Где венчался Пушкин

>Пять веков российской истории: судьба легендарного храма, где венчался Пушкин

Содержание

Загадка имени: почему Вознесение большое?

Храм Вознесения Господня в Сторожах, или Большое Вознесение, — один из самых известных в Москве. Именно там венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Слово «большое» в названии указывает на близкое соседство с другой церковью — храмом XVII века, расположенным напротив консерватории (Большая Никитская улица, дом 18), который называется Малое Вознесение. Не так давно там тоже завершилась реставрация.

Церковь Большое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 36, строение 1) названа в честь Вознесения Господня. Праздник отсылает к описываемому в Евангелии событию — восшествию Христа на небо после воскресения.

Первая церковь на месте нынешнего Большого Вознесения появилась в середине XVI века. Тогда это было ближайшее Подмосковье — храм стоял за крепостной стеной Белого города. В XVII веке неподалеку располагался дворец Натальи Кирилловны Нарышкиной — жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. По ее приказу на месте деревянной церкви построили каменную — Вознесенский храм. Работы завершили в 1685 году.

Пять великих архитекторов: кто построил церковь?

Веком позже граф Григорий Александрович Потемкин решил возвести здесь полковую церковь (он был командиром в Преображенском полку). Новый храм строили рядом со старым.

Строительство началось в 1798 году, за год до рождения Пушкина, а завершилось в 1836 году, за год до его смерти. Но отделочные работы и внутренняя роспись храма продолжались еще 12 лет.

Первым архитектором проекта стал Василий Баженов. Чуть позже храмом занялся Матвей Казаков, который оставил большое архитектурное наследие в Москве. Среди его работ — Сенат Московского Кремля, дворец в Царицыне, Петровский путевой дворец и генерал-губернаторский дом на Тверской (сейчас в перестроенном здании расположена Мэрия Москвы).

От флигеля до усадьбы в стиле классицизма: истории московских реставраторов

При пожаре 1812 года храм сильно пострадал, и его пришлось строить заново. Проектом руководил Федор Шестаков, известный работами в стилях ампир и классицизм. Он, например, спроектировал и построил ограду Александровского сада Московского Кремля, трапезную храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, колокольню и трапезную храма Святителя Николая в Толмачах. После смерти Шестакова в 1836 году храмом занялся Евграф Тюрин. Он построил Богоявленский собор в Елохове, храм Мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова и восстановил Арсенал в Московском Кремле. Приложил руку к Большому Вознесению и Осип Бове — архитектор Манежа, Большого театра, Александровский сада и Триумфальных ворот.

Придел Николая Чудотворца: где венчался Пушкин?

К 1831 году старый храм разобрали, службы перешли в новый. Среди прихожан была жившая неподалеку семья Гончаровых. В недостроенном храме, в приделе Николая Чудотворца, 18 февраля 1831 года венчалась девица Наталья Гончарова с чиновником коллегии иностранных дел Александром Пушкиным. В Большом Вознесении Пушкина поминают ежегодно.

Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве

После того как здание церкви было в 1836 году построено, колокольню, полагавшуюся храму по проекту, возводить не стали. От предыдущей церкви осталась шатровая колокольня, которая прослужила до 1937 года. 19 сентября 1848 года митрополит Московский Филарет освятил новый храм.

Советский период: пение Шаляпина и превращение в высоковольтную лабораторию

В XX веке храм стал свидетелем революционных событий. В октябре 1917 года в Москве шли уличные бои — в том числе на Тверском бульваре, Арбате и на площади Никитские Ворота. Утром 28 октября Кремль был занят юнкерами, но 2 ноября после артиллеристского обстрела они сдались революционным войскам и покинули Кремль. Именно в храме Большое Вознесение отпевали погибших студентов и юнкеров.

В 1920 году в церкви прошло венчание дочери Федора Шаляпина, знаменитый певец сам читал Апостол.

5 апреля 1925-го в храме отслужил свою последнюю литургию патриарх Тихон. Он был избран в 1917 году и стал первым с 1721-го патриархом в России. Через два дня после службы Тихон скончался.

В 1931 году храм закрыли, а в 1937-м снесли колокольню, но сама церковь уцелела. Сначала там был гараж, а 1960-х — лаборатория высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института имени Г.М. Кржижановского. Пространство храма заполняла установка для искусственных молний, шары и спирали.

В 1987-м лаборатория съехала, а храм был передан Русской православной церкви. 23 сентября 1990 года патриарх Алексий II провел там первую службу. С этого момента началась новая глава в истории Большого Вознесения — реставрация.

Реставрация храма и пожертвования москвичей

Реставрацией живописи церкви более 10 лет занимался Алексей Артемьев. Признанный еще в советское время реставратор в 1990-е годы восстановил не один храм. За воссоздание росписи храма Христа Спасителя он награжден медалью Академии художеств.

20 мая 1999 года храм был освящен. В том году отмечали 200-летие со дня рождения Александра Пушкина, и церковь стала одной из площадок праздника.

В 2002–2004 годах была построена колокольня, очень удачно вписавшаяся в архитектурный облик храма. Автор проекта Олег Журин взял за основу эскизный проект Федора Шестакова. Журин также принимал участие в восстановлении Казанского собора на Красной площади и многих других памятников архитектуры. Средства на колокола, убранство и реставрацию церкви собрали москвичи.

Сегодня в Большом Вознесении можно услышать не только колокольный звон. В храме с прекрасной акустикой выступают хоровые коллективы, например во время Московского пасхального фестиваля.

Второе рождение: столичная программа помогла вернуть храм москвичам

Воссоздание уникального художественного облика церкви продолжилось и в 2010-е. Реставрация стала возможной благодаря принятой Правительством Москвы городской программе субсидий религиозным организациям на реставрационные работы объектов культурного наследия. Главное преимущество программы — деньги выделяются на восстановление памятников как федерального, так и регионального подчинения. Это позволяет быстро проводить необходимые работы. Программа одобрена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и рекомендована другим регионам.

Храм Святителя Николая Чудотворца в Кленниках готовят к реставрацииМозаика с ангелом и белокаменные ступени: археологи нашли руины снесенного в начале XX века храма В стиле елизаветинского барокко: в Царицыне реставрируют храм с колокольней XVIII века

В рамках этой программы в церкви Большое Вознесение обустроили пандус и лестницу со стороны Малой Никитской улицы, укрепили кирпичную кладку сводов и стен трапезной и семь столбов ограды. В 2017–2018 годах в храме реставрировали живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части. Также специалисты восстанавливали искусственный мрамор и лепной декор церкви.

Всего в Москве насчитывается 432 объекта культурного наследия религиозного значения, которые относятся к Русской православной церкви. Многие из них отреставрированы в рамках городской программы субсидий или городской программы «Культура Москвы».

С 2011 года работы проводились на 85 объектах, причем 54 из них либо уже отреставрированы полностью, либо будут готовы к концу года.

Среди воссозданных храмов, где прошли или еще идут работы, такие известные достопримечательности, как Высоко-Петровский монастырь (улица Петровка, дом 28, строение 3), церковь Симеона Столпника (Поварская улица, дом 5, строение 1), ансамбль церкви Всех Скорбящих Радости (улица Большая Ордынка, дом 20), церковь Николы в Хамовниках (улица Тимура Фрунзе, дом 1/2, строение 1), церковь Ивана Предтечи под Бором (Пятницкая улица, дом 4/2, строение 8), церковь Флора и Лавра (Дубининская улица, дом 9/3, строение 1), ансамбль Рождественского монастыря (улица Рождественка, дом 20/8, строение 16), церковь Малое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 18), ансамбль Ивановского монастыря (Малый Ивановский переулок, дом 2а, строение 1).

Храм «Большое Вознесение» у Никитских Ворот

Адрес: Большая Никитская, 36.

Именно в этом просторном храме (тогда еще не достроенном)18 февраля 1831 года венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова. Об этом знают не только старые интеллигенты, но и безбашенные уличные художники – именно они украсили одно из ближайших зданий забавным граффити, на котором Пушкин и Гончарова делают свадебные селфи. С выбором храма великому поэту помог митрополит Филарет, который, как и сам Пушкин, был масоном.

Однако история храма связана не только с именем Пушкина. По одной из версий, еще в 1774 году там прошло тайное венчание самой императрицы Екатерины Второй и ее фаворита Григория Потемкина. Потемкин пожертвовал храму приличную сумму денег на перестройку, а также свадебные венцы со своим и императрицы портретами.

Здесь же в 1921 году Федор Шаляпин выдал замуж свою дочь Ирину. Великий певец не только вел дочь к алтарю, но и сам читал «Апостола» во время таинства.

Не обходят вниманием храм и современные звезды. Например, в 2008 году актер и шоумен Николай Фоменко выбрал его для тайного венчания с Натальей Кутобаевой.

  • 1685 г. – построен первый каменный храм.
  • 1848г. – храм приобретает нынешний вид.
  • 1931 г. – закрытие храма, 1990 – возвращение храма Церкви.

Храм «Большое Вознесение» у Никитских Ворот

Храм Илии Пророка Обыденного в Обыденском переулке

Адрес – 2-й Обыденский переулок, дом 6 (метро «Кропоткинская»).

Один из немногих храмов, не прекращавших деятельность на протяжении всего советского времени. Его пытались закрыть два раза – в 30-е и в 40-е годы, но в первый раз прихожанам самим удалось отстоять родную церковь, а во второй – из-за военных забот представители власти сами забыли об уже готовом приказе. В апреле 1973 года здесь обвенчался со своей второй женой Натальей Светловой Александр Солженицын, затем – крестил двоих сыновей. Уже через год после бракосочетания писатель и его семья были высланы из страны.

Храм привлекает москвичей поздним временем работы – он открыт до 22.00 (обычно православные храмы закрываются в районе семи часов вечера). Церковная лавка при входе поражает разнообразием и богатством товаров, так что если вам нужно выбрать хороший подарок для православных родных и друзей – лучшего места не найти. В храме хранятся важные святыни, в том числе перевезенные в советские годы из других, закрытых храмов: икона Божией Матери «Нечаянная радость» из Кремля, Владимирская Икона Божией Матери 17го века из Зачатьевского монастыря, Спас Нерукотворный, частица пояса Богородицы, частицы мощей преподобного Серафима Саровского.

  • Построен в 1702 году.

Храм Илии Пророка Обыденного в Обыденском переулке

Храм Симеона Столпника на Поварской

Адрес – Поварская улица, дом 5, строение 1.

Этот небольшой, но старинный храм, построенный в стиле русского узорочья, стал местом обмена клятв сразу для нескольких легендарных пар. В 1801 году здесь тайно обвенчались граф Шереметьев и крепостная актриса Прасковья Жемчугова, в 1816 году – писатель Сергей Аксаков и Ольга Заплатина, дочь суворовского генерала. Документы о венчании Аксакова до сих пор хранятся в церковном архиве. А в 1866 году состоялось венчание еще одного известного человека – обер-прокурора Синода Константина Победоносцева, с Елизаветой Энгельгардт. Прихожанами храма также были родители Софьи, жена Льва Толстого, граф А.П. Толстой и живший тогда в его доме Гоголь.

Еще одно яркое венчание успело случиться в храме уже после революции – в 1918 году здесь вышла замуж за Ю.М. Неелова Елена Сергеевна Нюренберг, будущая третья жена Михаила Булгакова. В советские годы церковь была закрыта, зато попала в кадр в одном из эпизодов фильма «Иван Васильевич меняет профессию». А уже в 2005 году древние стены встретили еще одну знаменитую пару – Николая Караченцева и его жену Людмилу Поргину. Супруги обвенчались в 30-ю годовщину свадьбы, уже после аварии, в которую попал актер.

  • Построен в 1679 г.
  • 1938г. – закрытие
  • 1965-1966 г. – реставрация
  • 1991 г. – возвращение храма Церкви.

Храм Симеона Столпника на Поварской

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Адрес – 1-й переулок Тружеников, 8/1, метро “Киевская»

А теперь давай переместимся уже слегка за пределы Садового кольца, на задворки метро «Киевская». В начале двадцатого века это место считалось едва ли не окраиной, именно поэтому его и выбрал для тайного венчания Антон Павлович Чехов.

Чехов ужасно не хотел пышной церемонии, так что даже невеста, актриса Ольга Книппер узнала о венчании буквально за пару дней. А родственников и друзей писатель и вовсе решил перехитрить. Он выслал всем приглашение на званый обед. Пока гости сидели за столом и ждали хозяев, гадая о цели обеда, молодожены быстро обвенчались и сразу же уехали в Нижний Новгород. На Таинстве присутствовали только четверо свидетелей и церковные сторожа. Уже из поездки Антон Павлович отправил родным телеграмму с радостной вестью.

  • Год основания – 1658.
  • 1930г. – закрытие
  • 1993 – возвращение Церкви.

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перово

Адрес – Москва, улица Лазо, дом 5, метро «Перово», «Шоссе энтузиастов».

Здесь, по преданию, царица Елизавета Петровна тайно обвенчалась со своим фаворитом, графом Алексеем Разумовским. Правда, точного подтверждения этой информации нет. Известно только, что в 1744 году имение, на территории которого находилась церковь, было пожаловано Разумовскому, и тот потратил достаточно средств на ее украшение. Елизавета также одарила церковь роскошной утварью и даже сама вышила ризы для перовских священнослужителей. Говорят, что пару благословил на брак личный духовник императрицы – Федор Дубянский. Датой свадьбы разные источники называют то 1742, то 1744 год. В любом случае, в красивую легенду хочется верить, да и в архитектурном отношении церковь – интересный образец «голицынского барокко»

  • Год окончания строительства – 1705.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перово Теги венчания храмы Москвы церкви

Александр Сергеевич Пушкин

В народной молве соединились воедино название храма и имя великого русского поэта.

А.С. Пушкин. Портрет работы О. А. Кипренского

Поэт и праздник Вознесения Господня

Александр Сергеевич и сам глубоко осознавал связь своей судьбы с праздником Вознесения. Поэт родился в праздник Вознесения Господня 6 июня (26 мая) 1799 г., и, по замечанию историографа П. В. Анненкова:

Предполагал Александр Сергеевич Пушкин, что на праздник Вознесения и умрёт (а умер в день блаженной памяти святого Ефрема Сирина).

Венчание

Пушкин впервые увидел Наталью Гончарову в 1829 г., сделал ей предложение, два года проходил женихом и, наконец, добившись согласия на брак, стал выбирать храм для венчания.

Но по воле ли Господней или по желанию самого митрополита Московского и Коломенского, духовно окормлявшего поэта, их венчание состялось в еще недостроенном храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот 18 февраля 1831 г.

Портрет Н. Н. Пушкиной работы Александра Брюллова (1831—1832 гг.)

В церковной метрической книге, второй её части «О бракосочетавшихся», была сделана следующая запись:

Посаженым отцом невесты был И. А. Нарышкин, сенатор, тайный советник, дядя Н. Н. Гончаровой; посаженой матерью — А. П. Малиновская, жена начальника Московского архива иностранных дел. Семью Малиновских, хороших знакомых родителей Пушкина, поэт, бывая в Москве, неоднократно посещал.

Посаженым отцом жениха был князь П. А. Вяземский, посаженой матерью – Е. П. Потемкина, жена гвардии поручика графа С. П. Потемкина, поэта и драматурга. После венчания в церкви новобрачные отправились на Арбат, где в снятой и отделанной заново квартире их встречали с образами.

Из-за большого стечения любопытных, на венчание Александра Сергеевича и Наталии Николаевны была вызвана полиция.

«Дурные приметы»

В воспоминаниях современников, венчанию Пушкиных сопутствовал полный «набор» дурных примет.

Один из мемуаристов писал, что Пушкин уронил крест, другой – что упало ещё и святое Евангелие, и, кроме того, погасла свеча, а шафер Пушкина устал держать венец и попросил смену (современные «исследователи» добавили ещё и упавшее обручальное кольцо).

Однако, несомненно, что все эти мемуары были записаны по прошествии многих-многих лет, и являются попытками объяснить злосчастную судьбу поэта, так сказать, задним числом.

Сам Пушкин после свадьбы писал о том, что он очень счастлив.

Дом Гончаровых

Видимо, предчувствуя, что событие это привлечёт к себе повышенное внимание публики, А.С. Пушкин первоначально предполагал обвенчаться в домовой церкви князей Голицыных на Волхонке. Но правящий архиерей, святитель Филарет, в ответ на поданное ему прошение о венчании властной рукой перенёс венчание в Вознесенский храм. Bозможно, сыграло роль то обстоятельство, что Гончаровы жили недалеко, на Большой Никитской улице, имели там собственный дом, купленный еще во времена процветания семьи, и были прихожанами храма.

Дом не сохранился, на его месте сейчас находится посольство Испании. Сохранился рисунок, сделанный А.П. Васнецовым в 1880-х годах. Большая усадьба с барским домом и флигелями (все постройки деревянные) занимала чуть ли не целый квартал между Большой и Малой Никитскими, вдоль Скарятинского переулка. Вероятно, при усадьбе был и небольшой сад.

Автопортрет

В доме на Никитской много раз бывал Пушкин, а в одном из писем жене он писал, что живет на антресолях гончаровского дома.

>Память

Ежегодно 8 июня и 10 февраля в храме «Большое Вознесение» совершается панихида по великому русскому поэту А.С. Пушкину.

Фонтан

В 1999 г. храм «Большое Вознесение» стал одним из центров торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Вблизи храма по проекту архитекторов Михаила Белова и Максима Харитонова был сооружён фонтан.

Фонтан-ротонда «Наталья и Александр»

Он имеет вид круглой беседки с колоннами, которую венчает золотого цвета купол. В центре фонтана, внутри беседки, установлена скульптурная композиция, изображающая А. Пушкина и Н. Гончарову.

На постаменте бронзовая пластинка с надписью «Фонтан-ротонда „Наталья и Александр“ открыт Правительством города Москвы 6 июня 1999 года в честь 200-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина».

Автор композиции — скульптор Михаил Дронов.

Венчание Пушкина с Натальей Гончаровой

Они венчались 2 марта 1831 г. в храме «Большое Вознесение» у Никитских Ворот. Оттуда молодые сразу поехали на Арбат, 53, где поэт снял 5-комнатную квартиру в доме Хитрово.

Натали он звал «жена», «жёнка» — по-домашнему. Она была первостатейной красавицей Петербурга. Баснословно тонкая талия, роскошные грудь, плечи, огромные глаза…
Впервые поэт встретился с будущей супругой в декабре 1828 года на балу невест. Она была первой красавицей Москвы. Пушкин влюбился, стал посещать семью Гончаровых, а в марте 1829 года сделал предложение и получил отказ. Выждав год, в апреле 1830 года Александр Сергеевич повторил попытку. На сей раз предложение было принято.

После венчания с Натали поэт писал: «Я женат – я счастлив. Одно желание мое, – чтобы ничего в жизни моей не изменилось: лучшего не дождусь». Но с женитьбой на Натали в жизни поэта изменится многое…
С венчанием поэта связано немало легенд и слухов. У Александра Сергеевича и его будущей тещи отношения изначально не сложились. Наталью Ивановну Гончарову многое смущало в женихе.

Однажды Пушкин говорил ей о бурном прошлом и сказал, что Натали у него 113-я любовь! Она долго не давала согласие на этот брак. Однако семейство Гончаровых было разорено и еле-еле сводило концы с концами, потому и предложение Пушкина, в конце концов, было принято.

В день венчания мать невесты сообщила Александру Сергеевичу, что свадьбу придется отложить. Причина — нет денег на карету, чтобы доехать до храма. Пушкин тогда послал теще тысячу рублей.
Во время венчания Пушкина и Гончаровой в церковь не пускали посторонних. Для этого к церкви была даже прислана полиция.

Поклонники Натальи Николаевны были крайне огорчены. Само венчание тоже наделало много шуму среди жителей Москвы. Согласно архивным документам, жизнь Пушкина сопровождается разными легендами и любопытными историями. В частности, говорят, что церковь, где венчался Пушкин, впервые упоминается в 1619 году как деревянный храм, спустя 60 лет перестроили на средства матери Петра I.

Перестроенная старая церковь была разобрана в 1831, и в том же году состоялось венчание в Пушкина и Гончаровой в ещё недостроенном храме. Многие тогда усмотрели в этом нехорошую примету. А во время венчания свершилось несколько плохих примет: жених, задев за аналой, уронил крест, во время службы, неожиданно погасла одна из свечей, шафер Пушкина, устав держать венец, передал его своему товарищу, и в завершение всего, при обмене колец, одно из них упало на пол. Пушкин побледнел и шепнул кому-то из друзей, при выходе из церкви: «Это недобрые предвещания».

Из церкви Пушкин направился с женою в нанятую им квартиру в сохранившемся под номером 53 доме (сейчас там музей) на Арбате, где у них начался медовый месяц. В следующие дни молодожены посещали балы, маскарады, народные гуляния, делали визиты друзьям и в очередь друзья Пушкина часто навещали их.

Пушкины прожили в Москве после свадьбы до середины мая. Суета московской жизни, вынужденное общение с тещей начали, однако, его утомлять. Эти причины стали основанием для отъезда в Петербург.

Поселился Пушкин в Царском Селе, в доме, принадлежавшем некогда придворному лакею Китаеву. Сегодня в этих комнатах Музей А.С. Пушкина, а сама улица, на которой стоит дом, носит имя поэта. Они являются памятниками русской истории и литературы, куда приходят почтить память выдающегося русского поэта.

Богоявленский собор в Елохове

У этого термина существуют и другие значения, см. Богоявленский собор.

Православный собор

Богоявленский кафедральный собор в Елохове


Собор в 2009 году

Страна

Россия

Город

Москва, ЦАО, Басманный район, Спартаковская улица, 15

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

Ампир

Автор проекта

Евграф Тюрин

Первое упоминание

XVII век

Дата основания

XVII век

Строительство

1835—1845 годы

Приделы

Благовещения Пресвятой Богородицы
Святителя Николая Чудотворца

Статус

Объект культурного наследия № 7710798000№ 7710798000

Состояние

Действует

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Богоявле́нский кафедра́льный собо́р в Ело́хове — православный храм, расположенный в Басманном районе Москвы. Был построен в 1845 году по проекту архитектора Евграфа Тюрина. На месте, где расположен собор, находилось село Елохово, вошедшее в состав города в XVIII веке. В 1938—1991 годах был патриаршим собором Русской православной церкви. С 1991-го является кафедральным храмом Московской городской епархии.

Главный престол освящён в честь праздника Богоявления, северный придел — во имя святителя Николая, южный — во имя праздника Благовещения. Собор является усыпальницей патриархов Московских Сергия и Алексия II.

История

XVII — начало XIX века

Собор на фотографии Николая Найдёнова 1882 года

В XIV—XVII веках на месте нынешнего района станции метро «Бауманская» располагалось село Елохово. Впервые Богоявленский собор в этой местности упоминается в 1689 году в книгах Патриаршего Казённого приказа. В 1712-м по указу Петра I храм начали перестраивать в камень с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. К 1722 году церковь оставалась недостроенной, и средства для завершения работ выделили прихожане — полковник Воронецкий и царевна Прасковья Ивановна, дочь Ивана V. В июле 1731 года храм освятил архиепископ Леонид.

В 1780-х годах началась перестройка храма. На средства прихожан была устроена большая каменная трапезная с двумя приделами: Благовещенским и святителя Николая Чудотворца. Тогда же приступили к постройке колокольни, возведение которой закончили к 1806-му. Трапезная и колокольня, сохранившиеся до настоящего времени, были выполнены в стиле московского классицизма рубежа XVIII—XIX веков. В 1799 году в соборе был крещён поэт Александр Пушкин.

По описанию архитектора Фёдора Соколова, в 1808 году храмовый комплекс состоял из одноглавой церкви, трапезной с одним куполом и трёхъярусной колокольни. Перед воротами находилось здание Богоявленского народного училища.

В результате московского пожара 1812 года, произошедшего во время оккупации Москвы французами, был уничтожен почти весь Богоявленский приход: из 210 дворов уцелело только шесть. Собор не пострадал от огня, но был разграблен. Дома и храм восстановили к середине 1830-х годов. По данным клировой ведомости, на 1837-й в приходе числилось 222 двора, в которых проживали купцы, дворяне, мещане, крестьяне, иностранцы и старообрядцы.

XIX — начало XX века

Памятная доска на фасаде собора, 2014 год

В связи с увеличением числа дворов количество верующих возросло и пространство храма стало недостаточным. По прошению прихожан в 1835-м началось возведение нового собора архитектором Евграфом Тюриным. Треть от строительных расходов возместил московский купец Василий Щапов, который был ктитором храма с конца 1850-х годов до своей смерти в 1864-м. Когда в 1840 году приступили к установке барабана центрального купола, в боковых арках появились трещины. Причину деформации связали с промежуточным этапом работ: своды не были закончены и проёмы не выдержали нагрузки. Строительство продолжилось после восстановления повреждений. Тюрин создал пятиглавое здание в стиле позднего ампира с купольной ротондой в центре, в которой встречаются черты подражания куполу собора Святого Петра в Риме. От старого комплекса сохранился первый ярус колокольни, над которым в середине XIX столетия возвели верхние уровни в формах XVIII века, и трапезная. К 1845-му завершилось сооружение храма и началась внутренняя отделка. Все работы были завершены к 1853 году. Новый храм освятил митрополит Московский и Коломенский Филарет.

В 1850-х годах в приходе храма числилось 169 дворов, а число прихожан составляло 3498 человек. В 1869-м они подали митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию прошение об учреждении братства для помощи бедным, заботы о храме и содержания богадельни. Его устав был утверждён в ноябре 1870 года. Через пять лет священник Николай Дмитревский предложил устроить бесплатную приходскую школу для детей неимущих родителей. Её разместили в здании церковной богадельни, которую надстроили вторым каменным этажом. Оборудованное помещение вмещало 35 учеников, библиотеку и две жилые комнаты для учителей. Изначально планировалось обучение мальчиков и девочек, но из-за недостатка средств и места был открыт только класс для мальчиков. В те же годы развивались и другие направления деятельности братства: оказание помощи бедным, снабжение провизией, одеждой и предметами первой необходимости.

В 1890-х годах по проекту зодчего Петра Зыкова была выполнена реконструкция верхней части здания трапезной: выложены аттики вдоль северного и южного фасадов с трёхарочным портиком в центре, на кровли барабана установили широкий фигурный купол. В 1895-м вызолотили иконостас, стены алтарной части храма украсили лепниной и живописью. Росписи выполнила артель художников из мастерской иконописца Василия Гурьянова, руководил работами живописец Афанасий Куликов. В память о коронации Николая II, состоявшейся в 1896 году, прихожане собора заказали драгоценные вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями и государственными гербами. В 1900-м погост обнесли новой оградой на каменных столбах, к которой примыкала выстроенная на углу Елоховской и Красносельской улиц часовня. В подвале собора устроили камеру для духового отопления.

В 1902—1907 годах членами братства были основаны приют, вмещающий пятнадцать сирот и дом престарелых.

После революции

После Октябрьской революции (1917) Богоявленский собор передали общине из 40 человек, зарегистрированной в ноябре 1918 года.

В 1922 году, во время Гражданской войны, из храма в фонд помощи голодающим изъяли церковные ценности. Во время конфискации собралось около двухсот прихожан, возмущённых действиями комиссии. Их разогнал отряд конной милиции.

В 1927 году храму был присвоен статус памятника церковной архитектуры первой категории и поставили на учёт музейного департамента Московского отдела народного образования. Через год под руководством Ивана Кузнецова в храме провели реставрационные работы живописи главного купола. В 1929 году военком Первого конвойного полка Павел Иванович Горячев отправил письмо в Моссовет с просьбой закрыть церковь и передать помещения казарме на 350 военнослужащих. По решению секретаря президиума Моссовета В. Ф. Козлова храм не закрыли. Однако в 1930 году вышло постановление о передаче комплекса Государственному музею керамики. Это вызвало протесты верующих: было собрано более 4800 подписей с требованием отменить распоряжение, что и произошло на заседании Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета 30 июня 1930 года.

Храм приобрёл де-факто особое значение с начала 1930-х годов в связи с размещением недалеко от него (Бауманский пер., д. 6 — ныне северный отрезок Бауманской улицы) канцелярии и резиденции заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

Из разрушенной в 1938 году Богоявленской церкви в Дорогомилове в храм в Елохове перенесли кафедру Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). После его смерти в 1944-м он был похоронен в северном Никольском приделе собора.

22 июня 1941 года после проведения литургии правительство планировало закрыть собор, но решение не было исполнено. Предположительно, это связано с начавшейся в тот день войны с Германией. Супруга богослова Николая Пестова Зоя Вениаминовна вспоминала:

Начало войны застало нас в Москве. Накануне, в субботу 21 июня, я была у всенощной в Елоховском соборе. Служил отец Николай Кольчицкий. Служил и плакал, а после окончания богослужения сказал, обратившись к народу, что завтра утром будет отслужена последняя Литургия, после чего храм закрывается, и ключи сдаются в исполком. Дома я с плачем рассказала Николаю Евграфовичу о том, что узнала. Лицо мужа стало ещё более серьезным. Он тяжело вздохнул, перекрестился и сказал: «На все Божья воля». Ночью он долго молился, стоя на коленях перед шкафом с иконами… На другой день рано утром я уже была в храме. Народу было немного. Все стояли грустные и печальные. После окончания Литургии все ждали, что вот сейчас придут представители власти и собор будет закрыт. Но никто не приходил. Постепенно все стали расходиться. Ушла и я домой. Дома стала собирать вещи и продукты, чтобы ехать на дачу. Вернулся с работы и Николай Евграфович. Внезапно с лестничной площадки раздался шум. В дверь стучала соседка.
— Зоя Вениаминовна! Включите радио! Война!

Через несколько секунд я услышала голос Левитана, извещавшего о начале войны с Германией.

В 1943, 1945, 1971 и 1990 годах в соборе происходили церемониии интронизации Московских Патриархов. В мае 1944 года в северном Никольском приделе был похоронен Патриарх Сергий (Страгородский); гранитное надгробие (1949) работы А. В. Щусева — последняя работа академика.

В 1947 году, в честь 800-летия Москвы, в соборе отреставрировали иконостас, киоты, росписи и стены Патриаршей кафедры. Восстановление живописи центрального купола выполнила бригада художников под руководством иеромонаха Сергия. Настенные росписи в алтарной части храма обновлял Афанасий Куликов.

К празднованию 500-летия автокефалии Русской православной церкви в 1948 году для мощей святителя Алексия художником Михаилом Губониным был создан проект сени и раки. Выполнили гробницу из липового дерева братья Ворносковы: Сергей, Пётр, Василий и Михаил. Покров создали в виде шатра, украшенного шпилями и кокошниками с растительным орнаментом, раку покрыли ажурной резьбой. Однако из-за быстрого изнашивания крышки и позолоты вскоре была сооружена новая гробница. Её изготовил из бронзового сплава Григорий Васильевич Крупин.

В 1970-х годах здание храма получило два новых входа: с северной и южной сторон. Хоры, для которых соорудили центральный балкон, перенесли в подкупольное пространство. В подвале заново установили отопление, здание оборудовали двумя пассажирскими лифтами. К началу 1980-х годов была построена алтарная апсида. В 1988-м, к празднованию 1000-летия Крещения Руси, капитально отремонтировали фасады, кровли, церковную ограду, фресковую живопись на внешней стороне стен.

Памятная доска, посвящённая крещению Александра Пушкина, 2012 год

В 1991 году на стене около входа установили мемориальную доску с упоминанием о крещении в соборе Александра Пушкина.

В 1992-м, после того как Успенский храм получил статус Патриаршего, Богоявленский стал кафедральным. Значение собора ещё более снизилось после освящения в 2000 году воссозданного кафедрального Храма Христа Спасителя.

В 2008 году в соборе был похоронен патриарх Алексий II.

Служители собора и члены причта

Настоятели

  • протопресвитер Николай Колчицкий (1924—1961)
  • протопресвитер Виталий Боровой (1973—1978)
  • протопресвитер Матфей Стаднюк (1978—2013), почётный настоятель с 24 марта 2013 года
  • протоиерей Александр Алексеевич Агейкин (с 2013 года)

Известные члены причта

  • регент Виктор Комаров (1943—1971)
  • ктитор Николай к (1969—2015)
Архидиаконы

  • Георгий Антоненко (1943—1958)
  • Владимир Дмитриевич Прокимнов (1963—1973)
  • Стефан Гавшев (1973—1990)
  • Андрей Мазур (1990—2018)

Протодиаконы

  • Пётр Петрович Байков (1943—1974)
  • Василий Иванович Смирнов
  • Анатолий Рыжов

Архитектура

Внутреннее убранство собора, 2012 годФрески на стенах собора, 2011 год

Богоявленский храм представляет собой поднятый на высокий подклет четверик, завершённый пятью главами. Его высота составляет 56 метров, площадь — 1164 м², вместимость — 3000 человек. С северной и западной сторон собор опоясывают широкие галереи. К главному зданию примыкает соединённая с ним трапезная, перекрытая крестовыми сводами, стоящими на четырёх столбах. К ней пристроена трёхъярусная колокольня высотой 65 метров с семнадцатью колоколами. Самый большой из них был отлит в 1900 году на московском заводе А. Самгина.

Южный фасад разделён на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами, поясом поребрика, нишами. Окна обрамлены наличниками с парными треугольными фронтончиками.

Пространство храма освещается двенадцатью арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проёмов в стенах. Внутреннюю сторону купола украшает живописная композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. В нижней части барабана изображены двенадцать угодников Божиих. На сводах находятся образы святых евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, живописные сюжеты из Нового Завета. На западной стене собора размещены две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними — изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф». У северной и южной стен храма стоят хоругви: «коронационная» с изображениями Николая II, архиепископа Мирликийского и святых членов императорской семьи, «феодосиевская», пожертвованная в Елоховский собор в 1897 году. В Богоявленском приделе находятся особо почитаемые святыни собора: чудотворный образ «Казанской Божией Матери» и рака с мощами святого Алексия.

В большом алтаре представлены настенные росписи живописца Афанасия Куликова, выполненные в 1912 году и обновлённые в 1947-м. Среди них — композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста» и другие.

Своды трапезной расписаны масляной живописью. На них размещены евангельские сюжеты: «Наставление Спасителя ученикам», «Воскрешение дочери Иаира», «Беседа Иисуса Христа с Никодимом» и другие.

Иконостас

В иконостасе Никольского придела находятся иконы «Спас Великий Архиерей», «Святитель Николай Чудотворец со сценами жития» первой половины XIX столетия. В этой части собора представлены храмовые образы Божией Матери: «Всех Скорбящих Радость», «Тихвинская», «Нечаянная Радость», «Избавление от бед страждущих», «Рождество Пресвятой Богородицы».

В иконостасе Благовещенского придела трапезной расположены праздничные иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Троица Ветхозаветная» и образ «Светлое Христово Воскресение» конца XVIII века.

Шестиярусный иконостас главного престола является образцом неовизантийского стиля середины XIX века. Он покрыт позолоченным растительным орнаментом и вмещает 65 икон. Два нижних яруса разделены четырьмя парами колонн. Царские врата украшены медальонами с изображениями Божией Матери, архангела Гавриила и евангелистов. В местном ряду иконостаса находятся образы: «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Богоматерь Мирожская», «Спаситель», «Святое Богоявление Крещение Господне».

В алтаре на стенах размещены иконы рубежа XVII и XVIII веков: «Страстная икона Божией Матери», «Спас Великий Архиерей», «Спас Смоленский» в серебряном окладе и другие.

Ризница

Ризница собора является хранилищем богослужебных предметов и облачений. В ней собраны серебряные напрестольные кресты, самый ранний из которых изготовлен в Москве в 1768 году. В ней также хранятся образцы церковной книжной печати — два Евангелия с гравюрами, в окладах, обитых бархатом и украшенных серебряными накладками. Одна книга напечатана в Москве в 1698 году, другая — в 1759-м.

В нумизматике

В 2004 году Центральный банк России выпустил серебряную памятную монету «Богоявленский собор (XVIII в.), г. Москва» номиналом 3 рубля тиражом 8 тысяч штук. Но позже тираж был повышен до 22 тысяч штук.

Примечания

  1. 1 2 Богоявленский кафедральный собор в Елохове в Москве. Культура.рф. Дата обращения 11 июня 2018.
  2. 1 2 3 4 5 6 Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва). Patriarchia.ru. Дата обращения 11 июня 2018.
  3. Черкасов-Георгиевский, 1992, с. 14.
  4. Любартович, 2004, с. 25—26.
  5. 1 2 Любартович, 2004, с. 63.
  6. Любартович, 2004, с. 75—77.
  7. Любартович, 2004, с. 85.
  8. 1 2 Паламарчук, 1995, с. 83—86.
  9. Глушкова, 2007, с. 174.
  10. Вострышев, 2011, с. 80.
  11. Любартович, 2004, с. 101.
  12. 1 2 Любартович, 2004, с. 108—113.
  13. Любартович, 2004, с. 120—126.
  14. Любартович, 2004, с. 131.
  15. Любартович, 2004, с. 140.
  16. Любартович, 2004, с. 145—147.
  17. 1 2 Православная энциклопедия, 2002, с. 550—556.
  18. Любартович, 2004, с. 155.
  19. 1 2 Любартович, 2004, с. 190—192.
  20. Любартович, 2004, с. 239—240.
  21. 1 2 Шокарев, 2012.
  22. О протопресвитере Николае Колчицком КОЛЧИЦКОМ. Православие.ru. Дата обращения 11 июня 2018.
  23. Профессор-протопресвитер Виталий Боровой (Бывший настоятель Богоявленского Собора). Богоявленский кафедральный собор. Дата обращения 11 июня 2018.
  24. Матфей Стаднюк, протопресвитер. Patriarchia.ru. Дата обращения 11 июня 2018.
  25. Назначен новый настоятель Богоявленского собора в Елохове. Русская народная линия (28 марта 2013). Дата обращения 11 июня 2018.
  26. Регент Патриаршего Богоявленского собора В. С. Комаров (1893-1974). Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Дата обращения 11 июня 2018.
  27. Скончался Николай Семёнович к – почётный староста Богоявленского кафедрального собора. Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Дата обращения 11 июня 2018.
  28. Наумов, 2015, с. 697.
  29. Наумов, 2015, с. 700.
  30. Архидиакон Стефан Гавшев. Богоявленский кафедральный собор. Дата обращения 11 июня 2018.
  31. Андрей Мазур, архидиакон. Patriarchia.ru. Дата обращения 11 июня 2018.
  32. Богоявленский Собор во время войны. Богоявленский кафедральный собор. Дата обращения 11 июня 2018.
  33. 1 2 Памятники архитектуры в окрестностях Рыбинска. РусАрх (2008). Дата обращения 11 июня 2018.
  34. Любартович, 2004, с. 289.
  35. Любартович, 2004, с. 295—297.
  36. Черкасов-Георгиевский, 1992, с. 15.
  37. Глушкова, 2007, с. 177.
  38. Любартович, 2004, с. 302.
  39. Любартович, 2004, с. 290.
  40. 1 2 Любартович, 2004, с. 292—294.
  41. Любартович, 2004, с. 296—297.
  42. Любартович, 2004, с. 303.
  43. Любартович, 2004, с. 303—304.
  44. Богоявленский собор (XVIII в.), г. Москва. Центральный банк России. Дата обращения 11 июня 2018.

Литература

  • Вострышев М., Шокарев С. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2011. — 1064 с.
  • Вострышев М., Шокарев С. Москва православная: все храмы и часовни. — М.: Алгоритм, 2012. — 542 с.
  • Любартович В. А. Богоявления собор в Елохове // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 550—556. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  • Любартович В., Юхименко Е. Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — 306 с.
  • Православные святыни Москвы / под ред. В. Глушковой. — М.: Вече, 2007. — 544 с.
  • Русская духовная музыка в документах и материалах. Русское православное церковное пение в ХХ веке. Советский период. Кн. 1. 1920—1930-е годы. Ч. 2 / под ред. А. Наумова, М. Рахмановой. — 2015. — Т. 9. — 520 с. — ISBN 978-5-94457-246-2.
  • Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Москва в границах 1917 / под ред. П. Паламарчука. — М.: КРОМ, 1995. — 585 с.
  • Черкасов-Георгиевский В. Москва: религиозные центры и общины. — М.: Профиздат, 1992. — 111 с.

Ссылки

  • Богоявленский Кафедральный Собор в Елохове
  • Собор Богоявления в Елохове. Елоховская Церковь.

Собор Богоявления в Елохове

Название местности предположительно происходит от слова «ольха»: рядом протекал ручей Ольховец, сохранилась также Ольховская улица. Деревянный храм упомянут на этом месте в 1687 году, каменный появился в 1714–31 на средства Петра I и царевны Прасковьи Ивановны, дочери Ивана V. Строительство затянулось из-за запрета каменных работ на территории всей России, кроме Петербурга. Это здание в дальнейшем перестраивалось.

Именно здесь в 1799 году был крещен А.С. Пушкин.

В 1-й четверти XIX века перестроены верхние ярусы колокольни. В 1837 году основная часть церкви была полностью разобрана: началось строительство нового грандиозного здания по проекту архитектора Е.Д. Тюрина, завершенное к 1845 году. Огромный храм и сегодня доминирует над Елоховской площадью. Колокольня, пышно украшенная колоннами по углам ярусов, – одна из самых высоких в Москве.

В 1889 году трапезная была надстроена архитектором П. П. Зыковым. После революции и закрытия кремлевских церквей, храма Христа Спасителя, а также церкви Богоявления в Дорогомилове Елоховский храм получил статус соборного, неподалеку разместилась канцелярия митрополита Сергия (Страгородского). Попытки закрыть Богоявленский собор предпринимались, но ни одна из них не достигла своей цели. После окончания войны он официально получил статус патриаршего собора и кафедры Патриархов Московских и всея Руси, который сохранялся за ним до 1991 года.

Все центральные богослужения Русской православной церкви и ее крупнейшие события в советскую эпоху проходили именно здесь. В 1943–90 годах в соборе происходила интронизация новых Патриархов Московских и всея Руси. Двое из них были здесь же похоронены: патриарх Сергий в 1944 году и патриарх Алексий II в 2008. Их надгробия можно увидеть, соответственно, в северном и южном приделах.

Статус патриаршего собора в 1991 году перешел к кремлевском Успенскому собору, после чего Богоявленский Елоховский собор стал кафедральным. Автор статьи

Вот что пишет один из первых биографов поэта — П. Анненков: «Обстоятельство это он не приписывал одной случайности. Важнейшие события его жизни, по собственному его признанию, все совпадали с днем Вознесения. Незадолго до своей смерти он задумчиво рассказывал об этом одному из своих друзей и передал ему твердое свое намерение выстроить со временем в селе Михайловском церковь во имя Вознесения Господня. Упоминая о таинственной связи всей своей жизни с одним великим днем духовного торжества, он прибавил: » Ты понимаешь, что все это произошло недаром и не может быть делом одного случая… »
Юрий Александрович поведал, что до нашего времени сохранилась запись в метрической книге церкви Большого Вознесения: «Февраля восьмого надесять числа в доме коллежского асессора Николая Афонасьевича Гончарова женился
10-го класса Александр Сергеевич Пушкин 1-м браком, понял за себя коллежского асессора Николая Афонасьевича Гончарова девицу Наталию Николаевну Гончарову.. . Брак совершали: протоиерей Иосиф Михайлов, диакон Георгий Стефанов, дьячок Федор Семенов, пономарь Андрей Антонов».
Вообще, по рассказу Юрия Александровича, храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение) известен еще с 1584 года. Он был построен как центр слободы новгородцев и устюжан, которых переселил в Москву царь Иван Грозный. Церковь не раз перестраивалась, вначале была деревянной, потом стала каменной. Примерно за десять лет до известного венчания был увеличен южный придел, а к северному стала примыкать арочная галерея, потом ее заложили. Уже позднее в связи со строительством у Никитских ворот большого храма Вознесения эту церковь стали называть Малое Вознесение.
В тридцатые годы прошлого века здание церкви много страдало: как и тысячи других российских церквей и монастырей, этот храм по постановлению ВЦИК был закрыт. Произошло это, по странному совпадению, ровно через сто лет после венчания Пушкина и Гончаровой, в 1931 году. Юрию Александровичу и его коллегам удалось установить страшные подробности тех лет, когда храм как будто умер для молитвы.
В 1935 году была разрушена удивительно красивая шатровая колокольня
XVII века, относившаяся к храму. На этом месте в традициях тех лет был разбит сквер. Снаружи москвичи не замечали особенных следов варварского надругательства. В самом же здании храма были уничтожены старинные иконостасы, безжалостно осквернены уникальные росписи стен, вся богатая церковная утварь была разворована. Здесь разместились лаборатория высоковольтных линий, какие-то склады, конторы, мастерские.. . И еще относительно недавно предполагалось устроить в храме концертный зал.
***
…В храме стояла какая-то странная, миротворящая тишина. Юрий Александрович продолжал полушепотом свой рассказ о венчании — точно так, как будто он сам находился в тот день в одной свите вместе с совершавшими это таинство протоиереем, диаконом.. .
— Вы знаете, меня, наверное, нельзя назвать совершенно верующим человеком в традиционном понимании этого слова, — доверительно сообщал мне собеседник. — Но вот ведь какое удивительное дело: когда художники-реставраторы снимали последние слои со стен, они вдруг увидели хорошо сохранившиеся старые надписи. То были слова проповеди апостола Павла в ареопаге: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям повсюду покаяться». Выходит, все эти годы слова эти, будто на пиру Валтасара вычерченные на огненных скрижалях, словно взывали к высшей совести. Не правда ли, поневоле поверишь в некую чудодейственность Священного Писания?
Мой славный пушкинист после некоторого молчания вдруг зашептал очень таинственно: «А желаете ли? Желаете увидеть место, где стояли Пушкин и Гончарова? » Боже, и он еще спрашивает!! ! Он взял меня за руку и подвел к алтарю.
— Вот здесь, в выстроенной в начале XIX века и уже действовавшей тогда части храма — в трапезной, и происходило венчание, — тихо произнес мой экскурсовод. — Все, почти все здесь с тех пор было или уничтожено, или

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *