Епископ вологодский максимилиан

Максимилиан (Лазаренко)

В Википедии есть статьи о других людях с именем Максимилиан.

Архиепископ Максимилиан

Архиепископ Песоченский и Юхновский

c 30 мая 2014 года
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Климент (Капалин) в/у

70-й Архиепископ Вологодский и Великоустюжский
до 24 февраля 2004 года — епископ

10 апреля 1993 — 30 мая 2014
Избрание 22 февраля 1993 года
Предшественник Михаил (Мудьюгин)
Преемник Игнатий (Депутатов)
Имя при рождении Александр Павлович Лазаренко
Рождение 9 ноября 1950 (69 лет)

  • Фрунзе, Киргизская ССР, СССР
Принятие монашества 26 декабря 1984
Награды

Архиепи́скоп Максимилиа́н (в миру Алекса́ндр Па́влович Лазаре́нко; 9 ноября 1950, Фрунзе, Киргизская ССР) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Песоченский и Юхновский. Фотохудожник.

Биография

Родился 9 ноября 1950 года в семье архитектора. В детстве был крещен, но к сознательной вере пришел в зрелом возрасте.

В июле 1955 года в городе Балашове Саратовской области принял крещение.

В 1958 году поступил в Мытищинскую среднюю школу № 9. В 1966 году окончил Мытищинскую среднюю школу № 18 и поступил в Калининградский механический техникум (в городе Калининграде, ныне Королёве Московской области). По окончании техникума ему была присвоена квалификация техника-механика.

C 1970 года по распределению работал в Центральном Конструкторском Бюро на заводе экспериментального машиностроения в городе Калининграде (Московская область) в должности конструктора III категории.

В мае 1970 года был призван в ряды Вооруженных Сил СССР. Проходил службу в ракетных войсках. Уволен в запас в мае 1972 года в звании старшего сержанта.

В 1972 году поступил в Центральный институт физической культуры Москвы, который с отличием окончил в 1976 году по специальности физическая культура и спорт, с присвоением квалификации преподавателя физического воспитания. По распределению был направлен в Московский лесотехнический институт на должность преподавателя.

В 1979 году, по окончании срока отработки уволился по собственному желанию и поступил во второй класс Московской духовной семинарии.

В 1982 году был зачислен на первый курс Московской духовной академии, которую окончил в 1986 году. В период обучения нес послушания в студенческом и братском хоре, а также послушание иподиакона у патриарха Московского и всея Руси Пимена.

В октябре 1984 года был принят послушником в братию Свято-Троице-Сергиевой Лавры.

26 декабря 1984 года принял монашеский постриг.

2 февраля 1985 года рукоположен в сан иеродиакона, 10 марта 1985 года — в сан иеромонаха митрополитом Серапионом в Свято-Успенском кафедральном соборе города Владимира.

4 апреля 1987 года возведён в сан игумена.

В Свято-Троице-Сергиевой Лавре нёс послушания духовника, заведующего хозяйственным складом, помощника эконома, заведующего подсобным хозяйством, помощника благочинного, заведующего книжной экспедицией в издательском отделе.

Архиерейство

22 февраля 1993 года решением Священного Синода Русской православной церкви определён быть епископом Вологодским и Великоустюжским.

7 апреля 1993 года в Благовещенском соборе Московского Кремля патриархом Московским и всея Руси Алексием II был возведён в сан архимандрита.

9 апреля 1993 года в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы состоялось наречение архимандрита Максимилиана во епископа Вологодского и Великоустюжского.

10 апреля в Богоявленском соборе Москвы хиротонисан во епископа Вологодского и Великоустюжского. Хиротонию совершили: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин), епископ Истринский Арсений (Епифанов), епископ Подольский Виктор (Пьянков), епископ Дмитровский Филарет (Карагодин).

В июле 1994 года крестные ходы прошли в Вологде и Устюжне. В августе того же года, после 73-летнего перерыва, совершил Божественную литургию в Вологодском Софийском соборе. 14 августа 1996 года освятил верхний храм Спасского собора в Спасо-Прилуцком монастыре, в обители открылся епархиальный церковно-археологический музей. В мае 1997 года епархии возвращён Иоанновский Горний монастырь, 6 октября 1998 года решением Священного Синода в Кирилло-Белозерском монастыре возобновилась монашеская жизнь. 6 октября 1999 года решением Священного Синода открыт Горицкий Воскресенский монастырь. 6 марта 2003 года на территории женской колонии в Вологде освящён новопостроенный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 27 августа 2003 года заложена часовня на горе Золотуха, близ Кириллова, на месте расстрела священномученика Варсонофия и преподобномученицы Серафимы. 26 декабря 2003 года Павло-Обнорское подворье Спасо-Прилуцкого монастыря преобразовано в Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь.

29 февраля 2004 года Патриархом Алексием II был возведён в сан архиепископа.

27 июля 2011 года был утверждён священноархимадритом Спасо-Прилуцкого и Кирилло-Белозерского мужских монастырей.

30 мая 2014 года Священным Синодом переведён на новообразованную Песоченскую епархию в составе Калужской митрополии с титулом «Песочненский и Юхновский». 8 июня в Софийском соборе Вологды провёл своё последнее богослужение и представил присутствующим правящего архиерея Вологодской епархии епископа Игнатия (Депутатова). 13 июня прибыл к месту своего служения.

В 2017 году отмечал: «Здесь 35 приходов при 20 священниках. Центром является калужский город Киров, где проживают 30 тысяч человек. До 1936 года он именовался Песочней, отсюда и название епархии. Сейчас на территории Кирова строится новый храм, а в близлежащем Мосальском районе ведется восстановление Свято-Успенского Ферапонтова монастыря. На калужской земле, как и на Вологодчине, живут хорошие и душевные люди, встретили здесь меня замечательно, митрополит Климент и местные власти всячески поддерживают. Год назад епархиальное управление переехало в новое двухэтажное здание, которое первоначально использовалось одной из федеральных структур».

Публикации

  • Таинства суть орудия спасения в сем веке // Епархиальная газета «Благовестник». № 6-8. 2004 г.
  • Богу угодно, чтобы человеки наставлялись человеками // Епархиальная газета «Благовестник». № 9-10. 2004 г.
  • Покаяние определяется мерой смирения // Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2005 г.
  • Святоотеческое учение о послушании // Епархиальная газета «Благовестник». № 7-9. 2005 г.
  • Проповедовать Христа словом и делом (беседа) // Епархиальная газета «Благовестник». № 11. 2003 г.
  • Считаю себя вологжанином (беседа) // Вологодская областная газета «Красный Север». 09.04.2003 г.
  • Тонкий яд злословия // Епархиальная газета «Благовестник». № 11-12. 2003 г.
  • Епископ северной Фиваиды (беседа) // Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2003 г.
  • «Красный Север» — любимая газета вологжан // Вологодская областная газета «Красный Север». 31.01.2004 г.
  • Бороться с сорняками духовными // Вологодская областная газета «Красный Север». 21.02.2004 г.
  • Отворите сердца добру // Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2004 г.
  • Обращение к участникам VIII Димитриевских чтений // Епархиальная газета «Благовестник». № 4-5. 2004 г.
  • Они показывают, как быть счастливыми // Вологодская областная газета «Красный Север». 19.06.2004 г.
    • Святые показывают нам, как быть счастливыми // Епархиальная газета «Благовестник». № 6-8. 2004 г.
  • Строить жизнь на началах любви (Об Архирейском Соборе 2004 года) // Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2004 г.
  • Святыня возвращается на Вологодчину (беседа) // Вологодская областная газета «Красный Север». 17.11.2004 г.
  • Позицию «Красного Севера» поддерживаю // Вологодская областная газета «Красный Север». 22.11.2004 г.
  • Церковь и защита Отечества // Вологодская областная газета «Красный Север». 24.02.2005 г.
  • Что мы выбираем: благословение или проклятие? (Доклад на IX Димитриевских чтениях 03.03.2005 г.) // Вологодская областная газета «Красный Север». 17.03.2005 г.
  • Милостыня есть искусство // Вологодская областная газета «Красный Север». 19.05.2005 г.
  • Разделение грозит гибелью // Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2005 г.
  • Обращение в связи с празднованием Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства // Епархиальная газета «Благовестник». № 7-9. 2005 г.
    • Обращение в связи с празднованием Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства // Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2005 г.
  • Недуг духовного инфантилизма: феномен современного младостарчества в свете учения святителя Игнатия Брянчанинова о послушании // ПРАВОСЛАВНАЯ БЕСЕДА, 29.12.2017

Награды

Церковные

  • палица и наперсный крест с украшениями (26 марта 1988)
  • медаль прп. Сергия Радонежского 2-й степени (6 декабря 1985)
  • серебряная Ярославской епархии (25 февраля 2004)
  • Орден преподобного Сергия Радонежского 2-й степени (9 ноября 2000)
  • орден преподобного Серафима Саровского 2-й степени (2 февраля 2005) — «во внимание к усердному архиерейскому служению и в связи с 20-летием служения в священном сане»
  • блгв. кн. Александра Невского (25 мая 2007)
  • орден благоверного князя Даниила Московского 2-й степени (17 июня 2007) — «в знак признания Вашего архипастырского подвига»
  • орден святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского II степени (11 ноября 2010) — «за усердные труды во славу нашей Церкви»
  • орден святителя Макария, митрополита Московского, II степени (10 апреля 2013) — «Во внимание к Вашему служению и в связи с 20-летием архиерейской хиротонии»

Светские

  • Орден Дружбы (3 ноября 2000 года) — за большой вклад в возрождение духовно-нравственных традиций и укрепление гражданского мира
  • Медаль Академии Российской словесности «Ревнителю Просвещения» (20 апреля 2000)
  • Золотая медаль «За миротворческую и благотворительную деятельность» (25 февраля 2003)
  • Серебряная медаль «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России» (21 февраля 2008)
  • Медаль им. Н. М. Хохолкова (4 мая 2008)

Примечания

  1. В центре Москвы открылась фотовыставка архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана
  2. Фотоработы архиепископа Максимилиана выставлены в Риме
  3. Фотовыставка архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана открылась в Калуге
  4. Удостоены высокого сана
  5. Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 2. стр. 36.
  6. 1 2 Наречение и хиротония архимандрита Максимилиана (Лазаренко) во епископа Вологодского и Великоустюжского // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 4. стр. 36-38
  7. Вологодская и Великоустюжская епархия в Православной энциклопедии
  8. Его Святейшество удостоил наград ряд архиереев Русской Православной Церкви
  9. Журнал № 94 заседания Священного Синода от 27 июля 2011 года
  10. Журналы заседания Священного Синода от 30 мая 2014 года. Журнал № 35. // Патриархия.Ru
  11. Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий совершил первую Литургию на Вологодской земле
  12. Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан прибыл на территорию Калужской митрополии
  13. Владыка Максимилиан: «Вологжане навсегда остались в моем сердце»
  14. Его Святейшество удостоил наград ряд архиереев Русской Православной Церкви
  15. ПАТРИАРШЕЕ СЛОВО НА СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ ВОЛОГОДСКОГО КРЕМЛЯ
  16. Патриаршее поздравление архиепископу Вологодскому Максимилиану с 60-летием со дня рождения
  17. Патриаршее поздравление архиепископу Вологодскому Максимилиану с 20-летием архиерейской хиротонии
  18. Указ Президента Российской Федерации от 3 ноября 2000 года № 1822 «О награждении орденом Дружбы епископа Максимилиана (Лазаренко А.П.)»

Ссылки

  • Максимилиан, архиепископ Вологодский и Великоустюжский (Лазаренко Александр Павлович). // Патриархия.Ru
  • Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан на сайте телеканала «Союз»
  • Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан на сайте pravoslavie.ru

интервью

  • КАДРЫ: архиепископ Вологодский и Великоустюжский МАКСИМИЛИАН // foma.ru, № 4 (72) апрель 2009
  • 20 лет на Вологодской кафедре Беседа с архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом // pravoslavie.ru, 29 апреля 2013
  • «Нужно всеми силами избегать „механического участия“ в таинствах» // pravoslavie.ru, 30 апреля 2013
  • Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан: Мощь нации определяет нравственность // vest-news.ru, 16 октября 2014
  • Владыка Максимилиан: «Вологжане навсегда остались в моем сердце» // «Красный Север» № 58, 31 мая 2017
  • Надо воспитывать не лидеров, а героев // pravoslavie.ru, 14 июня 2017

КАДРЫ: архиепископ Вологодский и Великоустюжский МАКСИМИЛИАН

Родился в 1950 году в Бишкеке в семье архитектора. Работал в конструкторском бюро, служил в ракетных войсках, с отличием окончил Институт физической культуры, преподавал в Московском лесотехническом институте. Чемпион Москвы по биатлону. В 29 лет поступил в Московскую Духовную семинарию, затем переведен в Духовную академию. Нес послушание иподиакона у Святейшего Патриарха Пимена. В 34 года принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В 1993 году решением Священного Синода определен епископом Вологодским и Великоустюжским.
В 2004 году возведен в сан архиепископа.

«Приход к вере — это внутренний, сложный, постепенный и длительный процесс, который сравним с ростом дерева. Вот росток, он наливается силой, становится крепче; вот — это уже дерево, которое дает плод. Сегодня он зеленый, а завтра уже созрел. Моя мать никогда не демонстрировала своей веры (мы же жили в советские времена), но они с отцом воспитывали и учили нас жить по совести. Это был тот фундамент, без которого к вере прийти гораздо сложнее. (Впрочем, сама традиция русского народа зиждется на Евангелии, поэтому нам его легче воспринимать.) Когда человек задумывается о смысле жизни, о бытии и ставит перед собой задачу жить жизнью духовной, то у него есть несколько путей реализации своей цели. В этом смысле монашество — один из наиболее благоприятных и отчасти даже легких путей. У меня такая возможность была, и я ею воспользовался. В начале 80-х годов в СССР действовало всего четыре монастыря, среди которых — Троице-Сергиева Лавра. Я жил в Мытищах, в пятидесяти километрах от Лавры, и когда приехал туда, то был глубоко и сильно потрясен обителью, как был потрясен и подвигом преподобного Сергия Радонежского. Там я и принял постриг».

Путь к фотографии:
«Отец, архитектор, много рисовал. Любовь к рисованию передалась и детям, которые живописные законы опробовали в фотографической науке. «Дети всегда подражают старшим. Вот и я увлекся фотографией вслед за старшими братьями. Первым фотоаппаратом была простенькая, дешевая и при этом неплохая «Смена-3″, которую мне подарили родители на десятилетие. Я сам научился проявлять пленку и печатать снимки. Часто дарил свои фотокарточки друзьям и знакомым и, видя, что они нравятся, не оставлял этого своего дела. Впрочем, в основном я фотографировал до ухода в армию, а потом забросил».

Что снимает:
Когда решением Синода Владыка был определен в Вологду, то сразу же на новом месте начал знакомиться с делами епархии. Изучая приходы, он столкнулся с неполнотой информации. Ни в одном деле не было ни снимков храмов, ни фотографий настоятелей и клира. Тогда и вспомнилось увлечение детства. «Я стал ездить и снимать приходы епархии, восполняя пробелы в делах, узнавал об истинном положении вещей. При этом старался вложиться в фотографии и как художник. Стал снимать людей, в том числе тех, кто восстанавливал и заново строил храмы. Тогда, в начале девяностых, на волне возрождения Церкви делалось многое, но по большей части люди не задумывались о документальном фиксировании происходящего, потому что были заняты реальными делами. Подумалось, что мои фотографии могут оставить память о том, как происходило восстановление Вологодской епархии. Поэтому я стал снимать людей, а потом и природу края, прекрасную тихую землю, названную Северной Фиваидой. И получилось, что фотодокументалистика переросла в художественную фотографию. Обычно так и бывает: человек начинает с малого, но дело его постепенно захватывает, и тогда он старается совершенствовать свое мастерство».

Выставки:
Фотоработы архиепископа Максимилиана экспонировались в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Великом Устюге, Череповце, Можайске, Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях на выставках: «Земля святая, Вологодская», «Спас-Каменный», «Земное и Небесное», «Покровское — родовое имение Брянчаниновых», «Сердце Северной Фиваиды», а также за рубежом.

Мысли о фотоискусстве:
«Я соглашусь с теми, кто считает, что фотография может быть проповедью. Святитель Игнатий Брянчанинов в одном из своих писем писал, что наш земной мир хотя и искажен грехом, но напоминает нам о мире горнем, о мире небесном, вечном. В этом смысле фотография может быть не только проповедью, но и путем, способным привести человека к Богу.
Я снимаю в минуты редкого досуга, в свободное от послушания время. Фотографирую все: животных и птиц, уголок леса и деревню, людей и архитектуру — стараюсь не пройти мимо прекрасного, всего того, что способно обратить нас к Богу. Говорят, что подобное притягивает подобное, и это верно. Если фотографировать добрые лица, тихую природу, удивительные творения зодчих, то красота Божиего мира будет привлекать человека и окружать его, направлять на пути к чистоте и святости. Здесь пейзаж и портрет равноценны. Ведь и человеческое лицо, и неторопливая природа настраивает нас на обращение внутрь себя. На природе я и сам отдыхаю от забот, которые неизбежны в моем служении, удаляюсь от суетной мирской жизни и начинаю смотреть на свое послушание каким-то другим взором».

Камера:
«У меня было несколько камер: “Смена”, “Зоркий”, “Киев”. Одно время даже простая пленочная “мыльница”. Надо признать, что аналоговая камера действительно дает более богатый фотографический материал, поскольку у пленки прекрасная цветопередача, тонкие переходы полутонов. Решил перейти на цифру потому, что процесс работы с фотографией оперативней и дешевле. Да и по параметрам цифровая камера меня вполне удовлетворяет. Но важные и особенно значимые для меня снимки я делаю на пленку и на цифру одновременно».

Сайт Вологодской епархии


Молитва инока


Монах Герасим


Крещенский мороз


Настенька


Ранняя зорька


Паучок-архитектор


Виток времени.
Покровское, родовое имение святителя Игнатия Брянчанинова

Пастырь добрый. Протоиерей Василий Глазов

Вологодский хрусталь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *