Доступность образования в России

Содержание

Рекордная доступность высшего образования в России

Существует неправильное мнение, что доступность бесплатного высшего образования упала.
На самом деле доступность бесплатного высшего образования, выросла и выросла значительно. На 40% по сравнению с 2000 годом
Для тех кому лень читать. Сразу финальный график.

Для тех кому читать не лень, продолжим.
Отдельные альтернативно одаренные личности, типа Навального, даже пытаются доказать то что образование стало менее доступным.
И вот после встречи с одаренными школьниками (а все мы знаем, почему Путин вдруг заинтересовался школьниками и студентами) я тоже не удержался, потому что очень задел меня эпизод с девочкой Анастасией.
Она спросила о перспективах развития страны в условиях сокращающегося количества бюджетных мест в ВУЗах. Получила в лицо свою порцию лжи. Попыталась возразить ссылкой на статистику, тут надо отдать ей должное, но снова была утихомирена решительной и твёрдой ложью. Села на место в большом смущении.

Не будем разбираться, почему Навальный заинтересовался несовершеннолетними школьницами, перейдем сразу к его смешной картинке.
Его основной довод — число бюджетных мест уменьшилось. Конечно можно было сказать, что просто уменьшилось число выпускников средних школ, и на этом закончить

Но лучше разобраться с этим полностью. причем затронув статистически известный советский период.
Дело в том, что число поступивших в советские ВУЗы, начиная с 1965 года было почти постоянным. Число поступивших в институты росло при царях, при Сталине и Хрущеве. С приходом Брежнева начался застой, и число мест в ВУЗах практически перестало расти. Причем и этот мизерный прирост полностью пожирался иностранными студентами их стран Африки и Азии, а также студентами из союзных республик. Если в 1975 дали число других национальностей в ВУЗах России (стр 312), то в 1985 это число решили не предавать огласке .
Но зная цифру общего количества иностранных студентов с 1980-1990 в миллион человек. И поделив ее на 5 лет обучения и еще на уменьшив эту цифру для всего СССР, на 30% для России.
Можно сказать, что каждое четвертое место в ВУЗах РСФСР или 150000 бюджетных мест занимали иностранцы. Еще каждое восьмое бюджетное место занимал представитель других республик. И от бюджетных 600 тысяч мест, на долю русских живущих в России, приходилось по моей оценке, 400 тысяч бесплатных мест.
Треть бюджетных мест в советское время можно было отнять.

В последние годы в российские институты ежегодно поступает 50000 иностранных студентов, но они поступают на платные места, в отличии от советских времен.
Вообще, тема спонсирования иностранных студентов в СССР как то мало затронута. Но к примеру, стипендия у них была номинально такой же, только мы получали в рублях, а они в долларах. При советском курсе 1:10 в конце 80-х , это было в 10 раз больше. Или 400-500 рублей
Мои родители, оплачивали своими налогами, не только мое обучение, но и обучение негров из Африки. А потом наши девчонки жили с неграми, потому что на 400-500 рублей в 1989 году, можно было неплохо жить и вдвоем.
Лично мне на жизнь не хватало повышенной стипендии. Приходилось подрабатывать сторожем, разгружать вагоны на овощебазах. Из за работы, исчезала и 10- рублевая прибавка повышенной стипендии. А вот студентам из Африки советское государство давало в 10 раз больше денег. Иначе бы, никто не приехал бы в СССР.
Но поскольку подсет негров в советских ВУЗах, дело затруднительное. сделаем вид, что негров и кавказцев не было, и все бюджетные места в России доставались русским.
Число же этой русской молодежи, росло до 1975 года. и в среднем в ВУЗ мог поступить только каждый пятый молодой человек. У 1984-85 уже мог поступить каждый третий молодой человек. А вот дальше ситуация начала ухудшаться. Число молодежи начало расти, а число бюджетных мест начало падать.
Кроме студентов ВУЗов , были еще студенты учреждений среднего специального образования. Многие из них продолжали и дальше учится и поступали в ВУЗы. Поэтому для того, чтобы сосчитать сколько бюджетных мест приходится на молодежь, нельзя считать только выпускников средних школ или выпускников средних школ и техникумов. Даже число выпускников 9 классов не годится, в РСФСР это были выпускники 8 классов.

Надо считать всю молодежь. На www.mortality.org я взял численность 16-летних жителей обоих полов в России. На графике видны 2 демографические ямы, дети детей военных лет 1981-87 и внуки детей военных лет наложенных на демографический спад 90-х. 2008-2016 и далее. Причем к падению числа 16-летних, Путин не имеет никакого отншения. Все они были зачаты до него.
Примерно 16-17 летние и дают возможное число абитуриентов в ВУЗы. И конечно, теперь не надо учитывать молодежь из развивающихся стран Африки и Азии.
Тут же в графике видно, что число возможных абитуриентов на бюджетные места в России сократилось с 2000 года почти вдвое. И даже при некотором падении бюджетных мест на одного молодого человека, который хочет поступить в ВУЗ, это число выросло почти вдвое.

Число бесплатных мест в ВУЗы в России было почти всегда одинаково. В советское время это число почти не росло. Примерно таким же это число осталось и в наше время.
В 1991 году число бюджетных мест всего на 6,5% больше , чем в 2016. Вот только число соискателей этих мест уменьшилось на 35%.

Поэтому составляем график. Число бюджетных мест на 1000 человек 16 летнего возраста. Показатели последних 4 лет, рекордные за все время существования России.
Высшее бесплатное образование, доступно как никогда раньше.А кому не хватило ума, поступить на бесплатное обучение, может приобщится за плату.
Причем если составлять графики, число бюджетных мест на 1000 выпускников 9-классов или число бюджетных мест на 1000 получивших аттестат о среднем образовании. Разрывы с 2000 годом и советским временем будут еще больше.
Еще никогда высшее бесплатное образование не было таким доступным.

Источники
Численность студентов, прием на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и выпуск бакалавров, специалистов, магистров государственными и муниципальными образовательными организациями высшего образования по источникам финансирования
2010-2015 http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_13/IssWWW.exe/Stg/d01/07-51.doc
2000-2009 http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d2/07-62.htm
1995-1999 http://stat.edu.ru/Edu2006/section5/5.02.00.htm
К сожалению за 1992-94 год я не нашел. Но, в 1995 платники составляли 9% и 91% составляли бюджетные места. В 1994 платников было еще меньше около 5% В 1992-1993 все места были бюджетными
ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
http://demoscope.ru/weekly/knigi/obrazovanie/obrazovanie.pdf

Доступность образования

  • Оценка доступности столичного образования в общественном мнении москвичей

    Как показало исследование, сфера образования беспокоит московских родителей по разным причинам. В число наиболее острых ее проблем, согласно общественному мнению, наряду с проблемами качества образования входят проблемы, связанные с доступностью образовательных услуг. Так, четверть московских родителей…
    (Качество столичного образования в оценках основных субъектов образовательного процесса)

  • Доступность и ориентированность на развитие обучающихся как основные характеристики профильного образования в сфере туризма Финляндии

    Охарактеризуем рамочные условия развития системы образования в сфере туризма в Финляндии. Основные характеристики и тенденции развития индустрии туризма в Финляндии представляют интерес в силу схожести условий ее развития с условиями развития туризма в России. Туризм как экономическая деятельность1 относится…
    (Анализ зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма)

  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

    Тип экологического сознания, то есть отношение человека к природе, формируется в процессе экологического воспитания и образования. Экологическое воспитание — воздействие на сознание в процессе начального формирования (социализации) личности и в последующее время с целью выработки социально-психологических…
    (Экологические основы природопользования)

  • ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ДОКУМЕНТОВ В АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «XXX»

    I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет единый порядок организации контроля за исполнением указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, правовых актов федеральных органов государственной власти Российской Федерации, указов, распоряжений и поручений Президента — Председателя…
    (Основы делопроизводства в государственном и муниципальном управлении)

  • ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ

    Согласно современным космологическим представлениям, Земля образовалась примерно 4,6 млрд лет назад. К такому выводу ученые пришли в результате исследования возраста древнейших минералов и горных пород, а также на основе изучения процессов распада радиоактивных веществ и исследования метеоритов. Они…
    (Концепции современного естествознания)

  • НАСЛЕДОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО НАСЛЕДОДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВОМ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ

    Правила ст. 1184 ГК РФ предназначены для того, чтобы распространить общий режим наследственного правопреемства на имущество наследодателя, полученное им при жизни в порядке натуральной социальной помощи в соответствии с законодательством РФ о социальном обеспечении граждан. Российское законодательство…
    (Наследственное право России)

  • Программа экологического образования по безопасности человека в электромагнитных полях

    Программа экологического образования по безопасности человека в ЭМП должна включать в себя следующие разделы: — Правовые и социально-экономические аспекты (федеральные законы, нормативно-методические документы). — Фундаментальные знания о роли и месте человека в биосфере. — Природные ЭМП и излучения…
    (Проблемы электромагнитной безопасности на железной дороге, электрифицированной постоянным током)

  • ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

    ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ Важнейшая функция семьи, общества и государства — образование человека. Неотъемлемое право на него закреплено ст. 43 Конституции Российской Федерации не только для граждан нашей страны, но и для других лиц, находящихся на ее территории….
    (Социальная политика региона)

  • ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

    Законодательством России образование определено как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением…
    (Социальная политика региона)

Второй уровень

Специалитет

© РУДН

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.

Третий уровень – подготовка кадров высшей квалификации

© ННГУ

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© КФУ

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Второе высшее образование

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Первый и второй уровни образования

Вид образования Бакалавриат Специалитет Магистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат

Специалитет

Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке труда

Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование

Третий уровень образования

Вид образования Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) Ординатура Ассистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная),
4-5 (заочная)
Не более 2 лет 2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация),

кандидат наук (степень)

Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении

Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен,

защита диссертации

Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *