Дух святой

Содержание

Святой Дух

У этого термина существуют и другие значения, см. дух. Голубь Святого Духа в Соборе Святого Петра

Свято́й Дух (ивр. ‏רוח הקודש‏‎, греч. πνεῦμα ἅγιον) — в христианстве третья ипостась единого Бога — Святой Троицы.

Слово, обозначающее «Святой Дух», имеет грамматический мужской род в русском языке, на латыни (Spiritus Sanctus). На иврите (‏רוח הקדש‏‎), и в прочих семитских языках (Ру́ах) — женского рода, в то время как в греческом (Агио Пне́вма — Άγιο Πνεύμα) — среднего.

Иудаизм

Выражение «Святой Дух» появляется в Танахе нечасто, например, один раз в Пс. 50:13, дважды в Ис. 63:10—11. При этом слово «Дух» в значении «Дух Божий» употребляется множество раз, первый раз в Быт. 1:2. В иудаизме Бог один, идея двоичности или троичности Бога для иудеев неприемлема. Термин Руах ха-Кодеш (Святой дух) находится часто в талмудической литературе. В некоторых случаях это относится к пророческим вдохновениям, а в других она используется в качестве обозначения силы Бога. Пророческое видение Иезекииль называет «руах Элохим» или «руах Адонай». У иудеев «святой дух» имеет определённую степень персонификации, но он остаётся «качеством принадлежащим Богу, одним из его атрибутов», тогда как в христианстве Святой Дух — Одно из Лиц Триединого Бога..

В иудаизме ссылок на Дух Божий (Руах ха-Кодеш), Святой Дух Иеговы (Яхве), предостаточно, однако он отвергает любую идею, что Святой Дух — это вечный Бог, как часть триединого божества. Термин руах ха-кодеш (ивр. ‏רוח הקודש‏‎, «Святой Дух» — транслитерация руах ха-кодеш) приводится один раз в Псалме 51:11, а также дважды в Книге Исаии. Это три библейских стиха, где используется выражение «Руах ха-Кодеш». При этом существительное руах (ивр. ‏רוח‏‎), часто использующееся в отношении Духа Всемогущего Бога, а также вообще относится к понятию дух, буквально означает «дыхание» или «ветер». Существительное руах, так же, как русское слово «дыхание», означает либо ветер, либо невидимую движущую силу.

Таким образом Святой Дух всегда воспринимался и воспринимается до сих пор иудаизмом как действующая сила, дыхание самого Бога Иеговы (Яхве), которыми Он всё делает и творит. Впоследствии же словом «дух» (ивр. ‏רוח‏‎) стали обозначать самостоятельное сверхземное существо. Такое обозначение встречается в некоторых апокрифических сочинениях, а также в Талмуде и Мидраше. Особенное развитие получило это представление в христианстве. Тут речь идёт уже не об особом качестве Господа, не об исходящем от Него просветлении, а об объективно существующем, живом и личном начале. Такому воплощению Святой Дух никогда, вероятно, не подвергался у евреев; но и евреи усматривали в нем иногда эманацию божественной силы, действующей самостоятельно.

Христианство

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Другое

Портал:Христианство

Важность Святого Духа в жизни каждого верующего признаёт большинство традиционных христианских конфессий. Святой Дух — лицо Троицы, через которое триединый Бог действует в человеке и церкви. Если понятие Бога Отца было первостепенным в Ветхом Завете, служение Сына — в период, описанный в Евангелиях, то в настоящий момент в Христианской церкви более заметны Дары Святого Духа.

Развитие представлений о Святом Духе

В седьмой главе Дидахе содержится формула крещения «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

В конце I века Климент Римский соединил три Лица Троицы в клятве: «жив Бог и жив Господь Иисус Христос и Дух Святый, вера и надежда избранных». Он же задал риторический вопрос: «Не одного ли Бога и одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати излит на нас?». Также, Климент упоминает Духа как автора и вдохновителя Священного Писания. Ориген утверждал, что Дух Святой «обладает таким достоинством и властью» и сопричастнен Отцу и Сыну. О поклонении Духу Святому говорит Ипполит Римский. О полной божественности Духа Святого и Его единосущности с Отцом и Сыном заявлял Афанасий Великий.

Одновременно в церкви появились и противоположные взгляды на природу Святого Духа. Так, Константинопольский епископ Македоний в IV веке выражал мнение, будто Дух Святой — «слуга и служитель одного уровня с ангелами» и подчинён Богу Отцу и Сыну. Кизикский епископ Евномий высказывался о происхождении Духа «вследствие повеления Отца и действия Сына». Учения македониан и евномиан о Духе Святом были рассмотрены на Константинопольском соборе в 381 году, признаны еретическими и преданы анафеме.

В средние века интерес к Духу Святому подогревался спорами о филиокве. В конечном итоге различные взгляды на природу схождения Духа Святого стали одним из поводов для Великого раскола.

В ходе реформации Жан Кальвин заявил о том, что Святой Дух доносит смысл Священного Писания до сердец и умов верующих. Джон Уэсли учил об участии Святого Духа в «освящении» верующего. Продолжением взглядов Уэсли стало движение святости в XIX веке. В XX веке учение о крещении Духом Святым стало одним из самых главных догматов пятидесятников.

Действия Святого Духа

С точки зрения ортодоксального христианства (признающего первые символы веры христианства, в частности Никео-Цареградский Символ веры), Святой Дух вместе с Отцом и Сыном является Творцом невидимого и видимого миров —

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

— (Быт. 1:1-2)

Ещё царь Давид молился в Ветхом Завете о ниспослании ему Духа Святого:

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

— (Пс. 50:12-14)

Христиане верят, что Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и всех святых.

Христиане верят, что через действие Святого Духа воплотился Бог-Сын —

Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

— (Лук. 1:35)

В Евангелие от Иоанна сообщается, что Иисус Христос говорил, что Святой Дух впоследствии обличит мир о грехе, о правде и о суде (Ин. 16:7-11).

Иисус Христос также называл Святого Духа Утешителем:

Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.

— (Ин. 15:26)

Очевидно, здесь раскрывается функция Святого Духа в том, что Он будет свидетельствовать об Иисусе Христе.

Святым Духом происходит преложение Святых Даров: хлеба и вина в Тело и Кровь Христа —

Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь.
Эпиклеза в Литургии византийского обряда

С действиями Святого Духа связывают такие религиозные понятия как: крещение Святым Духом, плод Святого Духа, дары Святого Духа.

Крещение Святым Духом

Этот раздел требует существенной доработки. Этот раздел статьи необходимо дополнить и убрать это сообщение. Комментарии могут быть на странице обсуждения.

Основная статья: Крещение Святым Духом

В исторических церквях под крещением Святым Духом понимается миропомазание, которое осуществляется священником: в православии — единовременно с крещением водой, а в католичестве — в более взрослом возрасте. Пятидесятники и некоторые представители иных христианских конфессий верят, что крещение Духом Святым доступно для всех верующих (независимо от традиции Церкви) после дня Пятидесятницы, и является не только обрядом, но и личным духовным переживанием, в некоторых случаях сопровождающимся различными эмоциями.

я крестил вас водою, а Он (Иисус) будет крестить вас Духом Святым

— (Мк. 1:8)

Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

— (Деян. 8:14–17)

Дары Святого Духа

Основная статья: Духовные дары

Дары Святого Духа — это сверхъестественные проявления Святого Духа в верующих людях. Христиане верят, что духовные дары даются верующим (или давались во дни жизни апостолов) для выполнения определённых записанных в Библии божественных постановлений, таких как:

  • обращение неверующих людей (1Кор. 14:24, 25)
  • созидание Церкви Христовой (Еф. 4:11)
  • назидание поместной общины и её членов (1Кор. 14:12, 1Кор. 14:3)
  • личное назидание верующего (1Кор. 14:4)

Тема даров Святого Духа подробно рассматривается апостолом Павлом в 1-м послании к Коринфянам, в главах 12-14. Основополагающими считаются вступительные слова:

Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

— (1Кор. 12:7-11)

На основании этого текста принято выделять 9 даров Святого Духа:

  • 1 — слово мудрости
  • 2 — слово знания
  • 3 — вера
  • 4 — дары исцелений
  • 5 — чудотворение
  • 6 — пророчество
  • 7 — различение духов
  • 8 — разные языки
  • 9 — истолкование языков

В патристике отмечается, что ключом к пониманию этих даров является слово «проявление». Святой Дух, обитающий внутри верующего, невидим. Но, благодаря действию даров, Дух Божий являет Себя органам чувств человека. Говоря иначе, каждый из этих даров является сверхъестественным проявлением Духа Святого, обитающего в верующем и действующего через него. И поскольку эти дары являют не верующего, но личность Духа Святого, то все они сверхъестественны по своему характеру. Святитель Феофан Затворник считает, что «слова „явление Духа“ значат явное действие Духа, обнаружение Его, заметное для всех».

В пятидесятничестве и харизматическом движении, где духовным дарам придаётся усиленное внимание, проявления Святого Духа общепринято классифицировать по трём различным группам:

  • Дары речи — дары, действующие через органы речи человека (пророчество, разные языки, истолкование языков)
  • Дары откровения — дары, предоставляющие сверхъестественные откровения (слово мудрости, слово знания, различение духов)
  • Дары силы — дары, демонстрирующие силу Божью в физической реальности (вера, дары исцелений, чудотворения)

Плоды Святого Духа

Основная статья: Плод Святого Духа

Плоды Святого Духа — добродетели, которые требуют, помимо усилий самого человека, содействия Бога. По толкованию Феофилакта Болгарского, «от нас дается семя, то есть произволение, но чтобы стать ему плодом — это зависит от Бога». Их называет апостол Павел в 5 главе послания к Галатам:

Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

— (Гал. 5:22-23)

Видимые явления Святого Духа

В Новом Завете описаны следующие видимые явления Святого Духа:

  • В виде голубя (Лк. 3:22, Мф. 3:16, Мк. 1:10, Ин. 1:32). Этот эпизод, описывающий Крещение Господне, является в христианской иконографии единственно возможным сюжетом, который допустим — как изображение Духа Святого в виде голубя, сходящего с Небес. То есть все прочие изображения голубя, не связанные с сюжетом Крещения Господа, не изображают Духа, но всего лишь голубя.
  • В виде огненных языков (Деян. 2:3).
  • В виде иных языков, когда люди, на которых снизошёл Дух Святой, начинали говорить на разных языках, которых до этого эти люди не знали (Деян. 2:3-10).

Теология Святого Духа

  • В Евангелиях назван очищающей силой (Мф. 3:11) и преемником Иисуса Христа (Ин. 16:13).
  • В православии, католицизме и большинстве протестантских конфессий о Святом Духе говорится как о самостоятельной личности Божества, единосущной Богу Отцу и Богу Сыну, что и было зафиксировано на II Вселенском Соборе
  • В средневековой мистике развилось учение о Святом Духе как о символе новой постхристианской эпохи — Эры Святого Духа (Иоахим Флорский).
  • В некоторых сектах эксплуатируется идея догматической непрояснённости Святого Духа, и развивается учение о новых воплощениях Святого Духа (Мария Дэви Христос, Элис Лаквена, Нирмала Шивастава), аналогичных Иисусу Христу.

Хула на Духа Святого

Согласно Евангелию, грех хулы на Святого Духа не прощается:

22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.

23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

— (Мф. 12:22-32)

Иисус сказал это после обвинения фарисеев в том, что Он силой князя бесовского изгоняет бесов. Согласно толкованию Исидора Пелусиотского и Василия Великого хула на Духа Святого — это приписывание действия Духа Божьего князю бесовскому. Иоанн Златоуст считал, что хула на Духа Святого — это отвержение человеком очевидной истины.

> См. также

  • Духовные дары
  • Плод Святого Духа
  • Духов день
  • Орден Святого Духа

Примечания

  1. 1 2 3 Jacobs J., Blau L. (англ.)русск. Holy Spirit // Jewish Encyclopedia. — 1911. — Vol. 6. — P. 447—450
  2. Joseph Abelson,The Immanence of God in Rabbinical Literature. — London: Macmillan and Co., 1912.
  3. Дух Святой // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  4. Эриксон М. (англ.)русск.. Христианское богословие. — СПб:: Библия для всех, 2002. — ISBN 5-7454-0669-0.
  5. Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов // Журнал Московской Патриархии. — 1975. — № 11.
  6. 1 2 Доникейские Отцы Церкви о Божестве Христа и Духа Святого
  7. Климент Римский. Послание к Коринфянам. Архивная копия от 21 октября 2013 на Wayback Machine
  8. Ориген. О Началах.
  9. Эрл Е. Кернс. Дорогами христианства. — М.: Протестант, 1992. — С. 106. — 416 с.
  10. Бирюков Д. С. Евномий // Антология восточно-христианской мысли. В 2-х томах / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич.. — М., СПб.: Никея, 2009. — Т. I. — С. 237. — 672 с.
  11. Толкования на 1 Кор. 12:7 // Святые отцы о Священном Писании
  12. Святитель Феофан Затворник Толкование на первое послание к Коринфянам, Отделение 6
  13. Вера как дар // Принс Д. «Вера как образ жизни»
  14. Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла // Православие и мир

Литература

  • Богородский Н. М. Дух Святой // Православная богословская энциклопедия. Том 5. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г.
  • Дух Святой // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Forget J. (фр.)русск. «Holy Ghost.» The Catholic Encyclopedia. Vol. 7. New York: Robert Appleton Company, 1910

Ссылки

  • Откровение о Святом Духе в Ветхозаветных книгах
  • Василий Великий. О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому
  • Петр (Мещеринов). О Святом Духе

(44 голоса: 4.9 из 5)

  • О Святом Духе свт. Кирилл Иерусалимский
  • Беседа о Святом Духе свт. Иоанн Златоуст (Spuria)
  • О Святом Духе свт. Василий Великий
  • К Августу Грациану три книги о Святом Духе свт. Амвросий Медиоланский
  • О Духе Святом (Против Евномия) свт. Василий Великий
  • Слово тайноводственное о Святом Духе свт. Фотий
  • Книга о Святом Духе Дидим Александрийский
  • О Святом Духе, доказательство, заимствованное из разума преп. Иоанн Дамаскин
  • Слова и проповеди в День Святого Духа cвт. Иннокентий
  • О Святом Духе свт. Григорий Богослов
  • Канон Духу Святому прп. Феофан
  • Слово об исхождении Святого Духа Максим Грек
  • Канон Духу Святому прп. Максим Грек
  • Домостроительство Святого Духа В.Н. Лосский
  • О Святом Духе игумен Петр (Мещеринов)
  • Беседа преподобного Серафима с Н.А. Мотовиловым
  • Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси И.М. Концевич
  • Личное свойство Бога Духа Святого митр. Макарий (Булгаков)
  • Святые отцы о благодати Святого Духа протопр. М. Помазанский
  • Святой Дух Н.Е. Пестов
  • Святой Дух митр. Иларион (Алфеев)
  • О исхождении Св. Духа Григорий Палама
  • Учение о Духе Святом в ранней Церкви свящ. Г. Максимов
  • Учение мужей апостольских о Духе Святом Юрий Максимов
  • Откровение о Святом Духе в ветхозаветных книгах Юрий Максимов
  • О Святом Духе и о Божественных именах Феодорит Кирский
  • Состояние приявших действенность Духа прп. Макарий Великий

Свято́й Дух – Третье (в традиционном, условно принятом способе перечисления Божеских Лиц) Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну.

Святой Дух — Одно из Лиц Пресвятой Троицы, Единого и Неделимого Бога; Выразитель Слова Отца (Сына Божьего), предвечно сопутствующий Ему, являющийся Его Чистейшим Образом; отличается от Отца тем, что вечно исходит от Него (тогда как Сам Отец — безначален, ни от Кого не исходит и не рождается), а от Сына — тем, что имеет Свое бытие не через рождение (от Отца), а через исхождение (см. подробнее: Догмат о Пресвятой Троице).

Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами, присущими только Богу. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) со Отцом и Сыном. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.

Святой Дух – выразитель Сына Божьего, рождаемого в вечности от Бога Отца. Священное Писание ясно показывает, что Дух есть Бог и что Дух неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается – Дух предваряет; Христос крестится – Дух свидетельствует; Христос искушаем – Дух возводит Его (в пустыню); Христос совершает чудеса – Дух сопутствует Ему; Христос возносится – Дух преемствует».

Учение о Святом Духе говорит нам об отличии Бога от всех сотворенных существ. Святой Дух пребывает вне пространства и времени, не принадлежит к чувственно постижимым формам бытия. Его Всесовершенное Бытие «неописуемо, беспредельно, не имеет образа и вида» (св. Петр Дамаскин). Он есть Существо «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. Иоанн Дамаскин). «Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне Дух. Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным» (св. Игнатий Брянчанинов).

В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общие всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как говорит о Ней св. Григорий Богослов.

В Священном Писании Святой Дух именуется также просто Духом (1Кор.12:8), Духом истины (Ин.16:13), Духом Божиим (Мф.3:16) и (Рим.8:14), Духом Отца (Мф.10:20) и (Еф.3:14-16), Духом Господа (Деян.5:9), Духом Божиим и Христовым (Рим.8:9), Духом Сына Божия, (Гал.4:6), Духом Христовым (1Пет.1:11) и (Флп.1:19), Духом святыни (Рим.1:4), Духом усыновления (Рим.8:15), Духом откровения (Еф.1:17), Духом обетования (Еф.1:13), Духом благодати (Евр.10:20), благим (Пс.142:10), Владычним (Пс.50:14), Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия» (Ис.11:2-3) и другими именами.

Можно ли понимать сошествие Святого Духа на Христа в виде голубя или на апостолов в виде огненных языков, как пространственное перемещение третьего Лица Пресвятой Троицы с Небес на землю?

Святой Дух, как и Другие Божественные Лица, вечен, неизмерим, вездесущ. Это значит, что Он никогда не зависит ни от условий пространства, ни от условий времени, прибывает везде, даже в адовых безднах, и охватывает всё.

Следовательно, ни о каком временнóм перемещении из одной области мира в другую не может быть речи. Как до Крещения Христа,, так и во время, и после, (и опять же) как до Пятидесятницы, так и во время, и после Святой Дух находился и превыше Небес, и на Небе, и на земле.

Следовательно, сошествие Святого Духа на Христа во время Крещения и сошествие Духа на апостолов в день Пятидесятницы необходимо воспринимать в смысле Божественных действий.

В первом из названных случаев Бог засвидетельствовал мессианское достоинство Иисуса, благословил Его служение как Спасителя и Искупителя. Во втором случае Божественное действие было связано с ниспосланием благословения на Его Церковь, наделением Её особыми благодатными дарами, особыми спасительными средствами.

Почему Господь обнаружил Свои действия именно в таких внешних формах, знает Он Сам.

В данной связи можно лишь заметить, что голубь — достаточно мирная птица. Кроме того, этот символ издревле соотносился и соотносится с надеждой и спасением. Вспомним, что после чудесного избавления от потопа именно голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес в клюве масличный лист (Быт.8:11), удостоверив спасенных, что земля освободилась от губительных вод.

Что касается огненных языков, эта символическая форма близка к тем библейским аллегориям, в рамках которых Бог представлялся под образом огня. Так, Моисей, при встрече с Творцом, созерцал объятый пламенем куст (Исх.3:2); пророк Иезекииль зрел Бога в подобии мужа, вид которого напоминал пылающий металл (Иез.1:27); пророк Даниил, видел огненную реку, протекающую перед Ветхим днями (Дан.7:10).

Почему Святой Дух сошёл на апостолов лишь после Вознесения Христа?

Сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы явилось необходимым следствием всей предшествующей деятельности Бога, направленное на освобождение человека от власти греха, тления, смерти и лукавых духов.

Сошествие Святого Духа было не пространственным перемещением, а особым Божественном действием, проистекающим от Бога Отца через Его Слово и проявившимся во Святом Духе. Это действие предназначалось для всей Церкви на все времена, а не исключительно для апостолов (именно поэтому на иконах, отображающих данное событие, наряду с прочими апостолами пишется Павел, который, в то время, не входил в круг последователей Христа, но был гонителем Церкви).

В результате этого действия Церкви были преподаны особые спасительные средства, благодатные дары с помощью которых верующие освобождаются от греха. Благодаря этим дарам человек получил возможность преобразиться из грешного в праведного, из порочного в достойного, способного жить в послушании Богу, в Царстве святых.

В свою очередь эта возможность открылась человеку в связи с тем, что для осуществления личного спасения предварительно были созданы все необходимые условия. Прежде, чем люди смогли получить эти благодатные средства, надлежало преподать им учение Боге, о Царстве Небесном, очертить перед ними их высшую цель, совершить Искупление, победить ад, сокрушить сатану, попрать смерть, освятить и прославить человеческое естество, проложить путь к Горним обителям, явить людям совершенный пример святости и любви.

Это-то и совершил наш Господь. После сего на созданную Им Церковь снизошёл Святой Дух.

Каким образом Иисус Христос мог посылать Святого Духа апостолам, если Святой Дух исходит не «и от Него», как учат католики, а только от Отца?

В том, что Дух Святой исходит только от Отца, как Единого Начала в Пресвятой Троице (Единой Причины бытия Сына и Святого Духа), сомневаться не приходится. Православная Церковь ясно засвидетельствовала эту истину в Символе веры. Что касается учения римо-католиков об исхождении Святого Духа и от Сына, оно стало распространяться на Западе только с VI века, и для него нет оснований ни в Священном Писании, ни в Священном Предании.

Фрагменты Евангелия, где сообщается, что Господь Иисус Христос, дунув, преподал апостолам Святого Духа (Ин.20:21-22), или о том, что Дух — Дух Христов (1Пет.1:11), не могут служить доказательством учения о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына.

Дуновение Сына на апостолов означает не что иное как ниспослание им благодати Святого Духа, совершенное в конкретном месте, в конкретной обстановке, в конкретный исторический момент, и не указывает на образ вечного, внепрстранственного бытия Святого Духа, на Его исхождение «и от Сына» (дело в том, что Святой Дух не всегда обозначает третье Лицо Пресвятой Троицы; иногда так обозначается благодать Святого Духа, которая есть, вместе с тем, и благодать Отца, и Сына).

Опять же, Духом Христовым Святой Дух может именоваться в силу единосущия Лиц Пресвятой Троицы, в силу единства Отца, и Сына, и Святого Духа, наконец, в силу того, что Святой Дух — Выразитель Слова Отца (Которое и есть Сын) (см. подробнее: Догмат о Пресвятой Троице).

***

Когда же приидет Он, Дух истины… (Ин.16:13). Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.15:26). Греческое слово «дух» (πνεῦμα) — среднего рода, а не мужского как в русском языке. В связи с этим, употребление рядом со словом среднего рода указательного местоимения мужского рода (ἐκεῖνος — Тот ) свидетельствует о личностной природе Духа Святого.

Святые Бразилии: Список Католических Святых

Данная страница представляет собой список католических Святых, Блаженных, Досточтимых и Слуг Божьих, почитаемых в Бразилии. Это не обязательно люди, которые родились здесь, но и иностранцы, прожившие часть своей религиозной жизни в Бразилии, которая, между прочим, является страной с самым многочисленным католическим населением на планете.

Стадии канонизации в Католической Церкви

Слуга Божий → Досточтимый → Блаженный → Святой

Святые Бразилии

В настоящее время в Бразилии насчитывается 36 Святых, официально канонизированных Римско-Католической Церковью:

  • Роке Гонсалес-де-Санта-Круз (порт. Roque González de Santa Cruz; 1576-1628) — Родом из Парагвая, он был священником-иезуитом, членом Общества Иисуса, первым миссионером в бразильском регионе Рио-Гранде-ду-Сул, в течение своей миссионерской деятельности основал многочисленные христианские общины;
  • Афонсу Родригес (порт. Afonso Rodrigues; 1598-1628) — Испанский мученик, верный товарищ по «крещению крови» — Роке Гонсалес-де-Санта-Круза. Не был рукопоженным священником;
  • Жоао (Хуан) де Кастильо (порт. João de Castilho; исп. Juan de Castillo; 1595-1628) — Испанский священник, еще один ближайший соратник Роке Гонсалес-де-Санта-Круза. Все трое «мучеников Рио-Гранде-ду-Сул» были канонизированы 16 мая 1988 года Папой Иоанном Павлом II;

    Святые Мученики Рио-Гранде-ду-Сул

  • Люция Амабиле (порт. Amabile Lucia Visintainer; 1865-1942), монашеское имя — Мать Паулина (Madre Paulina) — Монахиня, настоятельница женского монашеского ордена «Малые Сестры Непорочного Зачатия». В Католицизме почитается, как покровительница диабетиков. Канонизирована 19 мая 2002 года Папой Иоанном Павлом II;
  • Антониу ди Сант-Ана Галван (порт. Santo Antônio de Sant’Ana Galvão; 1739-1822), более известный как Фрей Галван (порт. Frei Galvão) — Бразильский монах, известный своими силами исцеления, член Ордена францисканцев, основатель благотворительного центра для бездомных «Mosteiro de Luz» в городе Сан-Паулу. Первый бразилец, причисленный к лику Святых (11 мая 2007 года Римским папой Бенедиктом XVI);
  • Жозе ди Аншиета или Хосе де Анчьета (порт/исп. José de Anchieta; 1534-1597) — Священник с Канарских островов, иезуитский миссионер, одна из наиболее значимых фигур в начальной истории колониальной Бразилии. Сооснователь городов Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Создатель первой грамматики на языке тупи. За бесценный вклад в христианизации бразильских индейцев его называют «Апостолом Бразилии». Канонизирован 3 апреля 2014 года Папой Франциском. «День Аншиеты» (9 июня) в Бразилии считается национальным праздником и является красным днем календаря;

    Мать Паулина, Фрей Галван, Жозе ди Аншиета

  • Андреа де Соверал (порт. André de Soveral; 1572-1645), Амброзио Франсиско Ферро (порт. Ambrósio Francisco Ferro), Матеус Морейра (порт. Mateus Moreira) и их 27 товарищей — «30 Мучеников Кунхау и Уруасу» (порт. Mártires de Cunhaú и Uruaçu). Миссионеры, принявшие мученическую смерть в первой половине XVII века в городах Кунхау и Уруасу (территории современного штата Риу-Гранде-ду-Норте), во время антикатолических преследований со стороны голландских кальвинистов (протестантов). Канонизированы 15 октября 2017 года Папой Франциском.

    Мученики Кунхау и Уруасу

Блаженные

К настоящему времени Римско-Католической Церковью в лик блаженных (Богоугодных) были беатифицированы 52 человека, служивших в Бразилии:

  1. Инасиу де Азеведу (порт. Inácio de Azevedo; 1527-1570) и его 39 иезуитских товарища: 1 священник, 1 дьякон, 14 братьев и 23 ученика («40 мучеников Бразилии» или «Мученики Тасакорте»). Миссионеры. Литургический праздник этих католических мучеников отмечается в Бразилии 17 июля;
  2. Юстакио (Юстас) ван Лишоут (порт. Eustáquio van Lieshout; 1890-1943). Голландский священник, миссионер, чье имя тесно связано с историей города Белу-Оризонти и всего штата Минас-Жерайс;
  3. Мариано Де Ла Мата (порт. Mariano de la Mata; 1905-1983) более известный, как Отец Мариано. Священник Святого Августинского колледжа св. Иосифа в Риу-Прету (штат Сан-Паулу). Также духовный лидер «Ассоциации Санта-Рита-де-Кассия», помогающим бразильским нуждающимся матерям и их новорожденным детям. Во всех своих действиях он всегда оставлял следы доброты.;
  4. Альбертина Беркенброк (порт. Albertina Berkenbrock; 1919-1931). Чудотворная бразильская девочка, которая была убита в 12-летнем возрасте, оказывая отчаянное сопротивление мужчине, пытавшемуся надругаться над ее телом. Несмотря на юный возраст мученицы, Альбертина и после смерти продолжала служить примером для всей общины Сан-Луис (штат Санта-Катарина), по сей день она считается синоним щедрости, скромности, самопожертвования, послушания Богу и чистоты;
  5. Мануэль Гонсалес (порт. Manuel Gómez González; 1877-1924) — бразило-испанский приходской священник и его верный послушник Адилио да Ронк (порт. Adílio Da Ronch; 1908-1924), мученики, которые служили при епархии Санты-Марии в муниципалитете Ноноай (Nonoai; штат Риу-Гранде-ду-Сул). Оба почитаются католиками региона и в 2007 году были причислены к лику блаженных по декрету Папы Бенедикта XVI;
  6. Линдалва Хусто де Оливейра (порт. Lindalva Justo de Oliveira; 1953-1993). Сестра Милосердия, которая на протяжении всей своей религиозной жизни, начавшейся в 12 лет, служила в различных домах престарелых и приютах социального обеспечения. Была убита в Страстную пятницу (9 апреля 1993 г.) одним из постояльцев приюта города Салвадор. Ее смерть была воспринята Католической общиной как мученичество;
  7. Барбара Майкс (порт. Maria Bárbara Maix; 1818-1873). Австрийская священнослужительница, бежавшая в Бразилию в 21-летнем возрасте в результате либеральной революции и последующих преследованиях Католической Церкви в Вене. Основательница религиозной Конгрегации Сестер Непорочного Сердца Марии, которая по сей день работает в 5 бразильских городах, занимаясь вопросами в области образования, здравоохранения, пастырской и социальной помощи и т.п.;
  8. Мария де Соуза Понтес (порт. Maria Rita de Sousa Brito Lopes Pontes; 1914-1992) более известная, как Сестра Дульсе (порт. Irmã Dulce) — Бразильская монахиня, которая совершала много благотворительных акций и помощи тем, кто больше всего нуждался в ней. Основала несколько благотворительных учреждений, одним из которых является больница Санто-Антонио в ее родном Салвадоре. Сегодня больница обслуживает более 5 тыс. человек ежедневно. На протяжении жизни имела ласковое прозвище «Добрый ангел Баии»;
  9. Франциска де Паула де Хесус (порт. Francisca de Paula de Jesus; 1810-1895) более известная, как Нха Чика (порт. Nhá Chica) — Популярная религиозная фигура в Бразилии. Чудотворица, известная своей скромной жизнью и преданностью Богу. Нха Чика не носила фамилии, т.к. была незаконным ребенком, рожденным в семье рабов. После ее беатификации, состоявшейся в середине 2013 года, стала первой бразильской Блаженной, имеющей африканские корни;
  10. Ассунта Маркетти (порт. Assunta Marchetti; 1871-1948) — Итальянская монахиня, уехавшая в Бразилию, где до конца своих дней служила в детском доме «Христофор Колумб» в Сан-Паулу;
  11. Франсиско де Паула Виктор (порт. Francisco de Paula Victor; 1827-1905) более известный, как Отец Виктор (порт. Padre Victor). Более 53 лет служил священником в приходской церкви бразильского муниципалитета Трес-Понтас (порт. Três Pontas; штат Минас-Жерайс). Чудотворец. В течение 3 дней после смерти, его тело излучало нежный аромат роз;
  12. Жоао Скиаво (порт. João Schiavo; 1903-1966) — итальянский священнослужитель, миссионер. Член Конгрегации «Иосифов из Мурильдо». За свою религиозную жизнь он основал Приют для несовершеннолетних Сан-Жозе (муниципалитет Кашиас-ду-Сул, штат Риу-Гранди-ду-Сул); Социально-образовательную школу, в Порту-Алегри, «Колледж Богоматери Матери Людей» (муниципалитет Арарангуа, штат Санта-Катарина) и т.д.

Блаженные Бразилии

Досточтимые

  • Мария Теодора Воирон (фр. Maria Teodora Voiron; 1835-1925) — французская монахиня, миссионер, член Конгрегации сестер святого Иосифа;
  • Доницетти Таварес де Лима (порт. Donizetti Tavares de Lima; 1882-1961) — бразильский священник, чудотворец, известный своими целительными способностями;
  • Антониета Фарани (порт. Maria Concetta Farani; 1906-1963) — бразильская монахиня Конгрегации Страстных сестер Святого Павла Креста в Сан-Паулу, дочь итальянских иммигрантов;
  • Родольфо Коморек (пол. Padre Rodolfo Komórek; 1890-1949) — польский священнослужитель, миссионер, служивший в муниципалитете Сан-Жозе-дус-Кампус (штат Сан-Паулу), капеллан общины Дочери Марии;
  • Серафина Чинкуи (порт. Serafina Cinque; 1913-1988) – бразильская монахиня сообщества Адоров Крови Христа, соосновательница Дома Божественного Провидения (г. Алтамира, штат Пара), где лично принимала роды у «сложных» рожениц, лечила детей, преподавала уроки медицины своим ученикам. Из-за ее любви и милосердия к пациентам, многие больные дети и беременные женщины называли сестру Серафину «Матерью Терезой ​​Альтамира», а национальная пресса нарекла ее «Белым ангелом Трансамазона»;
  • Мария Дульсе Родригес душ Сантуш (порт. Maria Dulce Rodrigues dos Santos; 1901-1972) более известная, как Мария Тереза ​​Иисуса Евхаристия — бразильская монахиня, основатель монашеского ордена Миссионеров-сестер Марии Непорочной (муниципалитет Сан-Жозе-дус-Кампус). Всю свою религиозную жизнь помогала обездоленным, больным и бедным;
  • Антонио Феррейра Висозу (порт. Antônio Ferreira Viçoso; 1787-1875) — португальский священнослужитель, член миссии в штате Мату-Гросу, седьмой епископ епархии города Мариана (штат Минас-Жерайс), писатель, автор ряда религиозных работ;
  • Пелагиу Саутер (порт. Pelágio Sauter; 1878-1961) — немецкий священник-редемпторист, миссионер, большую часть жизни проживший в бразильском городе Гояния (штат Гояс), музыкант (играл на мандолине, скрипке, гармонике и органе). Его последние годы жизни были посвящены исключительно пастырскому уходу за больными;
  • Аттилио Джордани (итал. Attilio Giordani; 1913-1972) — итальянский мирянин-кахетист (Катехизация — обучение людей основам христианской религии и вероучениям, готовящимся принять крещение и стать членом Церкви — прим. ред.), миссионер в штате Мату-Гросу. Человек милосердия, помогал сотням бездомных и обездоленных;
  • Марчелло Кандиа (итал. Marcello Candia; 1916-1983) — итальянский бизнесмен, обладатель 3-х научных степеней (в области химии, фармацевтики и биологии), после 25 лет предпринимательской деятельности он продал свою процветающую компанию и отправился в Бразилию в качестве католического миссионера-мирянина. После переезда в Бразилию, построил крупную больницу в городе Макапа (столица амазонского штата Амапа), позже основал несколько социальных центров, монастырей и школ, а также создал специальный «Фонд имени доктора Марчелло Кандиа», который функционирует и по сей день;
  • Хосе Маркетти (итал. José Marchetti; 1869-1896) — итальянский богослов, проживший всего 27 лет, из которых последние 2 года жизни он провел в Бразилии. Сооснователь и «заокеанский миссионер» Конгрегации миссионеров Святого Чарльза, плодом которой в т.ч. появился детский дом «Христофор Колумб» в Сан-Паулу;
  • Даниэль де Самарате (итал. Daniel de Samarate; 1876-1924) — миссионер итальянского ордена Капуцинов в Бразилии (в штате Пара), служил священником в приходе Conceição de Santarém-Novo. Позже недалеко от прихода при его участии была построена церковь Кокаль, расположенная на берегу реки Маракана.

Слуги Божьи

  • Витория Набо Коррейя Биксаркс (Vitoria Nabo Correia Bixarxe; 1661-1715) — Проповедница Религии Бедных Клэров Нунь;
  • Антонио Гонсалвес де Оливейра (Antonio Goncalves de Oliveira; 1844-1878) — Французский священник францисканских капуцинов, миссионер, Епископ города Олинда (штат Пернамбуку);
  • Жоао Франсиско де Секейра Андраде (João Francisco de Sequeira Andrade; 1837-1881) — Священник епархии Петрополиса (штат Рио-де-Жанейро); Основатель Убежища францисканских сестер Богоматери;
  • Хосе Антонио де Мария Ибиапина (Jose Antonio de Maria Ibiapina; 1806-1883) — Священнослужащий епархии г. Гуарабира (штат Параиба);
  • Жоао Мария Кавальканти де Брито (João Maria Cavalcanti de Brito; 1848-1905) — Священник Архиепископии города Натал (штат Риу-Гранди-ду-Норти);
  • Жеронимо де Кастро Абре Магалхаес (Jeronimo de Castro Abreu Magalhaes; 1851-1909) — мирянин, член Архиепископии Сан-Себастьян-ду-Рио-де-Жанейро;
  • Бенто Диас Пачеко (Bento Dias Pacheco; 1819-1911) — Священник епархии Жундиаи (штат Сан-Паулу);
  • Клементе Рекалькати (Clemente Recalcati; 1868-1913) — Проповедник францисканских капуцинов; Основатель миссии Капуцина Сестры святого Франциска Ассизского (Италия-Бразилия);
  • Элиза «Зелия» Педреара Абреу Магалхаес (Elisa «Zelia» Pedreira Abreu Magalhaes; 1857-1919) — Проповедница Религии «Слуги Благословенного Таинства»;
  • Изабель де Браганса Бурбон (Isabel de Braganca Bourbon; 1857-1921) – французская иммигрантка, мирянка, член Архиепископии Сан-Себастьян-ду-Рио-де-Жанейро;
  • Одетта Видал Кардозу (Odette Vidal Cardoso; 1930-1939) более известная, как Одетинья (Odetinha) — Дитя Архиепископии Сан-Себастьян-ду-Рио-де-Жанейро;
  • Бенигна Кардозу да Силва (Benigna Cardoso da Silva; 1928-1941) — Дитя Епархии города Крату (штат Сеара), Мученица;
  • Игнасио Мартинес Мадрид (Ignacio Martinez Madrid; 1902-1942) – Испанский проповедник ордена Августинцев, миссионер;
  • Анна Сабатович (Anna Sabatovich; 1895-1943) известная также, как Амброзия (Ambrosia) — Украинская проповедница монашеского ордена Сестер Слуги Марии Непорочной;
  • Джузеппе Кальви (Giuseppe Calvi; 1901-1943) — Итальяно-бразильский проповедник Общины святого Иосифа;
  • Луис Гонсага до Монте (Luiz Gonzaga do Monte; 1905-1944) — Священник Архиепископии города Натал;
  • Юлий Амилиус де Ломбарде (Julius Aemilius de Lombaerde; 1878-1944) — Бельгийский священник Миссии Священного Семейства; Основатель Миссий Богоматери Пресвятой Богородицы, Дочери Непорочного Сердца Марии и Сестры Богоматери Священного Таинства;
  • Антонио Альварес да Сильва (Antonio Alvares da Silva; 1913-1945) — Священник Ордена Францисканских монахов;
  • Марчиано Бернардес да Фонсека (Marciano Bernardes da Fonseca; 1859-1946) — Священник Архиепископии Жуис-ди-Фора (штат Минас-Жерайс);
  • Иоганн Баптист Реус (Johann Baptist Reus; 1868-1947) — Иезуитский священник, миссионер;
  • Антония Мартинс де Маседо (Antonia Martins de Macedo; 1852-1950) — Основательница ордена Францисканских сестер Сердца Марии;
  • Гумбертус Линден-младший (Humbertus Linden Jr.; 1876-1960) известный также, как Бруно (Bruno) — немецкий священник Францисканских монахов;
  • Вичента Гиларте Алонсо (Vicenta Guilarte Alonso; 1879-1960) более известная, как Ильдефонса (Ildefonsa) – Испанская монахиня, миссионер, проповедница религиозного ордена Дочерей Иисуса;
  • Доницетти Таварес де Лима (Donizetti Tavares de Lima; 1882-1961) — Священник епархии Сан-Жуан в г. Боа-Виста (штат Рорайма);
  • Лафайет да Коста Коэльо (Lafayette da Costa Coelho; 1886-1961) — Священник епархии муниципалитета Гуаньяйнс (штат Минас-Жерайс);
  • Антонио Рибейро Пинто (Antonio Ribeiro Pinto; 1879-1963) — Священник Архиепископии Марианы;
  • Нельсона Сантана (Nelson Santana; 1955-1964) более известный, как Ненсиньо (Nelsinho) — Дитя епархии Сан-Карлос;
  • Мария Елизавета де Оливейра (Maria Elizabeth de Oliveira; 1951-1965) — Дитя Архиепископии города Пасу-Фунду (штат Риу-Гранди-ду-Сул);
  • Францискан Бенисия Оливейра (Franciscan Benicia Oliveira; 1896-1966) известная, как Клименсия (Clemencia) — член ордена Дочери милосердия;
  • Кармен Катарина Буено (Carmen Catarina Bueno; 1898-1966) — Проповедница учений Монахов-Кармелитов;
  • Маурилио Тейшейра-Лейт Пенидо (Maurilio Teixeira-Leite Penido; 1895-1970) — Жрец в Архиепископии Рио-де-Жанейро;
  • Альберто Фугер (Alberto Fuger; 1892-1970) — Священник епархии муниципалитета Оливейра (штат Минас-Жерайс);
  • Герминио Пинцетта (Herminio Pinzetta; 1911-1972) — Проповедник учений Францисканских Капуцинов;
  • Албино Алвес да Кунья Сильва (Albino Alves da Cunha Silva; 1882-1973) — Священник епархии муниципалитета Катандува (штат Сан-Паулу);
  • Жозе да Сильва Коутиньо (Jose da Silva Coutinho; 1897-1973) — Священник Архиепископии штата Параиба;
  • Сильвио Мария Дарио (Silvio Maria Dario; 1919-1974) — епископ епархии Итапева (штат Сан-Паулу);
  • Антонио де Алмейда Лустоза (Antonio de Almeida Lustosa; 1886-1974) — Исповедуемый священник ордена «Селезианцы Дона Боско» и епархии Форталезы;
  • Мария Иоанна Ласельва (Maria Joanna Laselva; 1910-1974) — преданный член духовного Ордена Непорочного Зачатия;
  • Рудольф Лункебейн (Rudolf Lunkebein; 1939-1976) — Германо-бразильский проповедник ордена «Селезианцы Дона Боско», мученик;
  • Мигель Афонсу де Андраде Лейте (Miguel Afonso de Andrade Leite; 1912-1976) — Священник епархии в Сан-Жуан-дел-Рей (штат Минас-Жерайс);
  • Альфонсо де Каро (Alfonso de Caro; 1940-1977) — Священник Архиепископии Салерно-Кампанья-Ацерно (Италия); миссионер, проповедник епархии в Риу-Бранку (штат Акри);
  • Альдериги Мария Торриани (Alderigi Maria Torriani; 1895-1977) — Священник Архиепископии муниципалитета Позу-Алегри (штат Минас-Жерайс);
  • Мария Милито (Maria Milito; 1913-1980) известная, как Леония (Leonia) — Итальянская монахиня, основатель миссии Сестер Святого Антония «Мэри Кларет»;
  • Либерио Родригес Морейра (Liberio Rodrigues Moreira; 1884-1980) — Священник епархии Дивинополиса (штат Минас-Жерайс);
  • Франц де Кастро Хольцварт (Franz de Castro Holzwarth; 1942-1981) — Проповедний епархии Сан-Жозе-дус-Кампуса;
  • Мария да Консеисао Сантос (Maria da Conceicao Santos; 1907-1981) — Прославленная проповедница ордена Сестра Богоматери Милосердия;
  • Габриэль Паулино Буэно Коуту (Gabriel Paulino Bueno Couto; 1910-1982) — исповедуемый священник ордена Кармелитов; Епископ муниципалитета Жундиаи;
  • Элисеу Мария Кароли (Eliseu Maria Caroli; 1900-1982) — епископ Сан-Мигел-ду-Гуамы (штат Пара); Основатель миссии Сен-Тереза;
  • Исабель Кристина Мрад Кампос (Isabel Cristina Mrad Campos; 1962-1982) — мирянка, юный член Архиепископии Марианы, Мученица;
  • Антонио Кампело де Арагао (Antonio Campelo de Aragao; 1904-1984) — Исповедуемый священник монашеского ордена «Селезианцы Дона Боско», епископ Петролины (штат Пернамбуку), основатель общества Сестер-Посредниц Мира;
  • Оттон Мотта (Othon Motta; 1913-1985), епископ Кампаньи (штат Минас-Жерайс);
  • Клеуза Каролина Роди Коэльо (Cleusa Carolina Rody Coelho; 1933-1985) — проповедница учений общества Августинцев, мученица;
  • Жоао Луис Поззобон (Joao Luiz Pozzobon; 1904-1985) — мирянин, диакон епархии Санта-Марии (штат Риу-Гранди-ду-Сул);
  • Жоао Бенвегну (Joao Benvegnu; 1907-1986) — Священник епархии Пасу-Фанду;
  • Виктор Коэльо де Алмейда (Victor Coelho de Almeida; 1899-1987) — исповедуемый священник-редемпторист, миссионер;
  • Антонио Синибальди (Antonio Sinibaldi; 1937-1987) — Итальянский священник Францисканского монастыря, миссионер;
  • Мария Гизельда Виллела (Maria Giselda Villela; 1909-1988) — Проповедница учений Монахов-Кармелитов;
  • Дина Аморим (Dinah Amorim; 1917-1988) — Проповедница религиозных учений Дочерей Марии-Эсколапиас;
  • Хосе Гумерциндо Сантос (Jose Gumercindo Santos; 1907-1991) — Священник, основатель Конгрегации Святой Терезии и Конгрегации Божественного Учителя;
  • Роберто Джованни (Roberto Giovanni; 1903-1994) — проповедник Конгрегации Святого Стигмата;
  • Джулио Пиготти (Giulio Pigotti; 1916-1995) известный также, как Микеланджело из Маренеллы (Michelangelo of Marenella) — Итальянский священник Францисканских капуцинов, миссионер;
  • Эдмундо Армандо Сент-Клер Игреха (Edmundo Armando Saint’Clair Igreja; 1914-1996) — Священник Архиепископии Белена (штат Пара);
  • Мария де Лурдес Гуарда (Maria de Lourdes Guarda; 1926-1996) — Мирянин, член епархии муниципалитета Жундиаи;
  • Пио Джаннотти (Pio Giannotti; 1898-1997) — Итальянский священник Францисканских капуцинов;
  • Хосе Антонио до Куто (Servant of God Jose Antonio do Couto; 1927-1997) — исповедуемый священник Конгрегации Святого Сердца Иисуса, епископ Таубате (штат Сан-Паулу);
  • Жозе Барбоса де Андраде (Jose Barbosa de Andrade; 1965-1999) — мирянин, житель Архиепископии Сан-Паулу;
  • Флорипес «Лола» Дорнелас де Хесус (Floripes «Lola» Dornelas de Jesus; 1913-1999) — мирянин, житель Архиепископии Мариана;
  • Гектор Пессоа Камара (Hector Pessoa Camara; 1909-1999) — архиепископ городов Олинда и Ресифи (штат Пернамбуку);
  • Назарено Ланциотти (Nazareno Lanciotti; 1940-2001) — Итальянский миссионер, служивший в епархии Сан-Луис-де-Касерес, мученик;
  • Луиджия «Джинетта» Каллиари (Luigia «Ginetta» Calliari; 1918-2001) — Итальянская миссионерка, мирянка, жительница епархии Озаску (штат Сан-Паулу);
  • Мария Луиза Ресенде Маркес (Maria Luiza Resende Marques; 1915-2005) — Проповедница учений Монахов-Кармелитов;
  • Алоизио Себастьяо Боинг (Aloisio Sebastiao Boeing; 1913-2006) — Священник Конгрегации Святого Сердца Иисуса, Основатель Марианского Братства Святого Сердца Иисуса;
  • Лучано Педро Мендес де Алмейда (Luciano Pedro Mendes de Almeida; 1930-2006) — иезуитский священник; Архиепископ Марианский;
  • Анджело Ангиони (Angelo Angioni; 1915-2008) — Священник епархии Сан-Жозе-ду-Рио-Прету (штат Сан-Паулу);
  • Гвидо Видаль Франка Шаффер (Guido Vidal Franca Schaffer; 1974-2009) — семинарист архиепископии Сан-Себастьян-ду-Рио-де-Жанейро;
  • Арнальдо Рибейро (Arnaldo Ribeiro; 1930-2009) — Архиепископ Рибейран-Прету (штат Сан-Паулу);
  • Зильда Арнс Нейман (Zilda Arns Neumann; 1934-2010) — Мирянка, житель Архиепископии Куритибы (штат Парана).

>Святой Дух

Святой Дух в Церкви

Я хотел бы поговорить о Святом Духе в Церкви, — о Нем Самом и о том, что Он совершает и в Церкви, и над нами, как Он воздействует на нас, как действует в нас и через нас.

В Священном Писании есть два рассказа о даровании Святого Духа. Сразу вспоминается то, что описано во второй главе книги Деяний, — Пятидесятница. Другой рассказ — в 20-й главе Евангелия от Иоанна — приводил в недоумение многих толкователей. Его пытались объединить с первым, слить их воедино, равно связать оба рассказа с Вознесением. Я подойду к этим двум рассказам проще, более непосредственно, как мы находим их в Писании, и попытаюсь показать,что в них есть общее и чем различаются эти два события.

В 20-й главе Евангелия от Иоанна мы читаем о первом явлении Христа после Его Воскресения. Первые Его слова — слова успокаивающие: мир вам. Того мира, который даровал Христос, не мог дать мир сей. Мир, который дал Христос, наполнил весь дом, остался с Апостолами навсегда. Это тот мир, который сошел на них, когда они обнаружили, что ужас Великой пятницы ушел навсегда, что человеческая ненависть не убила Божественную Любовь, что человеческое общество не смогло исключить Живого Бога из своей среды во тьму внешнюю. Этот мир сошел на них, потому что они знали, что жизнь не была убита, жизнь не угасла, что Бог поистине среди них и что имя Мессии, Эммануил, о котором мы узнаём в начале Евангелия от Матфея (1:23), истинно не только в начале, но как конечная победа: Эммануил, Бог среди нас, с нами Бог.

И затем Господь дохнул на Своих учеников и сказал: Примите Духа Святого. К этому дарованию Святого Духа следует подойти, мне кажется, очень внимательно и вдумчиво. Во-первых, этот дар был сообщен всем Апостолам в их совокупности, всем присутствующим, но никто из них не обладал им по отдельности. С другой стороны, тем, кто присоединился к апостольскому кругу позднее, не было нужды получать как бы дополнительно этот дар. Вы помните, что апостола Фомы не было в тот вечер вместе с прочими Апостолами. Когда неделю спустя Христос снова явился Своим ученикам и Фома был с ними, и Христос укорил его за неверие и предложил осязать раны на руках и в боку, чтобы не остаться неверующим, уверовать, то после исповедания апостола Фомы: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28) — Христос не стал даровать ему Духа, Которого прежде уже приняли другие Апостолы. Поскольку Фома принадлежал к апостольскому кругу, был одним из них, не откололся от них — он вместе со всеми обладал тем, что было вверено их сообществу, всем в совокупности не как группе людей, а как единому целому.

Может быть, здесь можно провести параллель с сошествием Святого Духа на Самого Господа Иисуса Христа на берегу Иордана (Мк 1:9–11). Эти одиннадцать Апостолов, которые составляли Его тело, приняли Духа Святого, Он был вверен им. Он пребыл в их среде, в их общности, и Он объединял их в общину. Не община обладала Святым Духом, — Он охватывал общину, руководил ею, покорял ее. И вместе с тем чего-то еще недоставало той полноте, которую Церковь познала позднее. Они приняли Святого Духа, хранили Его, но никто из них не достиг той полноты, какая должна принадлежать членам Церкви, составляет их призвание. Несмотря на этот дар, этот залог вечности, это эсхатологическое вторжение Духа в среду Апостолов, отношения между Святым Духом и тварным миром еще не достигли полноты, как говорит в одном месте Иоанн Богослов: потому что Христос еще не восшел к Отцу (см. Ин 7:39).

Шло время. Они вместе обладали этим даром Святого Духа, но неспособны еще были приносить плоды Духа, потому что Он был вверен их общности, их единству, но еще не исполнил их, не охватил каждого из них так, чтобы каждый из них мог самолично — пусть и в единстве с другими — действовать во имя Божие. Это произошло через пятьдесят дней, в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на них и каждый из них получил дар, принял огненный язык, означавший схождение Святого Духа (Деян 2:3). Никто из них не мог бы обладать Духом, если бы все вместе, в зачаточном единстве как Тело Христово, они не были уже объяты Духом: это было свойственно всем, принадлежало всем и потому могло принадлежать каждому из них. Да, всем, но по-разному. Можно потерять дар Духа. Можно стать чуждым этому Присутствию, даруемому нам в нашей личной жизни, и тем не менее Дух Святой не оставляет Церковь. Скажем, если в древности отступников, тех, кто публично отрекся от Христа и вернулся к язычеству, затем принимали в лоно Церкви, их принимали не только через покаяние, но они должны были снова получить печать Святого Духа. Они стали чужды Ему, потому что сами отреклись от Него.

С другой стороны, не только с богословской точки зрения, но из опыта жизни в Церкви, который у каждого из нас есть, из жизни Церкви в истории или в наши дни, мы видим, что Дух Божий не оставляет Церковь, когда ее члены колеблются, отклоняются от истины, ищут истину, но на пути этого искания впадают в ошибки. Дух Божий всегда присутствует, всегда деятелен, Он призывает, учит, наставляет, действует в нас, обновляет всех нас, остаемся ли мы верными или колеблемся и оказываемся изменниками. Святой Дух, дарованный в событии, которое один православный богослов назвал Иоанновской Пятидесятницей1, действием, описанным в Евангелии от Иоанна, сохраняется всей целокупностью Церкви. Никто не обладает Им, и вместе с тем для каждого, кто входит в апостольский круг, который все расширялся на протяжении веков, — и когда я говорю “апостольский круг”, я не имею в виду духовенство, я имею в виду всех тех, кто связан с апостольской верой, апостольской жизнью, вернее, жизнью Самого Христа, пребывающей, действующей в Его теле, — этот дар Святого Духа составляет условие нашей личной святости.

Кто есть Святой Дух?

Если мы поставим себе вопрос, Кто есть Дух Святой, думаю, можно начать с замечания, которое много лет назад высказал Владимир Николаевич Лосский. Он говорит, что Отец открывается в Сыне, через Сына. Сына открывает Святой Дух. Но Сам Дух остается неуловимым. Он еще не явлен так, как Отец явлен в Лице Сына. Откровение Духа, победы Божией, сияние Божественной Жизни явлено самим человечеством. Священномученик Ириней Лионский в одном из своих писаний говорит, что слава Божия — это до конца осуществленный человек. Каждый из нас в отдельности и все вместе, каждый из нас и та общность, которую мы составляем — вот где должно быть видно сияние Духа. Другого не дано. И это ставит нас в совершенно особые отношения с Третьим Лицом Святой Троицы, Господом Духом Святым. Мне кажется, невозможно определить соответствующим образом, Кто такой Святой Дух; мне кажется, самое лучшее, что можно сделать, это подойти к вопросу описательно, в образах, или попытаться уловить через плоды Духа, через Его действование все, что можно уловить о Нем.

Во-первых, один образ. Это до некоторой степени переработка древней аналогии, древней притчи. Если попытаться представить себе или передать кому-то взаимоотношения Лиц Святой Троицы, Их особенности, можно обратиться к древнему образу из Священного Писания, образу горящей купины, которую увидел Моисей в пустыне (Исх 3:2): куст, который горел, не сгорая. Таинственное, непредставимое свойство этого несгорающего пламенения мы можем наблюдать косвенным образом. Когда Моисей оказался перед лицом этого горящего куста, он не уловил горения, — он уловил пламя и тепло. Само горение не укладывается в рамки того, что доступно нашему познанию, нашему восприятию, — горение можно видеть, тепло можно ощутить постольку, поскольку мы охвачены им, разделяем его. В подобных образах можно говорить о тайне Бога, в терминах горящей купины, куста, который горит и непостижимо, невероятно для нас — не сгорает. И вместе с тем это горение мы постигаем через языки пламени и тепло, которое становится частью нас самих, или вернее сказать, частью которого мы сами становимся. В чем разница между этим теплом и этим пламенем? Пламя — объективное явление, часть зримого опыта. Оно говорит о чем-то, но остается для нас внешним явлением. Представьте это так: можно стоять перед горящим камином, видеть, как горит в нем полено, не понимая сути горения, но воспринимая его через пламя. В этот момент мы воспринимаем одновременно горение, пламя, тепло. Но можно оказаться на улице, смотреть в чье-то окно, видеть языки пламени и ничего не ощущать, кроме окружающего нас холода. То, что мы видим пламя, объективно утверждает, что оно есть, но ничего не сообщает нам о самом пламени. Если бы я из опыта не знал, что пламя означает горение и тепло, я, стоя снаружи, на улице, вполне имел бы право утверждать, что пламя не греет. Это утверждение неполно, если не прибавить к нему еще нечто.

Не это ли имеет в виду Писание, когда говорит нам, что Дух открывает нам, Кто есть Иисус (Ин 15:26)? Его природа, Его Личность поистине отвечают на вопрос “Кто?”. Только когда мы ощутили тепло, мы можем уловить связь пламени с горением, но если мы опытно не ощутили тепла, иными словами, если Дух Святой не коснулся нас, мы можем все знать о пламени и тем не менее высказывать ошибочные, кощунственные суждения. Опять-таки, не об этом ли говорит Писание словами Самого Христа, что всякая хула на Христа простится: потому что Он есть “Да”, “Аминь”, Он — утверждение, положительный факт вне нас самих. Он — объективное утверждение Бога в истории; а грех против Духа не может быть прощен (Мк 3:29).

Дух дышит, где хочет

Кто есть Святой Дух и что такое грех против Него?

Как же тогда понимать, Кто есть Дух Святой и что такое грех против Него? И здесь я хочу подчеркнуть, что то, что я собираюсь сейчас изложить, — это одна из многих и различных догадок, которые были высказаны относительно греха против Духа Святого. Если образы, которые я привел, убедительны, то вы поймете и согласитесь, что неуловимое, не поддающееся никакому нашему анализу тепло, льющееся из горящего куста, может быть познано только опытным ощущением; но если только мы его ощутили, его невозможно отрицать. А если оно отрицается, то этому отрицанию может быть два основания: или человек безумен и утверждает, что замерзает, хотя охвачен теплом, или по каким-то собственным причинам — а причины могут быть самые различные — готов отрицать собственный опыт, отрицать то, что совершенно определенно сам знает как истину. И это можно исправить только той переменой ума, которая называется покаянием, обращением, метанойя по-гречески, — изменение ума, готовность правдиво сказать о том, что нам известно как истинное, отречься от собственного внутреннего отвержения истины. Эти же образы, возможно, могут помочь не то что углубиться, но хотя бы сколько-то вглядеться в другой, более сложный вопрос об исхождении Святого Духа.

Я изложу его, как и все, что говорил до сих пор, очень примитивно. Тепло рождается не от пламени, а от того, что горит полено. Тепло исходит из того же источника, что и пламя. Благодаря тому, что есть горящий куст, есть и пламя, и тепло. Одно происхождение, один, единый и единственный источник.

Опять-таки, если эти образы по-своему приемлемы, нам делается понятно, что природу пламени мы познаем только через то, что ощущаем тепло. Только Святой Дух может открыть нам, Кто есть “Да” и “Аминь”, зримое проявление Отца в истории. И таково первое действие и свойство Святого Духа. Он есть Дух Истины. Он открывает нам Истину о Боге и Истину о человеке. Он открывает нам в пророке из Галилеи воплощенного Сына Божия. Он открывает нам значение всех Его слов, Его Слова. Он есть Дух Истины и ведет нас ко всякой истине. И я употребил слово “ведет к” не напрасно, потому что истина — не что-то, что установлено раз и навсегда. Это не утверждение, не система верований, не мировоззрение. Это живая, динамичная реальность. Истина — не что-то, Истина — Кто-то: Я есмь истина (Ин 14:6). И потому, открывая нам Христа во всей полноте, во всем Его содержании, во всем, что Христос Сам открывает нам как Слово, являющее глубины Божества, как Сын, являющий тайну Отцовства, Святой Дух шаг за шагом ведет нас не к новым истинам, а во все новые глубины, ко все большему видению Того, Кто есть Истина.

Святой Дух также открывает нам глубины человека

Святой Дух также открывает нам глубины человека. Он открывает нам и связь, которая есть между нами и Богом. Он исследует глубины человека. Он открывает нам ту глубину, которая глубже психологической области: нашу укорененность в творческом Слове Божием, нашу укорененность в животворном Слове Божием. Он учит нас также совершенно новым отношениям с Богом. Вне отношений со Святым Духом, вне доверительных отношений через Него с Единородным Сыном Божиим мы могли бы говорить о Боге как о Творце, о Вседержителе, Господе и Судии, как о Промыслителе, может быть, как о Спасителе. Но мы не могли бы назвать Его Отцом иначе как чисто метафорически, без реального онтологического взаимоотношения между Ним и нами, без сущностной связи. Это был бы образ, а не глубоко подлинное взаимоотношение. Но постольку поскольку мы связаны со Христом, как связаны члены одного тела, поскольку Дух Божий, почивший на Христе, пронизывает это тело дарами Святого Духа (см. Евангелие от Иоанна и книгу Деяний), постольку тем самым Христос — брат нам, мы единосущны Ему. И это Его собственные слова: Идите и скажите братьям Моим, что они встретят Меня в Галилее (см. Мк 16:7). В этом братстве со Христом мы открываем зачаточным образом, смутно, что такое сыновство и чем может быть отцовство — не в эмпирической жизни нашего надломленного, полного разделения мира; мы открываем в Нем, что значит быть сыном, и через Него мы можем зачаточно, гадательно представить себе, что означает иметь Отца и Кто, Каков может быть этот Отец. В тот момент, когда мы перестаем употреблять такие слова как Господь Вседержитель, Господь Бог, Бог Судия, и бываем способны хотя бы зачаточно произнести Отец, мы можем сказать, что нашей молитвы коснулось веяние Святого Духа. Иначе как силой и действием Святого Духа, через откровение, даруемое силой и действием Святого Духа, мы не можем обратиться со словом Отец к Тому, Кто есть Святой Израилев.

И наконец, как я уже упоминал, приход Святого Духа, то, что Он нам открывает, зачаток всего этого совершается в этом мире, но ведет нас к полноте, которая будет явлена в будущем мире, в Царстве Божием, в жизни вечной. У Святого Духа есть свойство, элемент чисто эсхатологический, принадлежащий исключительно последним вещам, конечному свершению всего. Только когда все будет завершено, все человечество станет в своей славе откровением пребывающего в нем Святого Духа, Который приобщает человечество Божеству, превращает весь мир в место вселения Божия. Но и в наше время Дух Святой действует в Церкви двояким образом, и об этом я хочу коротко сказать: действует в эсхатологическом измерении и в делании христианина.

Святой Дух. Евхаристия

Первое принадлежит области литургической. Всякий раз при совершении таинств, в частности, таинства Евхаристии, Православная Церковь призывает Святого Духа, молит Его прийти и осенить и собравшуюся общину, и приготовленные Дары. Это не просто своеобразный способ совершить таинственное действие, как бы самый лучший способ освятить Святые Дары. Суть эпиклезы, обращения к Святому Духу, чтобы Он сошел на нас и на приготовленные Дары, в том, что то, что должно совершиться, чтобы хлеб и вино могли стать Телом и Кровью Христовыми, приобщиться Божеству, — принадлежит будущему веку. Это может совершиться только потому, что Дух Божий, дарованный Церкви, пребывающий в ней, действующий в ней державной силой и могуществом Божиим, вводит в историческое время измерение и качество последних свершений, исполнения всего. Иначе это не могло бы совершиться в нашем историческом времени, в нашем состоянии становления. Это вторжение вечности, это расширение нынешнего состояния вещей в то, каким оно будет, когда все достигнет полноты, — вот непременное условие совершения таинства. И это становится совершенно ясно (хотя звучит нелепо с языковой точки зрения) из молитвы в литургии, где мы просим Бога даровать нам сегодня Его грядущее Царство.

И второе. Святой Дух в Своем эсхатологическом измерении вещей конечных определяет также, каково должно быть действие христианина, христианское действование. Неповторимая отличительная особенность христианского действования в том, что оно — действие Божие, осуществляемое через человека, будь то отдельный человек или община людей. Христианское действие — это действие Бога, исполненное, совершенное посредством человека. И ему присуще, как всем действиям Божиим, эсхатологическое измерение последних свершений. Человеческая мудрость, умудренность собирает из прошлого человеческого опыта все возможные ответы и включает их в настоящее с тем, чтобы разрешить проблемы сегодняшнего дня, и проецирует их на будущее, планируя будущие свершения. Божественная Мудрость, мне кажется, не определяется такой причинностью; действие каждого настоящего момента не обусловлено ни настоящим, ни прошлым, — всегда только будущим. Бог действует ради чего-то, а не из-за чего-то. В Божественном действии всегда есть нечто беспрецедентное, неожиданное, что вносит в ситуацию абсолютную новизну. Пример такого действия Святого Духа, принадлежащего истории, — Воплощение. Воплощение — не только ответ на прошлое человечества и на его состояние текущего момента, когда оно произошло, когда все созрело к этому событию. Воплощение — действие Божие, которое вводит в историческую ситуацию нечто, чего прежде в ней не было. Живой Бог становится частью, частицей человеческой истории, становления человека. И одновременно человечество так соединяется с Богом, настолько включено в тайну Божию, что в Вознесении наше человечество унесено в сердцевину тайны Святой Троицы. Здесь можно видеть, как Святой Дух, осенивший Матерь Божию, осуществил действие Божие, в котором Пресвятая Дева полноправно участвует Своим Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38), и вводит в историю нечто небывшее, новый образ Присутствия Божия.

Из ответов на вопросы про Святой Дух

Вы упомянули место у Иоанна Богослова, что Духа еще не было на земле, потому что Христос еще не взошел к Отцу. Как это понимать, если только Святой Дух — источник жизни, благодати, боговедения, всего..?

Не было времени, когда Святого Духа просто не было в мире. В противном случае никогда не произошла бы никакая встреча между Богом и Его тварью. Если “Бог” был бы просто объективным понятием, недоступным Своему творению, не вызывающим у твари никакого отклика, то могло бы быть объективное знание мертвого божества, но не Живого Бога. Но древние комментаторы считали, что когда Писание нам говорит, что Духа еще не было, потому что Христос еще не восшел к Отцу, то оно говорит о том, что Дух присутствовал, осенял мир, творимый Богом, Дух привлекал людей, руководил ими, но как бы извне, стучась будто снаружи у дверей, призывая извне, ожидая, чтобы человек отозвался, потому что человек был создан таким, что он способен понять этот призыв и отозваться.

Разница между тем, что произошло в Церкви в этот определенный день и в день Пятидесятницы в том, что отношение между Духом и Церковью, Духом и каждым отдельным членом Церкви — возьмем хотя бы Апостолов — было реальное вселение, Дух был в них, Дух был связан с ними… Опять-таки если взять образ, который предлагают Отцы: как огонь может пронизать железо. Это не было внешнее воздействие, голос как бы извне, это было внутреннее Присутствие, неведомое прочим в таком виде, в таком смысле. Я не думаю, что может быть адекватное учение о Святом Духе, пока все не достигнет своей полноты и пока все человечество в лице каждого его члена не просияет Духом, не станет Его отражением, видением.

Вы прочитали материал «Святой Дух». Читайте также — «Придите, обедайте»

Все-таки слова о том, что грех против Святого Духа не простится, очень страшны. Порой сознаешь в себе не просто грехи, а — греховность, гордость, бунт, злую волю. Где грань, после которой мы отрезаны?

Когда люди сокрушенно говорят мне, что им кажется, что главный их грех — гордость, я обычно отвечаю: “Не волнуйтесь. Вы слишком мелки для гордости. Это просто тщеславие”. Мне думается, когда вы говорите о люциферианском бунте, вы говорите о том, на что вы неспособны. Мне кажется, бунт, о котором вы говорите, не просто своеволие, как бы капризность ребенка, который не хочет делать то, что следует. Восстание, которое могло бы отсечь нас от Бога, не просто акт своеволия. Это намеренное, продуманное действие, решение, и не просто выбор по минутному настроению, а решительный выбор против Бога.

Писание говорит нам, что не мерою дает Бог Духа (Ин 3:34), что означает: дает Его Всего — каждому, кто готов принять Его. Есть однако древнее присловье, которое дополняет эти слова и говорит, что, как ни печально, но мы принимаем Его в свою меру. То есть соответственно широте и глубине своего сердца, своего великодушия, своей способности отдаваться как можно более совершенно, быть до конца верными, мы получаем больше, чем если мы колеблемся волей, сомневаемся. Предлагается все, абсолютно все, — мы можем взять столько, сколько способно вместить наше сердце… Можно сказать, что Дух Святой пребывает в полноте в Церкви, и каждый из нас причастен Святому Духу в той мере, в какой способен воспринять Его и понести. И я бы добавил, что это не неизменное состояние; бывают моменты, когда добрую волю сменяет злая воля. Но Бог никогда не оставляет нас, разве что мы прямо скажем: “Уйди! Я выбрал другую сторону!”.

Но даже и тогда Он не просто отойдет с безразличием. Он будет стучаться в двери вашего сердца воспоминаниями о Себе, порывами вашего сердца, Своим голосом, всем, что ведет к Нему — потому что мы сотворены такими, что способны отозваться; Он будет стучаться через обстоятельства жизни, через людей… Я бы сказал, что к каждому из нас можно отнести фразу из “Пастыря” Ерма, который описывает свои видения, где его ангел-хранитель (его он и называет Пастырем) дает ему наставления. И в одном месте ангел говорит ему: “Не бойся, Ерм, не оставит тебя Бог, пока не сокрушит либо сердце твое, либо кости твои”.

В наше время люди часто не знают о Боге, о христианстве, но ищут Бога, обращаются к Нему, как будто знают Его зачаточно. Кто-то приходит ко Христу, кто-то проходит мимо…

Я не знаю, что происходит, каким таинственным образом душа связана с Богом. Я уверен, что каждый, кто призовет Бога, каким бы именем он Его ни называл, обращается к Единому Богу. Пусть человек молится и обращается к воображаемому Богу, слышит-то его истинный Бог… Бог отзывается на то, что в сердце человека, не на его умственные представления или недостаточное знание. Но мне кажется, что, когда человек открыл для себя Христа, то в какой-то момент все прочие имена должны исчезнуть, потому что во Христе есть нечто настолько неповторимое, что не может быть поставлено в один ряд ни с какими другими именами. У человечества были великие и святые наставники помимо Христа, но никто из них не был и не будет тем, Кем был Христос: Бог, пришедший в мир. Дело не в том, что Его учение было самое лучшее, все дело в Его личности и в Воплощении.

Перевод с английского Е. Майданович

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *