Эстонская православная церковь

История

Возникла на основании Томоса (Грамоты) Вселенского Патриарха Мелетия IV от 7 июля 1923 года, принявшего Эстонскую Православную Церковь в свою юрисдикцию на правах автономии как Эстонскую Православную Митрополию — в ответ на обращение Собора Эстонской Церкви от 23 сентября 1922 года о предоставлении автокефалии. Епископу Александру (Паулусу), первоиерарху Эстонии, был пожалован титул митрополита Таллинского и всей Эстонии. В сентябре 1924 года была разделена на две епархии — Таллинскую и Нарвскую. В 1933 году епископ Нарвский Иоанн (Булин) был отстранен от управления епархией и отбыл в Белград; в 1937 году был хиротонисан новый епископ Нарвский — Павел (Дмитровский). В 1935 году Церковь приняла нынешнее наименование Эстонской Апостольской Православной Церкви. К 1940 году, времени аннексии Эстонии Союзом ССР к Церкви относилось 210 000 верующих, 80 процентов которых были эстонцами, 3 епископа, 156 приходов, 131 священник, 2 монастыря и одна духовная семинария. Православные составляли 17,5 процентов верующих страны.

По вхождении Эстонии в СССР незамедлительно последовало применение законодательства СССР о культах на территории страны: был закрыт Теологический факультет Тартуского университета и Печерская семинария. 23 сентября 1940 года Синод Эстонской церкви обратился к Московскому Патриархату с просьбой принять их под свой омофор, но с сохранением автономии. Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) принял решение, что епископы останутся на своих кафедрах, но автономии не будет. 31 мая 1941 года произошло официально вхождение ЭАПЦ в РПЦ; её епархии были подчинены Балтийскому экзархату.

В июле 1941 года, вследствие войны между Германией и СССР, последовало включение Эстонии в Рейхскомиссариат Остланд Германской империи. К концу 1942 года православие в Эстонии раскололось — русские приходы подчинялись Павлу (Дмитровскому), сохранившему общение с РПЦ, а этнически эстонские — Александру, вышедшему 20 октября 1942 года из подчинения Московской Патрирхии. Такое положение сохранялось недолго: в сентябре 1944 года Эстония была вновь занята Союзом ССР. Митрополит Александр и 23 священника эмигрировали.

5 марта 1945 в Таллин прибыл архиепископ Псковский Григорий (Чуков), и уже 6 марта был совершён акт присоединения находившихся в составе ЭАПЦ приходов к Московскому Патриархату — в Никольском храме Таллина по чину воссоединения обновленцев. Правящим архиереем был назначен архиепископ Павел (Дмитровский).

Синод ЭАПЦ обосновался в Стокгольме, оставаясь в подчинении Константинопольского патриархата. Структуре сохраняли верность около 10 тысяч православных эстонцев, находящихся в разных странах. В 1961 структура прекратила существование как административная единица; её приходы были переподчинены местным епископам Константинопольского патриархата. В 1978 году по требованию Русской Православной Церкви Вселенский Патриархат объявил Томос 1923 года, учреждавший автономную Эстонскую Церковь, недействительным.

После восстановления Эстонией государственной независимости появилось стремление восстановить и автономную церковь. Главой Таллинской епархии в это время был Корнилий (Якобс). 11 августа 1993 года эстонский Департамент по делам религий зарегистрировал Синод Эстонской Апостольской Православной Церкви в изгнании как единственного законного правопреемника межвоенной Эстонской Апостольской Православной Церкви, хотя «Синод» не имел в стране юридических представителей. В 1994 году 54 (из 83) православных прихода попросили принять их в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. 22 февраля 1996 года Священный Синод Константинопольского Патриархата возобновил действие Томоса 1923 года и учредил параллельно Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата автономную Церковь под своей юрисдикцией. В Коммюнике Верховного Секретариата и Священного Синода Вселенского Патриархата от 22 февраля 1996 года подчёркивалось, что «Вселенский Патриархат принял это решенире по настоятельной просьбе Эстонского правительства и подавляющего большинства эстонских приходов, которые просили принять их под защиту Вселенского Патриархата». Архиепископ Карельский и Финляндский Иоанн (Ринне) был назначен Местоблюстителем Предстоятеля ЭАПЦ. Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Московского Алексия II, родившегося в межвоенной Эстонии и ставшего епископом в советской Эстонии, в феврале 1996 года приостановил евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. После нескольких раундов переговоров в 1996 году стороны пошли на компромисс, признав возможность временного сосуществования на территории Эстонии двух церковных юрисдикций; приходам была предоставлена свобода выбрать к какой из юрисдикций принадлежать. Прерванное Московским Патриархатом общение с Вселенской Патриархией было возобновлено решением Синода РПЦ в заседании 16 мая 1996 года.

21 октября 2008 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о рукоположении двух новых епископов для ЭАПЦ в целях создания ею своего собственного синода. На кафедры Тарту и Пярну-Сааремаа единогласно были избраны иеромонах Илия (Ояперв) и священник Александр Хопёрский.

26 мая 2011 года решением Собора ЭАПЦ большинством голосов (из 88 делегатов 73 проголосовало «за», 1 — «против» и 14 — «воздержалось») принято решение с 2012 года перейти в богослужебной жизни на григорианский календарь. Решение отказаться от юлианского календаря мотивировано как «желание освободиться от наследия Русской православной церкви».

9 июня 2012 года в 12 км от Курессааре в местечке Реомяэ (Reomäe) был открыт женский скит в честь св. Иоанна Предтечи.

Ссылки

  • Официальный сайт ЭАПЦ (на русс. яз.)
  • EESTI APOSTLIK-ÕIGEUSU KIRIK (Сайт о православии ЭАПЦ на эстонском, английском и французском яз.)
  • Stephanos (Charalambides) of Tallinn
  • Алексий II Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии
  • НГ Религии: В Таллине господствуют раздоры
  • Православную церковь Московского патриархата вновь отказываются регистрировать
  • Интервью с президентом Совета Церквей Эстонии епископом Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии Эйнаром Сооне
  • Газета Молодежь Эстонии: Скандальный визит
Православные церкви
Автокефальные Албанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехии и Словакии • Элладская
Автономные Синайская • Финляндская • Китайская • Эстонская (КП) • Японская • Критская (полуавтономная)
Самоуправляемые
в составе РПЦ
РПЦЗ • Латвийская • Молдавская • Украинская (МП) (с правами широкой автономии) • Эстонская (МП) • Белорусская (де-факто)
Самоуправляемые
в составе КПЦ
Западноевропейский экзархат русских приходов • Украинская ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в США
Прочие Бессарабская (Румынская ПЦ) • Охридская (Сербская ПЦ)
Неканонические
юрисдикции
Абхазская ПЦ • Апостольская ПЦ • Белорусская АПЦ • Катакомбники • Македонская ПЦ • Российская ПАЦ • Российская ПЦ • РПЦЗ (А) • РПЦЗ(В) • Старообрядцы • Украинская Реформаторская ПЦ • Старостильные церкви (Болгарская • Греческие • Румынская) • Истинно-Православные церкви (Молдавская • Сербская • Русская • Русская катакомбная ЦИПХ) • Турецкая ПЦ • Украинская ПЦ КП • Украинская АПЦ • Украинская АПЦ (о) • Украинская АПЦ К • Черногорская ПЦ

Эстонская апостольская православная церковь

эст. Eesti Apostlik-Õigeusu Kirik

Кафедральный собор свв. Симеона

Общие сведения

Церковь-мать

Константинопольский патриархат

Автономия

7 июля 1923,
22 февраля 1996 (вторично)

Руководство

Предстоятель

митрополит Стефан (Хараламбидис)

Центр

Таллин

Территории

Юрисдикция (территория)

Эстония Эстония

Богослужение

Календарь

новоюлианский

Статистика

Епархий

Сайт

Эстонская апостольская православная церковь на Викискладе

Эсто́нская апо́стольская правосла́вная це́рковь (эст. Eesti Apostlik-Õigeusu Kirik, сокращённо ЭАПЦ) — автономная православная церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата.

С 1996 года сосуществует параллельно с самоуправляемой Эстонской православной церковью Московского патриархата. Последний оспаривает каноническую законность действий Константинопольского патриархата на территории Эстонии.

Предстоятель ЭАПЦ — митрополит Таллинский и всей Эстонии Стефан (Хараламбидис) (с 13 марта 1999 года).

Возникла на основании Томоса Константинопольского патриарха Мелетия IV от 7 июля 1923 года, принявшего Эстонскую православную церковь в свою юрисдикцию на правах автономии как Эстонскую православную митрополию — в ответ на обращение Собора Эстонской церкви от 23 сентября 1922 года о предоставлении автокефалии. Епископу Александру (Паулусу), возглавлявшему приходы в Эстонии, был пожалован титул митрополита Таллинского и всей Эстонии. В сентябре 1924 года была разделена на две епархии — Таллинскую и Нарвскую. В 1933 году епископ Нарвский Иоанн (Булин) был отстранён от управления епархией и отбыл в Белград. В том же году во епископа Печерского, викария Эстонской епархии, был хиротонисан Николай (Лейсман); в 1937 году был хиротонисан новый епископ Нарвский — Павел (Дмитровский). В 1935 году Церковь приняла нынешнее наименование Эстонской Апостольской Православной Церкви. К 1940 году, времени присоединения Эстонии к СССР к Эстонской Православной церкви относилось 210 000 верующих, 80 процентов которых были эстонцами, 3 епископа, 156 приходов, 131 священник, 2 монастыря и одна духовная семинария. Православные составляли 17,5 % христиан страны.

После присоедниения Эстонии к СССР незамедлительно были закрыты теологический факультет Тартуского университета (на основе Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви) и духовная семинария в Печорах. 23 сентября 1940 года Синод Эстонской церкви обратился к Московскому патриархату с просьбой принять их под свой омофор, но с сохранением автономии. Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) принял решение, что епископы останутся на своих кафедрах, но в автономии нет необходимости. 30 марта 1941 года произошло официальное упразднение структуры: митрополит Александр был принят в каноническое общение с Московской патриархией, а православные приходы Эстонии (Таллинская и Нарвская епархии) вошли в экзархат Латвии и Эстонии, который возглавил митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский).

В июле 1941 года, вследствие оккупации Эстонии в ходе войны между Германией и СССР, последовало включение её в Рейхскомиссариат Остланд Германской империи. Митрополит Александр сразу же объявил о выходе из вынужденного подчинения Московскому патриархату по «каноническим и религиозным соображениям» и о восстановлении ЭАПЦ, получив 19 сентября 1941 года регистрацию германских властей как предстоятель ЭАПЦ. К концу года православие в Эстонии окончательно размежевалось — русские приходы подчинялись Павлу (Дмитровскому), сохранившему общение с РПЦ, а этнически эстонские — митрополиту Александру. Такое положение сохранялось недолго: в сентябре 1944 года Эстония была освобождена от оккупации немецких войск. Митрополит Александр и 23 священника эмигрировали.

5 марта 1945 года в Таллин прибыл архиепископ Псковский Григорий (Чуков), и уже 6 марта был совершён акт присоединения находившихся в составе ЭАПЦ приходов к Московскому патриархату — в Никольском храме Таллина по чину воссоединения обновленцев. Правящим архиереем Эстонским и Таллинским был назначен архиепископ Павел (Дмитровский).

Синод ЭАПЦ обосновался в Стокгольме, оставаясь в подчинении Константинопольского патриархата. Структуре сохраняли верность около 10 тысяч православных эстонцев, находящихся в разных странах. Для этой структуры в 1956 году был хиротонисан епископ Георгий (Вяльбе), являвшийся викарием Фиатирской архиепископии. После смерти епископа Георгия в 1961 году структура прекратила существование как административная единица; её приходы были переподчинены местным епископам Константинопольского патриархата. В 1978 году по требованию Русской православной церкви Константинопольский патриархат объявил Томос 1923 года, учреждавший автономную Эстонскую церковь, недействительным.

После восстановления Эстонией государственной независимости появилось стремление восстановить и автономную церковь. Главой Таллинской епархии в это время был Корнилий (Якобс). 11 августа 1993 года эстонский Департамент по делам религий зарегистрировал Синод Эстонской апостольской православной церкви в изгнании как единственного законного правопреемника межвоенной Эстонской апостольской православной церкви, хотя «Синод» не имел в стране юридических представителей. В 1994 году 54 (из 83) православных прихода попросили принять их в юрисдикцию Константинопольского патриархата. 22 февраля 1996 года Священный синод Константинопольского патриархата возобновил действие Томоса 1923 года и учредил параллельно Эстонской православной церкви Московского патриархата автономную Церковь под своей юрисдикцией. В Коммюнике Верховного Секретариата и Священного синода Вселенского патриархата от 22 февраля 1996 года подчёркивалось, что «Вселенский патриархат принял это решение по настоятельной просьбе Эстонского правительства и подавляющего большинства эстонских приходов, которые просили принять их под защиту Вселенского патриархата». Архиепископ Карельский и Финляндский Иоанн (Ринне) был назначен Местоблюстителем Предстоятеля ЭАПЦ. Священный синод Русской православной церкви под председательством патриарха Московского Алексия II (Ридигера), родившегося в межвоенной независимой Эстонии (Первая Эстонская Республика) и ставшего епископом в советской Эстонии (Эстонская Советская Социалистическая Республика (ЭССР)), в феврале 1996 года приостановил евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. После нескольких раундов переговоров в 1996 году стороны пошли на компромисс, признав возможность временного сосуществования на территории Эстонии двух церковных юрисдикций; приходам была предоставлена свобода выбрать, к какой из юрисдикций принадлежать. Прерванное Московским патриархатом общение с Константинопольским патриархатом было возобновлено решением Синода РПЦ в заседании 16 мая 1996 года.

21 октября 2008 года Священный Синод Константинопольского патриархата принял решение о рукоположении двух новых епископов для ЭАПЦ в целях создания ею своего собственного синода. На кафедры Тарту и Пярну-Сааремаа единогласно были избраны иеромонах Илия (Ояперв) и священник Александр Хопёрский.

26 мая 2011 года решением Собора ЭАПЦ большинством голосов (из 88 делегатов 73 проголосовало «за», 1 — «против» и 14 — «воздержалось») принято решение с 2012 года перейти в богослужебной жизни на новоюлианский календарь. Решение отказаться от юлианского календаря мотивировано как «желание освободиться от наследия Русской православной церкви».

9 июня 2012 года в местечке Реомяэ (Reomäe) в 12 км от Курессааре был открыт женский скит Иоанна Предтечи.

В настоящий момент Эстонская апостольская православная церковь объединяет около 7 тысяч верующих, большая их часть — этнические эстонцы. ЭАПЦ насчитывает 60 приходов, в которых служит 30 священников и 9 диаконов. Для сравнения: Эстонская православная церковь Московского патриархата, имеет 31 приход, на которых несут служение 45 священников и 13 диаконов, объединяет от 100 до 200 тысяч верующих. Также в Эстонии расположен ставропигиальный Пюхтицкий монастырь.

Церковь разделена на три епархии: Таллинскую, Пярнускую и Тартускую. Имеется монастырский скит Иоанна Предтечи на острове Сааремаа.

«Московский патриархат не признаёт церковной структуры Константинопольского патриархата в Эстонии в каноническом достоинстве автономной православной церкви».

Разногласия по вопросу о положении Православной церкви в Эстонии привели «к вынужденному отказу делегации Русской православной церкви от участия в заседании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-католической и Православной церковью, прошедшем в Равенне (Италия) 8 октября 2007 года».

> См. также

  • Эстонская православная церковь Московского патриархата

Литература

  • прот. Николай Балашов, прот. Игорь Прекуп. Мораль и право vs политическая целесообразность? Из истории церковно-государственных отношений в Эстонии // Государство и Церковь в СССР и странах Восточной Европы в период политических кризисов во второй половине XX в. / Под ред. Г. П. Мурашко и А. И. Филимоновой. — 2013.
  • прот. Н. Балашов, прот. И. Прекуп. История эстонского православия и попытка её недобросовестной ревизии: О книге архимандрита Григория Папатомаса «Несчастье быть маленькой Церковью в маленькой стране». — 2013.
  • Константинов Н. В Таллине господствуют раздоры // Независимая газета. — 31.01.2001.
  • Скандальный визит // Молодёжь Эстонии. — 3.10.2000.
  • Шкаровский М. В. Константинопольская и Русская церкви в период великих потрясений (1910-е – 1950-е гг.). — М.: Издат. дом «Познание», 2019. — С. 304. — ISBN 978-5-906960-59-7.
  • Официальный сайт ЭАПЦ (эст.)
  • EESTI APOSTLIK-ÕIGEUSU KIRIK (Сайт о православии ЭАПЦ на эстонском, английском и французском яз.)
  • Stephanos (Charalambides) of Tallinn
  • Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии
  • Игорь Клюев. Православную церковь Московского патриархата вновь отказываются регистрировать, 21 марта 2002.

  • Латвийская
  • Молдовы
  • РПЦЗ
  • Украинская (МП)*
  • Эстонская (МП)

  • Северной Америки (Антиохийская)
  • Западной и Южной Европы (Румынская)

Автокефальные
Автономные
  • Китайская* (Русская)
  • Критская (Константинопольская)
  • Охридская (Сербская)
  • Синайская (Иерусалимская)
  • Финляндская (Константинопольская)
  • Эстонская апостольская* (Константинопольская)
  • Японская* (Русская)
Само-
управляемые
в составе РПЦ в составе КПЦ другие
Примечание: * Автокефалия или автономия признана не всеми поместными Церквами, при этом каноничность епископата и клира не оспаривается. ** Каноничность признана не всеми поместными Церквами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *