Голгофа в Иерусалиме

Голгофа

У этого термина существуют и другие значения, см. Голгофа (значения). Православный придел Голгофы в Храме Гроба Господня, современный вид. Очередь паломников, которые хотят прикоснуться к камню Голгофы в Часовне Распятия Серебряный круг под православным престолом Голгофы отмечает место, где стоял Крест Господень Алтарь на традиционном месте Голгофы

Голго́фа (др.-греч. Γολγοθᾶ, греч. Γολγοθάς; ивр. ‏גולגלתא‏‎, от арам. gûlgaltâ, букв. «череп»; в Евангелии слово истолковано как «Лобное место» — др.-греч. Κρανίου τόπος, лат. Calvariae locus) — небольшая скала или холм, где, согласно Новому Завету, был распят Иисус Христос. Сейчас находится на территории Израиля. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.

Краткая характеристика

Согласно традиции, в начале I века Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, на северо-запад от города. В настоящее время она является частью Храма Гроба Господня в христианском квартале старого города Иерусалима. Начиная с конца XIX века некоторые исследователи выдвигали другие версии о её местоположении, например Садовая могила на севере Иерусалима у Дамасских ворот.

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса

— (Иоан. 19:17-18)

Считается, что своим названием Голгофа обязана черепам, которые складывались на месте казни преступников в древнем Иерусалиме. Также существует предание, что на месте Голгофы был похоронен Адам.

Современная Голгофа в Храме Гроба Господня

Архитектурная история храма многообразно отразилась на судьбе Голгофы. Гору, на которой, по преданию, распят был Спаситель, строители и реставраторы разных эпох изменяли различными способами. Современный вид Голгофа как единый архитектурный объект приобрела в результате общего ремонта храма после пожара 1808 г. Помимо наружной лестницы с улицы, которой практически не пользуются, наверх ведут два всхода (лестницы) — правый, сразу от дверей храма, «латинский» (так как ведет к католическому приделу), левый, со стороны Кафоликона, «греческий» (так как ведет к главному, православному приделу).

Высота платформы, в которую превращена Голгофа, составляет 4,5 м, площадь 11,5 × 9,25 м. Вся эта площадь образует как бы единый храм, разделённый двумя массивными колоннами на два нефа. Левый принадлежит православным, правый — католикам. В православном нефе престол из розового мрамора, в 1 м высотой, украшен спереди декоративными, коринфского ордера, колонками. Под престолом — обложенное серебряным кругом отверстие, в которое водружен был Крест Господень. Вся поверхность скалы покрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола, в застеклённых проемах, можно увидеть серый камень «живой» Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27, 51).

В католическом нефе находится серебряный алтарь, выполненный мастером Домиником Портиджиани (из монастыря Сан-Марко во Флоренции) и пожертвованный в храм в 1588 г. Фердинандо Медичи, великим герцогом Тосканским. Он предназначался первоначально для Камня Миропомазания, чем объясняется его вытянутая, удлинённая форма. Но из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в принадлежащем им правом приделе Голгофы. Слева от алтаря Пригвождения к Кресту, под аркой, отделяющей католическую часть Голгофы от православной, стоит небольшой алтарь Богородицы Скорбящей, также принадлежащий францисканцам.

За престолом, в киоте под стеклом, помещено погрудное скульптурное изображение Богородицы, с мечом в груди. Бюст является пожертвованием португальской королевы Марии I Браганца, доставленным из Лиссабона в 1778 г.

Галерея

  • Лестница, ведущая на Голгофу

  • Распятие за престолом

  • Православный престол

  • Западная часть православного придела Голгофы

  • Часть вершины (справа от православного престола) закрыта стеклом

  • Холм, имеющий вид черепа, приблизительно в 200 метрах к северо-востоку от того места, где когда-то висел занавес у входа в храм

  • Храм Гроба Господня (1) в христианском квартале Иерусалима.

  • Иерусалим после восстановления Адрианом. Две главные дороги восток-запад были построены, а не одна.

  • Природный камень Голгофы в часовне Адама ниже места

  • Икона Иисуса, идущего на Голгофу, 16 век, Феофан Критский (монастырь Ставроникита, Афон)

  • Скалистый откос, напоминающий череп, который расположен к северо-западу от храма Гроба Господня возле Садовой гробницы с картинкой примерно 1900-х годов, выложенной на столбе для сравнения

  • Модель города древнего Иерусалима, в центре Голгофа, за замком Антония.

  • Череп и кости, символы открытия черепа Адама во время распятия Христа, хорватская церковь Задара (Хорватия) в 2006 году.

  • Камень Голгофы сегодня

  • Погребальная пещера в саду гробницы

Примечания

  1. 1 2 Голгофа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Где находится Голгофа?
  3. 1 2 Лисовой, 2012, с. 110.
  4. Лисовой, 2012, с. 111.
  5. Лисовой, 2012, с. 112.

Литература

  • Л. А. Беляев. Голгофа // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XI. — С. 688-692. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.
  • Лисовой Н. Н. Откровение Святой Земли. — 2-е изд., испр. и доп.. — Москва: ДАРЪ, 2012. — 476 с. — ISBN 978-5-485-00372-2.

Ссылки

  • Деревенский Б. Г. О местоположении Голгофы и гробницы Христа // Тайны евангельской истории. — СПб.: Алетейя, 2014. — С. 7–161. — 434 с. — (Античное христианство. Исследования.). — ISBN 978-5-906705-70-9.
  • Дорошевич В. М.. «В земле обетованной. Голгофа». М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1900.

Словари и энциклопедии

Это заготовка статьи по библеистике. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Место вблизи Иерусалима, где распяли Иисуса, является очень значимым для христиан. Что такое Голгофа с точки зрения Церкви, и какую роль эта гора играет в истории Христа, читайте далее.

История и местоположение

Израильская святыня располагается на западе страны, поблизости границы с Иорданией. Высота ее составляет всего 11,4 м над уровнем моря. Ранее гора соединялась с холмом Гареб, однако после уничтожения последнего стала частью храмового комплекса, возведенного на этом месте. Ежегодно святое место посещают около 3 млн паломников, а очереди возле нее не иссякают ни днем, ни ночью.

Голгофа – место вблизи Иерусалима, где распяли Иисуса

Если обратиться к истокам, еврейское слово «Голгофа» значит «лобное место», то есть эшафот. На нем распинали людей, а в яму, которая находилась внизу, сбрасывали трупы казненных вместе с крестами. По еще одной версии слово переводится как «череп Израиля». И правда, по своей форме гора очень напоминает череп.

До I столетия возле знаменитой святыни располагалась скала Гареб, где были построены каменоломни. Позже скалистую местность засыпали землей, а вокруг разбили сады. Также эта территория долгое время выполняла функцию кладбища, на котором были обнаружены останки гробницы Спасителя. В VII веке Голгофу признали частью храмового комплекса Гроба Господня, а на верхушке самой горы построили церковь, соединяющуюся с мартирием. Через четыре столетия рядом возвели еще один храм, а бывшие каменоломни уничтожили.

Датой обретения Гроба Господня историки называют 325 год. Именно тогда по приказу правителя Константина I было разрушено языческое капище, а на его месте собирались возвести новый храм. За прошедшие столетия храмовый комплекс не раз реставрировали, однако он до сих пор сохраняет свой величественный вид.

Долгие годы раскопки и исследования святой местности не проводились. Только в конце позапрошлого века английский археолог Ч. Гордон решил тщательно изучить Голгофу. Позже, во время реставрации 1937 г., с легкой руки Медичи храм преобразился: на стенах появились декоративные элементы, мозаики, золотые паникадила.

Схема израильской святыни

Сегодня вносить изменения в архитектурную композицию храмового комплекса строго запрещено. Сделать это можно только после письменного согласия представителей шести конфессий, которым принадлежит святыня:

  • римско-католической;
  • греко-православной;
  • сирийской;
  • армянской;
  • эфиопской;
  • коптской.

Строгий запрет способствовал тому, что даже после неоднократных ремонтных работ внешний вид храмового комплекса не потерял своей индивидуальности.

Видео «Библейские места: Голгофа»

В этом видеосюжете рассказывается об истории и значении храмового комплекса.

Значение в православии

История Голгофы, несомненно, очень важна для православного мира, однако более значимым является смысл этой святыни для верующих. Гора, на которой был казнен Иисус Христос, имеет сакральную ценность. Там Спаситель подвергся страшным мучениям, но стойко выдержал издевательства. Он продолжал висеть распятым, чтобы спасти человечество от грехопадения и даровать людям надежду на Царство Небесное. Собой Он искупил грех каждого мирянина, дав верующим спасение и вечную жизнь. Таким образом, место казни Христа – это не символ скорби или печали, а знак радости, могущества нашего Господа.

Современная Голгофа

Сегодня святая гора, как и прежде, является частью Гроба Господня. Восточная часть храмового комплекса содержит Гробницу Сына Божьего вместе с погребальной камерой, а сверху находится Храм Воскресения Господня, к которому ведут 28 ступеней.

Израильская святыня делится на три части:

  • Алтарь Распятия – место, где Спаситель принял мученическую смерть (ранее здесь располагался крест, но сейчас стоит престол);
  • Алтарь Гвоздей – тут палачи прибивали руки и ноги Иисуса к кресту;
  • Алтарь «Стабат Матер» – сюда явилась Пресвятая Дева Мария после распятия Сына Божьего.

Паломники со всего мира приходят в храм Гроба Господня, чтобы положить на святые престолы денежные пожертвования или драгоценности и помолиться Всевышнему. Посетить святыню можно в любой день с 8:00 до 17:00.

Храм Воскресения ГосподняГробница Сына БожьегоАлтарь Распятия

Верующие, которые уже неоднократно бывали на Голгофе, советуют:

  • обувать удобную обувь;
  • женщинам надевать юбку, а на голову – платок;
  • брать с собой воду;
  • быть готовым к длительному ожиданию в очереди.

По лестнице, ведущей из Гробницы Христа наверх, следует подниматься разутым. При этом делать фотографии святого места совершенно не запрещено. Совет автора

Гора, на которой распяли Сына Божьего – знаковое место для большинства последователей веры Христа. Здесь Спаситель принял мученическую смерть, даровав тем самым спасение всему человечеству. А именно потому посетить израильскую святыню стоит каждому истинно верующему христианину.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Голгофа: как выглядит гора в Израиле, где был распят Иисус

Гора Голгофа в Иерусалиме – священное место для христиан, расположенное на окраине города трёх религий. Это место неразрывно связано с возникновением главной мировой религии, и до сегодняшнего дня тысячи людей ежедневно совершают сюда паломничество.

Общие сведения

Гора Голгофа в Израиле, на которой, по преданию, был распят Иисус Христос, считается одной из двух главных святынь для христиан (вторая – Гроб Господний). Изначально она была частью холма Гареб, однако после его намеренного разрушения для строительства церкви, гора вошла в состав единого храмового комплекса.

В высоту она достигает 11,45 метров, высота над уровнем пола – 5 метров. Расположена в западной части страны, недалеко от границы Израиля с Иорданией. Голгофа на туристической карте Иерусалима занимает почётное место – ежегодно сюда приезжает более 3 млн. паломников, которых не останавливает ни палящее солнце в июле и августе, ни огромные очереди.

Историческая справка

В переводе с иврита слово “Голгофа” означает “лобное место”, на котором в древние времена совершались массовые казни. Под горой есть яма, в которую скидывали погибших мученической смертью людей и кресты, на которых они были распяты. Ещё один вариант перевода слова “Голгофа – “череп Израиля”. И действительно, многие полагают, что гора имеет именно такую форму. И первый, и второй вариант перевода очень точно отражают суть этого места.

Археологи Израиля, исследовавшие гору, выяснили, что ещё в VIII веке до н. э. на территории, где сегодня находится гора Голгофа, возвышалась скала Гареб, в которой работали каменоломы. В первом веке нашей эры территорию вокруг горы, находящуюся, в соответствии с традициями того времени, за городскими стенами Иерусалима, засыпали грунтом и разбили сад. Также раскопки показали, что эта местность долгое время была полноценным кладбищем: здесь были найдены останки множества людей, и, в том числе, гробница Иисуса Христа, расположенная в западной части горы.

В начале VII века, при реставрации церкви, гору Голгофу в древнем Иерусалиме включили в состав храмового комплекса, и возвели на ней небольшой храм, соединённый с базиликой Мартириум. В ХI веке Голгофа обрела свой современный внешний вид: при возведении ещё одной церкви, которая объединила Храм Гроба Господня и гору в единый комплекс, был разрушен холм Гареф.

В 1009 году мусульманский правитель города халиф аль-Хаким хотел уничтожить святыню. Однако благодаря медлительности правительства, этого, к счастью, не произошло.

Считается, что найден Гроб Господня был в далёком 325 году, когда император Константин I приказал снести языческий храм и отстроить на его месте новую церковь. Несмотря на то, что на протяжении столетий храм не раз реставрировали, и от прежней святыни осталась лишь малая доля, фото современной горы Голгофа в священном городе восхищают и сегодня.

Повторные раскопки в Иерусалиме были проведены английским генералом и археологом Чарльзом Гордоном в 1883 году. В ХIХ веке гору часто именовали “Садовое кладбище”. Во время реставрации, которую проводили в 1937 году, стены храмов были украшены цветной мозаикой и другими декоративными элементами. Появились и позолоченный канделябры, подаренные городу известными итальянскими меценатами Медичи.

Сегодня в архитектуру церквей Иерусалима запрещено вносить какие-либо изменения без согласия каждого из представителей 6 конфессий, между которыми разделён храм: греко-православная, римско-католическая, эфиопская, армянская, сирийская и коптская. Таким образом, внешний вид храмового комплекса в Израиле менялся на протяжении нескольких веков: архитектура храмов становилась более сложной и изысканной, однако отличительные черты утеряны не были.

Сегодня Голгофа в Израиле включена в состав храмового комплекса Гроба Господня. Фото современной Голгофы в городе трёх религий Иерусалиме впечатляют: в восточной части горы находится гробница Иисуса Христа и погребальная камера, а над ней – Церковь Воскресения Господня, попасть в которую можно, поднявшись по 28 крутым ступеням.

Гору Голгофу в Израиле можно разделить на 3 части. Первая – Алтарь Распятия, на которой и закончил свой земной путь Иисус Христос. Раньше здесь находился крест, а сейчас расположен престол с отверстием, к которому могут прикоснуться все верующие люди. Вторая часть Голгофы – место, где солдаты прибили Иисуса к кресту, носит название Алтарь Гвоздей. И третья часть, Алтарь, находящийся на вершине горы, – “Стабат Матер”. Он, как и Алтарь Гвоздей является собственностью католической церкви, однако посетить это место могут и православные, и протестанты. Согласно легенде, именно на этом месте появилась Богородица, когда распяли Иисуса Христа. Сегодня это место очень популярно у паломников: сюда приносят пожертвования и различные драгоценности.

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы Booking.com

Практическая информация:

Расположение (координаты): 31.778475, 35.229940.

Время посещения: 8.00 – 17.00, без выходных.

Полезные советы

  1. Оденьте удобную обувь и не сковывающую движения одежду. Не забудьте про дресс-код: девушкам необходимо взять с собой платок, которым покрывают голову, и надеть юбку.
  2. Обязательно возьмите с собой бутылку с водой.
  3. Помните, что по лестнице, ведущей к Гробу Господня, нужно подниматься босиком.
  4. Будьте готовы к огромной очереди.
  5. Священники разрешают делать фото горы Голгофы.

Гора Голгофа в Иерусалиме (Израиль) – священное место для христиан, которое хотя бы раз в жизни должен посетить каждый верующий.

Голгофа, Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Мария Протасеня

>Голгофа

Понятие слова «Голгофа»

Такой достопримечательностью является Гора Голгофа – это священное место для христианства на краю израильского города Иерусалим. Сюда, по поверью, нёс свой крест Сын Божий, здесь его на нем распяли. Духовный смысл слова Голгофа имеет немаловажное значение. На иврите «голгофа» значит «лобное место», там проводили публичную казнь. Под горой, имелась большая яма, куда солдаты складывали трупы преступников, а также кресты, на которых их распяли. С арамейского языка «голгофа» имеет значение «череп». По некоторым данным это могло положить основу имени известного холма.

Возможно, гора была названа именно так, благодаря своей внешней похожести с людским черепом. В христианстве укрепились другие имена этой местности – латинское «Кальвария» и греческое «Великий Кранион», что в обоих случаях означает «череп».

История Голгофы

Путем множественных археологических раскопок в районе нынешнего холма Голгофа ученые смогли получить ясное представление об этой местности. Понять порядок образования священного места. Известно, еще до нашей эры в VIII веке Голгофа являлась частью скалы Гареб, которая применялась как каменоломня. В I веке до н.э. этот район засыпали грунтом, выровняли и разбили сад, окруженный склонами гор. Раскопки также показали, что там вполне могли организовываться кладбища. В западной части скалы были найдены две гробницы, одна из них и принадлежала Иисусу Христу.

В первой половине VII века при реконструкции Церкви Воскресения Господня холм Голгофа включили в часть храма. Над горой была построена четырехугольная церковь, с востока соединённая с базиликой Мартириум.

Следующая восстановительная перестройка, прошедшая в ХI веке после случившегося пожара, придала холму Голгофа вид, который в сущности не поменялся до сегодняшнего дня. Чтобы объединить Голгофу и Храм Гроба Господня в единый храмовой комплекс, была возведена двухэтажная церковь. Отныне, попадая в Храм Гроба Господня, стало возможным передвигаться от церкви к церкви, всё ближе продвигаясь к горе Голгофе.

Где находится Голгофа в Иерусалиме?

Поблизости холма Голгофа расположилась важнейшая христианская реликвия – Церковь Воскресения Христова, чаще узнаваемая как Храм Гроба Господня. Эти две ценности, играющие важную роль в современной православной церкви (и не только), привлекают в Израиль паломников со всего света. Сюда едут миллионы людей ежегодно, чтобы увидеть и прикоснуться к священным местам, связанным с самим Сыном Божьим.

Две теории расположения Голгофы

Существуют две версии местоположения на карте места, где распяли Христа и подлинности Гроба Господня. Первой придерживаются православная и католическая церковь. Они считают нынешнее местонахождение Голгофы и место захоронения Спасителя единственно верным. Принято считать, что Голгофа находится в конце улицы, по которой Христос шел, неся свой тяжелый крест. Эта улица называется Виа Долороса или дорога скорби. Еще один момент, дающий право верить в подлинность этого места, это сам крест, на котором был распят Сын Божий. Он был скинут в цистерну с водой, в результате чего она дала трещину.

Эту получившуюся трещину мы можем увидеть и сегодня на том самом месте. Еще одним доказательством правильности расположения является сама гробница. В те времена людей хоронили по несколько человек в одной усыпальнице. Гроб Господень же отличается наличием одной ниши для тела, это означает, что пророк был захоронен в совершенно новую усыпальницу. А как гласит Евангелие, Иисуса положили в гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин 19:41).

Другая теория, которой придерживаются различные протестантские группы, считает, что церковь и гора Голгофа находятся севернее Иерусалима, за его сегодняшними границами. Правда, почему-то они упускают из виду, что границы израильского города Иерусалим очень сильно изменились с евангельских времен, и то, что в те времена было окраиной, сейчас есть центр современного города. Гора, которую они считают Голгофой, так же внешне напоминает череп и внутри ее имеются две могилы. Это место принято называть Садовая могила. Больше фактов для подкрепления этой теории нет.

Заказать голгофу для храма

Голгофой в храме называется изображение Распятия Христа с предстоящими ему Богородицей и Иоанном Богословом. Эта голгофа служит православным христианам постоянным напоминанием о крестной жертве, которую принес за них Христос. Она готовит терпеливо, по примеру Спасителя, переносить все скорби, выпадающие на долю человека. В сакральном смысле для христиан сам крест имеет огромное значение. Считается, что своим распятием Христос как бы освятил все четыре стороны света, защищая, таким образом, духовно все человечество от сил зла. Перекладина над головой Христа изображает дощечку, прибитую на кресте по приказанию Пилата. На ней рукой прокуратора были выведены символические слова: «Христос, царь Иудейский».

Перекладина под ногами Христа изображается по наклонной и означает путь из ада в рай, который указал Христос человечеству. Кровь, стекающая по кресту из Христовых ран на Голгофу, омывает в ее подножии череп и скрещенные кости. Дело в том, что, согласно преданию, под Голгофой находилась в древности могила первого человека – Адама. И Христова кровь, таким образом, омывая его кости, омывает, очищает грехи всего человечества. Иоанн Богослов, стоящий у креста – это любимый ученик Христа и единственный из них, кто не предал его в ночь страданий. Считается что перед смертью, уже на кресте, Христос фразой «Жено, се Сын твой» духовно усыновил все человечество Богородице. Поэтому каждый христианин может обращаться к ней как к матери.

В настоящее время изображение Голгофы мы можем увидеть практически в каждом российском и во многих греческих храмах. Распространено оно также у католиков. Это говорит о том, что и спустя две тысячи лет жертвенная смерть Христа, его распятие и Воскресение имеют для христианского мира непреходящее значение.

На фотографии – момент богослужения Родительской субботы.
Так называется особый день, посвященный воспоминанию наших почивших близких. Первоначально название Родительская суббота, конечно, произошло оттого, что в этот день дети поминали своих покойных родителей. Сегодня Родительская суббота – день особого всецерковного поминовения о всех усопших православных.
Почему суббота? Потому что именно в субботы с древности было заведено поминать усопших. День воскресный, по самому названию, говорит о жизни, о жизни, вливающейся в нашу душу, о жизни преизбыточествующей и торжествующей. Поэтому поминание усопших в воскресенье сокращается, минимализируется. Суббота же – день, в который Сам Спаситель наш был во Гробе; суббота – день покоя, в который Бог Творец «почил от всех дел Своих» (Быт. 2, 3). Так что, кажется, самой историей своей суббота назначена к тому, чтобы мы вспомнили отшедших от сей привременной жизни любимых наших и молились о упокоении их со святыми.
Каждая суббота в богослужебном Уставе назначена для поминания усопших. Но есть в году такие субботы, которые сугубо, то есть особо, посвящены поминанию усопших. Это пять так называемых Вселенских панихид, или Вселенских родительских суббот, и еще несколько дней
особенного поминания усопших.
Перечислим их в хронологическом порядке, по ходу Богослужебного года.
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Мясопустная суббота
Это суббота перед Мясопустной седмицей. Незнакомому со строем церковного календаря читателю все эти слова и выражения кажутся китайской грамотой. Однако, если мы разберемся, какой день так называется, все станет просто и понятно. Мясо-пустная седмица – это седмица (неделя), в которую опускается мясо. Это неделя, предшествующая Масленице. Перед Масленицей мы еще едим мясо, но потом только сыр и молоко, а потом… 40 дней Великого поста, да еще 6 дней Страстной седмицы. И лишь после этого – Пасха.
То есть, Мясопустная неделя – это последняя неделя, как говорили в старину, мясоеда. Потом мясо опускается. И вот в субботу перед этой неделей мы как раз и служим Родительскую субботу.
А почему в этот день? Потому, что воскресенье перед Масленицей называется Неделей о Страшном Суде. Когда, как не перед днем, в который вспоминается Страшный Суд, уместнее всего помолиться о наших покойных?
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста
В эти дни совершается торжественное поминание усопших. Оно установлено Церковью, чтобы не лишить усопших молитвенного предстательства во дни Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединенные с совершением полной Литургии, которая в Великий пост положена только по субботним и воскресным дням.
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Радоница
Радоница, то есть день радости для усопших, приходится на вторник Фоминой седмицы. Отметим, что это уже не суббота, а вторник. Почему? Потому, что в день Пасхи и во всю Пасхальную седмицу поминать усопших в храме не разрешается. И вот в первый раз их можно поминать на второй неделе после Пасхи, на Фоминой седмице (посвященной Апостолу Фоме).
Вторник этой седмицы и предназначен для торжественного поминания наших усопших.
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Троицкая Родительская суббота
Оно совершается в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы). Установление этой памяти уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет память Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы.
В России приняты и еще два дня нарочитого поминания усопших:
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Димитриевская родительская суббота
Поминовение усопших перед 26 октября (по старому стилю), днем св. великомученика Димитрия Солунского, установлено в 1380 году великим князем Димитрием Донским для поминовения воинов, павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 8 сентября 1380 г. Однако со временем эта суббота сделалась на Руси днем особого церковного поминовения всех усопших в вере.
Совершается эта родительская суббота, в соответствии с новым стилем, в первой половине октября.
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: День поминовения усопших воинов
В 1994 году Русской Православной Церковью был установлен и еще один день нарочитого поминовения усопших. Это суббота перед 9 мая, Днем Победы в Великой Отечественной Войне 1941–1945 гг. По уже сегодняшней традиции, для удобства верующих, поминание с субботы накануне 9 мая переносится на сам день 9 мая.
Последний день поминовения показывает, что на наших глазах творится церковная история. Сегодня мы вспоминаем всех воинов, «за веру и отечество погибших», 9 мая, а до революции для поминания павших на полях сражений воинов был назначен иной день. Указом императрицы Екатерины II этим днем стал считаться праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября (в память войны с турками и поляками в 1769 году). Сегодня особые панихиды по воинам служат в немногих храмах, да и мало кто из верующих помнит об обычае екатерининской поры. Хотя… нынешняя история связала день 11 сентября с другим страшным событием, произошедшим на другой стороне земного шара, в Нью-Йорке…
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ:
И, конечно, поминая покойных, мы не можем не вспоминать еще одну дату. Это ежегодное воспоминание дня смерти человека. День смерти – это день рождения в новую жизнь. По-человечески понятны и скорбь, и слезы. День смерти близкого нам существа – день потери… Но то, что по земным меркам кажется потерею, для вечности, для Неба есть обретение.
Когда наши близкие покидают нас, они присоединяются к сонму небожителей. Ежегодно вспоминая день смерти близкого нам человека, давайте будем помнить, что, умерев для этого мира, человек родился для иной жизни… «Поэтому-то ежегодно совершается родственниками память по умершему, в знак того, что он жив и бессмертен по душе, и некогда совершенно обновится, когда Создатель восхощет и воздвигнет его тело» (св. Симеон Солунский).
Но вернемся к теме церковного поминания.
В день поминания верующие люди приносят в храм не только записки с просьбой помянуть почивших, но и… продукты питания. Зачем? Об этом позже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *