Где жил Иисус

Фото: Фотобанк Лори

25 декабря католики и протестанты всего мира отмечают один из главных праздников христианства – Рождество Христово. Значительная часть российских граждан, воспитывавшихся в атеистическом государстве, к прискорбию, демонстрирует определенные пробелы в знании деталей и подробностей этого события. Поэтому мы хотим воспользоваться удобным поводом, чтобы ответить на несколько распространенных рождественских вопросов.

Содержание

При чем здесь перепись населения?

Вопрос первый – почему Иисус из Назарета родился в Вифлееме? Все дело в переписи населения, которая тогда проводилось по указу императора Августа. Согласно распоряжению цезаря, для облегчения проведения переписи каждый житель империи должен был явиться в населенный пункт по месту своего рождения. Поэтому Иосиф, как потомок Давида, отправился вместе с беременной женой в Вифлеем (Евангелие от Луки, Глава 2). Таким образом, не надо путать это путешествие с бегством святого семейства в Египет, которое произошло несколько позже.

Почему деве Марии пришлось рожать в хлеву?

Причина достаточно прозаична, и часто встречается даже сейчас. Тогдашние отельеры Вифлеема просто не справились с наплывом клиентов, спровоцированным указом императора. Семья Иосифа не смогла найти свободной комнаты в городе и поэтому вынуждена была расположиться в пещере, которую местные пастухи использовали как хлев для скота. В этот момент у Марии начались схватки.

Пока Иосиф пытался найти повитуху, младенец Иисус появился на свет. В качестве первой колыбели пришлось использовать то, что подвернулось под руку – ясли. Забавно, что в атеистическом СССР название дошкольных учреждений для самых маленьких граждан менять не стали. Ясли оставались яслями.

Пастухи или волхвы?

Первыми, кто увидел рожденного Спасителя были все же пастухи, пасшие свой скот неподалеку от пещеры. Узнав о рождении от ангела, они явились, чтобы поклониться новорожденному. Далее, согласно Евангелию от Матфея, на небе появляется чудесная (вифлеемская) звезда, которая привела к младенцу Иисусу уже волхвов.

Причем, два этих посещения разделяло, по всей видимости, некоторое время, так как к появлению новых гостей семейство разместилось уже «в доме» (Евангелие от Матфея, Глава 2). Волхвы принесли в дар Иисусу как Царю золото, ладан и смирну.

Волхвам нужно сказать спасибо и за то, что, имея указание царя Ирода сообщить ему о том, где находится младенец, они уклонились от выполнения приказа.

Откуда взялась рождественская елка?

Фото: Михаил Марковский/ Фотобанк Лори

В раннем христианстве нельзя найти каких-либо обрядов, связанных с хвойными деревьями. Отдельные исследователи считают, что на момент установления юлианского календаря на 25 декабря в северном полушарии приходился день зимнего солнцестояния, когда начинал увеличиваться световой день. У некоторых языческих народов этот день считался днем рождения бога Солнца.

Возможно, что у ранних христиан эта традиция сливается с празднованием рождения Христа. Рождество стало ассоциироваться с праздником света. Появилась традиция устанавливать в храмах ветвистое дерево, украшенное светильниками – прообраз Рождественской елки. Непосредственно традиция украшать на праздник хвойные деревья – сосну или ель — возникла у древних германцев. А в Россию ее завез, естественно, большой любитель всего немецкого, Петр Великий.

Давайте отметим дважды

О том, почему Рождество отмечается в Европе и большинстве стран остального мира 25 декабря, а в России 7 января, знают все. И это только на первый взгляд кажется диким жить с разницей в 13 дней с целым миром.

Разные системы летоисчисления существуют во многих странах до сих пор. А вот состыковывать деловые графики действительно непросто. Но можно использовать сложившуюся ситуацию с пользой для всех желающих отдохнуть. Пример соседних Белоруссии и Украины демонстрирует это убедительно. В этих государствах с сильной католической традицией Рождество официально отмечается дважды – 25 декабря и 7 января. К нашим соседям примкнул и Ливан. Только в этом государстве второй раз праздник отмечают не 7, а 6 января согласно армянской традиции.

Сергей Анисимов

Куда ушло семейство Иисуса — в Назарет или в Египет?

Спрашивает Дмитрий
Отвечает Александра Ланц, 29.03.2012

Вопрос: «Почему в Новом Завете присутствуют противоречия? Например, Евангелие от Матфея 2:14 разошлось с Евангелием от Луки 2:39 в том, сбежало ли семейство Иисуса в Египет или в Назарет».
Мир вам, Дмитрий!
История рождения Иисуса начинается задолго до того, как Мария и Иосиф отправляются в Вифлеем, но мы в целях экономии времени начнём с того момента, когда Мария уже на последнем сроке беременности.
Я буду рассказывать, как есть, а вы потом будете проверять все мои слова по Библии, хорошо?
Итак, Мария уже на девятом месяце. Вместе с Иосифом они живут в Назарете Галилейском.
В это время выходит повеление кесаря о переписи населения, поэтому каждый человек должен был прибыть в свой город, чтобы записаться. Иосиф и Мария переходят из Назарета в Вифлеем (город Давидов). Вот карта, на которой хорошо видно, какой путь им предстояло проделать .

Расстояние, которое им надо было пройти, равнялось 150 — 170 км. И давайте помнить, что, возможно, у них не было даже ослика… по крайней мере, Библия не говорит ни о каком ослике. Средняя скорость ходьбы человека около 5 км/час. Значит Иосифу и Марии в среднем понадобилось 30—40 часов для передвижения, а это от 4 до 5 дней пути, если идти спокойно, чтобы не навредить женщине, которая должна вот-вот родить.
Итак, они приходят в Вифлеем и обнаруживают, что остановиться негде, потому что ведь все так же, как и они, пришли сюда, чтобы записываться. Гостиницы и постоялые дворы забиты людьми.
Сколько дней они провели, ночуя в стойле для скота? Нам не известно. Ни в одном Евангелии не сказано, что Мария родила сразу же, как только они вошли туда. Читаем так: «Когда же они были там (в Вифлееме), наступило время родить Ей…» Возможно, прошло достаточно времени для того, чтобы они успели записаться, ради чего, собственно, и пришли, но ещё недостаточно для того, чтобы они собрались в обратный путь.
Иисус родился в загоне для скота: «и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
В эту же ночь пастухи, которые пасли овец в поле (это явно была не зима, потому что зимой овец в поле не выгоняют), увидели поразительное явление. Им явился Ангел Господень, они слышали Небесное хвалебное пение, видели так же сомн ангелов. Им было сказано, что родился Спаситель мира и что они могут найти Его по двум признакам: 1) Он родился в городе Давидовом; 2) Он, спелёнутый, лежит в яслях, т.е. в кормушке для скота… приблизительно такой

или такой

Пастухи, поражённые увиденным и сказанным, отправились в Вифлеем и отыскали Иисуса. Как вы думаете, они стучали в дома и амбары, чтобы узнать, где же ребёнок? Ведь таких яслей по всему городу, наверняка было очень много. Думается, что стучали, поэтому многие жители города, хотя и спросоня, но всё-таки узнали о том, что где-то в Вифлееме родился Спаситель. Обратите внимание на то, что пастухов вела НЕ звезда, точнее, никакая звезда их не вела: им было сказано, что, как и где, и они сами нашли Иисуса. Возможно, что пока продолжались поиски, с пастухами начали ходить и другие люди, потому что когда, наконец-то, они нашли нужный загон для скота и спокойно и чётко рассказали всю историю, которая произошла с ними в поле, то сказано: «И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи». Кто эти все? Очень похоже, что там было намного больше народа, чем просто Иосиф и Мария.
Сколько времени семья Иисуса продолжала оставаться в Вифлееме прежде, чем Его понесли в Иерусалим? Не меньше 33 дней. Почему? Потому что Иосиф хорошо знал закон:
«если женщина зачнет и родит мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (Лев.12).
Как видите, Мария в принципе не могла оказаться в Иерусалимском Храме, пока не были закончены дни очищения. Обрезание Ребёнка тоже должно было происходить где-то поблизости от Его мамы, потому что ведь Новорожденный должен кушать каждые 3-4 часа.
Итак, Мария и Иосиф оставались в Вифлееме ещё, как минимум 33 дня прежде, чем направились в Иерусалимский Храм.
Кстати, зачем они направились в этот Храм? Чтобы исполнить всё по Закону, где сказано, что всякий первенец мужского пола должен быть посвящён Господу. Если бы Иисус был у Марии вторым ребёнком, то им не надо было бы идти в Храм, но Он был Первенцем, вот почему Иосиф и Мария при первой же возможности направили свой путь из Вифлеема в Иерусалим.
Вопрос: когда же пришли волхвы с Востока? Первая половина ответа такова: уж точно не в течение этих 33 дней. Почему?
Читая о том, что Мария и Иосиф, посвящая Иисуса в Храме, принесли в жертву только двух горлиц и двух птенцов голубиных, мы делаем однозначный вывод о том, что оба они на тот момент были очень бедны.

Читаем в Законе:
«По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику; он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей мужеского или женского пола. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста».
Да, они были не в состоянии принести в жертву агнца. А помните, какие дары принесли волхвы? За счёт тех даров они могли бы принести в жертву небольшое стадо агнцев. Значит, волхвы появились перед Иисусом уже после того, как был совершён обряд посвящения в Храме.
Теперь мы видим… Назарет — Вифлеем (были там более 1 месяца) — Иерусалим…
Что сделали Иосиф и Мария после событий в Иерусалимском Храме? Читаем простые и ясные слова: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет». Итак, они отправились в Назарет, откуда и пришли изначально, и вероятно, опять потратили на дорогу 4-5 дней. Сколько было Иисусу к тому времени? Около двух месяцев, не так ли?
На этом Лука заканчивает историю рождения Иисуса. И только благодаря евангелисту Матфею мы знаем, что после возвращения семейства из Вифлеема в Назарет произошли ещё кое-какие события.
Пока Иисус с Иосифом и Марией живёт в Назарете, в Иерусалим приходят волхвы. Оказывается, они, после того, как Иисус родился, увидели Его звезду на востоке! Они, долгое время внимательно изучавшие пророческие книги иудеев, сообразили, что эта звезда, которой до этого не было на небе, является знаком рождения Истинного Иудейского Царя, поэтому когда они, наконец, прибыли в Иерусалим, они сразу начали спрашивать о том, где же Этот Царь.
Тут интересный момент… Сколько времени потратили волхвы на то, чтобы добраться до Иерусалима? Давайте будем внимательными к деталям. Нам сказано, что они увидели взошедшую звезду только тогда, как Рождение состоялось: «ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Обратите так же внимание на то, что волхвы в этот раз просто увидели звезду, но она НЕ вела их, более того, они видели её у себя на востоке, а не где-то в другой стороне света. Почему тогда они сразу пошли в Иерусалим? Так ведь они знали, что если уж искать Царя Иудейского, то надо это делать в столице, в Иерусалиме.
Волхвы приходят и будоражат своими вопросами Иерусалим. В конце-концов, их вопросы доходят до Ирода и тот зовёт волхвов к себе. Ирод не хочет как-то выдать свою крайнюю обеспокоенность, поэтому общение идёт в обычных для того времени рамках: пока поговорили, пока собрали мудрецов, пока обсудили все детали, тоже прошло несколько дней. А в это время Иисус спокойно растёт в Назарете.
Выясняется, что по пророчествам Царь должен был родиться в Вифлееме.
Кстати, сколько времени занял их путь с востока («пришли в Иерусалим волхвы с востока», тоже интересная деталь, что они шли не на восток, а с востока) в Иерусалим? Конечно, всё зависит от того, из какой восточной страны они пришли, но Евангелия не дают нам информацию на сей счёт, однако по косвенным данным, мы можем предположить, что возможно, они шли несколько месяцев или даже год. Вы ведь помните, что в связи с открывшимися обстоятельствами Ирод приказал убить младенцев от двух лет и ниже? Т.е. умный Ирод «тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды» и подсчитал, что времени между рождением Царя и нынешними событиями могло пройти около двух лет. Ну, может, накинул полгода для страховки.
Теперь Ироду известно всё, ему остаётся только выяснить место пребывания Младенца в Вифлееме. Но Его там уже давно нет! Он сейчас в Назарете. М-да, волхвы об этом тоже не знают… И вот тут появляется звезда, которую они однажды уже видели, и звезда ведёт их не в Вифлеем, а в Назарет, ведёт так, что даже останавливается точно над тем домом, где находится Иисус. Да, Иисус теперь живёт в бедном, но всё же доме. Тут волхвы своими дарами делают назаретскую семью достаточно состоятельной.
Затем волхвы получают «во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем» уходят к себе домой. Они выполнили своё дело и принесли Иосифу и Марии средства, на которые вся семья будет жить… в Египте вплоть до смерти Ирода.
Далее мы видим, что «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Иосиф точно выполняет это повеление.
Почему Иосиф, Мария и Младенец должны были покинуть Назарет, почему для них было опасно оставаться там? Возвращаемся к истории с пастухами… они, пока искали Иисуса, успели ввести в курс дела жителей Вифлеема, а значит, когда в этом городе начнётся резня, устроенная взбешённым Иродом, кто-то может вспомнить и имя Иосифа, и Марию, и то, что они, вообще-то, живут сейчас в Назарете.
Несколько лет, вплоть до смерти Ирода, Младенец вместе с родителями оставался в Египте. Далее читаем: «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву». А потом читаем о том, что они не решились жить где-то ещё, потому что наследник Ирода тоже был «сложноватый» правитель, и таким образом они снова поселились в родном Назарете.
Далее продолжает Евангелие от Луки, говоря о том, что здесь Иисус рос и «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков».
С уважением,
Саша.
PS Я думаю, что теперь вам будет весьма интересно рассматривать некоторые рождественские открытки… на предмет их соответствия Библейской правде. Вот, например, одна из них…

Или эта…

В Библии — город, где прошла юность Иисуса Христа

Примеры употребления слова назарет в литературе.

Кроме короля и патриарха Фульхерия, водрузившего в великолепном белом шатре китайского шелка священную реликвию — перекладину креста господня, здесь были архиепископ тирский, архиепископ Балдуин из Кесарии, архиепископ Роберт из Назарета, а также епископы Фридрих Акконский, Жеральд Вифлеемский, Бернар Сидонский и Амальрик, настоятель монастыря святого Авраама.

По прошествии трех дней, уладив дела с заказчиками, согласившимися подождать до его возвращения, простившись со старейшинами в синагоге, вверив попечению соседа Анании дом свой и добро, в этом доме находящееся, плотник Иосиф с женой двинулся из Назарета в Вифлеем, чтобы в соответствии с повелением кесаря пройти там перепись.

Придем в Вифлеем, размышлял он, а это такое же захолустье, как Назарет, там все проще будет: в маленьких городках все друг друга знают, и помощь ближнему для них не звук пустой.

Важные ясновидческие впечатления-импрессии имел Иисус из Назарета или внутри самого сообщества Ессев или некоторое время после в Назарете дома, где он в некой более созерцательной жизни позволял воздейстовать на себя тому, что проникало в его Душу из сил, которые приходили к нему, о которых Ессеи ничего не угадывали, которые однако как следствие проводимых с Ессеями разговоров были оживлены в его Душе.

Исключение составляет череп из пещеры Джебель Кафзех близ Назарета, города, хорошо известного по библейской истории.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Детство и отрочество Иисуса Христа. Воспитание и образование

В издательстве Сретенского монастыря вышла первая в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение» митрополита Илариона (Алфеева). Основным центром этого уникального труда является личность Иисуса Христа, Его облик. Полемизируя с разными течениями западной новозаветной науки, автор возвращает нас к евангельскому тексту – единственному достоверному источнику, свидетельствующему о Господе Иисусе Христе. Представленный в книгах исторический контекст помогает лучше представить события евангельской истории. Первый том посвящен событиям от предыстории рождения Спасителя до Его выхода на проповедь.

Первые шаги Иисуса Христа. Рукописная икона. Фрагмент

Детские годы Иисуса прошли в Назарете. Об этих годах мы знаем очень мало. Матфей не говорит о них ни слова, а Лука весь период жизни Иисуса до достижения Им двенадцатилетнего возраста умещает в одну фразу: Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем (Лк. 2, 40). Что стоит за этой фразой?

Чтобы понять, как был воспитан Иисус, Сын Человеческий, мы должны представить себе жизнь благочестивой семьи среднего достатка из скромного галилейского города. Если верить предположению о том, что у Иосифа было шестеро детей от первого брака, то весьма вероятно, что все они жили в одном доме и что Иисус воспитывался среди Своих сводных братьев и сестер, которые были значительно старше Его.

В Назарете в то время проживало, как полагают, не более пятисот человек. Все знали друг друга и родственников друг друга, что убедительно подтверждается рассказом о посещении Иисусом Назарета уже в зрелом возрасте: И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? (Мф. 13, 54–56).

В этом рассказе Иисус назван плотниковым сыном. В параллельном повествовании Марка, цитированном нами выше, Иисус назван плотником (см. Мк. 6, 3). Это указывает на профессию Иосифа, которой, надо полагать, Иисус тоже овладел. Вполне возможно, что семья Иосифа была единственной семьей в маленьком городе, занимавшейся плотницким ремеслом. Большинство жителей города было вовлечено в сельскохозяйственные работы, и весьма вероятно, что Иосиф изготавливал для них орудия производства. Так полагал во II веке Иустин Философ, писавший об Иисусе: «Его почитали сыном Иосифа плотника, и Он… был принимаем за плотника, ибо Он, живя среди людей, занимался плотничными работами, делал орала и ярма». Употребление Иисусом термина «ярмо» в Мф. 11, 30 (греч. ζυγóς, в русском переводе «иго») может служить косвенным подтверждением этого предположения.

В то же время следует отметить, что греческое слово τέκτων, которым обозначена профессия Иосифа, означает не только «плотник», но и «строитель»: термин применялся не только к тем, кто работал по дереву, но и к тем, кто строил из дерева или камня. Строительные метафоры нередки в речи Иисуса, и мы можем предположить, что Он был хорошо знаком со строительным мастерством. Примером могут послужить Его слова о доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке (см. Мф. 7, 24–27).

Профессия плотника или строителя предполагала вовлеченность в коммерческую деятельность, поскольку плотники продавали свои изделия, а строители получали плату за свой труд. Иисус был хорошо знаком с законами коммерции, с системой договорных отношений между продавцами и покупателями, заимодавцами и должниками. В Своих поучениях Он неоднократно использовал образы из этой области, в частности, в притче о двух должниках (см. Мф. 18, 23–35), о талантах (см. Мф. 25, 14–30; Лк. 19, 12–27) и во многих других.

Сельскохозяйственные образы, часто встречающиеся притчах Иисуса, свидетельствуют о том, что Он был хорошо знаком с трудом Своих соплеменников: здесь мы встречаем и сеятелей, и жнецов, и виноградарей. с некоторыми ремеслами Иисус мог познакомиться уже в раннем детстве, наблюдая за тем, как трудятся Его соотечественники.

Какое образование получил Иисус? Его старший современник, александрийский философ-иудей Филон, рассказывает, из каких наук состоял в его времена цикл общего образования:

Грамматика, научая тому, о чем рассказывают поэты и прозаики, даст ум и многознание и научит с пренебрежением относиться ко всему тому, что рисуют нам пустые помыслы… Музыка, зачаровывая не имеющее ритма — ритмами, лишенное гармонии — гармонией, нескладное и неблагозвучное — мелодией, приведет нестройное к стройности. Геометрия, закладывая семена равенства и подобия в чуткую к наукам душу, привьет любовь к правильности гладкостью связной теории. Риторика, заострив ум для наблюдения и постоянными упражнениями выстроив речь для словесного выражения, делает человека по-настоящему разумным… Диалектика — сестра и двойник риторики, как говорят некоторые, различая истинные и ложные утверждения и изобличая внешне убедительные софизмы, вылечит величайшую болезнь души — заблуждение. Таким образом, полезно познакомиться с этими и близкими науками и заранее поупражняться в них.

Описанный здесь цикл наук составлял среднее образование в эллинской школе времен Иисуса, однако не имел ничего общего с тем образованием, которое Иисус мог получить в родном городе. Здесь не преподавалась ни грамматика, ни музыка, ни геометрия, ни риторика, ни диалектика. Из того, что мы знаем о Галилее времен Иисуса, мы даже не можем с уверенностью утверждать, что в городе, где Он воспитывался, была школа. Во всяком случае, мы можем не сомневаться в том, что первыми учителями Иисуса были Иосиф и Мария, у которых Он был в повиновении (Лк. 2, 51). Возможно, братья Иисуса, если они были старше Его, также принимали участие в Его воспитании и обучении.

В чем состояло обучение в галилейской семье времен Иисуса? Прежде всего в изучении Торы — Пятикнижия Моисеева, которое было Священным Писанием для всех евреев и пользовалось непререкаемым авторитетом. Тора была не просто сборником повествований об истории израильского народа: она включала в себя и законы, по которым жил еврейский народ, и нравственные предписания, считавшиеся незыблемыми и обязательными для исполнения. Любой ребенок, воспитывавшийся в еврейской семье, должен был знать Тору.

Каким образом изучали Писание? Его учили совсем не обязательно по письменному тексту. Большинство сверстников Иисуса не умело читать и библейские тексты воспринимали на слух, заучивая их наизусть. Из Евангелия мы знаем, что Иисус умел читать: об этом свидетельствует рассказ о том, как Он проповедовал в назаретской синагоге. Этот рассказ имеется у всех синоптиков, но только Лука уточняет, что, войдя в синагогу, Иисус начал читать по книге:

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него, и Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. и все засвидетельствовали Ему это, дивились словам благодати, исходившим из уст Его, говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, тó, чтó, мы слышали, было в Капернауме, и сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4, 16–24).

Рассказ Луки подтверждает, что Иисус умел читать на иврите. Но почему тот факт, что Он взял книгу (точнее, свиток) и, раскрыв, начал читать, вызывает у Его соотечественников такое изумление, что они устремляют глаза на Него еще до того, как Он, закрыв книгу (то есть свернув свиток), начинает комментировать прочитанное? и почему, услышав Его поучение, они спрашивают: Не Иосифов ли это сын? Очевидно, именно потому, что в доме Иосифа Иисус, по их мнению, не мог получить такое образование, которое позволяло бы Ему свободно читать на иврите и толковать слова пророков. Его слушатели хорошо знали условия, в которых Он воспитывался, и не могли представить себе, что сын плотника превратится в учителя, способного читать Священное Писание и толковать его.

Не исключено, что, помимо образования в семье Иисус получил образование в начальной школе (если таковая была в Назарете) и затем при местной синагоге. Согласно более поздним иудейским источникам, начальную школу мальчики оканчивали в двенадцать–тринадцать лет, после чего наиболее одаренные из них могли поступить на обучение в הםדרשׁ בת bēt ham-miḏraš («дом учения»), где изучали Тору под руководством опытного наставника. Такое обучение, однако, было доступно лишь немногим мальчикам. Сложившейся системы среднего и высшего образования Израиле времен Иисуса не было.

Нам известно, что Иисус прекрасно знал Ветхий Завет, и мы не сомневаемся в том, что с библейскими книгами Он познакомился еще в детстве. В отрочестве главным центром обучения помимо родного дома могла быть для Него местная синагога — та самая, которую Он посетит много лет спустя, уже будучи взрослым. Именно здесь, участвуя в субботних молитвенных собраниях вместе со Своими родителями, отрок Иисус мог слышать слова Священного Писания, присутствовать при обсуждении их взрослыми, впитывать в Себя священные тексты, слова псалмов, молитв и песнопений.

О том, как происходили молитвенные собрания в синагогах времен Иисуса, пишет Филон Александрийский:

«Итак, каждый седьмой день в каждом городе открыты тысячи школ здравомыслия, воздержанности, мужества, справедливости и других добродетелей, в которых изучающие сидят тихо, с отверстыми ушами и полным вниманием, дабы утолить словами учителя жажду, и где особо опытный человек встает и излагает, что полезнее всего и что будет способствовать росту блага в жизни».

Филон не случайно называет синагогу школой: чтение Писания и его толкование опытным наставником составляли основную часть субботнего синагогального собрания. Судя по всему, никакую иную школу, кроме назаретской синагоги, Иисус в отрочестве не посещал. Нет сведений о том, чтобы Он учился у какого-либо известного раввина, или в философской школе, или при Иерусалимском храме. Иудеи, слышавшие Его в храме Иерусалимском, недоумевали: Как Он знает Писания, не учившись? (Ин. 7, 15). Слова не учившись указывают на отсутствие у Него формального образования, каким обладали книжники и фарисеи Его времени. Говоря современным языком, Иисус был самоучкой, и когда Он выступил в роли учителя, это вызвало недоумение не только в Его родном городе, где все знали об отсутствии у Него образования, но и в Иерусалиме, где Его считали пришельцем и чужаком, непонятно по какому праву вторгшимся в закрытую корпорацию учителей и книжников.

Отсутствие формального образования не исключает эпизодических контактов отрока Иисуса с учителями. Один такой эпизод сохранило для нас Евангелие от Луки. Здесь говорится о том, что каждый год родители Иисуса ходили в Иерусалим на праздник пасхи (см. Лк. 2, 41). Обычай посещать Иерусалим на пасху был широко распространен, и многие благочестивые евреи ему неуклонно следовали. Сам Иисус сохранял этот обычай до конца Своих дней. Евангелист повествует:

«И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! чтó Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов, и Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них, и Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк. 2, 42–52).

Откуда евангелист мог узнать об этом эпизоде? Единственный возможный источник — Дева Мария, Которая рассказала о нем самому Луке или кому-либо из апостолов (Петру?), с чьих слов Лука его и записал. Многие детали повествования свидетельствуют о том, что вся сцена здесь изложена со слов Матери Иисуса: мы как бы видим эту сцену Ее глазами. В словах евангелиста о том, что все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его, мы слышим любящий материнский голос, пересказывающий этот эпизод много лет спустя. Тот же голос слышится в эмоциональных словах Матери Чадо! чтó Ты сделал с нами? Заключительная фраза повествования (И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем) также неопровержимо указывает на источник: никто, кроме Матери, не мог сохранить в сердце этот эпизод и слова, которые на тот момент были Ей непонятны, но которые Она поняла уже после того, как «оружие» прошло Ее сердце.

Иларион (Алфеев), митрополит. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1: Начало Евангелия. М., Изд-во Сретенского монастыря: 2016.

Достигнув зрелости и выйдя на проповедь, Иисус будет много говорить о Своем Небесном Отце. Между тем уже в двенадцать лет Он знает о том, что Его Отцом является Бог и что храм Иерусалимский принадлежит Его Отцу. Нам трудно предположить, что Мария могла рассказать двенадцатилетнему мальчику о том, что Иосиф не является Его отцом. Тем менее можно было бы ожидать подобного рассказа от Иосифа. Слова двенадцатилетнего Иисуса, обращенные к Его родителям и не понятые ими, но сохраненные в сердце Его Матери, свидетельствуют о том, что уже в раннем возрасте Он знал о Своем богосыновстве.

Трогательный эпизод, рассказанный Лукой, — единственный в Евангелиях, относящийся к отрочеству Иисуса. В следующий раз Иисус появится в Евангелии от Луки уже тридцатилетним. Между этим эпизодом и появлением Иисуса на берегах Иордана — около двадцати лет, которые Лука вмещает в одну фразу: Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк. 2, 52). Об этих годах жизни Иисуса мы не знаем ничего и можем лишь догадываться, что внешне Его жизнь ничем не отличалась от жизни обычных людей, Его сверстников и соотечественников. По всей видимости, до тридцатилетнего возраста Он продолжал жить в повиновении родителям, плотничать и изучать Священное Писание.

Мог ли Иисус в молодости получить образование где-либо в ином месте, за пределами Израиля? Нельзя исключить, что до тридцатилетнего возраста Он путешествовал по разным странам. Однако, если бы это имело место, почему бы евангелисты единодушно умолчали об этом? Если бы Иисус имел разностороннее философское образование, почему это не нашло никакого отражения ни в Его речи, ни в повествованиях о Нем? Ни одно Евангелие не дает даже намеков на то, что Иисус мог получить образование вне Своей страны.

Единственным Его путешествием за пределы Палестины, упомянутым в Евангелиях, является кратковременное пребывание в Египте, когда Он был еще младенцем. Могло ли это пребывание как-либо сказаться на формировании личности Иисуса? Согласно Матфею, Святое Семейство вернулось в Иудею в то время, когда там царствовал Архелай, сын Ирода. Его царствование началось после смерти Ирода Великого в 4 году до Р. Х., а закончилось в 6 году по Р. Х., когда император Август отправил его в ссылку. Возвращение Марии и Иосифа из Египта, таким образом, не могло произойти позже 6 года, однако вероятнее всего, произошло ближе к началу царствования Архелая, чем к концу. На это указывают слова по смерти же Ирода (Мф. 2, 19) и услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего (Мф. 2, 22): обе ремарки свидетельствуют о том, что смерть Ирода и воцарение Архелая были событиями сравнительно недавними. Таким образом, к моменту возвращения из Египта Иисус вряд ли был старше трех–четырех лет. Следовательно, пребывание в Египте вряд ли могло существенным образом сказаться на Его воспитании и образовании.

Бог смеётся последним, или Зачем человеку Библия (продолжение)

– Знаете ли вы, как можно назвать человека без интуиции?

– А разве такие бывают?

– Ещё как! И зовутся они зануды!

Мы привыкли думать, что Христос жил около двух тысяч лет назад. Но откуда у нас такая уверенность? Известно, что вплоть до 16 века люди вообще плохо ориентировались в летоисчислении. По крайней мере, той привычной системы, которой мы так запросто пользуемся сегодня, попросту ещё не было. Мы говорим, например, что Сталин умер в 1953 году, и нам все становится понятно. Но как наши предки записывали даты событий, скажем, той же Куликовской битвы или крещения Руси Владимиром, не имея простого и ясного метода записи и сохранения информации? Разве в те времена, когда ещё не было даже понятия о целостности хода мировой истории, возможно было не ошибаться? А что тогда говорить о временах удалённых на целые тысячелетия, датировки которых вообще никак не подтверждаются фактами?

Принято считать, что впервые дату Рождества Христова вычислил в 6 веке монах Дионисий Малый. То есть, через 500 с лишним лет после предполагаемой даты. Значит, пять веков человечество просто не знало, когда родился и когда умер Христос. Сначала Дионисий, используя даты Пасхи, вычислил год смерти Иисуса, а только потом, опираясь на евангельский сюжет, вычислил и дату Рождества Христова. Допущенную грубую ошибку поздно было исправлять, да и некому было это делать. Ко времени же, когда наука астрономия достаточно окрепла (17 век), чтобы перепроверить вычисления Дионисия, ошибочная дата уже была канонизирована и прочно осела в сознании современников.

В средние века (15–17 века) были распространены две формы записи имени Спасителя. Использовались: латинская буква I – первая буква имени Иисус, и буква Х – первая буква имени Христос. Когда, например, надо было написать 570 год от Рождества Христова, то писали так: ставили латинскую букву I, обозначающую – от Рождества Христова, и потом только ставили 570. Получалось – I570. То есть первые буквы имен Спасителя ставились вместе с цифрами. Таких примеров в средневековых записях найдётся немало.

На портрете царицы Марины Мнишек, жены царя Дмитрия Иоанновича,

написано – i609, что означает не 1609-й, а 609 год от Рождества Христова.

Даже в 18 веке кое-где ещё писали даты от Рождества Христова, имея в виду, что Иисус родился в 12 веке. Известна русская военно-морская карта времён императрицы Елизаветы Петровны (сер. 18 века), на которой написано: Кронштадт, карта морская аккуратная, описана и измерена по указу ея императорского Величества в 740 году флота капитаном Нагаевым, сочинена в 750 году. Видно, что числа 740 и 750 записаны даже без буквы I (i), но 750-й год – это 8-й, а не 18-й век! Скорее всего, латинскую букву I стали толковать, как 1000, а букву X, как 10 не раньше конца 16 века, удревнив историю человечества на целую тысячу лет.

Прямые датировки евангельских событий можно найти и в старинных текстах. Русская Палея, хранящаяся сегодня в Румянцевском фонде Государственной Библиотеки (г. Москва, шифр Ф.256.297.), представляет собой самостоятельную книгу, к которой указаны сразу три даты: Рождество, Крещение и Распятие Иисуса Христа. Записаны эти даты двумя способами: по Византийскому летоисчислению (от Адама) и по индикту.

Палея сообщает: В лето 5500 родился плотию предвечный царь Господь Бог наш Исус Христос декабря в 25 день. Индиктовое сообщение о Рождестве Иисуса гласит: Круг Солнцу был 13, Луна же 10, индикта 15-го.

Однако эти две даты – от Адама и индикт – не совпадают. Разработанная Фоменко специальная компьютерная программа помогла в решении этой задачи. Оказалось, что переписчики 16 веков, вписывающие в летописи эру от Адама, попросту уже не понимали смысла архаичной индиктовой записи, и переписывали текст, вычисляя индиктовые записи задом наперёд. В Древней Руси читали не слева направо, как сегодня, а справа налево, как это до сих пор делают на азиатском Востоке арабы и евреи. Значит, та же индиктовая запись 13-10-15 могла быть испорчена с какого-то периода переписывания, и со временем осесть в документах, в той же Палее.

Высчитав с помощью программы индиктовые даты, Фоменко получил соответствие летоисчислению от Адама не только Рождества Христа, но и его Крещения и смерти. Вот эти даты:

Рождество – декабрь 1152 года

Крещение – январь 1182 года

Распятие – март 1185 года

Существует книга, рассказывающая о всемирной истории, начиная от сотворения мира и до 1680 года. Называется она «Феатрон или позор исторический», и написана была на латыни в 17 веке. В 1720 году по указу Петра I переведена на русский язык епископом Гавриилом Бужинским. Однако в 1749 году указом императрицы Елизаветы Петровны Феатрон был запрещён, а все его экземпляры конфискованы. В книге рассказывалось о праздновании христианских Юбилеев, которые справлялись в Ватикане в период с 13 по 17 век. Дело в том, что книга давала ключ к разгадке тайны рождения Иисуса, а царская прозападная династии Романовых, захватившая российский трон в начале 17 века, вынуждена была придерживаться скалигеровской версии мировой истории, создававшейся, как известно, в Европе. Это только через 50 лет Карамзин, историограф Александра I, начнёт снимать кальку с европейского варианта истории и создавать историю отечественную.

По Юбилеям (празднованиям круглых дат Рождества Христова) можно легко высчитать даты жизни Иисуса. Римские папы устанавливали, в какие именно годы следует праздновать Юбилеи. Урбан IV в 1389 году учредил празднование Юбилеев каждые 30 лет. И первое такое празднование прошло уже через год, т.е. в 1390-м году.

Однако папа Бонифаций IX повелел отмечать не через 30 лет, а через 10. Это правила в Ватикане соблюдали до 1450 года. Но с 1450 года по велению папы Николая VI Юбилеи стали праздновать через 50 лет.

Таким образом, не трудно сделать вычисления и понять, какая, по мнению средневековых пап, дата соответствует рождению Иисуса.

Если в 1390 году Юбилей отмечался как 30-ти летний, т. е. кратный 30 годам, а в 1450 году – как кратный 50 годам, то получаются такие даты с интервалом в 150 лет:

1300 год – 1150 год – 1000 год – 850 год – 700 год – 550 год – 400 год – 250 год – 100 год – 50 год

Иисус Христос в Индии

В канонических Евангелиях, вошедших в состав Нового Завета, можно найти немногочисленные упоминания о детстве Иисуса Христа.

Здесь детально описана история его рождения, несколько историй из его подросткового возраста, но далее образуется большой провал в повествовании.

Как провел Иисус Христос 15 лет в период с 15 до 30 лет, информации об этом в канонических Евангелиях нет.

Можно предположить, что Иисус не считал нужным делиться тем, как он провел эти годы, где нашел свой дом, где обучался. Для ранних христиан эта информация не являлась существенной, поэтому те, кто писал Евангелия, могли вполне осознанно опустить и не описывать этот период жизни Иисуса Христа.

Современный человек стремится открыть, как можно больше сведений обо всех периодах жизни Иисуса. Это важно и потому, что мы хотим знать все о его жизни, и потому, что стремимся понять то духовное послание, которое он сделал.

Скорее всего, Иисус делился со своими близкими, учениками тем, как провел 15 лет. Эта информация, к сожалению, не нашла отражения в канонических Евангелиях, поэтому для многих история жизни Иисуса с 15 до 30 лет для многих его последователей остается непонятной.

Первые христиане были выходцами из иудейской среды, следующие поколения это уже греки и сирийцы. История о том, что Иисус получал образование в Индии, могла не понравиться первым христианам, возможно, поэтому евангелисты посчитали нужным скрыть информацию об этом периоде в жизни Христа от последователей его учений.

Николай Нотович о жизни Иисуса в Индии

Одним из первых, кто заговорил о периоде жизни Иисуса Христа в Индии, стал Николай Нотович (1858-1916), россиянин еврейского происхождения. Рожденный в иудейской семье Нотович решает принять православие. Для проведения исследований он в конце 19 столетия отправляется в Индию, где надеется приподнять завесу тайны Иисуса Христа. Исследователь посещает отдаленные монастыри, ашрамы, ему удается посетить Кашмир, Гималаи.

Что стало причиной того, что Нотович принимает решение отправиться для изучения жизни Иисуса в Индию? Скорее всего, российский писатель, дворянин, исследователь имел на руках сведения о том, что в период жизни с 15 до 30 лет Иисус провел именно в Индии. Существует версия, что такие данные им были получены в Теософском Обществе, международной общественной организации, основанной Еленой Блаватской, и в других эзотерических обществах, работавших в конце 19 века на территории западной Европы.

По одной из версий, Нотович был «отправлен» в эту экспедицию кем-то из представителей этих организаций, чтобы собрать важнейшую информацию о жизни Иисус Христа в Индии. На этот вывод наводит то, что исследователь отправлялся в экспедицию, зная, что и где искать. Во время своей поездки по северным индийским провинциям исследователь провел немало времени в общении с буддийскими, индуистскими учителями. Главной целью путешествия был сбор доказательств того, что период своей жизни с 15 до 30 лет Иисус Христос провел именно в Индии.

Результатом проведенных Николаем Нотовичем исследований стали письменные доказательства того, что Иисус действительно проходил обучение в ашрамах Кашмира.

Нотовичу был продемонстрирован оригинал древних текстов, где подробно описана жизнь Христа в Индии.

Получить разрешение на изучение подлинника ему не удалось, однако ему удалось добиться разрешения сделать несколько копий отдельных глав документа.

По возращении в Россию исследователь написал книгу, которая была издана во Франции, поскольку все издательства России отказались выпускать его рукопись. Возвращение из Франции в Россию после издания своего труда было омрачено арестом.

Исследователю пришлось провести более двух лет в тюремном заключении, после чего он был выпущен на свободу, однако ему было запрещено публиковать свои труды. Нотович был вынужден эмигрировать в Европу. Здесь он встречается с иерархами католической церкви, доподлинно известно, что он встречался с кардиналом Ротелли. Представители католической церкви настоятельно просили исследователя не публиковать труды, посвященные жизни Иисуса, проведенной в Индии.

Интересный факт, для представителей католической церкви не стала открытием информация, изложенная в трудах Нотовича, их больше беспокоил вопрос разглашения этой тайны. Чтобы исследователь не публиковал свои труды, ему католической церковью была выплачена крупная сумма. Согласился он принять деньги или отказался, неизвестно. Известно только то, что после общения с представителями церкви Нотович отказался от активной жизни публициста.

Свами Абхедананда о жизни Иисуса в Индии

СВАМИ АБХЕДАНАНДА
После изучения публикаций, автором которых стал русский исследователь Николай Нотович, знаменитый индийский духовный учитель Свами Абхелананда был потрясен сделанными открытиями. Это заставило его лично провести ряд исследований, чтобы убедиться в подлинности истории.

Свами Абхедананда, известный мыслитель, религиозный деятель, один из учеников Рамакришны, индийского гуру, проповедника, реформатора индуизма, родился в Калькутте в семье учителя английского языка. Его юность прошла в изучении западной, индийской философии. Искания привели молодого исследователя к Рамакришне.

Поскольку Свами Абхедананда исповедовал индуизм, был сторонником философского учения Веданты, основанного на учениях, дарованных «Ведами», поэтому личных интересов подтверждать или опровергать теорию Нотовича у него не было. Единственное к чему стремился мыслитель, узнать является ли это правдой.

В начале 20-х годов 20 столетия Свами Абхедананда организует экспедицию, которая отправляется в Кашмир, северную область Индии. Ему удалось лично познакомиться с древними текстами, описывающими жизнь Иисуса Христа, проведенную в Индии. Именно этот древний текст тридцатью годами ранее изучал русский исследователь Николай Нотович.

Вернувшись из экспедиции Свами Абхедананда публикует материалы «Путешествие в Кашмир и Тибет», в которых он делится результатами своих исследований. Но ему не удалось получить и представить оригинал документа, где говорится о жизни Иисуса в Индии, поэтому единственным подтверждением теории были его слова.

Николай Рерих о жизни Иисуса Христа в Индии

НИКОЛАЙ РЕРИХ
Великий русский художник, философ и мистик Николай Рерих (1874-1947) немало времени посвятил изучению периода жизни Иисуса Христа, проведенного в Индии. Великий мистик, ссылаясь на данные, полученные из различных источников, утверждал, что Иисус Христос свое духовное обучение получал именно в ашрамах, обителях мудрецов и отшельников, Индии.

Рерих был посвящен в несколько мистических орденов Европы и Востока, он был одним из близких учеников Махатм, духовных учителей, которые путем специальной подготовки, развития в себе высших способностей смогли достигнуть высокого уровня духовного просвещения проходил обучение в Тибете у Лам.

В 20-е годы 20 столетия Николая Рерих совершает несколько экспедиций, изучая Алтай, Монголию, Среднюю Азию, Тибет и Индию. Писатель, художник, общественный деятель стремится изучить проблемы миграции древних народов. Маршрут его экспедиции проходил через Кашмир (северные области Индии), Синцян (Китай), Алтай и Тибет.

Более тридцати лет после Рерих проводит в Гималаях в небольшом городке Кулу Манали. Здесь он готовит к публикации материалы, собранные за время восточных экспедиций, в которых он упоминает и то, что ему пришлось столкнуться с многочисленными свидетельствами того, что Иисус Христос, носивший в то время имя Исса, совершал путешествия по Гималаям и Индии. Рерих даже не пытался скрывать того, что сведения он получал не только у учителей в Гималаях, но и от западных эзотерических тайных обществ.

Путешествуя северными областями Индии, Кашмиру, Николаю Рериху пришлось столкнуться с большим количеством историй, легенд, повествующих о том, как Иисус Христос жил и получал образование в ашрамах. Доподлинно неизвестно, показывали гималайские учителя Рериху подлинник манускрипта, в котором изложена история Иисуса, его обучения в Индии. Известно только то, что русский философ только ссылался на то, что такие сведения существуют, не предоставляя общественности более точных доказательств.

Йогананда о периоде жизни Иисуса Христа в Индии

ЙОГАНАНДА
Парамаханса Йогананда, сыгравший важную роль в популяризации на Западе Крия Йоги, древней духовной практики, также подтверждал информацию о том, что Иисус Христос период своей жизни с 15 до 30 лет провел в Индии. В своих комментариях к Новому завету знаменитый индуистский йог рассказывает достаточно много деталей о жизни Христа в Индии.

Согласно информации, изложенной Йоганандой в своих трудах, Иисус Христос получал образование в нескольких кашмирских ашрамах, расположенных в горных районах Индии, на востоке страны в Пури, городе священном для индусов.

Иисус учился в одном из наиболее важных храмов Кришны Джаганатх. В то время, когда Иисус обучался, на территории Индии активно развивались буддистские учения, одновременно работали многочисленные ашрамы, где обучались последователи Ведических традиций.

Йогананда прямо не заявлял о том, что лично имел возможность познакомиться с древним манускриптом, где говорится об истории Христа. Йогин ссылался на собственный опыт ясновидения, а также знаниях, полученных им у высоких Гималайских учителей. В своих рассказах Йогананда говорит о том, что Иисус Христос получал знания Крия Йоги и был одним из учеников внутреннего круга Гималайских Мастеров.

Кто-то готов верить откровениям ясновидящего Йогананды, кто-то считает их неубедительными доказательствами информации о том, что Иисус Христос действительно провел 15 лет жизни в Индии, обучаясь в ашрамах.

Йоги Рамаях о жизни Иисуса Христа в Индии

ЙОГИ РАМАЯХ
Йоги Рамаях (1923 – 2006) – один из самых таинственных мистиков минувшего столетия, предоставил уникальные подтверждения тому, что Иисус Христос действительно обучался в Индии.

Более того, Йоги Рамаях раскрыл тайну того, что Иисус получал знания у бессмертного гималайского учителя Маха Аватара Бабаджи. В этот период жизни Иисуса называли Исса, в некоторых случая его имя произносится как Ишша. Имя происходит от санскритского слова «Ишвара», что в дословном переводе означает «всевышний Господь».

Свои знания о жизни Иисуса в Индии Йоги Рамаях получил от своего наставника – великого Учителя Маха Аватара Бабаджи. На вопрос учителю, видел ли он сам тот таинственный манускрипт, где повествуется о годах проведенных Иисусом в Индии, Йоги Рамаях получил ответ, что сам текст он не видел и не пытался его найти.

Ему достаточно того, что эту историю ему поведал бессмертный Махаватара Бабаджи. После того, как Иисус Христос получил знания, он вернулся в Палестину, чтобы поделиться своими познаниями с учениками и научить их практике медитации. В общинах ранних христиан (Гностиков), практиковались разные элементы Крия Йоги.

На формирование мировоззрения Иисуса Христа сильное влияние оказала Ведическая философия, нормы и основы морали Буддизма. Иисус родился в иудейской среде, в основе его проповедей лежала Библейская терминология. Однако суть его учений основана на Буддийской и Ведической традициях.

Сатья Саи Баба о тайне Иисуса Христа

Изучая историю жизни Иисуса Христа, может возникнуть вопрос, как ему удалось добраться в юном возрасте в далекую Индию.

Но даже в те далекие времена люду уже совершали дальние путешествия.

Многочисленные караваны преодолевали долгий путь, доставляя товары, уникальные манускрипты. Шелковый путь способствовал тому, что философские учения распространялись по миру, находили своих последователей.

Люди, жившие в разных регионах, имели возможность обмениваться не только товарами, но и знаниями, поэтому сегодня никого не удивляет то, что в момент рождения Иисуса в Вифлеем прибыли Волхвы с дарами, чтобы приветствовать рождение Миссии. Почему у людей возникают сомнения относительно того, как Иисус Христос мог добраться до Индии, остается вопросом.

Информация о том, что Иисус Христос обучался в Индии, крайне важна, поскольку это является подтверждением того, что источником его знаний были Ведические традиции. Это открытие позволяет говорить о том, что христианство имеет Ведические корни. Саи Баба (1926 -20011) был не единственным, кто утверждал, что Иисус Христос провел 15 лет своей жизни в Индии. Он только подтвердил то, что было известно более ста лет назад, добавив информацию важными подробностями о духовных поисках Иисуса Христа.

«По улицам и переулкам» – пешеходные экскурсии по Москве

В этом разделе вы можете ознакомиться с расписанием бесплатных экскурсий по Москве на ближайшее время и записаться на заинтересовавший вас маршрут, заполнив очень простую форму регистрации. Экскурсии по Москве организованы специально для вас, уважаемые слушатели. Прогулки по Москве не оставят вас равнодушными к судьбам людей, историям, переулкам, улицам. Ждем вас!

  • Немецкая и Капитанская слобода — московские места Пушкина и Петра Первого

    Пн. 02.12 в 12:30

    Ирина

    Записаться на экскурсию!

  • Московские пять углов: Лялина площадь

    Пн. 02.12 в 13:00

    Лариса И.

    Записаться на экскурсию!

  • По Твербулю от Пампуша. Тверской бульвар

    Пн. 02.12 в 13:00

    Светлана

    Записаться на экскурсию!

  • Разноликая архитектура Большой Никитской и музыкальный Брюсов

    Вт. 03.12 в 13:00

    Ирина

    Записаться на экскурсию!

  • Полянка наизнанку

    Вт. 03.12 в 13:00

    Ольга

    Записаться на экскурсию!

  • По царской дороге. Через площадь, которой уж нет — Старая Басманная

    Вт. 03.12 в 15:00

    Светлана

    Записаться на экскурсию!

  • Темные тайны Кулишек

    Ср. 04.12 в 12:00

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • Святыни Таганского холма

    Ср. 04.12 в 12:00

    Галина

    Записаться на экскурсию!

  • ПРЕМЬЕРА

    Устье Яузы. От дружины Дмитрия Донского до пограничников Отечества. Площадь Яузские ворота

    Ср. 04.12 в 13:00

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • Киевский вокзал — один из девяти и неповторимый

    Чт. 05.12 в 12:00

    Галина

    Записаться на экскурсию!

  • Фрунзенская набережная, Хамовники и дом-усадьба Льва Толстого

    Чт. 05.12 в 13:00

    Ирина

    Записаться на экскурсию!

  • От кваса до папирос «Ира» через систему Станиславского

    Чт. 05.12 в 14:00

    Лариса И.

    Записаться на экскурсию!

  • Сретенка — дорога российской истории. От Долгорукова до Крупской

    Чт. 05.12 в 15:00

    Светлана

    Записаться на экскурсию!

  • НОВИНКА

    Вокруг да около Воронцова Поля

    Пт. 06.12 в 12:00

    Лариса И.

    Записаться на экскурсию!

  • О садах и богадельнях, капризных царевнах и дедушке русского флота. Усадьба Измайлово

    Сб. 07.12 в 12:00

    Лариса М.

    Записаться на экскурсию!

  • Горошины Горохового поля: исторические, архитектурные, биографические

    Сб. 07.12 в 12:00

    Лариса И.

    Записаться на экскурсию!

  • Красная площадь. С седых веков до наших дней

    Сб. 07.12 в 12:00

    Светлана

    Записаться на экскурсию!

  • Один из десяти — и единственный. Чистопрудный бульвар

    Сб. 07.12 в 12:30

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • Патриаршие пруды: архитектура, история, литература

    Сб. 07.12 в 13:00

    Ирина

    Записаться на экскурсию!

  • Архитектура 21 века — комплекс «Москва-Сити»

    Сб. 07.12 в 13:00

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • Поехали, извозчик, на Арбат

    Сб. 07.12 в 13:00

    Ольга

    Записаться на экскурсию!

  • Театр, мост, магазин и многое другое. Кузнецкий переулок

    Сб. 07.12 в 15:00

    Светлана

    Записаться на экскурсию!

  • ПЛАТНАЯ

    Архитектурные приключения итальянцев в России (с посещением особняка Гавриила Тарасова)

    Сб. 07.12 в 15:30

    Галина

    Записаться на экскурсию!

  • По шелковой Воздвиженке…

    Вс. 08.12 в 11:30

    Ольга

    Записаться на экскурсию!

  • ПЛАТНАЯ

    В гостях у Сказочника. Сергей Образцов

    Вс. 08.12 в 12:00

    Наталья

    Записаться на экскурсию!

  • Набережные и мосты «Золотого острова», часть 2

    Вс. 08.12 в 12:00

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • НОВИНКА

    Летний Кремль. Коломенское

    Вс. 08.12 в 12:00

    Лариса М.

    Записаться на экскурсию!

  • Удивительные истории Старых Воротников

    Вс. 08.12 в 12:30

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • В семь часов у Никитских ворот…

    Вс. 08.12 в 13:00

    Светлана

    Записаться на экскурсию!

  • ПЛАТНАЯ

    Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском — «Восьмое чудо света»

    Вт. 10.12 в 12:00

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • О холере и чуме, фарфоровом короле и мумии у окна. Мещанская слобода

    Вт. 10.12 в 13:00

    Лариса М.

    Записаться на экскурсию!

  • Через Хитровку по Яузскому. Блеск и нищета одного московского района

    Вт. 10.12 в 13:00

    Ольга

    Записаться на экскурсию!

  • От Лубянки до Неглинки. Улица Пушечная

    Вт. 10.12 в 15:00

    Светлана

    Записаться на экскурсию!

  • Петр Великий, немцы России и маленькая Европа в Москве

    Ср. 11.12 в 12:00

    Галина

    Записаться на экскурсию!

  • Сокол. Необычная история обычного района

    Ср. 11.12 в 15:00

    Светлана

    Записаться на экскурсию!

  • Тайны Кремлевского некрополя (с посещением Мавзолея В. И. Ленина)

    Чт. 12.12 в 11:30

    Ольга

    Записаться на экскурсию!

  • Страсти по Страстному

    Чт. 12.12 в 12:00

    Галина

    Записаться на экскурсию!

  • Милютинский переулок. Святые и грешники

    Чт. 12.12 в 13:00

    Лариса М.

    Записаться на экскурсию!

  • По следам миллионеров Российской Империи

    Пт. 13.12 в 12:00

    Михаил

    Записаться на экскурсию!

  • Парк «Зарядье» — встреча 800-летней истории и современности

    Пт. 13.12 в 13:00

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • Ильинка — заповедная территория банкиров и финансистов

    Пт. 13.12 в 15:00

    Светлана

    Записаться на экскурсию!

  • Остоженка — улица, создавшая город

    Пт. 13.12 в 19:00

    Михаил

    Записаться на экскурсию!

  • Заповедная Поварская…

    Сб. 14.12 в 12:00

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • ПРЕМЬЕРА

    На бойком месте. Прогулка по Пятницкой

    Сб. 14.12 в 12:00

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • Войковская. Рассекреченные материалы

    Сб. 14.12 в 13:00

    Светлана

    Записаться на экскурсию!

  • Легенды, тайны и мифы немецкого некрополя

    Сб. 14.12 в 13:00

    Михаил

    Записаться на экскурсию!

  • Чертольские были и легенды

    Вс. 15.12 в 11:30

    Ольга

    Записаться на экскурсию!

  • Кольца Москвы как годичные кольца деревьев. Границы города разных лет

    Вс. 15.12 в 12:00

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • Большая Ордынка — первая, рожденная за рекой

    Вс. 15.12 в 12:30

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • От Красных ворот к усадьбам господ

    Вс. 15.12 в 14:30

    Михаил

    Записаться на экскурсию!

  • ПЛАТНАЯ

    Под покровом Петра (с посещением территории и подъемом на колокольню Высоко-Петровского монастыря)

    Вс. 15.12 в 14:30

    Галина

    Записаться на экскурсию!

  • Бульвар встреч. Сретенский бульвар

    Вс. 15.12 в 15:00

    Лариса М.

    Записаться на экскурсию!

  • Биографические истории Афанасьевских переулков

    Пн. 16.12 в 12:00

    Михаил

    Записаться на экскурсию!

  • Застывшая волна Льва Кекушева. Усадьба Грачевка

    Пн. 16.12 в 13:00

    Светлана

    Записаться на экскурсию!

  • В поисках садов небесных и земных на Старой Божедомке

    Вт. 17.12 в 13:00

    Лариса М.

    Записаться на экскурсию!

  • Балчуг и Садовники. Древнее Заречье

    Ср. 18.12 в 12:30

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • ПЛАТНАЯ

    Экскурсия по Храму Христа Спасителя и панорама Москвы со смотровых площадок Храма

    Чт. 19.12 в 12:00

    Ольга

    Записаться на экскурсию!

  • НОВИНКА

    Андрей Рублев. Красота без пестроты (с посещением территории Спасо-Андроникова монастыря)

    Чт. 19.12 в 12:00

    Галина

    Записаться на экскурсию!

  • О Софии, «Арифметике» и Егории в лужках. Лубянская площадь и окрестности

    Чт. 19.12 в 13:00

    Лариса М.

    Записаться на экскурсию!

  • ПЛАТНАЯ

    Обитель элиты советской культуры. Высотка на Котельнической набережной (с посещением квартиры-музея Галины Улановой)

    Чт. 19.12 в 13:00

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • Из Грязи в князи. Усадьба Царицыно

    Сб. 21.12 в 12:00

    Лариса М.

    Записаться на экскурсию!

  • Модные обстоятельства «прекрасной эпохи»

    Сб. 21.12 в 12:00

    Наталья

    Записаться на экскурсию!

  • Набережные и мосты «Золотого острова», часть 1

    Сб. 21.12 в 12:00

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • Как ты далеко, река Неглинка, улица московская моя!

    Сб. 21.12 в 15:30

    Ольга

    Записаться на экскурсию!

  • «Исходи пешком — молодым шажком — Все привольное Семихолмие». Переулки Поварской и Большой Никитской

    Вс. 22.12 в 11:00

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • «Лопни, но держи фасон!» — Все о советской моде

    Вс. 22.12 в 12:00

    Наталья

    Записаться на экскурсию!

  • Мясницкая улица — шумная, деловая и буржуазная

    Чт. 26.12 в 12:00

    Галина

    Записаться на экскурсию!

  • Комсомольская площадь — история железных дорог

    Чт. 26.12 в 13:00

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • О двух танцовщицах, поэтессе и небесной покровительнице Москвы. Рождественский бульвар

    Чт. 26.12 в 13:00

    Лариса М.

    Записаться на экскурсию!

  • ПЛАТНАЯ

    Memento Mori. Новодевичье кладбище

    Сб. 28.12 в 12:30

    Галина

    Записаться на экскурсию!

  • Первая среди равных. Улица Варварка

    Вс. 29.12 в 12:00

    Лариса М.

    Записаться на экскурсию!

  • Мясницкая улица — обитель купцов, аристократов и благотворителей

    Пн. 30.12 в 12:00

    Галина

    Записаться на экскурсию!

  • Сивцев Вражек — переулок со «знаком породы»

    Чт. 02.01 в 12:00

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • ХИТ

    Скромное очарование Ивановской горки

    Пт. 03.01 в 12:30

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • Переулками Китай-города

    Сб. 04.01 в 12:00

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • Островок из прошлого — Маросейка и Покровка

    Вс. 05.01 в 12:30

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • От кольца до кольца тишайшими улицами Москвы

    Пн. 06.01 в 12:00

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • Королева второго плана с манией совершенства. Москва Фаины Раневской

    Вт. 07.01 в 12:00

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • ХИТ

    Архитектурная жемчужина за Никитскими воротами

    Ср. 08.01 в 12:30

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • Исчезающие времена — истории Успенского Вражка

    Вс. 12.01 в 12:30

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • «Невидимки» в двух шагах от Кремля

    Ср. 15.01 в 12:00

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • ХИТ

    Хроника объявленной катастрофы — все о пожаре 1812 года

    Сб. 18.01 в 12:30

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • Вдоль по Знаменке и не только…

    Вс. 19.01 в 12:00

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • От Покровских до Яузских ворот

    Ср. 29.01 в 12:00

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • Артист совсем не то же, что актер. Москва Зиновия Гердта

    Сб. 01.02 в 12:00

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • Облаченная в мечты…

    Расписание формируется

    Наталья

    Записаться на экскурсию!

  • У стен древнего Кремля

    Расписание формируется

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • ПЛАТНАЯ

    Вперед в прошлое. Печатный двор

    Расписание формируется

    Лариса М.

    Записаться на экскурсию!

  • Я памятник себе воздвиг…

    Расписание формируется

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • Театральный разъезд

    Расписание формируется

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • О ядовитых дел мастерах и завтраках с журавлями. Улица Никольская

    Расписание формируется

    Лариса М.

    Записаться на экскурсию!

  • ЖЗЛ

    Собиратель пространства. Московские адреса Андрея Белого

    Расписание формируется

    Юлия

    Записаться на экскурсию!

  • «Москва! — Какой огромный странноприимный дом»

    Расписание формируется

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • По следам большого террора

    Расписание формируется

    Галина

    Записаться на экскурсию!

  • Вдоль по Питерской…

    Расписание формируется

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • ПЛАТНАЯ

    Дуновение Вечности. Донской монастырь и некрополь

    Расписание формируется

    Ольга

    Записаться на экскурсию!

  • «Так вышло, что живу я в Переделкино…»

    Расписание формируется

    По улицам и переулкам

    Записаться на экскурсию!

  • Огромный мир в маленькой чашке. Московский чай

    Расписание формируется

    Лариса М.

    Записаться на экскурсию!

  • Над Москвой высится Кремль, а над Кремлем — только небо

    Расписание формируется

    Людмила

    Записаться на экскурсию!

  • Белый ангел Москвы

    Расписание формируется

    По улицам и переулкам

    Записаться на экскурсию!

  • Ваганьковский холм, его обитатели и соседи

    Расписание формируется

    Галина

    Записаться на экскурсию!

  • Волшебный мир московского модерна

    Расписание формируется

    По улицам и переулкам

    Записаться на экскурсию!

  • Улица Кузнецкий Мост — обитель роскоши и моды

    Расписание формируется

    Галина

    Записаться на экскурсию!

  • ПЛАТНАЯ

    В гости к «нашему солнышку». Андрей Миронов

    Расписание формируется

    Лариса М.

    Записаться на экскурсию!

  • От кабака до колымаги — прогулка по Волхонке и ее окрестностям

    Расписание формируется

    По улицам и переулкам

    Записаться на экскурсию!

  • Милый Гоголевский. Прогулка по бульвару

    Расписание формируется

    По улицам и переулкам

    Записаться на экскурсию!

Пешие экскурсии по Москве принесут вам массу удовольствия и настроения, заряд эйфории и бодрости на целый день. Пешие прогулки по Москве с проектом «По улицам и переулкам», экскурсии по Москве бесплатно и только для вас. Благодарим вас за то, что вы с нами посещаете самые красивые места в Москве!

Вход на пешеходные экскурсии по Москве свободный, чаевые приветствуются!

Мы проводим бесплатные экскурсии для вас! Спасибо, что вы с нами! 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *