Гордыня как грех

Грех Денницы

В православии считается, что этот грех вошел в мир с падением Адама и Евы. Но появление этой страсти зафиксировано значительно раньше, еще до сотворения мира. Ее авторство принадлежит самому Люциферу.

Денница не захотел быть в подчинении у Всевышнего, самый могущественный ангел, охваченный гордыней, посчитал себя равным Богу. В результате мятежник был низвержен на землю, а затем и в преисподнюю, куда не доходит свет и благодать Божья.

Интересно! Самые сильные православные молитвы на все случаи жизни

Так и в земной жизни. В основе каждого бунта или революции лежит человеческая гордость, желание получить власть над другими людьми или выстроить свой «рай». Коммунисты, как и любые революционеры, были продолжателями дела Люцифера, хотели построить новый счастливый мир без Бога. О каком уж тут смирении могла идти речь. Такого слова даже не существовало в обиходе советских граждан.

Но с падением большевистского строя, мало что изменилось. Гордости в людях меньше не стало. В сознание стали внедряться новые ценности, ничем не лучше прежних. Построение рыночных отношений нацелило людей исключительно на успех и карьерный рост. Погоня за материальными благами заставила забыть о поисках Бога.

Внимание! Узнать, что такое гордыня можно из различных православных источников в интернете, а также на сайте Википедия.

Признаки

Если изобразить в виде дерева все грехи и пороки, которые можно встретить в человеке, то гордыня будет его корневой системой. По учению святых отцов, гордыня является источником всякого зла. В чем проявляется эта страсть.

Важно! Что означает икона Нерушимая Стена

Человек, носящий грех гордыни в сердце:

  1. Не замечает своих ошибок.
  2. Не воспринимает критики.
  3. Впадает в уныние от поражений.
  4. Завидует другим.
  5. Мучается от чужого успеха.
  6. Не находит себе покоя, когда кому-то лучше, чем ему самому.
  7. Пренебрегает людьми, которые ниже.
  8. Лицемерит и заискивает перед теми, кто выше его по рангу.

Все это есть признаки того, что гордыня в человеке разрослась непомерно. Подобные проявления греха можно искоренить внедрением в сознание смиренных помыслов, любви к ближнему.

Это может произойти естественным путем, ведь зачастую сама жизнь нас смиряет. Мы болеем, стареем, испытываем опыт разлуки с дорогими нам людьми, у нас не всегда получается, что мы хотим.

И все это происходит по причине нежелания бороться с грехом.

Наверное, так самому Богу угодно, чтобы больной гордыней человек встречал в своей жизни тысячи мелких и больших препятствий для того, чтобы знал, что не он командует миром и не является его хозяином, а есть Царь и Творец. Если человек смирится и будет во всем видеть промысел Создателя, ему будет намного легче жить.

Внимание! Человек должен смиряться сам, внутренне работать над собой, учиться видеть и распознавать свои грехи.

Если добровольно не ломать и крушить свою гордыню, усердно с ней не бороться, то искоренением этого греха займется Бог, потому что он нас любит и не хочет, чтобы люди стали похожи на демонов. Господь желает, чтобы мы имели в сердце милосердие, сострадание, молитву, веру, радость, простоту, поэтому сама жизнь нас будет смирять путем скорбей и проблем. Существует несколько проявлений греха гордыни.

Осуждение

Гордыня имеет разные виды. О ее присутствии в человеке можно узнать, например, по осудительным речам о ближних.

Гордость всегда считает себя более праведной, чем все остальные, так как любит возвышать себя над всеми, используя для этого любую, даже самую малейшую, возможность.

Сколько беспощадных оценок мы давали своим ближним, каждый раз забывая о том, что истинным судьей является Бог, так как знает все об этом человеке: мысли, обстоятельства и поступки, как в прошлом, так и в настоящем, а также будущем.

Познавательно! Грех чревоугодия в православии: что это такое

Часто Господь, видя, как христиане осуждают других, попускает впадать им в те же грехи. Это смиряет душу и помогает увидеть собственные пороки так же ясно, как и чужие. Только смерть может повести итог человеческой жизни. Мы видим, как правило, лишь часть айсберга, его верхушку. Многое в жизни и душе других людей для нас скрыто за непроницаемой завесой, поэтому нужно предоставить суд Богу, единому сердцеведцу и судии.

Раскол — наследие падших ангелов

Всегда есть люди, которые недовольны тем, что происходит в церкви. Они выискивают недостатки в работе церковной иерархии, сеют смуту и подозрения среди православных верующих, которым, наоборот, нужно объединяться.

В прессе, интернете есть много лживой информации и ложных свидетельств о священнослужителях и монашествующих.

Движет людьми, которые пишут подобные сообщения, исключительно гордыня, которая закладывает фундамент для любого раскола.

Сколько сейчас появилось новых церквей, какими именами они себя только не называют. И каждая из них утверждает, что это именно она чище и святее других. То же чувство легло в основу старообрядческого движения, так как руководствуется оно не любовью к Богу и желанию сохранить Его волю об устроении церковных обрядов, а высоким мнением о своей исключительности, праведности и ненавистью к патриарху Никону.

Интересно! Православный архиерей

Единственный правильный способ исправить что-либо в церкви, — это взрастить свое собственное благочестие. А нерадивым иерархам пусть Бог будет судьей. Они были всегда и во все времена. Еще Иоанн Златоуст писал по этому поводу: «…Беззаконники, обремененные тысячью преступлений, вторглись в церковь, откупщики сделались настоятелями…». Несмотря на это, святой никогда не призывал к расколу и безропотно подчинялся вышестоящим иерархам. Он знал, что это грех раскола, и его нельзя смыть даже мученической смертью.

Прелесть – бесовское искушение

Одним из самых страшных ответвлений гордыни является прелесть. У верующих людей она проявляется в виде необычных духовных переживаний, так как с ней они могут что-то почувствовать или даже предвидеть.

Такое случается, если человек свои подвиги и труды совершал напоказ, а не для Бога. В глубине души ожидал от окружающих людей похвалы и признания, и таким образом открылся для воздействия бесовского внушения.

В житиях святых подвижников есть многочисленные примеры бесовского прельщения. Один из отшельников, поддавшись действию враждебных сил, поверил в то, что к нему являются ангелы. Подвижник ни на минуту не усомнился в том, а достоин ли он такой чести и похвалы? И впал в прелесть, полностью доверился тому, о чем вещали ему ангелы «света». Однажды к отшельнику направился проведать его отец по плоти. Когда он был еще в пути, монаху явились демоны в ангельском обличье и поведали, что идет сам дьявол, приняв вид его престарелого отца. И посоветовали убить пришельца, как только он переступит порог хижины, что несчастный в точности исполнил. Это яркий пример того, к чему приводит гордыня.

Как победить демонов в себе

Как же справиться с грехом, привычкой превозноситься над ближними, презирать их, осуждать. Как преодолеть гордыню, какими способами с ней бороться.

Самый сильный из грехов побеждается наивысшей человеческой добродетелью — любовью к Богу и ближнему. Любовь к Создателю заключается в исполнении его заповедей.

Святые отцы говорят, что наиболее действенное оружие против гордости — это любовь. Как научиться любить ближнего и победить гордыню в своем сердце.

Любовь — это одна из главных заповедей, оставленных нам Богом на скрижалях Моисеевых. Но она и самая трудновыполнимая. Все остальные заповеди являются лишь естественным следствием любви к Богу и человеку или же ступеньками, ведущими к ней. Это чувство, которое роднит нас с самим Отцом Небесным, ибо «Бог – есть любовь».

К сожалению, далеко не все правильно понимают, что это такое. Часто за любовь ошибочно принимают те приятные моменты и ощущения, которые нам дарит общение с другим человеком. Мне с ним хорошо, значит я его люблю, — это неправильное понимание сути этого чувства. Такое потребительское отношение нельзя назвать любовью. Она очень быстро заканчивается, как только другой человек нас начинает чем-либо не устраивать.

Истинная любовь дает, и ничего не требует взамен. В ней заключен главный источник духовной вечной радости. И это совсем не то потребительское чувство, которое возникает в нас, когда мы получаем какие-либо материальные блага.

Любовь – это служение. Пример таких отношений дал нам Христос, когда умыл ноги своим ученикам. Так Он любит и нас, хотя мы грешные, ленивые и непослушные.

Чувство любви необходимо воспитывать в себе каждый день. Оно не может существовать без нашей помощи и усилий. Иначе очень быстро загаснет от случайных обстоятельств, настроения, поведения ближних. Любовь заповедана нам Христом. И награда за этот труд – Царство Небесное.

Интересно! Сильная молитва на удачную продажу квартиры

Но в начале придется буквально принуждать себя. Одолело плохое настроение – не заражай им других, они не виноваты в том, что у тебя что-то не получается в жизни. Обидел кто-то – пойди примирись первым. Гордость отступит от твоего сердца, и оно станет более восприимчивым для любви. Так побеждая себя день за днем, вскоре человек уже не сможет жить по-другому. Он будет, не переставая, дарить всем любовь.

В любви очень важно научиться видеть ценность другого человека. В любом из нас есть что-то хорошее, за что можно полюбить. Только научившись находить положительные качества в окружающих, можно изменить к ним отношение и перестать осуждать, превозноситься. Любовь прогоняет из души гордыню, так как не уживается с ней в пределах одного сердца.

>Полезное видео

Гордыня – грех Люцифера и Адама, поэтому он самый страшный

Православие под гордыней понимает гордость, заносчивость, эгоизм, высокомерие и зазнайство. Гордыня – это смертный грех. Он идёт в списке смертных грехов восьмым, но по времени своего появления он первый.

В Писании сказано, что после того, как Господь создал ангелов, самый любимый из них Люцифер (Денница), отказался стать на колени перед Ним. Это было первое проявление гордыни на свете.

Падение мятежных ангелов. Лука Джордано. 1666 год. Люцифер, обуянный гордыней, поднял мятеж против Бога. В результате архангел Михаил и его небесное воинство по воле Божьей скинуло его и мятежных ангелов в преисподнюю.

Люцифер получил от Бога наибольшее могущество среди всех остальных ангелов. Это стало причиной его гордости. Считая себя равным Богу, он решил пойти против него и забрать трон Всемогущего Господа себе.

Архангел Михаил, победивший гордеца Люцифера.

Для этого он собрал среди ангелов войско, и на Небесах началась битва. Колоссальное сражение окончилось поражение Денницы. Армия ангелов, оставшихся верных Богу под предводительством архангела Михаила победила. Люцифер и все падшие ангелы были сброшены в преисподнюю. Отныне они обитают там, лишённые сияния и Божьей благодати.

Второй пример опасности гордыни – грех Адама, который возгордившись попробовал запретный плод.

Когда человек возгордился, ему не мешает вспоминать о своих прародителей Адаме и Еве. Проживая в Эдеме и будучи обеспечены всем необходимым, они, искушаемые Змием, нарушили Божий запрет. Возгордившись, Адам, уступая уговорам Евы, попробовал запретный плод. Результатом этого стало изгнание их из Рая.

Адам и Ева. Питер Пауль Рубенс. 1628 год. Грехопадение Адама и Евы – яркий пример греха гордыни.

Два этих примера свидетельствуют о том, что гордыня – это, прежде всего восстание против Бога. Горделивое существо доходит до того, что считает себя равным Творцу. При этом оно не только утверждает о таком равенстве, но и стремиться занять его место. На небе так поступал Люцифер, на земле же ему подражают различные властители и революционеры.

Жизнь Христа — пример борьбы с гордыней.

Господь наш Иисус Христос, в своей земной жизни многократно показывал нам пример смирения, начиная от омовения ног на Тайной вечере и заканчивая мученической кончиной на кресте. При этом он был наделён качествами, которыми никогда не будет наделён ни один из смертных. Его жизнь – пример смирения и борьбы с гордыней для нас.

Гордыня – стремление возвысить себя

Опасность гордыни состоит в том, что она рождается из греха и порождает другие грехи. Так богословы выводят этот грех из такого греха, как тщеславия. Ища ложного почёта и похвалы, человек получает завышенную самооценку.

Человек, болеющей духовно грехом гордыни, утверждается в том мнении, что он выше всех и достойнее.

При этом никакого объективного подтверждения этом может и не быть.

Ложное чувство собственной значимости рождает осуждение. Далее рождается желание судить других. В результате люди становятся несправедливыми судьями. В Евангелии же сказано:

(Матф., 7, 1-2)

«Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»

Об этом многие забывают, хотя понимать эти слова необходимо постоянно.

Наибольшая же опасность для возгордившегося состоит в том, что он начинает отрицать помощь других людей и высших сил. Такой человек начинает хвастаться своими достижениями, присваивая их себе.

Хвастаясь своими достижения, человек сам того не подозревая, подвергается греху гордыни

В результате он возвышает себя, а других принижает. При этом человек даже может не осознавать того, что он подвергается воздействию самого свирепого греха. Со временем он может привести к погибели – богоборчеству.

Признаки греха гордыни

Гордыня мать всех грехов, потому, что гордец считает себя выше всех и вправе делать что пожелает. Естественно, то в этом случае грехопадение человека может случиться быстрее, чем в том случае, когда бы он был скромен.

Гордецы оскорбляют и принижают других людей.

Кроме того, он высокомерны, властолюбивы, злопамятны. Практически все пороки свойственны гордецу, а вот добродетели обычно он себе приписывает.

Для того чтобы вовремя остановиться в несправедливости и спасти себя, человеку необходимо знать, что существуют следующие признаки гордыни:

  • желание превозносить себя и свои достижения;
  • чрезмерное себялюбие, высокомерие, а также желание хвастаться своими достижениями;
  • обидчивость, злопамятность, желание быть всегда первым;
  • властолюбие, желание повелевать;
  • наслаждение от унижения других людей, презрение к ним.

Гордецы не понимают, что Бог может навлечь на них те пороки, которые они видят в других людях. Человек не в состоянии полноценно и справедливо оценить людей, его окружающих. Нельзя прочесть мысли не только своего врага, но и даже друга. Кроме того, покаяние обычно не видно, а видны лишь страсти.

Господь Наш Иисус Христос никого не обвинял и не обличал людей, даже впавших в страшный грех. В Евангелии от Иоанна сказано:

(гл. 8, ст. 7)

«…кто из вас без греха, первый брось в нее камень».

Эти слова были обращены к книжникам и фарисеям, гордившимся своей ученостью. Спаситель всегда говорил о том, что пока жизненный путь человека не окончен, у него всегда есть возможность пойти по истинному пути и всё исправить.

Только Высший суд после смерти подводит черту под земной жизнью.

Об этом необходимо помнить, рассуждая о том, почему гордыня самый страшный грех.

Гордость и гордыня — синонимы

В наше время появилось много направлений в психологии и психологических школ, которые утверждают, что гордость – это неотъемлемое качество человек. Говорится, что человеческая личность будет неполна, если он не будет гордиться собой. Проводятся даже специальные тренинги, направленные на повышение уровня собственной самооценки.

Православная Церковь однозначно говорит о том, что гордость и гордыня – слова-синонимы. Очень часто в Библии, говоря о том, что тот или иной человек греховен, говориться, что он гордый. При этом люди светские указывают на то, что слово «гордость» упоминается, например, по отношению к Отчеству и Родине.

Заявлять о гордости за что-то, не приложив к этому усилий нельзя.

Православному, в этой связи необходимо помнить о том, что верующему необходимо гордиться своим духовным подвигом или же тем, что дал ему Господь.

Естественно, что гордость не полностью равно гордыне, но она может легко перейти в неё. Также обстоит дело с самолюбием и тщеславием. Со всеми духовными проблемами и потребностями необходимо идти в храм, а не обращаться к сомнительным услугам бизнес-тренеров и психологов.

Гордыня резко порицается в Библии

Гордыня в Библии упоминается неоднократно. Все упоминания о ней резко отрицательные и носят негативную характеристику. Так в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова, сказано:

(Сир. 10:15 рс)

«Начало греха – гордость»

Именно из этого утверждения православные выводят тот постулат, что гордость – мать всех грехов.

В Библии при этом также говориться, что Бог ненавидит гордыню:

Притчи 8:13

«…гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста Я ненавижу»

Кроме того, Он наказывает гордецов, противится им, а смиренным даёт благодать:

Иакова 4:6.

«…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»

Разрушение Вавилонской башни

В Писании имеется множество примеров, когда Господь наказывал гордецов. Самый яркий из них – разрушение Вавилонской башни. Кстати, такое наказание предусмотрено не только для неверующих, но и для верующих.

Самым же страшным последствием гордыни может стать то, что человек отвергнет от себя Божью истину. Дело в том, что гордость не даёт возможности человеку признать себя грешным.

Самое страшное последствие гордыни — отвержение Божьей истины

Это, в свою очередь, не позволит человеку раскается в своих греха. Нераскаявшийся человек не обратится к Творцу за прощением. Таким образом, ослепляя разум, гордыня приводит человека к вечной погибели.

Смирение – путь спасения от гордыни

Для того чтобы победить такой грех, как гордыня, необходимо стяжать противоположную ему добродетель. Такой добродетелью является смирение. Она заключается в том, чтобы смирять себя перед ближними. Если вы одержимы гордыней, вам нужно своего брата почитать разумнее себя и превосходнее во всём. Авва Дорофей определил это так:

Авва Дорофей Святой

«… почитать себя ниже всех».

Подобным образом можно увидеть в других много хороших, добрых качеств, которые скрыты в других. Смиряясь, принижая себя, можно также увидеть в себе те недостатки, которые не даёт нам разглядеть наше самолюбие. Оно же преувеличивает наши достоинства, что может не соответствовать действительности.

Смирению должно способствовать самоукорение.

То есть необходимо во всех бедах обвинять не окружающих, а самого себя. Человек должен всё время помнить о своих грехах и сопоставлять их со своими достижениями. Это позволит вовремя отрезветь и не впасть в гордыню.

В связи с этим стоит привести в пример поступок Господа Нашего Иисуса Христа, когда он умыл ноги своим ученикам на Тайной вечери. В иудейской традиции обмывать ноги перед трапезой должны были слуги.

Тайная вечеря. Монументальная роспись работы Леонардо да Винчи

Таким образом, омыв ноги апостолу Петру, Христос дал понять, что он пришёл в мир служить людям, а не для того, чтобы они служили ему. Это яркий пример смирения и следовать ему должен каждый православный христианин.

При этом необходимо давать отпор всем модным веяниям, которые есть происки Диавола. Так в последнее время широко распространились разные курсы и тренинги, на которых утверждается, что гордость нужно воспитывать. Естественно, что человек должен жить в согласии с собой. Однако же воспитывать в себе превосходство над другими – это явно грех гордыни.

В борьбе с гордыней необходимо уповать на Бога

Православный должен всегда помнить о том, что без Божьей помощи он не может справиться с грехами. Так все совет по борьбе с гордыней будут пустыми, если не обратиться за помощью в храм. Только здесь покаявшись и помолившись, можно обрести Божье заступничество. Никакие самоупражнения и самовнушения не помогут получить Божью благодать и оружие против Диавола.

Видео: Как избавиться от гордыни? (протоирей Владимир Головин)

Необходимо отметить, что прилежные прихожане обычно не подвержены данному греху. Дело в том, что они постоянно общаются со священником, который может помочь им в случае затруднения. Кроме того, общаясь с набожными людьми, можно научиться у них скромности. Скромность и смирение же – главные орудия борьбы против греха гордыни.

Иеродиакон Кирилл (Попов) 17.06.2017 23633

Для наиболее полного понимания, что такое гордость и каковы ее свойства, необходимо установить и прояснить смысл этого понятия, а для этого выявить его функционирование в греческом языке: именно на него был переведен текст Септуагинты и на нем написан Новый Завет. А затем следует уточнить значение этого термина в славянском и русском языках, на которых читаем Священное Писание мы с вами.

СТРАСТЬ ГОРДОСТИ: НЕ КРАТКО, НО О САМОМ ГЛАВНОМ. ЧАСТЬ 2.

Обращение к тексту Священного Писания дает возможность увидеть, что для именования страсти гордости наряду с основным понятием, называемом в русском языке «гордость», употребляется также слово «гордыня», в большей степени свойственное славянской традиции — церковнославянскому библейскому тексту. При этом ряд примеров позволяет говорить о некоторых закономерностях употребления этих единиц, обусловленных, в том числе, и контекстом.

Прежде всего обратимся к текстам Священного Писания, написанным на греческом языке. Основным греческим термином, именующим страсть гордости, является слово ὑπερηφανία (на латинице huperеfania). При этом словарные материалы древнегреческого языка позволяют обратить внимание на некоторые особенности его бытования. Так, словарь греческого языка Нового Завета для греческого ὑπερηφανία дает русские соответствия «гордость, заносчивость, высокомерие». В то же время словарная статья двуязычного словаря А. Д. Вейсмана позволяет увидеть внутреннюю форму этого сложного слова: ὑπερηφανία — чрезмерная гордость, высокомерие, а также ὑπερηφᾰνέω — слишком гордиться, быть высокомерным, сходные сведения обнаруживает Большой древнегреческий словарь: ὑπερηφᾰνία — 1) высокомерие, заносчивость, презрительность; 2) пренебрежение, презрение. Показательным является само наличие первой части этого греческого слова, имеющей значение «сильно, крайне; в еще большей степени; свыше, сверх».

Проводя аскетический анализ страсти гордости, С. М. Зарин указывает: «По своему филологическому составу υπερήφανος означает человека, который “себя” чрезмерно показывает, т. е. который, обладая громадным самомнением, при всяком случае выставляет свою личность на первый план. Таким образом, ύπερηφανία очень часто связана с внешнею пышностью, роскошью».

Примечательными в этом смысле являются отмеченные ранее библейские стихи, свидетельствующие о гордости (греч. ύπερηφανία — слав. презорство) Денницы (Авд. 1:3), превозношении и надменности (греч. ύπερηφανία — слав. гордыня и гордость) Антиоха Епифана, расхитившего храм (см. 2 Мак. 5:21; 1 Мак. 1:20-22, 24), надменности Моава (греч. ύπερηφανία — слав. гордыня) (Ис. 16:6). Характерно и использование греч. ύπερηφανία (слав. гордыня) при описании гордости грешника, проявляющейся и во внешнем облике его (Пс. 72:6-9).

Еще одним из основных обозначений исследуемой страсти в греческом языке является также слово ὕβρις. С. М. Зарин отмечает, что и оно, «без сомнения, связано с υπέρ и означает собственно поставление себя выше всяких границ, высокомерие. При этомὕβρις может иногда проявляться и в пренебрежении законов священных, божественных».

Исследованный библейский материал позволяет отметить употребительность слова «гордый» во многих контекстах, описывающих отступление грешника от праведных путей Господних.

Действительно, исследованный библейский материал позволяет отметить употребительность слова «гордый» во многих контекстах, описывающих отступление грешника от праведных путей Господних — законов Его. Это и упоминание о глазах гордых (греч. ὀφθαλμὸς ὑβριστοῦ — слав. око досадителя) (Пс. 6:17), и о противлении нечестивого Богу с гордою выею (греч. ὕβρει — слав. укоризна). Высокоумие (греч. ὕβρις — слав. досаждение) и надменность (греч. ὕβριν — слав. укоризна) гордых ставятся в один ряд с другими беззакониями (Ис. 13:11), гордость (греч. ὕβριν — слав. укоризна) и высокомерие (греч. ὕβρεως — слав. досаждение) Моава подразумевают и злоумышления к нечестию ближнего, и противление народу Израильскому — народу Господа Саваофа, которому дарован Закон (Ис. 16:6; Соф. 2:10).

Оттенок бахвальства, имеющийся у этого слова, обнаруживается и в некоторых библейских отрывках.

Наряду с этими наиболее часто встречающимися в библейских и святоотеческих текстах именованиями гордости встречаются и другие. В ряде случаев можно видеть слово αλαζονεία — у классиков, как отмечает С. М. Зарин, оно обозначает «хвастовство». Оттенок бахвальства, имеющийся у этого слова, обнаруживается и в некоторых библейских отрывках: с великой гордостью (греч. ἀλαζονείας — слав. гордыня) превозносился военачальник Никанор, назначенный правителем Иудеи во времена Маккавеев (2 Мак. 15:6), надменностью (греч. ἀλαζονείας — слав. гордыня) называется надежда на собственные силы вместо упования на Бога, обличаемые апостолом Иаковом (Иак. 4:15-16), самохвальством (греч. ἀλαζόνας, ἀλαζόνες, ἀλαζονεία — слав. гордый, величавый, гордость) именуется гордость людей, отступивших от Бога (Рим. 1:28-31, 2 Тим. 3:2-5, 1 Ин. 2:16).

Встречается в тестах и греческое τύφος («кичливость»). О такой возможной гордости (греч. τυφωθεὶς от τυφóω — слав. разгордевся) поставленного из новообращенных епископа предостерегает апостол Павел (1 Тим. 3:6), также апостол говорит о напыщенности (греч. τετυφωμένοι от греч. τυφóω — слав. напыщени) как свойстве людей, отошедших от Бога (2 Тим. 3:2-5).

В иврите гордость именуется как gaavah (אָוָה) — надменность, величественность, раздувание, это понятие часто переводится как «превосходство», «высокомерие», «гордость», «вознесение». Еврейский глагол gaah буквально означает «вырастать; подниматься высоко». От него происходят слова, передающие мысль о гордости, — как «высокомерие», «тщеславие», «величие».

Можно заключить, что славянское слово «гордость» в древнегреческом языке имеет несколько значений.

Таким образом, можно заключить, что славянское слово «гордость» в древнегреческом языке имеет несколько значений — это высокомерие, надменность, превозношение, кичливость и др. Примечательно, что в Библейском тексте на греческом языке слово «гордость» имеет разную семантическую окраску, выражая ту или иную степень пагубности греховной страсти, в то время как славянский текст отражает всю сущностную полноту, целостность и многоаспектность страсти гордости.

Кратко обозначив особенности употребления этих понятий в оригинальных языках Священного Писания Нового (греческий) и Ветхого (еврейский) Заветов можно отметить, что слова «гордость» и «гордыня» применительно к текстам библейским, как это следует из анализа старославянских источников, могут передавать одно и то же греческое понятие — ὑπερηφανία. В то же время старославянское гръдыни является соответствием греческих μεγαλαυχία «похвальба, хвастовство, самонадеянность» и τύφος «надутость, гордость, спесь, самомнение, пустое воображение».

Каждое из двух понятий имеет ряд других, отличных значений и соответствий в греческом языке.

То же можно отметить и в церковнославянском языке: при тождественности определений: гордость — «высокомерие, надмение» и гордыня — «гордость, высокомерие», каждое из двух понятий имеет ряд других, отличных значений и соответствий в греческом языке.

Анализ приведенных ранее библейских отрывков показывает вместе с тем большую последовательность в передаче соответствующих греческих слов в церковнославянском языке по сравнению со словоупотреблением Синодального перевода. Так, греческим единицам ύπερηφανία и αλαζονεία соответствуют оба славянских слова — «гордыня» и «гордость», также славянским «гордость» может переводиться греческое ἀγερωχία «гордость, надменность». Для всех прочих греческих основных именований гордости, гордых и их поступков находятся в славянском языке иные синонимы: греч. ὕβρις — слав. досаждение, укоризна, презорство; единицы однокоренные греч. τύφος — слав. разгордевся, напыщени; греч. ὕψωμα, ὕψος, ὑψώθη — слав. возношение, возвышение, вознесеся.

Примечательное наблюдение над содержанием греческих понятий, переданных славянскими досаждение (презорство), досадитель и гордыня находится у святителя Василия Великого в его толкованиях на пророка Исаию. Изъясняя слова пророка (Ис. 2:12), святитель отмечает: «Может быть, первый грех есть досаждение (презорство) и гордыня (выделено нами. — Прим. автора) (букв. с греч. Τάχαπρώτη ἁμαρτία ὕβρις kaí ὑπερηφάνια), потому что диавол, сделавшись досадителем от пресыщения дарованными ему благами, отступил от Бога и отторгнул с собой сопротивные силы. <…> Началом гордыни бывает обыкновенно презорство (с греч. ἀρχή τῆς ὑπερηφάνιας ή ὕβρις εἶναι). Кто презирает и считает за ничто других и одних признает бедными, других — людьми низкого происхождения, иных же — невеждами, тот вследствие такого презорства (ὕβρεως) доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, благородным, богатым, сильным, и презрение служит для него началом гордыни (υπερηφανεύεται). Ибо гордиться — значит прилагать усилие стать выше других, а чтобы достигнуть сего, человек уничижает ближнего, превозносит же себя самого. И презорство есть начало гордыни, и гордыня — злое порождение презорства (Καὶ ἔστινή ὕβρις ὑπερηφάνιας ἀρχή, καὶ ή ὑπερηφάνια κακόν εγγονών ἐστι τῆς ὕβρεως)». Богач и Лазарь

В то же время слово «гордыня», употребленное в Синодальном переводе, может являться эквивалентом не слова ὑπερηφανία, а иных — «слава» (δόξα) (Ис. 14:11), «наглость, дерзость» (ὕβρις) (Иер. 50:31-32), «надменность, кичливость» (γαυρίαμα) (Сир. 47:5). «Гордость» же в русском Синодальном переводе соответствует греческим ὕβρις (наряду с «высокомерие», «высокоумие», «надменность»), ύπερηφανία (переводится также рус. «высокомерие», «надменность», «превозношение»), αλαζονεία (также рус. «надменность»). Можно видеть, что данные слова в большей или меньшей степени соответствуют основному значению греческого ύπερηφανία, поэтому для составления верного мнения о том, какой смысл исконно был заключен в нем, следует обращаться преимущественно к церковнославянскому тексту, в большей степени ориентированному на греческий текст.

Материал исторических словарей дает возможность говорить о большей последовательности, наблюдавшейся в прошлом при осуществлении переводов с греческого языка.

Материал исторических словарей дает возможность говорить о большей последовательности, наблюдавшейся в прошлом при осуществлении переводов с греческого языка. Словарь XI-XIV вв. позволяет увидеть более точное соответствие др.-рус. гърдыни «высокомерие, надменность; кичливость» греч. ὑπερηφανία «высокомерие, заносчивость, презрительность», тогда как гърдость с тем же значением «высокомерие, надменность; кичливость» является переводом целого ряда греческих понятий: ἀλᾱζονεία «бахвальство, хвастливость, кичливость, заносчивость», τὴν ὀφρῦν, связанного со значением «насупить брови, морщить чело, смотреть угрюмо или гордо», ὑπερηφανία «высокомерие, заносчивость, презрительность», τύφος «надутость, гордость, спесь, самомнение, пустое воображение», ὕβρις «наглость, дерзость». Такое словоупотребление во многом отлично от отмеченного в старославянском, а в ряде случаев и в церковнославянском языке.

Здесь представляется важным упомянуть об истории анализируемых слов. Структура обоих понятий — гордость и гордыня — указывает, что они являются однокоренными и очевидно восходят к общеславянской основе gъrdъ, имевшей, предположительно, несколько значений «разборчивый», «придирчивый», «привередливый». В некоторых родственных языках данная основа приобрела несколько иное семантическое значение: словенское «gȓd» — «уродливый» (сохраняется негативный оттенок). Кроме того, вслед за М. Фасмером многие исследователи при установлении происхождения слова «гордый» считают необходимым провести параллель и с латинским «gurdus» — «глупый».

Рассмотрение слова понятия «гордость» в библейско-богословских словарях и энциклопедиях в целом основывается на тексте Священного Писания и изначально определяет, что гордость — отрицательное качество.

Рассмотрение слова понятия «гордость» в библейско-богословских словарях и энциклопедиях в целом основывается на тексте Священного Писания и изначально определяет, что гордость — отрицательное качество. Например, такое понимание гордости как греха обнаруживается в Библейском Богословском Словаре 1872 года под редакцией В. Михайловского, представляющего собой перевод французского словаря 1862 года с добавлением некоторых извлечений из неканонических книг. Так, в нем отмечаются осуждение гордости Богом, ее последствия, основания, приводятся примеры гордецов. Подобным же образом организована словарная статья из Библейского словаря Б. Геце (1923), также определяющая гордость как грех.

Библейская энциклопедия Брокгауза (первое издание, 1960) указывает, что «гордость в библейских текстах подразумевает высокомерие», а также, приводя понятия «гордость, тщеславие, надменность», отмечает: «все три слова в Библии всегда означают качество, противное Богу».

Материал Евангельского словаря библейского богословия (1996) свидетельствует о том, что понятие «гордость/величие (pride)» «иногда упоминается в Ветхом Завете в положительном смысле» при обозначении величия Божия, основным все же является отрицательный его смысл. В Новом Завете значения всех слов, именующих гордость, конкретны и имеют только отрицательное значение. В словарной статье достаточно подробно рассматривается словоупотребление еврейского и греческого текстов, определяются библейские контексты, описывающие гордых, указывающие на последствия гордости.

Новое осмысление этого понятия, во многом определяемое переводом словаря с французского языка на русский язык, содержится в католическом словаре библейского богословия (первое издание, 1970). В нем фактически отражена попытка рассмотреть возможные положительные оттенки слова «гордость», оттенить его от значения понятия «гордость/гордыня». При этом «гордость/гордыня» традиционно представляется авторами как грех, отрицательное качество через выявление на основе Священного Писания различных форм гордости (тщеславие, надмение, высокомерие, гордыня), ее последствий, примеров гордецов и наказания их.

Иная «гордость» — дерзновение — требует дополнительного комментария.

Иная «гордость» — дерзновение — требует дополнительного комментария. «В Библии нет особого выражения для обозначения гордости в положительном смысле, но характерные черты этого качества базируются на двух моральных состояниях. Одно из них всегда благородно и переводится греч. словом παρρησία, родственным понятию «свобода». Евреи выражают его при помощи перифраз: стоять прямо, с поднятым лицом, открыто выражать свое мнение; гордость проявляется в полной свободе слова и поведения. Другое состояние близко чувству доверия и представляет собою как бы его излучение; греки обозначают его словом хαύχησις, что значит «хвалиться чем-нибудь», опираться на что-либо, дабы иметь уверенную осанку — для полного осуществления своего существования перед самим собой, перед другими, перед Самим Богом; этот род Гордости может быть благородным или тщетным в зависимости от того, опирается ли она на Бога или на человека».

Однако необходимо обратить внимание, что отмеченное авторами понятие παρρησία имеет в греческом языке, как можно видеть на основе словарных материалов, значение, не соотносящиеся напрямую со значениями иных терминов, непосредственно именующих гордость: «1. откровенность, прямота, 2. невоздержанность на язык, 3. дерзание, смелость», а потому передается при переводе на русский язык как «упование, дерзновение, уверенность», но не «гордость».

В Католической энциклопедии, гордость (pride) рассматривается как отрицательное качество в человеке и самый Богопротивный грех. Определяется гордость как чрезмерная любовь к самому себе, чувство собственного превосходства. Гордый человек выходит из подчинения Всемогущего Бога и живет по собственным правилам. В этом проявляется презрение и отвержение Бога.

Неуместными представляются попытки оправдать человеческую гордость через противопоставление ей так называемой «гордыни» в предположении, будто гордость — это хорошо, а гордыня — плохо.

«Гордость (pride)» подобным же образом рассматривается и в Большом библейском словаре (2001). Его авторы, определяя, что гордость «в положительном смысле — реальное и оправданное уважение к себе» (в таком случае его передают греч. понятия παρρησία и хαύχησις), отмечают, что «обычно в Библии, и в Ветхом Завете, и в Новом Завете, гордость упоминается в ее греховном значении», потому «неуместными представляются попытки оправдать человеческую гордость через противопоставление ей так называемой «гордыни» в предположении, будто гордость — это хорошо, а гордыня — плохо».

В патристическом греческом словаре Lampe G.W.H. гордость (ὑπερηφανία) определяется как высокомерие (arrogance), грех, который убивает душу (sinwhichdestroyssoul).

В Православной энциклопедии говорятся, гордость — один из основных человеческих пороков. Может обозначаться и др. греч. словами, приобретая при этом различные смысловые оттенки (самомнение, спесивость или кичливость, хвастовство, высокомудрие). В Библии гордость не выступает как положительное качество, святые отцы рассматривают гордость как, тяжкий грех.

Подводя итог, важно отметить, что в библейских контекстах греческой и славянской традиции гордостью обозначены именно отрицательные свойства этой страсти.

Подводя итог, важно отметить, что в библейских контекстах греческой и славянской традиции гордостью обозначены именно отрицательные свойства этой страсти. Термин «гордость» в Священном Писании заменяется словом высокомерие, надменность, но это слово присутствует в переводах Писания на русский язык. В то же время современными исследователями порой определена возможность выявления некоторых положительных ее черт на основе анализа в некотором смысле соотносимых с ней понятий. В связи с этим необходимым оказывается обращение и к соответствующим традициям словоупотребления. На основании рассмотренного вопроса наша позиция сходится с точкой зрения дореволюционного исследователя еп. Виссариона (Нечаева), который говорил: «Слово Божие часто говорит о гордости, но оно совсем не знает гордости благородной… Священное Писание только обличает и осуждает гордость, как тяжкий грех».

Таким образом, обращение к словарным и энциклопедическим материалам позволяет говорить о том, что гордость традиционно осмысляется исключительно как отрицательное качество, и только со временем стали предприниматься попытки определить у этого понятия некоторые положительные оттенки значения. Особенности такого словоупотребления можно обнаружить в современных европейских языках, что прослеживается на примере, в том числе и русской книжной традиции, о чем подробнее будет сказано в следующих частях этой статьи.

монах Кирилл (Попов)

Греческо-русский словарь Нового Завета. — М.: РБО, 2012. — С. 215.

Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — Стлб. 1280.

Большой древнегреческий словарь. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. — С. 787.

Там же.

Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2. — СПб., 1907. — С. 297.

Там же.

Там же.

См. там же.

Шапиро Ф. Л. Иврит-русский словарь. — М.: ГИИНС, 1963. — С. 244.

Старославянский словарь. — М., 1994. — С. 178.

Большой древнегреческий словарь. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. — С. 648

Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — Стлб. 1264.

Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. — М.: Отчий дом, 2013. — С. 128.

В данном случае обозначаются только случаи употребления имен существительных, то есть отдельно не рассматриваются образованные от них прилагательные и глаголы, содержание соответствующий корень -горд-.

См. тамже.

См. тамже.

См. там же

Там же. P.263.

Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Толкование на пророка Исаию. — М.: Собственная типография, 1900. — С.100.

Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — Стлб. 915.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М. Фасмер. — 4-е изд., стереотип. — М.: Астрель, 2004. — Т. 1. — С. 109.

Библейский богословский словарь / под ред. В. Михайловского. — М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1995. — С. 81-84.

Библейский словарь Б. Геце. — М.: Издательство пастора Гетце, 2011. — С. 88.

Библейская Энциклопедия Брокгауза. — М.: Костюков, 2009. — С. 203.

Евангельский словарь библейского богословия. Под ред. У. Элуэлла. — М.: Библия для всех, 2005. — С. 246-247.

Евангельский словарь библейского богословия. Под ред. У. Элуэлла. — С. 246-247.

Словарь библейского богословия. — М.: Кайрос, 2003. — С. 225-231.

Симфония словарных форм. Словарное определение. Электронный ресурс. // URL: http://manuscript-bible.ru/S/D/7061.htm#pa%u0453r%3Dhs%u042Ba (дата обращения: 01.03. 2016).

TheCatholicEncyclopedia.Volume 12. NewYork, 1911.P. 405

Уолтер Элуэлли Филип Камфорт. Большой библейский словарь. — М.: Библия для всех. 2007. — С. 311.

Там же.

Гордость

В Викисловаре есть статья «гордость»

Го́рдость — положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности. В переносном смысле «гордостью» может называться причина такой самооценки (например, «этот студент — гордость всего института»).

В христианстве гордость — самая главная из семи страстей, первопричина всего зла. Согласно Библии, гордость или гордыня — это завышенное мнение о себе, побуждающее смотреть на окружающих как на низших. Это неугодная Богу черта характера, противоположная смирению. Библия называет гордость грехом (см. Притч.21:4). Гордость не от Бога и Господь ненавидит её (см. 1Ин.2:16; Притч.8:13).

Толстой, Лев Николаевич «Путь жизни» 1910 г.:

Глупо, когда люди гордятся своим лицом, своим телом, ещё глупее то, когда люди гордятся своими родителями, предками, своими приятелями, своим сословием, своим народом. Большая часть зла на свете от этой глупой гордости. От неё и ссоры людей с людьми и семей с семьями и войны народов с народами.

Считать себя самого лучше всех — дурно и глупо. Это мы все знаем. Считать свою семью лучше всех других — это еще хуже и глупее, но мы часто не только не знаем этого, но видим в этом особенное достоинство. Считать свой народ лучше всех других — уже глупее всего, что только может быть. Но этого не только не считают дурным, но считают великой добродетелью.

Если бы только гордые люди могли знать то, что о них думают те люди, которые пользуются их гордостью для своих выгод, то они перестали бы гордиться.

Люди враждуют друг с другом и знают, что это нехорошо, и вот, чтобы обмануть себя, заглушить в себе совесть, придумывают оправдания своей враждебности.

Одно из таких оправданий — это то, что я лучше других людей, а они не понимают этого, и вот от этого я не могу сходиться с ними. Другое оправдание — это то, что моя семья лучше других семей. Третье — что мое сословие лучше других сословий. Четвертое — что мой народ лучше других народов.

Ничто так не разъединяет людей, как гордость, и личная, и семейная, и сословная, и народная.

Существуют несколько близких к понятию «гордость» терминов, например: честь, тщеславие, гордыня.

Гесиод, «Труды и дни»
Слушайся голоса правды, о Перс, и гордости бойся! Гибельна гордость для малых людей. Да и тем, кто повыше, С нею прожить нелегко; тяжело она ляжет на плечи, Только лишь горе случится. Другая дорога надежней: Праведен будь! Под конец посрамит гордеца непременно Праведный. Поздно, уже пострадав, узнает это глупый.

Гордость и гордыня

Основная статья: Гордыня См. также: Христианство и Грех

Словарь В. Даля не делает различий между этими понятиями.

У В. Василенко, «Краткий религиозно-философский словарь» (1996), отмечается: «Восточная аскетика отождествляет гордость и гордыню, что отразилось в практике русского языка. В западной традиции гордость отличают от гордыни и трактуют в нравственно нейтральном или положительном смысле — как естественное чувство самоуважения, знание себе цены, как творческое дерзновение, как сознание усыновленности Богом».

У В. Василенко также отмечается, что в античной мысли Гордость (греч. hybris) — «дерзостный выход за пределы, определяемые судьбой». У Геродота перс Артабан говорит Ксерксу: «Ты видишь, что бог поражает молнией выдающиеся величиной и силой живые существа, стараясь их уничтожить, малых же он не замечает. Ты видишь, как он поражает своими молниями всегда самые высокие сооружения и деревья: любит ведь бог все выдающееся смирять».

В «Путешествии из Петербурга в Москву» это слово синонимично надменности, гордыне, тщеславию, на то, что оно одного происхождения с гордыней, указывает слово «горе́», означающее «вверх» (середина главы «Хотилов»).

Маяковский, 1925 У советских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *