Духов день когда

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА

День Святого Духа, Духов день (греч. Δευτέρα τοῦ ἁγίου Πνεύματος, цсл. Понедельник Святаго Духа), праздник в честь Святого Духа, отмечается Церковью на следующий день (в понедельник) после Пятидесятницы.

Этот праздник был установлен «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Праздник в честь Св. Духа начинается вечерней, которая совершается непосредственно за Литургией Пятидесятницы. За этою вечерней читаются особые три молитвы, составленные св. Василием Великим. Во время чтения их молящиеся в первый раз после Великого поста преклоняют колена. Впрочем, эта великая вечерня обычно считается службой самого праздника Пятидесятницы, а не Духова дня; в Типиконах различных редакций изложение устава богослужения на Духов день начинается с повечерия или утрени.

По положению в кругу литургического года Духов день соответствует другим дополнительным памятям, часто сопровождающим важнейшие церковные праздники и посвященным тем лицам или событиям, которые имели особое участие в праздновавшемся накануне событии священной истории,- такими памятями являются Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор св. Иоанна Предтечи на следующий день после праздника Крещения Господня, память святых Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память святых Симеона и Анны на следующий день после праздника Сретения Господня и др. В тех случаях, когда основной праздник относится к Господским двунадесятым, служба следующего дня открывается великой вечерней и имеет славословную утреню (см. Знаки праздников месяцеслова), за которыми повторяется значительное число песнопений, звучавших за богослужением основного праздника. Аналогичный устав имеет и Духов день, относящийся к Третьему Лицу Пресвятой Троицы, Чьему действию посвящен предшествующий Духову дню праздник Пятидесятницы.

В древнейшей традиции днем Св. Духа считался сам праздник Пятидесятницы (так, в Слове на Пятидесятницу свт. Григорий Богослов писал: Τίμησον τὴν ἡμέραν τοῦ Πνεύματος — Почти день Духа ). В памятниках древнего иерусалимского богослужения Духов день не праздновался: в армянском переводе святоградского Лекционария, отражающем практику V в., для понедельника после Пятидесятницы не приведено никаких указаний; в груз. переводе святоградского Лекционария, отражающем практику примерно V-VII вв., упоминаются, причем не во всех рукописях, лишь лития (крестный ход), совершавшаяся в понедельник после Пятидесятницы, и апостольское и евангельское чтения этого дня (Еф. 5, 6-12 и Мф. 13, 1-9) . Нет празднования Духова дня и в Типиконе Великой церкви, отражающем практику константинопольского кафедрального богослужения IX-XI вв.: в понедельник после Пятидесятницы здесь описаны лития и богослужение в честь св. апостолов, как участников события, в константинопольском Апостолейоне, а также в память землетрясения (Апостол на литургии — Еф 5. 8b — 19; Евангелие — Мф 18. 10-20; те же чтения указываются и в визант. послеиконоборческих монастырских Типиконах как чтения Духова дня, хотя выбор Евангелия здесь соответствует константинопольскому празднованию св. апостолам и не связан напрямую с прославлением Св. Духа) . В Типиконах студийской традиции Духов день появляется начиная с древнейших сохранившихся памятников (XI в.).

Особенные традиции в давние времена

Народ с давних времен по-особенному отмечает Духов день. Обряды и обычаи тесно связаны с почитанием земли, природы.



1. Кормление земли. Предполагалось, что нужно в важный праздник пойти на поля и закопать небольшие кусочки еды в землю. Почетная задача должна выполняться самой старшей женщиной.
2. Слушание кладов. Считалось, что можно прислониться к земле и узнать свое будущее. Это рекомендовалось делать на закате, когда земля готова проявлять свою всемогущую силу.
3. Хождение босиком. Люди на Духов день старались рано утром пройтись по земле босиком для улучшения своей жизни. При этом бегать на земле на Духов день нельзя, ведь можно убежать от судьбы.
4. Создание лечебных травяных сборов. Предки верили в то, что на Духов день можно готовить травяные сборы, выбирая лечебные растения. Считалось, что сборы будут очень полезными для устранения разных болезней.
5. Смывание грехов. Предки старались умыться чистой колодезной воды для того, чтобы очистить себя от существующих грехов, ненастий, страданий. Духов день – это время, когда предки отправлялись к колодцам, бросали в воду монеты и молились. Затем нужно было умыться колодезной водой для смывания грехов и улучшения здоровья.
6. Деревянные голуби. Как известно, голуби символизируют Святой Дух, поэтому было принято подвешивать к потолку зданий деревянных голубей. Считалось, что это поспособствует улучшению жизненной энергии.
К нашему времени многие традиции, и обычаи оказались в прошлом, но верующие до сих пор стараются по-особенному провести Духов день.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *