Гомосексуализм и православие

Как избавиться от гомосексуальных наклонностей: советы бывшей лесбиянки

Я не всегда была лесбиянкой. Но к тридцати годам у меня появилась первая любовница. Меня это конкретно “подцепило”, и я была уверена, что обрела свою подлинную сущность. Интимные отношения с женщинами были лишь частью моей жизни и новой идентичности – и не единственной частью. И даже не всегда главной частью. Мне просто нравилось все женское: компании, разговоры, формы их (нашего) тела. Мне нравилось уютно с ними проводить время где-нибудь в домашней обстановке. Мне нравилось общество лесбиянок.

Как неверующий преподаватель английского, защитница постмодернизма (и постструктурализма) и противница тотального метанарратива (как христианство, например), я обрела мир и смысл жизни в своей жизни как член лесбийского сообщества, которое я помогала создавать.
Обращение и внутренний конфликт
Только после того, как я повстречалась с моим воскресшим Господом, я почувствовала весь позор своего греха, моих сексуальных пристрастий и моего греховного прошлого.
Обращение принесло с собой целую гору противоречивых чувств – от ощущения свободы до невыносимого стыда. Обращение также ввергло меня во внутренний конфликт. Хотя я ясно понимала, что Бог запрещает всякий секс вне брачных уз (в библейском понимании), мне было неясно, что мне теперь делать с моей чувственностью, с глубокой, въевшейся в меня матрицей желаний, пристрастий, все еще во многом определяющих мою тождественность.
И что является грехом? Сам однополый секс? Моя однополая идентичность? Одно уже желание этого? Насколько глубоко должно покаяние коснуться моего естества?
Знакомство с Джоном Оуэном
Среди этих новых для меня терзаний один мой друг порекомендовал мне почитать кое-что из старины – давнего богослова 17 века Джона Оуэна. Его три тома теперь объединены общим названием “Побеждая грех и искушение”.
Вначале я категорически не хотела признать (и согласиться с Джоном Оуэном), что то, что я называю “своей тождественностью”, в действительности является “живущим в нас грехом”. Но это зацепило меня. Оуэн учил меня, что грех в жизни верующего проявляется трояким образом: 1) первородный грех, исказивший природу человека; 2) искушения, соблазняющие нас каждый день; 3) живущий в нас грех, приводящий нас в отчаяние.
В конечном итоге, именно концепция “пребывающего греха” стала для меня светом в конце тоннеля, поскольку помогла мне увидеть, как Бог ведет от стыда к надежде. Я уверена, что это учение Оуэна о “пребывающем грехе” является недостающим звеном в цепи представлений в нашей культуре, что часто приводит к путанице в таких вопросах, как “что такое грех” и “как с ним бороться”.
Мы, верующие, часто восклицаем с апостолом Павлом: “Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех”. Но, “посетовав”, что мы должны дальше делать? Как нам относиться к греху, который стал частью нашей идентичности?
Оуэн предлагает четыре вещи:
1. Уморите грех голодом.
Пребывающий грех – это паразит, и он ест все, что вы ему даете. Божье Слово – это отрава для греха, если Слово это принимается всем сердцем, обновленным Святым Духом. Насыщая себя Божьим Словом, мы тем самым морим голодом пребывающий грех. Грех не выносит присутствия Божьего Слова. Поэтому наполняйте Писанием свои сердца и свой разум.
Один из способов делать это – петь Псалмы. Для меня пение Псалмов – очень эффективная духовная дисциплина, помогающая мне подчинить свою волю Божьей воле. К тому же, она способствует запоминанию Божьего Слова. Мы морим голодом пребывающий грех, когда читаем Писание вдумчиво, большими порциями – иногда даже целыми книгами в один присест. Такое чтение позволяет нам увидеть Божьи планы и Его волю в целостной картине, а не обрывочно.
2. Называй грех своим именем.
Да, он у тебя в доме живет, но ты не цепляй ему ошейник и поводок, не давай милой клички. Не позволяй греху превращаться в любимого питомца. Наоборот, признай его злом и изгони вон! Ты не сможешь приручить грех, любезно приглашая в свою обитель.
Не пытайтесь создать ложный мир. Не ищите отговорок и оправданий. Не допускайте сентиментальности. Не стройте из себя жертву. Не живите постоянным самооправданием. Если вы приведете в дом милого маленького тигренка и назовете его Пушистик, не удивляйтесь, если однажды он сожрет вас живьем. Именно так ведет себя грех. “Пушистик” знает свою работу. Иногда грех может притаиться и ждать своего момента многие года. Он обманывает своего хозяина, создавая иллюзию, что им можно управлять. Но однажды он сорвется с цепи, уничтожая все то, что ты выстроил, лелеял и любил.
Итак, будьте мудры. Не “балуйте” свои грехи. И помните, что грех – это не вы сами, если вы во Христе. Во Христе – вы сыны или дочери Царя. Вы из царственной семьи. Вам приходится потому сражаться с грехом, что он разрушил вашу идентичность. Не отождествляйте себя с грехами, хотя они с рождения укоренились в вашем сознании и сопровождают вас всю жизнь.
3. Ослабляйте силу пребывающего греха, убивая его.
Грех – не просто враг Богу. Между Богом и ним бесконечный антагонизм. Враги могут примириться. Но нет никакой возможности примирить Бога с грехом. Все, что является до такой степени враждебным Богу, следует уничтожать. Беспощадно убивать. Чем больше мы убиваем грех, тем теснее наш союз с Христом. Покаяние – главная дверь, ведущая к радости пребывания в Боге.
Наша подлинная идентичность покоится на Христе, распятом и воскресшем.
“Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху” (Рим. 6:4-6).
Сатана будет шантажировать нас пребывающим грехом, нашептывая нам, что невозможно принадлежать Христу и в то же самое время иметь в сердце (или во плоти) грех. В такие моменты мы можем напомнить сатане, что в одном он только прав: грех есть грех, и он направлен против Бога.
Однако сатана полностью искажает наиважнейшую истину. Посредством покаяния мы пребываем в воскресшем Христе. Поэтому каждый грех, который мы совершили или совершим, покрыт праведностью Христа. Разумеется, мы должны бороться с грехом. Оуэн предупреждает: не обращать внимания на грех – значит, позволить ему расти. “Кто не побеждает грех, того грех порабощает”.
4. Ежедневно культивируйте новую жизнь во Христе.
Бог не оставляет нас одних бороться с грехом в стыде и изоляции. Наоборот, посредством силы Святого Духа душа каждого верующего оживляется, т.е. она получает жизнь от Господа. Оживление – обратная сторона умерщвления. Чем больше умерщвляем грех, тем больше оживаем духовно. Такое оживление помогает нам увидеть всю картину освящения, которое включает два важных аспекта:
1) Избавление от желания совершать “любимые” грехи. Это происходит тогда, когда благодать послушания дарует нам “мощную силу нового влечения” (Томас Чалмерс).
2) Смиренное признание того факта, что мы ежедневно нуждаемся в постоянных излияниях благодати с неба, и что каким бы соблазнительным ни был грех, прятать его – это никогда не выход. По сути, самым первым и главным грехом есть попытка жить независимо от Бога, желание стать настолько сильным, чтобы побеждать грех самостоятельно. Такое стремление отражает саму суть греха. Оно – мать всех грехов.
Оуэн, однако, делает оговорку. Все вышесказанное имеет отношение только к верующим. Он говорит: “Пока человек не родится свыше, пока он не станет по-настоящему верующим, все его попытки умерщвлять грех ни к чему не приведут. Напрасно он будет использовать много различных лекарств – не будет он исцеленным”.
Что же тогда нужно делать неверующему? Вопиять к Богу, чтобы Дух Святой дал ему новое сердце, обратил его душу. “Умерщвление греха – это не то, к чему Бог призывает невозрожденного человека, – объясняет Оуэн. – Это не то, чем он должен заниматься. К чему он должен стремиться, – так это к возрождению ВСЕГО естества, а не просто к умерщвлению каких-то отдельных проявлений похоти”.

СВОБОДНЫ ДЛЯ РАДОСТИ

Книги Джона Оэуна показали мне, как сексуальная жизнь на моих условиях, в моем представлении, приводила к результатам совершенно противоположным, чем то, что мне так красочно обещал грех. Вместо свободы я получила рабство. Этот пуританин 17 века открыл мне ту схему, как лесбийские желания и моя греховная чувственность убивали в действительности мою радость.
Сегодня я нахожусь в числе “Марий Магдалин” – благочестивых женщин с греховным прошлым. Евангелие принесло нам не только благодать, но потребовало непримиримой войны. В какой-то момент посреди этого кровопролитного сражения Бог дал мне сверхъестественное, необъяснимое желание стать благочестивой женщиной, полностью посвятившей себя Богу, наполненной Его словом, Его волей. Это желание произвело и другую мечту: стать, если угодно Богу, благочестивой женой благочестивого мужа.
Единство с воскресшим Христом означает, что прошлая греховная жизнь пригвождена на кресте. Я заметила, что уже не могла вернуть эту жизнь, даже если бы захотела. Вначале это было страшно. Но когда я всмотрелась в глубину, на самое дно этого страха, я вдруг обрела мир. За распятием себя следует воскресение и жизнь.
С этим миром я также обрела глубокое осознание того, что Евангелие направляет наш взор вперед. Наш дом впереди. Сегодня одной лишь благодатью Бога я присоединилась к Божьей семье. В этой семье Бог заботится обо всех моих нуждах, даже самых мелких деталях моей жизни – идет ли речь о математических задачках или приготовления макарон с сыром. Но больше всего (если говорить о земных вещах) Бог явил Свою благодать в том, что дал мне человека, который отражает эту благодать и назвал меня возлюбленной – и дал детей, которые называют меня мамой.

В наши дни, в западном обществе в корне поменялись представления о «нормальной» сексуальности, и однополая любовь признается и даже пропагандируется как здоровая и естественная. В противовес этому, отношение православия к гомосексуализму остается однозначно осуждающим. Большая часть католической церкви и часть протестантских церквей также расценивает его как грех.

Почему гомосексуализм является грехом

И во времена Ветхого Завета, и во все века христианства однополые отношения считались противоестественным развратом, «греховным повреждением человеческой природы», как сказано в социальной концепции РПЦ.

Важно! В христианском понимании, для человека есть только один правильный, чистый, не противоречащий воле Божией способ реализовать свою сексуальность — найти себе супруга противоположного пола, одного на всю жизнь, и создать с ним семью.

В Библии есть несколько мест, где гомосексуализм осуждается прямым текстом. Например, в ветхозаветной книге Левит: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость»( Лев. 18, 22).

Гомосексуализм осуждает и апостол Павел: «…ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют»(1 Кор. 6, 9-10).

Наконец, есть слова самого Христа, которые, хоть сказаны и по другому поводу, ясно дают понять каковы нормальные, дозволенные Богом отношения: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (от Марка 6-8).

Отношение церкви к гомосексуализму

В наше время, на волне пропаганды однополой любви выдвигаются гипотезы, согласно которым, гомосексуализм — врожденная, физиологически обусловленная особенность человека. Правда это или нет, до конца не доказано, но для нравственной оценки явления, вопрос не так уж важен. У любого человека имеется предрасположенность к определенным видам грехов, с которыми ему и придется вести борьбу. Кто-то, например, по характеру склонен к лени, а кто-то к агрессии.

Природа человека, в целом, после грехопадения Адама и Евы исказилась. Даже если и такой серьезный порок, как противоестественный разврат имеет врожденные предпосылки, это не делает его «нормальным» и «естественным».

По мнению некоторых психологов, природная склонность может быть и к садизму, но изувером человек станет, только если позволит себе это.

О любви в православии:

  • Апостол Павел о любви и браке
  • Молитвы Петру и Февронии о любви
  • Молитва Николаю Чудотворцу о любви

Что богословы пишут о гомосексуальности

В творениях отцов церкви этот грех осуждается, но не анализируется. Попытки осмыслить подобное явление предпринимались только в XX веке двумя православными богословами — Антонием Сурожским и Александром Шмеманом.

Митрополит Антоний считал, что к гомосексуализму не может быть никаких природных наклонностей. По его мнению, это психологическое расстройство, которое развивается, обычно, в нездоровой, калечащей детскую душу атмосфере семьи. Владыка подчеркивал, что человек «осуждается не за влечение, а за действие». Грех будет, только если он позволит своим наклонностям реализоваться.

Отец Александр полагал, что подобные пороки порождены общей неправильностью, извращенностью человеческой природы, отношений между людьми и всего падшего мира, что, согласно христианскому учению, стало следствием отступления от Бога первых людей. Протоиерей считал, что гомосексуальность всегда сопровождается эгоцентризмом, повышенным вниманием к себе. Отсюда неспособность любить другого, непохожего на тебя.

Подытоживая, можно сказать:

  1. Православная Церковь строго осуждает однополые отношения.
  2. Борьба с противоестественными страстями, такая же духовная борьба, как с любым другим грехом. Каждому Бог посылает свои искушения. И, с помощью Божией, участвуя в Святых Таинствах, их можно и нужно преодолевать.

Протоиерей Андрей Ткачёв о гомосексуализме

«На вопрос: ответы православных священников христианам»

Вопрос: «Как Церковь относится к геям? Я боюсь, что меня не пустят и на порог, но ведь я тоже нуждаюсь в любви. Мы ведь все едины перед ликом Божьим, все дети Его.»

Отвечает игумен Тихон (Иршенко):
— Церковь давно определилась с отношением к грешному человеку: Церковь грешника любит, а грех ненавидит. И верные чада Церкви, так же относятся и к грешнику и ко греху, разделяя это в человеке. Поэтому Ваш порок не приемлется Церковью. А вот кающаяся душа, если у Вас она исполнена таким чувством, то она принимается. А, если человек упирается, цепляется за грех, оправдывает себя, то такой человек лишается церковного общения, отлучается от Причастия и на него накладывается епитимья. Впрочем, само отлучение уже является епитимьей.
Что касается любви, то здесь необходимо понимать, что любовь бывает разная. Есть любовь к Родине, матери, детям. Есть любовь между мужчиной и женщиной, есть любовь христианская, характеризуется бескорыстием и целомудрием. А есть греховная страсть: кто-то «любит» воровать, кто-то блудить, кто-то принимает помыслы от лукавого, что он принадлежит другому полу или иные извращения, внушаемые лукавым. Принимает их, считает их своими, культивирует, позволяет себя пленить ими, не борется с ними. Но это не любовь – это греховное пристрастие. Конечно, Вы нуждаетесь в христианской любви. Но христианская любовь – это не только сочувствие, это и строгость, побуждение человека к борьбе со грехом, и лишь только в некоторой своей части утешение, которое не должно расслаблять человека и человек не должен только за утешением бегать. У нас в Церкви есть такие люди, которые страдают таким недугом духовным и они приходят каяться в своем пороке, борются с этим всячески. Разная брань бывает у людей, кто –то борется с воровством, кто-то с тщеславием, кто-то с блудной страстью. А кому –то предложено Господом поприще побороться с противоестественными грехами. Поэтому нужно не стесняться ходить в Церковь за покаянием. А грех нужно возненавидеть, и всячески его от себя отвергать. Такой человек – победитель будет увенчан венцами Господними. А тот человек, который попустительствует своим грехам: — Ну, какую он любовь обретет? Какое уважение? Порок будет преследовать такого человека и мучить его будет, поэтому надо определиться в душе своей: — Как бороться с этой напастью, с этим недугом? Так что Церковь грешника, кающегося приемлет, не изгонит его. Но Церковь никогда не оправдает и не примет грех, потому что так установил Господь.

Однополая любовь: что говорит Библия и чего в ней не говорится

Хотя Ветхий Завет и боговдохновенная книга, она все же является своеобразным трудом по древнееврейской истории. Поэтому авторы книги так старательно пытаются увязать события с идеей Бога. Из противоречия между боговдохновенным писанием и исторической хроникой возникает необходимость учитывать, КТО вещает со страниц Ветхого Завета, КОМУ адресованы речи сии, КАКОВЫ причины и цели этих словоизлияний? Израильтяне были весьма малочисленным народом в те времена, их окружали враги, они должны были размножаться, хотя бы ради того, чтобы выжить. Естественно, что любое отклонение от «национальных интересов» воспринималось болезненно, считалось проявлением греха, вызывало гнев Божий. Но теперь-то другие времена, другие представления о Боге и сыне Его. Поэтому, оставаясь христианами, мы должны более трезво воспринимать Библию.

Например, мы должны понимать, что сейчас в Библии говорится не совсем то, что было в ней изначально. Ведь, на протяжении веков, она подвергалась коррекции из-за эволюции языков, многократных пере-переводов, интерпретаций, что сделало ее жертвой нашей склонности совершать ошибки и допускать неточности. Даже Новый Завет, будучи написан сравнительно недавно, во многом меняет свой смысл в зависимости от перевода.

Новый Завет

В самой популярной на Западе Библии в переводе К. James версия Послания к Римлянам (Рим. 1.26-27) такова: «Потому предал их Господь постыдным страстям: посему даже женщины их сменили естественное свое употребление тем, что против естества: И подобно им мужчины, отказавшись от естественного употребления женщин, воспылали похотью друг к другу». А другой перевод, известный под названием «Good News for Modern Man» («Благие вести для современника»), трактует это место в Библии так: «Из-за деяний их, предал их Господь постыдным страстям. И жены извратили естественное для их пола употребление, предавшись противоестественным занятиям. Также и мужи оставили естественные сексуальные связи с женами и воспылали страстью друг к другу». Перевод же J.B. Phillips трактует это событие несколько иначе: «А посему Господь, вверг их в позорные страсти. Женщины их изменили принятым половым сношениям ради того, что ненормально и противоестественно. Подобно им, мужчины, оставив природой данные половые сношения с женами, поглощены были переполненными похотью страстями друг к другу.» (Для сравнения — русскоязычный вариант: «1.26. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным, 1.27. Подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам…»)

Какая из этих трактовок в наибольшей степени близка к оригиналу? Правы ли те, кто считает этот текст осуждением гомосексуальности или нет? В действительности здесь просто утверждается, что человек НЕ ДОЛЖЕН МЕНЯТЬ СВОЮ СЕКСУАЛЬНУЮ ОРИЕНТАЦИЮ. То есть гетеросексуал не должен предпринимать попыток стать гомосексуалом, а гомосексуалы, по логике текста, не должны пытаться стать гетеросексуалами. Поэтому упоминание здесь похоти и/или пылкой страсти как греха следует отнести к греховности гетеросексуалов в их попытках практиковать гомосексуальные отношения. Но к гомосексуальности, для которой такие отношения естественны, ни вожделение, ни страсть грехом, следовательно, не являются.

В Первом Послании к Тимофею (Тим. 1. 10) версия King James использует слово DEFILE («развращать»); версия Благих вестей использует словосочетание SEXUAL PERVERTS (здесь: «сексуальные извращения»); перевод J.B. Phillips содержит выражение SEXUALLY UNCONTROLLED OR PERVERTED («сексуально распущенные и извращенные»). Взрослые люди, склонные к эксгибиционизму или педофилии — извращенцы вне зависимости от их сексуальной ориентации, (см. русскоязычный вариант: «1.10. Для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,…») Действительно, сексуальных извращений множество, но ведь любовь не имеет к ним ни малейшего отношения, будь то любовь гетеросексуальная или гомосексуальная.

В Первом Послании к Коринфянам (Кор. 6-9) у К. James используется выражение ABUSERS THEMSELVES (буквально «употребляющие себе во зло») в то время, как «Благие вести» пользуются выражением HOMOSEXUAL PERVERTS («гомосексуальные извращения «), а J.B. Phillips приводит слова THE PERVERT («извращения»). И вновь приходится признать, что эти переводы не свидетельствуют об осуждении гомосексуальности, но осуждают гомосексуальные извращения, которые, конечно же, встречаются. Впрочем, как извращения гетеросексуальные. (Русскоязычный вариант однозначно имеет в виду гомосексуалов: «Или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь, ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники.»)

Чему следовать?

Следует учитывать и то, что даже оригинал Нового Завета переводился всего лишь человеком — тем человеком, который должен учитывать нормы и правила своего времени с таким же усердием, как и законы жизни, данные Господом. Осталось в переводах и слово Божье, но появилось и то, что человек добавил от себя.

Вот почему попытка дословно следовать Новому Завету приводит, например, к необходимости отказаться от всех, кто развелся или вступил в повторный брак (1 Кор.7.10-11) и даже сам Господь призывает к этому в Евангелии от Марка (Мар. 10.11 — 12). И ведь не будут же священнослужители цитировать своим прихожанам выдержки из Первого Послания к Коринфянам (1 Кор. 6.1-7), когда кто-либо из них участвует в мирском (а не Божьем) судебном разбирательстве? И не последуют же они требованию Первого Послания к Тимофею (1 Тим. 2.9-10), запрещающему женщинам входить в храм с золотыми украшениями (с обручальным кольцом, например)? И что случится с системой образования, если к женщинам-учителям применить нормы из того же Первого Послания к Тимофею (1 Тим.2.11-12)? Список подобных несуразностей можно продолжить и дальше. Но и этого достаточно, чтобы убедиться в богатых возможностях церкви произвольно толковать те места из Библии, которые соответствуют ее сиюминутным интересам и которые можно использовать как развернутый аргумент в дискуссии.

Попытка выявить и проанализировать приведенные выше противоречия вовсе не означает, что авторы хотели принизить значение Библии. Просто мы пытались показать, что Библия была в действительности написана простым человеком и интерпретирована простым смертным, что ее положения были интерпретированы простым теологом в условиях, когда христианство становилось все более пестрым и разнообразным в своих направлениях. Даже Св. Павел признавал, что некоторые соображения в его трудах являются не Божьим откровением, а откровенной отсебятиной.

Так неужели мы поверим, что Господь во всей своей любви к людям, Господь, который ставил любовь земную, плотскую, так же высоко, как и любовь Сына Божьего Иисуса Христа к Отцу Своему, мог потребовать от неисчислимого множества гомосексуалов отказаться от этой любви, прожить без нее свою жизнь, либо же смириться с проклятиями за свое желание любить. Не в того Господа мы верим!

«Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14.14)

Иисус Христос умер за грехи наши, а не за нашу сексуальность. Ни гетеросексуальность, ни гомосексуальность сами по себе не несут греха. Секс тогда только становится греховным, когда он выходит за пределы любви. Только тогда, лишенный любви, он становится похотью и развратом. Отношения двух женщин и двух мужчин могут нести в себе не меньше любви, чем отношения мужчины и женщины. Христос умер за грехи как гетеросексуалов, так и гомосексуалов. Поэтому и мы, гомосексуалы, вправе придти за Божьей милостью, оставшись такими, какими создал нас Господь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *