Дмитрий донской битва

Дмитрий Донской. Куликовская битва

В XIV веке могущество Москвы окрепло, а Золотая Орда стала сдавать свои позиции. Москва отказалась платить ей ежегодную дань, за что ордынский хан Мамай решил наказать русских. В 1378 году он от­правил на Русь свои орды, однако они были разбиты московским князем Дмитрием Ивановичем, внуком Ивана Калиты. В 1380 году Мамай сам двинулся на Русь во главе нового, еще большего войска. Объеди­ненные силы русских встретились с ним у реки Непрядвы, притока Дона. Здесь произошло сражение, в результате которого армия хана Мамая была наголо­ву разбита.

Куликовская битва, известная и как Мамаево побои­ще, состоялась 8 сентября 1380 года. Название это идет от Куликова поля, расположенного между река­ми Доном, Непрядвой и Красивой Мечей в юго-западной части нынешней Тульской области. Русскими вой­сками командовал замечательный полководец великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович. Силы противников были примерно одинаковы — 100-150 тысяч от татар и столько же от русских.

Битва отличалась особой ожесточенностью.

По одну сторону находились люди, отстаивав­шие свободу и независимость родной зем­ли, своих любимых, родных и близ­ких, по другую — стяжатели, насильники и грабители. Сра­жение совпало со светлым праздником Рождества Пресвятой Богородицы.

В этот день перед Донской иконой Божьей Матери воины присягнули биться до конца. Мамаево полчище было разбито и рассеяно, однако потери русских также оказа­лись значительными. Когда в 1382 году новый золотоордынский хан Тохтамыш совершил набег на Москву, ее просто некому было защищать. Тохтамыш сжег город и вновь обложил Русь данью.

Поединок Пересвета с Темир-Мурзой (Челубеем) За родную землю.

Художник Н. Присекин

После Куликовской битвы, 8 ноября, в день памяти великомученика Дмитрия Солунского, игумен Троицкого монастыря преподобный Сергий Радонежский отслужил панихиду по защитникам Руси, павшим на Куликовом поле. С тех пор православные ежегодно поминают всех погибших воинов в субботу перед праздником Дмитрия Солунского. Она известна как Дмитриевская родительская суббота.

Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением в поход на татар.

Художник А.Д. Кившенко

Отец Сергий Радонежский сыграл важную роль в исходе Куликовской битвы. Он убе­дил русских князей, объединившись, подчиниться великому князю московскому. Сер­гий Радонежский помогал князю Дмитрию Ивановичу своими советами и молитвой. Когда, отправляясь на Куликовскую битву, князь заехал к Сергию, чтобы преподобный помолился с ними дал ему благословение, тот предрек Дмитрию победу и спасение от смерти. Приблизившись к Дону, Дмитрий Иванович колебался, переходить ему реку или нет, и только по получении от преподобного Сергия ободрительной грамоты, увеще­вавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. В 1389 году князь Дмитрий Иванович пригласил отца Сергия скрепить духовное заве­щание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия — от отца к старшему сыну. Заслуги Сергия Радонежского Русская православная церковь оценила очень высоко: в 1452 году он был канонизирован.

Утро на Куликовом поле. Художник А.П. Бубнов

Русский дружинник и хан Золотой Орды

В Куликовской битве великий князь Дмитрий Иванович проявил выдающийся полко­водческий талант, за что и получил почетное прозвище — Донской. В его правление Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение наследнику (Василию I) без санкции Золотой Орды. Куликовская битва оказалась решающей для укрепления самосознания рус­ских. Иго еще продолжалось, войска татаро-монголов еще захватывали русские горо­да и веси, но их уже не боялись и смело оказывали им сопротивление. Князя Дмитрия Ивановича в 1988 году Русская православная церковь причислила к лику святых. Полное объединение русских земель относится ко времени правления сына Ивана III Василия III (1505-1533). Тогда к Москве присоединились Псковская земля и Ря­занское княжество, у Литвы был отвоеван древний русский город Смоленск. Наше государство стало называться Россией. На ее территории, помимо русских, прожи­вали также удмурты, мордва, карелы, коми и другие народности.

Симеон Гордый Василий I Василий II

Следующий раздел

Свержение монголо-татарского ига

Свержение монголо-татарского ига
Дата 1472 — 1480
Место

Великое княжество Московское: Нижний Новгород, Рязань, Переславль-Залесский, Угра

Казанское ханство

Причина Стремление Орды упрочить власть над Русью, восстановить жёсткую зависимость.
Итог Победа Москвы, падение Монголо-татарского ига.
Противники

Великое княжество Московское
Крымское Ханство
Касимовское ханство

Большая Орда
Великое княжество Литовское

Командующие

Иван III Великий
Иван Молодой
Касим
Данияр
Менгли I Герай

Ахмат
Казимир IV Ягеллончик

Силы сторон

80—100 тысяч человек.

Литва: 6—8 тысяч человек., Большая Орда: ок. 200 тысяч человек.

Данная статья рассматривает ликвидацию ордынского ига только на территориях складывавшегося Русского государства в конце XV века. О прекращении ига в юго-западных русских землях в XIV веке см. Великое княжество Литовское

Свержение монголо-татарского ига — процесс преодоления во главе с великим княжеством Московским политической и даннической зависимости земель великого княжения Владимирского и Великого Новгорода от Золотой Орды в XIV——XV веках, проходивший в условиях распада Золотой Орды на несколько ханств (Большая Орда, Крымское, Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Ногайская Орда).

История

Значительная часть территории русских княжеств, попавших в зависимость от Монгольской империи и Золотой Орды в середине XIII века, была присоединена Великим княжеством Литовским и Польшей в 1320—1404 годах, тем самым прекратилась политическая зависимость этих земель от Золотой Орды, однако известно о временном возобновлении даннической зависимости от Орды южнорусских земель в составе Литвы во 2-й половине XIV века.

Московские князья начиная с 1327 года почти непрерывно владели ярлыком на великое княжение владимирское, а с 1383 года — и самим великим княжением, и признавали верховенство ханов Золотой Орды, за исключением ставленников беклярбека Мамая и темника Едигея.

Дмитрий Иванович московский в 1374 году прекратил выплату дани и смог нанести несколько поражений (Битва на Воже, Куликовская битва) правителю Орды Мамаю. Несмотря на то, что нашествие Тохтамыша (1382) заставило Дмитрия продолжить выплату дани, характер ига впоследствии претерпел существенные изменения в сторону большей самостоятельности великих князей московских. Наследование великокняжеского престола более не утверждалось по ханскому ярлыку, московские князья стали проводить более независимую внешнюю политику по отношению к своим соседям, выплаты дани ордынским ханам стали нерегулярными. С 1395 года выплата дани остановилась. Несмотря на разорение центральных областей великого княжения во время нашествия Едигея (1408), ему пришлось довольствоваться откупом в размере 3 тыс. руб. вместо долга по дани в размере 91 тыс. руб. Сын Дмитрия Донского Василий Дмитриевич пошёл на возобновление выплаты дани только после возвращения на ордынский престол «законного» хана Джелал ад-Дина (сына Тохтамыша, 1412).

Закрепление великого княжения за московскими князьями способствовало процессу восстановления единства Руси, являвшегося основой дальнейших шагов по преодолению золотоордынского ига.

Столкновения в 1450-е годы

Основные статьи: Сражение на реке Битюге, Осада Москвы (1451)

В конце 1440-х годов хан Большой Орды Сеид-Ахмед начинает военные действия против Великого княжества Московского. В 1449 году «скорые татарове Седядахматовы» напали на южные московские земли, но на реке Пахре были разбиты служилыми татарами под командованием царевича Касима, вышедшего из Звенигорода. В 1450 году татарские отряды под предводительством Малымбердея попытались напасть на южнорусские земли, но были встречены и разбиты русскими полками в бою на реке Битюг. В июне 1451 года сын Сеид-Ахмеда Мазовша с конницей смог переправиться через р. Оку и прорвался к Москве. Великий князь московский Василий II Васильевич Темный с семьей бежал из столицы за Волгу. Ордынцы подожгли посады, но были отбиты от Кремля и ночью отступили. В 1455 году Сеидахметовы татары переправились через Оку ниже Коломны, но были разбиты. В 1459 году татары Орды Сеид-Ахмета (сам их лидер в это время находился в Литве в почётном плену) совершили последний набег на московские владения. Ордынцы подошли к р. Оке, но русская рать под предводительством великого князя Ивана, старшего сына и соправителя Василия Тёмного, не позволила им переправиться.

К власти в Орде в 1468 году пришёл хан Ахмат, и в том же году ордынцы совершили набег на Рязанское княжество и Галич-Мерский. В 1471 году новгородские ушкуйники совершили дерзкий рейд вниз по Волге и разграбили Сарай.

Сражение под Алексином

Основная статья: Сражение под Алексином

В 1471 году Ахмат заключил союз с Казимиром IV против Москвы, прислав посольство в Краков, с, предположительно, ярлыком на Великий Новгород, но почти одновременно с этим новгородцы были разбиты московским войском на Шелони (после запроса нового архиепископа от киевского митрополита, отошедшего от унии с католической церковью и вернувшегося в подчинение вселенского патриарха Константинополя).

Ахмат основными силами двинулся на Москву. Иван III отправил против него коломенцев с воеводой Федором Хромым. Затем к этому отряду присоединились отряды Данилы Холмского и псковского наместника Ивана Васильевича Стриги Оболенского. В июле 1472 года братья Ивана Великого расположили отряд на берегу Оки. 29 июля отряд Ахмата атаковал слабозащищенный город Алексин, а спустя короткое время сжег его. Отряд Ивана III начал движение на Коломну, а его сын Иван Молодой двинулся с отрядами в Ростов. Тем временем Ахмат предпринял попытку форсировать Оку. Ему оказали сопротивление малочисленные отряды Петра Челяднина и Семёна Беклемишева. Казалось, сражение будет проиграно, но подоспевшие отряды Василия Михайловича Белозерского и Юрия Дмитровского помогли удержать позиции на Оке. Князь Иван III с отрядом находился под Ростиславлем, Данияр, касимовский царевич — в Коломне, а князь Андрей Большой — в Серпухове. Одновременно Ахмату пришло известие о нападении на его собственный юрт Мухаммеда Шейбани. Хан Ахмат поспешно отступил.

Начиная с победы под Алексином, Москва прекращает выплаты дани в Орду, завязывает самостоятельные дипломатические контакты с Крымом и прекращает исполнение ритуала встречи ордынских послов в Москве. По словам историка Антона Горского, «несправедливый», в глазах москвичей, поход Ахмата наложился на подспудно действовавшую идею перехода к московскому великому князю из павшей Византийской империи царского достоинства, несовместимого с признанием власти ордынского царя.

Стояние на Угре

Стояние на Угре. Миниатюра летописного свода. XVI век Основная статья: Стояние на реке Угре

В 1476 году Иван III отказался приехать в Орду. В 1476 году Ахмату удалось захватить Крым, однако уже в 1478 году крымский хан Менгли-Гирей при турецкой военной поддержке смог вернуться в Крым в качестве вассала Османской империи.

Разногласия с братьями Борисом и Андреем Большим возникли у Ивана III ещё по поводу раздела владений умершего Юрия Васильевича. В 1479 году чуть не возник открытый конфликт, когда слуги Ивана III захватили отъехавшего с московской службы боярина прямо во дворе Бориса. Борис и Андрей с войсками отошли к западной границе и попытались установить контакты с Новгородом и Литвой.

Иван III повторно заключил союз с врагом Большой Орды крымским ханом Менгли-Гиреем, который обещал нанести удар по Литве, если Москва поднимется против Ахмата.

В мае 1480 года начался поход Ахмата. Русские войска начали занимать позиции на Оке. В июне ордынцы разорили земли между Калугой и Серпуховом. Навстречу ордынцам выдвинулся Иван Молодой. Главные силы Орды поднимались вверх по Дону. На Оке проходили небольшие стычки сторожевых отрядов. Иван Великий выступил из Москвы, поведя большой отряд к Коломне. Тем временем Псков осаждали немецкие рыцари. Ливонский хронист сообщал, что магистр Бернхард фон дер Борх

собрал такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после… Этот магистр был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав

В ожидании войска Казимира Ахмат двинулся через Мценск и Одоев к устью реки Угры и расположился на её правом, южном берегу, то есть на литовской территории. На противоположный берег Угры вскоре подошли отряды Ивана Ивановича и Андрея Меньшого. Вскоре к Угре одновременно подошли главные силы Ивана III и Ахмата.

Обе стороны пытались несколько раз форсировать реку. Одна из них была предпринята ордынцами в Опакове, в 60 километрах выше устья Угры. Вскоре в Кременец, место нахождения лагеря Ивана III, всё-таки прибыли отряды князей Андрея и Бориса, на уступки которым в данной ситуации Иван III предпочёл пойти. Литовцы не смогли прибыть на помощь Ахмату из-за нападения крымского хана на Подолье. Вскоре ордынцы начали испытывать нехватку продовольствия. До хана Ахмата дошли сведения о мятеже в Большой Орде и о продвижении другого русского войска вниз по Волге в направлении Сарая. Вскоре Иван отвёл войска к Боровску, как бы приглашая Ахмата перейти уже замёрзшую Угру для решительной битвы, но и вместе с тем чтобы исключить возможность стихийного начала сражения. Ахмат 11 ноября принял решение об отступлении.

Отступая, Ахмат разграбил двенадцать волостей по правому берегу верхней Оки, включая Козельск — владение Казимира IV. Узнав о преследовании его отрядами братьев Ивана III, вернулся в степи. Вскоре, 6 января 1481 года, хан Ахмат был убит тюменским ханом Ибаком.

Последующие события

В 1480—1481 годах Казимиру удалось подавить мятеж своих родственников и тем самым разрушить план Ивана III по распространению влияния Московского княжества на киевские земли. Однако, почти сразу после этого в 1482 году Менгли-Гирей разорил Киев и в знак общей победы отослал Ивану III потир и дискос из Софийского собора. С 1492 года Менгли-Гирей приступил к ежегодным походам на принадлежащие Литве и Польше земли.

В 1491 году великий князь приказал братьям послать своих воевод на помощь Менгли-Гирею, Андрей Большой ослушался приказания, был схвачен и посажен в тюрьму (19 сентября 1492 года), где и умер в 1493 году. Когда митрополит печаловался за Андрея, то великий князь так отвечал:

Жаль мне очень брата; но освободить его я не могу, потому что не раз замышлял он на меня зло; потом каялся, а теперь опять начал зло замышлять и людей моих к себе притягивать. Да это бы ещё ничего; но когда я умру, то он будет искать великого княжения подо внуком моим, и если сам не добудет, то смутит детей моих, и станут они воевать друг с другом, а татары будут Русскую землю губить, жечь и пленять, и дань опять наложат, и кровь христианская опять будет литься, как прежде, и все мои труды останутся напрасны, и вы будете рабами татар

В 1501—1502 годах Иван III, занятый войной с Литвой, изъявил готовность признать своё «холопство» и возобновил выплату дани сыну Ахмата Шейх-Ахмеду — последнему хану Большой Орды перед самой её ликвидацией. Ликвидация Большой Орды (1502) создала общие границы Руского государства с Крымским ханством, и в том же году у Ивана III и Менгли-Гирея возникли разногласия: крымский хан не одобрил ссылку захваченного русскими казанского хана Абдул-Латифа. После смерти Ивана III (1505) начались постоянные набеги крымцев на земли, принадлежавшие Российскому государству.

Борьба с Золотой Ордой. Политические итоги Куликовской битвы и княжение Дмитрия Донского

Начало борьбы с Ордой.

В 1262 году по Руси прокатывается серия городских восстаний,

которые имели очень важные последствия. Народные выступления привели к изгнанию сборщиков дани, присылаемых непосредственно из Орды. Постепенно сбор «ордынского выхода» начал переходить к русским князьям, что увеличило самостоятельность Руси.

Следующая серия городских восстаний конца XIII — первой четверти

XIV века привели к ликвидации баскачества на Руси; под давлением

антиордынских выступлений русских вечников хан пошел на серьезную уступку, которая объективно ослабляла его власть над Русью. Таким образом именно выступления народных масс открыли национально-освободительную борьбу Руси против завоевателей, смели с русской земли «бесерменов» и баскаков.

С 1362 года можно начать отсчет движения Руси к Куликовской битве, это год, когда на великом княжении утвердился Дмитрий Иванович и когда летописцы заметили в Орде темника Мамая. Никто тогда еще не мог предположить, что в будущем им предстоит столкновение — одно из крупнейших в истории средних веков, что один возглавит освободительную борьбу русского народа, другой выйдет на защиту царства, созданного Батыем. Дмитрий стремился к объединению Северо-Восточной Руси, Мамай – к прекращению феодальной усобицы и к восстановлению единодержавия. Весь вопрос состоял в том, успеет ли Дмитрий Иванович объединить вокруг Москвы земли Северо-Восточной Руси и русских людей прежде, чем Мамай сможет мобилизовать ордынские силы для подавления московской «крамолы».

Дмитрий Донской.

Наибольшие успехи в объединительной политике московских князей пришлись на княжение внука Калиты — Дмитрия Ивановича (Донского). Военные историки считают княжение Дмитрия Ивановича временем значительных перемен в организации и вооружении русского войска. При Дмитрии Ивановиче значительно увеличилось постоянное ядро русского войска — «двор». Увеличилось количество военных слуг великого князя, к ним присоединились отряды «служилых князей».

В ходе освободительной борьбы против ордынского ига изменялся характер войска, постепенно нарушалась средневековая кастовость военной организации и в войско получали доступ демократические элементы, выходцы из народных низов. Русское войско приобретало национальный характер. Это была вооруженная организация складывавшейся великорусской народности.

Значительно улучшилась организация войска, что выразилось как в

едином командовании, так и в проведении общерусских мобилизаций, в случае большой войны. Успешное осуществление русской мобилизации военных сил явилось важнейшей предпосылкой победы в Куликовской битве.

Значительные изменения произошли и в тактике русского войска. Оно

делилось на полки, что облегчало управление во время боя, позволяло

маневрировать силами, применять разнообразные построения, сосредотачивать на решающих направлениях ударные группировки.

Полками командовали лучшие, наиболее опытные воеводы, которые

назначались великим князем; если даже во главе полка оставался удельный князь, то в помощь ему назначались великокняжеские воеводы. Новым явилось и применение в русской коннице сабель. В целом русское войско было вооружено лучше, чем ордынская конница (особенно по защитному вооружению).

Предкуликовская эпоха в русском военном деле была во многом реформаторской. Чтобы выработать тактику схватки с Ордой нужно было прежде всего знать ее тактику и взвесить, что противопоставить военному искусству Орды. Первая тактическая задача это, конечно же, отразить стрелковый удар борьбы, ее решили просто: против стрелков надо выставить стрелков же. Однако, вслед за стрелковым ударом, в случае не ослабевавшего сопротивления, Орда переходила к фронтальной атаке в конном строю; значит, нужно предотвратить конный бой и навязать Орде пеший. Конные полки выступали здесь в роли охранения флангов, сторожевого и резервного полков. Для отрабатывания всех тактических приемов Дмитрию требовалось время. Все говорило за то, что решающее сражение уже близко. У великого князя Дмитрия Ивановича появились две возможности: оборонять всеми силами рубеж «берега» Оки или выступить «в поле» навстречу ордынцам. Оборонительная тактика в этом случае была стратегически невыгодной. Упустив инициативу, великому князю пришлось бы иметь дело с объединенными ордынско — литовскими силами. Наступательная операция позволяла разбить поодиночке, но представлялась сложной и опасной. Русское войско во время похода Мамая могло подвергнуться фланговым ударам со стороны союзников орды — Литвы или Рязани. Великий князь Дмитрий Иванович решился на активные наступательные действия.Так был задуман поход «к Дону-реке», который привел русское войско на Куликово поле.

Русь готовилась к свержению ордынского ига, и в Орде это не могло пройти незамечено. В 1378 году Мамай послал большое войско под командованием Бегича и нескольких других мурз на Русь. Битва, которая состоялась в августе того же года, ордынцы потерпели полное поражение. Власть татаро-монгольского ига над Русью оказалась поколебленной. Чтобы восстановить её, необходимо было организовывать новый большой поход. Но возросшие силы Руси заставляли Мамая быть осторожным. Два года потребовалось правителю Золотой Орды, чтобы подготовиться к этому походу. Он сумел объединить для нашествия силы почти всей Золотой Орды и собрал огромное по тому времени войско. Для похода были специально наняты сильные отряды наемников, которые должны были восполнить недостаток в ордынском войске пехоты. Одновременно Мамай договорился о совместных действиях против Руси с Литвой и Рязанью. Против великого княжества Дмитрия Ивановича сложилась, таким образом, целая коалиция.

Для Мамая и Дмитрия наступило время ответственных решений, ждать далее было нельзя. Но Мамай все же недооценивал силы Москвы, иначе он поднял бы в поход всю Орду, вместо того, чтобы сначала посылать Бегича и еще пять темников, которые были разбиты на реке Воже объединенными силами Северо-Восточной Руси под командованием Дмитрия Ивановича. Как только Мамай узнал о поражении Бегича, он сразу же собрал в поход все силы, которые находились в тот момент в его распоряжении. На 15 августа 1380 года Дмитрий назначил сбор всех полков в Коломне, как только прояснилось, что Мамай намечает свое вторжение на конец лета. Хан в это время разбил стан на реке Красивая Меча. В Коломне были уряжены полки, проведен осмотр войску. Летописи отмечают, что такой огромной силы давно не видела Русская земля. Из Коломны путь соединенного войска лежал через Оку и Лопасне, там за пределы рязанского княжества, союзника Дмитрия, в этом состоял стратегический замысел Дмитрия. Московское войско двигалось в полной тишине, 30 августа завершилось переправа через Оку, 6 сентября войско подошло к Дону, где Дмитрий и замыслил встретить Мамая. Мобилизация для борьбы с Мамаем охватила от двух третей до половины всех возможных военных сил Руси. Это было объединенное общерусское войско, вооруженные силы складывавшейся великорусской народности. Войско великого князя Дмитрия Ивановича перед Куликовской битвой было общерусским по территориальному охвату мобилизацией, и общенародным по составу: объединяло все социальные слои Руси. И в этом единении для решения великой национальной задачи — свержения ненавистного чужеземного ига — был залог будущей победы.

Решительные действия русских полководцев во время Куликовской битвы отражали настроения всего русского войска и, больше того, естественно вытекали из общего плана войны. Решительный поход навстречу Мамаю преследовал цель его разгрома, что можно было сделать только в прямом бою, в полевом сражении.

Русские воеводы хорошо знали особенности военной тактики степняков. Ордынцы обычно начинали бой атаками конных лучников. Которые связывали боем строй противника, а тем временем главные силы ордынской конницы совершали опасные обходные маневры, наносили удары с флангов и тыла. Особенности Куликова поля мешали Мамаю использовать сильные стороны ордынской конницы.

Основной тактической идеей построения русских полков на Куликовом поле было вынудить ордынцев к невыгодной для них фронтальной атаке, сдержать натиск Мамая и неожиданным ударом заднего полка решить исход сражения. Победа ковалась Дмитрием Ивановичем еще до начала сражения.

Местом встречи было выбрано Куликовское поле, и не случайно. Вся география Куликовского поля благоволила русскому войску: речные, лесные и болотистые фланги, возвышение на месте стана русских войск. Мамай же двигался к Куликову полю с Красивой Мечи. В ночь с 7 по 8 сентября русские войска переправились через Дон и встали в боевой порядок в водоразделе между Смолкой и Нижним Дубиком. Левый фланг русского войска, на который должен был пасть основной удар татар, переходил в топкие берега Смолки, за левым флангом распологались резерв и засадный полк. Правый фланг был так же защищен болотистыми берегами Непрядвы, а так же тяжеловооруженной псковской и полоцкой конными дружинами. В центре — большой рати, были сведены все городские полки. Передовой полк составлял все же часть большого полка, задача же сторожевого полка заключалась в завязывании боя и возвращении в строй.
3.3. Куликовская битва.

Решающее сражение произошло на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Утром 8 сентября над Куликовским полем стоял густой, непроницаемый туман, который рассеялся только к двенадцатому часу. Битва Четобея и Пересвета положила начало битве … На Куликовом поле Орда имела превосходство в коннице и угрожала русским флангам. Орда стремилась окружить русских и перебить их строй таранным ударом. Русские приняли бой в активной обороне. Эта была еще одна тактическая задумка Дмитрия. После того как был отражен таранный удар Орды, и она спешилась, русские воины, чтобы снять численное превосходство предприняли сложный маневр левого фланга: отступили, заманили правый фланг Орды в засаду, уничтожили его; а потом уже русские войска взяли в окружение главные силы Мамая. Здесь надо сказать, что Дмитрий воевал не только с Мамаем, но и с литовским князем Ягайло, войско которого во время Куликовской битвы стояло у Дмитрия почти за спиной, потому что Донской не смог бы воевать с объединенным войском и поэтому хитрым маневром отрезал Ягайло от Мамая.

Дмитрий, сплотив под своими знаменами силы почти всех Северо-Восточных земель, перешел Дон, чтобы не дать возможности соединиться союзникам. Кроме того, этим действием он отрезал возможные пути отступления русских войск и продемонстрировал готовность сражаться до последнего. Силы сторон (примерно по 50 тысяч человек) были равны.
Благодаря патриотизму и мужеству русских воинов, сплоченных общей верой и единым руководством (на Куликовом поле вышли войска имеющие четкий план действий и подчиненные одному князю), а также умелым действиям засадного полка под началом двоюродного брата Дмитрия Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца, в решающий момент сумевшего переломить ход битвы, была одержана блестящая победа. Великий литовский князь Ягайло поспешно отступил. Победа была полной. 21 сентября русское войско вернулось в Коломну, к месту первоначального сбора полков, а 1 октября великий князь Дмитрий Иванович и его соратники торжественно въехали в Москву. Война была закончена.

Всего в сражении погибло 12 князей и 483 боярина, что, по подсчетам историков составляло 60% «командного состава» — таким кровопролитным была Куликовская битва. Однако ордынцев погибло еще больше, особенно во время бегства. Огромные потери Мамая вполне объяснимы. В «прямом» рукопашном бою ордынцы, имевшие слабое защитное вооружение, должны были потерять много воинов. После разгрома на Куликовом поле Мамай так и не сумел собрать нового войска. Кровопролитное побоище закончилось бегством мамаевой конницы. Русские ратники одержали победу, а Дмитрий получил в народе почетное прозвище Донской, с которым и вошел в историю.

Куликовская битва была триумфом великого князя Дмитрия Ивановича, которого народ в память победы на Дону стал называть Донским. Дмитрий Донской не только разработал блестящий стратегический план войны с Мамаем и сумел последовательно провести его в жизнь, но и показал во время «Мамаева побоища» большое личное мужество и самопожертвование.

Огромную роль в этой победе сыграл Дмитрий Донской. Это исторический деятель, который сумел понять народные чаяния и объединить всех русских людей на их свершение и перед решающей схваткой с угнетателями примирить самые острые общественные противоречия. В этом его заслуга во внутренней политике. Но он не только возродил лучшие традиции военного искусства, он обогатил его новыми принципами стратегии и тактики, в невероятно сложных условиях сумел вооружить и обучить войско. Так же сподвижниками его во всех его делах были митрополит Алексей и игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский. Эти люди смогли под эгидой русской церкви собрать всех гонимых людей под единое знамя освобождения. На Куликовом поле победил русский народ, и величие Дмитрия Донского как полководца и государственного деятеля в первую очередь проявилось в том, что он сумел правильно понять и возглавить общенародное патриотическое движение.

Славная победа на Куликовом поле нанесла Золотой орде тяжелейший

удар. Однако свергнуть ордынское иго в 1380 году не удалось. Куликовская битва окончательно похоронила веру в «непобедимость» завоевателей. Зависимость от Золотой Орды русские люди теперь рассматривали как временную и готовились к окончательному освобождению родной земли от иноземного ига. В своем завещании Дмитрий Донской передал сыну Василию I (1389-1425) право на великое княжение, не ссылаясь при этом на волю хана. В XV веке Золотая Орда распадалась на отдельные полу самостоятельные улусы, которые в зависимости от успехов или неудач тех или иных ханов то временно объединялись под одной властью. То снова обособлялись, взаимно ослабляя друг друга в военных столкновениях. К середине века в нескольких больших улусах утвердились свои ханские династии, и Золотая Орда как единое целое окончательно прекратила свое существование.

Итоги Куликовской битвы.

Разгром Мамая, и последовавшие за этим ордынские неурядицы, которые привели к окончательному распаду грабительского государства, демонстрация превосходства русского военного искусства над военным искусством врага, усиление государственной власти на Руси — заметные последствия битвы на Куликовом поле. Вместе с этим Куликовская битва положила начало возрождению национального самосознания русского народа. Победа на Куликовом поле сразу изменила стратегическую обстановку.

Куликовская победа создала в Восточной Европе качественно новую политическую ситуацию, при которой искусственно сдерживавшиеся объединительные процессы получили простор для своего развития. С
Куликовской победы началось неуклонное восхождение Москвы, столицы Русских земель. Сейчас же явились и признаки возросшего личного влияния Дмитрия Донского.

Главное заключалось в том, что Куликовская битва ускорила процесс

политического объединения Руси. Неизменно вырос авторитет Москвы, поднявшей знамя общерусского национально-освободительного движения.

Столетия ордынского ига были не только временем угнетения и хищнической эксплуатации ордынскими ханами Руси, но и временем героической борьбы русского народа за свободу и независимость, временем великого народного подвига, национального подъема и осознания русскими людьми единства русской земли, которое привело к созданию могучего Российского государства.

Героическая борьба русского народа, ослабившая наступательный

порыв завоевателей, не только спасла то разгрома европейскую цивилизацию. Упорное сопротивление, которое встретил Батый на Руси, имело важные последствия для нее самой. Русь не стала «ордынским улусом», сохранила собственное управление, культуру, веру. На территории русских княжеств фактически не было ордынской администрации. В исторической перспективе это создавало возможности для самостоятельного развития страны и для борьбы против власти завоевателей.

Историческое значение победы заключалось в том, что Русь была спасена от разорения, которое грозило стать не менее страшным, чем Батыево. Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья — защитников русской земли. Эта первая стратегически важная победа, заставила русских людей поверить в свои силы, укрепила их в своей правоте.

Куликовская битва стала важной вехой отечественной истории — это признается абсолютным большинством историков. Однако значение этой битвы до сих пор оценивается по-разному.

Всемирно-историческая теория, характери­зуя значение Куликов­ской битвы, исходит из европоцентристской позиции, трактуя ее как отпор «страшной угрозе — повторению Батыева погрома». Говоря о значении победы русских, сторонники теории подчерки­вают, что «был нанесен решающий удар по монголо-татарскому владычеству над народами нашей страны». При этом добавлялось, что этот удар ускорил последующий распад Золотой Орды.

27. Император Гераклий, он же Константин Великий = Дмитрий Донской

Персидский шах Хосров (Хозрой), он же хан Мамай

Шестая флорентийская фреска посвящена походу персидского шаха Хосрова (Хозроя) на Иерусалим, см. рис. 1.188. «Подойдя к Гробу Господню, он вместе со своим войском был отброшен от него и вынужден был поспешно оставить город» , с. 381. Кстати, евангельский Иерусалим представлен на картине Аньоло Гадди как типично средневековый город. Из наших результатов следует, что под именем «шаха Хосрова» в старинной легенде описан хан Мамай, он же Максенций, он же Лициний, см. нашу книгу «Крещение Руси». То есть противник Дмитрия Донского = Константина Великого.

Рис. 1.188. Шестая фреска цикла «История Святого Креста» Аньоло Гадди, якобы 1385–1387 гг. Персидский шах Хосров уходит из Иерусалима. Взято из , с. 382.

Седьмая фреска Аньоло Гадди посвящена противостоянию Хосрова (хана Мамая) и императора Гераклия, см. рис. 1.189. Здесь, скорее всего, Гераклий — это Константин = Дмитрий Донской. Слева — шах Хосров сидит на троне. Правее показано «видение Гераклия». Оказывается, как отмечают комментаторы, «в центре композиции изображено ВИДЕНИЕ ИМПЕРАТОРА ГЕРАКЛИУСА, КОТОРОМУ ВО СНЕ ЯВИЛСЯ АНГЕЛ, ПРОВОЗГЛАСИВШИЙ ЕМУ СКОРУЮ ПОБЕДУ. ЗДЕСЬ МНОГОЕ ПОВТОРЯЕТСЯ ОТ ЧУДЕСНОГО СНА КОНСТАНТИНА ПЕРЕД БИТВОЙ С МАКСЕНЦИЕМ. В данном случае предстоит битва с персидским шахом, сыном Хосрова, который не верил ни в Господа, ни в его чудотворный крест. Битва между Гераклиусом и шахом изображена (см. справа на фреске — Авт.), КАК БИТВА КОНСТАНТИНА И МАКСЕНЦИЯ, на мосту через реку, подобно рыцарскому поединку» , с. 381.

Рис. 1.189. Седьмая фреска Аньоло Гадди «История Святого Креста», якобы 1385–1387 гг. Видение Святого Креста императору Гераклию (в центре) и битва с персидским шахом на мосту через реку (справа). По-видимому, здесь показано видение Креста царю Константину = Дмитрию Донскому и Куликовская битва с ханом Мамаем. Взято из , илл. 233.

1) Таким образом, здесь сами историки отождествляют императора Гераклия с Константином Великим. Мы же добавляем к данному отождествлению еще одно: Константин Великий = Дмитрий Донской. Далее, поражение персидского шаха (сына Хосрова или самого Хосрова?) — это поражение хана Мамая = Максенция = Лициния в Куликовской битве 1380 года.

2) «Видение Гераклия» является еще одним отражением известного «видения Константина», когда ему в небе явился Крест. Знамение возвестило победу Константина в битве с Максенцием = Лицинием. В русских летописях сражение описано как Куликовская битва Дмитрия с Мамаем. Произошла она на территории будущей столицы Руси-Орды, а именно Москвы. Подробности см. в нашей книге «Крещение Руси». Таким образом, объединяя сведения о Гераклии и Константине Великом, мы добавляем много новых деталей в жизнеописание ордынского царя-хана Дмитрия Донского. «Знамение Креста» изображено на фреске справа вверху. Ангел и Крест появляются над шатром Гераклия = Константина.

3) Соответствие между «персидским шахом Хозровом» и ханом Мамаем усиливается тем, что император Гераклий ОТРУБИЛ ГОЛОВУ сыну шаха Хозрова, см. рис. 1.173 и 1.190. Ранее мы показали, что хан Мамай описан в русских летописях также как тысяцкий Иван Веньяминов. Он был захвачен в плен и ОБЕЗГЛАВЛЕН по приказу Дмитрия Донского. Хан Мамай «также» был убит. Хроники могли путать Ивана Веньяминова с его отцом, который тоже был тысяцким. См. наши книги «Крещение Руси» и «Новая хронология Руси». Кстати, не происходит ли имя ХОЗРОЙ от известного названия ХАЗАРЫ или КАЗАРЫ = казаки?

Рис. 1.190. По приказу императора Гераклия персидскому шаху, сыну Хосрова, захваченному в плен, отрубают голову. По-видимому, перед нами фантомное отражение известного события русско-ордынской истории. Хан Мамай, он же тысяцкий Иван Веньяминов, обезглавлен по приказу Дмитрия Донского. Взято из , илл. 233.

ВЫВОДЫ. В «Золотой легенде» Якопо да Вораджине и в цикле фресок «История Святого креста» Аньоло Гадди обнаружены следующие соответствия:

а) Библейская царица Савская фактически отождествляется с императрицей Еленой, матерью Константина. Она же, согласно нашей реконструкции, русская княгиня Ольга.

б) Император Гераклий отождествляется с Константином Великим. Он же, согласно нашим результатам, ордынский царь-хан Дмитрий Донской.

в) Персидский хан Хосров, или его сын, отождествляется с ханом Мамаем. Он же — тысяцкий Иван Веньяминов, он же Максенций, он же Лициний.

г) Гераклий частично отождествляется также с императором Андроником-Христом. Он же — Андрей Боголюбский, он же апостол Андрей Первозванный. Причина путаницы между Андроником-Христом из XII века и Константином-Дмитрием из XIV века вполне понятна. Русь-Орда крестилась дважды: при самом Андронике-Христе, а затем при Дмитрии Донском = Константине Великом. Путая два крещения Великой Империи, позднейшие летописцы иногда переносили события XII века в XIV и наоборот, см. рис. 1.12.

Объединяя воедино все обнаруженные нами старинные свидетельства, мы узнаём много нового об Андронике-Христе и о царе-хане Дмитрии Донском = Константине Великом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *