Экология души

Экология души — путь в будущее человечества

Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человеческое существование, природе принадлежит одно из первых мест. С древнейших времён и до наших дней социальные, нравственные, духовные устремления человека были связаны с природой. Языческий тайный страх перед природными явлениями, философское осмысление природы, унитарное её использование, наконец, сознание необходимости подчиниться её законам и требованиям — вот только некоторые вехи несмолкающего «диалога» человека и природы.

Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». Жизненная практика подсказывает, что экология природы не имеет будущего без экологии души.

Итак, экология души, что же это такое? По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться охрана души. Ведь, по справедливому высказыванию немецкого писателя и мыслителя И. Гете, «растёт то, что мы выращиваем в душе, — таков вечный закон природы».

Экология души — это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Люди — как отдельные представители нашей природы. В мире растут и развиваются миллионы животных организмов, нуждающихся в нашей заботе. В человеческой душе формируются благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа — будет грязной экология нашей планеты

В таких условиях перед школой стоит важная задача — воспитать не только образованного высококультурного человека, но и творческую личность, осознающую свою ответственность за состояние окружающей среды, за состояние нашего с вами дома. Чтобы решить эту задачу мы должны направлять свои усилия на возрождение духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение учащихся к народной культуре, на формирование экоцентрического стиля мышления, без которого невозможно сохранение жизни на Земле.

В современной школе учитель должен через свой предмет воспитать в учащихся гуманное отношение к окружающему миру, ответственность за себя и за природу.

Именно уроки русского языка и литературы обладают мощной очищающей силой, а значит, способны играть значительную роль в экологическом воспитании учащихся. На уроках русского языка нами используется дополнительный материал, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, задания на экологическую тему. Очень часто проводятся интегрированные уроки, например, с учителем экологии на тему: «Природа и люди — одно целое». Все эти формы работы позволяют задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.

На уроках литературы также рассматриваем художественные тексты с экологической точки зрения, ведь литература и искусство — самые мощные инструменты воспитания нравственности. Например, в 5 классе мы погружаемся в устное народное творчество, в котором народной мудростью веками собирались обширнейшие знания о природе, окружающем мире. Ведь русский человек жил среди природы, находясь в теснейшей зависимости от нее, и на протяжении многих веков наблюдал за природными явлениями, чтобы приспособиться к ним. Через фольклор наши предки передали нам самые разнообразные знания, в том числе и по экологии, о природных явлениях, о лесных обитателях, о различных растениях. И формы передачи информации народ выбрал самые оптимальные: сказки, пословицы, загадки. Они короткие, легко запоминаются, что делает их привлекательными в глазах детей.

Но не только наши далекие предки заботились о природе родного края и человеческой душе. Эта тема проходит через творчество многих и многих писателей, как русских, так и зарубежных (стихотворение «Природа», вошедшее в «Стихотворения в прозе» И.Тургенева, повесть «Когда Земля вскрикнула» Артура Конан Дойла, «Натуралист на мушке, или Живой портрет с природой», «Ковчег в пути», «Птицы, звери и родственники», «Три билета до Эдвенчер», «Поймайте мне колобуса» Дж. Даррелла и другое). Для природы не важно, какой ты национальности, где ты живешь. Важно, как ты относишься к своему дому, к свой природе.

На уроках, посвященных теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков», происходит не только знакомство учащихся с замечательными русскими поэтами (А. Пушкина, М. Лермонтова, С.Есенина, А.Фета, Ф.Тютчева и многих других), но и понимание того, что у каждого из них свое видение окружающего мира. Дети учатся способности восхищаться красотой природы, которую увидели и запечатлели в своих стихах поэты.

Так в стихотворении «Природа», вошедшем в «Стихотворения в прозе», И. С. Тургенев объединяются в одно целое два важных понятия: «жилой дом» и «храм». Храмина — это и Дом Природы, и в то же время святое место, церковь. А сама природа предстает в образе величественной и величавой женщины, полной глубоких дум, она восседает в огромной подземной храмине с высокими сводами, наполненной каком-то подземным, ровным светом.

В начале разговора лирический герой убежден, что отношений между Природой и человеком полны гармонии, что Природа — это мать, которая заботиться о его (человеке) благе и счастье. Но поговорив с Матерью-природой, герой понимает, что не все так однозначно. Разум и чувства выделяют человека из мира природы. Люди живут по своим законам, а природа — по своим. Возражать и противиться этому бессмысленно. Горе человеку, если он сам забудет о человеческих жизненных ценностях.

О загадочной душе природы замечательно написал Ф. И. Тютчев. Для поэта природа всегда была живым организмом, имеющим душу:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Тонкий мастер стихотворных пейзажей, он выступал против тех, кто недооценивал природу, говорил о людской глухоте, очерствении человеческой души.

В 1928 году журнал «Liberty Magazine» опубликовал научно-фантастическую повесть известного английского писателя Артура Конан Дойла «Когда Земля вскрикнула». Но сейчас, к сожалению, то, что описывал знаменитый англичанин в начале прошлого века, стало реальностью. И все больше людей соглашаются с сэром Артуром Конан Дойлом, обратившим внимание на сходство планеты, на которой мы живем, с живым существом, но только очень большим.

Повесть «Когда Земля вскрикнула» является пятой по счету книгой в цикле произведений о профессоре Челленджере, который утверждал, что Земля не имеет ни малейшего представления о том, как человечество эксплуатирует ее, более того, она не подозревает о существовании человека. Джордж Челленджер вынашивает и потом пытается осуществить свой план, согласно которому Земля должна узнать, что существует, по меньшей мере, один человек — Джордж Эдуард Челленджер, — который требует к себе внимания.

И так после нескольких лет неустанной работы, которая, не прекращаясь ни днем, ни ночью, велась при помощи всевозможных буров, сверл, землечерпалок и взрывов и, в конце концов, привела к нужной цели. Челленджер пробил земную кору, ее толщина составила четырнадцать тысяч четыреста сорок два ярда. После этого он планировал добраться до «живой плоти Земли».

Профессору это удается. И после того, как он просверлил земную мантию, по всей земли понесся рев, в котором боль, гнев, угроза и оскорбленное величие Природы слились в ужасающий пронзительный звук. Он длился целую минуту и был подобен слившимся воедино голосам тысячи сирен; он пронесся по всему южному побережью, достиг берегов соседней Франции, перелетев через Ла-Манш, и, в конце концов, растаял в спокойном летнем воздухе.

Нужно сказать, что большинство героев повести, среди которых были и журналист Мелоун, и Пэрлисс Джоунс, был напуган реакцией Земли. Но они посчитали такую реакцию правильной. Им о многое пришлось обдумать. И единственным человеком, кого не тронула такая реакция Земли, был профессор Челленджер. Он считал, что планета Земля существует только для поддержания жизни людей, что всем этим можно пользоваться по своему усмотрению, не думая о последствиях, о том, что природные ископаемые, водные ресурсы не бесконечны, что Земля — это живой организм, такой же как мы с вами. И все что мы делаем, отражается на нас самих. И нам самим придется устранять все последствия своей же неразумной, безответственной деятельности.

Естественно когда Артур Конан Дойл задумывал свое произведение о профессоре Челленджере, он опирался на прототипы реальных людей, которые уже тогда причиняли вред планете, не думая о последствиях своих деяний. Но история человечества и литературы в том числе, как неотъемлемой ее части, знает и другие примеры. Когда свою жизнь люди посвящали защите природы, всей нашей планеты. Таким ярким примером может служить жизнь и деятельность Джеральда Даррелла — замечательного писателя-натуралиста, великого путешественника — обладающего неповторимым даром рассказчика и тонким юмором. Его книги («Натуралист на мушке, или Живой портрет с природой», «Ковчег в пути», «Птицы, звери и родственники», «Три билета до Эдвенчер», «Поймайте мне колобуса» и многие другие) помогли миллионам детей и взрослых по всему свету по-новому посмотреть на мир живой природы и почувствовать себя неотъемлемой ее частью. Главными героями его всех замечательных сборников рассказов стали… сам Даррелл и его необыкновенные родственники и знакомые: птицы и звери с разных уголков нашей столь разнообразной и необъятной планеты!

Но этот удивительный человек был не только писателем, призывающим к спасению редких животных и птиц, но и тем, кто своим примером показывал, как это сделать.

В 1959 году Джеральд Даррелл создал на острове Джерси зоопарк, на базе которого в 1963 году был организован Джерсийский трест сохранения диких животных. Основная идея Даррелла заключалась в разведении редких животных в условиях зоопарка и дальнейшем расселении их в места естественного обитания. В настоящее время эта идея стала общепринятой научной концепцией. Итолько благодаря Джерсийскому тресту, многие виды животных сохранились, и мы их можем увидеть в естественной среде обитания, а не только в виде чучел в зоологических музеях

В старших классах идет постижение литературы как классической, так и зарубежной. Мы пытаемся донести до учащихся мысль о том, что нарушение экологии ведет к нарушению экологии души. В этом нам помогают произведения. Например, роман Чингиза Айтматова «Плаха» Этот роман — призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности. Добавим сюда и В. Распутина «Прощание с Матерой», и Д. Гранина «Картина», и С. Залыгина «Комиссия» др. авторов. Нам важно показать на уроках литературы, что экологические и нравственные проблемы тесно взаимосвязаны. Не случайно писатель С. Залыгин утверждал: «Природа должна найти свое единственное убежище — наше духовное сознание»

Как-то замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: “Каждый хотел лучшего для себя”».

Эти слова были написаны в первой половине XX века, но мы знаем, очень хорошо знаем, к чему привела такая психология. Думается, что сейчас будет более правильным сравнить уже самого человека с родителем, а природу с ребенком, который нуждается в защите и заботе. Природа нуждается и взывает к нашей помощи, чтобы моря и океаны были чистыми, леса радовали глаз своим зеленым нарядом, пески в пустыне оставались такими же золотыми, а небо всегда было голубым.

Восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой души.

Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и человеческий сильный характер, а именно — формирует личность человека. Именно этим она и ценна для нас, людей.

От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле. Берегите свои Души!

Литература:

1. Боголюбов, С. А. Защита экологических прав: пособие для граждан и общественных организаций / С. А. Боголюбов. — М., 1996.

2. Дубовик, О. Л. Экологическое право: учебник / О. Л. Дубовик, Л.Кремер, Г. Лоббе-Вольфф. — М.: ЭКСМО, 2005.

3. Ерофеев, Б. В. Экологическое право России: учебник / Б. В. Ерофеев. — 3-е изд. — М.:Юристъ, 2005.

4. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (1991).

5. Малахов, В. М. Тепловое загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями / В. М. Малахов, В. Н. Сенин // Серия «Экология». — М., 1996.

6. Криксунов, Е. А. Экология / Е. А. Кринсунов, В. В. Пасечник, А. П. Сидорин. — М.: Дрофа, 1995

7. Богдановский, Г. А. Химическая экология / Г. А. Богдановский. — М.: Издательство Московского университета, 1994

8. Агаджанян, Н. А. Экология человека / Н. А. Агаджанян, В. И. Торшин. — М.: Экоцентр, КРУК, 1994

9. Экология человека: Словарь-справочник // Под общей редакцией академика РАМН Н. А. Агаджаняна. — М.: КРУК, 1997.

10. Экология. Природа — Человек — Техника: учебник для вузов // Т. А. Акимова, A. П. Кузьмин, В. В. Хаскин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

11. Экология: учебник для вузов / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. — М.: Дрофа, 2004.

12. Экология: учебник для вузов // А. С. Степановских. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

13. Даррелл, Д. Птица-пересмешник. Натуралист на мушке / Д.Даррелл. — М.: Эксмо, 2008. — 608 с.

14. Даррелл, Д. Поймайте мне колобуса / Д. Даррелл, пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М.: Центрполиграф, 2001. — 223 с.

15. Даррелл, Д. Гончие Бафута. Под пологом пьяного леса / Д.Даррелл. — М.: Эксмо, 2008. — 544 с.

16. Дойл, А. Собрание сочинений. В 10 т. Том 2: Затерянный мир. Отравленный пояс. Когда мир вскрикнул / Артур Конан Дойл. — М.: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2008. — 416 с.

Человек, познай самого себя!

Сократ

В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха… Нас учат бережно относиться к окружающей среде, призывают поддерживать чистоту, порядок и уважать природу. Редко нас учат тому, что мы можем загрязнять окружающее пространство не только отходами, но и своими мыслями, чувствами, словами? Часто мы проявляем необоснованную агрессию и этим постепенно разрушаем пространство семьи, наша критика негативно сказывается на нашем рабочем пространстве, от наших резких слов и отрицательных эмоций страдают наши друзья, родственники, коллеги. В результате, мы разрушаем себя и общество вокруг нас.

Экологию души, развитие духовности несут нам нравственные постулаты Шакарима, Слова назидания Абая. Мы обязательно должны о них помнить, так как они несут свет в наши души, прививают моральные ценности, учат бороться не только за экологию природы, но и за экологию человеческой души. Развитие экологии души предполагает самопознание человека. А самопознание – это самый трудный, но и самый почетный труд людей на земле. Познавая себя, человек познает весь мир.

Еще мудрец Сократ говорил, что человеку нужно прежде всего «познать самого себя», ибо это даст ему понимание смысла жизни, осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Немецкий философ И. Кант тоже полагал, что «культура душевных сил» достигается посредством усвоения тех знаний, которые дает humaniora. Безусловно, это так. Главные силы и способности человека формируются духовным творчеством, культурой, моралью, интеллектуальным напряжением. Действительно состоятельность наша, как Человека с большой буквы, зависит от уровня развития нашей духовно-нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о любви, милосердии, доброте, культуре общения, взаимопонимания, можно потерять себя, не найти свое призвание, не смочь выразить чувство любви ко всему живому. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. Так, часто в других людях нам неприятны некоторые свойства или особенности поведения, которые в себе самом кажутся приемлемыми и простительными. И только немного отойдя и посмотрев на себя со стороны, можно увидеть недопустимость тех или иных свойств своего характера или поведения.

В наш век технического прогресса и космических скоростей тема нравственности и духовности становится все более актуальной. Ведь страшен безнравственный политик, способный развязать ядерную войну, страшен безнравственный ученый, одержимый идеей уничтожения человечества, страшен безнравственный врач, не понимающий ценности человеческой жизни, страшен безнравственный журналист или писатель, пропагандирующий идеи зла и жестокости среди молодежи. Не зря Л.Н. Толстой писал: «Нравственность человека видна в его отношении к слову». Мы должны и в словах, и в делах наших стремиться быть благороднее и чище, стараться не унижать достоинство друг друга. Стремление отдельных людей к нравственному совершенствованию сделает мир более гармоничным, а если нравственных людей станет чуть больше, нас ждет прекрасное будущее.

Стремление объединять людей на началах нравственности, человечности, любви и справедливости получает последовательное воплощение в стратегии национального единства, толерантности и согласия Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. А благодаря Первой леди молодое поколение нашей страны на уроках самопознания учится:

— понимать значимость общечеловеческих, нравственно-духовных ценностей жизни;

— свободно выражать свои мысли и чувства;

— строить позитивные отношения с окружающими людьми, трудиться в команде;

— отстаивать свои принципы и убеждения;

— вести поиск решения разных вопросов, находить нестандартные решения в стандартных ситуациях;

— осознавать важность создания собственной семьи и перспективы будущей взрослой жизни;

— распознавать и оценивать человеческие взаимоотношения;

— принимать ответственные решения в непростых ситуациях, придерживаясь гражданской позиции, и т.д.

В разделах программы нравственно-духовного образования «Самопознание» с 8 по 11 классы ключевым словом является «Человек». Так, первый раздел имеет название «Быть человеком», второй – «Человек и общество», третий – «Мир и человек», четвертый раздел – «Мир человечества». Это связано с тем, что для каждого из нас очень важно понять, для чего мы пришли в этот мир, что мы значим для нашего общества, кем мы являемся в нашей вселенной.Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Самопознание – это ключ к преображению современного общества.

О своевременности появления данного предмета в образовательных учреждениях страны можно судить по отношению учащихся к предмету. Они также как и взрослые понимают, что «наш образовательный мир и общество в целом стали страдать от сердечной недостаточности, от бессердечия» (Ш.А. Аманошвили). И дети с радостью приветствовали новый предмет в школе. Отвечая на вопрос «Что дает тебе предмет «Самопознание»? они пишут: «С первого урока меня заинтересовал этот предмет. Я с нетерпением ждал следующего занятия. На этом уроке ты можешь быть самим собой, и каждый тебя поймет. После уроков самопознания мне стало легко находить общий язык с людьми и легко заводить друзей, я стал более открытым для всех» (Зыков Евгений, 6 «Б» класс), «Мы слушаем музыку и пение птиц, от всего сердца передаем пожелания близким. Я стал больше и с удовольствием помогать друзьям, родителям, пожилым людям» (Успанов Мадияр, 7 «Б» класс), «Я люблю «Самопознание» за то, что на этом уроке я могу свободно выразить свои чувства. Мы изучаем на уроке все, что нас окружает в жизни, что мы видим, чувствуем, понимаем. Благодаря этому предмету наш класс стал дружнее, а я сам стал добрее. На уроках самопознания я очень люблю разговаривать с учителем и общаться с друзьями» (Понамарев Валерий, 7 «А» класс), «Благодаря самопознанию я стала намного лучше, чем была до этого» (Цыбань Татьяна, 6 «Б» класс), «Мне нравится предмет «Самопознание» потому, что он учит жизни, любви к людям и миру. Я очень рад, что появился такой предмет» (Александров Виктор, 7 «А» класс). Можно ли сомневаться после таких слов в необходимости данного предмета? Думаю, что нет.

Помните слова Абая? «Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, леность, злодеяние… Противоядие от этих пороков – человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания» (Слово 38, С. 75). По словам философа Джона Бернала, человечество подходит к самому драматическому периоду своего развития – оно начинает познавать самого себя. И Сара Алпысовна Назарбаева правильно считает, что самопознание нужно преподавать с самого детства, так как не каждая семья может дать уроки нравственности и духовности, говорить языком любви, рассказывая притчи, поучительные истории.

Если экология – это наука об условиях существования всего живого в мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души является охрана душевного состояния человека, его забота о чистоте и развитии души. Более того, я считаю, что экология мира начинается с экологии души. Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом. Будет грязной душа – будет загрязнена и экология нашей планеты.

Именно благодаря душе мы знаем о морали, этике, слышим голос совести. Каждый человек на планете должен осознавать, для чего ему необходимо заботиться о себе, о других людях, о природе. Осознавая это, он никогда не станет разрушать себя самого и мир вокруг себя, ему это будет просто неприятно. А для того чтобы осознавать это, человеку нужно чаще задавать себе вопрос «Что для меня важно и ценно на самом деле? Будет ли это важно для меня через несколько дней, месяцев, лет?».

Итак, человек находится в постоянном взаимодействии с природой и обществом, он связан с ними бесконечными духовными и материальными нитями. Вне этого взаимодействия жизнь человека невозможна, он живет в постоянном окружении мира и в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Мы взаимодействуем с миром прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными – духовно-нравственными. Мы нуждаемся в мире и преобразуем его своей жизнедеятельностью каждый миг. Но и мир нуждается в нас, в активной преобразующей деятельности человека, основанной на безусловном приоритете общечеловеческих ценностей. Поэтому развитие экологии души человека – одно из важнейших условий развития гармоничного общества.

Высокая нравственность и духовность, основанная на общечеловеческих ценностях – самое ценное богатство человека, которое нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, которое каждый человек может формировать только своими собственными усилиями. Как говорил Сенека, «величие души должно быть свойством всех людей». Нам всем необходимо стремиться к величию души, ведь только духовно богатый человек способен на бескорыстную дружбу, на истинную любовь, способен проживать наполненную жизнь и быть по-настоящему счастливым.

Приход храма Святителя Николая г.Стрежевой

«Особая сфера воспитательной работы
– ограждение детей, подростков, юношества
от одной из самых больших бед
– пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души….
В.А. Сухомлинский

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. Проблема воспитания волнует человечество не одно тысячелетие и на пороге третьего тысячелетия она остаётся актуальной.

Во все времена люди высоко ценили духовно — нравственную воспитанность. В настоящее подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, переоценке ценностей, потере нравственных ориентиров, безверии, агрессивности. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию. Поэтому актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения связана с подготовкой не только образованных, но и нравственных людей, уважающих свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающих значение семьи в жизни человека и общества, принимающих ценности семейной жизни; соответствующих современному уровню экологического мышления.

Наш маленький северный город Стрежевой, как и другие города, имеет множество проблем, связанных с асоциальным поведением несовершеннолетних. Подростковый алкоголизм, курение, наркомания – это результат загрязнения души молодого поколения. На душе становится грустно и страшно и встает вопрос: «Где и как очистить душу этим несчастным людям». Очень важно показать путь, направление человеку куда идти и что делать, и это дорога к храму. Только искренняя исповедь может очистить, исцелить, преобразить душу.

Экология души, что же это такое?

С научной точки зрения понятие «экология» — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Душа — внутренний мир человека – это чувства, мысли, творческие замыслы, желания, отношение к другим людям. Духовный — …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля (В.И.Даль «Толковый словарь»). Нравственность– внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»).

Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Семья, — как говорил русский философ И.А. Ильин, — это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.

Духовно — нравственное воспитание — это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).

В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха… Но экология – это не только чистый воздух, чистые водоемы, чистая земля вокруг, это – чистые и уважительные отношения между людьми, это чистота внутри самого человека. Экология природы, экология культуры, экология души – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.

Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно-нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение.

В основе духовно-нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитания добродетелей. Нравственное воспитание детей было государственной политикой.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Экология семейных отношений – необходимое условие устойчивого развития личности, так как именно в семье формируется и развивается представление о здоровом образе жизни, прививаются навыки личной гигиены, и воспитывается бережное отношение к окружающей среде. Семья – это такое пространство, где личность развивается согласно своей природе. Семейное воспитание имеет ряд достоинств. К ним следует отнести благоприятный эмоциональный и морально – психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовную связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности через усвоение системы ценностей, семейных традиций.

Душевное состояние и поведение ребёнка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Можно выделить основные условия, необходимые для формирования нравственности и духовных потребностей в семье:

*Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости членов семьи друг к другу оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования его нравственных потребностей.

*Атмосфера искренности, так как лож и обман, симуляцию ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и становится недоверчивым и подозрительным.

Воздействие словом, который оставляет добрый след в душе ребёнка. Родители своим примером, поступками, трудом должны являть образец нравственности и духовности. Культивирование в семье положительных привычек и норм поведения. Создание условий для общения ребёнка с интересными, духовно богатыми людьми и нравственными людьми. Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором нам предстоит жить. Если мы плохо воспитываем своих детей или вовсе стараемся переложить заботу о них на чужие плечи, — мы своими руками строим себе будущее, в котором нас будут окружать, может быть, успешные, но равнодушные люди.

Основным содержанием духовно – нравственного развития, воспитания и социализации является ценности, которые мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

«Послушание — это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует в ребенке развитие всех душевных достоинств», — писал в начале XX в. известный православный писатель и богослов Н. Е. Пестов. А св. прав. Иоанн Кронштадский выражался еще более определенно и жестко: «Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу». Непослушание первых людей, Адама и Евы, повлекло за собой вселенскую катастрофу, последствия которой испытывает на себе каждый из нас. С грехом вошла в жизнь смерть, вошли болезни, скорби, разные неприятности. Память об этом, пусть и в стертом виде, жива до сих пор. Даже у тех народов, которые не признают Библию своей Священной Книгой, или в среде атеистов детское непослушание никогда не считалось чем-то хорошим и правильным. Что вполне естественно: для самого ребенка такое поведение опасно, а для взрослых — оскорбительно. Ведь если ребенок, которого родители, в силу его детского возраста, полностью обслуживают, еще и начинает ими командовать, то взрослые автоматически низводятся до положения рабов. Их авторитет, естественно, рушится. Дети очень тонко чувствуют нарушение семейной иерархии и пытаются использовать это в своих эгоистических целях, причем реагируют по-детски ярко и непосредственно, не церемонясь. «Подай, принеси, унеси, пошла вон и не смей мне перечить, а то я тебе задам!» — вот кредо такого юного «рабовладельца». Конечно, подобное обращение, даже если оно по тем или иным причинам допускалось в некоторых семьях, неизменно вызывало осуждение окружающих.

Экологии души — охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Наша планета – это живой организм, который родился, растет и развивается. Наша задача сохранять Землю как можно дольше и беречь ее. Мы должны заботиться о своем доме, как о любом живом создании, и быть готовыми ко всему. Если планета живет и дышит, можно сказать, что она иногда и болеет. Как случилось в наше время. Но может выздороветь, я в это верю. А начинать лечение планеты человеку нужно с оздоровления себя.

Хочется нам этого или нет, а оздоровление Земли придется начать с себя, с экологии своей души. Чем раньше мы это сделаем, тем скорее почувствуем, как правильно помочь природе, спасти ее, вылечить себя и нас.

Чтобы верно ориентироваться в картине своих чувств, нужно задавать себе вопросы: Как я себя сейчас чувствую? Что я чувствую к этому человеку? А что чувствует этот человек по отношению ко мне? Что я сейчас хочу на самом деле? Выпить, покурить, уколоться, создать новую атомную бомбу? Или снять напряжение, которое вызывает страх позвонить человеку, страх сказать близкому о своих чувствах? Уважение к своим истинным желаниям и чувствам, чувствам других людей и всему живому я называю экологией души. Человек, который заботится об экологии своей души, никогда не станет разрушать мир вокруг себя. Ему будет это просто неприятно.

Благоговение перед Богом, творцом всего сущего, означает и бережное отношение к результатам Его трудов. Редкая семья может дать духовную подготовку ребенку, так как нарушилась связь времен и лишенные истинной веры родители не могут вложить религиозную духовность в своих детей.

Чтобы человек научился грамотно взаимодействовать с окружающей средой, он должен начать экологическое воспитание с себя, со своих чувств и своего тела.

Самое главное — человек должен осознавать, для чего ему заботиться о себе, о других людях, о природе. Для чего мне здоровье? Для чего мне люди? Для чего природа и жизнь вообще? Любить и ценить жизнь на всех четырех уровнях бытия человека: эмоциональном, физическом, социальном и духовном. Устанавливать здоровые взаимоотношения с самими собой, с людьми и окружающей средой и заботиться о них.

Я прихожу в недоумение, когда наблюдаю разное поведение одного и того же человека по отношению к животным и людям. Обнимает деревья, например, а ребенка никогда. Если бы эта женщина отнеслась внимательно к своим чувствам, навела там порядок, то сделала бы свою душу экологически чистым продуктом и угощала им не только животных и растения. Ведь любовь человека настолько безгранична и сильна, что преступно запереть ее в клетку и не дать работать на всю ее божественную мощь.

Чем больше трудится сердце, отдавая любовь, тем сильнее оно становится и тем больше любви в нем рождается.

Единство тела, души и духа — главный принцип воспитания. Истина, которую следует широко пропагандировать, заключается в том, что человека прославляют как его тело, так и душа, дух. Сила человека в гармонии телесного, душевного (психического) и духовного (нравственного). И, наверное, каждый этого хочет. Каждый предпочтет, чтобы его назвали «хорошим человеком», и возмутится, если его назовут «плохим человеком». Никто в детстве не мечтает стать злодеем. Все люди тянутся к добру. Но проходят годы, и, как правило, все больше позади ошибок, и все больше несовершенств накапливается в человеке. А тот идеал, который был в юные годы, так и остается недостижим.

Почему так происходит? Есть две главные причины. Первая – неправильные отношения человека с Богом. Бог есть истинное благо и источник всякого блага, поэтому неудивительно, что тот, кто по своей жизни и делам не имеет с Ним общения, не может стать благим в совершенном смысле слова. Вторая причина – неправильное понимание добра, его смысла, его цели. Непонимание того, что есть настоящее добро и чем оно отличается от ложного добра, которое только кажется добром, но не является им на самом деле. Господь может исправить любого немощного – и в физическом и в нравственном отношении. Чтобы это случилось, человек должен приблизиться к Богу. «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам», – говорит апостол Иаков (Иак. 4: 8).

А приближение человека к Богу происходит как раз благодаря укоренению в добродетели, сопровождаемому отказом от греха. Что такое добродетель? В отличие от единичного доброго поступка, который бывает в жизни каждого человека, даже злодея, добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. Именно приобретение таких навыков и делает человека в настоящем смысле слова хорошим, добрым, ибо добрые навыки помогают избавляться от дурных навыков, то есть греховных страстей, поработивших каждого человека, не просвещенного Христом.

Самая большая сложность в делании добра – определение четких ориентиров и понятий. Для очень многих людей серьезным препятствием на этом пути стало непонимание, что есть подлинное добро и почему оно считается таковым, как можно отличить его от зла, каких видов оно бывает, ради чего совершается и к чему приводит. Любой по собственному опыту знает, что, хотя в некоторых ситуациях несложно понять, какой поступок здесь будет правильным и хорошим, но такая ясность имеется далеко не всегда.

Святитель Тихон Задонский дает такое определение: «Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим».

Каждый человек, как создание Божие, чувствует в себе голос совести, который помогает ему в общих чертах отличать добро от зла, даже если это человек неверующий. Поэтому и у людей, не знающих Бога, есть некоторое стремление к добру, чувство добра и добрые поступки.

В наше время многие жалуются на подавленное настроение, раздражительность, депрессии. Не потому ли все это происходит, что так мало и так нерегулярно люди творят чистое добро? Многие знают, что человек, по настоящему хороший, добродетельный, даже внешне выделяется из окружающих – «прямо светится», как иногда говорят. Почему так? Потому что, по словам святителя Григория Нисского, приобретение добродетели «приносит в душу непрекращающуюся радость», которая распространяется для человека «не только в настоящем, но на все времена…

Многие беды современного человека вытекают из того, что он не делает добро, а если и делает, то изредка, по случаю, кое-как. Для него доброделание является скорее исключением, а не правилом. От этого повсеместное оскудение любви, которое мы все видим. Родители забрасывают детей, дети забывают престарелых родителей, супруги разрушают браки – и все из-за того, что любовь, которая была когда-то, уходит, теряется, исчезает. Святитель Григорий Палама пишет: «Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра – елею, любовь – фитилю, на котором почивает, как огонь, благодать Божественного Духа. Когда же недостает елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати… гаснет».

Мы получаем отпущение грехов в таинстве исповеди, но всякий может убедиться, что нередко после исповеди человек впадает в тот же грех. Почему так? Потому что грех стал уже привычкой, дурным навыком. И полное очищение жизни от этого навыка происходит, когда мы с помощью Божией выкорчевываем дурной навык противоположной ему добродетелью.

«Истинная добродетель состоит в победе себя самого, в желании делать не то, что хочет тленное естество, но чего хочет святая воля Божия, покорять свою волю воле Божией и побеждать благим – злое, побеждать смирением – гордость, кротостью и терпением – гнев, любовью – ненависть. Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами. Этого требует от нас Бог: “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим. 12: 21)».

В заключение, хочется привести замечательные слова отца Иоанна (Крестьянкина): «Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле – очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах».

Подготовила психолог Шаламова Л.А.

(Проект в рамках Года экологии в России

Используемая литература:

  1. Иоанн (Маслов), архимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского.
  2. Нил, преподобный, подвижник Синайский. Творения
  3. Иоанн Златоуст, святитель. Творения.
  4. Григорий Богослов, святитель. Творения.
  5. Ефрем Сирин, преподобный. Творения.
  6. Григорий Нисский, святитель. Творения.
  7. Григорий Богослов, святитель. Творения.
  8. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы.
  9. Иоанн (Маслов), архимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского.
  10. Феофан (Говоров), епископ. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия.
  11. Игнатий (Брянчанинов), епископ. Аскетическая проповедь и письма к мирянам.
  12. Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Слово о малом доброделании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *