистую заводь, где нашла дочь фараона корзинку с маленьким Моисеем.

Книга эта называется «Моя первая Священная История». Библейские тексты для неё изложил священник П.Н. Воздвиженский. Он умудрился создать по-настоящему универсальный формат: эти рассказы интересно слушать малышам, их не менее интересно читать самостоятельно деткам постарше. Я – тому доказательство. В шесть с половиной лет, перед первым классом, я тренировалась на них, они меня продолжали увлекать и в школе.

Недавно я узнала, что репринтное издание, которым мне посчастливилось владеть, – букинистическая редкость: сейчас оно не переиздаётся. Однако чудесный текст Воздвиженского найти можно. Есть несколько вариантов, где используются репродукции икон и картин художников-классиков. Книги эти вышли под названием: «Священная история. Библейские рассказы для детей».

Итак, чем хорош текст Воздвиженского?

Это похоже на рассказ доброго дедушки внукам о самом важном

Во-первых, добротным, чистым, ясным и правильным классическим литературным русским языком. Без занудства, но с хорошим пафосом (ведь о каких вещах говорим!). Автор использует короткие предложения, не уходит в отвлечённые рассуждения. Он умело, а иногда и виртуозно балансирует, не заваливаясь ни в елейность, ни в схоластическую сухость. Это, правда, похоже на рассказ доброго дедушки своим внукам о самом важном – о Боге, о мире, о людях и их поступках.

Второе – это дидактизм. В книге он есть. Но он не скучный, не надменный и не раздражающий, что, по моему наблюдению, высший пилотаж. Воздвиженский резюмирует некоторые главы или логические отрезки текста. Вот, например, после рассказа о Каине и Авеле он обращается к читателям:

«Случается, что и вы невнимательно молитесь Богу, особенно перед сном. Но знайте, что невнимательную молитву Бог не слушает. Если же вы молитесь, то делайте это от всего сердца, с любовью к Богу, тогда Ангел-хранитель передаст ваши молитвы на Небо к Богу, и Господь охотно исполнит все ваши просьбы».

Чувствуете, как просто, без заискиваний и лишней строгости написано? Как педагогически грамотно развивается мораль: описание проступка, описание его следствия, описание того, как всё будет, если поступить правильно. Про такое хочется сказать: «ни убавить, ни прибавить».

Библия – книга невероятно сложная. Не так много взрослых людей, которые хорошо знают события Ветхого Завета, особенно то, что следует после Пятикнижия. Ребёнок же, даже подросший, может в два счёта запутаться в хитросплетениях сюжета, массе имён и названий. «Священная История» даёт информацию чётко, дозированно и логически выверенно. После прочтения складывается ясная картина, основные события ребёнок прекрасно запоминает. Создаётся своеобразный скелет, остов, на который потом ляжет более детальное и серьёзное прочтение Книги Книг, её оригинала.

По моему наблюдению, дети, которым ежедневно читают книги, приученные и любящие слушать, воспримут этот текст с 3,5–4 лет. Несмотря на кажущуюся сложность, устаревшие обороты и непривычную современному глазу орфографию, воспринимается всё достаточно легко.

Ну, а мы в своих поисках идеальной детской Библии, пожалуй, остановимся. Ведь новое – это… ну, да вы помните!

Правкруг.рф

В ходе «Тотального диктанта 2013», ежегодной образовательной акции, больше всего ошибок было выявлено в слове «Евангелие». Участники диктанта, — в основном школьники и студенты, — своими работами подтвердили настораживающую закономерность: со Священным Писанием молодежь практически не знакома. Мечтать о том, что Библия станет «настольной» книгой в каждой семье, как раньше на Руси, в нынешних условиях не приходится, остается лишь уповать, что родители хотя бы ее приобретут и предложат своим детям. Может быть, и сами заинтересуются — хотя бы «упрощенным», детским изложением, которых издается все больше…

В маленьких церковных лавках выбор невелик и обусловлен «бабушкиными» предпочтениями. В книжных и интернет-магазинах прийдется искать в самых неожиданных разделах — например, «архитектура, искусство, религия», «сельское хозяйство»(!), в «стоке» «религиозной» литературы среди книг по эзотерике и нейро-лингвистическому программированию. Поиски осложняются тем, что «Библией» сейчас озаглавлено много всего, мягко говоря, не канонического: например, «Библия в SMSках», «Библия» электрика, велосипедиста, кондитера и т.п. Обязательно надо удостовериться, что она издана по благословению Святейшего Патриарха или правящего архиерея, одобрена Издательским Советом Русской Православной Церкви. Хотя многие «канонические» экземпляры так и хочется назвать «пиратскими»: бумага самого низкого качества, бесформенная обложка, нечеткий шрифт, небрежный макет — все это граничит с кощунством по отношению к Слову Божию. Подобную низкопробность не может оправдывать даже самая невысокая стоимость.

Лучше подстраховаться и заранее представлять объект поиска, четко формулируя свой запрос. Хорошо бы знать автора/составителя, иллюстратора/художника-оформителя, в идеале — конкретное издание, так как один и тот же текст может издаваться под разными названиями и в различных версиях.

Дореволюционная школа

Библия в изложении для детей появилась только во второй половине XIX века. Классические дореволюционные издания сейчас выходят либо репринтно, — с сохранением орфографии, либо в переводе на современный русский язык — полном или сокращенном.

Соколов Александр. «Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. Ветхий и Новый заветы»

Детская Библия протоиерея Александра Соколова — безусловная классика жанра. Его труд «Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. Ветхий и Новый заветы» пользовался большим читательским успехом еще в конце 19 века. Написанный живым, образным языком, он стал одним из наиболее популярных и переиздаваемых в России, исключение — только советские годы.

Сейчас представлены репринтные издания рубежа ХIХ-ХХ веков и целое множество изданий «по Соколову» — в новой орфографии, пересказанные современным русским языком:

Классические варианты иллюстрируются как в первоисточнике — гравюрами Г. Доре и Плокгорста. Повествование прежде всего направлено на детскую аудиторию среднего и старшего возраста, но часто встречаются отзывы, что даже адаптированный вариант тяжеловат для современного подростка. «Слишком уж отмечена стилем прошлого века» — говорил об этой книге о. Андрей Кураев. Однако многие специалисты и читатели предпочитают именно этот стиль, назидательность и форму житейско-педагогической беседы, считая этот вариантом лучшим из лучших.

Интересно издание 2011 г. «Библия для детей. Стихи русских поэтов на библейские мотивы». «Фирменный» текст Соколова дополнен стихами выдающихся русских поэтов: Полонского, Языкова, Жуковского, Майкова, Пушкина, Лермонтова, Фета, Хомякова, Бальмонта, Мережковского, Чюминой, Крестовского и др. Иллюстрации классические — Гюстава Доре:

Воздвиженский П. Н. «Моя первая священная история в рассказах для детей»

Лучшим пересказом Библии для детей в дореволюционной России была признана «Моя первая священная история» священника П. Н. Воздвиженского, изданная в 1899 году и выдержавшая несколько переизданий.

В предисловии говорится, что книга «просто и занимательно повествует обо всех важнейших событиях Ветхого и Нового заветов — так, чтобы дети могли понять написанное, не нуждаясь в объяснениях взрослых». «Простота» и «занимательность» не теряет актуальности. В 1990 г. вышло репринтовое издание, которое сейчас стало букинистической редкостью. Нашему времени доступны следующие варианты:

Священная история. Библейские рассказы для детей 2007 г.

Книга напечатана крупным шрифтом, проиллюстрирована древними иконами, историческими картинами лучших русских художников: Айвазовского, Боровиковского, Поленова, Нестерова, Васнецова, Иванова… Вряд ли младенцы способны оценить их по достоинству, особенно сверстанным по несколько штук на странице, зато отрокам будет интересно.

«Священная история. Библейские рассказы для детей» 2011 г.

Яркое издание с обложкой в «диснеевском» стиле проиллюстрировано полотнами русских живописцев, добавлены герои Аня и Ваня, которые отправляются в путешествие. С их помощью предполагается «достучаться» до самого маленького читателя, — можно попробовать.

Александра Бахметева. Рассказы для детей о земной жизни Иисуса Христа

Книга известной писательницы «для детей и народа» вышла в 1857 году и не имела себе равных по популярности, как и остальные произведения Бахметевой: «Избранные жития святых, кратко изложенные по руководству Четиих-Миней»; «Рассказы из истории христианской Церкви. От I в. до половины XI в.», «Начало христианства в России и Крещение Руси при князе Владимире», «Рассказы из русской церковной истории». Рецензенты высоко оценивали ее сочинения за верность духу Священного Писания, простоту и точность изложения. Александра Бахметева была почетным членом Общества любителей российской словесности, обладала обширными познаниями в церковной и гражданской истории, умением работать с источниками, общалась с Н. В. Гоголем, С. Т. Аксаковым, Н. В. Станкевичем, И. С. Тургеневым…

«Рассказы для детей о земной жизни Спасителя» в доступной форме — простым и поэтичным языком, повествуют о земной жизни Иисуса Христа, о чудесных деяниях и подвигах Спасителя и его первых учеников — апостолов. Приведено множество мудрых Господних притч, тексты тропарей на славянском и русском языках, толкования и связи с богослужением. Книга выдержала 12 изданий, в 2010 г. появилось новое — с картинами известного русского живописца Василия Поленова из его Евангельского цикла «Из жизни Христа», позволяющих почувствовать дух тех мест и того времени, о которых повествует текст.

Великий художник сам в молодые годы не единожды прошел по святым местам, где в давние времена жил и проповедовал свое учение Спаситель мира.

Несомненно достойны внимания другие издания Александры Бахметевой: Рассказы о русских святых, История Церкви для детей, Полная история Христианской Церкви и другие:

Горбова С.Н. «Главнейшие события Нового Завета в картинках с кратким пояснительным текстом для самых маленьких детей»

Книга под таким названием, составленная С. Н. Горбовой, была издана в 1900 году. В авторском предисловии сказано: «Задача предлагаемой книжки — в целом ряде картин дать самым маленьким детям наглядное представление о главнейших событиях Нового Завета. В кратком объяснительном тексте автор старался, по возможности, связать отдельные факты, насколько это было необходимо для понимания их последовательности. Если ему удастся облегчить родителям труд составления первоначального рассказа, если пяти-шести-летний ребенок при помощи текста сумеет объяснить содержание каждой картинки, если он будет с толком читать молитву Богородице и молитву Господню, если, наконец, за обедней ему будут понятны слова установления Таинства, — автор почтит себя удовлетворенным, его книжка будет достаточной подготовкой к предстоящему в жизни малютки первому сознательному шагу христианина: к его первой исповеди.»

Современные родители так и жаждут «облегчить свой труд», — большинству эта книга прийдется по вкусу. Сегодня она отредактирована, переиздана под названием «Евангелие для самых маленьких» и… просто создана для них, даже младше пяти лет. Главы не длинные, текст крупный и легкий, не перегруженный незнакомыми для ребенка словами, яркие иллюстрации художника Вячеслава Волынца:

Российское библейское общество

Российскому библейскому обществу (РБО) исполнилось 200 лет. Созданное в 1813 году по указанию императора Александра I, общество ставило перед собой целью перевод Священного писания на различные языки империи, а также его распространение среди бедных слоев населения. Издание шло на сорока языках. Сегодня РБО — крупнейшее в России издательство библейской литературы, выпускающее свыше миллиона книг ежегодно. Детским изданиям уделяется особое, профессиональное значение:

Библия для детей в древнерусской традиции

Православная изография и композиция книги художника Андрея Маркелова-Быстрякова.

История жизни Господа нашего Иисуса Христа в кратких рассказах и иллюстрациях

Созданное в содружестве русских и сербов, красочно иллюстрированное издание в иконописной православной традиции: мастерство и по-детски непосредственная манера исполнения сербского художника понравятся маленьким читателям.

«Советское» наследие

В советское время Библия была библиографической редкостью: ее продажу и ввоз в СССР запретили еще в начале 30-х. Она подвергалась всевозможной критике, считаясь лживой и опасной, издавалась ограниченным тиражом под строгим контролем государственных органов. Детских Библий практически не издавалось, «эмигрантские» издания можно было только нелегально ввезти из-за рубежа.

Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий для семьи и школы»

«Закон Божий» был написан Серафимом Слободским в 1957 году в Америке для русских эмигрантов. Видя духовный голод в послевоенной эмиграции, особенно в среде молодого поколения, отец Серафим взял на себя труд составления пособия по Закону Божию, который в начале 90-х дошел до России и на протяжении уже многих лет является основным учебником для воскресных и церковных школ. Сам автор активно преподавал детям и перенес свой педагогический опыт на страницы учебника. «В наше время необходимо избегать рассказывать Закон Божий в форме наивной сказки, ибо ребенок и поймет его, как сказку. Первостепенная задача, — дать в руки не только детям в церковной школе, но и самим родителям, преподавателям и воспитателям, а лучше сказать семье, — школу Закона Божия. Для этого, как показывает практика, необходимо дать одну книгу, заключающую в себе все основы христианской веры и жизни».

«Закон Божий» не является детской Библией в прямом смысле, это своего рода христианская энциклопедия, доступно и лаконично объемлющая все аспекты православного вероучения и церковной жизни. Изложение фактов библейской истории сопровождается научными данными их подтверждающими. По материалам Слободского выпущены как полные «репринтные» версии, так и «облегченные», «с картинками». Например, «Иллюстрированная Библия для детей» (под ред. Жуковой Л. М.) и «Библия для детей. Ветхий и Новый заветы» (под ред. Астаховой Н. В.).

В практически идентичных изданиях учтены особенности детского восприятия: формат А4, несложный текст, простая верстка с большим количеством иллюстраций: уникальные литографии, акварели и гравюры XIX века, собранные по крупицам в музеях и библиотеках. Однако родители отмечают, что текст для младшего возраста суховат, советуют для «постарше».

Более простое и сокращенное изложение текстов Серафима Слободского положено в основу издания «Моя первая Библия» с иллюстрациями художников XIX века:

Институт перевода Библии. «Детская библия» (Борислав Арапович, Вера Маттемляки)

Известная также как «Библия для детей», «Библейские рассказы в картинках», «Стокгольмская детская Библия», «Голубая детская Библия»…

После 70-ти лет атеизма именно это издание Института перевода Библии стало первым знакомством со Священным Писанием детей и взрослых СССР. Перемены в религиозной политике советского государства начались в преддверии празднования тысячелетия крещения Руси. В середине 80-х гг. были безвозмездно распространены первые 5 млн. экз, к настоящему времени Книга издана общим тиражом более 8 млн. экз., переведена на 36 языков стран СНГ и мира. В 2000 г. вышло пересмотренное издание под названием «Библия для детей». Подобно предыдущим, она состояла из иллюстрированных библейских рассказов, представляющих собой не столько пересказ событий, сколько их конспект, максимально приближенный к тексту Священного Писания. Редкие экземпляры былых миллионных тиражей сейчас можно найти лишь в букинистических магазинах.

Современные авторы

Давыдова Наталья Владимировна. Евангелие в пересказе для детей

Это детское Евангелие написано педагогом по литературному творчеству, членом Союза писателей России, лауреатом премии им. К. Д. Ушинского. В книге все четыре Евангелия объединены в одном повествовании, более простом и доступном, — для школьного возраста. Очень красивые иллюстрации!

Наталья Владимировна также автор книг ряда других достойных детских изданий: «Евангелие и древнерусская литература», «Православный букварь», «Библейский словарь школьника».

Кучерская Майя Александровна. Евангельские рассказы для детей

Майя Кучерская — кандидат филологических наук, литературный критик, известная писательница, автор книг «Бог дождя» и «Современный патерик. Чтение для впавших в уныние» — ироничного и противоречивого для оценки, сборника рассказов и анекдотов, посвящённых современной жизни Церкви. «Евангельские рассказы для детей» написаны простым понятным языком — Майя написала их для своих малолетних детей, поэтому книга легко читается даже трёхлеткам.

Детские молитвословы

Великолепные иллюстрации — главная особенность детских книг издательства «Никея». Очень ждем их «Священную историю», которая выйдет в самое ближайшее время, а пока читаем замечательный «Молитвослов для детей» 2012 г. изд. Глядя на умилительные, трогательные иллюстрации Евгения Подколзина на душе поневоле становится радостнее, светлее, добрее. Лучшей основы для молитвы не подготовить…

Детский молитвослов, изданный Ново-Тихвинским женским монастырем — вариант «посерьезнее», «на вырост». Не просто сборник молитв на разные случаи жизни: каждый раздел предваряют статьи — небольшие, но содержательные. С детьми говорят на их языке о самых важных вещах в жизни: вере в Бога, Церковных Таинствах, правильном отношении к молитве.

В последнее время ведутся споры: стоит ли вообще детям читать Детскую Библию — должно ли быть духовное чтение легким и упрощенным? Учились же наши «пра» по Псалтыри читать…

Святитель Иоанн Златоуст говорил так: «Священное Писание — это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильной, твёрдой, мудрой. Такой пищей Священное Писание является и для взрослых, и для детей. Душа детская легко увлекается хорошими примерами; детское сердце чутко к великим подвигам. А где же найдётся больше таких примеров, где встретится больше таких подвигов, как не в Священной Истории? Поэтому, первыми рассказами для детей, начинающих понимать, должны быть рассказы из Священного Писания, первой книгой в руках научившегося читать ребёнка должна быть Священная История».

Не грешим ли мы тем, что подсовываем своим детям все это уже в «разжеванном» виде, сокращаем несокращаемое, боимся сложностей во всех формах, оберегаем от любого напряжения и работы в ущерб их духовному и физическому развитию? Выросло уже несколько «сбереженных» поколений, которые даже во взрослом возрасте неспособны «переварить» элементарных понятий жертвы и любви. И никакими иллюстрациями и толкованиями тут не помочь…

В погоне за «детскостью» и доступностью, нельзя забывать, что Библия – это Слово Божие, и все попытки пересказать его, пусть даже самым лучшими толкователями и мастерами слова, дают лишь бледное отражение этой Книги книг. Мы признаем, что невозможно адаптировать под определенный возраст музыку и живопись, большинство литературных произведений, но упорно добиваемся превращения Священного Писания в подобие наивной «легкочитаемой» сказки про «Боженьку». Серафим Слободской предупреждал, что в таком случае ребенок и поймет его, как сказку. Корни современного маловерия обусловлены отчасти «сказочным» восприятием Священного Писания. Если бы мы перестроились на «взаправду», то не были бы столь легкомысленны в вопросах веры и жизни.

Александр Сергеевич Пушкин писал: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… в нём находим всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, всё, что было великого с самой древности!… Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности. Англичане правы, что дают Библию детям… Мои дети будут читать вместе со мной Библию в подлиннике… Библия всемирна… Вот единственная книга в мире: в ней всё есть».

Насколько она будет упрощенно-сокращенной решать родителям… И отвечать потом за это в наивысшей «инстанции».

Закон Божий. Руководство для семьи и школы. Предисловие составил протоиерей Серафим Слободской, Джорданвилль 1967 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *