Эль греко

«Совлечение одежд с Христа», Эль Греко — описание картины

Совлечение одежд с Христа — Эль Греко. 1577–1579. Холст, Масло. 285 x 173 см.
В 1577 году Эль Греко пытается закрепиться в Толедо. Он жаждет популярности и востребованности. Одним из первых его заказов здесь была картина на очень редкий религиозный сюжет – с Христа стягивают одежду прежде чем отправить на крест. Картину заказал кафедральный собор, чтобы разместить на центральном месте, где она находится и поныне.
Работа получилась очень повествовательной и эмоциональной. В центре композиции Эль Греко разместил Христа. Он облачён в яркий, красный, свободный хитон. Спасителя плотным кольцом окружает толпа и, кажется, будто фигура Иисуса безвольно плывёт в этом бурлящем потоке ожесточённых или, наоборот, безразличных лиц.
Один воин готовит крест, забивая в дерево гвозди, другой занёс руку над Христом, чтобы сорвать одежду. На переднем плане в левом нижнем углу зритель видит трёх женщин, которые будто застыли, впав в оцепенение, глядя на жестокое орудие убийства – крест. Это три Марии, пришедшие проводить Иисуса на казнь.
Одни выполняют рутинную работу, другие страдают и только сам мученик не обращает внимание на происходящее. Его глаза подняты высоко в небо с покорностью и молитвой, а лик словно светится изнутри. Лицо Христа резко выделяется на фоне воинов, ведь их автор картины изобразил в более тёмных тонах, подчёркивая, что их души погружены во мрак, в то время как душа осуждённого на казнь просветлённа и чиста.
Стоит отметить, что картина не понравилась духовенству Толедо. По их мнению, Эль Греко отступил от важных религиозных канонов написания Спасителя. В частности, фигура Христа находится ниже некоторых других героев картины, тогда как традиция предусматривала, чтобы он возвышался над всеми. Однако, несмотря на роптания ортодоксов, полотно было выставлено в соборе, что только увеличило славу Эль Греко, обеспечивая талантливому мастеру много заказов.

В мировой истории живописи творчество художника Эль Греко занимает особое положение. Его трудно отнести к какой-либо из школ того времени, он не оставил после себя учеников, да и само его искусство с точки зрения необычных изобразительных форм не только вышло за пределы какой-либо национальной школы, но и далеко опередило свое время.

Итальянцы и испанцы называли Доменико Теотокопули Греком, под этим именем он и вошел в историю искусства. Само прозвище Эль Греко возникло от смешения двух языков, ибо по-итальянски оно должно было звучать как Иль Греко, а по-испански — Эль Гриего. Даже этот факт показателен для необычной судьбы художника, уроженца острова Крит, сформировавшегося в Италии и нашедшего в Испании не только вторую родину, но и почву, наиболее благоприятную для развития блистательного расцвета своего таланта.

Большую часть жизни художник провел в Толедо. Но прежде чем приехать на Пиренейский полуостров, он много лет работал в Италии. Мировоззрение Эль Греко сформировалось в стране самой развитой гуманистической культуры. Естественно, что его отношение к искусству было независимее, чем у современных ему испанских живописцев. Произведения Эль Греко, написанные на религиозные сюжеты, проникнуты философскими размышлениями о судьбах людей. В созданных образах он синтезировал свои представления о человеческих характерах. Возвышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближает искусство Эль Греко с маньеризмом и выражает кризисное состояние художественной культуры позднего Возрождения.

О жизни Эль Греко известно крайне мало, сведения о нем скудны и отрывочны. Мы не знаем ни одного его достоверного автопортрета, ибо все его изображения, включая портрет, представленный на главной странице сайта, предположительны.

Последующие поколения предали искусство толедского мастера забвению вплоть до начала XX века. Время не только стерло имя Эль Греко из истории искусств на несколько столетий, но и уничтожило напоминания о нем в городе, где прошла большая часть жизни художника: могила с прахом Эль Греко исчезла, дворец маркиза де Вильены, где он жил, был разрушен. Но осталось самое прекрасное — его картины. С ними, а также историей творчества художника мы и хотим познакомить любителей живописи на страницах нашего сайта.

Эль Греко El Greco  (1541-1614)

Эль Греко. Малоизвестная история известного художника.

Отрывочные, словно вырванные из круговорота событий, факты биографии Эль Греко скудны и немногочисленны. И даже спустя четыре века после его жизни многие из них подлежат сомнению, чего не скажешь о работах великого художника – нетленных полотнах, полных глубокой искренности и непонятного многим мировосприятия.

Рождение и юность

Доменикос Теотокопулос, известный всему миру как Эль Греко, появился на свет предположительно в 1541 году. Точная дата его рождения не известна. Указанный год положил начало его биографии лишь на том основании, что по воспоминаниям современников в 1601 году уже состоявшийся художник собрал в своем доме близких друзей, чтобы отпраздновать юбилей – 60 лет.

Местом его рождения считается Ираклион – один из греческих городов на острове Крит, который в ту эпоху принадлежал Венецианской республике. О родителях Доменикоса Теотокопулоса практически не сохранилось данных. Известно только, что они были людьми небедными, так как отец будущего художника числился сборщиком податей. Благодаря этому мальчик получил хорошее начальное образование и даже имел возможность брать уроки иконописи.

Первое упоминание о личности Доменикоса относиться к июню 1566 года, когда официальные документы говорят о нём, как о мастере-художнике. Примерно этим же периодом датируются и ранние работы гения. Полные неоспоримого влияния традиций греческой иконографии, они заявляют о тонком мировосприятии художника и самобытной манере его техники.

1567 год ознаменовался для юноши переездом в Венецию и началом обучения у метра Тициана. После чего калейдоскоп жизни художника стал вращаться стремительно быстро и принес путешествие в Рим, в Парму, а так же знакомство с Корреджо и Микеланджело.

Зрелость

Ненадолго задержавшись в Италии, Эль Греко направляется в Испанию, где в 1576 году поступает на официальную службу к королю. Однако «официальная работа» не приносит художнику ожидаемого простора для творчества. Причиной тому стал оригинальный для того времени стиль мастера и его независимый нрав. И в скором времени его имя уже связывают с испанским городком Толедо, куда он прибыл в 1577 году, что стало удачным поворотом в его биографии.

Толедо стал для мастера последним пунктом на карте его путешествий. Здесь к нему приходит заслуженное признание и многочисленные заказы на оформлении алтарей и написание копий с них для частных коллекций.

Всегда обладая острым умом и каким-то врождённым аристократизмом, Эль Греко наконец-то дышит полной грудью и позволяет себе жить по-настоящему. Он арендует помещения дворца местного маркиза и сам назначает цены за свои полотна.

В этот же период судьба сводит художника с испанкой Иеронимой де лас Куэвас, которая в 1578 году подарила ему единственного сына и наследника.

Но и этот период жизни мастера не был столь радужным, как могло показаться обывателям. Причиной тому все тот же независимый нрав Эль Греко и самобытная манера написания полотен, с которой официальная церковь зачастую была не согласна. Но, несмотря на это, период с 1597 по 1607 года можно назвать самым плодотворным во всех сферах жизни художника, а слава о нём распространилась далеко за пределы провинциального Толедо.

Именно известность, по мнению многих, и стала причиной краха творчества гения. Прознав про его талант, мастера просто засыпали предложениями о работе. А вслед за ними стали появляться судебные разбирательства на предмет несоответствия сложившимся традициям живописи. Официальная церковь не хотела замечать и признавать новаторства Эль Греко и упорно отстаивала свои ортодоксальные взгляды.

Закат…

Не имея себе предшественников и последователей, гений продолжал творить до последнего вздоха. И с каждым разом его полотна становились все загадочнее, одухотвореннее и невесомее, несмотря на то, что о себе уже давало знать пошатнувшееся здоровье и финансовые трудности.

Бедность настигла Эль Греко в 1611 году, а вслед за нею в дом постучалась и смерть – в 1614 году, 7 апреля, художник умер…

Согласно завещанию его тело было захоронено в церкви Святого Доминго эль Ангигуо. Однако уход из жизни не избавил его от претензий официального клира, который потребовал от Хорхе Мануэля – сына мастера – перезахоронить Эль Греко.

Ставшее новым, последнее пристанище гения, монастырь Сан-Торквато был разрушен в XIX веке, что навсегда похоронило останки мастера в истории…

Анна Комарова

Рыцарь с рукой на груди

Эль Греко

Рыцарь с рукой на груди. ок. 1580

исп. El caballero de la mano en el pecho

Холст, масло. 81,8 × 65,8 см

Прадо, Мадрид, Испания

(инв. P000809)

Медиафайлы на Викискладе

«Рыцарь с рукой на груди» — картина испанского художника Эль Греко, написанная в Толедо около 1580 года. Наиболее известный в серии светских портретов неизвестных кабальеро в чёрных одеждах и белых фрезах на тёмном фоне. В настоящее время хранится в Прадо.

Поза кабальеро может означать дачу присяги, либо проявление доверия при заключении договора, либо благородное происхождение персонажа, либо даже тайный условный сигнал. Золотая шпага и медальон указывают на состоятельность и принадлежность к высшему обществу. Внешний облик персонажа типичен для дворянина эпохи золотого века Испании. При реставрации картины выяснилось, что изначально фон был не чёрный, а светло-серый, но со временем картина потемнела. Богатство оттенков на тёмной одежде свидетельствует о влиянии на Эль Греко венецианской школы живописи.

Ранее считалось, что «Рыцарь с рукой на груди» является портретом Сервантеса, но сейчас большинство искусствоведов склоняется к тому, что на портрете изображён Хуан де Сильва-и-Рибера, третий маркиз Монтемайора и алькальд Толедского алькасара. Искусствовед Алекс Бергхарт и художник Роберт Шрайв допускают возможность того, что это автопортрет художника.

Примечания

  • Совлечение одежд с Христа (1577—1579)
  • Рыцарь с рукой на груди (ок. 1580)
  • Погребение графа Оргаса (1586—1588)
  • Вид Толедо (1596—1600)
  • Снятие пятой печати (1608—1614)

«Рыцарь с рукой на груди», Эль Греко — описание картины

Рыцарь с рукой на груди — Эль Греко. 1580. Холст, масло. 81,8 x 65,8 см.
Портретные работы Эль Греко – отдельная страница в творчестве знаменитого живописца. Строгие и похожие, монохромные с гармонично распределёнными световыми акцентами, его портреты всё же несут тонкую и точную характеристику каждого из героев.
Представленная картина имеет несколько названий: некоторые называют мужественного мужчину с полотна рыцарем, другие дворянином, а третьи просто именуют полотно «Портрет мужчины с рукой на груди».
Предполагают, что работа была создана в 1580 году. К сожалению, жизнь Эль Греко окутана тайнами, а в биографии наблюдаются сплошные белые пятна, поэтому точнее назвать дату написания не представляется возможным.
Весь портрет выполнен в тёмных тонах, фон отсутствует и почти сливается с фигурой мужчины. При недавней реставрации, выяснилось, что Эль Греко сделал фон более светлым, однако, со временем светлая серая краска потемнела.
Цветовыми акцентами выступает кружевной бархатный манжет и высокий воротник под самое горло, обрамляющий вытянутое лицо портретируемого с острой треугольной бородкой. Манжет притягивает внимание к руке мужчины, нельзя ни обратить внимание на его длинные аристократические пальцы. Ещё один яркий элемент — золотистый эфес шпаги. Шпага указывает на состоятельность господина, а внешний облик типичен для дворянина Золотого века Испании. Строгое лицо холёного мужчины не выражает, казалось бы, никаких эмоций, однако, удивляют глубокие умные глаза, которые могут сказать и об уме, и о благородстве.
Ранее высказывались предположения, что на картине изображён никто иной как Сервантес, или даже сам Эль Греко, хотя современные искусствоведы сходятся на мысли, что на полотне Хуан де Сильва-и-Рибера, алькальд и маркиз Толедо. Также ведутся споры о значении выразительного жеста (рука на груди) и здесь также наблюдается плюрализм мнений – от присяги до какого-то тайного жеста или даже условного сигнала.
Неизвестно дошёл ли сигнал до адресата, но сама картина достаточно хорошо сохранилась, несмотря на более чем 400-летний возраст и находится сейчас в Прадо.

>- 2 —

Иисус Христос в живописи

Василий Иванович Суриков.
«Исцеление слепорождённого Иисусом Христом».
1888.

Засохшая смоковница

Ночевал Иисус в Вифании. Поутру же, возвращаясь в Иерусалим, почувствовал голод. Увидел Иисус при дороге смоковницу, подошел к ней, но не нашел на ней ничего, кроме листьев.

— Да не будет же и впредь от тебя плода, — сказал Иисус.

И смоковница тотчас засохла.

Удивились ученики, и Иисус обратился к ним:

— Истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, сделаете не только то, что сделано со смоковницей, но и гора по вашему слову ввергнется в море.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

Эль Греко.
«Христос исцеляет слепого».
Около 1567.

Иисус и фарисеи

И снова пришел Иисус в город Капернаум. Как узналось, в каком он доме, тут же явилось много людей – в доме сидели, в дверях, на пороге… Среди прочих были тут и фарисеи и законоучители со всей Галилеи, Иудеи и из Иерусалима.

Принесли к дому лежачего больного, но из-за многолюдства никак не могли прибиться с ним к Иисусу. Тогда люди влезли на крышу, разобрали ее и спустили больного вместе с ложем прямо к ногам Иисуса.

Увидел Иисус такую веру и сказал:

— Прощаю тебе грехи твои.

Книжники и фарисеи начали рассуждать между собой:

— Как же это он богохульствует? Только Бог может прощать грехи.

Словно услышал мысли их Иисус:

— Что, по-вашему, легче? Сказать: «Прощаются тебе грехи твои» или «Встань и ходи»? но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, я говорю больному: встань, возьми постель свою и иди домой.

И больной встал: взял то, что было под ним постелено, и пошел домой, славя Бога.

— Отродясь мы такого не видели! – зашептали люди.

После этого вышел из дома того Иисус и увидел мытаря по имени Левий Матфей.

— Следуй за мной, — сказал ему Иисус.

Левий все оставил, встал и пошел.

Сделал Левий Матфей для Иисуса и учеников его большое угощение в своем доме. Было там много мытарей, грешников разных, и Иисус ел вместе с ними и пил.

— Зачем вы пируете с мытарями и грешниками? – удивились книжники и фарисеи.

— Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, — ответил им Иисус. – Не праведников, а грешников пришел я призвать к покаянию.

Тогда подошли к Иисусу ученики Иоанна и говорят:

— Почему мы и фарисеи много постимся, а твои ученики не постятся?

— Какой же на свадьбе пост, если жених сидит вместе с гостями? Вот придет время, когда отнимут у них жениха, тогда они и будут поститься. К старой одежде никто не пришивает заплату из небеленой ткани, потому что заплата сядет и отдерет старую ткань, и дыра будет еще больше. Никто не наливает молодого вина в старые мехи: мехи разлезутся и вино вытечет. Молодое вино наливают в новые мехи: сохраняется одно и другое.

Так отвечал Иисус.

Однажды в субботу проходил Иисус с учениками по полю, на котором были колосья. Ученики были голодны, стали срывать колосья и есть.

Увидели это фарисеи и говорят:

— Нельзя рвать колосья в субботу.

— А разве Давид не брал в храме хлеб, предназначенный для священников? – ответил им Иисус. – Разве священники в храме не нарушают субботний отдых? Если бы вы знали, что значит: «Милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных, ибо не человек для субботы, а суббота для человека.

В праздник пришел Иисус в Иерусалим. Была в этом городе купальня у Овечьих ворот, называли ее «Дом милосердия», а при ней – пять крытых ходов. Лежало там множество больных = слепых, хромых, иссохших. Все они ожидали, когда сойдет в купальню ангел и возмутит воду. Кто первый входил в возмущенную воду, тот исцелялся, какая бы болезнь ни мучала его до тех пор.

Увидел там Иисус человека, который не мог подняться вот уже тридцать восемь лет.

— Хочешь ли ты быть здоров? – наклонился к нему Иисус.

— Некому опустить меня в воду, — пожаловался больной. – Настолько я немощен, что никак не могу быть первым.

— Встань, возьми постель свою и ходи, — сказал Иисус.

Встал человек, взял постель и пошел.

— Зачем ты взял постель? Ведь сегодня суббота, — говорили ему со всех сторон.

— Тот, кто меня исцелил, велел мне взять постель и идти.

— Кто же тот человек?

Исцеленный оглянулся на Иисуса, но того уже не было на прежнем месте.

Потом вошел исцеленный в храм и увидел там Иисуса.

— Не греши больше, сказал ему Иисус. – Не случилось бы с тобой чего похуже.

Человек же этот показал на Иисуса:

— Вот кто меня исцелил.

Стали люди гнать Иисуса, хотели его убить за то, что делает он такие дела в субботу.

— Отец мой делает, и я делаю, отвечал Иисус.

Еще пуще рассердились на него люди за то, что отцом своим назвал Иисуса Бога, что ставит он себя вровень Богу.

— Истинно, истинно говорю вам: я послан Отцом Небесным, — ответил им Иисус, — вы через писания думаете войти в жизнь вечную, а писания свидетельствуют обо мне, о Сыне Человеческом. Слушайте меня, ибо обо мне писал пророк Моисей. Вы чтите его законы, а сами ему не верите.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

Фердинанд Оливье.
«Иисус с апостолами».

Апостолы

В те дни взошел Иисус на гору помолиться и пробыл там всю ночь. Утром избрал он двенадцать учеников, еще называют их апостолами: Петра, брата его Андрея, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона Ревнителя, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

Дал им Иисус власть над нечистыми духами, чтобы изгонять нечисть и врачевать всякую болезнь и немощь. И заповедал ничего не брать в дорогу, кроме посоха – ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

Рафаэль.
«Преображение Христово».
1519-1520.
Пинакотека Ватикана, Рим.

Эль Греко.
«Голова Христа».

Иисус предсказывает свою смерть

Стал Иисус говорить ученикам, что нужно ему идти в Иерусалим и претерпеть там много страданий. Старейшины, первосвященники и книжники осудят его, повелят казнить, но через три дня он воскреснет.

Отозвал Иисуса Петр и начал прекословить:

— Пожалей себя Господи!

— Отойди Сатана! – отвечал Иисус. – Не о Божьем ты думаешь, а о человеческом.

После этого обратился Иисус к своим ученикам:

— Если кто хочет идти за мной, отвергни себя и возьми крест свой. Кто хочет сберечь свою жизнь, тот потеряет ее, но кто потеряет жизнь ради меня, тот ее обретет. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе повредит? Какой выкуп даст человек за душу свою? Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не успеют умереть, как уже увидят Сына Человеческого в Царствии Своем.
«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

Генрих Семирадский.
«Христос у Марфы и Марии».
1886.

Мария и Марфа

Пришел Иисус в одно селение, где женщина по имени Марфа пригласила его в свой дом. Была у нее сестра по имени Мария. Села Мария у ног Иисуса и слушала слово его. А Марфа хлопотала об угощении, поэтому подошла она и сказала:

— Господи, разве ты не видишь, что сестра моя мне не помогает?! Скажи, чтобы помогла.

— Марфа, Марфа! Ты о многом заботишься и беспокоишься, а нужно ведь только одно. Мария же избрала то лучшее, что не отнимется у нее, — молвил Иисус.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

Василий Игоревич Нестеренко.
Христос и самарянка.
Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

Притча о потерянной овце

Приходили к Иисусу мытари и грешники, чтобы послушать его. Ворчали на это фарисеи и книжники:

— Он принимает грешников и ест с ними.

Тогда Иисус рассказал им такую притчу:

— Кто из вас, имея сто овец и одну из них потеряв, не оставит девяносто девяти и не станет искать заблудшую овцу? Как только найдет ее хозяин, он обрадуется и всем скажет: «Порадуйтесь вместе со мной: я нашел заблудшую овцу». Так же и на небесах больше радости об одном кающемся грешнике, чем о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

Генрих Семирадский.
«Христос и самарянка».
1890.

Притча о драхмах

И далее говорил Иисус: — Какая женщина, имеющая десять драхм и потерявшая одну драхму, не зажжет свечу и не станет мести комнату, пока не отыщет потерянное? А как найдет, тут же и похвалится соседкам. Так же точно бывает радость у ангелов Божьих и об одном кающемся грешнике.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

Василий Дмитриевич Поленов.
«Христос и грешница».
1888.

Что писал Спаситель перстом на земле?

Это одно из мест Нового Завета, которое невозможно понять лишь из текста. В начале восьмой главы Евангелия от Иоанна говорится о том, как фарисеи и книжники привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии. По закону таких следовало убивать, забрасывая их камнями. Зная о милосердном отношении Христа к грешникам, фарисеи хотели спровоцировать Его на нарушение закона, чтобы найти повод к обвинению уже Самого Христа. Что из этого получилось, описано в Евангелии:

…Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посредине. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Почему же столь коварные и жестокосердные судьи внезапно стали такими совестливыми и честными? Неужели минутой раньше они не знали за собой грехов, а тут вдруг вспомнили и устыдились? Вот какой ответ на это дает святитель Николай Сербский:

«Что писал Господь на земле? Это слишком гадко и отвратительно, чтобы войти в книгу радости. То, что Господь писал нечто страшное, очевидно из внезапного поворота событий. Но если евангелист не хотел донести до нас эти слова, в народном предании мы находим подтверждение им. Из предания мы узнаем, что именно Он писал тогда перстом на земле. Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. Он писал перстом их самые тайные беззакония, ибо эти ловцы грешников и судьи чужим явным грехам были весьма искусны в сокрытии грехов собственных. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает.

Мешулам – похититель церковных сокровищ, — писал Господь перстом по земле;
Ашер совершил прелюбодеяние с женой брата своего;
Шалум клятвопреступник;
Елед ударил отца;
Амарнах присвоил имение вдовы;
Мерари совершил содомский грех;
Исиль поклонялся идолам.

И так обо всех, по порядку писал по земле перст праведного Судии. А те, о ком он писал, склонившись, читали написанное с невыразимом ужасом».

«Фома». Май 2012 года.

* * *

Генрих Семирадский.
«Христос и грешница».
1873.

Джованни Баттиста Тьеполо.
«Христос и грешница».

Лоренцо Лотто.
«Христос и грешница».

Никола Пуссен.
«Христос и грешница».

Последователь Питера Брейгеля Старшего.
«Христос и грешница».

Василий Иванович Суриков.
«Изгнание Христом торгующих из храма».
1873.

Изгнание из храма

Вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, опрокинул столы меновщиков и скамьи продавцов. И говорил Иисус:

— Написано: «Дом мой домом молитвы будет зваться», а вы сделали его вертепом разбойников.

Приступили к нему слепые и хромые, и Иисус их всех исцелил.

Вознегодовали первосвященники и книжники, думали, как бы погубить Иисуса, но не знали, что делать, потому что весь народ был неотступно при нем.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

Питер Брейгель Старший.
«Сошествие Христа в ад».

Леонардо да Винчи.
Христос, фрагмент «Тайной вечери».
1495-1497.

Кто предатель?

Возмутился Иисус духом и сказал:

— Один из вас предаст меня.

Стали озираться ученики, не понимая, о ком он говорит.

Петр сделал знак тому, кто был ближе всех к Иисусу, — пусть узнает, кого учитель имеет в виду.

— Кто это, Господи? – спросил тот ученик.

— Тот, кому подам я омоченный кусок хлеба, — ответил Иисус. Обмакнул он хлеб и подал Иуде Искариоту со словами: — То, что делаешь, делай скорее.

Но никто не понял смысла этих слов. Все подумали, что Иисус посылает Иуду купить что-нибудь к празднику или подать нищим, поскольку Иуда носил с собой общую копилку.

Принял Иуда хлеб и тотчас вышел.

Была ночь.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

Николай Николаевич Ге.
«Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад».
1889.

Альбрехт Альтдорфер.
Алтарь святого Себастьяна монастыря святого Флориана ордена августинцев-каноников близ Линца.
«Христос на Елеонской горе».
Около 1509-1516.

Бодрствуйте!

Вышел Иисус из храма, и подошли к нему ученики.

— Учитель, посмотри, какой храм!

— Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, все будет разрушено.

Потом, когда он сидел на горе Елеонской, спросили его ученики:

— Когда это будет и какой признак твоего пришествия и конца света?

— Многие придут под именем моим, отвечал Иисус, — но вы им не верьте. Не знает никто о дне и часе кончины мира, только Отец Небесный один знает. Но вы будьте готовы к тому. Бодрствуйте!

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

Василий Григорьевич Перов.
«Христос в Гефсиманском саду».
1878.

Никогда я не мог постичь сна учеников Иисусовых в Гефсиманском саду. Сон на учеников Иисусовых точно был нагнетён, точно это был магнетический сон, — тем более, что нигде ещё в Евангелии не упоминается о их сонливости или нерадении! Я много раз размышлял над этим. Какая здесь цель? Для чего показан этот сон? Какой в нем смысл? Заметим, что сон учеников во время молитвы Спасителя в Гефсиманском саду навеки запомнился в человечестве, как упрёк, самоупрёк, как показатель слабости человеческой и, в частности, как показатель того чрезмерного превосходства, какое имел Учитель перед своими учениками. И даже более. Они через этот таинственный сон, который так легко счесть за небрежение, точно причастились все духа и деяния Иуды. Хоть немножко, но тенденция к этому есть. Тот предал, эти не усторожили. Тут и знаменитое троекратное отречение Симона от Христа во дворе Каиафы получает своё объяснение. Это тот же уклон: «Он – взят, а вы то спали, то отрекались! Один из вас привел воинов! Конечно, Он имел врагов; но страшнее и унизительнее для человечества, что Он не имел друга!»

И тогда оба явления, и сон и отречение, суть только лучи, только частицы одного потрясающего события, ушедшего в мир; смерти Бога среди людей и от людей. Как это ужасно! Ещё каинство человека, еще убитый в нашем дому, на нашем поле Авель! И какой Авель!

И вот, как бы испуганный и оправдываясь, в эту ночь и перед этой осиною я спросил себя о том, о чём никогда в жизни не спрашивал себя:

— И мы – Иуды?.. Опять Каины!

О. что значит врагам погубить? Они на то и враги, идут с открытым забралом. Наконец, они осуждены. Но «ученик предал» — это гораздо страшнее, через это именно мы-то, тоже ученики, осуждены; и куда уж нам деться, не видим. Совершилось второе тягчайшее грехопадение человека: убили Бога. О, что перед эти, что когда-то в Адаме люди Его не послушались… То было маленькое падение, это – большое, главное…

Василий Розанов. «Тёмный Лик».

* * *

Василий Григорьевич Перов.
«Христос в Гефсиманском саду».

Предательство Иуды

Приближался праздник Пасхи, и сказал Иисус ученикам своим:

— Через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий будет предан на распятие.

Собрались первосвященники, книжники и старейшины народа во дворе первосвященника Каиафы и решили взять Иисуса хитростью и убить.

— Только сделать это нужно не в праздник, чтобы не вызвать возмущение народа, — говорили они.

Один из двенадцати апостолов по имени иуда Искариот пошел к первосвященникам и пообещал выдать им Иисуса. Обрадовались первосвященники и сказали, что дадут ему за то денег. Стал Иуда искать возможность тайно выдать им Иисуса.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

Павел Попов.
«Взятие Христа под стражу».

В саду Гефсиманском

Пошел Иисус с учениками на гору Елеонскую.

— После воскресения моего раньше вас буду я в Галилее, — сказал учитель.

Пришли они в место, называемое Гефсимания.

— Посидите здесь, а я пойду помолюсь.

Взял с собой Иисус Петра, Иакова и Иоанна и сказал:

— Душа моя скорбит в предчувствии смерти. Побудьте со мной, не спите.

Отошел он немного, пал на землю и стал молиться, и пот падал с его лица, как кровь.

— Отче! О, если бы ты благоволил пронести чашу эту мимо меня! Впрочем, пусть исполнится твоя воля, — говорил Иисус.

Явился ангел с небес и укрепил дух его.

Встал Иисус от молитвы, подошел к ученикам и увидел, что они спят.

— Встаньте, — сказал им учитель, — молитесь, чтобы не впасть в искушение.

И тут появился народ с мечами и кольями, а впереди шел Иуда Искариот. И было условлено между ними, что брать нужно того, кого поцелует Иуда.

Подошел Иуда к Иисусу со словами:

— Радуйся, учитель!

И поцеловал Иисуса.

— Друг, для чего ты пришел? – молвил Иисус.

Но люди, пришедшие с Иудой Искариотом, возложили руки на Иисуса и взяли его.

Петр схватил меч и отсек ухо рабу первосвященника.

— Убери меч, — сказал Иисус, — ибо взявший меч от меча и погибнет. Неужели мне не пить чаши, которую дал мне Отец Небесный?

И, коснувшись уха, Иисус исцелил раба.

— Будто на разбойника, вышли вы на меня с мечами и кольями, — обратился он к толпе. – Каждый день я был в храме, и вы не брали меня. Но теперь – ваше время и власть тьмы.

Связали Иисуса, а ученики его разбежались.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

Микеланджело Меризи да Караваджо.
«Взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду».
1602.

Альбрехт Альтдорфер.
Алтарь святого Себастьяна монастыря святого Флориана ордена августинцев-каноников близ Линца.
«Иисуса берут под стражу».
Около 1509-1516.

Суд синедриона

Первосвященники, старейшины и весь синедрион стали искать лжесвидетельства, чтобы убить Иисуса. Лжесвидетелей было много, и все же уличить Иисуса не смогли. Наконец нашлись двое, которые сказали:

— Мы слышали, как он говорил, что может разрушить храм Божий и в три дня вновь создать его.

— Что же ты молчишь? – спросил первосвященник Иисуса. – Скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?

— Ты сказал, — отвечал Иисус.

Тогда глава священников разодрал одежды свои и крикнул:

— Он богохульствует! Зачем нам еще свидетели?

И окружающие сказали:

— Повинен смерти.

Начали они плевать Иисусу в лицо и бить его.

— Угадай, Христос, кто тебя ударил? – кричали вокруг.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

LiveInternetLiveInternet

Александр_Ш_Крылов все записи автора

«Автопортрет»
Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.
В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

«Изгнание торгующих из храма» 1570 Вашингтон, Национальная галерея
Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).

«Дама в мехах» 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго

«Мария Магдалина» 1578 Музей изящных искусств, Будапешт

«Христос, несущий крест» 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк

«Молитва святого Доминика» 1585-1590, Частное собрание

«Мальчик, раздувающий лучину» 1590 Национальная галерея, Эдинбург

«Апостолы Петр и Павел» 1592 Эрмитаж, Санкт-Петербург

» Снятие пятой печати» 1610-1614
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, — обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция

“Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).
Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

«Благовещение» 1596-1600

«Иоанн Евангелист» 1595-1605

«Погребение графа Оргаса» 1586

«Поклонение пастухов» 1610

«Портрет монаха Гортензио Феликса Паравичино»

«Святое семейство с Марией Магдалиной»

«Святой Людовик, король Франции» 1592-1595

«Мученичество святого Маврикия» 1581

«“Изгнание торгующих из храма”

«Троица 1577-1579»

«Святой Мартин и нищий» 1597-1599

«Святой Франциск в экстазе» 1594-1595

«Святой Иосиф с юным Христом»

«Лаокоон» 1604-1614

«Мария » фрагмент «Святого семейства»

«Крещение Христа»

«Иоан Креститель»

«Святая Вероника с Нерукотворным Образом»

«Апостол Пётр»

«Апостол Лука, как художник» 1608

«St. Matthew Апостол Матфей»

«Апостол Иуда Apastalas Judas. 1610 1614»

«Апостол Павел» 1614

«Апостол»

«Apostle St. James the Greater Giclee»

«Женский портрет»

«Рыцарь с рукой на груди»

«Христос, исцеляющий слепого» 1577

«Святое семейство» 1594-1604

«Мадонна заступница» 1603

«Моление о чаше»

«Благовещение»

«Совлечение одежд»

«Распятие»

«Св. Иероним, как кардинал» 1600

«Портрет дамы с цветком»

«Портрет поэта Эркилла-и-Заниха»

«Портрет Джулио Кловио»

«Тайная вечере»

«Воскресение»

«Благовещение Марии»

«Ritratto del cardinale Fernando Nino de Guevara»

«Поклонение имени Христа»

«Поклонение пастухов» 1600

«Святой Себастьян» 1610-1614

» Портрет художника Хорхе Мануэля»

«Папа Пий IV» Париж, частное собрание

«Антонио де Коваррубиаса-и-Лейва» 1600

«Кающаяся Мария Магдалина»

«Святое семейство» ок. 1577-1579

«Голова Христа»

«Христос на кресте» ок. 1577

«Пиета»

«Сошествие Святого духа» 1604-14 Прадо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *