Епитимья

Как покаяться в совершении аборта

По-человечески говоря, сей грех простить невозможно. И лишь Господь, Которого мы пригвоздили ко Кресту нашими грехами, множественными и страшными, лишь Единый Господь, будучи не только человеком, но и Всемогущим Богом, силен Своею собственной живоносной кровью омыть этот страшный — пожалуй, самый страшный, — грех человеческий. Всякая женщина, которая начала каяться в том, что содеяла по молодости, по слабости своей, по неведению, по насилию сродников, по помрачению души, должна знать, как именно ей каяться в этом грехе, дабы Бог простил его и изгладил, дабы затянулась страшная рваная рана в душе, дабы исходатайствована была нами милость и для убиенных нами детей.
Прежде всего, восчувствовав всю дикость и безбожие содеянного, нужно в мыслях впредь отказаться от подобного греха, от возможности его совершения. Притом подобает осудить именно самое себя, а не обстоятельства, не приговор врачей, не соединенные усилия сродников, толкавших нас на убийство нашего ребенка. Во-вторых, должно полно, с глубоким сокрушением исповедовать содеянный грех, назвав священнику, сколько же нерожденных детей у нас на счету, и каяться даже в выкидышах — этих несчастиях супружеской жизни, которые бывают часто обусловлены либо предшествующими абортами, либо нежеланием сохранять ребенка во чреве. Ибо единый душевный импульс может повести к извержению плода из чрева матери. Покаявшись в этом грехе у креста и Евангелия в православном храме, мы должны получить у священника епитимью, покаянное правило, которое необходимо совершать со всею тщательностью, дабы душа, израненная беззакониями, обрела возможную цельность и чистоту.
И конечно же, каясь в этих смертных грехах, мы не должны допускать уныния и отчаяния до нашего сердца, потому что верен Бог, обещавший простить всякого искренне кающегося пред Ним человека. Нам оставлена надежда, что воскресший из мертвых Господь, победивший диавола и поправший смерть, силен помиловать душу, осуждающую себя здесь, и ввести ее в вечную жизнь. Силен не лишить милости Своей и тех, за кого мы молимся,чью жизнь не сберегли по жестокосердию и помрачению души.

Из проповеди протоиерея Артемия Владимирова
полный текст

Что же делать тем, кому совесть не дает покоя? Как покаяться в грехе аборта?
Во-первых, если человека мучает совесть, значит она у него есть, это уже хорошо. Для покаяния существует исповедь, одно из семи важнейших церковных таинств. В первую очередь нужна исповедь и соответствующая епитимия, назначенная священником. Епитимия, (церковное наказание для исправления человека, даваемое священником) назначается в частном порядке, но полезно знать, что св. Церковь по древним канонам за аборт отлучает от причастия на 10 лет, наравне с убийцами. Конечно, сегодня это правило не применяется, но понимать, что аборт относится к одному из самых тяжких грехов, нужно. Епитимия носит не искупительный, а дисциплинарный характер и сообразуется с духовным и телесным состоянием кающегося, она строго индивидуальна. Епитимия, данная одному, не может быть автоматически перенесена на всех. Имеет значение, возраст, состояние здоровья, степень воцерковленности кающегося и многое другое, включая внешние обстоятельства.

Во-вторых, нужно помнить, что никакой «молитвы от аборта», автоматически снимающей грех, не существует. Даже чинопоследование из требника » Молитва жене, егда извержет младенца» относится только к тому случаю, когда выкидыш произошел невольно, по болезни, неосторожности (например, при поднятии тяжестей), но не к искусственному прерыванию беременности.
Но что еще возможно, кроме исповеди и епитимии, назначенной священником? Здравый смысл подсказывает, что те, кто избавлялись от детей, должны, принеся покаяние, их рожать: «жена (…) спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим., 2, 14- 15). К сожалению, этот спасительный и наиболее верный путь для большинства кающихся уже невозможен по возрасту. Но у тех, кто раскаивается в грехе детоубийства, иногда есть взрослые дети, которые должны перестать делать аборты. Хоть поздно, пусть даже во втором поколении, но прервется эта цепочка преемственности греха. Пожилые матери должны использовать все свое влияние, чтобы их дети не убивали, а рожали.
Обычно жизнь людей, погубивших младенцев в утробе, омрачается различными скорбями — одиночество, бездетность, семейные проблемы, трудности с воспитанием детей, иногда их потеря, расстройство душевного и телесного здоровья, бедность и даже нищета. Часто человек не может избавиться от гнетущего чувства зря прожитой жизни. Все скорби могут рассматриваться как епитимия, очищающее наказание за грех, а через терпеливое перенесение этих необходимых скорбей, соединенное с покаянием и сокрушением сердца, приходит прощение.
Но есть еще один способ облегчить свою совесть. Ежедневно в России совершаются тысячи абортов, причем не где-то в отдаленном месте, а рядом с нами: на соседней улице, в соседнем доме, в ближнем подъезде. Многие из тех, кто идут в абортарий, делают это неосознанно. Кто по молодости, по глупости, по незнанию, кто под влиянием стечения сиюминутных обстоятельств, под внешним давлением или даже просто так, потому что посоветовала подружка или родственница. Часто в трудной ситуации рядом не оказывается человека, могущего сказать правду, объяснить в чем дело, оказать моральную, а может быть, и материальную поддержку. Таким человеком можете стать вы. Не надо думать, что нужно многое. Часто бывает достаточно проявить любовь, объяснить и рассказать о возможных необратимых поcледствиях аборта, о том, что это грех. Иногда бывает достаточно подарить человеку пачку пеленок, чтобы остановить от убийства своего ребенка. И дело не только в стоимости самих пеленок, а в живом участии. Представьте себе, как мало нужно, чтобы спасти человеческую жизнь, и не только жизнь этого несчастного ребенка, но всех его будущих детей и внуков. В послании св. апостола Иакова говорится: «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 20). И еще: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Притч., 24, 11). Очевидно, что тот, кто спасает ребенка от аборта, спасает человеческую жизнь, а значит покрывает и свои грехи. Те, кто в прошлом совершали аборты, вполне могли бы оказывать материальную помощь тем, кто собирается сделать аборт, чтобы остановить их. Причем не формально, а оказать конкретную, ощутимую помощь.

Господь, видя покаяние и плод, достойный покаяния, (Мф 3,8), дела милосердия, спасительное терпение скорбей, силен помиловать любого кающегося грешника.

Священник Максим Обухов

Суть понятия

Определение тому, что такое епитимья, найти сегодня совсем несложно.

Это вид церковного наказания, который заключается в приписании мирянам выполнения какого-либо действия в течение определенного времени в качестве «платы» за совершенные прегрешения.

Наложить на человека епитимию может исключительно духовник, а не любой первый встречный батюшка.

Также отметим, что преимущественно во всех случаях только тот служитель Господа, который выбрал конкретную меру «наказания» для мирянина, может ее снять.

О том, что это такое епитимья, часто говорят современные священники, и они определяют этот термин даже не как наказание, а как путь искупления своей вины перед Господом и путь исцеления души. В зависимости от степени тяжести проступков человека будет наложена та или иная епитимия, которой ему придется придерживаться указанное священником время.

Обратите внимание! Как правило, после исповеди о тяжких грехах духовники накладывают епитимью. Она может длиться несколько месяцев, год или три года (последний срок максимальный).
В этот период необходимо строго придерживаться всех распоряжений духовника, более того, до окончания срока ее действия исповедаться не получится. В индивидуальных случаях священник может облегчить епитимию.

Епитимья в разные времена

О том, что такое епитимья в православии, знали духовники как сотни лет назад, так и сейчас, но их трактовки немного отличаются друг от друга.

В былые времена под данным словом действительно понималось наказание, причем нередко оно могло быть очень жестким и даже непосильным для мирянина.

Все дело было в том, что люди прошлого были больше обращены к Господу и со вниманием относились к своим словам, действиям и к последствиям, которые те могли иметь.

Важно!Когда нужно читать благодарственную молитву Господу Богу

Что касается современности, понять, что это такое епитимья, становится сложнее. Все зависит от тяжести проступка, совершенного мирянином. Если он небольшой или же был осуществлен не нарочно, случайно или в состоянии аффекта, «взыскание» будет совсем небольшим.

Более того, если духовник увидит, что человек истинно раскаивается и сожалеет о содеянном, епитимья будет крайне короткой и простой.

Совсем иное дело – епитимия за грехи, совершенные в порядке рецидива.

Тут важно, чтобы мирянин понял, что раз за разом он творит зло.

Поэтому наказание ему будет определено с той надеждой, что в скором будущем он поймет, что был не прав.

Но как в первом, так и во втором случае, современное определение данному термину не имеет былого «жестокого» и строгого подтекста.

Интересно! Что такое молитва по соглашению

В чем заключается епитимья?

Конечно же, наказание будет определяться в зависимости от особенностей содеянного. Узнать, что нагрешил, можно исходя из Десяти Заповедей, в которых четко все прописано.

Давайте перечислим возможные меры исправления, а точнее сказать – духовного исцеления, которые могут приписать при содеянном грехе того или иного рода:

  • Произношение молитвенных текстов на протяжении долгого отрезка времени (как правило, читать весьма длинную молитву придется ежедневно).
  • Выдерживание весьма длительного поста (чаще всего придется отказаться от мяса).
  • Оказание милостыни, причем именно тем людям, которые истинно в ней нуждаются.
  • Обязательное совершение поклонов в период богослужения.
  • Длительное воздержание (даже при наличии законного брака).

Тип и срок наказания будет зависеть от того, за что, собственно, оно определяется. При небольших прегрешениях людей чаще всего обязуют выполнять один из обетов в течение 40 дней.

Важно! Полная генеральная исповедь

Если же злодеяния крайне тяжелые, духовник может назначить и весьма длительный исправительный срок с обязательными явками в храм.

В каких случаях мирян обрекают на епитимию?

Пришло время узнать, за что же накладывают епитимью и чего стоит опасаться, живя своей жизнью. Грешны многие, но о прощении просят единицы. Если вы обратились к Господу и решили исповедаться, будьте готовы к тому, что придется пройти ряд «исправительных работ», прежде чем вы продолжите свой мирской путь.

Детоубийство

В большинстве случаев под этим страшным словом подразумевается епитимья за всех абортированных детей. Нет единой меры наказания за совершение столь греховного поступка, так как миряне – люди, которые живут не только в рамках православных канонов, но и в светском обществе, которое также накладывает значимый отпечаток на их деяния.

Познавательно! Что считается смертным грехом в православии

Однозначно у женщины, которая хоты бы однажды избавилась от своего неродившегося ребенка, начнутся не только проблемы со здоровьем, но и с психикой, мироощущением, а также с делами, которые, казалось бы, не имеют отношения к данному вопросу.

Наказание за абортированных детей накладывается исходя из их количества, а также из тяжести обстоятельств, в которых данный проступок был совершен.

Ведь во внимание стоит принимать не только сам грех, но законы социума. Ведь нередко бывает так, что женщину вынуждают сделать аборт обстоятельства (отсутствие денег) или же ее мужчина.

Прелюбодеяние

Этот грех особенен тем, что совершить его могут только те люди, которые находятся в законном браке.

Соглашаясь прожить со своим супругом или супругой всю жизнь, человек также обязуется быть верным.

Нарушение данного обещания приравнивается к весьма тяжкому согрешению.

Епитимья за прелюбодеяние будет назначаться исходя из количества измен, а также основываясь на мотивах предательства.

Если это была ошибка, совершенная единожды, мера искупления греха будет простой и краткой. А вот епитимья за прелюбодеяние, совершенное по причине блуда, станет основной для назначения весьма жесткого и долгого наказания.

Блуд

Отличается от предыдущего проступка тем, что совершить его могут абсолютно все. Более того, под данным словом подразумеваются различные сексуальные утехи, которые не укладываются в рамки супружеского долга.

В качестве блуда можно представить такие явления, как:

  • гомосексуализм,
  • нарушение супружеской верности,
  • разврат.

Исходя из индивидуального случая, духовник назначит наказание. Как правило, за подобные грехи срок наказания недолог, но само причастие потребует от виновного немало усилий.

Более того, отметим, что при грехе блуда епитимья может назначаться не единожды.

Если человек набожный, но имеет обыкновение возвращаться к своему греху, ему придется постоянно искупать его, проводя дни и ночи в молитвах.

Злоупотребление спиртным

Для России эта проблема стоит наиболее остро. За пьянство наказание накладывается в соответствии с частотой употребления алкогольных напитков, а также тяжести грехов, которые совершаются под их влиянием.

В Ветхом Завете прописаны нормы, которые позволяют людям пить вино, не пьянея от него. Превышение указанной дозы ведет к совершению греха, за который придется долго расплачиваться.

Обратите внимание! Пьянство, как и любой иной грех, осуждается лишь вашим личным духовным наставником. Он, зная особенности вашей жизни, характера и личности в целом, сможет дать то или иной наказание, которое поможет не только временно избавиться от душевного недуга, но и полностью побороть его.
Именно этот человек впоследствии снимет епитимью и наставит на путь истинный, чтобы в дальнейшем мирянин жил в полной гармонии со своим внутренним миром.

Епитимия

(25 голосов: 4.72 из 5)

  • О епитимиях прот. Геннадий Нефедов
  • О епитимии архиеп. Платон (Фивейский)
  • Круглый стол о покаянии Радио «Град Петров»
  • Церковные каноны о епитимии
  • Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве священномуч. Иларион (Троицкий)
  • Номоканон при Большом Требнике
  • Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями священноисповедник Никодим (Милаш)
  • Епитимии протопр. Михаил Помазанский
  • Епитимьи Вячеслав Пономарев
  • Епитимья в пастырской практике иеромонах Иоанн (Лудищев)
  • Епитимья не наказание игумен Нектарий (Морозов)
  • Епитимии Сокровищница духовной мудрости
  • Епитимия преп. Оптинские старцы
  • Епитимия Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви
  • О епитимии архиеп. Платон (Фивейский)

Епитимия́ (эпитимия, епитимья́) (от греч. ἐπιτιμία— наказание) – духовное лекарство, форма врачевания кающегося грешника, заключающаяся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником (либо просто священником. Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека, она – средство помощи кающемуся в борьбе с грехом. Под епитимией в православной аскетической литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней, претерпевание которых освобождает человека от греховных навыков.

Епитимья обычно сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и отлучению от причастия на определённый срок. Такая серьёзная мера, как анафематствование, налагается только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола.

При назначении епитимии духовнику рекмендуется руководствоваться более духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений. Также обычно принимаются во внимание обстоятельства жизни согрешившего. Например, принято мягче относиться к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке.

Св. Василий Великий говорит, что цель епитимии состоит в том, чтобы согрешивших «извлечь из сети лукавого» (Василия Великого Правило 85) и чтобы «грех всячески ниспровергать и истреблять» (Василия Великого Правило 29). Срок епитимий, по его взгляду, не есть что-либо важное само по себе, а всецело определяется духовной пользой кающегося. Епитимия должна простираться только до тех пор, пока она нужна для душевной пользы согрешившего человека, врачевание надо измерять не временем, но образом покаяния (Правило 2). Св. Григорий Нисский говорит: «Как в телесном врачевании цель врачебного искусства есть едина – возвращенье здравия болящему, а образ врачевания различен, ибо по различию недугов в каждой болезни прилагается приличный способ врачевания; так и в душевных болезнях, по множеству и разнообразию страстей, необходимым делается многообразное целебное попечение, которое соответственно недугу производит врачевание». Время покаянной епитимии само по себе и для св. Григория Нисского не имеет определенного значения. «Во всяком роде преступления прежде всего смотреть должно, каково расположение врачуемого, и ко уврачеванию почитать достаточным не время (ибо какое врачевание может быть от времени?), но произволение того, который врачует себя покаянием «(Григория Нисского Правило 8). Кто исцелился от греховной болезни, тот не нуждается в епитимии. Св. Иоанн Златоуст учит, что духовник есть отец, но не судья, исповедь есть врачебница, а не судилище, для заглаждения греха нужно исповедать его. Он советует врачевать страсть упражнением в противоположных ей добродетелях.

***

протоиерей Дмитрий Дашевский:
Образ епитимии может быть разный, например, делание добродетели противоположной греху. Вот, человек украл что–то, грех воровства, почему бы ему не предложить, предложить именно, раздать милостыню нуждающимся. У женщин очень часто специфический грех – искусственное прерывание беременности, но если она в своей жизни хоть кого-то сможет отговорить от этого греха, вот рядом будет человек, который будет колебаться: сделать или нет, в данном случае – поделиться тем, что она испытала потом – своими угрызениями совести…

епископ Каллист (Уэр):
Епитимью не следует рассматривать как наказание; еще менее – как способ искупить преступление. Спасение – свободный дар благодати. Своими собственными усилиями мы никогда не сможем загладить свою вину: Христос, единый посредник, – наше единственное искупление; или Он свободно прощает нас, или мы вообще не прощены. В исполнении епитимьи нет «заслуги», потому что по отношению к Богу человек никогда не может иметь никаких собственных заслуг. Здесь, как всегда, мы должны мыслить прежде всего в терапевтических, а не в юридических терминах. Епитимья – это не наказание и даже не способ искупления, но средство исцеления. Это pharmaсоn, или лекарство. Если сама исповедь подобна операции, епитимья – укрепляющее средство, которое помогает восстановлению организма в период выздоровления. Поэтому епитимья, как и вся исповедь в целом, существенным образом позитивна по своему предназначению: она не создает преграды между грешником и Богом, но служит мостом между ними. «Итак, видишь благость и строгость Божию» (Рим. 11:22): епитимья есть не только выражение Божественной строгости, но равным образом и выражение Божественной любви.

архимандрит Нектарий (Антонопулос):
Как учит Шестой Вселенский Собор, «грех – это болезнь души». Поэтому и епитимьи иногда бывают как наказания, иногда как лекарство, своего рода курс лечения при болезни души. Они налагаются главным образом для того, чтобы человек осознал масштаб греха и покаялся в нем искренне.

Кроме того, епитимий не являются некой данью, которую мы платим как выкуп за грехи, словно за «отпустительную грамоту» или для того, чтобы освободиться от угрызений совести. Они ни в коем случае не «выкупают» нас и не оправдывают перед Господом, Который не является беспощадным диктатором, требующим искупительных жертв. По большому счету, епитимий не являются наказаниями. Это – духовные лекарства и духовное закаливание, которые нам чрезвычайно полезны. Потому следует принимать их с благодарностью и соблюдать со тщанием.

Афанасий (Николау), митрополит Лимассольский:
Если священник скажет: «Знаешь, один год (или одну неделю, или один день) не причащайся», – это означает, что ты находишься под послушанием Церкви, и ты не оторван от нее, это является частью твоего лечения. Так происходит и с больным человеком, который с самого начала лечения идет на поправку. Лечение означает, что больной не брошен, а встал на путь своего выздоровления.

священник Михаил Воробьев:
Епитимья – это особое послушание, которое исповедующий священник предлагает исполнить кающемуся грешнику для его душевной пользы. В качестве епитимьи может назначаться запрет на причащение в течение определенного времени, увеличение повседневного молитвенного правила, дополнительное к правилу чтение псалтири, канонов, акафистов с определенным числом земных поклонов. Иногда в качестве епитимьи назначается усиленный пост, паломничество к святыням Церкви, милостыня, конкретная помощь ближнему.
В раннехристианскую эпоху епитимья назначалась в виде публичного покаяния, временного отлучения от полноты церковной жизни. Кающиеся грешники при этом разделялись на четыре разряда: плачущих, которые стояли у входа в храм и с плачем просили о прощении своих грехов; слушающих, которые стояли в притворе и слушали чтение Священного Писания и выходили вместе с оглашенными; припадающих, которые допускались в храм, находились в нем вовремя литургии верных и, падая ниц, выслушивали особую молитву епископа; вместе стоящие, которые присутствовали в храме вместе со всеми, но не допускались до причастия. Канонические правила, утвержденные церковными Соборами, определяли длительность епитимьи для каждой разновидности греха, причем за некоторые грехи предусматривалось пожизненное отлучение от Причастия, за исключением случая приближающейся смерти.
Епитимья накладывалась на грешников всех сословий. Святитель Амвросий Медиоланский подверг церковному покаянию Императора Феодосия Великого за жестокость в подавлении народного восстания. Была возложена епитимья и на Императора Льва Философа за его четвертый брак. Такому же наказанию за аналогичное преступление против нравственности был подвергнут Московский царь Иоанн Грозный.
Понимание епитимьи исключительно как церковного наказания, предназначенного для искупления грехов в земной жизни, было характерно для средневекового католичества. Можно сказать, что в Римо-Католической церкви такое отношение к епитимьи сохранилось и до настоящего времени.
Напротив, в Православной Церкви епитимья является не наказанием, а упражнением в добродетели, предназначенным для укрепления духовных сил, нужных для покаяния. Необходимость такого упражнения вытекает из необходимости длительного и упорного изживания греховных привычек. Покаяние – это не простое перечисление греховных поступков и желаний. Истинное покаяние состоит в реальном изменении человека. Приходящий к исповеди грешник просит Господа укрепить его духовные силы для праведной жизни. Епитимья, как составная часть Таинства Покаяния, помогает эти силы обрести.
Таинство Покаяния реально освобождает человека от греха, открытого на исповеди. Это означает, что исповеданный грех никогда более не будет поставлен в вину раскаявшемуся грешнику. Однако действительность Таинства зависит от искренности покаяния, причем сам кающийся грешник не всегда способен определить степень своей искренности. Склонность к самооправданию мешает грешнику определить истинные причины своих поступков, не позволяет изжить скрытые страсти, которые заставляют его повторно совершать те же самые грехи.
Епитимья помогает кающемуся увидеть истинное свое лицо, почувствовать отвращение к тому, что еще недавно казалось привлекательным. Упражнение в молитве, нелицемерный пост, чтение Священного Писания и святоотеческих книг дают почувствовать радость правды, добра, укрепляют стремление жить по евангельским заповедям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *