Дмитрий ростовский икона

Димитрий Ростовский

В Википедии есть статьи о других людях с именем Димитрий.

Димитрий Ростовский


Портрет-парсуна, начало XVIII в. (?)

Митрополит Ростовский и Ярославский

4 января 1702 — 28 октября 1709

Предшественник

Иоасаф (Лазаревич)

Преемник

Досифей (Глебов)

Митрополит Тобольский и всея Сибири

23 марта 1701 — 4 января 1702

Предшественник

Игнатий (Римский-Корсаков)

Преемник

Филофей (Лещинский)

Имя при рождении

Данила Саввич Туптало

Рождение

11 (21) декабря 1651
местечко Макаров, Киевский полк, Русское царство

Смерть

28 октября (8 ноября) 1709 (57 лет)
Ростов, Русское царство

Похоронен

  • Ростов

Канонизирован

22 апреля 1757; Святейший правительствующий синод

Лик святости

святитель

День памяти

21 сентября (4 октября) — обретение мощей, 28 октября (10 ноября) — преставление, 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня (23 июня) в Соборе Сибирских святых

Димитрий Ростовский на Викискладе

Дими́трий Росто́вский (в миру Дани́ла Са́ввич Тупта́ло; 11 (21) декабря 1651, местечко Макаров, Киевский полк, Войско Запорожское — 28 октября (8 ноября) 1709, Ростов Великий, Ярославщина, Царство Русское) — епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский; духовный писатель, агиограф, проповедник, педагог. Основатель Ростовской грамматической школы, в которой наряду с грамматикой церковнославянского языка и богослужебными книгами изучались также древние языки (латинский и древнегреческий), философия и стихосложение.

В 1757 году Димитрий Ростовский прославлен в лике святых Православной Российской Церковью; память 21 сентября (4 октября) — обретение мощей, 28 октября (10 ноября) — преставление, 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня (23 июня) в Соборе Сибирских святых.

Жизнеописание

Родился 11 (21) декабря 1651 в сотенном местечке Макарове Киевского полка в семье сотника Киевского полка Саввы Туптало.

Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре, где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными проповедями. Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины.

Портрет митрополита Димитрия (из фондов НХМУ)

После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). В марте 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Максаковский Преображенский монастырь. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 26 октября (5 ноября) 1683 оставил игуменство и по приглашению Варлаама (Ясинского) переехал в Киев. С 23 апреля (3 мая) 1684 поселился в Киево-Печерском монастыре, в котором получил послушание составлять жития святых. В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского патриархата.

По поручению патриарха Адриана поддержку Димитрию, работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых», оказывал архиепископ Иоанн (Максимович). В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого Успенского монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь.

Царь Петр I 18 июня 1700 года шлёт указ Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому), в котором требует прислать в Москву кандидатов из архимандритов и игуменов на Сибирскую архиерейскую кафедру. С такой же просьбой обратился к Варлааму и патриарх Адриан. 16 октября 1700 года патриарх Адриан умер, местоблюстителем патриаршего престола стал Рязанский митрополит Стефан (Яворский). Указом от 27 дек. 1700 г. царь Петр I назвал две кандидатуры на Сибирскую кафедру: Димитрия (Туптало) и Переяславского епископа Захарию (Корниловича) и велел им приехать в Москву не позднее первых чисел февраля 1701 года.

10 февраля 1701 года Димитрий переезжает в Москву как кандидат на Тобольскую кафедру, 8 марта он произнес приветственное слово Петру I, 23 марта Димитрий был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре. По причине болезни 4 января 1702 года указом Петра I святитель Димитрий был определён на Ростовскую митрополию. Прибыв в свою епархию, Димитрий после молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века» (традиционным местом захоронения ростовских архиереев был кафедральный Успенский собор).

За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, старообрядческим расколом и католицизмом. Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого и латинского.

Как малороссиянин, Димитрий не мог быть знаком с расколом до тех пор, пока не стал управлять Ростовскою епархиею; здесь, увидевши всю силу зла, он решился вооружиться против него. «Окаянные последние времена наши! — писал Димитрий. — Святая церковь сильно стеснена, умалена, с одной стороны, от внешних гонителей, с другой — от внутренних раскольников. С трудом можно где найти истинного сына церкви; почти в каждом городе изобретается особая вера; простые мужики и бабы догматизуют и учат о вере».

Смерть и погребение

Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября (6 декабря) 1709, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря.

В могиле, вопреки указанию Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, был сооружён деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений. Над местом погребения установили деревянную гробницу.

В настоящее время мощи святителя Димитрия Ростовского пребывают в Спасо-Яковлевском монастыре.

Канонизация

Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фото С. М. Прокудина-Горского (1910)Икона XVIII века

В 1752 году над могилой святителя Димитрия осел чугунный пол. В ходе ремонта открылся повреждённый бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Был извещён митрополит Pостовский Арсений (Мацеевич), который приехал в монастырь и лично освидетельствовал мощи, облачение и гроб. Для хранения мощей была устроена каменная гробница, а о случившемся было направлено донесение в Синод.

Об обретении мощей стало известно в народе, стали появляться рассказы об исцелениях при мощах Димитрия и по молитве к нему. Официальная канонизация произошла более чем через 4 года после обретения мощей после проверки их нетленности и исцелений, происходивших при обращении к Димитрию (императорским повелением в Ростов направлялся синодальный прапорщик Ф. И. Баранов для сбора сведений о совершённых при мощах исцелениях, а указом Синода — суздальский митрополит Сильвестр и архимандрит Московского Симонова монастыря Гавриил для вторичного освидетельствования мощей). Подлинное дело об обретении и открытии мощей святого Димитрия Ростовского хранится в РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 33. № 222. В первый день Пасхи — 1 апреля 1757 года состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых, а день обретения мощей — 21 сентября, как и день кончины — 28 октября были объявлены днями празднования святому. Служба святителю Димитрию была составлена епископом Переяславским и Дмитровским Амвросием. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского: одна, 1756 г., связана с именем того же епископа Амвросия, другая — с именем настоятеля Спасо-Иаковлевского монастыря Луки (создана между 1758 и 1763 г.), кроме того, две полные редакции: редакция Арсения Мацеевича (1757—1758 г.) и Синодальная редакция (1784 г.), написанная Я. А. Татищевым.

Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Елизавета Петровна велела изготовить для мощей Димитрия серебряную раку и облачение из золотой парчи. Однако на самих торжествах в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку присутствовала уже Екатерина II.

Литературное наследие

Димитрий прославился как плодотворный церковный автор — составитель сборников житий святых (наиболее известный, в четырёх книгах — «Четьи-Минеи»), проповедей, драм, стихов и песен, попавших, в частности, в Богогласник. Академик Д. С. Лихачёв считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».

Известны и пьесы, написанные святителем. Тексты двух — «Рождественская драма» (т. н. «Ростовское действо») (поставлена впервые 24 декабря 1704 года и продолжает исполняться до сих пор) и «Успенская драма» (написана на Украине в конце XVII века для исполнения монахами и писцами в монастыре) — сохранились до наших дней.

В последние годы своей жизни Димитрий, видя, что раскол начал приобретать силу в его епархии, взялся за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его. Итогом этой деятельности стало написание доступным для простого народа языком сочинения против раскольников: «Розыск о раскольнической Брынской вере».

Четьи-Минеи

Четьи-Минеи, Киев, 1714 год

Четьи-Минеи Димитрия Ростовского или «Книга житий святых» представляют собой одно из самых крупных произведений славянской литературы. В Четья-Минеях преобладает агиографические тексты, но они включают в себя и дидактический, и повествовательный материал. Труд ростовского митрополита содержит 664 жития, из которых 24 жития описывают жизнь и подвиги ветхозаветных святых, 571 — обще-православных, 65 — русских и 4 — южнославянских. Дидактические и повествовательные тексты значительно уступают житиям по объему. Это 22 слова, посвященных истории и прославлению важнейших христианских праздников и некоторых святых; 22 сказания о различных воспоминаемых Церковью священных событиях и чудесных проявлениях милости Божией к человеческому роду; 6 заимствованных из Богослужебных книг синаксарей и 7 назидательных повестей, взятых из второй части Пролога. Все тексты расположены в порядке месяцеслова. Изложение каждого дня обыкновенно заключается авторскими заметками Димитрия Ростовского, включающими в себя перечень прочих святых, чья память также отмечается в этот день (с указанием кратких сведений о них) и примечаниями, в которых разъясняются и исправляются ошибки и противоречия источников, даются необходимые справки по истории и географии.

Димитрий Ростовский приступил к работе над Четьи-Минеями 6 мая 1684 года, исполняя решение собора старцев Киево-печерского монастыря. Работа продолжалась с перерывами в течение 20 лет, до 1704 года. Четьи-Минеи написаны Димитрием в четырёх книгах, содержащих жития за три месяца, и начинаются согласно церковному календарю с сентября месяца.

  • Первая книга — 1689 год и напечатана в Киеве.

Первое издание вызвало неудовольствие московского патриарха Иоакима, поскольку издание тома «Книги житий святых» осуществлялось без согласования с патриархом, а кроме того, ряд мест в тексте Иоаким счел неправославными: упоминание о Непорочном Зачатии Девы Марии и именование Августина и Иеронима святыми (в московской традиции XVII сочинения этих древних отцов церкви считались испорченными латинянами). Патриарх отозвал у Димитрия Макарьевские Великие Четьи-Минеи. Причина такой резкой реакции состояла в том, что киевское ученое духовенство поддерживало т.н. «латинствующих» в московских евхаристических спорах 1680-1690-х гг. 21 июня 1689 году Димитрий отправляется в Москву вместе с архимандритом Иннокентием Монастырским в посольстве гетмана Ивана Мазепы. Здесь 25 августа 1689 года Димитрий преподносит государям, Иоанну и Петру, один экземпляр житий святых; подарок был принят благосклонно и вызвал ответный дар в виде двух роскошных лисьих мехов. Димитрий беседовал с патриархом Иоакимом, после чего предстоятель благословил ему продолжить работу над житиями святых. Листы, которые не понравились Патриарху, были удалены из напечатанного тиража первого тома.

После смерти патриарха Иоакима патриарх Адриан поощрил дальнейшее составлений житий своей грамотой и выслал Димитрию Макарьевские Четьи-Минеи.

  • Вторая книга — окончена в 1690 году, напечатана в 1695 году.
  • Третья книга — 1700 год, после её печати Димитрий написал небольшую книгу «Мартиролог вкратце», поместив в неё в сокращенном виде жития святых за год.
  • Четвёртая книга — 9 февраля 1705 года.

При написании своего произведения Димитрий Ростовский выступал как агиолог, изучавший разнообразные источники, а затем как агиограф, писавший на основании изученных источников свою версию жития. Тем самым, «Книга житий святых» представляет собой не простое собрание житий, заимствованных из различных источников, но по большей части — новое и самостоятельное сочинение, для которого источники дали только материал. «Полная свобода и самостоятельность — вот отличительные свойства его работы по изложению источников».

Основными источниками агиографического материала для Димитрия Ростовского были Пролог (издание 1685 г.), Великие Четьи-Минеи (т. н. Макарьевские), киево-печерский патерик (издание 1661 г.), агиографический сборник Лаврентия Сурия «De Probatis Sanctorum Historiis», содержавший жития Симеона Метафраста в латинском переводе, а также тома «Acta Sanctorum» болландистов за январь-май, «Annales Ecclesiastici» («Церковные Анналы») кардинала Барония (в обработке Скарги); но особенно польский сборник житий иезуита Петра Скарги «Żywoty świętych» («Жития святых»). Влияние Скарги очень чувствуется в самом языке и стиле Житий святых, написанных Димитрием. Посредством этих сборников Ростовский владыка получал доступ к древнейшим житийным текстам различных авторов. Также святитель Димитрий пользовался многочисленными историческими сочинениями: славянскими, византийскими, латинскими.

Согласно историку Николаю Костомарову, святитель Димитрий осознавал, что имеющиеся у него материалы имели разную степень достоверности в качестве источников, и поэтому многое из них он не вносил в свой сборник.

Влияние на славянскую культуру

Четьи-Минеи Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России, который, после Евангелия, имел огромное влияние на верующее русское общество. Язык и сюжеты получили высокую оценку многих классических русских писателей XVIII-XX вв.

Четьи-Минеи стали источником вдохновения для А. С. Пушкина — на основе житий святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака поэт создаёт образ юродивого в трагедии «Борис Годунов», а неоконченная поэма «Монах» была основана на житии Иоанна Новгородского.

Ф.М. Достоевский писал:

…по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное.

— Ф. М. Достоевский «О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности Восточного вопроса»

Труды

Сочинения, посвященные чудотворным иконамАрхиерейский посох Димитрия Ростовского. Фото С. М. Прокудина-Горского (1911)

Руно орошенное.

Сочинения, посвященные духовной жизни и аскетике

  • О исповедании грехов и святом причащении;
  • Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении;
  • Зерцало православного исповедания.
  • Духовное врачество против хульных помыслов, Врачество духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих;
  • Внутренний человек, в клети сердца своего уединеный, поучающийся и молящийся втайне.

Исторические произведения

Летопись иже во святых отца нашего Димитрия митрополита Ростовскаго чудотворца, сказующая деяния от начала миробытия до рождества Христова, cобранная из Божественнаго писания, из различных хронографов и историографов греческих, славенских, римских, польских, еврейских и иных. Часть 1 Часть 2

Полемические произведения

Розыск о раскольнической Брынской вере.

Агиографические произведения

Четьи Минеи (Жития святых).

Молитвословия

  • Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче оных молитв зело полезное, еже должно во все пятки совершати;
  • Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало;
  • Плач на погребение Христово;
  • Краткое богомысленное размышление;
  • Пяточисленные молитвы;
  • Псалтирь Божией Матери.

Произведения, издаваемые под именем митрополита Димитрия Ростовского, но не принадлежащие ему

  • Генеральное исповедание грехов, произносимое кающимся пред иереем;
  • Алфавит духовный. Настоящий автор — митрополит киевский Исайя Копинский.

Примечания

  1. 1 2 И. Шляпкин Димитрий св. митрополит Ростовский // Русский биографический словарь — СПб.: 1905. — Т. 6. — С. 389–394.
  2. А. А. Крумминг «Святой Димитрий Ростовский: точная дата рождения» // Сообщения Ростовского музея, Выпуск 3 Музей, 1992
  3. 1 2 3 Святой Димитрий Ростовский
  4. Димитрий (Туптало) (сайт Русское Православие) Архивная копия от 31 октября 2007 на Wayback Machine
  5. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён
  6. Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 114.
  7. Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 114—115.
  8. Известен указ Синода об 30 сентября 1798 года об утверждении празднования Феодосию Тотемскому, но он, по мнению Е. Е. Голубинского, лишь подтвердил прежнее местное почитание святого (Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3 № 9. С. 336—337).
  9. Лихачев Д. С. История древнерусской литературы // Избранные работы: В 3 т. Т. 1. Л., 1987. С. 266.
  10. Вертеп Алексея Стрельникова (недоступная ссылка)
  11. 1 2 3 4 Крылов А.О. Понимание святости в творениях святителя Димитрия Ростовского: некоторые наблюдения // Христианское чтение. — 2017. — № 5. — С. 51-60.
  12. Иоанн (Кологривов), иеромонах. Очерки по истории Русской святости. Часть третья. Русская святость в Петровскую эпохи и позже. Святитель Димитрий Ростовский (1651—1709)
  13. Жизнеописание святого Димитрия Ростовского // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской X-XX вв.
  14. Крылов А. О. Четьи-Минеи митрополита Димитрия Ростовского: (К вопросу о конфессионализации в России рубежа XVII – XVIII вв.) // Вестник Московского государственного университета. Серия 8. История. 2013. № 1. С. 51 — 64
  15. Державин А., прот. «Радуются верных сердца»: Четии-Минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник: в 2 ч.. — Москва, 2006. — С. 298. — 384 с.
  16. М. А. Федотова, Я. Э. Зеленина. Димитрий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV. — С. 8-30. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
  17. Скарга, Петр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  18. Протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия II. Встреча с Западом 1. На распутье.
  19. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М. 1991 г. Т. 3. С. 524.
  20. Погожев Е. Н. (Поселянин) Русская Церковь и русские подвижники XVIII века
  21. О значении Четьи-Миней святителя Димитрия для русского народа

Литература

Сочинения святителя Димитрия

  • Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского: В 5 т. — М.: В Синодальной Тип.
    • Том первый, содержащий в себе разные небольшие сего Святителя творения, с присовокуплением жития его и келейных записок. — 6-е изд. — 1839. — VI, 525 с.
    • Том второй, содержащий в себе поучения на Воскресные дни. — 6-е изд. — 1840. — III, 694 с.
    • Том третий, содержащий в себе Поучения на разные праздничные дни. — 6-е изд. — 1840. — III, 640 с.
    • Часть четвёртая, содержащая в себе Летопись, сказующую деяния от начала мира бытия до Рождества Христова. — 7-е изд. — 1849.
    • Том пятый, содержащий в себе: Зерцало православного исповедания, Краткое Христианское нравоучение и Разные слова. — 4-е изд. — 1835. — 146 с.
  • Жития святых. — К.: Тип. Киево-Печерской лавры, 1764.
    • Книга первая. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
    • Книга вторая. Декабрь, январь, февраль.
    • Книга третья. Март, апрель, май.
    • Книга четвёртая. Июнь, июль, август.

Биография

  • Св. Димитрий митрополит Ростовский // Православная богословская энциклопедия. — Т. 4. — Прил. к журн. «Странник» за 1903 год.
  • Федотова М. А., Зеленина Я. Э. Димитрий (Туптало) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV. — С. 8—30. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
  • Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651—1709). — СПб., 1891.

Частные вопросы биографии

  • Крылов А. О. «При поданной чрез посланников моих в Киев оказии…»: Контакты святителя Димитрия Ростовского с Киевом и Черниговом в 1701—1709 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2016. — Вып. 5 (72). — С. 116—128.
  • Крылов А. О. Московские знакомые митр. Димитрия Ростовского и «киевская учёность»: восприятие западной образованности великорусской церковной элитой на рубеже XVII—XVIII вв.// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 8. — С. 86—88.
  • Мельник А. Г. Когда был крещён св. Димитрий Ростовский? // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 183—186.

Сочинения

  • Зубов В. П. Русские проповедники: Очерки по истории русской проповеди. — Эдиториал УРСС, 2001. — 232 с. — ISBN 5-8360-0292-4.
  • Державин А., прот. Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник // Магистерская диссертация в 2 ч. Радуются верных сердца. М.: ИИПК-Ихтиос, 2006. Часть 1, Часть 2.
  • Цыб С. В. Святитель Димитрий Ростовский — первый русский хронолог // Изв. Алтайского гос. ун-та. — Вып. 4. — 2000.

Богословские воззрения

  • Крылов А. О. «И лишаются невежеством своим многих благ духовных». Понятие «невежество» в «Розыске раскольнической брынской веры», проповедях и учительных сочинениях свт. Димитрия Ростовского // Манускрипт. — № 5 (91). — 2018. — С. 39—44.
  • Крылов А. О. Понимание святости в творениях святителя Димитрия Ростовского: некоторые наблюдения // Христианское чтение. — 2017. — № 5. — С. 51—60.
  • Крылов А. О. Свт. Димитрий Ростовский и евхаристические споры в России конца XVII в. // Русское богословие: исследования и материалы. — М., 2014. — С. 7—35.
  • Крылов А. О. «Учитель искусен», а не «идол злат, но бездушен»: каким свт. Димитрий Ростовский желал видеть приходское духовенство // История и культура Ростовской земли. 2013. Ростов, 2014. С. 82-90.
  • Крылов А. О. Что превращает человека в зверочеловека? Териантропия в богословии свт. Димитрия Ростовского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2018. — Вып. 84. — С. 48—55.
  • Хондзинский П., прот. Святитель Димитрий Ростовский и богословское наследие древнего Киева // Православие и православная культура в эпоху святого Димитрия Ростовского. — Ростов: Изд. Спасо-Яковлева Димитриева монастыря, 2018.

Житие и почитание

  • Федотова М. А. Житие, почитание и прижизненные чудеса св. Димитрия Ростовского // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 273—310.
  • Федотова М. А. Источники Жития Димитрия Ростовского // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. — СПб.: Пушкинский Дом, 2011. — Т. 2. — С. 180—222. — ISBN 978-5-91476-035-6.

Иконография

  • Иконография ростовских святых. Каталог выставки / сост. А. Г. Мельник. — Ростов, 1998. — 80 с.
  • Мельник А. Г. Житийная икона Димитрия Ростовского // Книжная культура Ярославского края-2011. — Ярославль, 2012. — С. 5—12. — ISBN 978-5-91637-019-5.
  • Мельник А. Г. Уникальная икона Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2001. — № 1 (3). — С. 89—96. — ISBN 978-5-91637-019-5.
  • Пархоменко Н. В. Портреты свт. Димитрия Ростовского и его отца Саввы Туптало в собрании Национального художественного музея Украины // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 387—397.

Не стяжав «имения, кроме книг святых»

…Солнце клонилось к западу, трудным выдался для митрополита Димитрия осенний день 1709 года. За три дня до того Владыка почувствовал слабость, однако не мог отказаться от того, чтобы служить у престола в храме в день своего небесного покровителя – Св. Вмч. Димитрия Солунского.

И, хотя каждый шаг давался ему с трудом, он отслужил Литургию, особенно торжественно, радостно, как будто чувствовал, что приносит Богу бескровную жертву в последний раз. Поздравлять его приехало множество гостей, а он, как обычно, был «не как возлежащий, а как служащий». В тот день заболела одна из приезжих монахинь, и он, забыв о своей болезни, поспешил к ней, чтобы поддержать, ободрить, и уже с трудом вернулся в свою келью.

Было уже поздно, когда митрополит неожиданно позвал к себе певчих и долго слушал, прислонившись больной спиной к печке, чтобы как-то умягчить приступы кашля, любимые духовные гимны и песнопения. Всех благословил, как-то особо тепло, участливо. Удержав одного из них еще на малое время, поклонился ему в пояс, сердечно благодаря за труды (тот много помогал ему переписывать набело его духовные сочинения).

А утром Ростов облетела весть – митрополит Димитрий скончался. Едва колокола ударили к заутреней, служители нашли его стоящего на коленях и как бы молящегося перед образами; душа же его уже отошла ко Господу.

Провожало Владыку великое множество людей. Приехала из Москвы вдова государя Иоанна Алексеевича – царица Параскева с дочерьми, миряне и духовенство потоками шли поклониться в последний раз тому, кто всю Россию наделил своими знаниями. Непрерывно шли и бедные, нищие, которых митрополит годами ссужал и одеждой, и пищей, принимая их как братьев. Семинаристы ежились, будто осиротели.

Много лет Владыка Ростовский на средства архиерейского дома содержал в городе духовное училище, растрачивая то, чем мог бы пользоваться и сам, чтобы поддержать учащихся, особенно же из бедных семей. Первой мыслью, первым чувством у всех было: «Потеряли!», и лишь потом, когда смолкли звуки панихиды, поняли, осознали, что и «приобрели»: от земных трудов призван он к новым трудам как молитвенник за Россию.

Его никогда не видели праздным. Он управлял делами Церкви, постоянно что-то писал: духовные сочинения, наставления мирянам и духовенству, заботился о нуждающихся и обращал от заблуждений к истине раскольников и еретиков, болезнуя и о них, как о погибающих.

Во всем этом просто не было место для «частного», «своего». Не скопил Владыка за долгие годы архиерейской службы богатства земного – все до последнего раздавал, растрачивал для людей. Нищета его монашеская доходила до того, что в одном из писем он просил прощения у одного лица за то, что не имеет возможности привезти его к себе: «Ни коня, ни всадника, оскудели овцы, и лошадей нет».

А в духовном завещании, составленном незадолго до кончины, митрополит Димитрий говорил о своем материальном состоянии еще более откровенно, чтобы не вызвать смущения у тех, кто в случае его внезапной смерти, решился бы искать у него «имения»:

«С той поры, как принял я святой иноческий образ и постригся в Киевском монастыре восемнадцати лет отроду и обещал Богу хранить добровольную нищету…не стяжал я имения и пристрастия к вещам, лишь к книгам святым, не собрал злата и сребра, не изволил иметь лишних одежд, ни каких-либо других вещей, кроме самых нужных… Да не усердствует же никто по смерти моей, изыскивая каких-либо келейных моих сбережений…верую, что приятнее будет Богу, чтобы ни единая полушка по мне не осталась, чем богатое наследство было раздаваемо».

При такой добровольной бедности митрополит Дмитрий приложил в наследство по себе для целых поколений великое духовное сокровище – 12 томов житий святых.

Прошло 42 года после его погребения, и 21 сентября 1732 года были обретены нетленными его святые мощи, от которых начали совершаться исцеления. Святейшим Синодом святитель Димитрий был причислен к лику новоявленных чудотворцев Российских.

В следующем году императрица Елизавета устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма.

Дар ученика

К главному труду своему митрополит Димитрий готовился с юных лет. Не каждому дано то, что было стрежнем его характера – постоянная потребность в учении.

Родился он на киевщине в незнатной, но благочестивой семье казацкого сотника. Обучившись грамоте, юношей он твердо решил поступать в духовное училище при Богоявленской церкви в Киеве.

Способности его и желание учиться были таковы, что при скромных средствах, он стал первым учеником на курсе. Тогда-то заронилась в сердце и искра той горячей любви к Богу, когда душа желает только одного – служить Ему всецело.

В 21 год принял он монашеский постриг, а в 25 лет был уже рукоположен в иеромонаха, т.е. монаха, имеющего сан священника. В ту пору он не переставал, как и прежде читать, вникать во все вопросы, связанные с историей Церкви, особенно же – относительно спорных мнений, чтобы как пастырь уметь дать единственно верный ответ людям непросвещенным. Время было непростое: Православию в южнорусских землях приходилось отстаивать истинное исповедание перед наступлением западных проповедников.

За усердие и пастырскую ответственность молодого священника ценили. Не прошло и десяти лет с момента его учебы, а Киев и Чернигов, Слуцк и Вильно уже оспаривали друг у друга право иметь у себя молодого пастыря, обращающего свое непрестанное учение на благо Церкви. Рано было возложено на него и игуменство – обязанности настоятеля монастыря. Кто-то удивлялся, а архиерей, возводивший его в игуменский сан, провидя его еще более высокое призвание, сказал, что желает ему «по имени – Димитрий – и митры», т.е. служения на архиерейском поприще.

Не почет означало для него принятие игуменского сана. Это был призыв к еще более усердному служению. Вскоре игумен Димитрий переселился в Киево-Печерскую Лавру для продолжения ученых занятий. С 1684 года начался для него двадцатилетний период трудов по составлению многотомного издания Четий – Миней. Это стало главным делом его жизни, которое он продолжал и в монашеской келье, и в сане настоятельском, и позднее, когда московский патриарх Адриан переведет его в Ростов, на святительской кафедре. Многие годы работы, для того, чтобы и сегодня в России люди могли просто протянуть руку, взять с полки нужный том и прочесть главу о том или ином из святых начиная от первых веков христианской истории.

Сделать святых близкими людям

Для того, чтобы понять, в чем состояла главная заслуга святителя Димитрия Ростовского надо немного представлять себе историю русской духовной литературы. До него в церкви обычно использовались Четьи Минеи митрополита Московского Макария. Они были менее полными, и главное – написаны они были на церковно-славянском языке с использованием старинной лексики.

Вот почему Киевский митрополит Петр, благословляя игумена Димитрия на труд составления новых Миней, хотел, чтобы они были написаны так, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.

Для дополнения уже известных сведений о святых Димитрий Ростовский использовал множество новых источников: русские прологи и патерики, а также греческие книги, выписанные со Святой Горы (особенно – Симона Метафраста, много потрудившегося над житиями святых в X веке).

Писать же святитель Димитрий старался так, как хороший иконописец пишет икону: чтобы был виден лик, духовный образ святого. Интересны были и собранные им факты, малоизвестные прежде, но, благодаря его произведениям, доступному языку, со страниц его труда поднимались, как живые, исполненные духом апостолы и великие святители Церкви, прославившие Бога крепостью своей веры мученики и подражавшие жизнью Христу преподобные, смиренные праведники и неустрашимые пророки.

«Радуга духовная» вставала над миром, полным зла. Можно ли унывать, когда у нас такие друзья и ходатаи, стоил ли бесконечно грустить о потерях, когда там, у Бога, многие дорогие нас ждут, зная о нас и молитвенно участвуя в нашей жизни, иногда и независимо от нашего к ним обращения?!

Чувство близости святых, которое святитель Димитрий не раз испытывал сам, он смог передать и своим читателям. – За время его работы ему не раз являлись во сне те, о ком он писал, как бы, удостоверяя его в том, что Церковь Небесная молится о благополучном свершении его труда на благо Церкви земной.

Многие известные духовные наставники говорят: когда читаешь житие того или иного святого, знай, что он – рядом с тобой. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России. Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя – Николая Александровича Романова.

Что мы выбираем?

К сожалению, в наши дни сбывается одно из пророчеств святых отцов, говоривших, что настанут времена, когда то, что «предки собирали по крупицам, потомки оставят лежать на полках». Не многие семьи сегодня имеют в домашней библиотеке хотя бы 1 – 2 тома собрания Димитрия Ростовского. То, чем дорожили наши предшественники уходит из культурного наследия, исторической памяти народа вместе с традиционными представлениями о человечности, добре, правде.

С момента, когда в России были вновь открыты храмы, прошло уже около 20 лет, и мы имеем возможность выбирать, чем питать ум, душу? – Тем, что дается непосредственно и по видимому легко с экранов или тем, что требует определенного понуждения себя: разыскать, приобрести то, чего нет на книжных развалах, но без чего прежде не мыслили себе жизни православные христиане? Первое – легче, только часто ли этот выбор оставляет по себе глубокие «всходы»? Второе несравненно труднее, но это – первый шаг к свободе духовной, сопряженной с ответственностью.

Кого-то смущает и серьезность духовной литературы. Конечно, здесь нет ни захватывающего сюжета, ни привычного юмора, это чтение другого рода. Но, возможно, тем, кто стоит сегодня перед выбором, окажется полезным небольшое напутственное слово святителя Димитрия Ростовского: «…Нет у праведников печали, которая не превратилась бы в радость, как нет у грешников радости, которая не обратилась бы в печаль». По-настоящему прочно и ценно лишь то, что приобретается с усилиями и закрепляется опытом.

>Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь

4 октября — обретение мощей свт. Димитрия Ростовского

СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ: ЖИЗНЬ В ПЕРЕЕЗДАХ

Что мы знаем о святителе Димитрии Ростовском?

Это был простой, но очень одаренный человек, человек со своими немощами, но необыкновенного смирения. Несмотря на незаконченное высшее образование — блестящий оратор и писатель, из-за чего его буквально разрывали на части: один монастырь задерживал, другой требовал, один город обижался, другой звал и звал к себе. Он слагал с себя высокие звания и вновь был ими облекаем. Избегал комфортной жизни в богатых настоятельских покоях, а его снова и снова ставили во главе обители или епархии. Всю жизнь он переезжал от назначения к назначению, от Украины до Сибири, – и ни разу не возмущался этим. Впоследствии его мощам пешком ходила поклоняться императрица, а он при жизни… кланялся в пол перед простым певчим.

Святитель Димитрий Ростовский

Будущий святитель Димитрий Ростовский (в миру — Даниил) родился в 1651 году на территории нынешней Украины. Его отец, Савва Григорьевич Туптало, был обычным казаком, но дослужился до должности сотника. Последние годы своей жизни Савва Григорьевич служил ктитором (старостой) в Киевском Кирилловом монастыре.

Кстати, последняя запись в дневнике святителя посвящена именно его отцу: тот умер в монастыре 103-летним старцем. Описав мирную смерть Саввы Григорьевича, святитель больше уже не прикасался к своим записям, которые вел всю жизнь.

Получить оконченное высшее образование будущему святителю не удалось. Его юность пришлась на время войны с поляками — Братское училище в Киеве, где обучался Даниил, был закрыто, когда город попал в руки поляков.

17-летний юноша ушел в монастырь, где служил его отец, и вскоре принял монашеский постриг. Впоследствии всю жизнь он стремился восполнить недостаток знаний, общаясь с образованнейшими людьми своего времени. К примеру, став настоятелем, принял в монастырь Адама Зерникава — западного богослова, обучавшегося в Кенингсберге, Лондоне и Оксфорде, бывшего лютеранина, принявшего православие.

Уже в 24 года Димитрия рукоположили в иеромонаха. Отсюда начались его странствия… Жизнь будущего святителя сложилась так, что он постоянно переезжал с места на место: за 30 с лишним лет своего служения побывал настоятелем пяти разных монастырей, епископом нескольких кафедр. Выражаясь на современном языке, география его служения – от Украины и Белоруссии до Сибири и Китая.

Однако ни о какой «церковной карьере» святитель никогда не заботился. Однажды он и вовсе сложил с себя звание игумена, отошел от церковного управления и переселился в Киево-Печерскую лавру, где писал Четьи-Минеи – Жития святых, труд, которому он отдал 20 лет жизни.

Четьи-Минеи святителя Дмитрия Ростовского

Спокойно работать ему дали только 1,5 года… Снова упросили стать игуменом и принять под свое начало Николаевскую обитель в Батурине (Украина). Отец Димитрий повиновался, но жил там не в настоятельских покоях, а маленьком домике, который называл своим скитом.

Святитель Димитрий Ростовский

Из дневников его, в частности, можно увидеть, что человек этот был «простым смертным» и так же, как все, боролся со своими недостатками:

«Августа десятого 1685 года, в понедельник, я услышал благовест к заутрени, но по обыкновенному моему ленивству разоспавшись, не поспел к началу, а проспал даже до чтения псалтири…» — не стеснялся писать о себе будущий святитель.

«…Думаю, это сказано мне для того, что я весьма ленив к молитве и уподобился в этом случае римлянам, у коих весьма краткое молитвословие, так как у меня краткая и редкая молитва»…

И при этом – в дневнике нет ни слова ропота на то, что нигде – ни в какой обители, ни в городе — ему не приходилось задерживаться надолго.

Апогеем его «странствий» стала Сибирь. В только-только присоединенные к России, можно сказать, дикие еще земли 50-летнего архимандрита Димитрия направили служить в 1701 году, возведя в сан митрополита Тобольского и всея Сибири.

Велели привезти с собой нескольких образованных иноков: изучив монгольский и китайский языки, они должны были служить в Пекине, в заново организованной там церкви (интересно, что святитель включен в Собор Сибирских святых).

Однако вскоре владыке Димитрию пришлось вернуться в центральную Россию – подвело здоровье. Здесь он был назначен на свою последнюю должность – митрополита Ростовского.

Где бы ни оказывался митрополит Димитрий, он принимался бороться с невежеством во всех его формах: от раскола и ереси до небрежного исполнения священниками своего служения. Святитель ужасался, что многие иереи не хранят тайну исповеди, не считают нужным готовиться к Литургии, хранят Святое Причастие где попало… И увещевал их со всей присущей ему энергией.

Благодаря ему в Ростове открылось училище, и митрополит лично занимался со своими воспитанниками, собирая их на службы, разбирая с ними Писание у себя в загородном доме и т.д.

Киево-Печерская Лавра, в которой записывал свои Четьи-Минеи святитель Дмитрий Ростовский

Для мирян святитель написал катехизис – в вопросах и ответах – чтобы на доступном языке преподавать своей пастве основы веры. Писал слова для тех, кто находится в унынии или смущении, писал о Причастии, об исповеди…

А последний его труд – «розыск о Брынской вере» — был посвящен обличению раскола. Св.Димитрий убеждал покоряться власти и не отпадать от единой Церкви.

Однажды он отрешил от должности священника своей епархии, проповедовавшего раскольнические идеи. Отрешил, но сана не лишил, а велел уехать в какой-нибудь монастырь. И даже ходатайство царицы не заставило святителя переменить своего мнения: он очень спокойно, но твердо ответил на ее письмо, что не может отменить своего решения.

Время Петра I было временем непростым: многих царские нововведения повергали народ в ужас, а то и в гнев. В один из дней к святителю подошли два молодых человека, смущенные повелением Петра I брить бороды и считавшие это искажением образа Божия.

— Лучше мы свои головы на плаху положим, чем бороды! – горячились они.

Святитель ответил, не раздумывая:

— Что отрастет – отсеченная голова или борода?

— Борода.

— Лучше не щадить бороды, которая все равно отрастет. А голова — только в воскресение мертвых…

Святитель Дмитрий Ростовский за работой

Последние дни жизни святитель Димитрий тяжело болел, его мучил постоянный кашель. Но и тут – ни капли саможаления. 58-летний пастырь уже не мог говорить проповедь перед народом после Литургии, но, несмотря на это, заставил себя присутствовать на общей трапезе, хотя сам ничего уже не ел.

На следующий день его просила прийти заболевшая инокиня, бывшая когда-то кормилицей царевича Алексея Петровича. Отказав сперва, на повторную просьбу святитель согласился, но уже еле-еле добрался обратно до своей кельи.

Перед самой смертью он позвал к себе певчих, одного из них просил остаться, ему стал рассказывать о своей жизни, юности и зрелости, а потом, отпуская, поклонился ему до земли и поблагодарил за все. Певчий ушел в слезах, прекрасно понимая, что это последние слова святителя. Утром святителя Димитрия нашли на коленях: он умер за молитвой.

Прощаться с ним пришел весь Ростов! Гроб с телом святителя почти месяц стоял в соборе, и признаков тления не было. Почему месяц? Ждали местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, близкого друга святителя Димитрия: Стефан дал обещание отпеть друга и сдержал слово.

Прошло 42 года после погребения митрополита Ростовского Димитрия. 21 сентября 1732 года, когда разбирали осевший помост в церкви, где он был похоронен, обрели его нетленные мощи. Годы спустя святитель Димитрий был причислен к лику святых чудотворцев. На поклонение его мощам императрица Екатерина шла из Ростова в Москву. Пешком…

Сегодня святыня хранится в Спасо-Яковлевом монастыре в Ростове, где и был похоронен по своему собственному желанию составитель Четий-Миней, смиренный архиерей.

Валерия Посашко

Православие и мир

Назад к списку

О чем молятся святителю Димитрию Ростовскому Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому и Ярославскому, молятся о даровании мирной и безмятежной жизни, душевном и телесном здоровье (особенно об исцелении от грудных болезней), о плодородии земли, материальном достатке и благополучии, сохранении Церкви от ересей и расколов, а Отечества – от нападений врагов, об укреплении в Православной вере и о многом другом. Специально просят святого о помощи в бедности и нужде, защите вдов, сирот и всех, кто находится в трудной жизненной ситуации. Молитва святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому О преблаженне святителю Димитрие, великий угодниче Христов, Златоусте российский! Услыши нас, грешных, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангел предстоиши! Умоли Его благосердие, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Щедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам богоугодно прейти поприще временныя жизни; избави нас от воздушных мытарств и настави на путь, ведущий в селения праведных, идеже празднующих глас непрестанный, зрящих Божия лица неизреченную доброту; Церковь же Святую от расколов и ересей сохрани, верныя укрепи, заблуждающия обрати, и всем даруй вся, яже ко спасению и славе Божией подобающая; Отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай оружию крестоноснаго воинства; и подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякия беды и напасти. Услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и поклоняемаго в Триех Ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь. © Михаил Тихомиров Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ О МАТЕРИАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2017, с. 35–36. ИС Р15-542-3654 http://pravmolitva.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *