Евгений ямбург школа 109

Евгений Ямбург: «Нельзя требовать от учителей того, чему их не учили»

16 февраля в УрГПУ собрались учителя, воспитатели, директора школ, заведующие детскими садами, преподаватели колледжей, педагоги дополнительного образования, профессорско-преподавательский состав и студенты УрГПУ. Поводом для встречи стал откровенный и честный разговор о профессиональном стандарте педагога. Разговор этот и не мог быть другим, потому что шел «из первых рук» и «из первых уст». С педагогической общественностью Екатеринбурга встретился руководитель группы разработчиков профессионального стандарта педагога, Заслуженный учитель РФ, директор московского Центра образования №109 Евгений Ямбург.

Открывая встречу, первый проректор – проректор по учебной работе УрГПУ Светлана Минюрова выразила уверенность, что собравшиеся педагоги смогут обсудить важные, ценные для них вопросы. То, о чем предстояло поговорить, услышат на всех уровнях власти: в зале присутствовали начальник департамента образования Екатеринбурга Екатерина Сибирцева, начальник отдела дошкольного, среднего и общего образования министерства общего и профессионального образования Свердловской области Наталья Сокольская, председатель Свердловской областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Трошкина.

Открывая встречу, ректор УрГПУ Алевтина Симонова сказала:

– Я считаю комплиментом нашему университету то, что Евгений Александрович Ямбург сегодня у нас. Мы очень благодарны вам, коллеги, за то, что вы всегда так активно, радостно откликаетесь на все наши события. Мы считаем, что педагогический университет должен быть открытым университетом, мы должны работать с теми, для кого готовим наших студентов. И мы должны сопровождать наших выпускников в их профессиональной деятельности. Ради этого мы и работаем.

Принимая микрофон, Евгений Ямбург предупредил, что разговор, который он поведет, не будет приятным, и напомнил слова православного святого Силуана: «Держи ум свой во аде, но не отчаивайся». Необходимо знать, понимать, представлять, что такое сегодня российская система образования, но при этом не отчаиваться, потому что выходы из кризиса существуют.

Евгений Александрович начал с двух фундаментальных принципов. Во-первых, педагогика – наука интердисциплинарная, ее невозможно представить изолированно от психологии, медицины и т.д. Школа – это всегда мультидисциплинарная команда специалистов. И второе – педагогика важнее экономики, наиболее передовые общества уже это поняли. Капитализм времен Маркса остался в прошлом, а с ним и тезис о том, что бытие определяет сознание. В современном мире люди с искривленным, несформированным сознанием ничего не создадут. Именно образование должно стать приоритетом в государстве.

Разговор о необходимости введения профстандарта и о содержании профстандарта Евгений Александрович начал с фундамента, а именно, обрисовал демографическую, культурологическую, психологическую ситуацию, которая сложилась в обществе. Больше стало детей «сложных», «нестандартных» – этика европейского гуманизма требует бороться за каждую жизнь, и это единственно правильный путь, но нужно осознавать последствия – теперь выживают дети, которые в традиционном обществе не выжили бы, а значит, детский контингент меняется, и скоро главной профессией в школе станет профессия дефектолога. Существуют проблемы межэтнические, межконфессиональные, в школу приходит все больше детей-инофонов, обучение которых требует специальных методик. Очень велика степень невротизации общества, а у невротизированных взрослых растут невротизированные дети. Ко всему этому школа должна быть готова.

На вопрос «Что делать?» ответ существует. Это ранняя комплексная диагностика состояния детей и ранняя коррекция, а также медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка на всех уровнях образования. Но, к сожалению, сегодня ситуация такова, что ради экономии фондов оплаты труда «под нож» идут «неосновные» специалисты. А это как раз психологи, дефектологи и другие, по определению Евгения Ямбурга, «специалисты по неодинаковости». Парадокс – эти люди вымываются из школ именно тогда, когда они стали там особенно нужны.

Итак, теперь можно ответить на вопрос, для чего нужно пересматривать профессиональный стандарт – для того, чтобы наполнить его новыми компетенциями, которых требует объективная реальность. Евгений Александрович предельно заострил вопрос, который касается структуры профстандарта. Не секрет, что многие педагоги думают, что стандарт заставит их прыгать выше головы. Разработчик профстандарта объяснил, что это не так. У стандарта есть базовая, инвариантная часть (знание предмета и владение информационными технологиями) – это то, чему учат в вузе, то, с чем молодой дипломированный педагог приходит на работу. Требовать от учителя того, чему его не учили, не имеет права никто.

Вариативная часть профессионального стандарта – это ориентир для педагога, своего рода направление, «куда нам плыть». И здесь та же картина – никто не может требовать от учителя каких-то абсолютно новых, неизвестных ему компетенций.

В условиях доработки и апробации профстандарта (а сроки его внедрения специально передвинуты на 2019 год) основная нагрузка, по словам Евгения Ямбурга, ложится на педагогические вузы и систему повышения квалификации педагогов. Это они должны сознавать требования времени, понимать реальную ситуацию в школах и готовить кадры учителей, которые смогут работать с очень разными детьми – с одаренными, с ограниченными возможностями здоровья, с инофонами и т.д.

Работа по стандарту – это профессиональное владение ремеслом, – подчеркнул Евгений Александрович. Развитие креативности – это прекрасно, но творить в любой профессии имеют право только те, кто овладел самим ремеслом. Действие по протоколу, как в медицине, уберегает от фатальных ошибок. Да, творчество позволяет любой системе развиваться, но качество жизни везде и всегда определяется именно качественным исполнением прописанных правил. И ничего унизительного ни для одной профессии в этом нет.

Еще один болезненных вопрос – новая система аттестации учителей, которая будет логически вытекать из профессионального стандарта. Педагогическую общественность волнует, по каких критериям их будут оценивать. Достаточно просто дело обстоит с оценкой знаний учителя по предмету. Более-менее понятно – с оценкой психолого-педагогических компетенций. Но много сложностей вызывает перспектива оценки качества труда учителей по результатам их учеников, по их динамике. Евгений Ямбург также считает, что должна быть введена оценка учителя профессиональным сообществом, нечто вроде цехового знака качества. В странах, где такая система оценки существует, учителя этим «знаком качества» очень дорожат.

Главное в разработке профессионального стандарта, – подчеркивает Евгений Ямбург, – это перевести содержание труда педагога с языка компетенций на язык обобщенных трудовых функций и трудовых действий. И разработчикам это удалось. Система, которая будет внедрена с 2019 года, подразумевает следующую «карьерную лестницу» для учителя: учитель, учитель-методист (тот, кто владеет передовыми педагогическими технологиями и может рассказать и показать их коллегам; он как раз «специалист по неодинаковым детям») и учитель-наставник (тот, кто вдобавок к умениям и знаниям учителя-методиста может выступать координатором всей команды специалистов, которая занимается ребенком). Это – не звания, а должности. И уже сейчас директор школы может вводить их у себя, назначать на них подходящих людей и платить им за квалификацию, либо смещать с должностей тех, кто не справляется.

«Все живое растет снизу», – сказал Евгений Александрович. Насаждение национальной системы учительского роста сверху ни к чему хорошему не приведет. У тех, кто готовит учительские кадры, есть время подготовить и привести в школы молодых, умелых, знающих, понимающих и любящих детей, по-хорошему амбициозных педагогов. Появится критическая масса таких людей – начнет меняться и система.

И еще несколько важных мыслей, которой поделился с аудиторией Евгений Ямбург. Во-первых, – возвращаясь к началу лекции – не отчаиваться. Его собственный опыт учителя, директора адаптивной школы, в которой учатся тяжелобольные дети, позволяет верить даже в самые настоящие чудеса, которые случаются в нашей жизни, верить в прогресс («Когда мы в 80-е годы первый раз пришли в Онкоцентр к детям, они играли шнурами от капельниц и обсуждали, кто быстрее умрет. А теперь у нас есть школа, театр и многое другое!»). А во-вторых, понимать процесс обучения комплексно, интегрально, не отделять, например, эстетическое воспитание от патриотического, а воспитание – от обучения. Слушать и слышать ребенка. И не выбирать себе учеников, так же, как врачи не выбирают пациентов, а уметь работать с любыми детьми.

Судя по тому, как внимательно и включенно зал слушал Евгения Александровича Ямбурга, слова его находили отклик у учителей. И это, безусловно, повод для оптимизма.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Василий Васильев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *