Фильм про византийскую империю

Сериал Византия: Утраченная империя/Byzantium: The Lost Empire онлайн

Сразу хотелось бы сказать, что я совершено не настроена против ведущего Джона Ромера. Он действительно сумел представить несколько действительно хороших и замечательных документальных картин, которые были замечательно восприняты обычными зрителями. Только данная работа не получилась такой же мощной, доходчивой и точной, как его другие картины. В данном случае Ромера пытается совместить свои собственные эмоции и мнения с историческими событиями. Именно по этой причине проект получился своеобразной пропагандой истории существования Византии. Рассказ получается каким-то довольно простым и обычным, хотя про существование Византии ни чего подобного сказать нельзя. Мы узнаем по какой причине Византию переименовали в Константинополь. Потом он начинает восхвалять покойных императоров Константина Великого и Юстиниана, даже не вдаваясь в подробности их правления и политических решений, которые были ими приняты. А ведь там было не все так хорошо и замечательно, потому что управлять государством огромная ответственность, с которой не все могут справиться. Затем разговор заходит об Юстиниане и Теодоре, где полностью игнорируются беспорядки и волнения в Ники, непопулярные налоги и их общую непопулярность среди народа. Так же стоит отметить и происхождение Теодоры, которая была проституткой, а так же ее безжалостное поощрение в подавлении беспорядков в Ники. Еще один любопытный подход здесь рассматривается и которого придерживается сам ведущий — это объяснение культуры Византии только через иконоборчество и обращение России, а не дальнейшее разделение восточных церквей в Византии и ее отделение от Рима. Ни ее искусство и архитектура, а только упоминания про Собор Святой Софии и оборачивая его в явной разработке или эволюции собственной идентичности с этим расколом. Далее он приписывает конец Византии Венецианцам и османского завоевания без объяснения всего происходящего. Почему Империя была сокращена и исчезла с течением времени, которое также возникло из внутреннего политического соперничества и гражданских войн. Османские завоевания были неизбежными, поэтому судьба Византии была уже предрешена. В картине будет очень много недосказанности и не до конца разобранных исторических моментом, поэтому полностью представить историческую картину данного государства будет достаточно сложно по этому проекту. На мой взгляд, существуют более подробные и достойные картины, которые я бы всё же рекомендовала вашему просмотру! Данный же документальный проект тоже можно посмотреть, но нужно иметь определенные знания и понимания о том, что здесь будет рассказываться. В целом, смотреть можно, но советовать данную картину я всё же не стану. Спасибо за внимание и до скорых встреч!

Дата публикации на сайте: 07.09.2018

Византия. Утраченная империя
/ Byzantium. The Lost Empire

Рай на земле / Heaven on Earth
Совершите путешествие вглубь веков в поисках происхождения западной веры. История Византии, первого христианского государства, – это история торжества веры. Византийские императоры стремились превратить Константинополь, «око веры христианской», в Новый Иерусалим, который стал бы раем на Земле. Эта программа расскажет об удивительном духовном наследии Византии: рукописях, мозаиках и иконах.
На пороге вечности / Forever and Ever
За свою тысячелетнюю историю Византия знала и величие славы, и горечь сокрушительных поражений. Центр христианского мира, Византия сыграла огромную роль в становлении культуры многих государств и народов, вовлеченных в орбиту имперской «вселенной». В период расцвета ее влияние распространялось от Древней Руси до Африки. Византийцы умели искусно приобретать союзников даже среди своих врагов, не раз пытавшихся завоевать эту могущественную империю. Но распри византийской знати и борьба за императорский престол разрушали Византию. В 1453 Константинополь был взят штурмом турецкой армией и разграблен. Византия прекратила своё существование, а её территория вошла в состав Османской империи.
Воплощение мечты / Building the Dream
В 330 г. император Константин основал новую столицу Римской империи на месте торгового греческого города Византия. Впоследствии империя разделилась на две части – Западную и Восточную. Первая пала под натиском германских племен, а вторая – «Империя ромеев и греков», или Византия – просуществовала целое тысячелетие, создав на стыке Востока и Запада уникальную культуру, удивительным образом соединявшую в себе черты греко-римской цивилизации и восточной деспотии. Эта программа, открывающая цикл фильмов о истории и культуре Византии, расскажет о становлении великой древней империи.
На зависть всем / Envy of the World
На Византию с жадным интересом смотрели многие европейские монархи. Ни один правитель не обладал таким могуществом, как император Византии. Дорогие ткани, сверкающие эмали, убранные золотом и драгоценными камнями одежды, изделия из слоновой кости, бесценные благовония – эти несметные богатства восхищали и притягивали взоры. Огромные сокровища хранили в себе византийские храмы, императорские дворцы, дома знати. Узнайте больше об изумительной культуре средневековой Византии и ее столицы Константинополя — неправдоподобно богатого города, который называли «предметом желаний всего мира»!

Гибель империи. Византийский урок

У этого термина существуют и другие значения, см. Гибель империи.

Гибель империи. Византийский урок.

Жанр

публицистический

Режиссёр

Ольга Савостьянова

Автор
сценария

Тихон (Шевкунов)

Оператор

Виталий Токарев, Платон Конухов, Виталий Пересыпкин

Композитор

Эдуард Артемьев, Илья Снегов, Фёдор Степанов,
византийские песнопения в исполнении хора Сретенского монастыря

Студия

РТР, Продюсерский центр «Мастерская»

Длительность

71 мин

Страна

  • Россия

Язык

русский

Дата выхода

30 января 2008 года

«Гибель империи. Византийский урок» — документально-публицистический фильм Тихона (Шевкунова).

Премьера состоялась на телеканале «Россия» 30 января 2008 года. Фильм вызвал широкую общественную дискуссию.

Основная концепция картины восходит к московскому митрополиту Зосиме, который в 1492 году в своём труде «Изложение Пасхалии» впервые выдвинул тезис «Москва − Третий Рим».

Ведущий — архимандрит Тихон (Шевкунов) — от первого лица даёт свою версию краха Византийской империи. Съёмки производились в современных Константинополе (Стамбуле), Венеции и Москве.

Центральной линией фильма является пропаганда сильного государства. На примере гибели такой великой империи, какой была Византия, проводится мысль, что государство с большой территорией и большим числом народов, входящих в него, обязано быть сильным, иначе оно распадётся как в силу центробежных сил, объективно существующих в любом многонациональном государстве, так и в силу желания окружающих это государство соседей поживиться за чужой счёт. В качестве таких соседей, по фильму, выступают народы тогдашней Западной Европы (именующиеся в фильме просто «Запад»), бывшие в те времена, о которых идёт речь в фильме, очень далёкими от цивилизованности, и именовавшиеся как в Римской, так и в Византийской империях варварами (германцы, англосаксы, французы и т. д.). По фильму, эти «варвары» разграбили Константинополь и, грамотно используя его несметные богатства, дали основной толчок своей цивилизации, ныне именуемой «Западной».

В фильме проводятся аналогии с российской историей. Автор рассказывает об истории Византии, сравнивая её с историей современной России, Российской империи и Советского Союза. Проводится прямая аналогия с событиями новейшей истории, как, например, борьба государственной бюрократии с олигархами, оранжевая революция на Украине и отделение Сербии и Болгарии от Византии, укрепление вертикали власти и т. п.

Однозначную позицию авторы заняли по национальному вопросу, особенно актуальному в государствах имперского типа. Внимание уделяется равенству всех народов империи между собой. Одновременно в качестве положительного момента указывается на смешанное происхождение православных императоров Византии и приводится краткая родословная некоторых из них. Критикуется имевший место греческий национализм, религиозный фактор ставится выше национального (что созвучно подходу иерея Даниила Сысоева).

Ссылки

  • «Византийский урок» — официальный сайт фильма
  • Фильм «Гибель империи. Византийский урок» в wmv-формате. Продолжительность 1:11:02 мин. Размер 103.1 Mb
  • Дикторский текст литературного сценария фильма «Гибель империи. Византийский урок»
  • Фильм «Гибель империи. Византийский урок» Подборка материалов из СМИ / Православие.Ru
  • Обсуждение фильма. Телепередача «Национальный интерес», ТК «Россия» (flv-файл)

За

  • «Византийский набат» (письмо пяти историков в редакцию «Независимой газеты»). // НГ-Религии. — 2.4.2008.
  • Володихин Д. М. Наследие Второго Рима. Опыт краткой апологии. Агентство политических новостей, 13.2.2008.
  • Кириллин В. М. Назидание о грядущем. Научный богословский портал «Богослов.ru», 08.03.2008.
  • Козлов М. Е., прот., Бурега В., Кириллин В. М. Возрождение сатиры, или Урок отца Тихона. // Татьянин день. — 21.03.2008.
  • Лункин Р. Н. Фильм-катастрофа. Портал-Credo.ru, 11.02.2008.
  • Максименко В. Г. Византийский урок как историческая развилка. Фонд стратегической культуры, Православие.ру, 28.02.2008.
  • Нарочницкая Н. А. Споры вокруг Византии // Российская газета. — № 26. — 7.2.2008.
  • Покровская А. М. Византийское предупреждение. Православие.ру.
  • Расторгуев В. Н. «„Гибель Империи. Византийский урок“ — это фильм-притча». Русская линия, 5.02.2008.
  • Распутин В. Г. О фильме «Гибель империи. Византийский урок» // Советская Россия : газета. — 28.02.2008.
  • Сергейцев Т. Н., Петрова О. Какая современность нам нужна? // Профиль : журнал. — № 7 (563). — 25.2.2008.
  • Тукмаков Д. Спасти Империю! Завтра : газета. — № 7 (743). — 13.02.2008.
  • Тутина Ю., Тростников В. Н. Самобытно или по-западному // Аргументы и факты : газета. — № 7 (1424). — 13.02.2008.
  • Фефелов А. В окопах Цареграда // Завтра : газета. — № 7 (743). — 13.02.2008.
  • Холмогоров Е. С. Византийский урок // Спецназ России : газета. — № 4 (139). — Апрель 2008.
  • Ямщиков С. В. Империя — не мистерия // Завтра : газета. — № 8 (744). — 20.02.2008.

Против

  • Завольский Д. «Возвращение в Царьград, или Езда в остров Простодушных» // Живой журнал
  • Завольский Д. «Повесть о погибели Швамбранского царства» // Наше время, № 213. от 05.05.2008
  • Занемонец А. Фильм «Византийский урок глазами историка». // Regions.ru, 18.02.2008 г.
  • Лебедев В. П.. «Византийский синдром» // Лебедь, 17-02-2008
  • Можегов В.Роковая симфония. (недоступная ссылка) // НГ Религии, 20 февраля 2008 г.
  • Иванов С. А. «Факты, основанные на событиях». // «Ежедневный журнал», 01.02.2008 г.
  • Муравьёв А. В. «Тень Гиббона над руинами Царьграда». // Портал-Credo.Ru
  • диакон Александр Мусин «Если довелось в империи родиться, надо знать уроки Византии». // Портал-Credo.Ru, 20.02.2008 г.
  • Новодворская В. И. «Чтоб землю в Стамбуле чекистам отдать». // Грани.ру, 12.02.2008 г.
  • Переседов И. В нужном месте поставили крестик. // Новая газета № 08 от 4 Февраля 2008 г.
  • Ревзин Г. И. Гибель истории. Уроки отца Тихона. // Газета «Коммерсантъ», 31.01.2008 г.
  • Строев С. А. «Медвежий агитпроп в византийском антураже». «CONTRTV.RU», 26.02.2008 г.
  • Фаликов Б. З. Битва кремлёвских пастырей // Газета.ру
  • Холмогорова Н. «Легко ли быть византийцем?». // Агентство политических новостей, 04.02.2008 г.
  • «Russia and its history: A Byzantine sermon». The Economist, 14 февраля 2008 г.
  • «Византийский урок» (Подборка отзывов и интервью)

Мнение представителей Русской Православной Церкви

  • Исторические оценки архимандрита Тихона в фильме «Византийский урок» являются его личной трактовкой — митрополит Кирилл. Комментарий председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Кирилла (Гундяева) // Интерфакс-Религия, 20 февраля 2008 г.

Мнение авторов фильма

  • Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Коммерсантъ», № 15 (3832 от 1 февраля 2008 г.
  • Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Главная причина падения Византии — в духовном разложении элиты». «Итоги», № 9 (611) от 25 февраля 2008 г.
  • «Византийское зеркало» (беседа c византологом Павлом Кузенковым — научным консультантом фильма). Московский Комсомолец, № 24690 от 12 февраля 2008 г.
  • Встреча автора фильма «Византийский урок» со студентами Московских духовных школ. Видеозапись, стенограмма. Богослов.Ру, 17 сентября 2008 г.

Другие

  • Премьера фильма в Афинах. Репортаж из Греции. Вести, 20 октября 2009 г.

Основное действие фильма происходит в XV веке. Мехмед II взошёл на престол, когда ему было всего 12 лет, но два года спустя на трон вернулся его отец Мурад II. После смерти отца Мехмед II вновь становится султаном, и его основной целью становится завоевание Константинополя. Чтобы подготовиться к этому, он стремится установить мир с прочими государствами. Тем временем византийский император Константин XI Палеолог, стремясь расстроить его планы, использует угрозу освобождения содержащегося у него в плену принца Орхана — брата Мехмеда, который также является законным претендентом на османский трон. Преодолев многочисленные препятствия, Мехмед II собирает армию и осаждает Константинополь. Осада проходит трудно, османские войска несут большие потери, но однажды ночью султану является во сне Абу Айюб аль-Ансари. Вдохновлённый вещим сном, султан разыскивает могилу Абу Айюба в окрестностях Константинополя и, найдя там меч сподвижника Пророка, разрабатывает план штурма Константинополя. Османы перетаскивают по суше флот в бухту Золотой Рог и проламывают городские стены со стороны берега, где они не столь сильны.

Фильм митрополита Илариона «Падение Византии» доступен онлайн

Для онлайн-просмотра доступен фильм митрополита Волоколамского Илариона «Падение Византии» из документального цикла «Церковь в истории».

Кроме того, во вторник 19 сентября 2017 года картину покажет телеканал «Спас» (начало в 22.15), сообщает пресс-служба Фонда святителя Григория Богослова.

В своем фильме владыка Иларион рассказывает об истории Византии X-XV веков – эпохе тяжелых испытаний, вызванных как крестовыми походами, так и завоеваниями турок-сельджуков.

Несмотря на непростое время, Православная Церковь продолжала жить напряженной литургической, богословской, аскетической жизнью.

В частности, зрители узнают о богословских спорах, разгоревшихся в XIV веке вокруг монахов-исихастов и о святителе Григории Паламе, вставшим на защиту священно-безмолвствующих.

Также в картине рассказывается о том, как изменилась жизнь Константинопольского и других древних Патриархатов после падения Константинополя под натиском турецкого войска в 1453 году.

Помимо этого, в фильме рассматриваются события истории христианского Запада, такие как Констанцский собор (XV в.), начало Реформации, Брестская уния (XVI в.), I и II Ватиканские соборы (XIX и XX вв.).

Фильм снят студией «Неофит» по заказу Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Съемки проходили в Стамбуле. Режиссер – Мария Гусева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *