Духовные семинарии России

Духовные институты и семинарии

Первые семинарии появились на территории Российской империи в XVIII веке. Тогда они учреждались при архиерейских домах и принимали на обучение главным образом сыновей тех, кто имел духовный чин. Первоначально в них готовились не только священнослужители, потому что в стране ощущалась острая потребность в клириках. Эти учреждения фактически выполняли те же функции, что и сегодняшние училища.На заре становления духовных семинарий продолжительность обучения составляла 8 лет. За это время молодой человек обучался риторике, философии, грамматике, пиитике, богословию и другим дисциплинам. Кроме того, он должен был освоить латынь, ведь все книги по перечисленным дисциплинам были на латинском языке. Затем митрополит Московский Платон ввел изучение и греческого языка. Только в XIX веке латинская схоластика была оставлена.

Начиная с 1814 года, когда были реформированы русские духовные школы, их приравняли к гимназиям. По окончании семинарии ее выпускник мог, как и гимназисты, поступать в любое высшее учебное заведение.

В семинарии мальчики учились бесплатно. Особо отличившиеся во время учебы затем переходили в духовные академии и получали чины священнослужителя или церковнослужителя. Немало выпускников оставались в духовных семинариях в качестве надзирателей и преподавателей.

К ХХ веку на территории нашей страны функционировало 55 учебных заведений такого рода. Сегодня в Российской Федерации открыты двери 51 семинарии. Все они подчиняются Русской Православной Церкви.

Поступление

Главные требования, предъявляемые к поступающим: это должны быть исключительно мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, исповедующие православие. Абитуриент должен подтвердить свою воцерквленность. Кроме того, обязательно иметь документы об окончании средней школы, то есть аттестат. Лица женского пола поступить в такое учреждение не могут.

Прекрасно, если священник из церкви, которую посещает абитуриент, сможет дать ему свои рекомендации. Также нужно представить свой военный билет.

Как и в любом другом учебном заведении, здесь есть вступительные экзамены. Но это испытания не по математике или другим школьным предметам. Абитуриенты подтверждают свои знания в области Закона Божьего. Кроме того, они должны написать сочинение по одной из церковно-исторических тем. Попадание в семинарию случайных людей не поощряется, поэтому важно, чтобы молодой человек смог подтвердить, что он действительно готов служить людям и имеет опыт духовной жизни, будучи сторонником РПЦ.

Важно и семейное положение поступающего. В идеале, он должен быть холост. Допускаются и те, кто состоит в браке, но только в первом.

Для поступления потребуются следующие документы:

  • заполненное в канцелярии семинарии прошение к ректору;
  • рекомендательное письмо от священника церкви, которую посещает абитуриент (необходимо заверить его у епархиального архиерея);
  • восемь фотокарточек;
  • анкету и автобиографию, заполненные в отделе канцелярии;
  • ксерокопии страниц паспорта;
  • подтверждение медицинского страхования;
  • военный билет;
  • документ о составе семьи поступающего;
  • свидетельства: о браке (если человек женат) и о прохождении крещения;
  • справку из поликлиники;
  • удостоверение чтеца, если молодой человек проходил соответствующее обучение.

Чтобы подготовиться к вступительным экзаменам, необходимо прочитать литературу на тему православного богослужения, библейской истории, церковнославянского языка, вероучения Церкви и церковного пения.

Кроме экзаменов абитуриенту предстоит прохождение собеседования, во время которого его попросят не только прочитать молитвы, но и суметь правильно их истолковать. Его будут спрашивать о заповедях, тропарях и псалмах. Цель, которую при этом преследует комиссия, — убедиться, что юноша знаком с церковной жизнью и приобщен к ней. Могут прозвучать и вопросы, не связанные напрямую с религией, чтобы выявить интересы и увлечения, устремления и культурный уровень поступающего, узнать, как он будет относиться к тем или иным событиям и явлениям. Сфера духовного очень тонка, поэтому так важны нюансы и высокий нравственный уровень абитуриента.

Обучаться в российских духовных семинариях могут не только россияне, но и жители стран СНГ. Иностранцы, проходящие в них обучение, в основном являются выходцами из тех стран, где христианство преобладает как религия и где их окружало православное общество.

Продолжительность учебы

С 2010 года в семинариях, расположенных в России, действует трехуровневая система получения духовного образования. Учеба на первом уровне займет у студента пять лет, на втором — два, на третьем — еще три года. Таким образом, чтобы дойти до высшего звания — доктора теологии, необходимо проучиться десять лет.

Первая ступень обучения подразумевает окончание бакалавриата. По окончании учебы, когда студент защитит дипломную работу, ему присваивается степень бакалавра богословия. Однако такое образование нельзя считать оконченным высшим. Пять лет учебы включают в себя четыре года по программе бакалавриата, а также один год практики в качестве пастыря. Некоторые семинарии проводят обучение своих студентов по иной схеме: сначала те оканчивают подготовительный годичный курс, а затем проводят четыре года, обучаясь по курсу бакалавриата.

На второй ступени студенты оканчивают магистратуру, что занимает еще два года. Получить звание магистра богословия можно лишь после защиты соответствующей диссертации. Система предполагает, что этот этап проходит уже в академии. Очень часто такие учебные заведения проводят подготовку по всем курсам: от бакалавриата до аспирантуры и докторантуры.

Третья ступень — это три года в аспирантуре, после которой студент пишет диссертацию. Защитив ее, он становится кандидатом богословских наук. При желании молодой человек может продолжить обучение, поступив в докторантуру и взявшись за докторскую диссертацию. Но эта функция необязательна, можно перейти к труду во имя Бога и не получая докторской степени. Ее можно отнести к дополнительному образованию.

Специальность, по которой студенты получают образование, внесена в официальный перечень специальностей профессиональной подготовки РФ и именуется «Теология».

Российские духовные семинарии
Желающие стать священниками могут попробовать свои силы, поступив в следующие семинарии:

  • Алма-Атинскую;
  • Московскую;
  • Рязанскую;
  • Хабаровскую;
  • Пермскую;
  • Ярославскую;
  • Воронежскую и многие другие.

Всего на территории страны действует 51 учебное заведение такого типа. Их двери открыты для поступающих со всей России.

Кроме того, существуют православные семинарии на территории других государств: США (например, Свято-Тихоновская духовная семинария), Болгарии, Грузии, Сербии, Греции, Израиля и других. Таким образом, поступить в духовный институт может каждый желающий, где бы он ни жил.

Путь веры всегда непрост. Однако служение людям может сделать по-настоящему счастливым тех, кто принял решение нести Божий Закон в мир. Значимость такого решения невозможно переоценить, как и его актуальность и важность в наше время, когда люди отходят от Бога.

Духовные семинарии России

ВОПРОС – ОТВЕТ

…Хочу выразить слова сердечной благодарности за газету: выписываю ее с начала 1999 года, прочитываю всю от начала до конца. Стиль изложения материалов очень доходчив, газета как бы разговаривает со мной. В последнем номере газеты очень понравилось повествование «Бог попран не бывает». Беседа с отцом Василием Ермаковым заставляет о многом думать и учиться.

Об одном хочу спросить: где находятся учебные заведения, в которых учат священников, дьяконов, а также сколько лет учат, какие экзамены сдают, что необходимо молодому человеку для поступления в такое учебное заведение…

С уважением и низким поклоном – В.А.МАХИНА
с.Долматово, Архангельская обл.

Подобные просьбы приходят к нам постоянно, поэтому ниже мы публикуем список духовных учебных заведений, находящихся в России. Указаны руководители (ректоры) учебных заведений. Если у учебного заведения нет (или неизвестен) номер телефона, указан телефон епархиального управления. Условия поступления будут опубликованы позднее.

ПРАВОСЛАВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИИ

Духовные школы Московского Патриархата

Московская духовная академия и семинария (епископ Верейский Евгений). 141300, г.Сергиев Посад Московской обл., Лавра, академия. Тел.: (09654) 4-53-45, 4-53-46.

Санкт-Петербургская духовная академия и семинария (епископ Тихвинский Константин). 193167, г.Санкт-Петербург, Обводной канал, 17. Тел. (812) 277-33-51.

Белгородская духовная семинария с миссионерской направленностью (епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн). г.Белгород, ул. Литвинова, 75. Тел.: 7-32-79, 7-47-72.

Владимирская духовная семинария (протоиерей Георгий Горбачук). 600021, г.Владимир, ул. III Интернационала, 68. Тел. (0922) 22-78-28.

Воронежская духовная семинария (протоиерей Василий Попов). 394000, Воронеж, ул. Щорса, 81. Тел. (0732) 49-20-20.

Казанская духовная семинария (архиепископ Казанский и Татарский Анастасий). 420036, г.Казань, ул.Челюскина, 31-а. Тел. (8432) 54-75-62.

Калужская духовная семинария (архиепископ Калужский и Боровский Климент). 248600, г.Калуга, ул.Набережная, 4. Тел.: (0842) 7-72-71, 7-27-00.

Коломенская духовная семинария (прот. Николай Качанкин). 140406, г.Коломна Московской обл., ул.Голутвинская. Тел.: (09661) 3-24-76, 3-34-05.

Костромская духовная семинария (игумен Геннадий (Гоголев). 156000, г.Кострома, ул.Богоявленская, 26-а. Тел.: (0942) 31-40-62, 57-43-47.

Курская духовная семинария (с иконописным классом, архим. Варнава (Дробышев). 305000, г.Курск, ул.Горького, 27. Тел.: (0710) 52-14-14, 52-27-93.

Нижегородская духовная семинария (архим. Кирилл (Покровский). 603001, г.Нижний Новгород, пер.Мельничный, 8. Тел. (8312) 30-07-97.

Cамарская духовная семинария (архиепископ Самарский и Сызранский Сергий). 433110, г.Самара, Радонежская, 2. Тел. (8462) 36-35-11.

Саратовская духовная семинария (архиепископ Саратовский и Вольский Александр). 410600, г.Саратов, ул.Волжская, 36. Тел.: (8452) 26-42-60 – секр., 26-04-38.

Смоленская духовная семинария (прот. Виктор Савик). 214000, г.Смоленск, ул.Тимирязева, 5. Тел. (0812) 23-01-97.

Ставропольская духовная семинария (митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон). 355105, г.Ставрополь, ул. Дзержинского, 155. Тел.: (8652) 32-44-86, 32-25-62 – канцелярия.

Тобольская духовная семинария (с иконописным классом, епископ Тобольский и Тюменский Димитрий). 626100, г.Тобольск Тюменской обл., Красная площадь, 2, Кремль. Тел.: (34511) 6-22-88, 6-25-57, 6-24-38.

Томская духовная семинария (с иконописным классом, протоиерей Олег Безруких). 634029, г.Томск, ул.Герцена, 3. Тел.: 23-14-64, 23-41-23.

Барнаульское духовное училище (епископ Барнаульский и Алтайский Антоний). 656008, г.Барнаул, ул. Никитина, 137. Тел.: (3852) 23-62-16, 23-47-17, 26-08-33.

Владивостокское духовное училище (епископ Владивостокский и Приморский Вениамин). 690001, г.Владивосток, ул.Пологая, 65. Тел.: (4232) 26-07-92, 22-87-85.

Волгоградское духовное училище (архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман). 400012, Волгоград, ул.Чапаева, 26. Тел. (8422) 32-77-97.

Вологодское духовное училище (прот. Василий Павлов). 160009, г.Вологда, ул. Галкинская, 62-а. Тел.: (8172) 25-51-62, 76-84-04.

Вятское духовное училище (иерей Александр Перминов). 610000, г.Киров, ул.Горбачева, 4. Тел.: (8332) 62-25-47, 67-51-11.

Духовное училище в г.Выкса Нижегородской обл. 607030, г. Выкса, храм Иоанна Богослова. Тел. (83177) 3-22-58.

Екатеринбургское духовное училище (архиеп. Екатеринбургский и Верхотурский Викентий). 620017, Екатеринбург, ул. В.Котика, 13-а. Тел.: (3432) 34-89-22 – инспектор, 34-23-67 – проректор.

Кирилло-Мефодиевское духовное училище в г.Новокузнецке Кемеровской епархии (епископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний). 650016, г.Кемерово, ул. Гончарова, 82. Тел. (3842) 27-14-02.

Омское духовное училище (прот. Иоанн Мельник). 644099, г.Омск, ул.Третьяковская, 48. Тел.: (3812) 33-80-07, 22-37-00.

Псковское духовное училище (диакон Роман Гуцу). 180000, г.Псков, ул.Некрасова, 33. Тел.: (8112) 22-44-50, 23-32-02.

Рязанское духовное училище (прот. Петр Кравцов). 390000, г.Рязань, Кремль, 1. Тел. (0912) 77-52-95.

Саранское духовное училище (иерей Александр Пелин). 430000, г. Саранск, ул. Саранская, 67. Тел. (8342) 17-14-33.

Сыктывкарское духовное училище (епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим). 167000, г.Сыктывкар, ул. Пермская, 10. Тел. (8212) 42-04-07.

Чебоксарское духовное училище (прот. Михаил Иванов). 128018, г.Чебоксары, ул.К.Иванова, 23. Тел.: (8350) 42-80-32, 42-80-68.

Челябинское духовное училище (прот. Борис Кривоносов). 454000, Челябинск, ул. Кыштымская, 32. Тел. (3512) 34-96-41.

Ярославское духовное училище (прот. Николай Лихоманов).150001, г.Ярославль, Богоявления, 4/6. Тел. (0852) 22-57-47.

Нижегородское епархиальное женское училище для подготовки псаломщиц, швей церковных облачений и мастериц по вышиванию. 603001, г.Нижний Новгород, ул. Рождественская, 36. Тел. (8312) 30-18-60.

Подготовительные пастырские курсы в Ижевской епархии (архимандрит Матфий). 426004, г.Ижевск, ул.Советская, 31-а. Тел. (3412) 78-00-87.

Пастырские курсы в Пермской епархии (диакон Валентин Пономарев). 614600, г.Пермь, ул.Орджоникидзе, 93. Тел. (3422) 33-74-71.

Светские богословские учебные заведения

Православный Свято-Тихоновский богословский институт (г.Москва). Факультеты: богословско-пастырский, церковных художеств, церковного пения, миссионерско-катехизаторский, педагогический, историко-филологический. Дневное, вечернее и заочное отделения. Филиалы в городах Архангельске, Вильнюсе, Йошкар-Оле, Кемерово, Кирове, Набережных Челнах, Сыктывкаре, Уфе. Православный центр духовного образования военнослужащих. Тел. в Москве (095) 233-22-89.

Российский православный университет св. апостола Иоанна Богослова (г.Москва). Факультеты: философско-богословский, библейско-патрологический, историко-филологический, экономический, юридический, экологический, журналистики. Регентские и певческие курсы, иконописная школа. 103030, г.Москва, пер. Чернышевского, 11-а. Тел. (095) 281-59-57 – секретарь.

Московская высшая православно-христианская школа свт. Филарета Московского (г.Москва). 7-летняя подготовка православных катехизаторов. Прием лиц не моложе 21 года. Заочное отделение. Курсы церковно-прикладных ремесел (3 года). Проректор – свящ. Георгий Кочетков. Ученый секретарь – А.М. Копировский. 125475, г.Москва, а/я 255. Тел. (095) 923-03-80.

Царицынский (в Волгограде) православный университет преп.Сергия Радонежского (негосударственное учебное заведение). Обучение бесплатное.

Духовные Семинарии Русской Православной Церкви за пределами России в начале 20 века.

Факультеты: богословский (с годичным духовным училищем), экологический (имеет гослицензию). Высшие курсы катехизации и церковной педагогики (3 года, вечерние и заочные). Отделение церковного пения и дирижеров народного хора. 1-й проректор – проф. А.И.Половинкин. Тел. (8442) 44-91-86.

Прочие православные учебные заведения

Свято-Димитриевское училище сестер милосердия Комитета здравоохранения г.Москвы. Дневное и вечернее бесплатные отделения по специальности «Медицинская сестра». Москва, Ленинский просп., д.8, корп.5, 1-я ГКБ, больничный храм. Тел. (095) 237-54-67.

Отделение сестер милосердия на базе медучилищ им.Сеченова и 4-го Главного управления Минздрава РФ под патронажем Марфо-Мариинской обители. «Медицинская сестра» (сестра милосердия) – очная и вечерняя, «мл. медработник» – вечерняя. Москва, ул.Большая Ордынка, 34. Марфо-Мариинская обитель милосердия. Тел.: (095) 951-84-46, 951-11-39.

Кроме того, во многих епархиях существуют различные курсы по практической подготовке служителей церкви.

Например, при московском храме Трех святителей на Кулишках есть Московские православные регентские курсы (литургика, устав, история церковной музыки, дирижирование, гласовый обиход, сольфеджио, вокал). Руководитель Е.С. Кустовский. Тел. (095) 917-84-38.

Для справок по вопросам духовного образования вы можете также обратиться в Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата по адресу: 103051, Москва, ул. Петровка, 28/2. Высоко-Петровский монастырь. Тел: (095) 928-78-74, 921-53-18.

назад

вперед

На глав. страницу. Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта

eskom@vera.komi.ru

Об отделе по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви

Мир вам, уважаемые посетители!

Как и принято было издревле на Руси, при встрече с новыми людьми необходимо представляться. Не будем и мы оставлять этого обычая, и кратко расскажем о себе, а также о причинах побудивших нас создать этот сайт.

Сайт создается и поддерживается, в основном, сотрудниками епархиального отдела по религиозному образованию Казанской епархии Русской Православной Церкви. Специфика преподавания основ религии в нашей местности несколько отличается от многих других регионов России. Если в других епархиях нашей Церкви мы можем наблюдать определенные результаты взаимодействия органов власти и представителей религиозных организаций, выражающиеся в некотором одобрении церковных инициатив, позволении представителям епархии, хотя бы факультативно, преподавать основы православной культуры в стенах государственных учебных заведений, рассчитывать на помощь в становлении церковных образовательных структур и в их деятельности с подрастающим поколением, то мы, при отсутствии таких «тепличных условий», имеем возможность в полной мере преподавать желающим основы православной веры лишь в стенах наших храмов и церковно-приходских воскресных школ.

Есть определенные плюсы и минусы такого состояния религиозного образования мирян в нашей епархии. Так, к примеру, мы избавлены от «головных болей» по срочному поиску и подготовке достаточно-квалифицированных кадров, для преподавания, «внезапно навалившегося» на многие регионы, предмета «Основы православной культуры» (ОПК). Также, осуществляя преподавание на церковной территории, мы можем напрямую всем желающим говорить о Боге, не прикрывая и ограничивая свои слова т.н. «православной культурой». Находясь вне зависимости от жестких рамок светской школы, мы имеем большую свободу в выборе методик преподавания, можем сами устанавливать место, время, продолжительность занятий, применять на занятиях игры, песни и пр., использовать разнообразные наглядные пособия, рабочие тетради, заниматься творческой деятельностью и т.д. В отличии от светского ОПК, мы, преподавая в стенах церковной школы, меньше подвергаем себя и детей опасности превращения предмета церковных истин, Закона Божия в чисто школьный, академический предмет, ничем не отличающийся, например, от истории или этики. Нам легче заботиться о воцерковлении слушателей, находясь в стенах храма, чем в классах светских школ. Церковно-приходские школы помогают учащимся влиться, вживиться в церковный, приходской организм. Светские ОПК дают лишь мертвые знания, которые в лучшем случае, могут помочь человеку, в неопределенном будущем зайдя в храм, не чувствовать себя здесь посторонним, «неприкаянным»…

Итак, работая по организации церковно-приходских воскресных школ, мы столкнулись с недостатком (в первую очередь количественным) православной литературы по данной тематике. До революции таковых школ, можно сказать, не было, в советское время — тем более. Подобная практика появилась в русской церкви лишь в эмиграции в 20-е годы, у греков — м.б. чуть пораньше. Церковные школы при российских общинах стали появляться только в 80-е годы минувшего века.

Методик, пособий, издаваемых Издательским отделом практически нет. В некоторых случаях, могут выручить неправославные методики и пособия, например, католические и протестантские. Но уровень многих из них оставляет желать лучшего. Поэтому, для организации нормальной работы воскресных школ епархии, мы вынуждены были по крупицам собирать необходимый материал в помощь нашим педагогам.

Сталкиваясь на миссионерских съездах, съездах молодежи, Рождественских Чтениях, встречах Syndesmos с работниками воскресных школ других епархий, обсуждая с ними общие проблемы, обмениваясь накопленным опытом, мы пришли к необходимости, и насущной потребности в едином общем информационном ресурсе по данному вопросу. Пока же этот общецерковный ресурс будет создаваться (на базе сайтов синодальных отделов по образованию, или по делам молодежи, сайта учкома или чего-то другого), мы приступаем к представлению материалов, накопленных нами, на страницах этого сайта. В первую очередь они публикуются для педагогов Казанской епархии, не имеющих возможность получения печатных материалов нашего отдела. Также, мы приглашаем всех, интересующихся церковными школами, к обсуждению представленных материалов. Просим также присылать свои наработки, делиться приобретенным опытом, рассказывать об интересных мероприятиях вашей школы и т.д.

Мы не претендуем на знание истины «в последней инстанции». Материалы сборные: разных авторов, написанные в разное время, в разных условиях, разного духовного и профессионального уровня. Мнения, представленные на нашей страничке различны, опыт — разнообразен; естественно попадаются, даже в пределах одного раздела, разные взгляды на решение каких-либо задач. Знакомьтесь, выслушивайте всех — держитесь и применяйте лишь то, что наиболее близко и полезно Вам.

Бог же мира, да пребудет со всеми нами. Аминь.

руководитель отдела по образованию и катехизации Казанской епархии
иерей Дмитрий Салков.

Санкт-Петербургская Духовная Академия. Журнал «Невский богослов»

(FLV файл. Продолжительность 4 мин. Размер 26.6 Mb)

Санкт-Петербургская Духовная Академия — одно из высших учебных заведений Русской Православной Церкви, основанное в Санкт-Петербурге в 1721 году.

В настоящее время представляет собой комплекс духовно-учебных заведений, объединяемых условным наименованием Санкт-Петербургские духовные школы.

Санкт-Петербургские Духовные школы включают:

  • Духовную академию — научно-богословский, образовательный и исследовательский центр, осуществляющий подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, церковных учёных и других специалистов высшей научной квалификации в области православного богословия по программам аспирантуры и докторантуры. В академии существуют следующие формы обучения: очная (стационарная) и экстернат (заочная). Нормативный срок освоения программы по очной форме обучения — 2 года, по заочной — 2 года. Имеются несколько отделений — библейское, богословское, церковно-практическое и церковно-историческое.
  • Духовную семинарию — высшее духовное учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, а также церковнослужителей и церковных специалистов. В семинарии существуют следующие формы обучения: очная (стационарная) и экстернат (заочная). Нормативный срок освоения программы — 4 года.
  • Регентское отделение — среднее специальное учебное заведение, готовящее регентов. Экстерната, вечернего и заочного обучения Регентское отделение не имеет. Срок обучения — 4 года. На отделении обучаются около 90 учащихся.
  • Иконописное отделение — специальное духовное учебное заведение Московского Патриархата, готовящее иконописцев для Русской Православной Церкви. Срок обучения — 4 года.

    Поступление в духовную семинарию

    Первоначально располагалась в московском Богоявленском монастыре, затем в Заиконоспасском монастыре. В начале XVIII столетия значительно расширяется научно-богословская деятельность, возрастает число наставников и учащихся, вводится преподавание латинского языка, увеличивается библиотека. К числу наиболее значительных событий в жизни академии относится работа над новым изданием славянского перевода Священного Писания (1712-1751).

    В результате реформы церковного образования в начале XIX в. были созданы предпосылки для дальнейшего совершенствования академической науки. В этот период сложилась школа исследователей русской церковной истории во главе с ректором академии архимандритом Филаретом (Гумилевским; 1835-1841) и профессором протоиереем Александром Васильевичем Горским (1833-1875). В эти же годы академия была переведена из Москвы, где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 г., в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

    Во второй половине XIX — начале XX в. в истории академии известно много новых имен почти во всех областях богословского знания. Особенно значительные достижения — в области изучения Священного Писания и в развитии церковно-исторической науки. Приобрели широкую известность труды профессора М.Д. Муретова (1851-1917), профессора Г.А. Воскресенского (1849-1918), профессора В.О. Ключевского (1841-1911), профессора А.П. Лебедева (1845-1908), академика Е.Е. Голубинского (1834-1912).

    После 1917 г. академия была закрыта. Занятия были возобновлены в 1946 г. в Новодевичьем монастыре в Москве, а с 1947 г. — снова в Троице-Сергиевой лавре. При МДА открыт Церковно-археологический кабинет, который является крупнейшим церковным музеем в России, до недавнего времени не имевшим аналогов.

    Обучение очное и заочное. При МДА действуют Регентская и Иконописная школы.

    9 марта 2017 года в зале заседаний Священного Синода Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает официальный сайт «Патриархия.ру».

    На заседании Синода был рассмотрен рапорт архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, о рейтинге высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви по состоянию на декабрь 2016 года. Учебный комитет проводит регулярное плановое инспектирование высших духовных учебных заведений (академий и семинарий), расположенных на территории Российской Федерации. По итогам инспекционных проверок производится анализ полученных результатов и составляется рейтинг, в рамках которого учебные заведения поделены на четыре группы:

    • в первую группу включены духовные учебные заведения, которые, по мнению инспекционных комиссий, достигли уровня магистратуры или потенциально способны к ее открытию;

    • во вторую группу вошли духовные семинарии, стабильно функционирующие на ступени бакалавриата или специалитета, имеющие незначительные недостатки;

    • третья группа объединяет духовные семинарии, стабильно функционирующие на ступени бакалавриата или специалитета, имеющие недостатки в обеспечении учебного и/или воспитательного процесса;

    • четвертая группа состоит из семинарий, не отвечающих большинству критериев современного высшего духовного учебного заведения.

    В четвертую рейтинговую группу в настоящее время входят Владимирская, Воронежская, Костромская и Томская духовные семинарии. Владимирская и Костромская духовные семинарии входили в четвертую группу и ранее. Курская семинария входит в третью группу.

    В 2013 году Священный Синод, рассматривая рейтинг высших духовных учебных заведений, в частности определил: «Высшим духовным учебным заведениям, относящимся к четвертой рейтинговой группе по результатам инспектирования Учебным комитетом, предоставить трехлетний срок для исправления ситуации, предупредив, что в отсутствии исправления может быть поставлен вопрос о лишении их статуса самостоятельных высших духовных учебных заведений» (журнал № 79).

    Священный Синод постановил:

    1. Выразить благодарность ректорам и администрации следующих духовных учебных заведений, относящихся к первой рейтинговой группе: Санкт-Петербургской и Московской духовных академий, Саратовской, Коломенской, Пензенской, Оренбургской, Смоленской, Казанской, Сретенской и Кузбасской духовных семинарий.

    2. Особо отметить усилия руководства следующих духовных семинарий, приведшие к существенному улучшению их образовательной деятельности в последних и повышению их рейтинга: Оренбургской, Кузбасской, Ставропольской, Барнаульской, Екатеринодарской и Перервинской духовных семинарий.

    3. Приостановить набор студентов на заочную форму обучения сроком на два года во Владимирской и Костромской духовных семинариях, о чем направить их администрациям соответствующие уведомления в сопровождении перечня предписаний Учебного комитета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *