Фавор

Место Преображения Господня: гора Фавор

Прикосновенье к Святой Земле…
Гора Фавор: место Преображения Господня
Сегодня, дорогие, я расскажу о месте Преображения нашего Спасителя, о горе Фавор.
Что такое Преображение? Зачем Христос Преобразился? Кто Ему явился на горе, что за чудесный свет осиял Христа?..
Об этом я подробно писал в своей статье о Преображении Христовом: https://azbyka.ru/parkhomenko/stati/o_preobragenii-all.shtml
В этой статье дано подробное богословское рассмотрение темы Преображения, и всем, кто не читал этой статьи, я ее рекомендую.
Сегодня поговорим лишь об этой дивной горе, горе Фавор, на которой и произошло Преображение.
Сначала предлагаю исторический очерк о храмах на этой горе, затем – подборку фотографий, сделанных мною во время паломничества на Святую Землю в ноябре прошлого года.
Итак…
Гора Фавор: в Предании – место Преображения Господня
Эта почти 600-метровая гора является украшением Святой Земли. Она видна за многие километры и отмечена в истории как узловой пункт многих важных событий Священной Истории.
Здесь решались судьбы народов Святой Земли в эпоху Судей. За тысячу лет до Рождества Христова израильтяне под предводительством Деворы одержали здесь победу, а в 53 году до Рождества Христова, напротив, были разбиты римлянами. В том сражении погибло более 10 тысяч иудеев.
В 67 году по Рождестве Христовом эта гора становится форпостом израильтян, опять же в борьбе против Рима, однако и тут евреи были разгромлены. О страшных страницах этих исторических событий сообщает Иосиф Флавий (см. его книгу «Иудейская война»).
В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в Евангелии нет упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на Фаворе. Есть упоминание в Евангелиях от Матфея и Марка о «горе высокой»: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (Мф. 17, 1).
Евангелист Лука упоминает только о «горе».
Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. Несомненно, что гора эта была связана с местом Преображения Спасителя не случайно. Сохранялись какие-то предания среди древних христиан, да и само положение горы – этого великолепного холма, видного отовсюду, прославленного священными историческими событиями, находящегося невдалеке от Назарета – родины Спасителя, позволяет остановиться именно на этой горе и признать именно ее – самым вероятным местом Преображения Христова.
При святой Елене на этом месте строится величественный храм, а рядом – другой, на том месте, на котором в момент Преображения находились ученики.
В VI веке, на Пятом Вселенском Соборе, было решено образовать здесь епископию, и епископ оставался на Фаворе даже при нашествии мусульман.
Паломник Аркульф в VII веке сообщает об увиденных им трех церквах на горе Фавор, упоминая о монастыре, странноприимном доме и кельях монахов. Около 720 года Беда Достопочтенный повторяет Аркульфа и упоминает о «большом монастыре с грандиозными сооружениями, окруженными стеной».
В XII веке на Святую Землю приходят крестоносцы, которые вносят свои изменения в положения о святых местах. Теперь значительную роль в судьбе Фаворских монастырей (как и всех на Святой Земле) стали играть латинские монахи. Об этом свидетельствует в своих «Хождениях на Святую Землю» русский паломник XII века игумен Даниил. «И есть же на самом версе горы тоя (Фавора) место высоко ко востоку лиц к зимнему, аки горка камена, мала, островерха и на том месте преобразился есть Христос Бог наш; и ту есть церкви добра создана на месте том во имя Преображения, а другая, во имя святых пророк Моисея и Илии, подале того места есть создана церкви на север лиц от Преображения. Место же то святого Преображения отделано есть около градом каменым твердо, врата же имат железна градот; и то есть трете было епископа, ныть оке есть монастырь латыньский… И ту почестиша ны добре в монастыри том у святого Преображенья, и ту обедахом, и, опочивше добре и вставите идохом в церковь святого, Преображения, и поклонихомся на месте святем, идеже преобразися Христос Бог наш, и, облобызавше Место то святое с любовию и радостию великою и вземше благословение от игумена и от всей братии, изидохом из монастыря того святого и обходивше вся места свята по всей горе той святей».
В 1177 году греческий паломник Иоанн Фока родом с Крита оставляет интересные подробности о сооружениях на горе Фавор, описывая латинский и православный греческий монастыри на самой вершине горы, подчеркивая, что само место Преображения находится в руках латинян. «Гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща преосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря, в которых христиане отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями, и на той его части, на которой совершилось спасительное Преображение Христово, находится сонм латинских монахов, а на правой стороне наши назореи освящаемые освящают освященное оное место. Ибо спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Bне же монастыря, на расстояние примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшнаго Преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видеши, доколе не воскреснет из мертвых».
Трагическому испытанию подвергаются оба монастыря в XII веке, когда Салах-ад-Дин в 1183 году подверг атаке греческий православный монастырь, монахи которого скрылись по подземному переходу в католическом, который был по своей постройке подобен крепости. Этот монастырь продержался еще до поражения крестоносцев в битве с мусульманами в 1187 году. После этого войска Салах-ад-Дина избили живущих на Фаворе христиан и выгнали оттуда всех монахов.
В 1212 году брат Салах-ад-Дина Мелек-Адель воздвиг на вершине Фаворской горы грандиозную крепость для отражения нападений со стороны крестоносцев, державшихся еще в Птолемаиде.
В 1263 году, когда господство мусульман прочно укрепилось на Святой Земле, по повелению тогдашнего султана все укрепления Фаворской горы были срыты, и памятником бывшей некогда здесь жизни оставались лишь груды камней и мусора.
Анонимный греческий паломник в 1253-1254 годах, говоря о Фаворской горе, замечает, что «на средине горы находится та пещера, в которой Мелхиседек пробыл 40 лет». О каких-либо иных сооружениях здесь, монастырях или храмах, он хранит полное молчание.
С этого момента гора Фавор на несколько столетий становится одинокой и необитаемой. Лишь в сам праздник Преображения Господня сюда поднимались православные и католики, чтобы совершать богослужение.
В 1729 году Святую гору Фавор посещает русский путешественник из Киева Василий Григорьевич Барский.
«Идох с единим иереем и иними вооруженними шестма християни на гору Фавор поклонитися, ибо тамо единому или двом несть мошно отъити, разбойников ради, и тии, яко страннолюбни суще, с мною купно отъидоша. Фавор гора от аравов тамо именуется Тур; яже отстоит от Назарета трема часи, от Иерусалима же трема денми есть округла и красна взором, высока же зело, час от низу на верх восхождения имат».
В 1799 году Святую гору снова огласили звуки битвы. Войска Наполеона вступили у подножия горы Фавор в сражение с турками. Но к XIX веку в этих местах воцарились относительные мир и спокойствие, что позволило паломникам снова подниматься на Святую гору.
Другой русский паломник, Андрей Николаевич Муравьев, посетивший Палестину в 1830 году, также оставил яркое воспоминание о посещении горы Фавор. «Накануне праздника, – пишет Муравьев, – стекаются иноки Благовещения, вместе с христианами Назарета на священную вершину Фавора. Там проводят они в отдыхе или молитве летнюю ночь, очаровательную под небом Востока, окруженные ярким течением звезд. Еще до рассвета пробуждается Фавор их торжественным гимном, и солнце, восстающее из-за гор Аравии, первыми лучами озаряет в поднятой священной чаше дивное преображение хлеба и вина в искупительное Тело и Кровь, и перед этим великим Таинством падает ниц смятенный народ, как бы внемлющий гласу: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, и в Нем же Мое благоволение».
Через пять лет после Муравьева, в 1835 году, Святую гору Фавор посещает другой известный русский общественный деятель – Авраам Сергеевич Норов, который писал, что «остатки храма, воздвигнутого св. Еленой, еще существуют; под его нижними сводами христиане назаретские служат один раз в год обедню, в день Преображения Господня».
В 1840 году афонский постриженик инок Парфений, посетив гору Фавор, рассказывал, как там происходило богослужение. «Как стало солнце всходить, мы взошли на гору и нашли то самое место, где преобразился Господь наш Иисус Христос пред учениками Своими, прежде на сем месте была великая церковь; а где Господь стоял, был алтарь, и стоял престол, а ныне только осталось основание». Такая ситуация продолжала оставаться неизменной все 50-е годы XIX века, и по этому поводу писали в русской печати того времени: «На Фаворе существуют развалины двух храмов (православного и католического), и оба вероисповедания претендуют на соединение священной точки со своими бесформенными трудами».
Уже тогда нахождение подлинного места Преображения Господня вызывало споры среди христиан. Православные считали подлинным место в своем монастыре, католики – в своем. Об этом рассуждал начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский): «Каждое вероисповедание усвояет своему монастырю местность, где Спаситель преобразился. Не утверждаю и не отрицаю ни того, ни другого предания. Для христианина довольно верить, что на возвышении Фавора преобразился Господь, и молить Его о просвещении души и о вечном спасении. Да и событие происходило не на одном аршине земли, а на всей горе. Свет издали был виден; голос раздавался далеко; облако осенило всю гору; глас с небес слышен был по всей горе. Итак, вся вершина горы священна».
С 1854 года руины монастырей на горе Фавор стали привлекать особое внимание православных и католиков. Сюда пришел архимандрит Иринарх, выходец из Молдавии, уроженец деревни Роман недалеко от Ясс, питомец учеников знаменитого старца Паисия Величковского. С 1839 года он жил в Лавре Саввы Освященного, а затем, странствуя по Галилее, решил поселиться вместе с сиротой, выходцем из его родной деревни, иеродиаконом Нестором на горе Фавор. Эти подвижники обустроили себе келью в виде пещерки в развалинах храма. Питались злаками и скромными подаяниями, приносимыми паломниками. Своими подвигами и строгостью жизни русские монахи снискали уважение местных жителей бедуинов и их вождя Акил-аги, который не раз приходил к старцу Иринарху за советом и был готов защищать его от всех опасностей. Волею случая архимандрит Иринарх вместе с иеродиаконом Нестором находят среди груды камней остатки древнего храма с полукруглыми нишами. Устроив там алтарь, старец стал служить для приходящих сюда паломников молебны. Паломники, число которых стало с каждым днем увеличиваться, жертвовали старцу на строительство храма. Также старцу помог исполняющий обязанности русского консульского работника и агента Русского Общества Пароходства и Торговли в Хайфе, местный житель Аверино, собравший среди жителей своего края на храм сумму в 14 000 пиастров. Помог и Иерусалимский Патриарх Кирилл II, приславший на строительство 5000 пиастров и дав распоряжение Иерусалимской Патриархии помогать старцу по мере надобности. Таким образом, у старца Иринарха собралась сумма около 40 000 пиастров, и он приступил к строительству храма, а также трех жилых комнат, кухни и лошадиной мельницы. Всю площадь земли, занятую старцем Иринархом, обнесли невысокой стеной.
6 августа 1862 года патриарх Иерусалимский Кирилл II прибыл на Святую гору Фавор и торжественно освятил храм вместе с митрополитами Акрским и Назаретским. До этого Патриарх, подготовляя храм к предстоящему торжеству 17 июля, приказал тело архимандрита Иринарха, погребенное в 1860 году внутри церкви с правой стороны от входных дверей, вне линии алтаря и иконостаса, вынуть из земли и положить в могиле снаружи церкви, с правой стороны от входных дверей.
Это распоряжение Патриарха, потревожившее прах всеми глубоко чтимого старца, произвело весьма тяжелое впечатление не только на православных, но даже на мусульман-бедуинов.
Несколько позднее, чем было осуществлено православное строительство на горе Фавор, католические монахи — францисканцы начали работы по восстановлению руин, оставшихся от крестоносцев и от еще более древних построек. В 1873 году ими была устроена небольшая часовня на месте монастыря, построенного еще Танкредом. Русские паломники, посещавшие Фавор, сообщали, что католическая обитель на Фаворе была в те годы очень скромной. Об этом пишет, например, священник Александр Анисимов из Харьковской губернии, сподобившийся побывать на Фаворе в 1881 году. Когда он со своими спутниками подошел к католической обители, то вышедший им навстречу францисканский монах пригласил русских паломников осмотреть католическую капеллу. «Она небольшая и имеет вид часовни, – пишет о.Александр. – Особенно замечательного в ней мы ничего не заметили, исключая чудную икону Преображения Господня, составленную из подобранных по цвету красок иконы разноцветных камней».
Католики неоднократно проводили на своем участке систематические археологические раскопки, и в 1889 году один из русских авторов сообщал: «Большая часть развалин находится у католиков; там все раскопано, очищено и содержится в образцовом порядке; только несколько месяцев тому назад раскопана ими часть холма, где найдены остатки довольно хорошо сохранившейся комнаты, прилегавшей к церкви, которая служила, по предположению, местом отдыха для молящихся».
В 1919-1924 годах архитекторами братьями Антонио и Джулио Барлуцци была выстроена францисканская базилика Преображения.
Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа по новому стилю на Святую гору Фавор прибывает множество православных паломников со всего мира. Здесь Иерусалимской Патриархией служится торжественное праздничное богослужение, как правило, не в самом храме, а перед входом в него, на специально сооруженном помосте с алтарем, ввиду того, что храм не в состоянии вместить всех желающих участвовать в торжестве праздника Преображения. Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после Литургии на православный монастырь. Православные видят в этом знак особой благодати Божией.
(По статье П. Платонова)

Так выглядит гора Фавор, если смотреть на нее от Назарета.

Почти шестисотметровая гора вблизи.

Мы у православного храма Преображения Господня.

Православный храм

Внушительный ряд святых Православной Церкви.

Чудотворная икона Божией Матери «Акафистная», напечатанная на… газетной бумаге.

В храме греческого монастыря, в киоте, хранится фрагмент верхушки Фавора. Греческий монастырь построен немного в стороне от самой верхушки и, соответственно, от того места, на котором произошло Преображение. Православным, конечно, хотелось иметь святыню, связанную непосредственно с Преображением. Ее и передали нам католики. Католический храм стоит на самой верхушке горы Фавор, и под стеклом, находящимся в полу, можно видеть каменную вершину, на которой стояли стопы Спасителя в момент Преображения.

Три символические палатки-кущи, которые Ап. Петр предложил поставить на этом месте Христу: «Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4).
Вид с горы Фавор.
Арабский городок у подножия горы Фавор.



На горе Фавор преобразился Ты, Иисусе,
и облако светлое, как шатер распростираемое,
Апостолов Твоею славою покрыло»
(Литургия на Преображение Господне).
Преображение Господне (греч. Μεταμόρφωσις του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) — описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на высокой горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас). Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна (Мф. 17:1–6, Мк. 9:1–8, Лк. 9:28–36). Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Преображение — Господский праздник. Этот Праздник установлен в память славного преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор, для показания им Своего Божественного величия и подкрепления их веры по случаю приближавшихся Его страданий. Празднуется Православной церковью 6 (19) августа по юлианскому или же 6 августа по григорианскому календарю (в поместных церквах, перешедших на новоюлианский календарь). В Католической церкви празднуется 6 августа (в случае если 6 августа выпадает на будний день, то празднование может быть перенесено на следующее воскресенье). В Армянской апостольской церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа. Преображение Господне — один из самых таинственных евангельских эпизодов, вокруг которого на протяжении двух тысячелетий кипят церковные и мирские споры. На протяжении столетий образ Преображения Господня стремились запечатлеть в своих работах иконописцы и художники, свои стихи посвящали этому событию поэты. В отличие от других главных христианских праздников, тема Преображения Христова не нашла широкого отражения в художественной литературе. Преображение зачастую лишь только упоминается в литературных произведениях, но не является их ключевой темой (например, стихотворение «Август» Бориса Пастернака или эпизод романа «Лето Господне» И. Шмелёва).

Преображение Господне. Церковь святого Якоба, Стокгольм, Швеция
Событие Преображения
Преображение описано в каждом из синоптических Евангелий (синоптические Евангелия — это три первые книги Нового Завета, Евангелия от Матфея, Марка и Луки), причём описания эти очень похожи.
«И по прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Мф. 17, 1-2).
Евангелия повествуют, что события Преображения произошли через шесть дней после того, как Христос в беседе о кресте и Царствии Божием пророчески произнес: «…истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1).

Иисус сказал Своим ученикам, что Ему предстоит умереть в Иерусалиме. Ученикам было тяжело это слышать, потому что они мечтали провозгласить Его царем. Печалью наполнились их сердца, когда Господь сказал им, что Ему предстоит идти в Иерусалим и там много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, быть убитым и в третий день воскреснуть. Учеников не утешала мысль о воскресении Иисуса, потому что они еще не понимали сказанного Им.
Спаситель взял с собой троих ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и отправился вместе с ними на гору, чтобы помолиться. Пока Христос молился, учеников, уставших за день, сморил сон. Но потом чудо разбудило их — Учитель во время молитвы «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2).
Перед Спасителем явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия и говорили с Ним. Как пишет апостол Лука, беседа шла «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:31), то есть о предстоящем распятии на кресте. Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5).
После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф 17:5).
Услышав этот голос, ученики пали ниц и очень испугались. Но Иисус, подойдя к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Подняв глаза, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы. Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9:9).

Три символические палатки-кущи, которые Апостол Петр предложил поставить на этом месте Христу: «Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4). Находятся на территории геречского православного храма Преображения Господня

Храм святого Жака, Boistrudan, Бретань, Франция
Богословское толкование
Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы (На (Фаворской) горе было восемь, а представлялось, что — шесть; эти три: Петр, Иаков, и Иоанн, совозшедшие с Христом, увидели бывших там и беседующих с Ним Моисея и Илию; так что всех вместе было шесть; но, конечно, вместе с Господом невидимым образом также находились и Отец и Дух Святый; Первый — свидетельствующий Своим гласом, что Он — Сын Его возлюбленный; Второй же — в светлом облаке сосияющий и являющий в отношении Себя и Отца сопряженность и единость Света; потому что богатство их состоит в сопряженности и в едином излучении Сияния. (Святитель Григорий Палама, Омилия XXXIV. На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным)). Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Своё пришествие на облаках во славе с ангелами».
Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».

Александр Иванов. Преображение Господне, 1824
Ефрем Сирин: «Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона — Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих.»
Ряд богословов (Косма Маюмский, Иустин Попович) считают, что при Преображении было преображено и всё человеческое естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» Божий образ каждого человека, удаляя с него «осадок» первородного греха: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков» (Косьма Майумский. Гимн на Преображение Господне).

«На горе Фавор преобразился Ты, Иисусе…»
Согласно церковному Преданию, Преображение Иисуса Христа произошло на горе Фавор. Однако большинство современных богословов считают горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон. До IV века в дошедших до нас древнехристианских источниках гора Преображения не называется. Есть упоминание в евангелии от Матфея и Марка о «горе высокой»: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей Илия, с ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь сделаем здесь три кущи: Тебу одну, и Моисею одну, и одну Илии» (От Мф. 17, 1-5). Евангелист Лука упоминает только о «горе».
Святая гора Фавор (ивр. ‏הר תבור‎‏‎‎, Тавор; греч. Όρος Θαβώρ; араб. ‎ Джебель-Тор) отдельно стоящая гора высотой 588 м в восточной части Издрелонской долины, в Нижней Галилее, в 9 км к юго-востоку от Назарета, в Израиле. Рядом с горой Фавор расположены два арабских селения Шибли и Дабурийа и еврейское поселение Кфар Тавор. Склоны ее покрыты деревьями и кустарниками, весной она усыпана цветами. Величественная, одиноко стоящая посреди Издрелонской долины, гора Фавор имела глубочайшее значение в библейской истории. Гора находилась на пересечении торговых путей и занимала важное стратегическое место, привлекая внимание жителей Святой Земли и приходящих сюда различных завоевателей. Когда хотели представить идею возвышенного и величественного, брали для сравнения гору Фавор. Так, Иеремия сравнивает царя египетского, славного и могущественного между народами, с Фавором между горами (Иер. 46:18).

Дебора. Иллюстрация для Библии работы французского художника Поля Гюстава Доре (фр. Paul Gustave Doré; 1832-1883)
Во времена Ветхого Завета она служила границей между наделами колен Завулона на западе, Иссахара на юго-востоке и Неффалима на севере. В Эпоху судей Варак, сопровождаемый пророчицей Деборой, сошёл с войском с горы Фавор и разбил войско Сисары, военачальника асорского царя Иавина (Суд.4:1-24). Имя пророчицы Деборы и память о библейской битве и ее вдохновительнице увековечены в названии бедуинского села Дебурия, раскинувшейся у подножия, там, где гора Фавор берёт своё начало. Вершина горы Фавор постоянно служила укреплённым местом. Во время Иудейской войны в укреплении горы Фавор против Веспасиана принял участие Иосиф Флавий, который тогда определил высоту горы в 10 стадий, то есть около 1600 м. В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в евангелии нет упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на Фаворе. Есть упоминание в евангелии от Матфея и Марка о «горе высокой»: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (От Мф. 16, 21-28).
Чима да Конельяно. Святая Елена, 1495 год
В IV веке, после утверждения христианства государственной религией Римской империи, началось паломничество в Палестину. В том числе паломничество совершила и равноапостольная царица Елена (Флавия Юлия Елена Августа, ок. 250—330), мать римского императора Константина I Великого (Флавий Валерий Аврелий Константин, 272—337). По указанию царицы Елены на горе Фавор был построен христианский храм, освященный в честь Преображения. Это была величественная базилика на месте Преображения и другой трехпрестольный храм на месте, где спали во время Преображения святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Базилика Преображения стояла на самой высокой точке горы, второй храм несколько ниже, на близком расстоянии от базилики. С этого времени гора Фавор и вошла в Предание как гора Преображения.
Позднее, в VIII веке, здесь существовал монастырь с церковью. Долгое время на развалинах этого храма греческий епископ ежегодно совершал литургию; также католические иноки Назарета совершали здесь литургию в день Преображения.
Спустя века крестоносцы (пришли на Святую Землю в XII веке) соорудили здесь большую крепость. В эпоху крестоносцев на вершине горы поселились первые монахи-бенедиктицы.
Танкред Тарентский.
Танкред д’Отвиль — князь Галилеи и Тивериады, регент княжества Антиохия, племянник Боэмунда Тарентского, один из участников Первого Крестового похода.
Участник первого крестового похода (1096-1099 гг.) рыцарь Танкред (фр. Tancrède de Hauteville, 1072—1112) воздвиг на Фаворе новый храм, причем для строительства использовались основания прежних древних сооружений.
Но в дальнейшем монастыри подверглись нападению арабских банд Мальдука, а позднее войск султана Саладина. Трагическому испытанию подвергаются оба монастыря в XII веке, когда Салах-ад-Дин (Саладин) в 1183 году подверг атаке греческий православный монастырь, монахи которого скрылись по подземному переходу в католическом, который был по своей постройке подобен крепости. Этот монастырь продержался еще до поражения крестоносцев в битве с мусульманами в 1187 году. После этого войска Салах-ад-Дина избили живущих на Фаворе христиан и выгнали оттуда всех монахов. Брат Саладина султан Мелек-Адель построил на вершине горы грандиозную крепость для отражения нападений крестоносцев, державшихся еще в Птолемаиде. В 1263 году, когда господство мусульман прочно укрепилось на Святой Земле, по повелению тогдашнего султана все укрепления Фаворской горы были срыты, и памятником бывшей некогда здесь жизни оставались лишь груди камней и мусора (Преображение Господне).
Танкред и Боэмунд в бою во время Первого крестового похода
Анонимный греческий паломник 1253-1254 года, говоря о Фаворской горе, замечает, что «на средине горы находится та пещера, в которой Мелхиседек пробыл 40 лет». О каких либо иных сооружениях здесь, монастырях или храмах он хранит полное молчание. С этого момента гора Фавор на несколько столетий становится одинокой и необитаемой. Лишь в сам праздник Преображения Господня сюда поднимались православные и католики, чтобы совершать богослужение (несмотря ни на что). (Святая гора Фавор — место славного Преображения Господня. Павел Платонов.)
В XVIII веке святую гору снова огласили звуки войны. Наполеон Бонапарт во время своего похода в Сирию в 1799 году недалеко от Фавора одержал одну из побед над дамасским пашой Абдаллой. Французы хотя и потеряли до 300 человек убитыми и ранеными, но избавились от грозившей им опасности со стороны Дамаска, в то время как они осаждали Акру. К счастью, в XIX веке в этих местах воцарились относительные мир и спокойствие, что позволило паломниками снова подниматься на святую гору.
Таким образом, к XIX веку здесь была лишь груда камней.
Сейчас на вершине горы Фавор расположены два действующих монастыря, православный греческий женский монастырь Преображения Господня и католический францисканский монастырь; каждый из них полагает, что построен на месте Преображения. Эти монастыри на Фаворе были построены к началу XX века, православный греческий женский монастырь Преображения Господня был построен на месте византийской церкви (её сооружение связывается с именем святой Елены), католический францисканский монастырь — на месте монастыря Танкреда (Танкред, герой первого крестового похода (1088—1112), построил на вершине церковь, а монахи клюнийцы основали монастырь. Примерно в это же время здесь была кафедра архиепископа, подчиненная латинскому патриарху Иерусалима. При египетском султане Бейбарсе I, в 1263 году, всё это было разрушено сарацинами, а христиане изгнаны).
Греческий православный монастырь
Православный монастырь
В северо-восточной части вершины Фавора расположен действующий православный греческий женский монастырь Преображения Господня. История его основания связана с именем архимандрита Иринарха, выходца из Молдавии, в прошлом монаха лавры Саввы Освященного. Не ранее 1854 года, после бывшего ему видения, он поселился на вершине Фавора. Вскоре, обнаружив остатки древней византийской базилики (её сооружение связывается с именем святой Елены), он начал её восстанавливать со своим помощником, иеродиаконом Нестором, однако довести работу до конца не успел, потому что скончался 25 декабря 1859 года, в Рождество, в возрасте 93 лет, и был похоронен на месте своих трудов. Храм достроили и освятили 6 августа 1862 года, он имеет три престола: центральный в честь Преображения, южный в честь пророков Моисея и Илии, северный в честь святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Колокольня построена в 1911 году. Строительство храма и монастыря во многом велось на деньги, присылаемые из России. В монастырском храме хранится чудотворная Акафистная икона Божией Матери, а в приделе пророков Моисея и Илии, в апсиде, видны камни древнего храма и фрагменты византийской мозаики. На принадлежащей монастырю территории находится пещерный храм Мелхиседека.

Православный греческий монастырь Преображения на горе Фавор
Храмовая колокольня православной обители была построена в 1911 г.
Фрески православного храма на горе Фавор
Чудотворная икона Божией Матери Акафистная, Фавор
Базилика Преображения Господня на горе Фавор, западный фасад. Базилика Преображения Господня — церковь францисканского монастыря, построенная на горе Фавор в Израиле. Согласно католической традиции Преображение Иисуса Христа произошло именно здесь.
Католический монастырь
К началу XX века в юго-западной части вершины Фавора был построен католический францисканский монастырь, который занимает территорию крепости, воздвигнутой мусульманами в XIII веке. В этом монастыре на развалинах храма времен крестоносцев и более ранних развалинах построена величественная базилика Преображения Господня (архитектор Антонио Барлуцци), рядом сохранились остатки византийского монастыря. Дорога, ведущая в монастырь, проходит через так называемые «Врата ветра». В монастыре имеется небольшая гостиница для паломников. В 1964 году гору Фавор посещал Папа Римский Павел VI.
Детали — башня и арка, украшенные изящной резьбой
«Врата ветра», через которые ведет дорога к монастырю
Крипта базилики
Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, дословно «Перуджийский», настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи — Pietro di Cristoforo Vannucci; 1446—1524) — итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы — Преображение Господне
Готический витраж Шверинского собора, Германия
Праздник Преображения
Во время правления византийского императора Маврикия (Флавий Маврикий Тиберий Август — византийский император в 582—602 годах.) получил начало праздник Преображения (самые ранние подлинные беседы на этот праздник – слово на Преображение Господне святителя Андрея Критского, VII век) (Михаил Николаевич Скабалланович. Толковый Типикон. Часть 9. VI-VIII века. Круг важнейших («двунадесятых») праздников).
Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи. Но Православная церковь празднует его 6 августа (19 августа). На 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.
В Европе праздник Преображения встречается в некоторых древних мартирологах и издревле торжественно совершался в некоторых церквах, например, во Франции в Туре, в Испании при архиепископе Толедском святом Ильдефонсо в VII веке. Однако в Римско-католической церкви он установлен для всеобщего почитания папой Каликстом III в 1456 году в ознаменование победы христианского войска венгерского регента Яноша Хуньяди над турками под Белградом.
В Ассирийской церкви Востока Преображение Господне празднуется 6 августа.
В Армянской апостольской Церкви праздник Преображения празднуется в 7 неделю по Пятидесятнице и вместе с неделею.
Преображение Господне. Алтарь. Буксхейм (Буксгайм), Германия
Röke kyrka, Röke, Швеция
Празднование
В Католической церкви
В Римско-католической церкви Преображение имеет статус «праздника», более низкий по сравнению с «торжеством». Преображение отмечается 6 августа, однако если 6 августа выпадает на будний день, празднование может быть перенесено на следующее воскресенье.
Литургические облачения священников в праздник Преображения — белые, как и в другие праздники, посвящённые Спасителю и Богородице.
Богослужебные молитвы этого дня как описывают события Преображения, так и подчёркивают его символику.
Фессалоники
Николай Кошелев. Преображение Господне
В Православной церкви
Принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поётся канон, в котором подчёркивается величие Преображения. Цвет богослужебных одежд в этот праздник — белый, символизирующий в этот день божественный нетварный фаворский свет. Праздник приходится на Успенский пост.
Праздник имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства. Отдание совершается 13 августа (26 августа).
В народной традиции восточных славян Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. «Яблочное» название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону (послед. 6 августа), в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешалось употреблять в пищу. Освящение плодов проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.
Согласно 48 главе Типикона в Православной церкви существует запрет на вкушение винограда нового урожая до Преображения Господня. В Православной церкви существует обычай приносить виноград, яблоки и другие плоды на праздник Преображения, после литургии священник читает специальную молитву над плодами, таким образом освящая плоды. Поскольку в Древней Руси не было виноградников, то запрет с винограда был перенесён на яблоки, а в отдельных местах, согласно словарю Даля, запрет существовал на все плоды кроме огурцов.
Преображение Господне. Новгородская икона XVI века
Преображение Господне. Псковская икона XVI века
В православной и́конописи композиция Преображения всегда изображается среди скалистого пейзажа. На иконах Христос изображается в величии Своей божественной славы, которая символически выражена в особой белизне Его одежд. Белизна подчеркивается мандорлой — тёмным кругом, на фоне которого Иисус символически изображается как просфора на дискосе во время литургии. Моисей и Илия изображаются по обеим сторонам от Христа как сослужащие Ему священник и диакон.
Ученики обычно изображаются испуганными увиденным ими преображением их Учителя и явлением двух пророков. Однако Пётр может иметь радостное выражение лица в соответствии с его евангельскими словами: «Равви! хорошо нам здесь быть».
В Армянской апостольской церкви
Преображение (Вардавар) является одним из главных праздников Армянской апостольской церкви и одним из самых любимых в народе.
По армянскому церковному преданию, св. Григорий Просветитель назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря — 1-е число месяца навасард (11 августа). В этот день отмечался языческий праздник, и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. Так, например, в этот день принято обливать друг друга водой, выпускать голубей и т. д., но Церковь дала этим обычаям христианское толкование как воспоминание о Потопе и о голубе Ноя (Выдержки из книги епископа Езника Петросяна «Армянская Апостольская Церковь»).

В VI веке католикос Мовсес II (574—604), учитывая, что в эти же августовские дни отмечалось и Успение Богоматери, включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на 7-е воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом праздник стал переходящим (от 28 июня до 1 августа).
Преображение Господне. Базилика Богоматери Мариенталь (Basilique Notre-Dame de Marienthal), Франция

Фавор

Запрос «Тавор» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Фавор


Гора Фавор, вид со стороны Назарета

Высшая точка

Абсолютная высота

588 м

Расположение

32°41′10″ с. ш. 35°23′34″ в. д.HGЯOL

Страна

  • Израиль

Регион

Северный округ Израиля

Фавор

Медиафайлы на Викискладе

Фаво́р (ивр. ‏הר תבור‏‎, Тавор; Итаврион; др.-греч. ὄρος Θαβώρ; араб. جبل الطور‎, Джебель-Тор) — отдельно стоящая гора высотой 588 м в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 км к юго-востоку от Назарета, в Израиле.

В христианстве традиционно считается местом Преображения Господня (по версии некоторых исследователей, Иисус Христос преобразился севернее, на горе Хермон — см. раздел «Гора Преображения» в статье «Преображение Господне»). На вершине горы расположены два действующих монастыря, православный и католический; каждый из них полагает, что построен на месте Преображения.

Происхождение названия

Тавор (табур) значит собственно центральное выпуклое место, пуп. Гора эта совершенно отделена от всей цепи гор и округлена от подошвы до вершины, отчего и получила своё название. Вершина горы представляет продолговатую, слегка вдавленную и похожую на глазную впадину поверхность. Возможно, что в Галилее, кроме нынешнего Фавора, были и другие горы с этим названием, и что одна из них, в Верхней Галилее, была горой Преображения.

Когда хотели представить идею возвышенного и величественного, брали для сравнения гору Фавор. Так, Иеремия сравнивает царя египетского, славного и могущественного между народами, с Фавором между горами (Иер. 46:18).

Фавор в истории

Впервые Фавор упоминается в Библии как граница земель трех колен Израилевых: Завулонова, Иссахарова и Неффалимова (Нав. 19:22). Позднее, во времена Судей, Варак, сопровождаемый пророчицей Деворой, сошёл с 10-ю тысячами войска с горы Фавор к потоку Киссону и разбил войско Сисары, военачальника асорского царя Иавина (Суд. 4:1-24). Здесь погибли братья Гедеона от руки царей мадиамских Зевея и Салмана (Суд. 8:18-19). Фавор и предместья его упоминается как один из городов Левитов (1 Пар . 6:77)

Вершина горы Фаворской, со времён Антиоха Великого (218 год до н. э.) до завоевания и разрушения Иерусалима римлянами при Веспасиане, постоянно служила укреплённым местом. Здесь римский проконсул Габиний разбил старшего сына Аристобула, Александра, бежавшего из плена и произведшего возмущение в Иудее.

В 67 году, во время Первой Иудейской войны, у подножия горы Фавор произошла битва, вошедшая в историю как битва при Итавирионе. Незадолго до начала битвы Иосифом Флавием, которому была поручена оборона Галилеи, на вершине горы Фавор было устроено укрепление. Укрепление было возведено за 40 дней.

Веспасиан меж тем, как побочное дело, предпринял поход против гарнизона на горе Итавирион, лежащей посредине между Большой равниной и Скифополем. Она подымается на высоту 30 стадий и едва досягаема с северной стороны; на ее вершине расстилается рав­нина на 26 стадий, вся занятая укреплениями. Объемистую обводную стену Иосиф построил в 40 дней, в течение которых ему все необ­ходимое, а также вода, доставлялось снизу, так как наверху нет иной воды, кроме дождевой.

Так как здесь сосредоточилась огромная толпа иудеев, то Веспасиан послал против них Плацида с 600 всадниками. Подняться на гору ему было невозможно. Ввиду этого он манил их к себе вниз обещанием мира и прощения. Они действительно пришли, но с тем, чтобы и ему подставить ловушку. Плацид только потому и завязал с ними мирные переговоры, чтобы завладеть ими в открытом поле, а они делали вид, что предаются добровольно — тоже с целью неожиданно напасть на него. Победила, однако, хитрость Плацида. Как только иудеи пустили в дело оружие, он для вида обратился в бегство и увлек за собою преследующих далеко в поле; здесь же он обратил на них всадников, большую часть уничтожил, а остальной массе отрезал путь на гору. Они покинули Итавирион и бежали в Иерусалим. Собственно же население горы, страдавшее уже от недостатка воды, предало себя вместе с горой в руки Плацида.

— Иосиф Флавий «Иудейская война» (IV, 1, 8)

Исследователи обращают внимание на то, что Иосиф Флавий указывает высоту Фавора 30 стадий (более чем 5700 метров), а размеры вершиной поверхности — 26 стадий (около 5000 м). Предполагают, что здесь следует читать высоту горы 3 стадии (около 550 м) и протяженность вершинной поверхности — 6 стадий (около 1000 м).

Укрепления на горе Фавор были окончательно разрушены во время возмущения евреев при императоре Адриане.

Предание Церкви издревле признаёт гору Фавор горой Преображения Господня, хотя само название горы не упоминается в Евангелиях. Святая Елена (по другим источникам византийцы) воздвигла на Фаворе храм во имя свидетелей Преображения — апостолов Петра, Иакова и Иоанна, или по другим сведениям — Иисусу Христу, Моисею и Илии. В четвертом веке появилась традиция подниматься на Фавор, в горе были высечены 4.300 ступеней по которым сегодня проходит асфальтированная дорога. Позднее, в VIII веке, здесь существовал монастырь с церковью. Долгое время на развалинах этого храма греческий епископ ежегодно совершал литургию; также католические иноки Назарета совершали здесь литургию в день Преображения.

Крестоносцы возобновили укрепления на Фаворе, потому что у подножия горы проходила Via Maris, главная дорога из Египта в Дамаск. Танкред, герой первого крестового похода (1088—1112), построил на вершине церковь, а монахи-клюнийцы основали монастырь. Примерно в это же время здесь была кафедра архиепископа, подчиненная латинскому патриарху Иерусалима. При султане Бейбарсе, в 1263 году, всё это было разрушено сарацинами, а христиане изгнаны. В 1631 году друзский эмир Фахер ад Дин дал разрешение францисканцам вернуться на Фавор.

Наполеон Бонапарт во время своего похода в Сирию в 1799 году недалеко от Фавора одержал одну из побед над дамасским пашой Абдаллой. Французы хотя и потеряли до 300 человек убитыми и ранеными, но избавились от грозившей им опасности со стороны Дамаска, в то время как они осаждали Акру.

К началу XX века на Фаворе были построены два новых монастыря, греческий — на месте византийской церкви, и католический — на месте монастыря Танкреда.

Колокольня и ворота православного монастыря на вершине Фавора

Православный монастырь

В северо-восточной части вершины Фавора расположен действующий православный греческий женский монастырь Преображения Господня. История его основания связана с именем архимандрита Иринарха, выходца из Молдавии, в прошлом монаха лавры Саввы Освященного. Не ранее 1854 года, после бывшего ему видения, он поселился на вершине Фавора. Вскоре, обнаружив остатки древней византийской базилики (её сооружение связывается с именем святой Елены), он начал её восстанавливать со своим помощником, иеродиаконом Нестором, однако довести работу до конца не успел, потому что скончался 25 декабря 1859 года, в Рождество, в возрасте 93 лет, и был похоронен на месте своих трудов. Храм достроили и освятили 6 августа 1862 года, он имеет три престола: центральный в честь Преображения, южный в честь пророков Моисея и Илии, северный в честь святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Колокольня построена в 1911 году. Строительство храма и монастыря во многом велось на деньги, присылаемые из России. В монастырском храме хранится чудотворная Акафистная икона Божией Матери, а в приделе пророков Моисея и Илии, в апсиде, видны камни древнего храма и фрагменты византийской мозаики. На принадлежащей монастырю территории находится пещерный храм Мелхиседека.

Католический монастырь

К началу XX века в юго-западной части вершины Фавора был построен католический францисканский монастырь, который занимает территорию крепости, воздвигнутой мусульманами в XIII веке. В этом монастыре на развалинах храма времен крестоносцев и более ранних развалинах построена величественная базилика Преображения Господня (архитектор Антонио Барлуцци), рядом сохранились остатки византийского монастыря. Дорога, ведущая в монастырь, проходит через так называемые «Врата ветра». В монастыре имеется небольшая гостиница для паломников.

Галерея

  • «Врата ветра», через которые ведет дорога к монастырю

  • Католический монастырь на вершине Фавора, вид с воздуха

  • Францисканское монастырское кладбище

> См. также

  • Фаворский свет
  • Кфар-Тавор

Примечания

  1. Табор, гора // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. См. прот. П. Солярский, «Опыт библейского словаря собственных имён» (т. IV, СПб., 1884); С. Терновский, «Очерки из церковно-исторической географии» (Казань, 1899).
  3. Flavius Josephus. The Works of Flavius Josephus. Translated by. William Whiston, A.M. Auburn and Buffalo. John E. Beardsley, 1895
  4. 1 2 3 4 Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / Ред. М. В. Бибиков. М., 2000. С. 138, 139.
  5. 1 2 Платонов П. Святая гора Фавор — место славного Преображения Господня

Литература

  • Табор, гора // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Юрий Полторак. Назарет и окрестности. Кафр-Кана, гора Фавор, Наин, Циппори. — Издательство Евгения Озерова, 2013. — 272 с. — ISBN 9789659215607.

> Ссылки

  • Интересная информация о Фаворе

Значение слова фавор

Примеры употребления слова фавор в литературе.

Но ближе мне в тысячу раз не те, что ветшают в безболье, а те, что за ласку на час на лапы давить не позволят, что верно хранят имена, пройдя сквозь фавор и измену, и стойко — во все времена — не ищут хозяевам смену Их можно поймать, привязать, заставить взбеситься со скуки, но их не заставишь лизать чужие, случайные руки.

Леонид Ильич угасал на глазах, надвигалась аскетичная андроповская эпоха, и Горбачев, явно находившийся в фаворе у будущего генсека, получил шанс пересесть с задних скамеек ЦК на передние.

Если бы самоосознание могло бы меняться, то волны престижных самоосознаний постоянно прокатывались бы по планете, в зависимости от того, какая нация ныне в фаворе у общественного мнения.

Ну и ну, подумал я, да он, видно, в особом фаворе у короля, раз позволяет себе столь предерзостно с ним говорить.

Итак, малыш Иоанн свято сохранил тайну пробного вознесения на горе Фавор.

Это на Руси издавно служило в пользу всех обращающихся к этому средству практических людей, и Додя, интересничая своим страдальчеством за свободу мысли, даже имел некоторый успех у мужчин и легко входил в фавор у дам.

Из них он узнал, что любовник шведской королевы Мональдески, приревновав ее к итальянцу Сентинелли, начинающему входить в фавор, написал оскорбительные и компрометирующие Христину письма и был убит своим соперником в замке Фонтенбло по приказу разъяренной королевы.

Он предательством стал в фаворе,- сказал Волконский, пересаживаясь поближе и опуская свое тяжелое тело на диван, рядом с Невельским,- но вот, оказывается, молодежь знает ему цену!

Во-вторых, за то время, пока мотор жидкостного охлаждения был у конструкторов истребителей в фаворе, его соперник претерпел существенные изменения.

Говорят, будто она не в фаворе, — заметил Зюсс, — и с братом у нее конфликт.

Есть подсекция оборонительных процедур и политики, но, похоже, она не в фаворе.

Не выдержав, Филипп скончался в августе 1905 года, за неделю до того, как Рачковский, вновь оказавшийся в фаворе, достиг вершины карьеры, получив назначение на пост заместителя директора департамента полиции.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *