Грехи других судить

Толкования Священного Писания

Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом

Вопрос: Каким образом о нас говорится, что мы творим грех и ведаем , а о Господе говорится, что Он стал грехом, но не знает его? Не является ли более тяжким стать и не знать , чем творить и ведать ? Ибо не Знавшего греха Он сделал за нас грехом.

Ответ: Когда в прежние времена произволение естественного разума в Адаме подверглось тлению, то вместе с ним истлело и естество, отказавшееся от благодати нетления. Тогда возник грех, первый и достойный порицания, то есть отпадение произволения от блага ко злу; через первый и второй — не могущее вызвать порицания изменение естества из нетления в тление. Ибо два греха возникли в праотце вследствие преступления божественной заповеди: один — достойный порицания, а второй, имевший своей причиной первый, — не могущий вызвать порицания; первый — от произволения, добровольно отказавшегося от блага, а второй — от естества, вслед за произволением невольно отказавшегося от бессмертия. Исправляя это чередующееся тление и изменение естества, Господь и Бог наш воспринял всё это естество целиком, и в воспринятой природе Он также имел страстное начало, украшенное по произволению нетлением. Поэтому вследствие страстного начала Он стал по природе ради нас грехом, не ведая добровольно избранного греха благодаря непреложности произволения. Этой непреложностью произволения исправил страстное начало естества, соделав конец его (я имею в виду смерть) началом преображения к нетлению. И как через одного человека, добровольно отвратившего свое произволение от блага, естество всех людей изменилось из нетления в тление, так и через одного человека Иисуса Христа, не отвратившего произволение от блага, произошло для всех людей восстановление естества из тления в нетление.

Итак, Господь не ведал моего греха, то есть изменения моего произволения; Он не воспринял моего греха и не стал , но ради меня Он стал грехом, то есть стал тлением естества, через изменение моего произволения, взяв . Ради нас Он стал по природе страстным человеком, с помощью греха, через меня, уничтожая мой же грех. И как в Адаме склонность его личного произволения ко злу лишила естество общей славы, поскольку Бог рассудил, что человек, дурно обошедшийся со своим произволением, не настолько благ, чтобы обладать бессмертной природой, так и во Христе склонность Его личного произволения к благу лишила всё естество общего позора тления, когда во время Воскресения естество преобразилось через непреложность произволения в нетление, поскольку Бог разумно рассудил, что человек, не изменяющий произволения, вновь может получить обратно бессмертную природу. «Человеком» же я называю воплотившегося Бога Слово, Который посредством Воплощения ипостасно соединил с Собой разумную и одушевленную плоть. Ибо если изменение произволения в Адаме ввело страстность, тленность и смертность в естество , то непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие.

Таким образом, изменение естества к страсти, тлению и смерти есть осуждение за добровольно избранный грех Адама. И человек стал иметь то, чем не обладал он, созданный изначала Богом; он соделал это изменение и ведал о нем, творя через непослушание добровольно избранный грех, порождением которого, как это очевидно, и является осуждение на смерть. Господь же, взяв это осуждение за мой добровольный грех, я имею в виду — взяв страстность, тленность и смертность естества, стал ради меня грехом по страстности, тленности и смертности, добровольно облачившись в мое осуждение по природе, хотя был неосужденным по произволению, дабы осудить мой добровольный и естественный грех и осуждение. Тем самым были изгнаны из естества грех, страсть, тление и смерть, и из человеколюбия возникло новое таинство — относящееся ко мне и ради меня, павшего вследствие непослушания, Домостроительство Того, Кто из-за моего спасения добровольно усвоил через смерть мое осуждение, даровав этой смертью мне духовное возрождение к бессмертию.

Я думаю, что многоразличным способом было показано, как Господь, не ведающий греха, стал им, и как человек, ведающий и творящий грех, не стал им, произвольного, которому он сам положил начало, и естественного, который ради него взял на Себя Господь, совершенно свободный от первого . Итак, согласно представленному и постигаемому умом значению данного рассуждения, проводящего надлежащее различение касательно омонимии «грех», творить и ведать грех нисколько не лучше, чем стать . Ибо первое отделяет от Бога, когда произволение добровольно отвергает божественное, а второе часто становится препятствием для зла, не позволяя осуществить на деле, вследствие естественной немощи, порочную склонность произволения.

Вопросоответы к Фалассию.

Он сделал грехом за нас Того, Кто не знал греха, чтобы мы могли быть сделаны в Нем праведностью Божьей. 2 Коринфянам 5:21 (ПКИ)

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 12

Божья милость и милосердие доступны в любой ситуации любому человеку, который с верой в Его любовь взывает к Нему. Но благословения постоянной безопасности и благопо­лучия принадлежат тем, кто верой ходит в обетованиях, дан­ных Богом тем, кто находится в правильном положении перед Ним.

Слово Божье полно Его обещаний позаботиться о тех, кто праведен. «Скажите праведнику, что благо ему»… «Очи Гос­подни обращены на праведников»… «Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их»… «Не приключится праведнику никакого зла»… (См. Исайя 3:10, Пса­лом 33:16, 18, Притчи 12:21).

Когда мы читаем многочисленные места Писания, провозгла­шающие Божью защиту для праведных, некоторые думают, это значит, что Бог защищает людей, которые являются хорошими людьми и никогда не делали ничего неправильного. Это непра­вильное понимание истинной праведности, которое помешало многим людям найти утешение в Божьих обетованиях для них.

Праведность — это правильное положение перед Богом, и его можно достичь только одним путем — через кровь Агнца, Иису­са, которая была пролита не просто, чтобы покрыть, но чтобы полностью удалить грех человека. Второе Послание к Корин­фянам 5:21 говорит нам, что Бог «сделал грехом за нас Того, Кто не знал греха, чтобы мы могли быть сделаны в Нем пра­ведностью Божьей» (ПКИ). Говоря пророчески об Иисусе, Исайя сказал: «Он облек меня в ризы спасения, одеждою прав­ды, или праведности, одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (Исайя 61:10). Послание к Ефесянам 4:24 наставляет нас «облечься в нового человека, созданного но Богу, в праведности и святости истины».

Быть праведным — значит верой принять тот обмен, который стал доступен для нас на кресте — наша неправедность в обмен па праведность Самого Иисуса.

Вы не сможете занять более правильного положения перед Богом, чем то, которое вы заняли, сделав Иисуса Христа Госпо­дом своей жизни: «Будут говорить: только в Господе у меня есть праведность и сила; к Нему придут люди; и будут посты­жены все, враждовавшие против Него» (Исайя 45:24, ПКИ).

Бытие 6:13-14,17-19

Синодальный — И сказал Бог Ною: конец всякой плоти при­шел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодея­ниями. И вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег… И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых…

Бытие 15:6

Синодальный — Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

ПКИ — И он поверил в Господа; и Он вменил это ему в праведность.

НМВ — Аврам поверил Господу, и Он засчитал это ему в пра­ведность.

Расширенный — И поверил, (уповал, полагался, оставался верным Господу), и Он вменил это ему в праведность .

Псалом 7:11

Синодальный — Щит мой в Боге, спасающем правых серд­цем.

ПКИ — Моя защита есть от Бога, который спасает правых сердцем.

Расширенный — Моя защита и щит зависят от Бога, который спасает правых сердцем.

Моффатт — Бог защищает нас, Он, Который спасает правые сердца.

НМВ — Моя защита есть Бог Всевышний, который спасает правых сердцем.

Псалом 33:16

Синодальный — Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.

ПКИ — Глаза Господни на праведных, и Его уши открыты к их воплю.

Расширенный — Глаза Господни направлены на праведных, и Его уши открыты к их воплю.

Моффатт — Глаза Господни на праведных, и Его уши внима­тельны к их воплю.

НМВ — Глаза Господни направлены на праведных, и Его уши открыты к их воплю.

Псалом 117:14-15

Синодальный — Господь — сила моя и песнь; Он соделался моим спасением. Глас радости и спасения в жилищах правед­ников.

ПКИ — Господь есть моя сила и песня, и Он стал моим спасением. Голос радости и спасения в жилищах праведников.

Расширенный — Господь есть моя сила и песня, и Он стал моим спасением. Голос радости и спасения в палатках и соб­ственных жилищах праведных.

Моффатт — Вечный есть моя сила, о Нем я пою, Он действительно избавил меня. Услышьте радостный возглас победы в палатках праведных.

НМВ — Господь есть моя сила и моя песня; Он стал моим спасением. Возгласы радости и победы звучат в жилищах праведных.

Притчи 11:8

Синодальный — Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.

ПКИ — Праведный избавляется от беды, а нечестивый попада­ет в нее вместо него.

Расширенный — праведный избавляется от беды, а нечестивый попадает в нее вместо него.

Моффатт — Хороший человек безопасно выходит из неприят­ностей: плохой человек занимает его место!

НМВ — Праведный человек спасается от беды, и она приходит к нечестивому вместо него.

Исайя 61:10

Синодальный — Возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством.

ПКИ — Моя душа будет радоваться в моем Боге; потому что Он одел меня в одежды спасения, Он покрыл меня одеждою праведности, как жених украшает себя орнаментами, и как невеста украшает себя своими драгоценностями.

Расширенный — Моя душа будет торжествовать в моем Боге; потому что Он одел меня в одежды спасения, Он покрыл меня одеждою праведности, как жених украшает себя гирляндами, и как невеста украшает себя своими драгоценностями.

НМВ — Моя душа радуется в моем Боге; потому что Он одел меня в одежды спасения, Он облачил меня в одежду правед­ности, как жених украшает свою голову подобно священнику, и как невеста украшает себя своими драгоценностями.

Исайя 58:8

Синодальный — Тогда откроется, как заря, свет твой, и исце­ление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

КИНВ — Тогда твой свет вырвется, как утро, твое исцеление возрастет быстро, и твоя праведность пойдет перед тобою, и слава Господня будет твоей защитой сзади.

Расширенный — Тогда твой свет вырвется, как утро, и твое исцеление возрастет быстро, твоя праведность пойдет перед тобою , и слава Господня будет твоей защитой сзади.

НМВ — Тогда твой свет вырвется, как заря, и твое исцеление быстро проявится; тогда твоя праведность пойдет перед тобою, и слава Господня будет твоей защитой сзади.

НАС — Тогда твой свет вспыхнет, как заря, и твое восстанов­ление быстро появится; и твоя праведность пойдет перед тобою; слава Господня будет твоей защитой сзади.

Е Коринфянам 5:18, 21

Синодальный — Все же от Бога, Иисусом Христом примирив­шего нас с Собою… Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

ПКИ — Бог… примирил нас с Собой Иисусом Христом… Потому что Он сделал грехом за нас Того, Кто не знал греха чтобы мы могли стать праведностью Божьей в Нем.

Расширенный — Бог… через Иисуса Христа примирил нас с собой … Ради нас Он сделал Христа грехом — Того, Кто не знал греха, чтобы в Нем и через Него мы могли стать праведностью Божьей — тем, чем мы должны быть, утвержденными и приемлемыми, в правильных отношениях с Ним, по Его благости.

Веймаут — Бог… примирил нас с Собой через Христа… Он сделал Того, Кто не знал ничего подобного греху, чтобы Он стал грехом за нас с тем, чтобы в Нем мы могли стать праведностью Бога.

НMB — Бог… примирил нас с Собой через Христа… Бог сделал Того, Кто не имел греха, чтобы Он был грехом за нас, гак, чтобы мы могли стать праведностью Бога.

Галатам 3:6-7, 27

Синодальный — Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама… Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

ПКИ— Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в правед­ность. Познайте же, что те, которые в вере, являются детьми Авраама… Потому что все вы, которые были крещены во Христа, надели на себя Христа.

Расширенный — Авраам поверил и прилепился, и доверился, и положился на Бога, и это засчиталось, и пошло на его счет, и вменилось как праведность — как соответствие Божественной воле в цели, в мысли и в действии. Познайте и поймите, что люди, по вере, являются сыновьями Авраама… Потому что все , которые были крещены во Христа — в духовный союз и обще­ние со Христом, Помазанным, Мессией — оделись (облачили себя) во Христа.

Веймаут — Авраам поверил Богу, и это пошло на его счет как праведность. Вы же видите, что те, которые полагаются на веру, являются истинными детьми Авраама… Потому чтовсевы, которые были крещены во Христа, оделись во Христа.

НМВ— Взгляните на Авраама: «Он поверил Богу, и это засчи­талось ему в праведность». Поймите же, что те, кто верует, являются сыновьями Авраама… Потому что все вы, которые крестились во Христа, надели на себя Христа.

Ефесянам 4:22-24

Синодальный — Отложить… ветхого человека… И обновить­ся духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.

ПКИ — Отложите… ветхого человека… И будьте обновленывдухе вашего ума. И оденьте на себя нового человека, который создан по Богу, в праведности и в истинной святости.

Расширенный — Стащите с себя вашу прежнюю природу — снимите с себя и выбросьте ваше старое и необновленное «я»… И будьте постоянно обновляемы в духе вашего ума — имея свежее умственное и духовное отношение. И наденьте на себя новую природу (возрожденное «я»), созданную по образу Божьему, в праведности и в истинной святости.

Моффатт — Отложите старую природу… И будьте обновлены и духе вашего ума, одевая новую природу, эту Божественную модель, которая была создана в праведном и благочестивом характере Истины.

НMB — Отложите свое старое «я»… чтобы стать новым в машем складе ума; и оденьтесь в новое «я», созданное, чтобы быть подобным Богу в истинной праведности и святости.

Евреям 11:7

Синодальный — Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасе­ния дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наслед­ником праведности по вере.

Расширенный — верой, Ной, будучи предупреж­ден Богом о тех событиях, которые еще не имели видимых признаков, послушался и тщательно и благоговейно соорудил и приготовил ковчег для избавления его собственной семьи. этим он вынес реше­ние и приговор неверию мира и стал наследником и обладате­лем праведности, .

НМВ — Верой Ной, когда был предупрежден о том, что еще не было видимо, в святом страхе построил ковчег, чтобы спасти свою семью. Своей верой он осудил мир и сделался наслед­ником праведности, которая приходит по вере.

КИНВ — Верой Ной, будучи предупрежден Богом о том, что еще не было видимо, движимый благочестивым страхом, приготовил ковчег для спасения своего семейства, ею он осудил мир и сделался наследником праведности, которая по вере.

ПКИ — Верой Ной, будучи предупрежден Богом о том, что еще не было видимо, движимый страхом, приготовил ковчег для спасения своего дома; ею он осудил мир и сделался наследником праведности, которая по вере.

«Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение»

10 / 23 октября – память великого старца ХIX века, преподобного Амвросия Оптинского (1812–1891). Публикуем отрывок из книги издательства Сретенского монастыря: «Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия».

Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвро­сия / Схиарх. Агапит (Беловидов). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 440 с. Советы и наставления свои, которыми старец Амвросий пользовал души приходивших к нему с верою, преподавал он или часто в уединенной беседе, или вообще всем окружавшим его в форме самой простой, отрывочной и нередко шутливой. Вообще нужно заметить, что шутливый тон назидательной речи старца был его характерной чертой.

***

«Как жить?» — слышался старцем со всех сторон общий и весьма важный вопрос. По своему обыкновению он отвечал в шутливом тоне: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Такой тон старцевой речи вызывал часто улыбку на устах легкомысленных слушателей. Но если посерьезнее вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл. «Не тужить» — т.е. чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, направляясь к Единому Источнику сладости вечной — Богу; чрез что человек при бесчисленных и разнообразных невзгодах может успокаивать себя, мирясь с ними, или «смиряясь». «Не осуждать», «не досаждать». — Ничего нет обыкновеннее между людьми осуждения и досаждения, этих исчадий погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека во дно адово, между тем как они большей частью и за грех не считаются. «Всем мое почтение» — указывает на заповедь апостола: в почтительности друг друга предупреж­дайте (Рим 12, 10). Сводя все эти мысли к одной общей, мы видим, что в вышеприведенном изречении проповедовалось старцем главным образом смирение, эта основа жизни духовной, источник всех добродетелей, без которого, по учению святого Иоанна Златоуста, как упомянуто прежде, невозможно спастись.

***

На предлагавшийся старцу общий вопрос: «Как жить?» — иногда отвечал он и несколько иначе: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно; тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».

***

«Мы должны, — еще говорил старец, — жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».

***

«Спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою»

На вопрос, как это праведники, зная, что они хорошо живут по заповедям Божиим, не возносятся своею праведностью, старец ответил: «Они не знают, каков ожидает их конец». «Потому, — прибавлял он, — спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно».

***

Вопрос: можно ли желать совершенствования в жизни духовной? Ответ старца: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, т.е. в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари».

***

О терпении: «Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай — зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Так, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую. В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, — это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т.е. вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил; и тем убедишься, что достоин наказания».

***

Если кто-либо из братии, по малодушию и нетерпеливости, скорбел о том, что его не скоро представляют к мантии, или к иеродиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время, — всё дадут; добрых дел никто не даст».

***

«Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться»

О раздражительности: «Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью, — это происходит от гордости. А гнев человека, по слову святого апостола Иакова, не творит правды Божией (Иак 1, 20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться».

***

Беседуя о зависти и памятозлобии, старец сказал: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожным, что- бы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

***

«Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».

***

«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление».

***

О милостыне старец Амвросий говорил: «Святой Димитрий Ростовский пишет: если придет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

***

Еще: «Святитель Иоанн Златоуст говорит: начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать больше и даже с лишением себя, а наконец уже готов будешь отдать и все, что имеешь».

***

На вопрос, как понимать слова Писания: будьте мудры, как змии (Мф 10, 16), — старец объяснил: «Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит чрез очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу: так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить».

***

«Безбожникам нет оправдания»

«Я говорила как-то батюшке, — пишет его духовная дочь, — об одной семье, что мне всех их очень жаль, — они ни во что не верят, ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, и не виноваты в этом сами, их воспитывали в таком неверии или были другие какие причины. Батюшка закачал головой и так гневно сказал: “Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога; стало быть, сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли за таких молиться? Конечно, молиться за всех можно”. “Батюшка! — говорила я вслед за тем. — Ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, которого близкие родные будут мучиться в аду?” А батюшка на это сказал: “Нет, там этого чувства уже не будет: про всех тогда забудешь. Это все равно как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно и толпятся разнородные мысли, а пришла — взяла билет (по которому отвечать), про все забыла”».

***

Пришел к старцу какой-то господин, не верящий в существование бесов. Господин сказал: «Воля ваша, батюшка, я даже не понимаю, что это за бесы». На это старец ответил: «Ведь и математику не все понимают, однако она существует».

***

О лености и унынии: «Скука — унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

***

О нечувствии и бесстрашии, по поводу внезапной смерти С., батюшка сказал: «Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши».

***

«Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши»

Еще говорил: «Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут».

***

О силе покаяния рассказывал следующее: «Один все грешил и каялся, и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: он мой. Господь же говорит: нет, — он каялся. “Да ведь хоть каялся, опять согрешал”, — продолжал диавол. Тогда Господь ему сказал: “Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я благ”».

***

«Бывает, — так говорил батюшка, — что хотя грехи наши чрез покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец отец Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан: боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т.е. упреки совести».

***

«Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23, 48); а между тем после этих слов перебили ему голени; а каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями повисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное. Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них, а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи».

***

«Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца». Указывая себе на сердце, батюшка прибавлял: «Древо при исходищах вод, — бурлят там воды (страсти)».

***

«Когда человек, — говорил еще старец, — идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны».

***

«Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь — и значит страдать за ближних».

***

Говорил еще старец: «Один брат спросил другого: кто тебя обучил молитве Иисусовой? А тот отвечает: бесы. — “Да как же так?” — “Да так: они беспокоят меня помыслами греховными, а я все творил да творил молитву, — так и привык”».

***

Один брат жаловался старцу, что во время молитвы множество бывает разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару; вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: но-но! но-но! — так помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!»

***

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи». А Т. сказала: «Батюшка! Чрез кого же нам просить, как не через вас?» Старец ответил: «И сама проси; ты вспомни, — двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила».

***

Но так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Передавал старец такой рассказ: «На Афоне у одного монаха был скворец-говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами. Но вот странно: лишь только монах начнет исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится и не дает молиться монаху. Раз на светлый праздник Воскресения Христова монах подошел к клетке и говорит: “Скворушка, Христос воскресе!” А скворец отвечает: “Вот то-то и беда наша, что воскрес”, — и тут же околел, а в келье монаха разлилось нестерпимое зловоние. Тогда понял монах свою ошибку и раскаялся».

***

Что Бог главнее всего смотрит на внутреннее молитвенное настроение души человека, об этом старец говорил: «Пришел как-то к упомянутому выше отцу игумену Антонию один больной ногами и говорит: “Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть поклоны, и это меня смущает”. Отец Антоний ответил ему: “Да уж в Писании сказано: Сыне, даждь ми сердце, а не ноги”».

***

«Отчего люди грешат?» — задавал иногда старец вопрос и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот, так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности — служить Богу; от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина — уныние или леность, забвение и неведение, — от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления…».

Жить-не тужить, никого не осуждать!

«Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение» — знакомая фраза эта известна многим, а вот автора знает не каждый. А наставление это принадлежит старцу Амвросию Оптинскому. Да если бы только эта фраза! У старца столько советов золотников, которые помогают православному человеку выжить в мире зла — что не предложить их читателю в день памяти великого старца, не могу. Оные и выставляю на своей странице.
***
«Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».
***
«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление».
***
На вопрос, как понимать слова Писания: будьте мудры, как змии (Мф 10, 16), — старец объяснил: «Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит чрез очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу: так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить.
«Бывает, — так говорил батюшка, — что хотя грехи наши чрез покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец отец Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан: боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т.е. упреки совести».
***
«Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23, 48); а между тем после этих слов перебили ему голени; а каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями повисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное. Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них, а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи».
***
«Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца». Указывая себе на сердце, батюшка прибавлял: «Древо при исходищах вод, — бурлят там воды (страсти)».
***
«Когда человек, — говорил еще старец, — идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны».
***
«Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь — и значит страдать за ближних».
***
Говорил еще старец: «Один брат спросил другого: кто тебя обучил молитве Иисусовой? А тот отвечает: бесы. — “Да как же так?” — “Да так: они беспокоят меня помыслами греховными, а я все творил да творил молитву, — так и привык”».
***
Один брат жаловался старцу, что во время молитвы множество бывает разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару; вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: но-но! но-но! — так помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!»
***
Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи». А Т. сказала: «Батюшка! Чрез кого же нам просить, как не через вас?» Старец ответил: «И сама проси; ты вспомни, — двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила».
***
Но так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Передавал старец такой рассказ: «На Афоне у одного монаха был скворец-говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами. Но вот странно: лишь только монах начнет исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится и не дает молиться монаху. Раз на светлый праздник Воскресения Христова монах подошел к клетке и говорит: “Скворушка, Христос воскресе!” А скворец отвечает: “Вот то-то и беда наша, что воскрес”, — и тут же околел, а в келье монаха разлилось нестерпимое зловоние. Тогда понял монах свою ошибку и раскаялся».
***
Да хранит вас всех ГОСПОДЬ молитвами старца оптинского АМВРОСИЯ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *