Диагноз рас у ребенка

Расстройства аутистического спектра (РАС), или аутизм, представляют собой обширную группу патологий в развитии психического характера.

Они отражаются на способности ребенка к социальной адаптации, общению, поведению среди людей и т.д.

Для таких детей также характерна стереотипность поведения, которая заключается в многократных повторениях одних и тех же действий. К сожалению, подобные расстройства чаще всего сопровождают ребенка всю жизнь.

Симптоматику РАС разделяют на две группы:

1) социальная коммуникация. К ней относят неспособность говорить самому или понимать других людей, безразличие к общению;

2) повторяющиеся действия или их ограниченность. В эту группу входят такие симптомы:

• ограниченность интересов;

• движения тела, много раз повторяющиеся: качания, хлопки и т.д.;

• определение ребенком конкретной последовательности действий, при нарушении порядка которых ребенок расстраивается;

• чрезмерно чуткое либо притупленное обоняние, осязание и слух.

Чаще всего определенные симптомы проявляются в возрасте 2 – 3 лет, когда ребенок начинает осваивать общество и социализацию.

Но иногда не удается диагностировать РАС в таком возрасте, так как подобные симптомы могут возникать и у здоровых детей в условиях стресса, тревоги, депрессии.

Как следствие, заболевание может быть обнаружено уже во взрослом возрасте.

Статистика говорит об 1 случае РАС на 100 детей для России. Но следует отметить, что это только официально подтвержденные случаи, а детей с РАС без поставленного диагноза на самом деле больше.

Причины, приводящие к РАС

На сегодняшний день не существует единого подтвержденного положения о причинах возникновения РАС. Ученые выдвигают лишь предположения, основу которых составляет наследственная предрасположенность и факторы окружающей среды.

1. Генетическая предрасположенностьЗависимость от наследственности составляет от 64 до 91%, при этом точный механизм проявления наследственных РАС неизвестен.

Судя по проведенному мониторингу, риск развития аутизма у детей от родителей с РАС зависит от того, какие условия создались для зародыша. Если дети – однояйцевые близнецы, то риск проявления у них РАС выше, чем у разнояйцевых.

В то же время просто родные братья и сестры подвержены РАС значительно меньше, чем разнояйцевые близнецы.

2. Нарушение развития ЦНС
В этом случае аутизм проявляется как следствие нарушения развития мозга во внутриутробном раннем развитии плода.

3. Влияние внешних факторов

Под внешними факторами подразумеваются внутриутробные инфекции, химическое и другое агрессивное влияние на материнский организм на этапе беременности, родовые травмы, последствия приема медицинских препаратов, промышленные токсические вещества и др.

Несмотря на то, что некоторые гипотезы определены, их влияние на проявление РАС у детей пока еще не доказано научно.

Помимо основных предположений выделяется еще ряд факторов, которые могут повысить риск РАС:

• половая принадлежность ребенка. РАС у мальчиков отмечаются в 4 раза чаще, чем у девочек;

• срок появления на свет. Недоношенные дети, рожденные раньше 26 недели, более подвержены проявлению РАС;

• история семьи. Если в семье отмечались случаи РАС, будь то родные члены семьи или двоюродные, вероятность диагностирования аутизма у ребенка повышается. При этом чем ближе родство, тем она выше;

• наличие определенных заболеваний (туберкулезный склероз, синдром Ретта);

• возраст родителей. Риск проявления РАС у ребенка повышается, если возраст его биологического отца больше 50 лет, а мать забеременела, будучи подростком, или в возрасте старше 35 – 40 лет.

Особенности детей с диагнозом РАС

Для максимально раннего выявления РАС родителям необходимо внимательно наблюдать за поведением своего малыша. Странные признаки чаще всего могут отмечаться у малышей до 3 лет. Странность и несоответствие возрасту может проявляться в различных сферах развития ребенка.

1. Нарушения речи
Они могут начать отмечаться родителями уже с раннего возраста, когда ребенок в норме своего развития гулит, проговаривает легкие слоги и лепечет.

После года странности могут проявляться в неиспользовании речи для общения с близкими, игнорировании своего имени и т.д.

В более старшем возрасте отмечаются нарушения в словарном запасе, повтор непонятных слов с эффектом эхо и т.д. Иногда отмечается потеря ранее приобретенных речевых навыков.

2. Проблемы в общении, отсутствие эмоций при контакте с другими людьми
Ребенок избегает всяческого контакта, будь то просто зрительный или тактильный.

Он часто уединяется, не выражает своих и не признает чужих эмоций, не сосредотачивается на определенном действии, у них отсутствует чувство сострадания и сопереживания.

3. Нарушение исследовательского поведения
Дети с РАС не проявляют интереса к окружающему миру, предметам и их назначениям, обстановке вокруг них, игрушкам и т.д. Поэтому часто они используют предметы по-своему, без настоящего понятия об их функциях.

4. Нарушения пищевого поведения
Малыш с РАС неадекватно ведет себя по отношению к еде: чересчур избирательный, брезгливый, может обнюхивать еду, может пытаться съесть что-то несъедобное.

5. Нарушение поведения самосохранения
Часто у детей, страдающих аутизмом, присутствует множество страхов, убегая от которых малыш может попасть в опасную лично для себя ситуацию. Наряду со страхами опасность может вызвать полное игнорирование потенциальных угроз для здоровья и жизни самого ребенка.

Малыш может бездумно перебегать дорогу, залазить на высоту, играть с опасными предметами и др.

6. Нарушение моторики
У детей с РАС заметно выделяются нарушения координации, отмечается неловкая ходьба, неспособность повторять определенные действия и подражать другим людям. Навыки самообслуживания такими детьми осваиваются с серьезным трудом.

7. Нарушения восприятия
Дети-аутисты некорректно ориентируются в пространстве, испытывают сложности в комплексной оценку окружающей обстановки, искажают представление о предмете.

8. Сложности в концентрации внимания, сосредоточении
Дети с РАС весьма неусидчивы, не могут на продолжительное время сконцентрироваться на конкретной задаче и действии, проявляют импульсивность.

9. Плохая память
Наряду с общими сложностями в запоминании у особенных детей может отмечаться прекрасное запоминание того, что важно для них самих. Это может быть какое-то удовольствие или испуг. Об этом дети с РАС могут помнить очень долго.

10. Особенности мышления
У детей с диагнозом аутизма возникают серьезные осложнения в обучаемости. Даже если удается получить новый навык, то особенным детям сложно его применять в нестандартной ситуации, понять и применить причинно-следственные связи, выстроить последовательность мышления и логику.

11. Поведенческие проблемы
В обыденном поведении у детей с РАС также отмечаются сложности. У них проявляется негативизм, который может сопровождаться с истерикой, агрессией. Большая сложность заключается в страхах таких детей.

Часто они не способны их объяснить, чтобы взрослый смог оказать помощь их преодолеть.

Страхи же могут иметь совершенно различную почву, а их проявление может спровоцировать неадекватное агрессивное поведение ребенка вплоть до причинения вреда самому себе.
Аутизм проявляется очень широким спектром признаков.

При этом в каждом конкретном случае может наблюдаться как обширный их набор, так и еле заметные отдельные особенности.

Диагностика РАС

Очень важно заметить подозрение на РАС и провести диагностику как можно раньше, так как в первые 3 года жизни нейронные связи в мозге остаются максимально податливыми и способными реагировать на терапию.

Поводом для обращения к врачу могут послужить нарушения и симптомы, которые были описаны выше.

Диагностика аутизма строится на основных этапах:

1) осмотр ребенка врачами узкой специальности: психиатром, неврологом, психологом;

2) наблюдение за малышом с одновременным заполнением «Оценочной шкалы аутизма», с помощью которой конкретизируется степень заболевания;

3) личная беседа врачей с родителями;

4) заполнение родителями специальной формы-опросника.

Классификация и виды РАС

В медицине существует несколько разделений РАС на виды, причем основанием для разделения могут служить совершенно различные признаки. Мы же остановимся на отдельных РАС, которые встречаются чаще всего.

• Детский психоз

Начинает проявляться еще до наступления 3 лет. Отмечаются нарушения коммуникативности и социализации, в приеме пищи, речи, повседневном поведении.

• Синдром Аспергера
Дети с таким синдромом не отмечают сложностей в речевом и умственном развитии, логическом мышлении, у них достаточно богатый словарный запас.

Но такие малыши не способны наладить контакт с другим человеком: отсутствует соучастие и сопереживание другим, дети не слушают другого человека, не могут почувствовать дистанцию в общении.

• Синдром Каннера
Отмечаются сложности контактирования с окружающим миром, повторяющимся поведением, проблемами в развитии речи, построении разговора и коммуникации. Подобная симптоматика обнаруживается достаточно рано, до 2,5 лет.

• Синдром Ретта
Заключается в утрате полученных до полуторогодовалого возраста навыков и умений при начальном нормальном течении развития. Отличающими особенностями синдрома являются многократные повторения однообразных движений, то есть стереотипность. Отмечается практически только у маленьких представительниц женского пола. Вся отмеченная симптоматика для синдрома Ретта сочетается с резистентной, или трудноизлечимой, эпилепсией.

Коррекция РАС

К сожалению, РАС не поддаются лечению. Их проявления можно только скорректировать и смягчить. Коррекция сводится к тому, чтобы достичь результата, при котором ребенок может комфортно общаться в обществе, проявлять самостоятельность и получать новые знания и навыки.

Для каждого случая РАС подбирается индивидуальная программа коррекции.

Выделяют следующие виды коррекционного лечения:

1) нейропсихологическое (представляет собой целый комплекс занятий, направленных на развитие и коррекцию коммуникативной сферы ребенка);

2) психологическое;

3) психосоциальная терапия (занятия с ребенком по формированию личностных ресурсов, которые необходимы в социальной адаптации);

4) логопедическое (формирует словарный запас, выявляет и развивает слух и слуховое внимание);

5) работа с окружением малыша (направлена на нейтрализацию эмоциональной напряженности у родственников, вызванной диагностированием заболевания);

6) медикаментозное (назначается в зависимости от признаков проявления РАС);

7) АВА терапия (обучающая комплексная программа, которая базируется на поведенческих принципах и способах обучения).

Есть и довольно характерные виды личностной дисгармонии, позволяющие описать их как отдельные симптомо-комплексы. Это симптом Феофраста, нажитая шизоидизация и аутизм наизнанку

Прочитайте:

  1. A) симптом Маринеску-Радовичи Б) назолабиальный симптом
  2. E Ни один из названных симптомов
  3. F0 — Органические, включая симптоматические, психические расстройства.
  4. F00-F09 ОРГАНИЧЕСКИЕ, ВКЛЮЧАЯ СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ, ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
  5. I) Симптом поражения височной доли ГМ.
  6. I. Отсутствие изменений стволовых рефлексов, отсутствие симптомов латерализации
  7. I. Симптомы, вызванные внутриторакальным распространением опухоли
  8. II) Методы исследования и симптомы поражения III, IV, VI пары ЧН
  9. II. Асимптомная инфекция (вирусоносительство).
  10. II. Симптоматика расстройств пищевого поведения

• Симптом Феофраста описан в 1982 году В. М. Блейхером и Л. И. Завилянской. Был у Платона ученик, Феофраст из Эреса, ставший впоследствии близким другом великого мыслителя и написавший книгу «Этические характеры». В этой книге, помимо прочего, описан феномен опсиматии, о котором в народе говорят: «Седина в бороду — бес в ребро». Есть люди, которые встречают рубеж 55–60 лет достойно, степенно и без душевного надрыва. А есть группа товарищей, которым замаячившая на горизонте старость и подсчитанные километры личного недотраха кажутся плевком в душу, а по сути становятся запальным фитилем к спрятанной на чердаке бочке с порохом. Вот огонек все ближе — и привет!

Человек вдруг словно оживает: разворачиваются хронически сутулые плечи, делаются судорожные попытки втянуть (или хотя бы перетянуть широким бандажом) вялый животик, в глазах загорается шкодливый огонек, подозрительно напоминающий световой рефлекс с тыльной поверхности черепной коробки, — все, винтажная задница готова к новым приключениям. Предпринимаются отчаянные попытки снова стать молодым: молодежная одежда, молодежная музыка, смена круга общения с тех, кто ведет подсчет инфарктам и меряется величиной почечных камней и геморроя, на тех, кто достает и делает зарубки на перилах, появляются молодые любовники и любовницы, посещаются молодежные клубы и туристические слеты. Призывать к самокритике бесполезно — она уже давно в бегах, получила другое гражданство и предпочитает дымом отечества глубоко не затягиваться.

• Нажитая шизоидизация. Это результат развития непрерывно текущей либо приступообразно-прогредиентной шизофрении. Выражается она, прежде всего, в появлении и нарастании аутизма. Ахтунг! Речь идет не о детском аутизме, а о развившемся в результате болезни дефекте. Причем дефекте, настолько характерном именно для шизофрении, что без него невозможно достаточно глубокое понимание этого заболевания. В чем же он проявляется? Прежде всего, в эмоциональной отстраненности пациента от всего, что не касается его личного мирка. Это сама странность, холодность, чуждость всему внешнему, не своему. Это недоступность пониманию обычной логикой и невозможность вызвать хоть сколько-нибудь адекватный ответ на проявление чувств. Пациент, в принципе, знает (где-то слышал, читал, подсмотрел у других), что на улыбку неплохо бы ответить улыбкой, на добро ответить добром, на пощечину — подставить бедро, опрокинуть ударом в грудь и добить локтем, а на смерть близкого существа — хотя бы пролить слезинку. Но он не чувствует потребности и необходимости так делать — в его душе просто не рождается соответствующего отклика. Это нелюдимость — просто потому, что нет потребности пускать в свой мир кого-либо еще. Это отсутствие интереса к событиям вокруг — хватает собственных размышлений и переживаний. Это симптом «дерева и стекла», с непроходимой тупостью и черствостью, вплоть до жестокости, в отношении того, что вне круга своего, личного и бережно охраняемого, и ранимостью, хрупкостью и готовностью порвать за любую попытку вторгнуться — в отношении всего, что в этот круг включено, будь то коллекция нестираных носков или любимый кактус. Это подчинение мышления каким-то особым схемам, стереотипам, его тугоподвижность и ригидность, не говоря о вычурности и совершенно немыслимой логике. Это внезапное изменение мировоззрения — без всяких видимых со стороны предпосылок, когда человек вдруг с головой ныряет в мистику, оккультизм или вдруг становится рьяным поборником одной из ортодоксальных религий (как правило, будучи до этого убежденным атеистом) или внезапно открывает для себя прелести изобретательства, становясь настоящей головной болью для домочадцев и геморроем для патентных бюро.

• Аутизм наизнанку, или регрессивная синтонность. Внешне может показаться, что это состояние прямо противоположно аутизму, общительность сверх всякой меры, открытость, даже в том, что обычно положено скрывать, раскованность до разнузданности. Но если приглядеться внимательнее, то можно увидеть, что в основе этого явления лежит все то же непонимание и неумение тонко чувствовать эмоциональную и морально-этическую грань между дозволенным и табуированным, между общепринятым и порицаемым, между тем, что можно огласить и продемонстрировать, и сугубо интимным. Такому пациенту ничего не стоит пройтись голышом по общежитию, поясняя всем встречным, что хозяйство надо проветривать, чтобы не сопрело. Или поделиться с соседями по купе подробностями посещения туалета, искренне ожидая от них такой же откровенности. Или носиться с планами создания общества свободных от предрассудков людей (с принудительной обнаженкой и обязательным бессистемным перетрахом). Причем такой пациент будет убежден, что никаких норм поведения не нарушает — просто вокруг все какие-то закомплексованные.

Снижение или (редукция) энергетического потенциала. Наряду с нажитой шизоидизацией, этот синдром наиболее характерен именно для тех изменений, которые происходят с психикой пациента, страдающего шизофренией.

Внешне пациент создает впечатление механизма, у которого сели батарейки. Весь багаж опыта, накопленных знаний, умений и навыков никуда не делся, он при нем, а вот сил и (главное) побуждений на то, чтобы всем этим богатством воспользоваться, — никаких. Ну разве что иногда. Ненадолго. Отдельными проблесками, после которых снова наступает аморфная пауза. Один из вполне закономерных итогов — дрейф вниз по социальной лестнице: ведь мало обладать знаниями и умениями, их, как правило, надо еще и преподносить окружающим. Так и появляются дворники-академики, бомжи с высшим образованием и гении-затворники. Эти же люди составляют некоторый процент в массе дауншифтеров — не всем же ехать в Гоа, кому-то и в Амстердамовке неплохо живется.

Эмоции становятся блеклыми, монотонными, маловыразительными и неглубокими, идет ли речь о радости, грусти, злобе или горе; словно кто-то поставил на них фильтр или глушитель. Человек становится холоднее, эгоистичнее и черствее, в первую очередь ко всему, что не касается его лично. Ни к творчеству, ни к работе, ни к общению интереса нет; его остатки обращены вовнутрь, в личный мирок, чьи границы с каждым месяцем становятся все уже и теснее. Сама индивидуальность, те ее яркие и заметные нюансы, которыми человек выделялся среди прочих, начинают постепенно сглаживаться, поскольку уже нет интереса и желания их проявлять.

Снижение уровня личности. Что происходит со сломанной конечностью, если ее долго не заставлять работать и восстанавливаться? Правильно, атрофируются мышцы и уменьшается объем движений, которые можно ею сделать. Примерно то же самое происходит и с личностью пациента, когда он из-за снижения энергетического потенциала месяцами и годами мало чем интересуется, мало к чему стремится и мало чем проявляет свою индивидуальность.

Различие может заключаться в том, как проявляют себя остатки личности:

• в полной отстраненности от реальности, почти полным отсутствии интересов и побуждений, в минимуме… даже не эмоций, а их бледного подобия, памяти о том, как их надо проявлять, и в мышлении, которое буксует в своем резонерстве, постоянно соскальзывает с основной темы, застряло в символизме и разноплановости — и в итоге так и не рождает ничего стоящего;

• в зацикленности и сосредоточенности на своих простеньких бытовых интересах: где поесть, чего бы выпить, куда бы занориться, чтобы не трогали. Эти интересы свято и педантично оберегаются, и не дай вам бог влезть в эту барсучью нору дальше, чем следует, — гарантированно огребете. А учитывая, что такой пациент мыслит хоть медленно и с трудом, но склонен придавать значение любым мелочам и практически не способен отвлечься на что-то другое, — процесс может затянуться;

• в благодушии и беспечности (но без настоящей веселости и гедонизма), легкомысленности и недопонимании всей глубины и объемов той анатомической части мироздания, в которой пациент безнадежно засел;

Регресс личности. Тут вы уже вряд ли сможете узнать человека, которого знали много лет, если пациент был вам знаком. Если же он вам не знаком, то вряд ли сможете предположить, каким он был раньше. Болезнь стерла все отличительные признаки личности, и он — просто один из многих постояльцев дома-интерната для психохроников, компании бомжей или навечно прописавшихся пациентов психиатрической больницы. Ни интересов, ни попыток что-либо изменить в жизни, ни способности связно мыслить и излагать, ни сколь-нибудь ярких эмоций. Да, можно заметить, что одни пациенты просто амебоподобны и индифферентны, другие ворчливы и злобны, а третьи постоянно улыбаются, — но это все, в чем, кроме внешности и паспортных данных, их можно различить.

Амнестические расстройства. При этом негативном синдроме страдает прежде всего память. И в основном память. Интеллект страдает не столь заметно: да, затрудняется или становится невозможным получение новых знаний и навыков; да, очень трудно удержать в голове необходимый объем информации, чтобы ею полноценно оперировать, но большинство умений, знаний и отработанных схем действий, полученных до начала болезни, еще долго остаются нетронутыми. Мастерство, как говорится, не пропьешь (кстати, тезис спорный, но проверять не советую).

Начальные проявления прогрессирующей амнезии (то есть не той, что следует сразу за судьбоносной встречей головы и хлипкой бейсбольной биты) выглядят не как внезапное исчезновение памяти, а как снижение способности что-либо запомнить или длительное время удерживать в памяти (выражение «память как решето» — это правильный камушек в нужный огород), затруднение припоминания (знакомая ситуация при разгадывании кроссворда, не так ли?). Постепенно память оскудевает.

Если амнестические расстройства прогрессируют, то вступает в силу закон Рибо: сначала забываются события ближайших дней, месяцев и лет, и лишь потом амнезия поглощает все более и более ранние события и факты из жизни, но именно от настоящего к прошлому, и никак иначе.

У многих пациентов амнестические расстройства ограничиваются фиксационной амнезией, то есть утратой памяти на текущие события и невозможностью что-либо запомнить и удержать. Это состояние может длиться годами, прежде чем усугубиться или же улучшиться (последнее, учитывая недремлющую злую энтропию, реже, но тоже не исключено). При этом и память прошлых лет, и приобретенные некогда знания и навыки никуда не исчезают. Кроме того, многие пациенты с фиксационной амнезией осознают, что у них есть проблема с памятью, и стараются как-то с ней справиться: заводят блокноты и органайзеры, ведут дневники и хроники, пишут и наклеивают в квартире напоминающие записки (выключи газ, возьми ключи от дома, сообщи участковому и службе МЧС, куда собрался), просят родных и близких делать контрольные звонки. Если амнезия выражена, пациент может забыть, что его только что накормили или что он сегодня уже исполнял свой супружеский долг (впрочем, последнее не всегда расценивается как недостаток).

Тотальное слабоумие. Если человека — с его индивидуальными особенностями, интеллектуальным багажом, эмоциями и волевыми устремлениями — можно сравнить с архитектурным сооружением, то при тотальном слабоумии от него остаются руины. Причем такие, что ни один реставратор не возьмется предположить, что же тут было до бомбежки.

Интеллект не ушел в глубокое подполье, как при шизоидизации, он схвачен и колесован на площади. Досталось всем его составляющим, начиная от способности делать выводы, обобщения и умозаключения, способности анализировать, абстрагировать, сравнивать и выделять главное до элементарных навыков, вроде счета и способности следовать даже несложным инструкциям. Багаж знаний и умений можно поискать, но легче найти золото партии.

Память на данном этапе, как правило, напоминает уже даже не решето, а одну большую прореху шириной в жизнь, на окраине которой застенчиво топчутся лемминги детских воспоминаний, раздумывая — последовать общей тенденции или немного задержаться?

Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 722 | Нарушение авторских прав

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *