Дом корнея чуковского

Дом-музей Корнея Чуковского

Дом-музей Корнея Чуковского

Дом, где жил и работал К.И.Чуковский с 1938 по 1969 г

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 771611212680006 (ЕГРОКН)
Местонахождение
  • Москва
  • ДСК «Мичуринец»
Адрес Москва, Внуковское
ДСК «Мичуринец»
ул. Серафимовича, д. 3
Сайт официальный
Медиафайлы на Викискладе

До́м-музе́й Корне́я Чуко́вского — мемориальный музей Корнея Чуковского, расположенный на бывшей даче писателя в Переделкино. Открытие музея состоялось в 1994 году в качестве филиала Государственного литературного музея.

История

Корней Чуковский переехал в Москву в 1937 году, а спустя год получил дом в писательском посёлке Переделкино. Большинство зданий поселения были построены в 1930-х по проекту немецкого архитектора Эрнста Мая, однако зачастую имели те или иные внутренние проблемы и требовали дополнительного ремонта. Так, дом Чуковского не был приспособлен для жизни в условиях низких температур, из-за чего писатель первое время проводил там только летние месяцы. К 1950 году здание было полностью утеплено и Чуковский смог переехать в него на постоянной основе. В этом доме он написал книги «Бибигон», «Живой как жизнь» и другие.

После смерти Чуковского в 1969 году в дом стали приходить поклонники творчества писателя. Дочь Лидия Чуковская вспоминала:

Вдруг оказалось… людей, любящих его книги, желающих углубиться в историю русской культуры, гораздо более, чем мы помышляли. Ни единого объявления в газете или где бы то ни было, но идут, и идут, и идут, приходят пешком, приезжают на поездах, на санаторных автобусах, в частных автомобилях.

Долгое время музей существовал на общественных началах, родственники писателя продолжали жить в здании и проводить экскурсии для посетителей. В 1974 году Лидия Чуковская была исключена из Союза писателей и Литературный фонд инициировал выселение семьи из здания. В 1975-м Министерство культуры РСФСР взяло дом писателя под охрану как памятник культуры, однако Литфонд опротестовал решение суда, к 1982-му Союз писателей добился положительного судебного решения о выселении семьи Чуковских.

В ответ на это началась протестная волна, в защиту Лидии Чуковской выступали общественные и литературные деятели. В 1989 году Фонд культуры возглавил Дмитрий Лихачёв, который добился отмены судебных решений и вернул дому Чуковского статус памятника культуры. Также по инициативе академика был создан проект по реконструкции здания.

С 1992 по 1994 год дом находился на масштабной реставрации, во время которой были заменены внутренние перекрытия, а также системы внутренних коммуникаций. Открытие музея состоялось в 1994-м в качестве филиала Государственного литературного музея, первым директором был назначен литературовед Лев Шилов.

Экспозиция

Все экспонаты музея являются мемориальными и когда-то находились внутри дома писателя, интерьер которого был полностью восстановлен. В число наиболее ценных сохранившихся предметов входят книги из семейной библиотеки Чуковских, автографы Анны Ахматовой, Александра Твардовского, Василия Розанова, мантия доктора литературы Оксфордского университета, телефон и кувшин, который стал прототипом для обложки «Мойдодыра». В музее представлена комната, где хранятся вещи Александра Солженицына, часто гостившего у Чуковских.

Во дворе находится библиотека, построенная Корнеем Чуковским на собственные средства для детей из Переделкино и окрестных сёл. Здание было утеряно в 1943 году во время боевых действий Великой Отечественной войны. После окончания войны его отстроили заново.

Был вчера в Переделкине — впервые за все лето. С невыразимым ужасом увидел, что вся моя библиотека разграблена. От немногих оставшихся книг оторваны переплёты. Корней Чуковский, 1943 год

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Дворцы и усадьбы, 2012.
  2. Маша Шаталина. Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкино. Kvartblog. Дата обращения 15 декабря 2018.
  3. Громова, 2014.
  4. 1 2 Дом-музей К. И. Чуковского. Государственный литературный музей. Дата обращения 8 декабря 2018.
  5. Дом-музей К. И. Чуковского. Музей России. Дата обращения 8 декабря 2018.
  6. Дом-музей Чуковского в Переделкино. Тонкости туризма. Дата обращения 8 декабря 2018.
  7. Дом-Музей К. И. Чуковского: назад в детство. Mos-Holidays. Дата обращения 8 декабря 2018.
  8. Дом-музей К. И. Чуковского. Достопримечательности Новой Москвы. Дата обращения 8 декабря 2018.

Литература

  • Громова Н. Скатерть Лидии Либединской. — 2014. — 416 с. — ISBN 978-5-17-079621-2.
  • Дворцы и усадьбы. — Де Агостин, 2012. — С. 1—32. — 32 с.

Виртуальная экскурсия: дом-музей Корнея ЧУКОВСКОГО в Переделкино. Часть I

Музей Корнея ЧУКОВСКОГО не создавался по крупицам через какое-то время после ухода из жизни писателя, а сохраняется в точности таким, каким Чуковский оставил дом 5 октября 1969 года, направляясь в Кунцевскую больницу. В свой дом он уже не вернулся, писатель скончался 28 октября. Дом в Переделкино стал «музеем последнего дня». Корреспондент «Одинцово-ИНФО» побывал здесь и открыл для себя такого знакомого нам с детства писателя с совершенно неожиданной стороны.

Первоначально близкие Корнея Ивановича не думали о музее. Лишь руководимые желанием приходить в его комнаты, чтобы вспоминать о нем, быть ближе к нему, сохранили в неприкосновенности его дом.

«Вдруг оказалось… людей, любящих его книги, желающих углубиться в историю русской культуры, гораздо более, чем мы помышляли… — вспоминала о зарождении музея дочь Чуковского Лидия Корнеевна. — Ни единого объявления в газете или где бы то ни было — но идут, и идут, и идут, приходят пешком, приезжают на поездах, на санаторных автобусах, в частных автомобилях».

Официально музеем дом стал лишь после долгой борьбы общественности за его государственный статус. Сегодня в это трудно поверить, но борьба с партийными бюрократами шла многие годы с переменным успехом. Не единожды судьба дома висела на волоске. За сохранение музея выступали знаменитые люди: ЛИХАЧЕВ, КАПИЦА, КАВЕРИН, ОБРАЗЦОВ, РАЙКИН и другие. В конце концов, разум победил. Отдел Государственного литературного музея — Дом-музей Чуковского открылся в июне 1996 года.

В этом доме Корней Иванович жил с февраля 1938 года по октябрь 1969 года, то есть практически последнюю треть своей долгой, насыщенной событиями жизни.

Наталия Васильевна ПРОДОЛЬНОВА, на лекции которой огромный спрос у педагогов и студентов педагогических вузов, сегодня наш гид.

Наталия ПРОДОЛЬНОВА и гости музея

Когда вы входите в дом, попадаете в переднюю с зеркалом, тумбочкой, вешалкой и шляпой Чуковского. Самая нарядная комната в доме — столовая. Она оформлена по вкусу жены Чуковского — Марии Борисовны. Дополняют интерьер бронзовая люстра, картины РЕПИНА и КОРОВИНА, рисунки ГРИГОРЬЕВА.

Стены выкрашены в темно-синий цвет, который очень гармонично подчеркивает красоту мебельного гарнитура из карельской березы.

На столе стоит хрустальный кувшин и таз для умывания — это подарки Сергея МИХАЛКОВА и Агнии БАРТО.

Из столовой можно попасть в угловую комнату, где жила дочь — Лидия Корнеевна. На детях Чуковского «природа не отдохнула»: и Лидия, и сын Николай были талантливыми писателями.

Другая комната первого этажа — комната с эркером, у нее особая история. В ней в разное время жили сын Николай, потом внук Дмитрий с женой. Позже гостил и провел последнюю перед высылкой зиму Александр СОЛЖЕНИЦЫН.

Сейчас это место, где проводятся выставки, читаются лекции посетителям музея.

Например, здесь выставлены издания книги «От двух до пяти», которую очень уважают японские ученые и педагоги и считают одним из лучших исследований детской психологии. Последняя глава книги называется «Заповеди для детских поэтов», им Чуковский и следовал. Здесь же выставлено 15-титомное собрание сочинений Чуковского, изданное в 2008 году.

Наш гид Наталья Продольнова предлагает тестовый вопрос: какой объем в собрании сочинений писателя занимают его всем нам хорошо известные с детства стихи и сказки? Предлагаем и вам, прежде, чем прочитать правильную версию, дать свой вариант ответа…

Наверно, так же как и мы, вы набросите пару-тройку лишних томов. На самом деле — это всего лишь половина первого тома. Вот что значит неслыханная популярность с детства и с детства же врезавшиеся навсегда в память ритмичные строчки:

«Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…»

Чуковский сочинял для детей 2-3-х летнего возраста. Кроме него практически никто для таких малюток не писал. Стихи МАРШАКА, например, предназначены для детей уже постарше — от 5 лет. Кстати, в рассказе о санатории «Барвиха» мы упомянули о некоторой сдержанности в отношениях между Чуковским и Маршаком. Наталья Васильевна возразила, что негативность этих отношений сильно преувеличена. «Они оба ценили друг в друге талант и индивидуальность. Резкости в отношениях не позволяли».

Вернемся к феномену детских стихов Чуковского. Каждая строка, каждая рифма у него выверена. У Корнея Ивановича был безукоризненный литературный вкус, воспитанный на русской и английской классической поэзии. Каждый стихотворный кусочек тщательно отточен, ритмичен. Поэтому его стихи так легко запоминаются. Каждые две строки могут существовать как отдельное законченное произведение, в них заключена целая самостоятельная картинка, яркий образ, без труда остающийся в памяти ребенка.

Очень существенная роль отведена глаголу. Глагол — это действие, а действие западает в память. Чуковский был против тяжеловесности в литературе для детей. Использовал традиции, свойственные сказкам, например, присутствие элемента страха, но в результате все оканчивается хорошо. И дети это знают — поэт не обманывает их ожиданий. Полностью отсутствует в его стихах нравоучение. Многие стихи Чуковский писал специально для своей особенно любимой дочки — Мурочки. Она умерла в 11 лет от туберкулеза. Это одна из самых тяжелых трагедий семьи Чуковских.

Что же занимает оставшийся объем 15-титомника? Это литературоведческие статьи, воспоминания о ЧЕХОВЕ, БЛОКЕ, АХМАТОВОЙ, КОНИ, ГУМИЛЕВЕ, БРЮСОВЕ, МАНДЕЛЬШТАМЕ, ПАСТЕРНАКЕ, мемуары, статьи о переводах (Чуковский активно занимался переводами, среди них «Том Сойер» Марка ТВЕНА, «Робинзон Крузо» Даниэля ДЕФО, сказки КИПЛИНГА и УАЙЛЬДА, новеллы О. ГЕНРИ). Как видим, Чуковский был вовсе не исключительно детским писателем, а серьезным исследователем литературы, за что ему и было присвоено звание почетного доктора литературы Оксфордского университета. До Чуковского из русских писателей такой чести удостаивались ЖУКОВСКИЙ и ТУРГЕНЕВ, а после — Ахматова.

На самом видном месте выставочного зала на первом этаже книга «Мастерство НЕКРАСОВА», за которую Корней Чуковский был награжден в 1962 году Ленинской премией. Именно Чуковский открыл и первым опубликовал многие неизвестные стихи и прозаические произведения Некрасова, написал ряд исследований, посвященных биографии поэта. Некрасовым Чуковский был увлечен серьезно и на всю жизнь.

Другая любовь для Чуковского — Александр БЛОК. Они были знакомы лично, встречались, общались. Блок для Чуковского был очень притягателен и дорог. Но сам поэт долго относился к Корнею Ивановичу весьма сдержанно, только к концу жизни стал воспринимать его как душевно близкого человека. О Блоке Чуковский написал одну из самых первых и лучших своих книг «Книга об Александре Блоке».

Все, что мы вам рассказали, открыло для нас Чуковского с совершенно другой незнакомой стороны. Первую искусствоведческую статью он опубликовал еще в 1901 году, за свою долгую жизнь видел «многое и многих». Ему посчастливилось быть последним корреспондентом Льва Николаевича ТОЛСТОГО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *