Евхаристическое общение РПЦ

Евхаристическое общение

Евхаристическое общение (Полное сопричастие, Литургическое общение) — возможность совместного участия в евхаристии (литургии). В разных христианских доктринах этот термин употребляется в разных значениях. Близким по значению является термин Интеркоммунион — возможность совместного причастия представителей различных конфессий.

Православие

Согласно Библии, Иисус Христос основал только одну Церковь:

Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её

— (Мф. 16:18)

Некоторые места в Библии, согласно православным богословам, указывают, что Церковь изначально имела разветвлённое иерархическое устройство:

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры

— (Еф. 4:11-13)

Вершиной христианского богослужения и главным связующим звеном является евхаристия. Кто не участвует в «общей Чаше», тот — «внешний», даже если называет себя христианином. Быть членом Церкви значит принимать участие в евхаристии. Церковь и есть «продолжающаяся, непрерывная евхаристическая койнония (общение)».

Уже в апостольские времена среди христиан возникло множество жёстких разномыслий (ересей), нарушений правил (расколов) и отлучённых за какие-либо грехи от причащения, всё это вызвало необходимость определения «границ церкви». Ко времени Вселенских соборов возвысились, помимо Иерусалима, и другие центры церковной жизни: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иверия, Армения, Эфиопия, и др. В связи с этим Евхаристическое общение стало обозначать взаимное признание истинности одной Поместной церковью другой.

В православной экклезиологии евхаристическое общение между автокефальными православными церквями показывает их принадлежность к единой Вселенской православной церкви. Поскольку автокефальные церкви (а также автономные и с другими типами самоуправления) являются административно, экономически, юридически независимыми, то единственным явным признаком единства православных церквей является наличие евхаристического общения между ними. То же касается единства между епархиями и, на ещё более низком уровне, между приходами. Евхаристическое общение также свидетельствует о реальных пределах Православной церкви как единого сообщества, достаточно чётко отделяя от церкви общины и организации, находящиеся вне её.

В светских источниках термином «евхаристическое общение» часто обозначают «признание» одной церковью другой. Но, в данном случае, имеет место не евхаристическое, но «каноническое общение», взаимное признание священных иерархий. Одна церковь может не признавать другую (её организацию, иерархию или иное) и при этом находиться с ней в евхаристическом общении, признавая её как часть Вселенской церкви. Например, Константинопольский патриархат не признает автокефальную Православную церковь в Америке (собственно, не признает её автокефалии), но при этом находится с ней в евхаристическом общении.

Православные церкви вне общения со Вселенским православием (или хотя бы с несколькими поместными церквями), с точки зрения поместных церквей считаются расколами, находящимися за пределами Православной церкви. Подобные организации часто образуют параллельные Вселенскому православию объединения, обычно объединяются в группы, имеющие евхаристическое общение между собой, признают друг друга или более или менее тесно сотрудничают. Таковы, например, Македонская православная церковь и старообрядческие юрисдикции.

Православная церковь не признаёт каких-либо промежуточных форм евхаристического общения с другими сообществами: оно либо есть, либо нет.

Католицизм

Римско-католическая церковь различает полное и частичное евхаристическое общение. В полном евхаристическом общении Римско-католическая церковь находится с восточными католическими церквями.

Что касается остальных христианских церквей, включая православные, то с ними Римско-католическая церковь находится в частичном евхаристическом общении. В Катехизисе католической церкви сказано:»С теми, кто крещен и носит прекрасное имя христиан, но не исповедует веру в её целости или не хранит единства общения с преемником Петра, Церковь осознает себя связанной по многим причинам». «Те, кто верует во Христа и принял действительное крещение, находятся в некоем, хотя и неполном, общении с Католической Церковью». С Православными Церквами это общение так глубоко, «что малого недостает, чтобы оно достигло полноты, которая позволит совместное совершение Евхаристии Господней».

В то же время, православные особо выделяются католической церковью. Декретом об экуменизме Ватиканского II Собора православные приглашаются к принятию причастия: «Поскольку же эти Церкви, хотя и отделенные от нас, обладают истинными таинствами, особенно же — в силу Апостольского преемства — Священством и Евхаристией, посредством которых они и поныне теснейшим образом с нами связаны, известное общение в таинствах, при подходящих обстоятельствах и с одобрения церковной власти, не только возможно, но даже желательно».

Примечания

  1. 1 2 3 Сперанская, 2010, с. 116—117.
  2. Евдокимов, 2002.
  3. 1 2 Зайцев, 2006, с. 265—283.
  4. Булгаков, 1965, с. 207.
  5. Каллист (Уэр), 2001, с. 318—339.
  6. Катехизис Католической Церкви Архивная копия от 3 декабря 2012 на Wayback Machine

Литература

  • Булгаков С., прот. Православие: Очерки учения Православной Церкви = Bulgakov S. L’Orthodoxie (1932). — Paris: YMCA-Press, 1965. — 409 с.
  • Евдокимов П. Н. Православие = Evdokimov P. L’Orthodoxie (1959) / пер. с фр. — М.: ББИ, 2002. — 503 с. — (Современное богословие). — ISBN 5-89647-053-3.
  • Зайцев А. А. Границы Церкви // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XII. — С. 265—283. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.
  • Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Православная Церковь = Ware T., bishop Kallistos. The Orthodox Church (1963) / пер. с англ. — М.: ББИ, 2001. — 375 с. — (Современное богословие).
  • Сперанская Е. С. Интеркоммунион // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — Т. XXIII. — С. 116—117. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-042-4.

Ссылки

  • Евхаристическое общение
  • Филоненко А. С. Богословие общения и евхаристическая антропология (недоступная ссылка) // Богослов.ру, 14.06.2010 г.

«Евхаристическое общение между церквями не прерывается»

Русская православная церковь прекращает поминовение Константинопольского патриарха Варфоломея во время богослужения, приостанавливает сослужение с иерархами Константинопольского патриархата и прекращает участие в структурах под председательством Константинопольского патриархата. Такие решения были приняты в пятницу на внеочередном заседании Священного синода Русской православной церкви. Дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от позиции поместных церквей — поддержат ли они РПЦ или встанут на сторону Константинопольского патриархата.

Внеочередное заседание Священного синода Русской православной церкви (РПЦ) прошло 14 сентября в Свято-Даниловом монастыре под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий по состоянию здоровья не смог присутствовать на заседании, поэтому был организован сеанс видеосвязи. Митрополит Онуфрий сообщил членам синода о положении дел в связи с назначением на Украину иерархов Константинопольского патриархата.

Уже до начала заседания ожидалось принятие жестких решений в отношении Константинопольского патриархата. Связано это с намерением патриарха Варфоломея I дать автокефалию украинской церкви. Если это произойдет, Русская православная церковь теряет свою значительную самоуправляемую часть.

Украинская православная церковь Московского патриархата — это 12 069 приходов, 53 епархии, 251 монастырь и 12 283 священнослужителя.

Нынешние киевские власти стремятся к признанию неканонических религиозных структур и созданию на их основе единой поместной автокефальной церкви на Украине, вне рамок Украинской православной церкви. Президент Украины Петр Порошенко ранее заявлял, что власть не будет вмешиваться во внутренние церковные дела, но одновременно говорил о необходимости автокефалии для Украины.

В конце августа в Стамбуле состоялась встреча патриарха Кирилла и патриарха Варфоломея. По итогам беседы предстоятель Русской православной церкви заявил, что итоги его переговоров с патриархом Варфоломеем не несут ничего такого, что произвело бы «взрыв в сознании», разговор получился очень правильный.

— Мы обсуждали все вопросы, которые нас волнуют. Но еще раз хочу сказать, что это была братская беседа, и я без согласования с его святейшеством (патриархом Варфоломеем) не хотел бы посвящать вас в детали. Хотя ничего секретного там не было. И ничего такого, что произвело бы какой-то взрыв в сознании… ничего этого не было. Разговор был очень правильный, — сказал патриарх Кирилл.

А спустя неделю, 7 сентября, Константинопольский патриархат «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной церкви на Украине» назначил своих экзархов в Киеве, который является канонической территорией Московского патриархата. Ответным шагом синода РПЦ был «решительный протест и глубокое возмущение». Синод заявил, что действия Константинопольской церкви «являются грубейшим попранием церковных канонов» и ответные шаги Московского патриархата последуют в ближайшее время.

Еще через неделю, 14 сентября, на внеочередном заседании Священного синода Русской православной церкви были приняты три жестких решения.

«В критической ситуации, когда константинопольская сторона практически отказалась решать вопрос путем диалога, Московский патриархат вынужден приостановить молитвенное поминовение Константинопольского патриарха Варфоломея за богослужением и с глубоким сожалением приостановить сослужение с иерархами Константинопольского патриархата», — говорится в заявлении синода, который состоялся в пятницу в Москве.

— Кроме того, русская церковь прерывает участие в епископских ассамблеях, равно как и в богословских диалогах, многосторонних комиссиях и всех прочих структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского патриархата, — заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион на брифинге после заседания синода в Москве.

Однако евхаристическое общение между церквями не прерывается, сказал пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков.

— Это решение пока что не лишает возможности клириков Константинопольского патриархата и Русской православной церкви совершать совместные богослужения, — уточнил Александр Волков.

А митрополит Иларион пояснил, что это решение, если брать пример из светской жизни, по сути, эквивалентно разрыву дипломатических отношений.

— То, что сейчас происходит в связи с направлением так называемых экзархов, является зеркальным отображением того, что предпринимал Константинопольский патриарх в 1920-е годы, когда наша церковь во главе со святейшим патриархом Тихоном находилась в тяжелейших условиях, — сказал предстоятель Русской православной церкви на заседании Священного синода. — Патриарх испытывал тягчайшее давление со стороны властей, инспирируемая властями раскольничья организация — обновленческая «церковь» — набирала силы, и тогда патриарх Константинопольский Григорий VII принимает решение послать в Москву так называемую комиссию якобы по просьбе неких православных. Естественно, Русская православная церковь никаких просьб в адрес патриарха Григория VII не направляла, — видимо, их направляли раскольники-обновленцы. И патриарх Тихон написал очень ясное, канонически обоснованное письмо с протестом против того, чтобы на каноническую территорию Русской православной церкви, которую он возглавлял, неканоническим путем была направлена некая «комиссия» со стороны другой поместной церкви. Мы знаем, в каких тяжелейших условиях находился тогда патриарх Тихон. Но несмотря на то, что патриарх был практически лишен свободы, он мужественно и четко определил позицию.

Патриарх Кирилл назвал сегодняшнюю ситуацию на Украине «зеркальным отображением того, что имело место в начале XX века». И добавил, что «мы должны следовать той линии, которую очень мужественно определил святейший патриарх Тихон в тяжелейшие для нашей церкви годы и которая является единственно правильной и канонически обоснованной».

Как будет дальше развиваться ситуация, во многом зависит от позиции поместных церквей, считает профессор Московской духовной академии, доктор богословия Алексей Осипов.

— Наступила трагическая ситуация, — сказал «Известиям» Алексей Осипов. — Теперь всё зависит от реакции других поместных церквей: если большинство из них поддержат нашу позицию, то, возможно, Константинополю придется все-таки отступить. Если нет, то произойдет тяжелейший раскол, которые уже, к сожалению, были в истории христианства.

Несмотря на то что ряд поместных церквей открыто заявили о своей поддержке Русской православной церкви (в частности, Антиохийская православная церковь, Элладская (Греческая) православная церковь, Грузинская православная церковь, Иерусалимская православная церковь, Польская православная церковь, Сербская православная церковь и др. — «Известия»), всё может измениться, считает профессор Осипов.

— Надо ждать. Это было в прошлом. Посмотрим, что будет в ближайшие дни, — сказал профессор Московской духовной академии. — А со стороны Константинополя пока будет упорство и обвинения.

Религиовед Вильям Шмидт также опасается раскола.

— То, что сейчас происходит, это не внутренняя проблема Украины или России. Это вопрос устройства будущего миропорядка: какие государства подтвердят свою суверенную сущность и как они будут легитимироваться. Украина пытается суверенизировать себя, — сказал «Известиям» профессор РАНХиГС, религиовед Вильям Шмидт. — Сегодня нас накрывают проблемы, которые начались в XVII веке. Когда мы присоединили Малороссию и Белороссию, которые входили ранее в Литовское государство и Западную митрополию, они принадлежали Константинополю. Москва имела возможность поставлять туда епископов, но только по согласованию с Матерью-Церковью. Затем Константинополь разрешил Москве (потому что она была ближе и уже была патриархатом) самостоятельно поставлять епископов. Но это было связано с периодом войн, настроений и общих обстоятельств. Сейчас он пытается указать Москве на эти обстоятельства. Эта ситуация может закончиться расколом — это самое трагичное, что уже бывало в нашей истории.

Важной датой для всего православного мира станет 17 октября. На Архиерейском соборе Константинопольской церкви, который прошел в первых числах сентября, богословы пришли к выводу, что Константинополь как Вселенский патриархат вправе учредить новую поместную церковь, не спрашивая разрешения глав других поместных церквей. Томос по вопросу автокефалии Украинской православной церкви может быть оглашен 17 октября, на ближайшем заседании синода Константинопольской церкви.

  • «Антисоветское»
  • «Бесы»
  • «Вехи»
  • «Город без наркотиков»
  • «Квадраты»
  • «Остров»
  • «Прощание славянки»
  • «Сашка»
  • «Серебряный век»
  • «Стиляги»
  • «Троица»
  • «Яблоко»
  • «благодатный огонь»
  • «ветераны»
  • «розовое христианство»
  • .кино
  • blackmore
  • christianity
  • katie melua
  • kokoomus
  • miss potter
  • plekon
  • sanakirja
  • АК
  • Абрамкин
  • Абхазия
  • Августин
  • Аверинцев
  • Австрия
  • Агузарова
  • Азербайджан
  • Айлисли
  • Акунин
  • Александр II
  • Александров
  • Алексеева
  • Алексий II
  • Альбац
  • Амальрик
  • Андерс
  • Андреев
  • Андрусов
  • Антоний Блум
  • Арестович
  • Армения
  • Артем Троицкий
  • Астафьев
  • Астахов
  • Афанасий (Евтич)
  • Афанасьев
  • Афанасьев Анатолий
  • Афанасьев Юрий
  • Ахматова
  • Бабицкий Константин
  • Бажанов
  • Балтия
  • Бекман
  • Белоруссия
  • Бенга
  • Берберова
  • Берглунд
  • Беркут
  • Берлускони
  • Берн
  • Бесы
  • Бетал Калмыков
  • Бжезинский
  • Битов
  • Блэкмор
  • Богомолов
  • Богораз Лариса
  • Богословский
  • Болтянская
  • Боннэр
  • Боно
  • Борзыкин
  • Боровой
  • Бородай
  • Британия
  • Буевский
  • Буковский
  • Булгаков
  • Бутусов
  • Быков
  • Бычков
  • Бэр
  • Вайда
  • Валенса
  • Василенко
  • Ватикан
  • Вейдле
  • Великая Отечественная
  • Великобритания
  • Венгрия
  • Вересаев
  • Верхейл
  • Вестник РХД
  • Византия
  • Виктор Ерофеев
  • Винников
  • Виноградов
  • Витгенштейн
  • Влади
  • Владимир Ржевский
  • Владимир Святой
  • Война и мир
  • Войнович
  • Волга
  • Воронель
  • Вселенская патриархия
  • Вторая мировая война
  • Выборг
  • Высоцкий
  • ГКЧП
  • ГУЛАГ
  • Гавел
  • Газпром
  • Галицкий
  • Галич
  • Гамлет
  • Гаслов
  • Георгий (Вагнер)
  • Георгий Конисский
  • Германия
  • Герцен
  • Геша Ушивец
  • Гиркин
  • Гитлер
  • Глазков
  • Глубоковский
  • Гоголь
  • Голландия
  • Голубинский
  • Голубцов Николай
  • Гонгадзе
  • Горбаневская Наталья
  • Горбачев
  • Горский
  • Гребенщиков
  • Греция
  • Григорий (Перадзе)
  • Григорьев Д.
  • Грилихес
  • Грузия
  • Гудзенко
  • Гундяев
  • Гуревич
  • ДДТ
  • ДНК
  • Далида
  • Дарфур
  • Делоне Вадим
  • Демарчик
  • Денис Давыдов
  • Джемилев
  • Джемс
  • Доброклонский
  • Довлатов
  • Докинз
  • Донбасс
  • Дорошенко
  • Достоевский
  • Дремлюга Владимир
  • ЕС
  • Европа
  • Евтушенко
  • Египет
  • Ежов
  • Ельцин
  • Желтов
  • Запад
  • Зелинский
  • Зеньковский
  • Зернов
  • Зизиулас
  • Зиновьев
  • Златковский
  • Златоуст
  • Злобин
  • Знаменский Петр
  • Зубов
  • Зюскович
  • Иаков монах
  • Игнатий Антиохийский
  • Иеремия
  • Израиль
  • Иисус Христос
  • Иларион Киевский
  • Ильин Вл.
  • Ильминский
  • Илья
  • Индия
  • Испания
  • История СССР
  • Италия
  • Иустин (Попович)
  • КГБ
  • КГБ-ФСБ
  • КПСС
  • Канада
  • Карамзин
  • Карелия
  • Карр
  • Карташев
  • Кассиан (Безобразов)
  • Кастро
  • Катынь
  • Катя Пономарева
  • Кашин
  • Кибиров
  • Киев
  • Ким
  • Кино
  • Киселев
  • Китай
  • Ключевский
  • Ковалев
  • Козырев
  • Койн Джерри
  • Кондратьев
  • Константинополь
  • Кончаревич
  • Копелев
  • Копировский
  • Корбетт
  • Корписельга
  • Корсика
  • Корчак
  • Костомаров
  • Кострома
  • Котов
  • Кочетков
  • Краматорск
  • Крандиевская
  • Краснопевцевы
  • Крещение
  • Крещение Руси
  • Кривошеин Никита
  • Кропоткин
  • Кротов
  • Крым
  • Крымова
  • Кудияр
  • Кульнев
  • Кураев
  • Курск
  • Кюстин
  • ЛДПР
  • Лаговской
  • Лапкин
  • Латвия
  • Латма
  • Ленин
  • Ленрот
  • Леонид Андреев
  • Леонтьев
  • Лесков
  • Ливия
  • Лившиц Владимир
  • Лимонов
  • Линьков
  • Литва
  • Литвинов Павел
  • Лихачев
  • Лобановская Ирина
  • Лойтума
  • Лубянка
  • Луганск
  • Лунгин
  • Лунгина
  • Львов
  • Льюис
  • Любимов
  • МДА
  • МИД
  • МИФИ
  • Магнитский
  • Майдан
  • Макаревич
  • Макаров
  • Максимовский
  • Малецкий
  • Малофеев
  • Мальцева
  • Мандельштам
  • Маннергейм
  • Маркелов
  • Маркиш
  • Марков
  • Маркс
  • Марцинковский
  • Марченко
  • Марчук
  • Маршак
  • Матфей Константиновский
  • Мегаполис
  • Мейендорф
  • Мень
  • Мень Мих.
  • Меркель
  • Миккели
  • Милютина
  • Михаил
  • Михаил Синкелл
  • Михалков
  • Михник
  • Модиано
  • Можегов
  • Москва
  • Мусин
  • Муссолини
  • Мюллер
  • Мюллер Людольф
  • НАТО
  • НКВД
  • НТВ
  • Набоков
  • Навальный
  • Наполеон
  • Нарния
  • Наумов
  • Немцов
  • Никодим
  • Никодим (Ротов)
  • Николай II
  • Никулин
  • Новодворская
  • Новосельцева
  • Норвегия
  • ОБСЕ
  • ОДРЛ
  • ООН
  • ОПК
  • Обама
  • Окуджава
  • Ольбрыхский
  • Осетия
  • Отечество
  • ПАСЕ
  • Павел
  • Павел Финляндский
  • Париж
  • Пархоменко
  • Пастернак
  • Пасха
  • Первая Мировая война
  • Петр Якир
  • Пимен (Извеков)
  • Питирим (Нечаев)
  • Платон
  • Платон (Левшин)
  • Платонов
  • Плекон
  • Подрабинек
  • Покрасс
  • Покровский
  • Полански
  • Польша
  • Полякова
  • Померанц
  • Поппер
  • Поппэ
  • Порошенко
  • Поснов
  • Починок
  • Прокофьев
  • Путин
  • Пушкин
  • Пярт
  • РПЦ
  • РПЦЗ
  • РСХД
  • РФ
  • Рабфак
  • Рассел
  • Резник
  • Ржев
  • Ржевские
  • Риикка Платонова
  • Рим
  • Ройзман
  • Россия
  • Ротенберг
  • Рублев
  • Руднев
  • Румыния
  • Рунеберг
  • Руфайзен
  • Рыбаков
  • Рясянен
  • СА
  • СВР
  • СМИ
  • ССОД
  • СССР
  • СТО
  • СФИ
  • США
  • Савченко
  • Сазонова
  • Салтыков-Щедрин
  • Санкт-Петербург
  • Сартр
  • Сахаров
  • Свет
  • Свирский
  • Свято-Сергиевский институт
  • Севастополь
  • Севела
  • Седакова
  • Серафим (Сигрист)
  • Сербия
  • Сергий (Страгородский)
  • Сергий Радонежский
  • Силуан
  • Слепян
  • Словакия
  • Слово о полку Игореве
  • Снелльман
  • Собакевич
  • Собчак
  • Сове
  • Содом
  • Сойни
  • Сократ
  • Солженицын
  • Соловьев
  • Соловьев Владимир
  • Спектор
  • Спиваков
  • Спилберг
  • Старинов
  • Старостин
  • Стилианопулос
  • Струве
  • Стубб
  • Судан
  • Судоплатов
  • Тарази
  • Тарковский
  • Татищев
  • Тейяр
  • Телевизор
  • Теофил Норт
  • Тимофеев-Ресовский
  • Тимченко
  • Тихон (Шевкунов)
  • Тихон Шевкунов
  • Тодоровский
  • Тодоровский Валерий
  • Торо
  • Трауберг
  • Троицкая Галина
  • Троицкая Муся
  • Троицкий Артемий
  • Троицкий Дмитрий Лукич
  • Троицкий Николай Евстафьевич
  • Троицкий С.
  • Троицкий Сергей Евстафьевич
  • Тургенев
  • Турс
  • Турчинов
  • Туск
  • Тысячелетие
  • УНСО
  • Уайлдер
  • Углич
  • Украина
  • Улицкая
  • Успенский
  • ФПЦ
  • Фазиль Искандер
  • Файнберг Виктор
  • Фаст
  • Федоров
  • Фельми
  • Феофил патриарх
  • Филатов
  • Финляндия
  • Финская литература
  • Финская православная церковь
  • Фотографии
  • Фракция Красной Армии
  • Франкл
  • Франция
  • Фрезер
  • Фрейд
  • Фролов
  • Фромм
  • Фрэзер
  • Хазария
  • Харрисон
  • Харьков
  • Хвостенко
  • Ходорковский
  • Холокост
  • Холопов Сергей
  • Хорнблауэр
  • Хрущев
  • Хювинкяя
  • Цветаева
  • Чапнин
  • Чекменев
  • Чернов Андрей
  • Честертон
  • Чехия
  • Чехословакия
  • Чечня
  • Чирикова
  • Чистяков
  • Шаламов
  • Шарп
  • Швеция
  • Шевкунов
  • Шевченко Т.
  • Шевчук
  • Шемякин
  • Шкаровский
  • Шлейермахер
  • Шмелев
  • Шмеман
  • Шнитке
  • Шноль
  • Шолом-Алейхем
  • Шостакович
  • Шотландия
  • Шпиллер
  • Шполянский
  • Штайн
  • Шукшин
  • Щеголев
  • Эко
  • Энтони Куинн
  • Эстония
  • Юкка
  • Юлий Ким
  • Юм
  • Яблоко
  • Якунин
  • Янин
  • Яннарас
  • Ярвенпяя
  • Ярузельский
  • Ясперс
  • агенты в церкви
  • агрессия России против Украины
  • антисемиты
  • антитеррор
  • антифашизм
  • армия
  • армяне
  • архаическое сознание
  • архив
  • астрономия
  • атеизм
  • атомизм
  • бабушка
  • бархатная революция
  • бахвальство
  • бессмертие
  • библиотека
  • биология
  • благо
  • благодать
  • блуд
  • большевизм
  • брак
  • братская любовь
  • броня от армии
  • великий инквизитор
  • велопутешествия
  • велосипед
  • венчание
  • виски
  • власовцы
  • власть
  • военкоматы
  • военная служба
  • война
  • вооружение
  • воспитание
  • вражда
  • выборы
  • газ
  • газпром
  • генеалогия
  • генетика
  • геноцид
  • герменевтика
  • гимн
  • гимны
  • глобализм
  • глобальное потепление
  • глупость
  • год Свиньи
  • гомосексуализм
  • гомофобия
  • государственность
  • государство
  • гражданство
  • греки
  • греческий язык
  • гуманизм
  • двоемыслие
  • дезинформация
  • декорации
  • демократия
  • день Греции
  • день независимости Финляндии
  • дети
  • детские стихи
  • дзен-буддизм
  • диалог
  • диссернет
  • диссидентство
  • диссиденты
  • добро
  • добродетель
  • древнерусская литература
  • друзья
  • душа
  • евреи
  • еврейская музыка
  • ессеи
  • желтый официоз
  • жж
  • живой журнал
  • жизнь
  • жизнь вечная
  • жулики
  • законодатель
  • звездные войны
  • здоровье
  • зеленая энергетика
  • зеленые
  • зло
  • знание
  • идеи
  • идеология
  • империя
  • имя
  • иностранные языки
  • ислам
  • истина
  • история
  • история России
  • история Украины
  • история науки
  • история церкви
  • источниковедение
  • иудейство
  • иудеохристианство
  • казаки
  • календарная проблема
  • капитализм
  • квасной патриотизм
  • кгб
  • кгб-рпц
  • кино
  • книги
  • коммунизм
  • компартия
  • консерватизм
  • коррупция
  • космос
  • кришнаизм
  • крымские татары
  • лагеря
  • лебединая песня
  • либерализм
  • лингвистика
  • литература
  • лозунги
  • любовь
  • люстрация
  • мегаполис
  • медицина
  • мемуары
  • метафизика
  • милиция
  • мир
  • мировоззрение
  • мироустройство
  • мистицизм
  • митинг
  • мифология
  • мои предки
  • мои рифмы
  • мои фото
  • мой сайт
  • монархизм
  • мораль
  • московское метро
  • моя работа
  • мракобесие
  • мудрость
  • музыка
  • мусульмане
  • мы
  • наука
  • нацизм
  • национализм
  • наш двор
  • наш дом
  • наш сайт
  • наша семья
  • наши дети
  • небоскреб
  • невежество
  • нравственность
  • обручение
  • обществознание
  • община
  • оккультизм
  • олигархи
  • оппозиция
  • опыт
  • ордена
  • охрана окружающей среды
  • палестинцы
  • панславизм
  • папа
  • папа Виктор
  • папство
  • партия
  • патриотизм
  • педагогика
  • песни
  • песня
  • плюрализм
  • подводники
  • пожары
  • познание
  • пол
  • полезные ископаемые
  • политика
  • понимание
  • поэзия
  • прабабушка
  • право
  • правовой беспредел
  • правозащита
  • православная мистификация
  • праздник дня
  • предательство
  • предки
  • преступная власть
  • призыв
  • принц Чарльз
  • продажные журналисты
  • пропутинская истерия
  • протест
  • псалмы
  • психиатрия
  • психоанализ
  • психология
  • путинизм
  • путиномика
  • путинская ложь
  • путинские бандиты
  • путинские кошельки
  • путинский терроризм
  • пьянство
  • работа
  • радио
  • развод
  • разум
  • ревность
  • революция
  • религиоведение
  • религиозные философы
  • религия
  • репрессии
  • риторика
  • родные
  • рпц
  • рпц-кгб
  • русофобия
  • русская литература
  • русская музыка
  • русская песня
  • русская поэзия
  • русская философия
  • русская эмиграция
  • русские в Финляндии
  • русский язык
  • русско-японская война
  • рушники
  • самоубийство
  • санкции
  • сатира
  • свобода
  • секс
  • сектантство
  • семья
  • сепаратизм
  • сказка
  • слова
  • словари
  • словарь Даля
  • смерть
  • смирение
  • смысл жизни
  • соборность
  • совок
  • солнечная энергия
  • сопротивление
  • социализм
  • социальные сети
  • социология
  • спенназ
  • спецназ
  • спор
  • спорт
  • средства массовой дезинформации
  • сталинизм
  • стихи
  • страдание
  • суд
  • суеверия
  • таможня
  • танцы
  • татары
  • твердь
  • театр
  • терпение
  • террор
  • терроризм
  • тест
  • технологии
  • технология
  • тишина
  • тоталитаризм
  • труба
  • туризм
  • тюрьма
  • украинство
  • устав
  • фамилии
  • фанатизм
  • фантастика
  • фарисеи
  • фашизм
  • физика
  • физфак
  • филетизм
  • филология
  • философия
  • финская литература
  • финский язык
  • флот
  • фольклор
  • фото
  • фотографии
  • френды
  • футбол
  • хоккей
  • холокост
  • цензура
  • церковнославянский язык
  • церковь
  • человек
  • чеченцы
  • шаманизм
  • шельф
  • школа
  • шпионаж
  • шутка
  • щупальцы ЦРУ
  • эволюция
  • экзистенциализм
  • экология
  • экономика
  • экспорт революции
  • эмиграция
  • энергетика
  • эпиграммы
  • эпистемология
  • эрос
  • этика
  • этимология
  • юдофобия
  • юмор
  • я
  • ядерная энергия

Акт о каноническом общении

Мы, смиренный Алексий Второй, Божией милостью Патриарх Московский и всея Руси, купно с Преосвященными членами Священного Синода Русской Православной Церкви — Московского Патриархата, собравшимися на заседание Священного Синода 3/16 мая 2007 года в Москве, и смиренный Лавр, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, купно с Преосвященными Архиереями — членами Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, собравшимися на заседание 5/18 апреля 2007 года в Нью-Йорке,

руководствуясь стремлением к восстановлению благословенного мира, богозаповеданной любви и братского единения в общем делании на ниве Божией всей Полноты Русской Православной Церкви и верных ее, в Отечестве и в рассеянии сущих, принимая во внимание исторически сложившееся устроение церковной жизни русского рассеяния вне пределов канонической территории Московского Патриархата,

учитывая, что Русская Православная Церковь Заграницей осуществляет свое служение на территории многих государств,

– настоящим Актом утверждаем:

1. Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви.

2. Русская Православная Церковь Заграницей самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви.

3. Высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть в Русской Православной Церкви Заграницей осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем (Первоиерархом) согласно Положению о Русской Православной Церкви Заграницей.

4. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей избирается ее Архиерейским Собором. Избрание утверждается, в соответствии с нормами канонического права, Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

5. Имя Предстоятеля Русской Православной Церкви, а также имя Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей перед именем правящего архиерея, в установленном порядке.

6. Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Русскую Православную Церковь Заграницей, принимаются ее Архиерейским Собором по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

7. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей избираются ее Архиерейским Собором или, в случаях, предусмотренных Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, Архиерейским Синодом. Избрание утверждается на канонических основаниях Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

8. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской Православной Церкви и участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода. Представители клира и мирян Русской Православной Церкви Заграницей участвуют в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в установленном порядке.

9. Вышестоящей инстанцией церковной власти для Русской Православной Церкви Заграницей являются Поместный и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

10. Решения Священного Синода Русской Православной Церкви действуют в Русской Православной Церкви Заграницей с учетом особенностей, определяемых настоящим Актом, Положением о Русской Православной Церкви Заграницей и законодательством государств, в которых она осуществляет свое служение.

11. Апелляции на решения высшей церковно-судебной власти Русской Православной Церкви Заграницей подаются на имя Патриарха Московского и всея Руси.

12. Изменения, вносимые в Положение о Русской Православной Церкви Заграницей ее высшей законодательной властью, подлежат утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви в том случае, если таковые изменения имеют канонический характер.

13. Русская Православная Церковь Заграницей получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.

Настоящим Актом восстанавливается каноническое общение внутри Поместной Русской Православной Церкви.

Ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными либо утратившими силу.

Восстановление канонического общения послужит, Богу содействующу, укреплению единства Церкви Христовой и делу ее свидетельства в современном мире, способствуя исполнению воли Господней о том, «чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11. 52).

Воздаем благодарение Всемилостивому Богу, Своею всесильною десницею направившему нас на путь к уврачеванию ран разделения и приведшему нас к вожделенному единству Русской Церкви на родине и за рубежом, во славу Его Святого Имени и на благо Его Святой Церкви и верных чад Ее. Молитвами Святых Новомучеников и Исповедников Российских, Господь да дарует благословение Единой Русской Церкви и чадам Ее, во отечестве и рассеянии сущим.

Русская Зарубежная Церковь прекратила евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом

Нью-Йорк, 19 октября 2018 г.

В связи с неканоническими действиями Константинопольского Патриархата, предпринятыми в отношении Украинской Православной Церкви, Русская Православная Церковь Заграницей признает невозможным продолжение евхаристического общения с Константинопольской Церковью на любом уровне, сообщает портал «Православная жизнь». Об этом сказано в Заявлении Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, опубликованном 18 октября 2018 года Synod.com.

«В ситуации, когда самой природе канонического Православия наносятся тяжелейшие оскорбления, Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей не имеет иного выбора, как с глубокой скорбью, но и с полной убежденностью объявить о своем согласии с решением Священного Синода Московского Патриархата, которым признается невозможность продолжения евхаристического общения с Константинопольской Церковью на любом уровне до тех пор, пока эта древняя и некогда славная Церковь-Сестра не принесет покаяния, не откажется от введения ложного и чуждого Православию учения о некоем первенстве и всеобъемлющей власти – Ей, будто бы, принадлежащих, – не возвратится к Православной вере и не прекратит свои беззаконния», – сказано в заявлении.

Как уточняет Синод, евхаристическое общение с Константинополем в настоящее время невозможно как для архиереев и духовенства, так и для мирян.

«Пока нынешняя ситуация будет оставаться неизменной, духовенство нашей Церкви не может служить в любом приходе Константинопольской Церкви либо приглашать священнослужителей этой Церкви сослужить в наших храмах. Также мирянам не дозволяется причащаться Святых Христовых Таин в храмах Константинопольского Патриархата. Сообщаем также, что Русская Зарубежная Церковь не будет принимать участие ни в каких богословских церковных собраниях, а также в диалогах, включая региональные Ассамблеи канонических епископов, которые возглавляют (или сопредседателями которых являются) архиереи и священнослужители Константинопольской Церкви», – сказано в заявлении.

Всех верующих Синод призывает усилить молитвы за мир церковный, «и при этом, не ослабевать сердцем, веруя, что Премудрость Божия побеждает всякую ложь, если мы храним верность тому, что истинно и священно».

Предстоятелей Поместных Православных Церквей РПЦЗ просит «задуматься о нынешних обстоятельствах и во благовремении собраться вместе, чтобы достичь подлинного, канонического решения назревших вопросов».

Ниже текст заявления публикуется полностью.

Заявление Архиерейского Синода
Русской Православной Церкви Заграницей

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей передает всей полноте своего духовенства, верующих и православных во всем мире свою глубокую скорбь по поводу неканонических действий, предпринятых в последние дни Константинопольским Патриархатом. Особенно это касается сообщения из канцелярии Константинопольского Синода от 11 октября 2018 года. В то же время мы выражаем полную поддержку позиции, озвученной Священным Синодом Московского Патриархата на заседании 15 октября 2018 года и того заявления, которое в тот же день было принято Синодом.

Незаконные действия Константинопольской Церкви никак не могут быть оправданы канонически и представляют собой тягчайшую и опасную несправедливость по отношению к традициям Православия, возмутительное пренебрежение и равнодушие к духовному благу паствы Христовой (cf. Иоанна 10,3;11). Высказав свое намерение установить ставропигию своей Церкви на Украине, Константинополь, таким образом, вторгся на каноническую территорию другой Поместной Церкви, что само по себе является вопиющим антиканоническим самоуправством, поскольку Синод Константинопольской Церкви не имеет на подобные действия ни власти, ни права, и мы прямо заявляем, что ни при каких обстоятельствах не признаем за подобными учреждениями юридической силы, будем отрицать законность тех, кто дерзнет объявить себя пастырями, принадлежащим к этим нецерковным организациям.

Еще более серьезным является решение Константинопольской Церкви «восстановить» канонический статус некоторых раскольников, которые за вопиющие канонические преступления справедливо были низвержены из сана Архиерейским Собором Русской Православной Церкви при согласии других Поместных Православных Церквей. Исходя из ложного утверждения о том, будто бы сложившаяся в давние времена прерогатива получения Константинополем прошений о посредничестве в разрешении споров и несогласий в Православных Церквах может быть приравнена к обладанию единоличной и исключительной властью, Константинополь самовольно присвоил себе несуществующие полномочия и, таким образом, оправдывает свои попытки вмешательства в дела других Поместных Церквей. Однако, согласно канонам, Константинополь не обладает такого рода канонической властью, и – в случаях подобного беззакония – искажается истинная природа концепции «первого среди равных», что прямо выступает против канонического Православия.

С целью ясного понимания верующими сложившегося положения, мы тем самым четко заявляем, что справедливое анафематствование Архиерейским Собором Русской Православной Церкви уклонившихся в раскол и упорствующих в своих заблуждениях не может быть отменено и не отменяется односторонними действиями Константинополя. В очах Божиих, согласно священным канонам и учению Православной Церкви, эти люди остаются под их справедливым осуждением и считаются состоящими в расколе, то есть отпавшими от Святого Православия. Более того, мы напоминаем верующим: каноны прямо говорят нам о том, что вступающие в общение с законно низвергнутыми сами оказываются в расколе (см. Антиох, 2). Поэтому всякий, кто следует незаконным решениям Константинополя и вступает в общение с раскольниками, сам отходит от православного канонического единства и пребывает в расколе, чем подвергает смертельной опасности собственную душу.

Украинская Православная Церковь, врученная архипастырскому попечению Блаженнейшего митрополита Онуфрия и его собратьям-архипастырям, несущим поистине исповедническое служение, остается и сегодня, как и после известного Акта 1686 года, единственной канонической Церковью на этой благословенной Богом земле. Решение Константинопольской Церкви «отозвать» эту Грамоту является безосновательным и, согласно православной канонической традиции, по сути своей является невозможным. Несмотря на заявление, сделанное Священным Синодом Константинопольской Церкви 11 октября с.г., верующие могут быть вполне уверены, что историческая Грамота 1686 года остается действительным и обязательным актом, согласно которому каноническая власть Украинской Православной Церкви и Московского Патриархата остается неизменной, какими бы ни были намерения сегодняшних властей на Фанаре.

В ситуации, когда самой природе канонического Православия наносятся тяжелейшие оскорбления, Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей не имеет иного выбора, как с глубокой скорбью, но и с полной убежденностью объявить о своем согласии с решением Священного Синода Московского Патриархата, которым признается невозможность продолжения евхаристического общения с Константинопольской Церковью на любом уровне до тех пор, пока эта древняя и некогда славная Церковь-Сестра не принесет покаяния, не откажется от введения ложного и чуждого Православию учения о некоем первенстве и всеобъемлющей власти – Ей, будто бы, принадлежащих, – не возвратится к Православной вере и не прекратит свои беззаконния.

Таким образом, мы извещаем наше духовенство и верующих о том, что евхаристическое общение с Константинополем в настоящее время невозможно – как для архиереев и духовенства, так и для мирян. Пока нынешняя ситуация будет оставаться неизменной, духовенство нашей Церкви не может служить в любом приходе Константинопольской Церкви либо приглашать священнослужителей этой Церкви сослужить в наших храмах. Также мирянам не дозволяется причащаться Святых Христовых Таин в храмах Константинопольского Патриархата. Сообщаем также, что Русская Зарубежная Церковь не будет принимать участие ни в каких богословских церковных собраниях, а также в диалогах, включая региональные Ассамблеи канонических епископов, которые возглавляют (или сопредседателями которых являются) архиереи и священнослужители Константинопольской Церкви.

Призываем всех верующих усилить свои молитвы за мир церковный, который сегодня так старательно ввергается в искушения и подвергается испытаниям беззаконными действиями со стороны самых разных нео-экклезиологических и ложных учений, и, при этом, не ослабевать сердцем, веруя, что Премудрость Божия побеждает всякую ложь, если мы храним верность тому, что истинно и священно. Мы просим Предстоятелей Поместных Православных Церквей задуматься о нынешних обстоятельствах и во благовремении собраться вместе, чтобы достичь подлинного, канонического решения назревших вопросов.

Верим и надеемся, что Господь наш Иисус Христос, Который не оставляет чад Своих и смиряет гордыню человеческую безграничной любовью к Божественной Истине, укрепит Блаженнейшего митрополита Онуфрия, всех архиереев, духовенство и верующих Украинской Православной Церкви, а также и всех православных верующих всех языков и стран мира.

Украинский церковный кризис: разрыв евхаристического общения — что дальше

Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение прекратить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом.

В Заявлении, в частности, сказано: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами».

«Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах», — указывается в документе.

Константинопольский Патриархат высказался о намерении в одностороннем порядке предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине и назначил своих экзархов. После этого Священный Синод Русской Православной Церкви выразил решительный протест против данных действий Константинопольского Патриархата и принял решение о приостановлении сослужения с иерархами Константинопольского Патриархата. Аналогичное решение принял и Синод УПЦ.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал глав Церквей к общеправославному обсуждению ситуации на Украине. Односторонние и антиканонические действия Константинополя осудили практически все главы Поместных Церквей.

11 октября Синод КП принял решение снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине — Филарета из «Киевского Патриархата» и Макария из Украинской Автокефальной Церкви, а также объявил о желании вернуть Киевскую митрополию под юрисдикцию Вселенского патриархата, отменив «юридическое обязательство синодального письма 1686 года, которое предоставило право Московскому Патриарху назначить митрополита Киевского».

Разрыв евхаристического общения – это довольно часто встречающийся способ высказать другу другу протест

Доктор юридических наук, специалист в области церковного права и византинистики Алексей Величко

– Как вы прокомментируете разрыв евхаристического общения между нашими Церквями?

– Мой взгляд не будет здесь оригинален. Начнем с простого. Можно ли считать наш ответ адекватным проискам Константинополя? Честно говоря, не вижу в нем ни жестокости, ни принципиальности, а главное, никаких перспектив. Если рассуждать прагматично и сравнивать наш образ действий с действиями Патриарха Варфоломея, то, что он может сделать – совершенно очевидно. Он может принять томос. Или, как сегодня уже открыто говорят, поставить совместно с Румынским Патриархом Даниилом вопрос о том, что Молдавская Православная Церковь выходит из под омофора Московского Патриарха и присоединяется к Румынии. И так далее, и тому подобное. Запас идей у Патриарха Варфоломея чрезвычайно велик. А что Русская Православная Церковь может противопоставить? Что есть у нас? Может быть, мы можем поднять греков Америки, эту двухмиллионную паству, и предложить им отпочковаться от Константинополя?…

Честно говоря, не понимаю сегодняшнего решения Синода. В чем же состоит перспектива этого ответа?

Ну, прекратим евхаристическое общение. Это ужасно, это плохо и очень плохо. Но что это значит? Это значит, что я теперь не могу причащаться в Константинополе, а константинопольский грек не может причащаться в Москве. Но есть же еще Афон, который находится под омофором Константинопольского Патриарха. То есть теперь, по приезде на Афон, я тоже не смогу причащаться? Честно говоря, я ожидал сегодня иного ответа на действия Константинопольского Патриархата. Я ждал ответа, который настроен не на военные действия, а на мирные и компромиссные варианты. Я обескуражен решением Священного Синода.

– Все помнят, что в 1996 году мы уже разрывали евхаристическое общение с греками из-за Эстонии, но потом примирились.

– Действительно, было такое. Но Эстония и Украина – величины неравнозначные. Эстонская территория в малой степени подвержена православию. Там превалируют протестанты. В отличие от Украины, которая традиционно является территорией православной. Вы правы, разрыв евхаристического общения – это довольно часто встречающийся способ разных Поместных Церквей высказать другу другу ноту протеста. По обыкновению это нередко заканчивается тем, что общение восстанавливается. Но не всегда. В 1054 году две Церкви – Римская и Константинопольская – прервали евхаристическое общение. В конце концов это привело к расколу единой Вселенской Церкви. Говорить – «в очередной раз прекратили общение. Ну и что?» – даже странно. Может быть «ну и что», а может быть «совсем не ну и что». Увы, это может привести, не дай Бог, к более печальным событиям.

Уже известно, что Александрийская и Антиохийская Церкви согласились собраться на всеправославное совещание и всецело обсудить сложившуюся ситуацию. Мне кажется, что надо было дождаться этого совещания, во всей полноте обсудить и только после него принимать решение о разрыве евхаристического общения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *