Ефрем филофейский искусство спасения

Афонский старец пообещал миру «страшные годы»

Предсказатели во всем мире говорят о скором начале третьей мировой войны. Хотя прогнозы о будущем России звучат умеренно-позитивно — после тяжелого периода страну ждет возрождение.

К примеру, афонский старец Ефрем Филофейский предсказал миру страшные годы. По его словам, «время наше сосчитано. Нас ожидают трудные года, опасные и для земного нашего пребывания. Взбесился дьявол и открыл свою пасть, как ад, желая поглотить нас целиком. Блажен человек, который избежит его зубов, и взлетит на Небо для спасения. С каждым годом, все хуже и хуже ситуация. Если мы находясь вдали от огня мирских искушений, обжигаемся, то каково же тем, кто окружен пламенем разгоревшегося пожара?»

На Западе прогнозы звучат не лучше. Напомним, предсказатель из Португалии Горацио Вильегас, спрогнозировавший победу Дональда Трампа на выборах в США, заявил о скором начале Третьей мировой войны. Он отметил, что после ракетного удара американцев по Сирии начнется опустошающая международная война. К слову, она начнется в 100-ю годовщину явления Богоматери Фатимской. Якобы Дональд Трамп начнет войну 13 мая 2017 года. Конфликт будет идти в течение шести месяцев, потому что в последний раз Мария явилась в Фатиме 13 октября 1917 года, и предупредила: „Война подходит к концу, и солдаты скоро вернутся в их дома».

Из более серьезных источников такое развитие событий озвучивал муж экс-сотрудницы Госдепа Виктории Нуланд — маститый журналист и политолог, бывший советник сенатора Джона Маккейна Роберт Каган. Он написал для издания Foreign Policy соответствующую статью, в которой предсказал катастрофический исход попытки раздела мира на сферы влияния.

Напомним, ясновидящая из Гонконга Присцилла Лам пообещала 45-ому президенту США успех в тёплое время года — весной и летом, так как он родился «в год Огня». Россию же и президента РФ Владимира Путина ждет хороший год, так как «Дракон силён и может пойти куда угодно: он может плавать в воде или летать в воздухе, он наполнен энтузиазмом».

Нострадамус также предсказывал, что «северный король из Аквилона поможет установить все правильно». То есть в урегулирование беспорядков на территории Сирии вмешается российский лидер, который наведет там порядок. А известная болгарская прорицательница Ванга предсказала войну в Сирии задолго до ее начала. В ее предсказаниях, сделанных на 2016 год. говорится: «Зло будет расти как чертополох и рвать города, трясти континенты…в новом веке, да еще дюжине и трехлетии» (трактуется как 2016 год). Именно этот год, по мнению Ванги, станет переломным в истории всего человечества.

Трагическую судьбу Сирии предсказывал и греческий епископ Сисании и Сиатитцы, отец Антоний: «Горе начнётся с событий в Сирии. Оттуда начнётся всё… После этого ждите горя и у нас, горя и голода… Когда там начнутся события, начинайте молиться, сильно молиться…». Парацельс писал, что «гипербореи в своей бурной будущей истории познают много — и страшный упадок с великим множеством всевозможных бедствий и мощный великий расцвет с великим множеством всевозможных благ, который наступит уже в начале 21-го века, т.е. ещё до 2040 года»,-

«Россия воскреснет из мёртвых и весь мир удивится …Того православия, что было в России прежде, уже не будет, но истинная вера не только возродится, но и восторжествует», звучит в пророчестве святителя Феофана Полтавского.

«На Россию никто не нападет, на Соединенные штаты никто не нападет. Война начнется с небольшой страны, меньше, чем Россия. Будет внутреннее противостояние, которое перерастет в гражданскую войну, прольется много крови, и в эту воронку гражданской войны небольшой страны будут втянуты и Россия и Соединенные штаты и многие страны. И это будет началом третьей мировой войны»,- заявлял перед смертью архимандрит Одесский Иона. О датах этой войны он говорил «Вот я умру — и через год начнется». Умер он в декабре 2012 года. Через год на Украине начался «Евромайдан»…

То есть именно со столкновения в Сирии «грядет начало Третьей мировой войны». Стоит добавить, что после событий 2014 года и войны на Донбассе известный старец-пилигрим Ефрем проклял Украину.

«Верующий, особенно такой близкий к Богу человек, конечно, не имеет права проклинать или желать зла — но представьте, насколько страшная картина открылась перед глазами старца, что он все же проклял мою Родину»,- пишет украинка. «Я слышала об этом проклятии, когда была на Афоне, еще год назад. Ефрем там был, его приняли с уважением, дали пожить среди монастырских людей и он снова ушел скитаться».

Старец Ефрем — персонаж в религиозных кругах известный и почитаемый. После краха социализма и развала Советского Союза, он пешком возвратился в Россию, побывал в Москве (где, наконец, восстановил документы) и ежемесячно скитается по различным городам и монастырям России, стран СНГ и даже западных государств.

«Я знаю, что, прокляв даже человека, а не целую бесовскую страну нужно покаяться и исповедоваться. Если проклявший не покается и не исповедается, то там будет наказан Богом как преступник. Но пока я буду нести этот груз, потому что покаяние означает раскаяние, а я не могу простить Украину»,- цитируют верующие слова старца. Так сейчас звучат мнения о происходящем даже в кругах, далеких от политики и светских проблем. Значит, есть за что.

Ефрем Филофейский – Апостол Америки

Великий современный подвижник проигумен афонского монастыря Филофей, старец Ефрем (в миру – Иоаннис Мораитис) родился 24 июня 1928 года в городе Волос (Греция). 19-ти лет он оставил мир и переселился на Святую Гору Афон, став послушником святого старца Иосифа Исихаста, безмолвника и пещерника.

Масштаб личности и дела Старца Ефрема достойны его духовного отца. Он возродил обитель Филофей на Афоне, а после этого за короткий срок создал на Американском континенте девятнадцать монастырей, которые стали духовным оазисом для жаждущих благодати Божией американцев. Сейчас старец Ефрем постоянно проживает в основанной им обители Святого Антония в Аризоне (США) и творит непрестанную молитву о своих духовных чадах и спасении всего мира.

Издательский Дом «Святая Гора» опубликовал уникальный сборник проповедей и бесед старца Ефрема Филофейского. Книга, получившая название «Искусство спасения», стала квинтэссенцией его богатейшего духовного опыта за почти шестьдесят лет монашеской жизни. Наставления отца Ефрема – это настоящее опытное богословие – старец не теоретизирует и не философствует, а рассказывает о том, что было открыто ему на вершине его духовного опыта в результате многих лет непрестанных подвигов и духовной борьбы.

Большая часть из проповедей и бесед собранных в книге «Искусство Спасения» обращена к мирянам и относится к периоду поистине апостольской деятельности старца в США и Канаде. Об этом периоде жизни старца известно мало и поэтому он заслуживает отдельного обстоятельного разговора.

В 1960 году один из величайших православных богословов XX столетия о. Иоанн Романидис (1827–2001) в письме афонскому монаху и церковному писателю Феоклиту Дионисиатскому писал: «Святогорцы должны немедленно направить своих представителей в США и основать там монашеские обители, в противном случае Православие на Американском континенте ожидает неизбежная гибель». Несколько лет спустя воплотить задуманное удалось усилиями всего лишь одного человека, котором удалось совершить, казалось бы, невозможное.

Отец Ефрем (Мораитис) впервые приехал в Канаду в 1972 году по приглашению своих духовных чад. Несколько лет спустя такие визиты в США и Канаду стали носить регулярный характер. Старец беседовал с людьми, наставлял, утешал, проповедовал… Постепенно все более очевидной становилась потребность американцев в живом слове Евангелия и их искание настоящей духовной жизни.

В основу миссионерской деятельности старец Ефрем положил открытие православных мужских и женских монастырей, которые становились духовными центрами, притягивавшими тысячи неравнодушных людей, воспринимавших обители как «частичку Неба на земле».

По словам известного греческого историка и богослова отца Георгия Металлиноса «православные монастыри являются наиболее эффективными миссионерскими центрами. Жизнь в обители, наблюдение за жизнью монахов и участие в богослужении гораздо эффективнее действуют на проходящих оглашение чем сухие схоластические слова. Инославные хотят узнать живое Православие и прикоснуться к нему изнутри».

Монастыри старца Ефрема появились во многих регионах США и Канады: Нью-Йорке, Техасе, Флориде, Вашингтоне, Южной Каролине, Пенсильвании, Иллинойсе, Калифорнии, Мичигане, Монреале и Торонто. Общее число обителей основанных старцем Ефремом на настоящий момент составляет девятнадцать, а еще два монастыря находятся на стадии строительства. Это число может возрасти еще, так как многие миряне жертвуют землю и выступают с инициативой создания все новых и новых обителей.

Все монастыри старца Ефрема общежительные. Они руководствуются афонским уставом и в основу своей жизни положили заветы Иосифа Исихаста. Многие насельники американских и канадских обителей неоднократно посещали Святую Гору и даже жили некоторое время в афонских монастырях, желая познакомиться с монашеским преданием в первоисточнике.

К числу насельников обителей основанных Ефремом Филофейских относятся люди разных социальных сословий и национальностей: наряду с греческими иммигрантами в США, это перешедшие в Православие представители разных народов и религий (мормоны, мусульмане, индуисты, будисты, иудеи, католики и протестанты).

Американская Православная Церковь к моменту переезда старца Ефрема в США находилась в глубоком кризисе. Модернистские нововведения архиепископа (впоследствии Вселенского патриарха) Афинагора (Спиру)1 привели к утрате Церковью своего исихастского и аскетического характера. Американское Православие потеряло духовную глубину и вселенскою перспективу, превратившись всего лишь в этнографический клуб для тоскующих по Родине иммигрантов.

Старец Ефрем спас американское Православие от растворения и ассимиляции по протестантскому образцу. Его деятельность способствовала выходу Церкви из своей национальной замкнутости и приходу в нее новых людей.

Отношение к старцу Ефрему было в православной среде первоначально настороженным. Христианство Ефрема Филофейского, на первый взгляд, казалось слишком суровым и аскетичным, но когда люди сами познакомились со старцем и его учениками поближе – лед непонимания растаял: греки-иммигранты всей душой полюбили обители отца Ефрема.

Сегодня тысячи людей по воскресным и праздничным дням со всех уголков США и Канады приезжают в основанные старцем монастыри. Они охотно и с радостью выстаивают многочасовые монастырские службы и меняют свое отношение к вере под влиянием увиденного.

Огромное влияние монастыри Ефрема Филофейского оказали на православных иереев, которые служат в США и Канаде. Изменение взглядов священнослужителей способствовало постепенному возврату к забытому Православному преданию на многих американских приходах. Сегодня множество православных священников в поисках духовной поддержки посещают отца Ефрема и основанные им обители. Под влиянием наставлений и призывов Ефрема Филофейского многие американские православные священники стали противниками религиозного синкретизма и экуменизма, начали носить рясу не только во время богослужения, но и в повседневной жизни.

Центром миссионерского служения отца Ефрема является монастырь святого Антония в Аризоне, расположенный неподалеку от столицы этого американского штата города Финикс. Подавляющее число местных жителей к моменту появления здесь старца Ефрема были мормонами, сейчас некоторые из них приняли Православие.

Обитель святого Антония была основана в 1995 году в безводной и засушливой пустыне. Первоначально старец Ефрем планировал построить монастырь в другом месте, но промыслительно сбился с дороги и оказался в пустынном месте между городами Финикс и Тусан. Очевидцы рассказывают, что в этот момент они ясно услышали звон колоколов, невероятно похожий на звон в родной обители отца Ефрема – монастыре Филофей. «Мы построим монастырь здесь», – сказал тогда старец. Владыка Антоний епископ Сан-Францисский долго не верил в эту историю, пока однажды несколько лет спустя сам не услышал подобный набат. Он подъезжал к строящемуся монастырю святого Антония, когда услышал как звонят колокола. Как выяснилось несколько минут спустя звон был сверхъестественного происхождения, ведь сами монахи в колокола не звонили.

Вокруг монастыря по благословению старца было приобретено 1200 стремм земли2, на которых было посажено 3000 масличных, апельсиновых, лимонных, грейпфрутовых, фисташковых деревьев, виноградники и финиковые пальмы. Чтобы растения не засохли была необходима вода, которая чудесным образом была найдена в результате подземных изысканий. Старцу Ефрему явился преподобный Антония Великий и указал место, где следует бурить скважину. На глубине 980 метров была найдена вода, которой оказалось достаточно, чтобы превратить местность из пустыни в цветущий оазис. Сейчас в монастырском саду прижилось более двух тысяч видов растений и это, несмотря на то, что летние температуры в Аризоне достигают 40 – 45 градусов по цельсию. Повсюду братией монастыря были разбиты фонтаны, поставлены фонари и проложены дорожки.

Сегодня глядя на удивительный райский сад и величественные храмы воздвигнутые братией обители святого Антония трудно поверить, что, когда сюда впервые прибыло шестьь афонских монахов, здесь не было ни воды, ни дорог, ни электричества. Первоначально жилищем старца Ефрема и его учеников было четыре трейлера. Монахам приходилось жить и работать в местности кишашей ядовитыми змеями и опасными хищными зверями. Старца Ефрема, пожелавшего построить монастырь в пустыне, местные жители посчитали сумасшедшим. Сомневались в успехе его предприятия даже православные люди.

Значение миссии старца Ефрема трудно переоценить. По словам отца Антония (Мосхонаса) – ушедшего на покой многолетнего настоятеля православного храма в городке Тусан: “Мы, американские архиереи и иереи в течении семидясити лет хотели привлечь народ в Церковь проведением фестивалей. То есть мы устраивали праздники и гуляния, угощали людей напитками, едой и развлечениями. Мы забыли о молитве, исповеди, постах, четках – всем том, что составляет предание нашей Церкви. Мы даже препятствовали созданию монастырей, так как полагали, что в них нет необходимости и они не могут ничего дать нашей Церкви. И вот пришел малюсенький человек3, без мирского образования и богословских дипломов, без новаторских и смелых идей (которые в изобилии были у нас) и напомнил нам о самом главном – нашем Православном Предании.

Он не звал на танцы и развлечения, а призывал к посту и участию в многочасовых бдениях. И люди откликнулись на его призыв, пришли к старцу и поддержали его. Число приходящих к отцу Ефрему не поддается описанию. Америка, стремившаяся к выходу из тупика культуры потребления и рабства материальным ценностям через различные общественные течения (например, хиппи) и восточные религии, открыла для себя подлинное неискаженное христианство – Православие».

По словам отца Ефрема дикея скита святого Андрея Первозванного на Афоне «старец Ефрем подвергся беспрецедентным и тягчайшим наветам и нападкам». Но несмотря на постоянные заказные обличительные заказные репортажи на американском телевидении и прессе он не опустил рук, а продолжил свое миссионерское служение. Ефрем Филофейский – живой пример великого подвижника, своей жизнью доказавшего правоту слов преподобного Серафима Саровского «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».

Искусство Спасения. Беседы. Том I

От редакции

Беседа первая. «Пасху празднующе вечную» (о Рае) Беседа вторая. «Чертог Твой вижду» (о Рае) Беседа третья. Освящение души Беседа четвертая. «Едино же есть на потребу» (о спасении души) Беседа пятая. Послушание – жизнь, преслушание – смерть Беседа шестая. Христоподражательное послушание Беседа седьмая. Послушание и духовная брань Беседа восьмая. Ревность духовная Беседа девятая. Жизнь во Христе (Практические советы относительно повседневной жизни христианина) Беседа десятая. Брань со страстями Беседа одиннадцатая. Борьба с искушениями Беседа двенадцатая. «Кто без греха, пусть первый бросит камень» (об осуждении) Беседа тринадцатая. Страсть богохульства Беседа четырнадцатая. «Благословите, а не клените» Беседа пятнадцатая. Последний удар (об абортах) Беседа шестнадцатая. Таинство Покаяния Беседа семнадцатая. Трезвение – молитва – исповедь Беседа восемнадцатая. «По природе смиренны» Беседа девятнадцатая. Боль, скорбь, любовь Беседа двадцатая. «Прости меня, Боже мой, как и я прощаю» (О прощении брата) Беседа двадцать первая. Польза милостыни Беседа двадцать вторая. Страшный час смерти Беседа двадцать третья. Книги совести Беседа двадцать четвёртая. «Всякое дыхание да хвалит Господа» (о молитве) Беседа двадцать пятая. Во время молитвы совершается таинство Беседа двадцать шестая. «Смирение есть одеяние Божества» Беседа двадцать седьмая. «Слава человеколюбию Твоему Господи» Беседа двадцать восьмая. До скончания века не иссякнут святые Беседа двадцать девятая. Ширшая Небес Беседа тридцатая. Боль и скорби в нашей жизни Беседа тридцать первая. Покаяние – радостотворный плач Беседа тридцать вторая. Православие – царский путь Евангелия Беседа тридцать третья. Любовь – райский евангельский гимн

От редакции

Проигумен афонского монастыря Филофей, старец Ефрем (в миру – Иоаннис Мораитис) родился 24 июня 1928 года в городе Волос (Греция). 19-ти лет он навсегда переселился на Святую Гору, став послушником святого старца Иосифа Исихаста, безмолвника и пещерника.

Книга «Искусство спасения» – это сборник проповедей и бесед старца Ефрема, ставшая квинтэссенцией его богатейшего духовного опыта за почти шестьдесят лет монашеской жизни. Ученики и последователи старца опубликовали заботливо собранные слова учителя своего и наставника, именовав книгу первым томом, надеясь на продолжение сего издания. Однако неустанный проповедник монашеского жития, основатель 18 православных монастырей в Соединённых Штатах Америки и Канаде старец Ефрем с 1995 года удалился в пустыню ради безмолвствия, молясь обо всем мире.

Книга, такая, как эта, имеет большое значение, ибо является плодом богатого неподдельного опыта, согласного с более чем двухтысячелетним Священным Преданием Православной Церкви, доставляя подлинное просвещение его изучающему.

Прирождённый проповедник, прошедший школу умного делания, братолюбивый пастырь, упорно взыскующий усердия своих чад, о. Ефрем имеет в своём арсенале всё разнообразие Православной духовности, его пронизанные тёплой заботой проповеди и наставления изобилуют ссылками на Священное Писание, примерами из жизнеописания древних подвижников Православной веры, яркими суждениями Отцов Церкви.

Для удобства работы с книгой мы постарались сверить цитируемые о. Ефремом источники с опубликованными русскими переводами и, стремясь не нарушить цельность впечатления от греческого издания, собрали редакторские комментарии в разделе «Примечания». В этом же разделе проаннотированы встречающиеся упоминания исторических лиц, географических мест, включая места подвигов афонских подвижников, литературных источников, тех или иных терминов и названий, само собой ясных для греческого читателя, но, может быть, малознакомых современному русскому читателю. В тексте редакторские отсылки даны в квадратных скобках. В настоящем издании мы также постарались сохранить оформление греческого подлинника.

Надеемся, что внимательный читатель почерпнёт из публикуемых здесь наставлений действенную силу отеческой любви и мудрости служителя Бога Вышняго, одновременно открывая для себя исповедание искушённого на пути опытного богопознания монаха-пустынника.

Царствие Небесное и Обожение – цель каждого христианина. Но её достижение напрямую зависит от наполненного Благодатью

Святого Духа сердца. По словам Марка Подвижника: «Прежде должно возыметь в сердце действительную Благодать Святого Духа и потом соответственно сему войти в Царствие Небесное». Сердце в православном богословии характеризуется как святая святых, как храм, где служит Истинный Иерей – Божественная Благодать, как сосуд милости и естественный монастырь.

Цель нашей жизни достигается глубоким и подлинным покаянием, исполнением заповедей Христовых, Святым причастием, умной и сердечной молитвой. Этот путь для всех без исключения людей. Святитель Иоанн Златоуст, говоря о воспитании детей и имея в виду тех родителей, которые советуют своим чадам не исполнять в полноте волю Божию под предлогом того, что это не для мирян, а для монахов, говорит следующее: «С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем», – и сразу добавлял: «Не говори: «Это слушание Писаний – дело монахов; ужели мне его сделать монахом?» Нет надобности быть ему монахом. Сделай его христианином». Соблюдение заветов Христовых заповедано не только монахам, а каждому христианину.

Эта книга, представляющая собой расшифровку записанных на магнитофон бесед нашего отца и духовного наставника архимандрита Ефрема, проигумена святой обители Филофейской подчинена именно этой цели. По слову апостольскому: «Дондеже достигнем вси… в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф.4:13). Характерны слова святителя Григория Богослова: «Шествуй непорочно по всем возрастам и силам Христовым. Как Христов ученик, очистись, обрежься. .. распнись, умри и прими погребение со Христом, да с Ним и воскреснешь, и прославишься, и воцаришься».

С 1974 года на общих собраниях монахов обители, старец Ефрем беседовал с нами о монашеской жизни, православном образе жизни и церковном сознании. Затрагивались темы, связанные со спасением души, борьбой со страстями, Иисусовой молитвой, теорией и практикой духовной жизни, самосовершенствованием. Эти назидания полезны для каждого человека, желающего спастись и устремиться к Царствию Небесному, опираясь на соблюдение заповедей Христовых. Советы для каждого, кто добровольно хочет поднять свой крест и последовать за Христом. Способы и методы борьбы с невидимым врагом. Рассказ о смерти, аде и Рае. Драгоценные отеческие советы, «имже и несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» (Притч.11:14).

Подобные беседы о духовной жизни и самосовершенствовании старец проводил на подворьях Филофейской обители и в монастырях Греции, США и Канады. Также во время миссионерских поездок старца в вышеуказанные страны (предпринимаемых отцом Ефремом с 1979 года) и его бесед с многочисленной аудиторией жаждущих живительного и душеполезного слова.

Без сомнения, слова, назидания, ответы на вопросы, происходящие из сердца человека верного и смиренного, несут на себе печать Святого Духа и окрыляют надеждой. По этому они духовно питают, дают облегчение, утешают, ведут ко Христу и помогают душе на её пути ко спасению.

Хотелось бы подчеркнуть следующее – большинство своих выступлений Старец не готовил заранее. Он говорил без подготовки, то, что «Бог ему давал» (по его собственным словам). Старец заботился лишь о духовной пользе своих чад (монахов и мирян), и никогда не думал, что его слова будут опубликованы. В связи с этим его выступления имеют спонтанный, отеческий и семейный (домашний) характер.

Несмотря на это в конце книги мы публикуем проповеди, которые старец произносил, используя предварительно написанный план или текст выступления, на официальных праздничных мероприятиях или опубликованных в различных церковных изданиях. Поэтому они носят более официальный и строгий вид и характер.

Очень много наших братий, монахов и мирян просили нас расшифровать магнитофонные записи и опубликовать беседы старца, ради душевной пользы всех христиан, ведь его слова были равно обращены как к инокам, так и к подвизающимся в миру. И с помощью Божией мы предпринимаем издание второго по очереди тома1 наставлений старца Ефрема ИСКУССТВО СПАСЕНИЯ.

Мы желаем большой духовной пользы тем, кто с добрым произволением и благочестивым рвением погрузиться в духовные глубины слов нашего старца, которые являются выражением православной аскетической традиции и опыта – всего того, чему он научился у преподобного старца Иосифа Исихаста – современного учителя Иисусовой молитвы.

Игумен Святой обители Филофейской

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *