Духовно нравственные ценности

ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Урок 29. Духовные ценности российского народа

Цели и задачи: познакомить учащихся с духовными ценностями и их видами; выяснить роль и значение религии в формировании духовных ценностей народа; познакомить с терминами и понятиями: духовные ценности, вечные ценности, общечеловеческие ценности, национальные ценности, конфликт ценностей, нравственная дилемма.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать духовные ценности; на конкретных примерах показывать роль ценностей в развитии человеческого общества; объяснять причины конфликта ценностей; понимать роль и значение религии в формировании духовных ценностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: осуществлять планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурировать полученные знаний; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: проблемный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Сидящие предо мной в классе ребята являются ровесниками. Вы читаете одни книги, смотрите одни и те же фильмы, обсуждаете одни и те же вопросы. Можно подумать, что все вы единомышленники. В известной мере это так и есть. Но есть нечто, решительно вас разделяющее. Это жизненные установки, наши представления о том, что дорого нашему сердцу. Один, скажем, полагает, что надо быть добрым, отзывчивым. Другой усмехается: такому добренькому и в автобус не войти. Многие нравственные заповеди очень значимы для одних ребят. Другие, напротив, относятся к ним равнодушно.

У грузинского народа есть традиция. Когда люди сидят за столом, они произносят разные тосты — за здоровье, за счастье, за благоденствие. Но вот праздник подходит к концу. Остается последняя здравица. Она всегда одинаковая — за все святое…

Вопросы к классу

— Как вы думаете, что подразумевается под этими словами?

— Какое отношение они имеют к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

Тема урока: «Духовные ценности российского народа».

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Общечеловеческие ценности.

2. Духовные ценности российского народа.

III. Введение в новый материал

Человек сам определяет, что для него свято, какие святыни для него дороги. Что же подразумеваем мы под этими понятиями? Обсудим этот вопрос на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Общечеловеческие ценности

С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение: «Смотри внутрь себя» — предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. А что определяет суть этого диалога? Конечно, те ценности, которые важны для человека. Что же такое ценности?

Задание: слушая рассказ учителя, дайте определение понятия «ценности», выделите и охарактеризуйте основные черты данного понятия.

О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него установки, знали давно. Однако слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось лишь в XIX в.

Ценность — незыблемая, сокровенная жизненная ориентация человека. А идеал — это высшая форма ценности. Исследователи подразумевают под ценностью то, что свято для конкретного человека, для меня лично.

Люди далеко не всегда опираются на знания, на рекомендации ученых. Допустим, я влюблена. Разве наука доказала, что мой парень самый лучший? Да мне и не нужны научные доводы.

Или человек знает, что он смертен. Это научный факт. Но люди часто ведут себя так, словно они бессмертны. Человек черпает жизненную энергию в том, что, по существу, противостоит холодному научному факту.

Следовательно, ценность — это нечто иное, нежели научная истина. Философы интуитивно догадались, что истины науки можно дополнить чем-то более значимым для человека, вырастающим из самых глубин его существа.

(По ходу проверки выполнения задания на доске составляется схема.)

Каждый человек не просто выбирает ценности. Он придает им различную значимость, т. е. выстраивает их по определенной иерархической системе.

А существуют ли вечные, универсальные ценности? То есть ценности, имеющие важное значение абсолютно для всех или для большинства людей?

Задание: послушайте миф и ответьте на вопросы.

Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела — строить дорогу, канал, вспыхивали между ними ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой.

И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому — музыканта, третьему — лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил, что к стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей.

Вопросы к классу

— О чем этот миф?

— Чему он нас учит?

— Какие вечные универсальные ценности вы можете назвать?

(По ходу проверки выполнения задания соствляется схема.)

Человек хочет, чтобы его любили, и ощущает внутреннюю потребность любить других.

Задание: прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Это было на Паралимпийских играх в Сиэтле. Девять атлетов — людей с ограниченными возможностями — вышли на старт, чтобы начать забег на дистанции 100 м. Было видно, как они волновались. На лицах можно было прочитать их самое заветное желание — прийти первым, выиграть. Прогремел стартовый выстрел, и соревнование началось. Не всем атлетам удался старт, не всем удалось справиться с волнением. У многих вместо плавного бега получались скованные движения, но все без исключения спортсмены старались изо всех сил.

На середине дистанции самый молодой из атлетов вдруг упал на беговую дорожку и заплакал от горечи потерянной возможности закончить забег. Зрители на трибунах ободряюще замахали ему. Огромные мониторы стадиона показали крупным планом упавшего спортсмена. А он сидел на беговой дорожке и, пряча слезы, тихонько причитал. Ничего не подозревавшие другие спортсмены, пробежавшие уже значительное расстояние, увидев экраны, замедлили бег и оглянулись назад. Они остановились и побежали обратно… Подоспевшие спортсмены помогли мальчику встать. Все девять атлетов обнялись и двинулись вновь к линии финиша.

Зрители на стадионе встали и аплодировали им, пока они не закончили свой забег. С экранов стадиона всем трибунам было видно, каким счастливым светом лучатся глаза этих людей, умеющих побеждать любые трудности. Эти особенные люди познали величайшую мудрость: самое важное в жизни — не победа для самого себя, а умение помочь другим выигрывать, даже если для этого необходимо остановиться и поменять свое направление движения.

Вопросы к классу

— Почему зрители аплодировали поступку спортсменов?

— Какие мысли возникли у вас при прочтении этого текста?

— Какой вывод для себя вы сделали?

(Проверка выполнения задания.)

Осознание человеком того, что есть такие общечеловеческие ценности, как сострадание, доброта и любовь, чувство долга, свобода и справедливость, руководит его поступками, регулирует его жизнь. Ценности создаются самими людьми в ходе исторического развития.

2. Духовные ценности российского народа

— Как вы думаете, какие духовные ценности свойственны российскому народу?

(По ходу ответов учеников составляется схема.)

Задание для первой группы: работая с текстом п. 1 § 23 учебника и дополнительным материалом, докажите, что российский народ обладает общечеловеческими ценностями.

Задание для второй группы: работая с текстом п. 1 § 23 учебника и дополнительным материалом, докажите, что российский народ обладает исторически унаследованными ценностями.

Задание для третьей группы: работая с текстом п. 1 § 23 учебника и дополнительным материалом, докажите, что российский народ обладает религиозными ценностями.

Дополнительный материал для первой группы

Система ценностей в пословицах и поговорках

Из 275 пословиц, включенных Владимиром Ивановичем Далем в раздел «Добро — милость — зло», можно составить три группы:

• первая группа пословиц рассматривает значение добра;

• вторая группа пословиц — зло и его проявления;

• третья группа пословиц дает характеристику положительным и отрицательным сторонам человека и общества.

Пословицы первой группы говорят о значении добра в жизни людей.

• Не век жить, а век поминать.

• Доброму добрая память.

• С добрым жить хорошо.

• Ласковое слово — что весенний день.

• Милость и на суде хвалится.

• Милость — подпора правосудию.

• Всякое даяния — благо.

Они ассоциируют зло с возмездием, говорят о том, что малое зло способно свести на нет большое добро, всепрощение должно стать девизом в жизни каждого человека.

• Добрым делом не кори.

• Он мухи не убьет.

• Наш Андрей никому не злодей.

• Зла за зло не воздавай.

• Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.

• Господин гневу своему — господин всему.

Они декларируют добро как потребность человека, о добрых, милосердных людях говорят, как о «луче света в темном царстве».

• Сам с воробья, а сердце с кошку.

• С доброхотом всякому в охоту.

• Свет не без добрых людей.

• Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

• И у курицы сердце есть.

• На милость образца нет.

Пословицы неизменно отмечают высокую цену добрых поступков.

• Доброму Бог помогает.

• Делать добро спеши.

• Доброе дело и в воде не тонет.

• Доброе дело крепко.

• Доброе дело навек.

• Лихо помнится, а добро век не забудется.

• Болезному милость творить — с Богом говорить.

Пословицы второй группы говорят о наличии зла, гнева в душах людей по отношению друг к другу.

• Гневайся, да не согрешай.

• Гневаться — дело человеческое, а зло помнить — дьявольское.

• Подсыпать кому перцу.

• Я им заварил кашицу, пусть расхлебывают.

• Согнать с бела света.

Они характеризуют дурных, злых людей.

• Как на лес взглянет — так и лес вянет.

• От черта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека — ничем.

• У злой Натальи все люди канальи.

• Сердце с перцем, душа с чесноком.

• Сера, что свинья, а зла, что змея.

• Ты ему слово, а он тебе десять.

• Немилостивому мил не будешь.

Третья группа пословиц констатирует грешную природу человека, говорит о том, что в разных ситуациях человек поступает по-разному.

• Не всяк злодей, кто часом лих.

• Туча не без грому — хозяин не без гневу.

• Где гнев, там и милость.

• Горького проклянут, а сладкого проглотят.

• Не все по затылку, ино и по головке.

Большая группа пословиц говорит о том, как тяжела жизнь, оправдывая недостатки людей, снисходительно отмечая их слабости.

• Это его слабая струна.

• Он на эту ногу немножко прихрамывает.

• Видно, не той ногой порог переступил.

• Левой ногой с постели ступил.

• Бог ему судья.

• Господь с тобой.

• Бог простит, только вперед не каверзи.

Пословицы говорят о том, что о человеке нужно судить по его делам, поступкам.

• Сделав добро, не кайся (не попрекай).

• Кому надо собаку ударить, тот и палку сыщет.

• Гнева не пугайся, на ласку не кидайся.

• Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу — в гневе.

• С живого кожу дерет.

• Дерет с живого и с мертвого.

Так в пословицах отразились представления о моральных качествах человека. В них утверждается мысль о том, что самое ценное человеческое качество — добродетель, и его надо воспитывать, так как причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, такому качеству, как стремление творить добро. Пословицы и поговорки заставляют каждого человека задуматься над своим мировоззрением, оценить поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно, помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе, передаваемые из поколения в поколение.

Вопросы для первой группы

— О каких пословицах и поговорках вы узнали?

— Как они характеризуют русский народ?

— Какую роль они играют в жизни людей?

— Какие духовные ценности они исповедуют?

Дополнительный материал для второй группы

Австрийский социолог и политический деятель Отто Бауэр говорил: «Нация — это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер». Следовательно, чтобы понять россиян, необходимо проследить, как исторически создавались ценности русского общества.

Свидетельства древних корней российского народа присутствуют повсеместно: от Новгорода до городских поселений Булгара и Казани. В национальном гимне также есть слова о великой славе и о народной мудрости предков. На страницах истории России есть и список славных военно-политических побед нашего Отечества:

• Невская битва (1240);

• сражение на Куликовом поле (1380);

• Полтавская баталия (1709);

• Бородинское сражение (1812);

• Великая Отечественная война (1941 — 1945).

Победа в Великой Отечественной войне стала символом высшего подвига и самопожертвования нашего народа во имя своей страны и во имя освобождения всего мира от коричневой чумы. В России национальная история — один из самых популярных предметов изучения. Историческая тематика постоянно присутствует в кино и на телевидении, художественной культуре в целом.

Россия — страна великой и неповторимой культуры, которая внесла огромный вклад в мировую цивилизацию. Эта часть самосознания россиян основана на реальных достижениях, известных каждому образованному гражданину страны. Эти достижения известны всему миру и тем самым формируют гордость россиян за свою страну. Это литература Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова и Шолохова. Это музыка Чайковского, Стравинского, Шостаковича и ее великих исполнителей — Шаляпина, Ойстраха, Ростроповича. Это театр Станиславского и балет. Это живопись Андрея Рублева, Шишкина, Сурикова, Малевича, Кандинского, Шагала. Это кинематограф Эйзенштейна, Бондарчука, Тарковского. Это народные песни Руслановой и Зыкиной.

Прошлое нашего Отечества убедительно свидетельствует о том, что во все времена государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизнеспособность общества. Своими истоками она уходит в древность, в период распространения христианства на Руси и борьбы с многочисленными захватчиками. Тогда формировались высокие моральные ценности нашего народа. В период военных реформ Петра I государственный патриотизм ставился выше всех ценностей. Служба Отечеству, служебное рвение были объявлены главной добродетелью как непременное условие получения чинов, наград и званий и закреплены в «Табели о рангах».

Патриотизм наших соотечественников носит особый характер. Он формировался в течение многих столетий и передавался из поколения в поколение как высшая духовная ценность. Можно выделить характерные черты, свойственные патриоту-россиянину, а значит, и патриотизму российского воина:

1. Жизненная стойкость, терпение и мужество. Эти качества питают твердость духа в нелегкие для Отечества времена. Они же сохраняют веру в лучшую жизнь, помогают преодолеть все жизненные трудности и лишения. «Твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении суть качества, отличающие патриотизм русского народа», — подчеркивал А.Н. Радищев.

2. Российский патриотизм проявляется в законопослушании и беспредельном доверии государственной власти. «Русский патриотизм отличается от всякого иного своей беспредельной и безусловной, т. е. не требующей ничего взамен, верностью государству», — подчеркивал русский историк Ф. Ф. Нестеров.

Вопросы для второй группы

— Какие события российской истории формировали духовные ценности россиян?

— Какие ценности российского народа были сформированы в ходе исторического развития нашей страны?

— Дайте характеристику исторически унаследованных ценностей.

Дополнительный материал для третьей группы

Ценности религиозного общения сводятся к ценностям веры, таким, как, например, признание Бога, понимание греха и добродетели, спасение души, ощущение чуда, соблюдение обрядов.

Религиозные ценности определяют смысл жизни человека, выражают духовно-нравственные ценности народа, закладывают основы общественной морали.

Религия учит добродетельному образу жизни, человечности, братству, духовности, жизни в соответствии с требованиями совести и нравственных законов, честности, порядочности, уважению к окружающим и трудолюбию.

Большое влияние на человека оказывает семья, которая закладывает основные духовные ценности.

Вопросы для третьей группы

— Чему учат религиозные ценности?

— Какую роль в формировании личности играют семейные ценности и традиции?

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Иногда в жизни происходит конфликт ценностей. Это такая ситуация, при которой одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие являются основой нравственного поведения.

(Ученики выполняют задание.)

V. Подведение итогов урока

В российском обществе в последнее время, к сожалению, довольно широкое распространение получила мысль о том, что человек богат только при наличии денег, дач, автомобилей — словом, материальных ценностей. Это глубокая и трагическая ошибка. Велика опасность потери духовной культуры как ценности для поколения, живущего только материальными интересами, ищущего лишь выгоду для себя и теряющего из-за этого истинный смысл жизни. По-настоящему человек богат только своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой. Бытовая, житейская обустроенность, естественно, важна для человека. Но если все желания будут этим ограничиваться, можно потерять свои корни, основу бытия. По тому, насколько глубока у человека с духовная культура, можно судить о богатстве его души и интеллекте, его способности рождать новые идеи и отстаивать идеи истины, добра и красоты. Именно культура формирует уникальные, неповторимые черты личности.

Задание: на доске записаны предложения. В тетрадях расставьте их в порядке приоритетности. Предложенный список можно дополнить.

Ценности жизни, с точки зрения подростка

1. Посещение театров и музеев.

2. Чтение книг.

3. Хорошая (модная) одежда.

4. Хорошее отношение учителей.

5. Большое количество друзей.

6. Понимание со стороны родителей.

7. Уважение в классе.

8. Домашнее животное.

9. Спортивные успехи.

10. Карманные деньги на расходы.

— Какие ценности: материальные или духовные — стоят на первом месте?

(Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 23 учебника.

2. Выполнить задания рубрики «Практикум».

Духовно-нравственные ценности
православной культуры
Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни. В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены факультативные курсы Введение в Народоведение, Введение в историю, Основы православной культуры и др., на базе некоторых общеобразовательных школ работают воскресные школы. Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Выступая с докладом на ХVI Международных Рождественских образовательных чтениях (2007 г.), Президент Российской Академии образования Н. Д. Никандров сказал: «Думая о том, что положить в основу воспитания, нельзя не придти к выводу, что искать эти ценности надо не где-то на стороне, а в истории нашей Родины, в истории тысячелетней православной России». Говоря о православии, надо понимать, что речь идет о воспитании и образовании духовно-нравственной личности, идентичной национальной культуре, сыгравшей ключевую роль в возникновении и развитии государства Российского. Традиционная культура, основанная на ценностях православия, – это не пережиток прошлого и не антинаучный вымысел, а условие выживания нации. Невозможно привить любовь к Родине, не зная ее истории, не зная национальных корней.


В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, чтилась семья и уважалась старость. Именно родная культура должна лежать в основе всей воспитательной системы в школе. Наших детей нам нужно воспитывать не на чуждых западных традициях, а на русских народных, православных традициях. Только система нравственных ценностей, выработанная нашим великим народом, может уберечь школьников от разлагающего влияния чуждой нам морали, чуждого образа жизни.
Необходимо оглянуться назад, вернуться к своим истокам, к сокровищнице, из которой – черпай – не оскудеет, объединиться вокруг родных святынь (это и история родной земли с её победами, поражениями, печалями и радостями, это святоотеческие имена устроителей и защитников Руси, это родной русский язык, литература, музыка, это русский народ, его традиции). Объединиться вокруг святынь – значит узнать их, понять, сопережить, почувствовать единение, общность свою с народом, со всеми русскими, с Отчизной, землёй отцов и дедов своих, испытать гордость за Россию, горячее желание разделить свою судьбу с судьбой страны, строить её, благоустраивать, беречь и защищать. Родные корни должны питать душу человека, а упрочить, дать им силу – наша учительская задача. В педагогической среде укрепляется мнение, что религиозное (православное) образование может послужить основой целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни.


Особую роль в духовном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души. Можно выделить две наиболее существенные педагогические задачи, связанные с нравственным идеалом: необходимо сформировать у детей потребность в идеале; нужно также указать детям образец, достойный подражания. Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной личности соединены все возможные добродетели, предлагает христианство. Богочеловек Иисус Христос стал вечным примером и для ума, и для чувств, и для воли человека. Важно обращаться вместе с детьми к сокровищнице православной веры, к Евангелию, житиям святых, воспитывать подопечных на их примерах. Чем больше учащиеся знакомятся с миром православной святости, тем больше наполняется в них духовная сторона личностного содержания.
Помимо конкретного личностного смысла для воспитанника – нравственного совершенствования и духовного возрастания, – житийная литература имеет еще и большое социально-патриотическое значение. На Руси жития святых с принятием православия глубоко проникли в народное сознание; наши соотечественники вдохновлялись ими издревле. И это не случайно. Святые страстотерпцы и князья, святители и преподобные, старцы, блаженные, наконец, исповедники и новомученики российские – все они на протяжении тысячи лет охраняли своей молитвой и строили мир русской цивилизации. Именно так и следует называть огромное пространство отечественной истории и культуры, которое всегда исходило из Евангелия, из непосредственного ощущения реального присутствия Божия. Соприкоснувшись же с этим историческим пластом, каждый человек не сможет понять, как можно не любить Отечество, породившее столько прекрасного – как людей, так и духовно-материальное наследие.
Почитание святых – важная составная часть православного вероучения. Святые – земные люди, достигшие состояния причастности Богу через пронизанность божественными энергиями, которое дается им как награда за праведность. Разделяя в земной жизни с людьми все тяготы бренного существования, они становились реальными, телесными носителями качеств, присущих иному миру. Святой, праведник – это земной ангел и небесный человек. Он соединяет церковь земную и Церковь Небесную, ясно свидетельствуя о действенности божественного начала в мире. Вступая после смерти в Небесную Церковь, он становится молитвенником и покровителем христиан, прибегающих к его помощи. С точки зрения осмысления истории человечества, святые – это исторические лица, открывавшие для своего времени пути национального религиозного призвания, ярко характеризующие ту или иную историческую эпоху. Русский историк Г. П. Федотов писал, что именно национальное понятие святости содержит в себе ключ для понимания наиболее сложных и противоречивых явлений русской культуры. Святые прославляются через написание икон, создание житий, церковных служб и молитвословий. Основанием для церковной канонизации являются жизнь и подвиг святого, чудеса, совершенные им при жизни или после смерти, и в некоторых случаях нетление мощей.


В воспитании подрастающего поколения пример святых угодников Божиих и подвижников благочестия является своеобразной путеводной звездой. Своей жизнью святые показали, к какой высоте богоподобия, духовной красоте призван и способен человек. «Памятниками святых служат не могилы, гробницы, столбы и надписи, но добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть» (Иоанн Златоуст).
Образы святых, их жизнь и подвиг должны стать частью содержания воспитания в современной школе. Без знаний о русских православных святых школьнику невозможно постичь глубину русской культуры, подлинный смысл истории России, понять ее сегодняшнее бытие.
Каждый урок духовности – важный эпизод в жизни ребёнка, который станет предметом его переживаний. Это побуждение к поступкам, самопроявлению, духовному общению, взаимотворению. Уроки духовности создают условия для рождения в ребёнке личности, они способствуют пробуждению души. Чтобы создать такие условия, уроки должны способствовать, прежде всего, установлению гуманных отношений. Деятельность школьника на уроках духовности стимулируется не только посредством интересного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в педагогическом процессе. Знание, полученное на уроке духовности, становится «живым», приобретает личностный смысл, но это знание принципиально не завершено. Важно, чтобы ребенок узнавал смысл полученного знания в других ситуациях, в реальной жизни. Необходимо воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, поможет стать коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Мы должны осознавать, что качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

Основная образовательная программа начального общего образования « музыкально-эстетический лицей

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В соответствии с системой базовых национальных ценностей, определены критерии систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей, приняты источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

• Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Обучающиеся на этой ступени образования требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности обучающегося оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, которые требуют учёта при формировании подходов к организации его духовно-нравственного развития и воспитания.

В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребёнка усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма. Школа призвана активно противодействовать различным негативным тенденциям. Осуществляется переход от воспитательной работы, построенной на наборах воспитательных технологий по проведению в основном в рамках дополнительного образования отдельных мероприятий, не связанных с содержанием деятельности ребёнка в образовательном учреждении, семье, группе сверстников, в обществе, в его социальном и информационном окружении, к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, направленному на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.

Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.

Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

• общеобразовательных дисциплин;

• произведений искусства;

• периодической литературы, публикаций, радио- и теле-передач, отражающих современную жизнь;

• духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.

Базовые национальные ценности пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Придаёт укладу жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

В связи с этим, особая роль отводится классному руководителю как главному участнику и заинтересованному лицу в формировании нравственных ценностей у младших школьников. Поэтому в его функции входит:

  • изучение приоритетных жизненных ценностей и ориентиров и нравственных ценностей;

  • введение в практику тренинговых часов саморазвития с целью изучения учащимися собственных волевых качеств, нравственных убеждений;

  • изучение с учащимися традиций и обычаев народов мира, своей страны, посёлка; традиций своей семьи, школы;

  • посещение театров, музеев, выставок, обеспечивающих встречу учащихся с нравственными ценностями;

  • демонстрация родителям культурного и творческого потенциала класса (концерты, творческие отчёты, вечера, дни открытых дверей и т.д.);

  • организация концертов, фестивалей, демонстрирующих примеры нравственности, образы освоения и преобразования нравственной культуры;

  • развитие диалогического стиля мышления.

Задачами являются:

  • изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении;

  • создание гуманистической атмосферы в классе как условия воспитания нравственных ценностей.

Направления деятельности:

  • индивидуальная работа с учащимися и их родителями как классного сообщества;

  • организация эффективной коллективной деятельности;

  • организация воспитывающей среды и оказание педагогической поддержки;

  • взаимодействие со всеми субъектами воспитательной системы школы, внешкольными учреждениями и социума;

  • создание «уклада школьной жизни» (интеграция основных видов и форм деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России).

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Понимание современных условий и особенностей развития и социализации обучающихся на ступени начального общего образования позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений их духовно-нравственного развития и воспитания.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

• представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

• элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

• элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

• интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

• уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

• ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

• начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

• любовь к школе, своему городу, народу, России;

• уважение к защитникам Родины;

• умение отвечать за свои поступки;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

• различение хороших и плохих поступков;

• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

• элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• бережное, гуманное отношение ко всему живому;

• знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

• стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

• представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

• элементарные представления об основных профессиях;

• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

• первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

• элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

• элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

• первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

• первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

• элементарный опыт природоохранительной деятельности;

• бережное отношение к растениям и животным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *