Донской монастырь история

Содержание

Церковь Михаила Архангела. Усыпальница Голицыных

Первый храм на месте нынешней Архангельской церкви возник ещё в XVIII веке. Был он больничным и посвящённым святому Евфимию Великому. К началу XIX столетия церковь пришла в ветхость, так что встал вопрос, что и братии находиться в примыкающем к ней лазарете опасно. Тогда деньги на его перестройку пожертвовала Анна Александровна Голицына с двумя условиями: церковь переосвятят в честь небесного покровителя её почившего супруга, и впредь она станет семейной усыпальницей.

Сейчас Архангельский храм используется как братский; для простых прихожан он закрыт. Но несколько лет назад, пока шёл ремонт в Большом соборе, ранние воскресные литургии служили именно здесь, и попутно на храм можно было полюбоваться. А посмотреть в нём есть на что.

Во-первых, здесь много надгробий. Надо сказать, Голицыны, да и не только они, нередко не ограничивались установкой в память о почившем простой плиты в полу. Иногда на могилу заказывался горельеф или целая скульптурная композиция.

Удивительно, но мраморные хрупкие памятники относительно благополучно пережили времена советского разорения. Ещё более удивительно, но при всей в целом нехарактерности скульптуры для православных храмов, здесь они никого не смущают. Единственная деталь – мастера XIX века знали, для какого интерьера предназначались статуи, поэтому выполнили их в основном не в греческой, а в римской традиции. Так что все печальные матроны здесь довольно плотно задрапированы. Так и застыли, почти не обращая внимания на происходящее вокруг.

Ещё один – поучительный – момент заключается в том, кто же именно здесь похоронен. Как-то после службы, когда народ из храма разошёлся и полы были хорошо видны, я внимательно рассмотрела цифры, обозначающие годы жизни. Современники Петра (до перестройки евфимиевский храм был усыпальницей Дурново) соседствовали здесь с «золотым веком Екатерины», современники войны 1812 года – с поколением, на которое «печально» взирал Михаил Юрьевич Лермонтов; ближе к выходу начинался серебряный век. В то, что при жизни люди, равно собравшиеся здесь, ссорились и подкалывали друг друга фразами вроде: «А судьи кто?», – верилось как-то с трудом.

Большой Донской собор

Не все знают, но в подклете Большого собора есть ещё один храм – Сретенский.

Сретенский храм. Вид с солеи

Недавно он был восстановлен, теперь ранние воскресные литургии служат и там. Найти вход в это «потайное» место постороннему человеку крайне непросто. Подсказываю – обратите внимание на лестницу, уходящую вниз из левой части соборной галереи.

Внешне Сретенский храм с его белёными стенами кажется ничем не примечательным. Однако в XVIII столетии он был основан как усыпальница грузинских царей. Увы, пожертвованных грузинской знатью икон в богатых окладах теперь здесь нет, а вот надписи незнакомой вязью можно найти до сих пор – даже несмотря на годы, которые в храме жительствовал музей.

Входим в верхний храм. Перешагивая порог, обратите внимание на полы – других таких нет нигде. Чугунные плиты с изображением знака солнца появились в соборе ещё в XVIII столетии. Пару лет назад их подняли и перебрали, снабдив системой отопления (печная, устроенная в храме изначально, восстановлению, к сожалению, не подлежала) – так что пол здесь теперь тёплый.

Посмотрите на росписи. Сюжетные картины, расположенные по стенам в несколько ярусов, иллюстрируют отдельные фрагменты Писания (каждая из них тщательно подписана соответствующей цитатой). Есть сведения, что программа росписи собора была составлена Василием Ивановичем Баженовым. Но среди запечатлённых сюжетов почему-то преобладает Ветхий Завет.

Долгое время я вообще была убеждена, что евангельских сцен в росписях собора нет, пока однажды случайно не увидела их…на западной стене.

Но, конечно же, главное украшение собора – это семиярусный барочный резной иконостас, над которым в своё время трудились мастера Посольского приказа и Оружейной палаты.

Честно говоря, стиль живописи, в которой выполнены большинство здешних икон, требует некоторой привычки. Это не аскетичное и отчасти условное «греческое письмо» Древней Руси, и не реалистичный позднейший классицизм, а самое настоящее барокко!

Видно, что мастера иногда ещё не слишком уверенно чувствуют себя, изображая человеческие фигуры – их ощутимую телесность и не всегда верные пропорции. Иногда заметно, что лики писал мастер, тогда как детали явно доделывали подмастерья.

Троица

Но зато как передано буйство красок, пышная фактура парчовых облачений (особенно это видно в иконах местного чина). Гирлянды фруктов иногда словно бы перетекают с резных деревянных колонн прямо на иконные доски.

Впрочем, чем выше, тем строже становится иконостас. Тем более что венчает его совершенно необычный ряд – Пассия. Такое бывает в барочных храмах.

Увы, верхние ряды здешнего высокого иконостаса не слишком хорошо видно зимой, а потому, пока не наступило тёмное время года – зайдите в Большой собор Донского монастыря и присмотритесь, вот они, эти сюжеты: Христос и стража, Христос у первосвященников, Христос на суде Пилата.

Тем более иконостас недавно отреставрировали, и он теперь виден во всей яркости красок.

Фото: Пресс-служба Донского мужского монастыря

Донской монастырь это ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, который находится в Москве. Монастырь основан в 1591 году царём Фёдором Ивановичем на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо. Монастырь известен своими храмами XVI-XIX века и старинным некрополем. О некрополе Донского монастыря будет во второй части, а в первой части история монастыря и фото-экскурсия по монастырю.
Продолжение: Часть 2 — Некрополь Донского монастыря
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 12.2013г.


Донской монастырь был основан богомольным царём Фёдором Ивановичем к югу от Москвы. История обители началась с постройки миниатюрного одноглавного собора Донской Божией Матери (1591—1593 гг.), ныне именуемого Старым, или Малым.
В Смутное время малобратная обитель была разорена польскими войсками и долгое время продолжала пребывать в запустении. По возобновлении царями Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь оказался на пути «царского богомолья». Через него проходили крестные ходы к Саввино-Сторожевскому монастырю.
В конце XVII века на средства царевны Екатерины Алексеевны была предпринята масштабная реконструкция монастыря. В 1698 году был освящён гораздо более крупный по размерам величественный храм, также посвященный Донской иконе (Большой собор).
Весь XVIII век монастырь интенсивно развивался. В течение этого века формируется величественный комплекс монастыря, каким его можно увидеть и в наши дни. Строится Тихвинская надвратная церковь (1713—1714) и колокольня над западными воротами (окончена в 1753 году). В 1745—1750 годах были возведены архимандритские покои. Также возводится здание духовной семинарии, конюшни, и прочие вспомогательные сооружения. В 1780-е гг. стены Большого собора были расписаны фресками итальянца Клаудио.
В 1812 году монастырь был разграблен французами, после изгнания которых восстановлен.
В 1918 году монастырь был формально закрыт, однако монастырская жизнь продолжалась до конца 1920-х годов.
В 1934 году на территории монастыря был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР. В 1930-е годы на сюда были свезены фрагменты некоторых разрушенных московских храмов: Успения на Покровке, Николы в Столпах, горельефы Храма Христа Спасителя; фрагмент Сухаревой башни, а также часть скульптурного убранства Триумфальной арки, стоявшей на Триумфальной площади.
В 1946 г. возобновлены богослужения в Малом соборе, где варилось (и варится по сей день) миро для нужд РПЦ.
В 1964 году монастырь был превращён в филиал Музея архитектуры им. Щусева.
В 1991 году монастырь был передан Московскому Патриархату, а 18 августа был вновь освящён Большой собор.
(история монастыря взята с википедии)
Теперь, узнав историю Донского монастыря, начнем нашу фото-экскурсию.
1. Схема Донского монастыря. Для лучшего понимания на схеме обозначен маршрут фото-экскурсии. Север слева

2. Восточная стена Донского монастыря и круглая северо-восточная башня. Стены Донского монастыря с 12 башнями были возведены в 1686—1711 гг. и по стилю схожи со стенами Новодевичьего монастыря

3. Квадратная башня восточной стены

4. она же

5. Круглая северо-восточная башня

6.

7. Северная стена Донского монастыря
8. Квадратная башня северной стены
9. Северная стена. В центре Надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери
10. Северные ворота (1693 г.) Донского монастыря изначально являлись главным входом в обитель. В 1713 — 1714 гг. над воротами была сооружена церковь во имя иконы Тихвинской Божией Матери. Средства на постройку были пожертвованы царицей Прасковьей.
11.
12. Северная стена
13. Северо-западная круглая угловая башня
14. Западная стена
15. Духовная семинария (белое здание) и западные ворота с колокольней и надвратной церковью праведных Захарии и Елисаветы
16.
17. Колокольня и надвратная церковь праведных Захарии и Елисаветы (1730-53 гг.)
18. Западная стена
19. Западная стена и юго-западная угловая башня
20. Вывеска у западного входа в Донской монастырь
21. Ворота
22. Роспись западного входа
23.
24. Сразу справа за воротами — часовенка
25. В центре монастыря возвышается Большой («Новый») собор Донской иконы Божией Матери. Собор заложила в 1684 г. царевна Софья, а продолжил строительство Пётр I. Среди вкладчиков монастыря — боярин Артамон Матвеев, воспитатель царя Алексея Михайловича, основатель Московской оружейной палаты — Богдан Матвеевич Хитрово, а также родственники Степана Разина, которые внесли в список людей, за которых следует молиться, Степана и Фрола Разиных, преданных анафеме.
26. Справа от входа в монастырь находится братский корпус
26. Большой («Новый») собор Донской иконы Божией Матери
27. Справа от Большого собора расположен Малый («старый») собор Донской иконы Божией Матери.
Построен в 1591-1593гг. Есть предположение, что его строителем был московский зодчий Федор Конь. По одним свидетельствам, заказчиком собора был царь Федор Иоаннович, по другим – Борис Годунов. Первоначально храм состоял из одного основного бесстолпного объема, почти квадратного в плане, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников – «огненным» завершением. В 1679г. были пристроены шатровая колокольня и двустолпная трапезная «о 12 окнах». В 1748г. был переложен барабан и шлемовидная глава заменена на луковичную. В 1948-1950гг. проводилась реставрация древнего собора. Раз в несколько лет в соборе варят миро для всех русских приходов
28. Водосвятная часовня
29. Больничная церковь Михаила Архангела (усыпальница кн. Голицыных). Построена в 1714-1809 (перестраивалась в 1806-09 гг. — под руководством, вероятно, архитектора И. В. Еготова). До 1990 г. в ней располагалась экспозиция монументальной скульптуры Музея архитектуры, представлявшая работы Ф. Г. Гордеева, И. П. Мартоса, С. С. Пименова и других выдающихся русских и европейских ваятелей.
30. Пролом в стене (если мне не изменяет память — это квадратная башня южной стены)
31. там же
32. Пристройка к больничному корпусу (со строны монастырской стены)
33. Двигаемся дадьше вдоль монастырской стены против часовой стрелки. Малый («старый») собор Донской иконы Божией Матери, за ним виднеется Большой собор
34.
35. Квадратная башня южной стены
36.
37. Круглая угловая юго-восточная башня
38. Квадратная башня восточной стены и угловая юго-восточная башня
39. Здесь, по центру восточной стены Донского монастыря, выставлены горельефы с фасада оригинального храма Христа Спасителя
40. «Девора, призывающая народ к борьбе с поработителями», скульптор А.В.Логановский
41. «Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар 1380 г.», скульптор А.В.Логановский
42. «Мириам, воспевающая победу своего народа над врагами», скульптор А.В.Логановский

43. «Встреча Давида, победившего Голиафа», скульптор А.В.Логановский
44. «Мельхиседек встречает Авраама с пленёнными им царями», скульптор А.В.Логановский
45. Слева от горельефов ещеодна квадратная башня и круглая северо-восточная башня
46. Оградой огорожено место старого Донского кладбища
47. Церковь Иоанна Лествичника (усыпальница Терещенко) (на переднем плане), церковь Александра Свирского (желтое круглое здание) (1796-1798 гг.) и Большой («Новый») собор Донской иконы Божией Матери на заднем плане
48. Церковь Иоанна Лествичника (усыпальница Терещенко) построена в 1896–1897 гг. на средства генерал-майора И.Ф. Терещенко первоначально как часовня-усыпальница для его семьи, а в 1898 г. переоборудована в церковь
49. Архимандридские покои
50. За основной территорией монастыря хранятся еще горельефы с оригинального храма Христа Спасителя
Продолжение: Часть 2 — Некрополь Донского монастыря
Ещё монастыри:
Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь, Болхов
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, г. Истра
Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород
Спасо-Бородинский женский монастырь
Можайский Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь
Николо-Угрешский монастырь, Дзержинский
Успения Пресвятой Богородицы Шаровкин монастырь, Калужская обл.
Донской монастырь, Москва
Достопримечательности на интерактивной карте…
>Русская Православная Церковь

Донской ставропигиальный мужской монастырь

Дата создания: 1591 г. Описание:

История

Монастырь основан в 1591 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, в том же году был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Возобновлен царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем. Каменные стены и башни были возведены в 1686 г., в 1693 г. был освящен новый собор во имя Донской иконы Божией Матери.

В 1745 г. монастырь был причислен к ставропигиальным. С конца XVII в. монастырь являлся усыпальницей московской знати. На монастырском кладбище, крупнейшем из сохранившихся в Москве, похоронен цвет московского дворянства, многие деятели русской культуры — П.Я. Чаадаев, В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский, О.И. Бове и др., в Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей и царевичей, в Михайловском храме — усыпальница князей Голицыных. В 1914 г. был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к монастырю.

В 1922-1925 гг. в монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон, в 1925 г. в Малом соборе монастыря свт. Тихон был погребен. В 1926 г. монастырь был закрыт. До конца 1920-х гг. в обители продолжалась монастырская жизнь. Затем монастырские помещения были заняты под антирелигиозный музей, под интернат, курсы, молочную ферму. В 1927 г. храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище был перестроен в первый в Москве крематорий (архитектор Д.П. Осипов). В 1929 г. все монастырские храмы были закрыты, с 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры, на территорию обители свозились фрагменты сносимых московских храмов.

Сейчас в монастыре находятся шесть скульптурных фрагментов, снятых со стен взорванного Храма Христа Спасителя, части убранства Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке, свт. Николая «Большой Крест» и др. Богослужение в Малом соборе было возобновлено в 1949 г. После возвращения собора в его трапезной выложена мироварная печь для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В начале ноября 1982 г. Л.И. Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.

Большой собор освящен в августе 1991 г. 19 февраля 1992 г. после пожара в Малом соборе произошло чудесное обретение мощей свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся на северной части солеи.

Богослужение в храме Серафима Саровского на кладбище возобновлено в 1998 г.

При входе в монастырь стоит военная техника — танк «Дмитрий Донской», пушка и БТРы. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих и священнослужителей была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. На броне машин было написано имя одного из величайших русских князей-полководцев — Дмитрия Донского. Уцелевшие машины после войны хранились в музеях Вооруженных сил в Москве, Ленинграде и Туле. В 2003 г. было принято решение передать их в дар Донскому монастырю.

Храмы и часовни

  • Малый (старый) собор Донской иконы Божией Матери с приделами вмч. Феодора Стратилата и прп. Сергия Радонежского (1591-1593 г., архит. предположительно Федор Конь; колокольня и приделы — 1679 г.);
  • Большой собор Донского монастыря (1684-1698 гг., надстроен в сер. XIX в., иконостас 1695-1699 гг.) — летний, в подклете — храм Сретения Господня;
  • храм Михаила Архангела (1714 г., перестроен в 1806-1809 гг., больничный, с усыпальницей Голицыных);
  • храм Тихвинской иконы Божией Матери над южными вратами (1713-1714 гг., архит. предположительно И.П. Зарудный);
  • храм правв. Захарии и Елисаветы над западными вратами, в колокольне (1730-1732 гг., архит. Д. Трезини, затем А.П. Евлашев, при участии Д.В. Ухтомского — 1752-1755 гг.);
  • храм прп. Александра Свирского (1796-1798 гг., усыпальница Зубовых, восстановлен после пожара в 1813 г.);
  • храм прп. Иоанна Лествичника (1898 г., усыпальница Терещенко);
  • храм свт. Иоанна Златоуста (1888-1891 гг., архит. А. Венсан, усыпальница Первушиных) верхний храм; вмц. Екатерины — нижний храм;
  • храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря (1902-1910 гг.; освящ. 1914 г. — архит. З.И. Иванов; ул. Орджоникидзе, 4), приделы Успения Пресвятой Богородицы и равноапостольной Марии Магдалины, Сошествия Святого Духа и Всех святых;
  • часовня-усыпальница Левченко (нач. XX в., архит. И. Клейн);
  • храм свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, и нижний храм бл. кн. Вячеслава Чешского (1998 г.);
  • храм Георгия Победоносца (2000 г.).

Святыни

  • в Малом соборе: чтимые иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение»; Донская икона Божией Матери под сенью; у стен собора — могила келейника свт. Тихона мч. Якова Полозова;
  • в Большом соборе: чудотворная Донская икона Божией Матери; рака с мощами свт. Тихона, Патриарха Всероссийского;
  • в часовне-усыпальнице Левченко — мозаичная икона свт. Николая.

Богослужение

В Малом соборе ежедневно полунощница и часы в 7.00, Литургия в 8.00, в 17.00 вечерня и утреня (в среду с акафистом Донской иконе Божией Матери, в воскресенье с акафистом свт. Тихону); по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 в Малом соборе и в 10.00 в Большом, накануне всенощное бдение — в 17.00. В храме прп. Серафима Саровского по воскресеньям Литургия в 10.00.

Внебогослужебная деятельность

При монастыре действуют воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские, ежедневно открыты иконная и книжная лавки.

Наместники

  • с 1991 г. по 25 декабря 2009 г. — архимандрит Агафодор (Маркевич)
  • с 25 декабря 2009 г. по 26 июля 2012 г. — митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл
  • с 26 июля 2012 г. по 26 февраля 2019 г. — епископ Бронницкий Парамон
  • с 26 февраля 2019 г. — епископ Бронницкий Фома

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 115419, Россия, г. Москва, Донская площадь, 1-3 Телефон: +7 (495) 952 14 81 (канцелярия наместника) Web-сайт: http://donskoi.org E-mail: info@donskoi.org Наместник: Фома, епископ Бронницкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Демчук Вадим Борисович)

История

XVI—XVII века

Донская икона Божией Матери работы Феофан Грека. Государственная Третьяковская галерея, 1390-е годы

Донской монастырь был основан царём Феодором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея. Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви Сергия Радонежского. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий. Название обитель получила в честь Донской иконы Божией Матери, написанной, предположительно, в XIV веке Феофаном Греком. По преданию, этим образом преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву.

Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Божией Матери, называемый Старым или Малым. Его выполнили, предположительно, по проекту архитектора Фёдора Коня. Это был одноглавый храм с алтарными апсидами, который завершался трёхступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды. Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате. Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений.

В Смутное время Малый собор был разграблен, историк Иван Забелин писал об этом времени:

Вскоре после смерти царя Фёдора Иоанновича наступило Смутное время нашей истории, время самозванства и междоцарствования, бедственное для всего государства и, особенно, для Москвы. Тогда престольная почти вся была сожжена и разорена поляками, так что современники очень справедливо обзывали это время — Московскою разрухою. Не избежал злого бедствия и новоучреждённый монастырь, который подвергся общей участи разрушения и опустошения. Так как он был собственно государевым строением, то в это безгосударственное время некому было о нём помнить; он был забыт и оставлен на попечение своей скудной братии.

С восхождением на царствование Михаила Фёдоровича обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году её приписали к Андреевскому монастырю. В 1673-м к Малому собору пристроили трапезную часть. Через пять лет, в память о победе над турками под Чигирином, были возведены два придела, увенчанные луковичными главами: южный — в честь преподобного Сергия Радонежского, северный — в память великомученика Фёдора Стратилата. В 1679 году храм расписали изографы Леонтий Чулков и Фёдор Евтиев. В 1683-м к Донскому монастырю были приписаны Шаровкин Успенский и Жиздринский Троицкий монастыри, а также Тихонова пустынь. В 1687-м в обители восстановили игуменство и изначальную самостоятельность.

Строительство Большого собора началось в 1684 году. В 1686-м он был возведён до глав, но затем работы приостановились из-за Крымского похода и истощения монастырской казны. Второй этап стройки начался через два года и был закончен к 1698-му. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон света. Резной семиярусный иконостас «фряжского письма» и иконы создавали резчики и иконописцы Оружейной палаты и Посольского приказа — Карп Золотарёв, Григорий Махотня, Родион Спиридонов, Андрей Михайлов и другие.

XVIII—XIX века

Донской монастырь в 1883 году Монастырская ограда, 2013 годТихвинская церковь над северными воротами, 2013 год

В течение XVIII века сформировался величественный комплекс монастыря. С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. В 1714-м над северными вратами обители построили церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году и велось под наблюдением трёх русских зодчих: с 1730 по 1733 год — Пьетро Антонио Трезини, в 1749-м — Дмитрия Ухтомского, достраивал колокольню архитектор Алексей Евлашев в 1750—1753 годах. После окончания работ на неё подняли колокола и установили часы. Через два года по прошению графини Софьи Головиной в ней освятили церковь во имя Захария и Елизаветы. Её устроили в четверике, а в восьмерике были созданы сквозные арки для колоколов. Во втором ярусе находился престол церкви Сергия.

В 1758—1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий. В 1771-м во время Чумного бунта в монастыре погиб архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). Опасаясь эпидемии, он приказал убрать от Варварских ворот Китай-города Боголюбскую икону Божией Матери, что привело толпу в ярость, и скрывшегося в монастыре архиепископа убили. Его погребли в Старом Донском соборе.

В 1782—1785 годах итальянский художник Антон Клаудо расписал стены Большого собора евангельскими и библейскими сюжетами. В конце XVIII века внешний облик храма был изменён: надстроили основной объём четверика, скрыли ряды кокошников, кровля получила четырёхскатное завершение. Под шатровой колокольней и в трапезной части основного объёма и приделов были созданы места для погребения настоятелей.

Во время вторжении французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора.

В 1834 году начало работу духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию. В монастыре находилась также иконописная палата имени Н. Д. Селезнёва для обучения живописи и исполнения работ по заказам.

XX век

В 1914 году на территории Нового Донского кладбища монастыря освятили храм во имя преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской. В 1927-м его преобразовали в крематорий.

После Октябрьской революции, в 1918 году, в связи с изменением государственного строя Донской монастырь, как и многие другие религиозные учреждения, закрыли. С 1922-го в бывших казначейских покоях у северных врат монастыря содержался под арестом Патриарх Московский и всея Руси Тихон. В декабре 1924 года на него было совершено покушение, во время которого убили его келейника Якова Полозова. Тихон скончался через год, 25 марта, в клинике Бакуниных на Остоженке и был погребён в Малом соборе. Вскоре после ареста Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра, в 1925 году, в монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория состоялось совещание десятерых архиереев, образовавшее «Временный высший церковный совет», что положило начало григорианскому расколу.

К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929-м музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. Ценные документы XVIII—XIX веков из архива монастыря были перемещены в государственные архивы — в Российский государственный архив древних актов и Центральный исторический архив Москвы.

В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. В него свезли детали, скульптурные фрагменты многих сносимых сооружений, в том числе храма Христа Спасителя, Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке. В церкви Архангела Михаила, в которой находилась усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры. В 1936-м в обитель привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Белорусского вокзала. Их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967-м.

С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе. Во время хрущевских гонений храм было предложено закрыть, однако митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену удалось его сохранить, объединив с храмом Ризположения на Донской. После этого он стал действовать по праздникам и в дни Великого поста.

Современность

Бронетехника, установленная за входными вратами в 1990-х годах, 2008 год

30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы Русской православной церкви. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. Первым наместником назначили архимандрита Агафодора (Маркевича). В том же году в честь 400-летия монастыря в нём состоялся крестный ход во главе с патриархом Алексием II. В феврале 1992-го во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с мощами патриарха Тихона. Его причислили к лику святых, а останки перенесли в раку в Большой собор. В 1998-м возобновили богослужение в храме Серафима Саровского.

В 1990-х годах, по мнению исследователей, исторически сложившийся облик обители был искажён поставленной сразу за входными вратами бронетехникой, уцелевшей в Великой Отечественной войне, и новыми постройками. В конце 1990-х — начале 2000-х годов при наместнике Агафодоре интерьер трапезной Малого собора расписал художник Алексей Россаль-Воронов. За эти росписи художник был удостоен патриаршей награды — медали преподобного Сергия Радонежского.

В 2014—2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объёмов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Фасады окрасили в цвет, обнаруженный при натурном обследовании, воссоздали растёсанные окна XVI века.

  • Горельефы снесённого храма Христа Спасителя, 2011
  • Мелхиседек встречает Авраама с пленёнными им царями. Скульптор Александр Логановский

  • Встреча Давида, победившего Голиафа. Скульптор Александр Логановский

  • Воин Георгий. Скульптор Николай Рамазанов

  • Мириам, воспевающая победу своего народа над врагами. Скульптор Александр Логановский

  • Девора, призывающая народ к борьбе с поработителями. Скульптор Александр Логановский

Архитектурный ансамбль

Малый собор, 2011 год Большой собор, 2008 год Храм праведников Захарии и Елисаветы, 2009 год Храм Иоанна Лествичника, 2010 год Церковь Иоанна Златоуста, 2011 год

Малый собор Донской иконы Божией Матери

Древнейший храм-памятник русскому воинству в монастыре, возведённый в формах московской архитектуры XVI века. В первоначальном виде в плане он был почти квадратным, с тремя округлыми апсидами. Его объём завершался тремя ярусами кокошников, световым барабаном и шлемовидным куполом. Позднее к собору, по распоряжению царя Фёдора Алексеевича, пристроили с севера и юга два придела — великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергия. В том же году с запада возвели трапезную, в 1679-м была сооружена шатровая колокольня, а шлемовидный купол заменили существующей главой. В конце XVII века собор и приделы расписывали мастера Оружейной палаты живописцы Леонтий Чулков и Фёдор Евтиев. Под храмом находятся ряд захоронений, среди них — чугунная плита над прахом фельдмаршала Николая Репнина. Основной объём постройки перекрыт трёхступенчатой пирамидой кокошников, завершающейся куполом на стройном барабане. Реставрационные работы, проведённые в 1950—1952 годах по проекту искусствоведа Николая Соболева, вернули храму первоначальные формы обрамления порталов и окон.

Большой собор Донского монастыря

Является архитектурной доминантой монастыря. Был возведён в 1698 году и освящён митрополитом Сарским и Подонским Тихоном (Воиновым). Под алтарём собора в 1712-м имеретинским царём Арчилом был создан придельный храм Сретения Господня — усыпальница царей Имеретинских, царевичей и князей грузинских Дадианов и Багратионов. В 1748 году по чертежу Василия Обухова к собору с юга пристроили двухэтажную ризницу с характерными для того времени барочными наличникам. В 1752-м на вклады купца Кузьмы Замятина в храме были устроены чугунные полы из литых плит с шаблонным орнаментом, которые сохранились до настоящего времени.

Собор лепестковой формы венчают вызолоченные пять глав — большая в центре и четыре вокруг, ориентированные по сторонам света. Основной объём окружён широкой двухъярусной арочной галереей. К ней с запада, севера и юга примыкают три лестничные паперти, выстроенные на сводах, опирающихся на двойные столбы в арках.

Восьмиярусный иконостас Большого собора был создан в несколько этапов. В 1695 году Карп Золотарёв создал два нижних ряда, через год Абросим Андреев и Григорий Алексеев воздвигли «апостольский» ярус с резными декорами. В 1699-м иконостас был завершён этими же мастерами. Бо́льшая часть икон относится к XVII веку, за исключением Донской иконы Богоматери — конца XV столетия.

Освящён 18 августа 1991 года.

Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери

Главный вход в церковь расположен напротив Большого собора, с северной стороны ограды. По мнению историка Игоря Грабаря, её архитектором был Иван Зарудный. Выполненная в стиле московское барокко, она имеет звёздообразный план и четыре яруса. Верхний уровень отделён от внутреннего пространства сводами с открытыми арками и предназначен для звонницы. В этом храме было разрешено молиться патриарху Тихону во время заточения. Около паперти сохранилась чугунная кованая решётка начала XVIII века. Иконостас поставлен в 1782 году на средства Аграфены Татищевой.

Храм праведников Захарии и Елисаветы

Первое упоминание об устройстве колокольни относится к марту 1730 года, когда настоятель монастыря архимандрит Илларион (Рогалевский) обратился к императрице Анне Иоанновне с прошением выделить средств на строительство. К 1753-му были завершены основные работы по отделке проездных ворот, собора и колокольни. В 1755 году в нижнем ярусе колокольни освятили храм во имя праведных Захария и Елизаветы. После разорения монастыря французскими войсками в 1812 году он был упразднён, а в его помещении расположился архив монастыря.

В 1980-е годы Музеем архитектуры была проведена комплексная реставрация западных ворот с церковью-колокольней. Фасады здания получили первоначальный барочный облик XVIII века. В середине 1990-х храм восстановили. Тогда же в проездной арке ворот художница Н. П. Ермакова выполнила росписи с сюжетами из истории монастыря.

Храм преподобного Александра Свирского

Возведён в 1786—1789 годах в честь небесного покровителя графа Николая Зубова. Выполнен в стиле классицизм, фасады украшают пилястры. К 1950-му интерьер был полностью утрачен, его восстановили 1996 году, заново расписав и установив новый иконостас.

Храм преподобного Иоанна Лествичника

Построен в 1898 году в стиле русский историзм на средства генерал-майора И. Ф. Терещенко. Первоначально это была часовня-усыпальница для его семьи, позже переоборудованная в церковь. С западной части к храму примыкает закрытое крыльцо-паперть. Стены украшены декоративными орнаментами из формового кирпича и лепными деталями. Фасады были отреставрированы в 1989-м, через год восстановили росписи интерьера. В середине 1990-х годов в храме установили новый иконостас.

Церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины

Выполнена в византийском стиле по проекту Альфонса Венсана в 1888—1891 годах на средства Е. А. Первушиной, в память мужа Ивана Андреевича, как родовая усыпальница. Возведение храма происходило под руководством архитекторов Владимира Шера, В. П. Гаврилина и М. П. Иванова. В нижнем ярусе в 1897-м освящена придельная церковь великомученицы Екатерины. В 1980-е годы внутри размещались фототека и фонды Музея архитектуры.

Храм преподобного Серафима Саровского и Анны Кашинской

Построен по проекту Зиновия Иванова в 1904 году на Новом кладбище с тремя престолами и звонницей над западным входом. В 1927-м был переделан в крематорий под руководством Дмитрия Осипова.

Храм Георгия Победоносца

Построен в 2000 году, расписан в 2001-м в технике сухой фрески. Представляет собой восьмерик, декорированный плоскими пилястрами. Увенчан округлой крышей и ярусом колокольного звона.

Церковь святителя Тихона, патриарха Всероссийского

Была основана в 1997 году по благословению патриарха Алексия II. Выполнена из кирпича, покрыта кровлей на восемь скатов. Храм увенчан луковичной главой на высоком барабане, декорированном в нижней части кокошниками. Интерьер расписан в 1998-м художницей Н. П. Ермаковой. В цокольной части находится крипта с приделом в честь благоверного князя Вячеслава Чешского.

Церковь Михаила Архангела

Построена на средства княгини Анны Голицыной в 1806—1809 годах на месте обветшавшей церкви во имя Евфимия Великого, возведённой в 1714-м. Выполнена в стиле русский ампир по проекту Ивана Евготова и представляет собой кубический объём, увенчанный главой на широком барабане. С запада прежнего храма была больница, обращённая при перестройке в трапезную. В 1894 году по проекту архитектора М. П. Иванова к храму пристроили каменные тамбуры для входа в усыпальницу с северного и южного фасадов. В ней похоронены участники Отечественной войны 1812-го — князья Дмитрий и Николай Голицыны, Алексей Щербатов. В 1990-х годах была проведена реставрация: раскрыли росписи, в центральном барабане восстановили изображение Христа Пантократора, в простенках окон — изображения ангелов, а на парусах — образы евангелистов.

Церковь в честь князя Александра Невского возведена в 2006 году на месте бывших монастырских огородов. Венчается барабаном и луковичной главой.
Часовня-усыпальница Левченко построена в начале XX века в неорусском стиле по проекту архитектора Романа Клейна.

  • Иконостас Большого собора, 2010 год

  • Иконостас церкви Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины, 1890 год

  • Храм Святителя Тихона, 2010 год

  • Храм Михаила Архангела, 2010 год

  • Мозаичная икона Спасителя у входа в Донской монастырь, 2010 год

Некрополь

Похороны Александра Солженицына, 2008 год Основная статья: Некрополь Донского монастыря

Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нём похоронены писатели, поэты, архитекторы, учёные: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Пётр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели. Уникальным надгробием барочного типа является саркофаг генерал-поручика Александра Брюса. Образцом надгробия позднего классицизма является памятник на могиле княжны Анны Петровны Кожуховой — «Скорбящий гений», выполненный из меди скульптором Иваном Мартосом.

К началу XX века монастырский некрополь был переполнен. Московские власти приняли решение отвести территорию к югу от монастыря под Новое Донское кладбище, захоронения на котором продолжались на протяжении почти всего XX столетия. На старом кладбище новые захоронения разрешены лишь в порядке исключения.

В 2000-х годах в монастырском некрополе был перезахоронен прах выдающихся деятелей белой эмиграции: Ивана Шмелёва, Антона Деникина, Ивана Ильина, Владимира Каппеля. В 2008-м за алтарём храма Иоанна Лествичника похоронили писателя и общественного деятеля Александра Солженицына.

  • Грузинские царские могилы, 1913 год

  • Могила Авдотьи Семеновны Бове, 2013 год

  • Надгробие Матвея Дмитриева-Мамонова, 2013 год

  • Могила Платона Голубкова, 2013 год

  • Могила Василия Иловайского, 2013 год

Служители монастыря

Список настоятелей Архимандриты

  • архимандрит Антоний (Одинович) (7 июля 1689—1705)
  • архимандрит Лаврентий Грузинец (1705—1720)
  • архимандрит Иоаким (Струков) (24 декабря 1721 — 4 июня 1727)
  • архимандрит Иларион (Рогалевский) (24 октября 1728—1732)
  • архимандрит Порфирий (Крайский) (12 мая 1747 — 30 мая 1748)
  • архимандрит Иоанн (Козлович) (8 мая 1748—1753)
  • архимандрит Варлаам (Лещевский) (ум. в 1774)
  • архимандрит Феофилакт (Горский) (1774 — 18 сентября 1776)
  • архимандрит Аввакум (Миланкович) (1779 — 1 марта 1792)
  • архимандрит Иакинф (Карпинский) (1795—1797)
  • архимандрит Евлампий (Введенский) (1798—1801)
  • архимандрит Виктор (Антонский-Прокопович) (1801—1809)
  • архимандрит Иоанн (Терликов) (15 февраля 1810 — 12 августа 1814)
  • архимандрит Симеон (Крылов-Платонов) (12 августа 1814 — 27 февраля 1816)
  • архимандрит Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (7 марта 1816 — 15 июля 1817)
  • архимандрит Евгений (Казанцев) (1817—1818)
  • архимандрит Парфений (Чертков) (17 июня 1819 — 21 августа 1821)
  • архиепископ Дионисий (Цветаев) (21 июля 1821—1823)
  • архимандрит Афанасий (Петриев) (1823—1832)
  • архимандрит Феофан (Александров) (14 ноября 1832 — 6 июля 1850)
  • архимандрит Симеон (Авдуловский) (1848 — 21 февраля 1852)
  • архиепископ Евгений (Казанцев) (1854 — 27 июля 1871)
  • архимандрит Исидор (Борисов) (1899 — 19 октября 1890)
  • епископ Григорий (Полетаев) (17 декабря 1900 — 8 июня 1906)
  • Иннокентий (Ястребов) (1915—1917)
  • Никон (Пурлевский) (1918—1920)
  • архимандрит Алексий (Палицын) (1922—1924)

Наместники

  • архимандрит Агафодор (Маркевич) (1991 — 25 декабря 2009)
  • епископ Кирилл (Покровский) (25 декабря 2009 — 26 июля 2012)
  • епископ Парамон (Голубка) (26 июля 2012 — 26 февраля 2019)
  • епископ Фома (Демчук) (с 26 февраля 2019 года)

Примечания

  1. 1 2 Погосбекян, 1988, с. 5.
  2. 1 2 3 Донской монастырь. Православие.ru. Проверено 19 июля 2018.
  3. Вострышев, 2012.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Мудрова, 2010.
  5. 1 2 Донской монастырь. Узнай Москву. Проверено 19 июля 2018.
  6. Каршилов, 2012, с. 23.
  7. Никон, 2014, с. 4—5.
  8. Владимирова, 2012, с. 25.
  9. Каршилов, 2012, с. 46.
  10. 1 2 Паламарчук, 1992, с. 244—251.
  11. Кириллова, 2008.
  12. Погосбекян, 1988, с. 8.
  13. Никон, 2014, с. 6.
  14. Кириллова, 2016, с. 35—50.
  15. Каршилов, 2012, с. 31.
  16. Донской монастырь. Moscow.org. Проверено 19 июля 2018.
  17. Каршилов, 2012, с. 32.
  18. Архивные материалы о приходе и общине Сретенского монастыря в 1925 году. Православие.ru. Проверено 19 июля 2018.
  19. Постернак, 2005, с. 114—132.
  20. Владимирова, 2012, с. 26.
  21. Домбровский, 2007, с. 10.
  22. https://monasterium.ru/publikatsii/stati/obitel-krepost-nekropol-muzey/
  23. Каршилов, 2012, с. 85.
  24. Домбровский, 2007, с. 11.
  25. 1 2 Донской ставропигиальный мужской монастырь. Patriarchia.ru. Проверено 19 июля 2018.
  26. Обитель строгого режима. Донской монастырь перестает быть общенародным достоянием. Независимая газета (18 августа 2004). Проверено 29 июля 2018. Архивировано 4 июня 2012 года.
  27. Исторический очерк, 1997, с. 15—16.
  28. Паламарчук, 1992, с. 251—253.
  29. Погосбекян, 1988, с. 6.
  30. Каршилов, 2012, с. 43.
  31. Домбровский, 2007, с. 87.
  32. Божутина Т. Д. Сретенский храм Донского монастыря и формирование некрополя грузинских деятелей в Донском монастыре // Россия — Грузия. Диалог культур: Сб. ст. по мат-лам конф. 2013 года и науч. чтений 2014 года, посв. памяти Давида Ильича Арсенишвили. — М.: Музей им. Андрея Рублева, 2015. — (Труды ЦМиАР; т. XI). — С. 143—146. — ISBN 978-5-906538-03-1.
  33. Никон, 2014, с. 8—10.
  34. Каршилов, 2012, с. 47.
  35. Паламарчук, 1992, с. 253—255.
  36. Домбровский, 2007, с. 21.
  37. Погосбекян, 1988, с. 7.
  38. Сорок Сороков АО «Книга и бизнес», 1992
  39. Погосбекян, 1988, с. 9.
  40. Никон, 2014, с. 15.
  41. 1 2 Никон, 2014, с. 16.
  42. Никон, 2014, с. 19.
  43. Никон, 2014, с. 20.
  44. Паламарчук, 1992, с. 257—260.
  45. Никон, 2014, с. 21.
  46. 1 2 Паламарчук, 1992, с. 257—261.
  47. Никон, 2014, с. 23.
  48. Никон, 2014, с. 22.
  49. Домбровский, 2007, с. 15.
  50. Никон, 2014, с. 18—19.
  51. Никон, 2014, с. 24.
  52. Погосбекян, 1988, с. 12—13.
  53. Церемония перезахоронения праха генерала Деникина и философа Ильина. Patriarchia.ru (3 октября 2005). Проверено 29 июля 2018.
  54. На могиле генерала Каппеля в Донском монастыре установлен крест. Patriarchia.ru (2007-09-0). Проверено 29 июля 2018.
  55. Александр Солженицын похоронен на кладбище Донского монастыря. Православие.ru. Проверено 6 августа 2008.
  56. Исидор (Борисов) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

Литература

Донской монастырь на Викискладе

  • Аренкова Ю., Мехова Г. Донской монастырь. — М.: Искусство, 1970. — 160 с.
  • Артюшенко М. Московский Донской монастырь в Отечественную войну 1812 г. // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». — 2016. — С. 35—50.
  • Владимирова Е. Великие храмы России. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7.
  • Вострышев М. Москва православная. Все храмы и часовни. — М.: Алгоритм, 2012. — 544 с. — ISBN 978-5-4438-0072-1.
  • Домбровский И. Некрополь Донского монастыря. — М.: Минувшее, 2007. — 266 с.
  • Донской монастырь: исторический очерк. — М.: Авиаиздат, 1997. — 20 с.
  • Каршилов Е. Донской монастырь. — М.: Донской ставропигиальный мужской монастырь УКИНО «Духовное преображение», 2012. — 94 с.
  • Кириллова Г. Сторож-монастырь и его тайны // Московская перспектива. — 2008. — № 62.
  • Мудрова И. Великие монастыри. 100 святынь православия. — М.: Центрполиграф, 2010. — 400 с. — ISBN 978-5-227-02076-5.
  • Никон (Головко), Божутина Т., Стародубцев О. Донской ставропигиальный мужской монастырь. Донской ставропигиальный мужской монастырь: путеводитель. — М.: Донской ставропигиальный мужской монастырь, 2014. — 32 с.
  • Погосбекян М. Донской монастырь: (Метод. рекомендации к экскурсии). — М., 1988. — 29 с.
  • Постернак О. Музейная деятельность на территории Донского монастыря в 1920-1930-е годы // Вест. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2005. — № 4. — С. 114—132.
  • Сорок Сороков. Кремль и монастыри / под ред. П. Паламарчука. — М.: Кром, 1992. — Т. 1. — 415 с.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

Действующие
мужские женские

  • Андроников
  • Крутицкое
  • Никольский (единоверческий)

Недействующие
сохранившиеся частично
сохранившиеся
Несохранившиеся

Инославные
католические старообряческие

Основание монастыря

В 1591 году армия крымского правителя — могущественного Казы-Гирея подошла к самой Москве. Город был готов к обороне, но его жители готовились к худшему. По повелению русского государя Федора Иоанновича вокруг столицы провели многолюдный крестный ход. И царь отправил защитникам города знаменитую икону Донской Богоматери, которая, по легенде, была у Дмитрия Донского во время знаменитого Куликовского сражения.

Потом произошло несколько локальных стычек между русскими ратниками и татарами, однако, решающая битва так и не состоялась. Татарские войска простояли лагерем несколько дней и неожиданно для всех повернули обратно.

Удивительное спасение Москвы вызвало всеобщую радость и ликование. В честь великого чуда русский государь повелел основать новый монастырь. А местом для него была выбрана территория «гуляй-поля», где находилось встречавшая татар передвижная армия. Куликовская битва произошла в церковный праздник Похвалы Богородицы, поэтому новый монастырь сначала посвятили Богоматери.

Вид на башни и стены монастыря с ул. Донская

История обители в XV-XIX веках

В монастыре сразу же построили собор, посвященной иконе, спасшей Москву. Новый каменный храм именовали «трапезным», а после строительства Большого монастырского собора его стали называть «Малым». Исследователи предполагают, что архитектором первого монастырского собора мог быть знаменитый зодчий Федор Конь, благодаря которому выросли стены Белого города.

Читать по теме
Усадьба Люблино – частичка истории древней Москвы

Обитель стояла с юга от столицы, прикрывая стратегически важную Калужскую дорогу. Вместе с другими монастырями она входила в укрепленное кольцо, созданное для обороны города от врагов.

В Смутные времена монастырь разграбили войска поляков, которым руководил гетман Ходкевич. После этого разоренная обитель несколько лет не восстанавливалась и была подчинена московскому Андроникову монастырю.

Возрождение Донского монастыря произошло, благодаря усилиям царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Во время их царствования обитель стала популярной у паломников, и через «богомольное место» проводили крестные ходы, в которых участвовали простые москвичи, знатные бояре и русские государи.

Колокольня монастыря с церковью во имя святых Захарии и Елисаветы

В 1705 году обитель встречала нового настоятеля. Петр I доверил руководство монастырем архимандриту Лаврентию (Габашвиши). Московская обитель стала играть роль культурного центра между Россией и Грузией, и в монастыре погребали потомков грузинских царских и именитых княжеских родов.

В 70-е годы XVIII века в Москве случилась эпидемия чумы, после которой было принято решение больше не хоронить горожан на кладбищах в границах города. С этого времени начал расти монастырский некрополь, и на нем нашли пристанище представители многих известных дворянских фамилий России — Трубецкие, Долгоруковы, Вяземские, Голицыны и Нарышкины.

Как и другие монастыри Москвы, Донская обитель сильно пострадала во время вторжения войск Наполеона. Правда ей повезло. Несмотря на сильные пожары, все монастырские здания остались целыми и их быстро восстановили.

Постепенно монастырь стал одним из значимых духовно-просветительских центров. В 1834 году здесь открыли духовное училище, выпускники которого могли продолжить образование в стенах семинарии. Примечательно, что дети из небогатых семей получали образование бесплатно.

Большой собор Донской Богоматери

Монастырь в XX веке

Православная обитель известна тем, что в ее стенах провел последние годы жизни патриарх Тихон. После революционных событий 1917 года он публично осудил творившиеся зверства и за это был подвергнут преследованиям. Патриарха изолировали от паствы, и он жил в монастыре.

Весной 1925 года опального церковного иерарха похоронили в Малом монастырском соборе. На следующий год обитель закрыли. На ее территории создали антирелигиозный музей. Потом здесь открыли интернат, а после него — фабрику и молочную ферму.

С 1935 года на монастырской территории заработал музей архитектуры. Для него из разных концов города стали привозить фрагменты старинных построек, подлежащих уничтожению. Так в бывшую обитель попали горельефы разрушенного Храма Христа Спасителя, древние надгробия с разрытых кладбищ и резные наличники, снятые с Сухаревской башни.

Малый собор Донской Богоматери

Через несколько лет после Великой Отечественной войны церкви вернули Малый собор, но саму обитель восстанавливать не стали. Вопрос о возрождении монастырской жизни был поднят в 1982 году, но несколько лет обсуждений не привели ни к какому результату. Лишь в 1990 году монастырские здания стали собственностью церкви. После этого здесь начались масштабные реставрационные работы.

Что можно увидеть в монастыре

Посетители попадают в обитель через ворота высокой колокольни, в которой находится храм Захарии и Елизаветы. При входе на стенах можно увидеть несколько живописных житийных икон.

Самым старым из сохранившихся храмов считается Малый собор. Новый или Большой монастырский собор появился в конце XVII столетия. Это было время когда в монастыре велось масштабное каменное строительство. Тогда же вокруг обители возвели мощные стены с ажурными башнями.

Церковь Александра Невского

С конца XIX столетия здесь стоит церковь Иоанна Лествичника. Она была возведена на деньги генерала Терещенко и выполняла роль фамильного склепа. Другой склеп членов семьи Зубовых устроен в церкви Александра Свирского, округлое здание которой похоже на классическую ротонду.

Живописный храм Иоанна Златоуста стал усыпальницей купеческого рода Первушиных. Еще одна церковь, посвященная Тихвинской иконе Божией Матери, завершает северные ворота обители.

Читать по теме
Государственный Литературный музей – судьбы писателей и их книг

Большая часть монастырской территории отведена под некрополь. Он появился в конце XVII столетия и к XIX веку превратился в место, где хоронили родовитых купцов и элиту российского дворянства. На монастырском кладбище лежат близкие родственники поэта А. С. Пушкина.

Здесь находятся могилы знаменитого русского механика Н. Е. Жуковского, историка В. О. Ключевского и известной своей жестокостью помещицы Салтычихи. Среди других могил можно увидеть надгробия российских генералов В. О. Каппеля и А. И. Деникина, философа А. И. Ильина, а также писателей И. С. Шмелева и А. И. Солженицына.

Церковь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *