Детям о причастии

Детские вопросы о Боге и Церкви — что ответить родителям? Советует священник

9 МАРТА 2017 (Четверг) 12:19:24 Порой воцерковлённые родители теряются, не зная, что ответить подрастающим детям на вопросы о Боге и Церкви, о таинстве Причастия, о жизни и смерти. Одно дело, когда ребёнок ходит в воскресную школу и изучает Закон Божий, а как быть с малышами 3-4 лет? Как отвечать им лаконично и доступно, объясняя порой необъяснимое? Мы решили собрать вопросы детей дошкольного возраста на церковную тему и попросили ответить на них клирика минского Радосте-Скорбященского прихода протоиерея Павла Кивовича, настоятеля прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Старое Село Минского района. У отца Павла четверо детей: трое мальчишек ( 17, 13 и 10 лет), и 5-летняя дочь.
Ребенок шумит в храме: как быть родителям и окружающим? >>>
Как поститься с детьми? Отвечает священник >>>
— Отец Павел, мы подготовили вопросы детей в возрасте 3-4 лет, которые регулярно ходят на Причастие с родителями и задают им вопросы, которые взрослых порой ставят в тупик. Как бы Вы сами на них ответили: первый вопрос — «Кто такой Бог?».
— Наш Творец, наш Создатель. Тот, Кто создал всё.
— Вдогонку по этой теме, как тогда объяснить ребёнку через пару лет, почему в его детской книжке «Почемучке» написано, что человек произошел по Дарвину от обезьяны?
— Прежде всего, нужно самим разобраться: теория Дарвина – это правда или нет. Если неправда, то так и надо говорить ребёнку. Автор книжки не обманывает, но это всего лишь теория, которая, как и многие другие теории, имеет право существовать. Ведь мы читаем и другие выдумки, но понимаем, что они неправдивы, перерастаем их в каком-то возрасте.
— Следующий вопрос девочки трёх с половиной лет: «Зачем нам идти в храм?»
— Конечно, родители должны сами придумывать свои версии, они могут быть разные, но главное – должны быть правдивыми. Один может сказать: «Для того, чтобы встретиться с Богом. Бог везде, это так, но давай посмотрим, что написано в Законе Божьем: храм – это место ОСОБОГО присутствия Божьего. Если мы хотим, чтобы Бог особо нас благословлял, мы идём куда? В место, где Он ОСОБО пребывает».
Для ребёнка более взрослого, конечно, стоит сказать, что сердце жизни христианской — это Тело и Кровь Христовы. Без храма это невозможно. Поэтому, конечно, мы стремимся в храм для того, чтобы причаститься.
Нужно исходить из терминов, которые есть у нас в катехизисе: что такое храм и почему мы туда ходим.
— Как объяснить ребёнку, что такое Причастие? Часто можно услышать от взрослых, что «это что-то вкусненькое», что, конечно, очень коробит…
— Конечно, такого объяснения про вкусненькое не должно быть (вздыхает). Нужно учиться говорить о настоящем доступными ребёнку речами. Конечно, ребёнку подготовленному, который с детства причащается, можно сказать, что причащается он Тела и Крови Христовой. Он это слышит постоянно в храме. Так и объяснить, что Христос принёс Себя в жертву за нас.
Неподготовленному ребёнку нужно учиться приходить в храм с родителями. Будет это стремление в семье, тогда и ребёнок будет доверять тому, что сами родители будут делать.
Можно сказать, мы идём причащаться Боженьки, соединяться с Богом посредством того, что нам дадут на ложечке.
— «А зачем причащаться?»
— А чтобы Божья благодать была в нас.
На что нужно очень акцентировать внимание так это на то, что ребёнка нельзя причащать, прибежав впопыхах с улицы, а после причастия также убежав. С самого рождения ребёнок должен в лице своего родителя подготовиться к причастию молитвой перед причащением: «Верую Господи и исповедую…». Вслух спокойно медленно прочитать эту молитву дома с ребёнком или прийти в храм за 5 минут до причастия, чтобы услышать эту молитву. И ребёнок должен знать, что в храм нужно прийти пораньше. Подготовка дома должна быть обязательна, она настраивает и родителей, и ребёнка на правильный лад.
Конечно, в 2-3 года дети неусидчивые, там уже как получается. Но важно понимать и помнить, какой силой обладает молитва. Величайшее множество случаев, когда слова молитвы действуют на человека, даже почти умершего. Когда такой человек оживает (Господь его возвращает к жизни), он говорит, что слышал молитву и молился, при этом врачи говорят, что он был без сознания. Что говорить о детях, которые являются частью нас. Молитва родителя очень влияет на ребёнка.
— «Почему люди убили Бога, если Он был хороший?»
— Здесь надо начать говорить о зле. О том, что Бог зла не сотворил, но человек своей волей ввёл в мир зло, и когда он склоняет свою волю ко злу, он и творит всякое безобразие. Можно дать пример из детской жизни: «У тебя кто-то из детей забирает игрушку, а почему он её не попросил, а забирает, если она твоя? Вот почему он такой злой?». Иногда на вопрос ребёнка нужно задать ему ответный вопрос, чтобы он задумался. Можно пояснить, что Христос, чтобы мы были добрыми, пришёл на землю и взял на себя грехи человеческие, принеся себя в жертву. Но порой ребёнку достаточно поверхностных ответов. Если у него есть доверие к родителям, он с ними соглашается.
— «Почему на иконе «Троицы» изображены трое, если Бог один?»
— Надо рассказать библейскую историю о явлении Бога Аврааму в виде трёх ангелов. Открыть вместе главу Бытия и прочитать, что Сам Бог открыл Себя человеку, что Он есть Троица. Иначе мы бы и знать не знали, что Он есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. И на иконе мы это видим.
— «А где на иконе Бог Отец, где Бог Сын и где Бог Дух Святой?»
— Кто есть Кто на иконе, мы не знаем, но три Лица потому и похожи, что Они равны между Собой. Мы знаем лишь то, что нам открыто в Писании, что Бог есть Троица.
— «Почему человек умирает и как ему помочь?»
— Поддержать его молитвой. Мы должны говорить, что мы не столько человеку помогаем, сколько его поддерживаем, чтобы Бог Своей благодатью укрепил больного. Если он умрёт, так и говорить, что Господь призвал человека в Свое Небесное Царство. Если образ кончины христианский, то так и говорить, что и мы желаем себе такой кончины, что мы тоже однажды пойдём к Богу. Мы молились, надеемся, что и за нас кто-то помолиться. Хорошо, что мы его поддержали в такой момент. Ведь главное, чтобы человек перед смертью не впал в уныние, в какое-то состояние, в котором он бы не достиг Царствия Небесного.
Важно всегда говорить, как есть, как мы это сами понимаем, но на доступном ребёнку языке. Если начнём что-то придумывать, родиться недоверие в семье.
— Как объяснить ребёнку, что человек умер, если на это малыш спрашивает «а когда мы пойдем к нему в гости?»
— Этого человека Боженька забрал. Он у Бога, в Царствии Божьем. Ей (ему) там хорошо. Оттуда уже не приходят.
Никакая истерика у ребёнка от такого ответа не начнётся, это мы взрослые так придумываем.
— А где был я, спрашивает ребёнок, глядя на школьную фотографию мамы: «Как это меня не было?»
— Можно достать из холодильника яйцо: «Это яйцо? Яйцо. А где цыпленок? Его нет. А яйцо-то есть, но если мы его разобьём, то увидим, что в нём только белок и желток. Но если на нём курочка посидит, то появиться цыпленок. Так и у родителей. Они сошлись, полюбили друг друга и подумали, что когда-то у них будут дети, и вот появился ты».
— А что до этого вы меня не любили? — спросит ребёнок.
— Если бы мы тебя не любили, ты бы не появился.
— Если родитель уже ответил на вопрос ребёнка неправдой, как ему быть? Сказать, что ошибался?
— Да. Родителям тоже нужно научиться мириться со своими детьми: просить прощение и признавать свои ошибки. Сказать, что я приблизительно думал так, а теперь знаю точно: «Мы вместе можем прочитать и узнать совершенно точно, как оно есть на самом деле по христианскому учению».
Кстати, чтобы ребёнка расположить к чтению Священного Писания, можно ему подготовить подарок в виде красивого издания Библии. Сейчас есть очень хорошие издания, даже со вкладышем, где написано, что книга преподносится в дар такому-то человеку. Для ребёнка это очень впечатлительно, когда такое взрослое Священное Писание ему дарят, например, на отроческий возраст, когда ему исполняется 7 лет, это очень яркий момент в его жизни.
Автор фото отца Павла: Татьяна Шимко, deiverbo.com
/ sobor.by/
(просмотров 6606)

Как объяснить ребёнку, что такое Причастие

(13 голосов: 4.85 из 5)

«Васенька, потерпи немножко, детка! Сейчас выйдет батюшка и даст тебе компотик», — услышала я за спиной слова, которые каждый раз заставляют меня невольно вздрагивать.

«Компотик», «изюминка», «вкусненькое» — что только не доводилось мне слышать, стоя в воскресный день на Божественной литургии и ожидая выноса Чаши.

К сожалению, подобные «объяснения» самого главного Таинства Церкви у некоторых прихожан всё ещё встречаются. При этом никто из них не задумывается: «А не послужат ли такие слова в дальнейшем тем самым искушением, которое оттолкнет моего ребёнка и от причастия и от Церкви? А не зародится ли в ребёнке сначала малое, а потом уже и неисправимое неблагоговейное отношение к Таинству? А поверит ли потом подрастающее чадо уже более серьёзному объяснению сути Евхаристии?»

Размышляя над вопросом, как объяснить ребёнку, что такое Тело и Кровь Христовы, следует начать с того, что Таинство Святого Причащения должно быть неотъемлемой частью жизни ребёнка и родителей, а о Литургии следует говорить на разных возрастных этапах, постепенно «усложняя» объяснение.

Если и взрослые причащаются регулярно, и ребёнок с самого раннего возраста после своего крещения причащается вместе с ними, то у него вряд ли будет возникать вопрос: «Зачем это нужно и что это такое?». Для него участие в Евхаристии станет естественной и неотъемлемой частью жизни. Но в то же время недостаточно принести дитя в храм, причастить и уйти. Уже собираясь в храм, полезно подчёркивать, что идёте в Божий дом, что будете участвовать в Таинстве Святого Причащения, чтобы соединиться с Господом.

  • Причастие – это соединение с Богом – вот самое доступное объяснение для детей. Они поймут, и примут эту истину детским сердцем через призму веры. Само слово помогает нам в этом: При-частие, становление частью чего-то, при-со-единение к Богу…
  • Бог есть Любовь, полнота любви и её источник. Как сказал один богослов: «Даже наша пища – это любовь Божия, ставшая съедобной». И Господь настолько любит нас, что желает приобщить нас к Своей любви, чтобы мы были с Ним единым организмом. Для этого Он таинственным образом соединяется с нами в Таинстве Причастия.
  • Можно охарактеризовать Святые Дары словами Спасителя о Себе — Хлеб Небесный: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин.6).
  • Понятия «Тело» и «Кровь» сложны для детского восприятия, так как в современном языке редко выражают сопричастность. Однако мы можем привести в пример выражения «моя кровинушка», «плоть от плоти». Также ребёнок в животе у матери какое-то время имеет с ней общую систему кровообращения и формируется с помощью её организма.
    Постепенно через знакомство с Библией, ребёнок сможет применить усвоенные им понятия ко Христу.
  • Святые Дары также правильно и доступно для ребёнка именовать Святыней.

Говорить о Святом Причастии в категориях вкусной пищи, сладостей, категорически недопустимо. Подобные ассоциации являются в некотором роде кощунственными и закладывают в детскую душу неблагоговейное отношение к Святыне.

Родители по-разному объясняют своим детям, что такое Причастие. Но все они сходны в одном мнении – ребёнок сможет понять Таинство Тела и Крови постепенно и только при одном условии, что вера в семье является не просто мировоззрением, а является образом жизни.

И в заключение мне хотелось бы поделиться краткими вариантами ответа на вопрос: «Как объяснить ребёнку, что такое Причастие?»

***

Мне кажется, что здесь большое значение имеет личный таинственный опыт, и словами его выразить я не могу. Очень интересно, как видят и понимают Причастие малыши. Моя маленькая крестница, после первого Причастия на вопрос своей нецерковной бабушки: «Ну что, причастилась? Батюшка тебя причастил?» (она боялась бородатых мужчин) — ответила: «Нет, не батюшка, ангел!» «Да это был батюшка!», — а она: «Нет! АНГЕЛ!»

Вот и что она видела?! Я, пытаясь словами объяснить, что такое Причастие, едва ли смогла бы донести до неё то, что она видела.

Анастасия Овансова, мама троих детей

***

Своим детям я не говорю «Тело» и «Кровь», потому что в раннем возрасте абстрактные понятия у них сформированы абстрактно и это для них сложно. Я говорю: «Соединяемся с Господом!»

Марина Базанова, мама двоих детей

***

Вопрос формального объяснения Таинства Евхаристии сложен для детского ума.

Попытка ответить на вопрос: «Что находится в Чаше?», — в категориях «Хлеб», «Тело», «Вино», «Кровь» может вызвать неоднозначную реакцию. Это происходит потому, что дети понимают все слова буквально и не способны видеть в них многогранность значений.

Более того, объяснение Таинства в данных категориях даже для взрослого человека не внесет ясности в суть происходящего.

Это происходит по той причине, что духовная жизнь становится объяснима для человека в исключительно эмпирическом, опытном восприятии. Иными словами, только через регулярное приобщение Трапезе Господней возможно раскрытие внутреннего содержания Таинства Таинств.

Только через личный пример, участвуя в Божественной литургии совместно с ребенком, подавая ему образец для подражания и деятельный пример любви, ведя его за собой, возможно ожидать, что маленький человек станет причастником Божественных Таин.

Только тогда можно надеяться, что через время, возрастая в летах, он органично воспримет эту Истину. Истину того, что в Чаше находится Господь, таинственным образом преображающий человека и делающий его по-настоящему свободным.

священник Александр Аникин

***

Родители должны привить ребёнку личностное отношение с Богом, чтобы ребёнок понимал что Бог это Личность, что Бог является таким же близким и родным для ребёнка, как и родитель. Прививается это через чтение детской Библии, через молитву в храме и дома с родителями.

Тогда до ребёнка можно донести, что такое Причастие и зачем оно. В иных случаях для ребёнка все объяснения останутся просто звуковыми колебаниями, так же как и для взрослых.

Конечно, относительно возможно пойти иным путём и начать приписывать Причастию магические свойства (например: «если ты будешь причащаться, то тебе будет везти по жизни», «если ты будешь причащаться, то Богу будет приятно, и если ты загадаешь желание или будет мечта, Бог обязательно исполнит»). Но, на мой взгляд, это уже тупиковый путь.

священник Александр Ионитис

***

Я не знаю, как это можно объяснить двухлетнему ребенку. Главное — постепенно это делать. Сначала просто говорить, что тот, кто причащается, прикасается к Богу. А дальше с возрастом можно постепенно знакомить ребёнка со Христом.

диакон Антоний Сацута

***

Мне кажется, что можно сказать так: «Господь войдёт в твоё сердечко, и постарайся сохранить там этого дорогого Гостя — жить так, чтобы Ему было приятно».

Ну а если дальше вопросы будут: «А как это хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа?» — можно, я думаю, ответить так: «Мы принимаем пищу, и она нами усваивается, становится нашим телом и кровью (это ведь действительно так: мы получаем необходимые вещества и энергию через питание). Так и Господь на Тайной Вечере вкусил хлеб и вино — они стали Им, вошли в Его Тело и Кровь. Теперь мы на Литургии становимся участниками той самой Тайной Вечери и таинственным образом принимаем в себя Самого Христа. Он, живой и воскресший, входит в нас и живёт в нас». А выяснять уже механику или химию этого Таинства — дело невозможное, да и ненужное. На то оно и Таинство.

иподиакон Александр Попов

P.S. Взрослым рекомендуем статью: Почему вино – кровь Христова, а хлеб – Его тело?

С какого возраста ребенку нужно исповедоваться?

В это время, когда до главного христианского праздника остается меньше двух недель, человек строит планы посетить храм и принять участие в таинстве Исповеди и Причастия. Одни делают это по зову души и сердца, другие просто для «заметки» в длиннющем списке дел перед праздником.

В такие дни мы часто хотим привести с собой и своих детей. Правда, со временем подход к таинству меняется, и если до семи лет мы просто подводили детей к Причастию, без исповеди, то после семи нам четко говорят, что надо подойти к священнику и получить отпущение грехов.

Семь лет – такое возрастное ограничение существовало еще в синодальный период, сейчас же этого критерия стараются придерживаться все.

Почему именно семь лет? Часто приходится слышать такой вопрос к священнику… Ответ прост. В этот период, со здравым и разумным воспитанием, ребенок начинает полностью осознавать свои хорошие и плохие поступки, отвечать за них, как перед родителями и воспитателями, так и перед лицом Господним.

Период подготовки к первой исповеди должен быть четко спланирован родителями и начинаться не за месяц до семилетия ребенка, а с самого рождения. Ребенок должен научиться жить с Церковью, чувствовать необходимость Причастия как великой защиты и видеть родителей, которые своим примером показывают важность таинства в своей жизни.

Чем взрослее становится ребенок, тем ответственнее должно быть наше устремление в храм. Если мы насильно заставляем ребенка подходить к Причастию, а сами этого не делаем, у него может возникнуть справедливый протест – почему меня заставляют делать то, что сами не делают, ведь самым главным воспитанием является именно собственный пример. Народная мудрость не зря гласит – никогда не воспитывайте детей, воспитывайте себя, а дети все равно будут похожими на вас. Это касается как жизненного, мирского существования, так и духовного.

Приводя ребенка в храм, мы должны понять, что растущий организм в большинстве случаев имеет большую гиперактивность, которая не всегда позволяет сидеть или стоять на одном месте по нескольку часов. Наши дети хотят бегать, играть, одним словом, активно расти, и мы не должны их в этом сдерживать. На первых порах в храм можно брать с собой игрушку, при критической ситуации выйти из храма и сделать несколько кругов вокруг него. Сейчас на многих прихрамовых территориях оборудованы игровые площадки, тут ребенку есть где выплеснуть свою неисчерпаемую энергию, познакомиться с другими мальчиками и девочками, которые пришли в храм, ведь дети активно познают мир именно через социум и общение со своими сверстниками. Стоит также узнать, действует ли при храме воскресная школа, и по возможности не просто отдать туда ребенка, но и самим проявить заинтересованность в познании веры, в которой мы пытаемся спасти свои души.

Ни в коем случае нельзя бить детей, в храме или на территории, пугать священником, говорить, что он заберет ребенка или ударит его, если тот будет себя плохо вести. В маленьком и юном возрасте подсознание работает намного сильнее, чем в зрелом, поэтому физическая или моральная травма, причиненная на территории храма, или представление священника в образе «бабайки», который бьет и забирает непослушных детей, может на всю жизнь не просто вызвать подсознательный страх, но вовсе отбить желание ходить в храм. Именно после таких действий со стороны родителей и формируются будущие «захожане». А потом мы удивляемся, «почему дети не хотят в Церковь»?

Для начала, перед тем, как приносить детей к причастию, а в дальнейшем и к исповеди, следует проконсультироваться со священником: когда будет богослужение, в какое время стоит приходить с детьми, чтобы это было не так трудно, будут ли происходить богослужения в будни, когда людей не так много, а значит детям не будет жарко и они будут чувствовать себя в храме свободнее. Сейчас, когда мы все ближе подходим к последним дням перед святым Воскресением, количество причастников и исповедников растет в геометрической прогрессии, поэтому в такое время не стоит брать детей для первой исповеди, ведь выстоять несколько часов, дождаться, когда пройдут тысячи «захожан» – это все очень утомит ребенка, который должен осознавать, что пришел к чему-то высокому и святому.

Сейчас многие священники практикуют подготовку к первой исповеди, где вашему ребенку, в помещении воскресной школы или и в самом храме, будет подробно рассказано, для чего и почему он идет к священнику. Практикуются даже похвальные свидетельства, которые торжественно подтверждают приход к первой Исповеди и Причастию. Мальчиков также можно заинтересовать желанием помогать священнику в алтаре, где гораздо просторнее и интереснее, наблюдать за действиями во время богослужения. Девочек можно привлекать к творческим занятиям – вышивать рушники для храма, раскрашивать яйца, петь в детском хоре. Также дети могут помогать задувать или зажигать свечи.

И еще: не стоит в первую исповедь давать своему ребенку так называемый «листок с грехами», написанный родителями, чтобы ребенок прочитал их перед священником, потому что этот листок будет выглядеть как список недостатков, нареканий, которыми родители хотят упрекнуть своих детей. Что также может где-то глубоко в душе вызвать подсознательную обиду.

Помнить следует главное: ребенок полностью поглощает все, что делается в семье, ребенок – это наше зеркало, которое отражает отношения, правила и ценности, которыми живет семья. Поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети всегда шли путем Господним, путем спасения, не будем забывать, что их надо не толкать в спину, а взять за руку и идти рядом, потому что мы ответственны за тех, кого подарил нам Господь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *