Горненский монастырь в иерусалиме

ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Горненский Казанский монастырь в Иерусалиме. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Горненский женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери в Эйн-Кареме в городе Иерусалиме Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата

  • Адрес: Израиль, г. Иерусалим. Russian Orthodox Gorny Convent, P.O. Box 1699, Jerusalem 91009, ISRAEL
  • Тел. (+972-2) 641-28-87, факс: (+972-2) 643-50-50
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Расположен на юго-западной окраине Иерусалима, в девяти километрах от центра города, в районе Эйн-Карем. Как и другие русские участки на Святой земле, монастырский участок известен местным жителям как «Московия». Проезд в монастырь — автобусом 19 и 27 до остановки «Больница Хадасса» Эйн Карем.

Казанский храм Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Зарождение обители при о. Антонине

Побуждением к образованию монастыря на этом месте — в «Нагорной стране», «Горнем граде Иудове», историческом селении Эйн-Карем — стало предание, указывающее здесь, в естественной пещере, дом праведных Захарии и Елисаветы, родителей пророка Иоанна Предтечи. В этом доме Пресвятая Богородица гостила около трёх месяцев, как описано евангелистом Лукой (Лк. 1, 39-56).

Ко второй половине 1860-х годов важные святые места Эйн-Карема, включая местоположение дома святых Захарии и Елисаветы, оказались в руках римо-католиков (францисканцев) — по словам начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина):

«…Дорогое по священным событиям место это совсем олатинено. У православных нет там ни церкви, ни дома, ни клочка земли» .

В октябре 1869 года Иерусалим посетил член Государственного совета России, бывший министр путей сообщения П. П. Мельников, с которым архимандрит Антонин поделился замыслом относительно приобретения земельной собственности в Эйн-Кареме. Выяснилось, что владелец одного из участков, с двухэтажным домом и садом, на склоне холма араб Х. К. Джель-Яд (в др. рус. документах — Джель-ляд), бывший драгоман французского консульства, был готов продать свою землю Русской духовной миссии за 4 тысячи наполеондоров (порядка 20 тысяч рублей серебром) при условии получения «ордена от русского царя». Мельников по возвращении в Санкт-Петербург основал комитет для сбора средств, которые и были высланы в Иерусалим. В списке жертвователей стояли имена Н. И. Путилова, С. Полякова, братьев Елисеевых, К. Ф. фон Мекка. Вместо ордена отставной драгоман получил медаль .

Купчая была оформлена 16 февраля 1871 года, а в октябре 1873 года официально утверждена. На первоначальном участке были два дома и обширная плантация оливковых деревьев. В разное время, по мере материальных возможностей, отец Антонин докупал другие близлежащие участки, оформляя их на разные лица (в т. ч. на М. Г. Капустину, мать архимандрита Антонина, и на его племянников) и образуя будущее монастырское подворье.

Первоначально архимандрит Антонин устроил приют для русских паломников. При этом он задумал со временем создать монашескую общину, не связанную жестко общежительным уставом, приспособленную к молитвенной и книжно-созерцательной жизни образованных отшельниц — каждая в своем отдельном, уединенном домике-келлии «без игумении, без казначеи, без благочинных и тому подобных формальностей» . Постепенно здесь стали селиться русские инокини. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители не появилось корпусов с монашескими кельями — вместо них по склону горы выросли маленькие домики, в которых стали жить паломники и насельницы монастыря.

Во избежание трений с Иерусалимской Патриархией, храм для будущей общины было решено создать как «русско-арабский» — приходский для местных православных арабов, расположенный для удобства в пределах русского участка. Временная домовая церковь была открыта в 1880 года с благословения Иерусалимского патриарха Иерофея, который по просьбе архимандрита Антонина прислал служить в ней священника-араба. До зимы храм располагался в палатке в саду, а затем был перемещен в находившийся на участке двухэтажный миссийский дом. Одна из горненских «первопоселенок», матушка Леонида, отправилась в Россию для сбора пожертвований на строительство каменной церкви. В том же году строительство постоянного храма было начато на нижней террасе крутого склона. Это вызвало противодействие францисканцев, светских иерусалимских властей и Иерусалимского патриарха. В ответ на жалобу последнего митрополит Исидор (Никольский), первенствующий член Святейшего Синода Российской Церкви, подчеркнул, что храмы строятся архимандритом Антонином на участках, пользующихся экстерриториальностью, и заверил, что благословение на их освящение будет в свое время испрошено у патриарха .

Тем временем в течении двух строительных сезонов 1880-1881 годов артель под руководством Ильи Джирьеса возвела за 300 наполеондоров (1,5 тыс. рублей серебром) небольшое здание церкви по плану начерченному о. Антонина. Отдельно, чуть выше по склону, была построена высокая колокольня, также по проекту архимандрита Антонина. Матушка Леонида в России заказала двухъярусный иконостас и приобрела плащаницу, сосуды, иконы и прочую церковную утварь. Ф. Н. Самойлов подарил колокол в 41,5 пуда и сделал другие ценные пожертвования. 14 февраля 1883 года, спешно дописав для прибывшего из России иконостаса лик Спасителя в терновом венце, архимандрит Антонин совершил малое освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

В том же году отец Антонин исходатайствовал в Святейшем Синоде установление в монастыре особого праздника — Сретения Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы («Целования») — который был учреждён указом от 5 августа того года и вскоре стал привлекать в обитель немалое количество верующих .

В 1889 году Горненский участок, как и другие крупнейшие земельные владения архимандрита Антонина, был включен в состав учрежденного им вакуфа. Материальное благосостояние общины зависело от добровольных пожертвований паломников. В годы, когда их число было незначительно, Императорское Православное Палестинское общество оказывало финансовую помощь — так, в 1891 и 1892 годах для общины было перечислено по 2 тысячи франков.

В завещании 19 марта 1894 года, составленном перед кончиной владельца участков, о. Антонина, говорилось:

«Все приобретенные на мое имя земельные участки в Палестине, без исключения, как помещенные в акте вакуфа, так и не помещенные в этом акте, завещаю в собственность Святейшего Всероссийского Синода» .

Отдельным пунктом значилось:

«Домик мой в Горнем, с садом и со всеми принадлежностями, как он огорожен, завещаю в полную собственность моей дорогой питомице Софии Константиновне Апостолиди, с тем непременным условием, чтобы по смерти ее дом сей продолжал быть собственностью того лица женского пола, которое она изберет, а по смерти этого последнего лица дом переходит в собственность русской церкви, находящейся в Горнем» .

Общая площадь территории монастыря по описи 1895 года составляла 360 тысяч кв. м.

Недостроенный большой собор Горненского монастыря. Фото ок. кон. XX-нач. XXI в. с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Становление в предреволюционный период

Каноническое оформление Горненской общины произошло на исходе XIX века. Летом 1897 года по совету секретаря Императорского Православного Палестинского общества В. Н. Хитрово начальник миссии архимандрит Рафаил (Трухин) ввел в общине общую трапезу, на что от Палестинского общества было обещано по 10 тысяч франков ежегодно . В дисциплинарных целях были проведены выборы «старшей сестры», что вызвало нестроения в общине, для пресечения которых потребовалось вмешательство генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева. Он ходатайствовал перед обер-прокурором К. П. Победоносцевым об утверждении составленных им для общины правил. С некоторыми изменениями эти правила получили утверждение в постановлении Святейшего Синода от 24 июля 1898 года, чем была формально учреждена монашеская община.

Продолжателем трудов по расширению и благоустройству обители стал новый начальник миссии, архимандрит Леонид (Сенцов), при котором здесь были «возведены, в виду увеличения количества монашествующих, 24 домика-келлии для жительства сестер обители; построены: новая гостиница на 200 паломников, трапезная, коровник, маслобойня, птичник, пчельник, рукодельная; вновь устроено и расширено 8 цистерн для воды, а также сделаны другие хозяйственные постройки» . Также, в 1903 году в обители были созданы иконописная и золотошвейная мастерские, а в 1913 году — приобретен участок, именуемый «Камнем сидения», связанный, по преданию, с пребыванием Пресвятой Богородицы в Эйн-Кареме.

Самым масштабным предприятием предреволюционного периода стало начало строительства в обители большого собора во имя Живоначальной Троицы в 1910 году. К тому времени рост числа паломников, молящихся в обители, поставил вопрос о возведении более просторной церкви — в отчете М. Я. Дьяконова от 1914 года первый храм обители признавался малопоместительным «в период паломнического движения» . Место новой соборной церкви было выбрано на высокой точке, чтобы он был виден издалека. Средства на постройку поступали от императорской семьи и из пожертвований простых русских людей.

Активное строительство и бесконтрольный рост числа насельниц привели к оскудению обители и перманентному финансовому кризису. Резервный капитал общины был полностью израсходован, сёстры голодали и были вынуждены добывать средства к существованию тяжелой физической работой, обеспечивавшей монастырю минимальный доход.

Иоанно-Предтеченский пещерный храм Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Потрясения XX века

В 1914 году, вскоре после начала Первой мировой войны, разразилась эпидемия чумы, от чего в обители умерло 8 сестер. Было решено читать акафист Казанской иконе Божией Матери. На 12-м акафисте произошло чудо: висевшая на стене Казанская икона Богородицы сошла со стены и сама обошла храм, а сестры услышали голос, говоривший, что все беды в обители прекратятся и она будет защищена от эпидемии. С того времени страшная болезнь действительно отошла. С тех пор установилась традиция чтения акафиста в престольный праздник 12 раз после всенощной.

В том же году, с вступлением Османской империи в войну против России, русские учреждения в Святой земле были закрыты, персонал частично эвакуирован, частично интернирован. Монахини Горненского монастыря, за исключением самых старых и немощных, выехали в Александрию. В обители остановились все строительные работы, большой собор остался построенным лишь наполовину.

Изгнанные сестры вернулись из Александрии в 1918 году. Церкви были вновь открыты, ризница сохранилась, но число насельниц сократилось. В новых условиях, как и прочие учреждения Русской духовной миссии в Иерусалиме, монастырь оказался в ведении Русской Церкви Заграницей. Архиерейский Синод Зарубежной Церкви реорганизовал монастырь, поставив во главе общины настоятельницу в сане игумении.

В 1945 году, после визита в Святую землю патриарха Московского и всея Руси Алексия I, среди сестер монастыря появилась большая группа сторонниц перехода в юрисдикцию Московской Патриархии. Их число увеличилось после того, как начальник миссии архимандрит Антоний (Синкевич) отстранил от управления монастырём всеми почитаемую игумению Тавифу и назначил вместо нее новопостриженную монахиню Елисавету (Анненкову). Патриарх Иерусалимский Тимофей, узнав о нестроениях в обители, со своей стороны назначил настоятельницей 75-летнюю Антонину (Гришко). Когда архимандрит Антоний опечатал Казанский храм обители, Иерусалимская Патриархия предоставила в распоряжение «патриарших» сестер греческий храм в Эйн-Кареме, назначив туда для совершения богослужений на церковнославянском языке русского иеромонаха Исаию.

Весной 1948 года, после того как еврейские отряды Хаганы изгнали арабское население из Эйн-Карема, около 100 монахинь покинули монастырь, после чего вернулись не все. Возникшее в мае того года государство Израиль передало оказавшиеся на его территории русские храмы и участки, в том числе Горненский монастырь, советскому правительству, в связи с чем монастырь вошёл в юрисдикцию Московского Патриархата. Монахини, пожелавшие остаться в ведении Зарубежной Церкви, поселились в Елеонском монастыре.

5 декабря 1948 года вновь назначенный начальник патриаршей Русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандрит Леонид (Лобачёв), совершил своё первое богослужение в монастыре. Материальное положение обители оставалось тяжелым. При этом, по описи 1949 года монастырь по прежнему сохранял территорию в 360 тысяч квадратных метров. В 1951 году начальник миссии епископ Изборский Владимир (Кобец) провёл капитальный ремонт зданий и храмов монастыря. В августе 1955 года в обитель прибыла первая группа монахинь из СССР, и с тех пор состав обители регулярно пополнялся командируемыми сестрами.

За предыдущие десятилетия документация на земли обители и прилежащие участки, принадлежавшие Русской Церкви и частным меценатам, оказалась частично утрачена, из-за чего после образования Израиля монастырь стал снова и снова вовлекаться в борьбу за подтверждение своих прав на ту или иную собственность. Крупнейшая утрата территории произошла в связи со строительством госпиталя Хадасса (открыт в 1961 году) и подъездной дороги к нему, когда значительная часть верхних монастырских владений отошла в муниципальное пользование.

В 1980-х годах в обитель стали переводить сестер из Пюхтицкого Успенского монастыря. Первые десять сестер из Пюхтиц прибыли на Святую землю в 1983 году. В том году, 19 мая, в монастыре были зверски убиты 2 монахини (мать и дочь) Варвара и Вероника (Васипенко), который патриарх Иерусалимский Диодор назвал «мученицами нашего времени». В 1987 году в обители был освящен пещерный храм в честь Рождества святого Иоанна Крестителя, вплотную примыкающий к францисканской территории, на которой лежит большая часть естественной пещеры, где находился дом праведных Захарии и Елисаветы. К 1980-м годам в целом обитель оставалась в запущенном состоянии, которое усугубилось тем что на рубеже 1980-х и 1990-х годов монастырь на пять лет остался без игумении. На 1991 год домики-кельи были старыми и плохо обустроенными, не было ни ограды вокруг территории монастыря, ни водопровода, ни телефонов, ни хороших гостиниц для паломников.

Собор всех святых в земле Российской просиявших Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Новейший период

Прибытие игумении Георгии (Щукиной) в 1991 году ознаменовало новый этап в жизни обители. В ее настоятельство были выполнены большие работы по благоустройству обители и храмостроительству, упорядочены хранящиеся в монастыре архив и библиотека (на основе книжного собрания архимандрита Антонина). В 1997 году возле Казанского храма был установлен бюст основателя Горненской общины архимандрита Антонина и оформлена мемориальная аллея, а к Пасхе того года — завершена реконструкция одного из домов монастыря под двухэтажную гостиницу для паломников, которые стали прибывать во всё большем числе.

В том же 1997 году обитель посетил с архипастырским визитом патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который благословил возобновление строительства большого собора обители. К тому времени к начатой постройке заросли дороги, внутри храма выросли деревья, на стенах тоже пустили корни кусты. В конце 2003 года возобновились строительные работы по возведению большого собора обители, которые были завершены к началу 2007 года, когда праздновался 160-летний юбилей Русской духовной миссии в Иерусалиме. 28 октября того года чин малого освящения собора во имя Всех святых в земле Российской просиявших был совершен митрополитом Смоленским Кириллом. Чин великого освящения 12 ноября 2012 года совершил тот же владыка, теперь уже в сане патриарха Московского и всея Руси. В то же время патриарх Кирилл огласил указ, согласно которому храм Всех святых, в земле Российской просиявших, и храм Казанской иконы Божией Матери Горненского монастыря были удостоены права служения в них Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Молитвы Господней.

К началу 2000-х годов от первоначальных 360 тысячи кв. м. во владении монастыря оставалось 228 тысяч кв. м., причём на 2013 год власти не выплатили компенсации за изъятые земли. В 2012-2013 годах обострился вопрос о прокладке трамвайных путей по землям обители — в 5-15 метрах от забора, к которому примыкали кельи монахинь. Иерусалимская администрация считала эти земли городской собственностью, но монастырь взялся за регистрацию права собственности Церкви на этот участок. В декабре 2013 года монастырь понёс серьезный ущерб в результате урагана и беспрецедентного снегопада, после которого встала необходимость приобретения дополнительного дизельного генератора и починки разрушений.

В 2000-2010-е годы богослужения в монастыре совершались ежедневно, монастырь жил по зимнему времени (не следуя государственному порядку перевода часов). Количество сестер оставалось на уровне 60 — больше не позволяли израильские власти — причём они несли послушание на разных миссийских участках в Святой земле.

Статистика

  • 12 сентября 1889 — в акте об учреждении вакуфа отмечено 14 домиков-келлий в обители
  • 1894 — дома для ризницы и для трапезной, 2 дома для приема паломников, 6 казенных (т. е. в собственности общины) и 30 частных домиков-келлий (по нескольку комнат в каждом), в которых проживало более 80 человек
  • 1914 — 200 насельниц
  • кон. 1919 — 70 сестёр
  • кон. 1948-1949 — 59 сестер (из них 46 старше 60 лет)
  • 1 сентября 2004 — 61 насельница

Использованные материалы

  • Лисовой Н. Н., «ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ», Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125:
  • Страницы официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата:
    • — «Горненский женский монастырь в Эйн Кареме»
    • — «Одни приходят в монастырь жить, а другие — спасаться» , 6 мая 2010
  • Определения Священного Синода в 1928-2008 гг.:

Антонин (Капустин), архим., Из записок Синайского богомольца, К., 1871, с. 11.

Дмитриевский А. А., «Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима», СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 7.

ЦВ, 1880, № 41, с. 21.

Дмитриевский А. А., «Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима», СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 17.

По данным сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме — освящение первого храма обители последовало 30 марта 1883 года в честь в честь Встречи Божией Матери с прав. Елизаветой. Согласно этой версии переосвящение церкви в честь Казанской иконы Божией Матери было связано с чудесным избавлением от холеры по молитвой перед этим образом. См. «Горненский женский монастырь в Эйн Кареме», официальный сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата,

«Духовное завещание архим. Антонина», Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 226.

«Духовное завещание архим. Антонина», Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 227.

«Письмо В. Н. Хитрово к обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву от 29 июня 1897 г.», Дмитриевский А. А., «Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима», СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 22.

Дьяконов М. Я., «Отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности РДМ в Иерусалиме: «, Богословские труды, 2001, сб. 36, с. 286.

Дьяконов М. Я., «Отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности РДМ в Иерусалиме: «, Богословские труды, 2001, сб. 36, с. 297.

Лисовой Н. Н., «ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ», Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125,

«Русская женская община в Горнем: Описание зданий и список насельниц», Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 240-242. Цит. по Лисовой Н. Н., «ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ», Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125,

Донесение управлявшего русскими учреждениями в Палестине Н. Р. Селезнёва Совету ИППО от 26 ноября 1919 г., цит. по Лисовой Н. Н., «ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ», Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125,

Данные были оглашены митрополитом Смоленским Кириллом на Архиерейском Соборе в октябре 2004 года согласно ст. «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года», Православная Энциклопедия, т. 0 (новая статья интернет-версии), 29 февраля 2012,

Монастыри Иерусалима

Монастыри Иерусалима: расположение, история, фото. Экскурсии по монастырям Иерусалима.


  • Горненский женский монастырь в Эйн-Кареме

    Горний или Горненский монастырь — женский монастырь в Эйн-Кареме, на окраине Иерусалима, что в переводе с арабского значит «источник в винограде». Считается, что именно сюда Богородица приходила в гости к одной из своих родственниц.


  • Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь в Иерусалиме

    Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь — это женский монастырь, находящийся на одной из вершин Елеонской или Масличной горы. Согласно преданию, здесь был обнаружен во время раскопок камень, на котором стояла Богородица во время величайшего события.


  • Католический монастырь Отче Наш в Иерусалиме

    Католический монастырь Отче Наш или Патер Ностер принадлежит ордену кармелиток. Считается, что базилика была возведена над пещерой, в которой Иисус Христос учил апостолов молитве «Отче Наш».


  • Монастырь Марии Магдалины в Гефсиманском саду

    Гефсиманский монастырь Вифанской общины Воскресения Христова, основанной в 1934 году, располагается на Елеонской горе, в местности у подножия западного склона, там, где происходило моление Иисуса Христа в ночь ареста.

  • хорошо

    Монастырь Онуфрия Великого в Иерусалиме

    хорошо Монастырь Онуфрия Великого — греческий женский монастырь, возведенный в южной части Восточного Иерусалима. Храм монастыря был возведен на месте высеченной в скале древнееврейской погребальной пещеры.


  • Монастырь Святого Креста в Иерусалиме

    В Центральном районе Иерусалима, за неприступными крепостными стенами стоит монастырь Святого Креста. Он действующий, принадлежит греческой православной церкви, и там проживают несколько монахов. При этом обитель функционирует как музей и открыта для посещения туристов.


  • Монастырь Святой Анны в Иерусалиме

    Монастырь Святой Анны находится в Мусульманском квартале Старого города. Его местоположение выбрано неслучайно. Под ним находится пещера, которая когда-то была частью дома Богородицы.

  • Монастырь Успения Пресвятой Богоматери на горе Сион

    Монастырь Успения Богоматери — католическое аббатство в Иерусалиме на вершине горы Сион. Согласно преданию, именно на этом месте жила у апостола Иоанна Богородица до самой последней минуты жизни.

Монастыри Иерусалима — одна из главных достопримечательностей древнего и священного для трех мировых религий — иудаизма, христианства и мусульманства — города. Посещая эти уникальные и представляющие огромную ценность для верующего человека места, можно практически вживую увидеть, где происходили многие библейские события и по-настоящему проникнуться идеей Святой Земли, места, где сосредоточены главные святыни и куда в эпоху Средневековья совершались паломничества, не говоря уже о многочисленных крестовых походах.

Испокон веков Иерусалим отождествлялся с раем на земле. Такое представление о городе было характерно не только для последователей христианства, но и для иудаизма. Глава католической церкви папа Урбан II, призывая будущих крестоносцев, так характеризовал Иерусалим: «Земля та течёт молоком и мёдом».

Как известно, в монастыри объединяются представители не всех религий. Эта форма быта и духовного сосуществования характерна для христианства, буддизма и индуизма. Причем даже в рамках христианства не все положительно смотрят на монашество. Так, большая часть протестантов выступает против общин такого рода. В столице Израиля располагаются как православные монастыри, так и объединения других направлений христианства. В частности, здесь есть аббатства или иначе католические монастыри, и протестантские церкви. Многовековая история, стоящая за каждым из религиозных памятников культуры, впечатлит не только верующего человека, но и любого, кто интересуется историей.

Большая часть православных монастырей, являющихся местом паломничества многих путешественников, расположена в Восточном Иерусалиме, территория которого с 1980 года входит в состав Израиля. Это одно из ключевых мест, где, помимо Старого города, располагается Храм Гроба Господня, Стена Плача или Западная стена, Храмовая гора и мечеть Аль-Акса. Также есть монастыри и в Эйн-Кареме, западной окраине Иерусалима.

Горненский монастырь

Осень, особенно поздняя, не совсем удачное время для паломничества. Сырая погода, дожди и ветра порой останавливают людей от посещения святынь в этот период года. Но если Вы решили совершить паломничество на Святую Землю, то лучшего сезона Вам просто не найти. Солнце палит весьма умеренно, легкий ветерок лишь добавляет приятных ощущений. И сегодня наше виртуальное путешествие в Горний, или Горненский монастырь — православный женский монастырь в ведении Русской духовной миссии в Иерусалиме.

«Сестра, благословите!» – так обращаются друг к другу при встрече сестры и прихожане.

Монастырь интересен не только своим месторасположением и архитектурой, но и историей своего появления на Святой Земле. С этого я и начну рассказ.

Монастырь находится в одном из живописнейших уголков на юге современного Иерусалима – Эйн Кареме, что в переводе с арабского и иврита означает «источник в винограднике» или «источник виноградника». Тут действительно были виноградники еще во времена древней Иудеи. И виноградари-виноделы более других любили дегустировать собственную продукцию.

Уж не потому ли Ангел Господень, стоявший по правую сторону жертвенника кадильного, требует от святого Захарии, храмового священника, обет, что сын его не будет пить «вина и сикера»?

Архимандрит Антонин (Капустин)

Приобретением этого участка Россия полностью обязана палестинскому труженику, подвижнику-одиночке архимандриту Антонину (Капустину). Дело в том, что батюшка Антонин очень любил это место, гулял и отдыхал там в небольшие часы досуга. И наверняка молился в такой благодатной тишине.

Место само по себе благодатное и исторически очень святое. Ведь именно это место связано с посещением Богородицей своей родственницы праведной Елисаветы. Помните, конечно, что Пречистая пришла в Горнюю из Назарета Галилейского после Архангельского благовестия. Здесь жили ее родственники – святой праведный Захария и его супруга Елисавета, которая долгие годы не могла родить наследника. А после она станет матерью Иоанна Предтечи. Именно к праведной Елисавете приходит Пречистая, чтобы открыть своей самой близкой родственнице Небесную Тайну. Приходит именно сюда, «в нагорную страну, в город Иудин». Матерь Божия прожила здесь три месяца.

От слова «нагорная» и стал называться монастырь: Горний, или Горненский.

Всё это мы можем прочесть в Евангелии от Луки. Вот почему еще это место так притягивало архимандрита Антонина. Он просто-таки загорелся идеей приобрести его в Российское пользование.

Петр Мельников, министр путей сообщения

Вместе с Петром Петровичем Мельниковым – членом Государственного Совета, бывшим министром путей сообщения, находившимся с визитом в Иерусалиме, архимандрит Антонин в который раз посещает Эйн Керем и настоятельно просит помочь с приобретением этого участка для России.

Мельников тоже загорелся этой идеей. Проблема была лишь в единственном и очевидном – финансах, которых требовалось не так уж мало. Вернувшись на родину, Петр Петрович развернул целую кампанию по сбору средств. И надо сказать, что откликнулось на призыв много состоятельных людей, среди которых были владельцы заводов, гастрономов, люди искусства, а также простые люди. Сумма была собрана в довольно короткие сроки.

Процесс приобретения завершился, хотя существовали в ходе оного некоторые проволочки. Но мы их касаться здесь не будем. Наша цель – побольше узнать о монастыре.

Итак, монастырь куплен. И по тогдашней традиции земля вокруг него стала называться «Московия».

Поначалу службы в летний период совершались в специально устроенной палатке, потому что храма или хотя бы небольшой часовенки на тот момент там не было.

Но и ему пришел срок появиться. Сам архимандрит Антонин выбрал место для храма и рядом место для колокольни. Архитекторы начертили проекты, и строительство началось.

Не вдаваясь подробно в описание, скажу лишь, что на сегодняшний день на территории Горненского женского монастыря отстроены: храм во имя Казанской Божией Матери, приюты для паломников, посещающих Горненский, а также несколько десятков домиков, где живут послушницы, известные как сестры Горненской русской женской общины, основанной архимандритом Антонином.

Горненский монастырь

Отец Антонин задумывал, чтобы весь северный склон горы заселили русские паломницы, желающие до конца своих дней оставаться на Святой Земле. Поэтому при поступлении соблюдался такой принцип, что каждая насельница за определенную сумму, уплаченную Миссии, получала свой земельный надел и должна была на свои средства построить дом, все хозяйственные постройки, развести кругом дома садик, благоустроить участок. Сестринская община под руководством инокини Павлы росла и крепла, склон расцветал садами, отдавая дань тяжелому кропотливому труду, любви и заботе.

«Отец Антонин исходатайствовал в Синоде установление особого праздника Целования в память посещения Божией Матерью своей родственницы праведной Елисаветы после Благовещения. Отцом Антонином написана и служба праздника»

Почитая Эйн Карем как место встречи Пречистой Богоматери и праведной Елисаветы, отец Антонин исходатайствовал в Синоде установление особого праздника Целования в память посещения Божией Матерью своей родственницы праведной Елисаветы после Благовещения. Синод установил праздновать его 12 апреля по новому стилю, если Благовещение не попадает на Страстные дни (в противном случае праздник переносится на четверг Светлой седмицы или в день памяти иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Отцом Антонином написана и служба этого праздника Целования, переплетающаяся по смыслу со службой попразднства Благовещения. Праздник Целования отмечается из года в год, привлекая немалое количество народа. Известен факт, что архимандрит сам написал к празднику Целования особый тропарь, кондак и стихиры. Тропарь «Прихождения Божией Матери в Горний Град Иудов» поется сестрами обители до сих пор и стал неотъемлемой богослужебной традицией при совершении служб. Вот текст этого умилительного песнопения, составленного основателем обители архимандритом Антонином (Капустиным):

Дево безневестная и Мати всечестная,

Приемши от Архангела Благовещение,

И целовавши южику Твою всечестную Елисавет,

Материю Господа от сея наречена была еси,

И возвеличила возвеличившаго Тя Господа.

Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!

Так возникла церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и традиция праздника Целования.

После кончины архимандрита Антонина Горненской настоятельницей была монахиня Валентина. При ней обитель достигает расцвета. В ней создаются иконописные и золотошвейные мастерские.

Архимандрит Леонид (Сенцов)

При архимандрите Леониде (Сенцове) было начато строительство собора во имя Живоночальной Троицы, которое затянулось почти на 100 лет, сначала из-за Первой мировой войны, затем революции и последовавшего советского богоборческого периода. В наше время собор отстроен. Он величественно возвышается на вершине склона монастыря, увенчанный куполами с крестами. Ныне почивший патриарх Алексий II, увидев этот заново отстроенный храм, не задумываясь дал ему имя Всех святых в земле Российской просиявших. Теперь он так и называется.

12 ноября 2012 года патриарх Московский Кирилл совершил великое освящение этого храма.

Лет тридцать тому назад в Горнем появился еще один пещерный храм во имя святого Иоанна Предтечи. По преданию, он стоит на том самом месте, где проживали его праведные родители Захария и Елисавета.

На сегодняшний день Горненский монастырь является местом паломничества туристов всего мира, и особенно из России. Ведь такая благодать побывать в местах, где жили праведные родители Предтечи, где сам маленький Иоанн появился на свет. В месте, куда приходила и жила Богородица. В это святое, намоленное веками место.

Жизнь в монастыре размеренная, но насыщенная. У всех сестер есть свои послушания. Сестры, несущие послушание в церкви, следят за свечками, которые ставят люди, помогают в алтаре, вне церкви сопровождают паломников как гиды или помогают в домиках-гостиницах, убирают территорию, собирают маслины, из которых здесь же изготавливается оливковое масло. На сегодняшний день число сестер около 60-70. У каждой свое послушание, свои обязанности. Но это, несмотря на труд, знойный климат и короткий сон, очень добрые и приветливые люди, готовые подсказать, помочь, со вниманием выслушать просьбы и оказать содействие паломникам.

В монастыре водятся черепахи, целые стаи зеленых попугаев, кошки и даже мангусты! Они, по рассказам сестёр, очень воспитанные и приходят иногда целыми семействами. Когда монахини кормят кошек, зверьки терпеливо ждут, пока те насытятся, и только потом угощаются сами. Что и говорить – картина, приближенная к райской. Недаром это такое святое и намоленное место! Недаром его так сильно хотел приобрести архимандрит Антонин.

Паломникам рассказывают одну удивительную историю, произшедшую в Горненском монастыре. Во время Первой мировой войны в Иерусалиме была эпидемия холеры, и восемь сестер монастыря умерли. Монахини читали акафист перед образом Казанской Богоматери. Когда читали акафист в 12-й раз, икона сошла со стены и сама обошла храм. Сестры услышали голос, говоривший, что все беды в обители прекратятся. И болезнь действительно отошла. С тех пор появилась традиция чтения акафиста 12 раз в летний престольный праздник, после всенощной. А еще каждый вечер одна из насельниц обходит монастырь с Казанской иконой в руках.

Вот такие чудеса творит Бог по нашей горячей и искренней молитве. Чудеса, свидетелями которых может стать каждый. В данном случае это были сестры, молящиеся перед Казанской иконой.

Есть в обители и свои традиции. Например, вечером Лазаревой субботы сестры под звон колоколов с пальмовыми ветвями идут от того места, где Господь сел на ослика, до стен Старого города. То есть совершается шествие вместе со Христом в Иерусалим, где когда-то ему кричали «Осанна!»

В Великую Пятницу сестры направляются по Крестному пути Спасителя. А в Великую Субботу идут к Святому Гробу Господнему, чтобы увидеть и поклониться Его Святому Свету. Именно так на Святой Земле называют Благодатный огонь.

И счастлив тот, кто в эти дни пребывает на Святой Земле и может вместе с сестрами обители так провести Страстную Седмицу.

И напоследок расскажу еще об одной истории, которую и сама узнала довольно недавно.

Дело в том, что отца Антонина можно считать и «крестным отцом» великого романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Хотя сам отец Антонин об этом, конечно же, никогда не думал. Дело в том, что в Киевской духовной академии, выпускником которой был будущий архимандрит Антонин, несколькими годами позднее писал свою магистерскую диссертацию Николай Корнильевич Маккавейский. Диссертация эта называлась «Археология страданий Господа нашего, Иисуса Христа». И конечно же, для сбора материалов диссертант приезжает на Святую Землю, в Иерусалим, где его встречает великолепный знаток библейской истории, автор нескольких важных археологических открытий отец Антонин Капустин.

Возвратившись в Киев, Маккавейский публикует свою диссертацию в трудах Духовной академии и впоследствии становится профессором. Одновременно с ним в Академии преподает другой профессор, Афанасий Иванович Булгаков, отец будущего писателя, автора «Мастера и Маргариты».

В страшном 1937 году, когда многие церковные книги были изъяты и уничтожены, Михаил Афанасьевич Булгаков находит в букинистической лавке труды Киевской духовной академии и покупает их, потому что там публиковались статьи его отца. Так в руки писателя попадает уникальное описание Иерусалима времен Иисуса, составленное Маккавейским не без помощи отца Антонина во время его пребывания на Святой Земле.

Горненский монастырь

Так что «булгаковский Иерусалим» берет свое описание в том числе и на территории Горненского монастыря, где останавливался профессор Маккавейский.

Вот такая удивительная история. Как все в жизни порой неожиданно переплетено!

Вход в монастырь бесплатный. На территории имеется лавка, где можно приобрести иконы и свечи, а также подать записки.

Я желаю каждому приезжающему в Израиль посетить это благодатное и намоленное место. И гарантирую, что та благодать, которой заполнится Ваша душа, будет полезной и очищающей!

Бог в помощь! И многая и благая лета всем насельникам и трудникам Горненского монастыря!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *