Где служит протоиерей Андрей Ткачев

Биография

Львовский период

Родился 30 декабря 1969 года в городе Львове Украинской ССР.

Был крещён в раннем детстве. Учился в русской школе. По собственному признанию, обращение в христианство было обусловлено «тоской и бессмыслицей», которую «остро осознавал с подросткового возраста».

В 15-летнем возрасте поступил в Московское суворовское военное училище, а позднее — в Военный институт Министерства обороны СССР в Москве на факультет спецпропаганды (специализация — персидский язык); курс обучения в нём не завершил, покинув институт с формулировкой «по нежеланию учиться». Во время службы в армии познакомился с Бхагавадгитой.

Вернувшись во Львов, работал грузчиком в магазине, пономарём и сторожем в православном храме. На становление будущего протоиерея оказал большое влияние некий «старший друг» — один из известных местных неформалов хиппи из Львова, любивший читать Евангелие и посещать православные монастыри. Спустя год церковного служения по совету «отцов-духовников» поступил в духовную семинарию.

С 1992 по 1994 год учился (экстерном) в Киевской духовной семинарии, где познакомился с будущими архимандритом Лонгином (Чернухой) и архимандритом Кириллом (Говоруном). Поступил в Киевскую духовную академию, но был отчислен из неё за непосещение лекций. Впоследствии отец Андрей признавался, что из-за активного образа жизни «полноценное обучение проблематично», называл себя «самоучкой».

6 мая 1993 года во Львове был рукоположён в сан диакона, 5 ноября 1993 года — в сан священника. Двенадцать лет состоял в клире храма Святого Георгия Победоносца во Львове. Во Львовской богословской академии по приглашению читал «Основы христианской восточной духовности». В течение года преподавал Закон Божий (именовавшегося в программе «этикой») в одной из русских общеобразовательных львовских школ.

Киевский период

В 2005 году переехал с семьёй в Киев в связи с необходимостью съёмок в православных телепередачах. Изначально не имея документа о переводе в какой-либо киевский храм, а имея на руках только открепительную грамоту Львовской епархии, служил, по собственным словам, «у друзей в пяти или шести храмах, чтобы не надоедать никому».

По просьбе прихожан храма Агапита Печерского был взят его настоятелем, отцом Александром, в клир. Вскоре из-за болезни настоятеля ещё при его жизни отец Андрей сам стал настоятелем этого храма, прослужив там с 2006 по 2014 годы.

В 2013 году был назначен руководителем миссионерского отдела Киевской епархии. Был ведущим на всеукраинском православном телеканале «Киевская Русь».

Московский период

В июне 2014 года переехал в Россию, был временно назначен в клир домового храма мученицы Татианы при МГУ. 18 августа того же года был зачислен в клир города Москвы и назначен сверхштатным клириком храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Представляя нового клирика своего храма, протоиерей Николай Балашов отметил, что основным местом служения протоиерея Андрея Ткачёва будет подмосковная гимназия Святого Василия Великого, где он возглавил законоучительскую часть. Служить же в храме Воскресения Словущего отец Андрей будет в свободные от школьных послушаний дни.

Своё служение в России сопровождал критикой в адрес Украинской православной церкви, как административной структуры, её священства и паствы. Отец Андрей именовал УПЦ «несостоятельной, двусмысленной организацией». «Немалая часть так называемого „украинского народа“ и его пастырей» была зачислена им в разряд «отступников из числа лжебратий». В целом, по мнению протоиерея Ткачёва, «скрытых двуличных козлищ в Украинской церкви собралось многовато». По замечанию священника, «за год служения в Москве я увидел больше благодатных батюшек, чем за все годы на Украине». Покинув Украину, названную им «бараком буйнопомешанных», отец Андрей дал общую характеристику всему нынешнему, оставленному им, государству и духовному состоянию её граждан:

Чем дальше от квазигосударства «Украина», тем легче и дышать, и давать оценку. Отъехал на километр от границы — уже легче, на тысячу — совсем легко. К сожалению, многие в России не до конца понимают, каким зачумленным местом стала ныне эта земля, полная общерусских православных святынь. Там происходит настоящее коллективное беснование! Люди сошли с ума от своего безбожия. Пресловутая религиозность «украинского народа» в массе своей оказалась на поверку пустышкой.

После переезда в Москву неоднократно произносил проповеди на патриарших богослужениях в храме Христа Спасителя и в Успенском соборе Московского Кремля. Был включён в состав Межсоборного присутствия на 2014—2018 годы, а затем 2018—2022 годы в состав комиссии по церковному просвещению и диаконии.

Указом от 12 октября 2017 года Андрей Ткачёв освобождён от несомого послушания сверхштатного клирика храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке и назначен штатным клириком храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области.

24 января 2019 года в храме Христа Спасителя в Москве патриарх Кирилл, отвечая на вопросы студентов медицинских и фармацевтических вузов России, заявил, что он «с любовью принял в Москве, с пониманием того, что он может вносить очень существенный вклад в укрепление веры, в том числе среди современной молодежи», а также одобрил результаты его трудов

Является духовником молодёжного отдела Московской городской епархии.

Ведущий ряда телепередач на православных телеканалах. Автор книг и статей.

Женат, в семье четверо детей.

Критика

Отдельные слова и высказывания протоиерея Андрея Ткачёва неоднократно подвергались критике за грубость, агрессивность и некомпетентность.

В интервью изданию газета «2000», опубликованном 21 апреля 2006 года, на вопрос, не слишком ли он агрессивен в своих проповедях в отношении Запада, отец Андрей ответил: «Я бы не хотел, чтобы это было правдой, но если это видно со стороны, значит, так и есть». И пообещал «теперь быть сдержаннее».

25 января (Татьянин день) 2014 года во время массовых беспорядков в городе Киеве, Андрей Ткачёв обратился с проповедью к своим прихожанам:

Я молюсь о том, чтобы Господь вселил страх и трепет в сердца и в кости мятежников. Чтобы Бог послал им болезнь в дом и болезнь на улице, страх на улице и страх в дома. Чтобы они ни покоя не имели, чтобы они сожрали друг друга — пусть гад сожрёт гада! Я жалеть о них не буду. Это страшные враги нашего будущего и страшные враги сегодняшнего настоящего. Я их не жалею! Я о них не молюсь!

«После звонков обеспокоенных архиереев и писем возмущённых верующих» 6 февраля 2014 года Ткачёв был вызван в Киевскую митрополию для объяснений по поводу нашумевшей проповеди. В итоге отец Андрей признал, что он «высказывал свои личные мысли не по Евангелию, а от себя».

В 2015 году в одном из эфиров радиостанции «Радонеж» протоиерей Андрей Ткачёв несколько раз нелестно высказался о русских поэтах и англиканстве: поэт Сергей Есенин, по выражению Ткачёва, «примитивный человек» и «конкретный баклан», а «Маяковский — ещё более странный». Англиканская церковь была порицаема за форму управления:

У нас никогда такого не было, чтобы считать человека смертного, замшелого, вонючего главой Церкви. Это может быть только в Англии, где старуха Елизавета считается главой Церкви, но это проблема англикан.

Резонанс в прессе вызвало его слово к киевской пастве, в котором он предлагал мужьям в качестве воспитательных целей по отношению к их жёнам применять насилие («нужно женщину ломать об колено» и т. д.). Жёстким стал и видеоролик православной социальной сети «Елицы» (удалённый впоследствии), в котором священник называл женщин, не сохранивших девственность до брака «бешеными собаками», «бессовестными сволочами», и предлагал дать им «кулака … под челюсть».

Познания в естествознании, высказанные Андреем Ткачёвым, подверглись критике священника Александра Пикалёва. В эфире православного телеканала «Царьград ТВ» в передаче «Святая правда» протоиерей Андрей Ткачёв озвучил своё мнение относительно теории эволюции и современного знания в целом. По мнению Пикалёва, Ткачёв допустил ряд существенных ошибок в обсуждаемой области знания и продемонстрировал свою некомпетентность в данном вопросе.

После переезда в Россию протоиерей Андрей Ткачёв был обвинён Украинской православной церковью (Киевского патриархата) в «просвещённой безграмотности, подслащённой харизмой духовного сана», отсутствии хорошего богословского образования, ненависти к своей бывшей украинской пастве, оставленной им, и гордыне.

Протодиакон Андрей Кураев после переезда Ткачёва в Россию часто высказывался о нём неодобрительно.

Священник Георгий Максимов критиковал отца Андрея за его учение о спасении.

В одном из своих выступлений отец Андрей заявил, что «мусульманин знает, что Христос воскрес», что прямо противоречит исламскому учению.

Некоторые взгляды

Болезни и страдания детей, по мнению протоиерея Ткачёва, связаны с греховностью их родителей, обожествляющих своих детей:

Мы должны понимать, что дети в современном мире часто являются идолами. … поймите: есть Бог истинный … . Ему нужно служить, ему надо поклоняться. Если человек не поклоняется Богу живому и истинному, всё равно поклоняется кому-то … . Но если … мозгов не хватает, чтобы какие-то абстракции строить, то поклоняются люди, как правило, чему-то такому конкретному близкому и родному — детям. То есть люди, незнающие Бога, желающие служить кому-то и поклоняться кому-то поклоняются плоду своего чрева, превращая детей в домашних богов, домашних идолов. А идолов Бог сокрушает, то есть дети наши сокрушаемы, как идолы, ранними болезнями, ранними слабостями, своей никчёмностью и никудышностью. … поверьте мне, что те, кто чрезмерно любит своих детей, превращают их в идолов, а идолы достойны сокрушения.

26 октября 2017 года на седьмом Общецерковном съезде по социальному служению патриарх Кирилл, отвечая на один из вопросов, относительно «пастырского утешения» семей, потерявших маленьких детей, высказался относительно судьбы священников, связывающих страдания детей с грехами их родителей. По мнению предстоятеля Русской православной церкви, «если кто-то говорит, что „за грехи“, то такого батюшку надо самого сразу запрещать в священнослужении».

Протоиерей Андрей Ткачёв придерживается не принятого Церковью учения апокатастасиса (всеобщего восстановления). В беседе с Данилой Медведевым в эфире телеканала «Спас» он так выразил свои убеждения:

Воскрешение будет тем же актом Бога, как и акт творения… потом будет восстановление, апокатастасис мировой….

В проповедях протоиерей Андрей Ткачёв часто выступает как поборник «жестокой христианской жизни»:

Ловите воров и рубите им руки. Ловите педофилов и кастрируйте их. Это будет Слава тебе Господи, Слава тебе. … В принципе божественное возмездие будет на нашей стороне. Человек, который клубнику выращивает или картошку сажает — попробуйте выкопать у него половину грядок ночью и забрать. Если он вас поймает, с лопатой догонит и зарубит ею, потому что это всё его труд, его работа. … А если вы будете с его женой что-то делать — он той же лопатой искромсает вас в капусту и без всяких Слава тебе Господи. Потому что нельзя делать то, что нельзя. И он будет перед Богом прав, а мы неправы, если будем сопли жевать. Бог победил? Когда педофил изнасиловал ребёнка — Бог проиграл, а не победил. Мы помогли Богу проиграть. Мы устроили собачью жизнь, при которой взрослые дядьки насилуют маленьких детей. Бог проиграл из-за нас. Это наша жизнь такая, извините. Я полностью за жестокую христианскую жизнь. Заслужил — получи.

Произведения

  • Смотри, небо становится ближе… — Лепта-Книга, 2008. — 272 с.
  • Мысли о покаянии. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 32 с.
  • Мы вечны! Даже если этого не хотим. — Н. Орiанда: Родное слово. 2009. — 304 с.
  • Письмо к Богу. — М.: Даниловский благовестник, 2010. — 400 с.
  • Тебе и мне Бог письмо написал. — К.: Послушник, 2010. — 256 с.
  • Первое чудо. Беседы о семье и браке. — К.: Послушник, 2010. — 224 с.
  • Крылатый лев. — Львів: ЛА Пираміда, 2010. — 116 с.
  • Приготовление к смерти. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 16 с. — (Таинства и обряды).
  • Лоскутное одеяло. — К.: Послушник, 2011. — 288 с.
  • Миссионерские записки. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 144 c.
  • Человеческое измерение. Статьи и беседы. — К.: Послушник, 2011. — 352 с.
  • В присутствии Бога. Беседы о Ветхом Завете. — К.: Послушник, 2011. — 228 с.
  • Пыль на соломенных погонах. — К., 2012. — 208 с.
  • Мы вечны! Даже если этого не хотим. Книга 2. — Родное слово, 2012. — 608 с.
  • «Страна чудес» и другие рассказы. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 256 с.
  • Земные ангелы, небесные человецы. — М.: Изд-во Данилова монастыря, 2013. — 192 с.
  • «Возвращение в рай» и другие рассказы. — М.: ОЛМА, 2013. — 624 с.
  • Христос — семи Церквам. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 64 с.
  • Беглец от мира. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 304 с.
  • Проповедь о проповеди. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 112 с.
  • Миссионерские записки. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 256 c.
  • Возвращение домой. Когда рождается вера. — М.: ЭКСМО, 2015. — 240 с.
  • Почему я верю : простые ответы на сложные вопросы. — Никея, 2016. — 237 с.
  • Воздух небесного Града. — М.: Николин день, 2016. — 288 с. — ISBN 978-5-906570-68-0

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Стрыгина М. Протоиерей Андрей Ткачев: Русская литература — самый очевидный плод Евангелия, самое дорогое его дитё // Україна Православна. — 01.12.2011.
  2. 1 2 3 4 Барашев Р. Доплакать, дорадоваться, домолиться // 2000 : газета. — 21.04.2006.
  3. 1 2 Протоиерей Андрей Ткачев: «С отцом Лонгином мы сохраняли теплоту общения» // Фома в Украине. — 09.08.2013.
  4. Биография. www.agapitluka.com.ua. Проверено 22 ноября 2016.
  5. В Москве пройдет встреча с протоиереем Андреем Ткачевым. Русская народная линия
  6. Встреча с православным писателем протоиереем Андреем Ткачёвым пройдёт в Новокузнецке. Кузбасская митрополия Русской православной церкви.
  7. Покинувший Украину священник не исключает, что вернётся на родину. РИА Новости, 15.8.2014.
  8. Указ протоиерею Андрею Ткачеву № У-02/169 от 18 августа 2014 г. Центральное и Южное викариатства города Москвы.
  9. Пополнение в клире нашего храма. Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке.
  10. Протоиерей Андрей Ткачёв: «Крымская епархия должна подчиняться РПЦ». // Культура : газета. (Проверено 21 сентября 2017)
  11. В седьмую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия. Официальный сайт Московского патриархата.
  12. Предстоятель Русской Церкви совершил в Храме Христа Спасителя вечерню Великого Пятка с выносом Святой Плащаницы. Официальный сайт Московского патриархата.
  13. В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. Официальный сайт Московского патриархата.
  14. Состав Межсоборного присутствия на 2014—2018 годы по комиссиям (от 30.01.17). Официальный сайт Московского патриархата.
  15. Состав и президиум Межсоборного присутствия на 2018—2022 годы (от 15.10.2018). Официальный сайт Московского патриархата.
  16. Состав Межсоборного присутствия на 2018—2022 годы по комиссиям (от 15.10.2018). Официальный сайт Московского патриархата.
  17. Указ протоиерею Андрею Ткачеву № У-02/153 от 12 октября 2017 г. Центральное и Южное викариатства города Москвы.
  18. Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече со студентами медицинских и фармацевтических вузов России Официальный сайт Московского Патриархата.
  19. В Великий Пяток Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в Храме Христа Спасителя. Официальный сайт Московского патриархата.
  20. Священник УПЦ Московского патриархата Андрей Ткачев в день Татьяны проклял евромайдановцев
  21. Спикер УПЦ — о реакции СМИ на проповедь прот. Андрея Ткачева. Православiе в Українi (Проверено 21 сентября 2017)
  22. Протоиерея Андрея Ткачева вызвали в Киевскую Митрополию дать объяснение по поводу нашумевшей проповеди. Православiе в Українi (Проверено 21 сентября 2017)
  23. Протоиерей Андрей Ткачев о нашумевшей проповеди: «Я согрешил в том, что говорил об этом с амвона». Релiгiя в Українi (Проверено 21 сентября 2017)
  24. Ведущий миссионер УПЦ/РПЦ ждет скорой смерти Порошенко и желает новых побед Путину. Православiе в Українi (Проверено 21 сентября 2017)
  25. «Нужно женщину ломать об колено»: протоиерей Андрей Ткачев объяснил свою скандальную речь. Православие и мир (Проверено 21 сентября 2017)
  26. Быть христианами, а не играть в христианство. Православие и мир (Проверено 21 сентября 2017)
  27. Шалавы хотят замуж — протоиерей Андрей Ткачев.
  28. Ответ отцу Андрею Ткачеву на его ролик об эволюции.
  29. Ткачёв об эволюции. Безумие и отвага!
  30. Падение звезды. По следам недавних выступлений о. Андрея Ткачева. Релiгiя в Українi (Проверено 21 сентября 2017)
  31. «Горе от ума», или Страсти по о. Андрею Ткачеву. Релiгiя в Українi (Проверено 21 сентября 2017)
  32. Разворот. Церковь и война. Эхо Москвы.
  33. Комментарий свящ. Георгия Максимова на слова прот. А. Ткачева о спасении.
  34. Muhammad. Священник спорит со своими прихожанами на тему Ислам (31 марта 2017). Проверено 18 февраля 2019.
  35. Сура 4. Женщины, 157-й аят.. quran-online.ru. Проверено 18 февраля 2019.
  36. Почему болеют дети? Где Бог? Смотрите на Правжизнь ТВ. YouTube, 20.5.2016.
  37. Патриарх: кто говорит про расплату за грехи, того надо запрещать в служении. РИА Новости, 26.10.2017.
  38. Не верю! Протоиерей Андрей Ткачёв и Данила Медведев.
  39. Как бороться, отсекать помыслы? И как бороться с унынием? Собрание проповедей протоиерея Андрея Ткачёва (Проверено 14 июля 2016)
  40. Названы победители Международного фестиваля православного кино и литературы «Покров 2005». Официальный сайт Московского Патриархата.
  41. Лауреатами Патриаршей литературной премии 2014 года стали протоиерей Николай Агафонов, Валерий Ганичев и Валентин Курбатов. Официальный сайт Московского Патриархата.
  42. Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви принял участие в церемонии награждения лауреатов X Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу». Официальный сайт Московского Патриархата.
  43. Лауреатами Патриаршей литературной премии 2016 года стали Борис Екимов, Борис Тарасов и священник Николай Блохин. Официальный сайт Московского Патриархата.

Благословите женщину. Идеал женственности — Зоберн Владимир

Благословите женщину. Идеал женственности
Владимир Михайлович Зоберн
Эта первая в своем роде книга – песнь восхищения и благодарности верующим женщинам, которые были с Церковью во все периоды священной истории. Тяготы и лишения, потрясающие примеры верности, женственности и нравственной чистоты библейских героинь, подвижниц и святых, монахинь и простых женщин – всех, кто ежедневно совершает великий подвиг. Подвиг женского служения – как нежная мама, как любящая и верная жена, как замечательная сестра, как почтительная дочь, как верная подруга с верой в Бога. Эта книга для вас и про вас, дорогие и любимые женщины. Издание допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви.
Благословите женщину. Идеал женственности
© Зоберн В. М., текст, 2015
© ООО «Издательство «Эксмо», 2015
* * *
Предисловие. Гимн женщине
Автор-составитель приносит благодарность за помощь в создании этой книги: монахине Евфимии (Пащенко), Марине Кравцовой, Марии Пуховой, Надежде Смирновой, Алле Цитриняк.
Женщина – с нами, когда мы рождаемся,
Женщина – с нами в последний наш час.
Женщина – знамя, когда мы сражаемся,
Женщина – радость раскрывшихся глаз.
Первая наша влюбленность и счастие,
В лучшем стремлении – первый привет.
В битве за право – огонь соучастия,
Женщина – музыка. Женщина – свет.
Константин Бальмонт
Мужчина и женщина… Много веков стоит мир, все в нем непрерывно меняется, каждое поколение привносит в жизнь что-то новое. Меняются понятия, отношения между людьми, но есть нечто такое, что в корне своем остается прежним. Мужчина и женщина. Адам и Ева.
Несмотря на то, что роль женщины в обществе рассматривается уже иначе, чем столетия назад, суть самого слова – «женщина» – в нашем понимании неизменна. Женственность и мужественность – вечные понятия. Большинство из нас представляет себе мужчину сильным, великодушным, смелым, а женщину – кроткой, нежной, сострадательной. По словам протоиерея Димитрия Соколова: «Отнять у женщины ее женственность – значит уничтожить в ней женщину».
Эти представления опираются на библейские образы. На первых людей – Адама, по воле Божией нарекшего имена всем сотворенным существам и принявшего владычество над ними, и Еву. Еву, таинственно, непостижимо для нас созданную из ребра Адама уже в Эдемском саду, среди Божественной красоты и света.
Женщина – это красота, тепло и радость. И мудрость, несмотря на то, что обывательские понятия отказывают женщине в мудрости. Но, по словам Священного Писания, «уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (Притч. 31, 26). Высший пример великой женской мудрости являет нам Пресвятая Богородица. И библейские женщины, которыми мы восхищаемся, нашли свой путь к святости, потому что соединили мудрость с чистотой и отзывчивостью доброго сердца.
Бытует мнение, что в Библии женщина по сравнению с мужчиной принижается. Но ведь с самого начала в книге Бытия, повествующей о сотворении мира, Библия являет нам мужчину и женщину как неразрывное целое, как две ипостаси одного создания, имя которому – Человек.
«Христианское вероучение отличается от иных религиозных воззрений своим особым, возвышенным отношением к женщине», – говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии I Форума православных женщин «Миссия женщины в духовно-нравственном становлении Отечества». Он подчеркивал, что женщина, какой ее замыслил Создатель, далека и от униженного положения в семье и обществе, и от неразумного мужеподобия.
«Церковь неизменно высоко оценивала женское служение, – продолжает Святейший, – и первой в ряду женщин-христианок является Сама Пресвятая Богородица, жизнь Которой была целиком посвящена Богу. Из Нового Завета известны имена женщин, сопутствовавших Христу и Его ученикам, служивших делу евангельской проповеди своим имуществом, своими талантами, своими трудами и даже своей жизнью, потому что именно женщины, наравне с мужчинами, украсили Церковь сонмом мучеников.
История Церкви Христовой свидетельствует о том, что на женщин возложена особая миссия по мере своего призвания быть благовестницами Царствия Божиего. И если говорить о нашем Отечестве, то в числе первых русских святых мы также встречаем женщин – святую равноапостольную княгиню Ольгу, воспитавшую великого крестителя Руси, преподобную Евфросинию Полоцкую, стоявшую у истоков женского монашества в нашей Церкви.
В тяжелые годы богоборчества именно женщины составляли основу приходов Русской Православной Церкви. Стойко и самоотверженно они совершали исповеднический подвиг, свидетельствуя окружающему миру о незыблемости своей веры. Имена многих из этих подвижниц, большинство из которых давно отошли в мир иной, ведает лишь Господь, однако для всех последующих поколений они явили добрый пример жертвенного следования за Христом. Именно они чисто физически спасли Церковь, наши матери и бабушки, которые втайне от своих мужей, братьев, отцов крестили своих детей и внуков, которые передавали им тепло христианского благовестия, воспитывая их в христианском духе и тем самым сохраняя преемство православной веры…»
Какое еще слово приходит на память, когда говорят о женщине? Это слово – любовь. Вместе с сотворенной Евой пришла к мужчине любовь, которую тот до сих пор не ведал. Господь творит Еву из ребра Адамова. Здесь человек – мужчина и женщина – разделяется, чтобы стать потом снова единым целым, о чем сам Господь сказал: «и будут одна плоть».
«”Недобро быти человеку единому”… Щедро наделил Бог первого человека дарами Своей благости. Однако Адаму чего-то недоставало.
Чего? Он и сам не знал, а только предчувствовал, что именно недоставало ему помощника по нему. Без этого помощника неполно было блаженство рая. Одаренный способностью мыслить, говорить и любить, он своей мыслью ищет другого существа мыслящего, его речь печально звучит в воздухе и только мертвое эхо служит ему ответом. Эта любовь не находит для себя предмета близкого и равного ему, все его существо жаждет другого, подобного ему, но такого существа нет, не обретается для Адама помощника по нему. Твари мира видимого, его окружающие, стоят гораздо ниже его, они не могут быть помощниками по нему. Существо же Высшее, невидимое, даровавшее ему жизнь – безмерно выше его. Тогда всеблагий Бог, создавший человека для блаженства, удовлетворяет его потребности и творит жену. Вот то существо, которое искал Адам, другое его «я», но тем не менее отличное от него. Итак, жена-подруга дарована Богом мужу. Она своим живым участием в его блаженстве, своей любовью должна сделать это блаженство полным, ее призвание – любовь» (Протоиерей Димитрий Соколов. Назначение женщины по учению Слова Божия).
Глава 1. Женщины Ветхого Завета
Праматерь Ева
Господь творил мир шесть дней. В конце шестого дня Он создал существо необычное, которому суждено было увенчать собой все творение – существо по образу и подобие Своему. Господь создал человека.
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».
Здесь женщина не противопоставляется мужчине, более того – они неразделимы. Оба они – человек, венец творения. Человек, которому Господь вручает созданный мир.
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими , и над птицами небесными, , и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 26–28). Это сказал Господь и мужчине, и женщине.
«Чтобы никто по незнанию не подумал, что определением «человек» обозначается только мужской пол, Писание добавляет: «мужчину и женщину сотворил их». Жена наравне с мужем имеет честь быть сотворенной по образу Божиему», – утверждал святой Василий Великий в «Беседах на Шестоднев».
И все же, составляя единое целое в Боге, мужчина и женщина неодинаковы, не тождественны друг другу. И в отличие от остальных созданий, оба они были сотворены особо. «Животные, скоты и птицы при самом сотворении получали вместе тела и души. Человека же Бог многим почтил: во-первых, тем, что создал его, как сказано, Своей рукой, вдунул в него душу, дал ему власть над раем и над всем, что вне рая, облек его славой и дал ему дар слова, разум и ведение Божества» (Преподобный Ефрем Сирин. Толкования на Священное Писание).
И совсем уже уникальным, необыкновенным было создание Евы.
Когда в Ветхом Завете рассказывается, что Бог сотворил «рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее», то прибавляется, что «благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле». Мы видим, что сотворение особей женского пола у птиц, рыб, пресмыкающихся, прочих Божиих тварей не нуждалось в особом таинстве, которое совершилось над мужем и женой. И самцов, и самок у животных Творец «образовал из земли», женщина же сотворяется из самого мужчины.
Эти же слова – «плодитесь и размножайтесь» – сказал Господь и первым людям, и для этого была сотворена из ребра Адама Ева. Но не просто как супруга, от которой Адам мог иметь потомство. Творению женщины предшествует Божие слово: «Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). Вот причина творения жены для мужа, которую называет сам Господь. Это начало любви, это спасение от одиночества мужчины, которому познание мира не подарит полноты бытия, если познавать этот мир он будет один. Об этом говорит Библия: «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2, 20). Всего две строчки, однако сколько глубины заложено в них, и как раскрывается перед нами одиночество Адама… Глядя на птиц и зверей, несомненно, данных в помощь первозданному, еще не падшему Адаму, человек не удовлетворяется подчинением Божиих тварей. Он жаждет полноты самого себя, создания, подобного себе, без которого будет обречен на вечный поиск. Не только завет Творца «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» невозможен без женщины, без нее для мужчины недоступна полнота бытия.
И вот в акт Творения вводится нечто уникальное. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию» (Быт. 2, 21). Адам, как и все населяющие первозданную землю существа, создается из праха земного, но с Евой – иначе. Ева творится из самого Адама, жена создается из мужа. Впрочем, можно сказать, что не создается новое существо, но отпускается в мир одна из ипостасей уже сотворенного человека.
Преподобный Ефрем Сирин так поясняет это событие: «Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе, и по духу, ибо Бог ничего не присовокупил к взятой от Адама кости, кроме красоты и внешнего образа. Поскольку же в самой кости заключалось все, что нужно было для образования из нее Евы».
«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2, 22).
Сам Господь приводит женщину к мужчине – так совершается первый брак в истории Вселенной. В этом великий смысл и таинство – брак перед очами Божиими происходит только между людьми. Человек настолько прекрасен и так дорог Творцу, что Он не отпускает его в мир просто так, как другие творения. Господь принимает личное участие в его жизни, творя для Адама – Еву, даруя человеку любовь к подобному себе.
Глубоко неправы те, кто считают, что грехопадение заключалось в том, что Адам познал жену свою, что без падения двое так и жили бы в Эдемском саду, пренебрегая заповедью «плодитесь и размножайтесь». Женщина создана была для слияния с мужчиной и в духовном, и в телесном плане, для материнства, как прекрасный и хрупкий сосуд новой жизни. Ребенок – новое существо – должен был прийти в этот мир благодаря тому, что созданная из плоти мужа жена снова становится с ним одной плотью.
Увидев сотворенную Господом женщину, Адам не остался безмолвен. «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа » (Быт. 2, 23). «Для русского слуха в этой фразе логики нет: ну взята от мужа, почему женой должна называться, почему не дочкой, не сестрой, не тещей, в конце концов. Но для еврейского читателя здесь все было понятно. В еврейском языке слово муж это «иш», жена «иша»… И это очень важное утверждение: она взята от иша, и поэтому будет иша» (Диакон Андрей Кураев. В чем согрешили Адам и Ева).
Итак, Адам, нарекающей имена всякому творению, дает созданной из него женщине свое имя, признавая в ней самого себя, свою суть, свою природу. «Он увидел человека, но не в себе, а вне себя. А до этого он не мог видеть человека как творение. В Еве он впервые видит человека такого же, как он, причем это его сущность. Не сотворил Бог нового человека, человек уже создан и никакого нового творения не происходит, но появляется существо, которое есть действительно Адамова плоть, Адамово существо, но он видит это существо вне себя, он видит его как образ человека и познает в нем образ Божий» (Священник Андрей Лоргус).
От Евы до Девы Марии прошло время, и время немалое. Потомства Адама и Евы наполняло землю, творилась мировая история. Многие женщины проявили себя так, что их образы навеки запечатлело для нас Священное Писание. О них и пойдет дальнейший рассказ. Но не забудем: первая женщина – согрешившая – искупила свой грех покаянием и вернулась к Богу, войдя в сонм святых.
«При виде плодов своего греха в настоящем, при мысли о будущих его последствиях, Адам своим взором, полным нежной грусти, говорит жене: “Возврати мне милость Божию, возврати мне мир с самим собой; возврати мне райские дни, возврати мою невинность, мою святую любовь к Господу и к тебе самой”. И Ева чувствует, понимает этот взгляд. Она знает, что очень мало даст своему мужу, если будет расточать перед ним утешения земные, не доставляя радостей небесных, и, сознавая свое бессилие загладить все зло, причиненное мужу, она умоляет, заклинает его постоянно обращать свой взор к обетованному Избавителю, могущему загладить все грехи, восстановить все разрушенное и открыть для падшего рода человеческого второй рай, еще прекраснее того, вход в который охраняет отныне меч Херувимов. А при этом как много отрады, как много утешения доставляет она мужу!» (Протоиерей Димитрий Соколов. Назначение женщины по учению Слова Божия.)
Дольше всех женщин на свете пришлось Еве ждать пришествия Спасителя и освобождения от власти Ада. Но она же была первой, кого вместе с Адамом вывел оттуда Господь, разрушивший Ад чудесным Своим Воскресением.
«Многие ветхозаветные женские судьбы, словно ступени, ведущие человека к Богу, к спасению.

Протоиерей Андрей Ткачев

Первое чудо Беседы о браке и семье

По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины ВЛАДИМИРА

Киев-2012

Предисловие

Первое чудо

Слова на венчании

Молодым

Родителям молодых

Друзьям, гостям и родственникам

Молодым

Венчание и Святое Писание

Индивидуализм и коллективизм

Пятая заповедь

Не боги

Дохристианское воспитание

О воспитании взрослых

Апология женщины

Вооружиться мыслью

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предисловие

Это предчувствие небывалого счастья, избыток сил и желание обнять всю вселенную. Это кукла на капоте «Волги» или цветные ленты на арендованном лимузине, улыбки друзей, заезженные тосты и конверты в подарок.

Это первые бытовые сложности, о которые рискует разбиться любовная лодка, это сложная притирка людей, превратившихся в «тещ», «зятьев» и «невесток».

Это первая тяжесть под сердцем, первая тошнота и первый плод чрева.

Семейная жизнь. Это сгусток священных проблем, которые трудно решать и от которых невозможно укрыться.

Нет большей тайны, чем жизнь семейная. И под покровом этой тайны, словно в ночном кровавом бою, сплелись в борьбе грехи и добродетели. Весь нравственный климат в мире напрямую зависит от того, насколько сильны отцы, насколько верны жены, насколько сдержаны благоразумной строгостью дети, насколько окутаны заботой старики.

На темы, связанные с семьей, трудно говорить и о них нельзя молчать. Нельзя, потому что выветривание из семейной жизни добродетелей ведет к умиранию семьи как таковой. А умирание семьи уже родило и еще родит такие болезни, для лечения которых у человечества нет лекарства.

Тема бездонна и труд необходим. То, что не получилось у нас, успешно продолжат другие. Мы попросту ныряем в море, не дерзая на то, чтобы его выпить.

Итак, мы говорим о семье.

ЧУДО

Первое чудо

Имя Христа и Его образ неотделимы от совершенных Им чудес. Одно лишь то, что описано в Евангелии, поражает воображение. А ведь это лишь малая часть от целого, и если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21:25).

Спаситель проявляет Свою власть над стихиями и веществом, над миром духов, над болезнями и смертью. Умолкает ветер, умножается хлеб, отбегают демоны, отступают болезни, ослабляет хватку смерть. Но все эти чудеса похожи на военные действия. В тонущей лодке — страх, у слушающего поучения народа — голод, среди погребальной процессии — плач, среди больных — страдание и тающая надежда. Сама жизнь, само пребывание Безгрешного среди грешников и Здорового среди больных должны были восприниматься Им как страдание. Он пришел, говорит Льюис, на оккупированную врагом землю, и для Него, видящего тайну сердец человеческих, наш мир являл собою картину страшную.

Значит, чудеса только и возможны там, где есть боль и страх? Значит, кроме как исцелить или спасти от беды, нет больше способа проявить любовь и милость? Это было бы так, вернее, у нас был бы повод думать так, если бы не первое чудо.

Первое чудо происходит на свадьбе. Нет ни больных, ни плачущих. Нет никого, носящего траур, ведь иначе брак был бы невозможен. Зато есть пение и танцы, поздравления и подарки. Есть и слезы, но это слезы радости — слезы матери, отца и подружек.

В своих существенных чертах брачная церемония и до сего дня мало в чем изменилась. Молодые обменивались кольцами, пили общую чашу вина, становились на вышитое полотенце, выслушивали благословения, в которых то и дело звучали имена Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иосифа и Асенефы. В Иисусовы времена все это уже было благословенной древностью.

Значит, на земле не все погрузилось во тьму. Значит, не все тело мира покрылось пятнами проказы, и на этом теле еще есть участки здоровой и чистой кожи. Эти здоровые части жизни связаны с браком. Кто хочет радоваться позволительной, чистой, безгрешной радостью, пусть ищет ее в благословенном супружестве и во всем, что с ним связано. Христос пришел на брак, чтобы показать Свое сочувствие не только нашей боли, но и нашему ликованию. Впрочем, не всякому. Если купец обманет покупателя — то ли уменьшенной гирей, то ли льстивыми речами — то у купца будет радость, а Христос эту радость с ним разделить не согласится. Если на гладиаторском поединке часть зала будет приветствовать победителя, а вторая часть будет оплакивать проигравшего, то Христос вряд ли будет скорбеть со скорбящими и радоваться с радующимися.

Но свадьба — это другое дело. Это немножко настоящего меда посреди горьких, как полынь, будней. Это образ любви Бога и человека, это жертвенность и самоотдача, это чудесное превращение двух жизней в одну. Образами супружеской тайны была насыщена речь Исайи, Осии, и еще совсем недавно Иоанн Креститель называл себя другом Жениха, под Женихом подразумевая Самого Спасителя.

Итак, Он был на браке и ни один мертвый еще не воскрес по Его слову, ни один демон еще не оставил мучимого им человека. Время чудес еще не настало.

И вот на празднике не хватило вина. То ли бедны были врачующиеся, то ли гостей было слишком много, но чаши пирующих опустели. Пусть лучше бы не хватило хлеба. Ведь вино веселит сердце человека (Пс. 103:15), и что же это будет за свадьба без веселья. Бедняки во множестве приходят на свадьбы. Они знают, что сегодня никто не прогонит их. Они помнят слова Писания: Дайте си-керу погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании (Притч. 31:6, 7). И вдруг такая новость — нет вина!

В это время ко Христу обращается Мать. Он еще не творил чудес, и Она еще не выступала в роли заступницы. Но, видно, время пришло. Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой (Ин. 2:3, 4).

Один из отцов говорит, что это был тот диалог, который должен был прозвучать в Эдеме. Так должен был ответить Адам на предложение жены съесть от запрещенного древа. «Что Мне и Тебе, Жено? Наше время еще не пришло», Христос исправляет ошибку праотца. Он — второй Адам и пришел исправить ошибки первого. Но тогда, в раю, в словах жены был соблазн на грех, а здесь в словах Матери нет ни греха, ни корысти, лишь сострадание. Поэтому Она продолжает просить, уже без слов, только взглядом. А Христос в ответ на Ее просьбу здесь же на свадьбе начинает Свое служение, ознаменованное обилием чудес.

Первое чудо открывает характер последующих. В нем нет ни позы, ни жеста, ни эффектных фраз. Нет ничего, что так бросается в глаза, чего так часто ждут люди и на что они так падки. Ведь далеко не всякий из нас понимает разницу между чудом и фокусом, и уж совсем мало кто знает, зачем нужно совершать великие дела тихо и не напоказ.

Сосуды, служащие для ритуальных омовений, по слову Иисуса наполняются водой. Затем из них черпают и несут воду распорядителю пира. Тот пьет и тотчас зовет к себе жениха, чтобы отругать его. Оказывается, жених утаил хорошее вино и подал его только теперь, когда худшее уже было выпито. Вода в сосудах стала вином, и жених ни за что получает выговор, но веселье продолжается, никому нет особого дела до того, что Сын Божий начал творить чудеса. Так испокон веков мы, люди, привычно пользуемся непрестанными Божьими чудесами, не утруждая себя мыслями о Том, Кто их творит.

Все, наверное, были немножко выпившими, что для свадьбы естественно и в чем еще нет греха. Все, конечно, обрадовались новому питью, которое оказалось вкуснее первого. Гости пробовали новое вино, причмокивали от удовольствия и, хитро прищурившись, говорили: «Ай да жених! Такое чудное вино принес в конце застолья. Хитрец!» Потом опять заиграла музыка, и опять начались танцы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *