Хиротонисан

В Православной Церкви существует 7 основных Таинств — это особые богослужения, на которых видимым образом на человека снисходит невидимая Божья благодать. Таинства очень важны для православных христиан, ведь именно через них исцеляется душа и соединяется с Богом. Одним из таких важнейших действ является Таинство Хиротонии или Священства.

Что такое хиротония

Во время Таинства Священства на человека снисходит Божья благодать, позволяющая ему совершать священнодействия и участвовать в богослужениях. Принять ее могут только мужчины, над женщинами это Таинство не совершается вовсе. Будущий священнослужитель должен быть верующим, исповедовать православную веру без искажений, состоять в первом браке, который был венчан, либо же быть монахом.

Хиротония – это рукоположение в одну из степеней священства

Рукополагают священнослужителей в такие степени исходя из церковной иерархии:

  • диакон;
  • священник;
  • епископ.

Рукоположение во священники происходит только на Божественной литургии, за исключением литургий Преждеосвященных Даров, которые служатся во святую Четыредесятницу. На последних литургиях не читается Евхаристический канон, в котором обязательно должен участвовать новый священник. А вот рукоположение во диаконы может быть совершенно на любой литургии.

Суть таинства

Хиротония имеет свои особенности в виде внутреннего и внешнего выражения священнодействия.

Внешне Таинство выражается в рукоположении архиереем, которое сопровождается чтением специальных молитвословий. Подобная практика, когда именно через рукоположение передается благодать Божья от одного человека к другому, идет еще со времен Ветхого Завета.

Христианская Церковь с самого своего основания благословляла новых людей на служение Христу именно путем возложения рук. Как апостолы получили свою благодать от Господа Иисуса Христа, так и передавали ее дальше своим ученикам и последователям, а тем, в свою очередь, велели поступать аналогично.

Важно! Именно через строгое следование принципу преемства благодати через Таинство Священства современная Церковь неразрывными духовными связями соединяется с апостолами и Самим Христом.

Внутренняя сторона представляет собой ту Божью благодать, которую Господь ниспосылает на своего служителя, дабы тот имел силы вступить на непростой путь служения. Упоминания о подобном можно найти в Библии, в Деяниях апостолов и в их святых Посланиях. Вера в то, что при совершении Таинства на нового священнослужителя снизойдет благодать, заложена в текстах молитв, читаемых при посвящении.

Интересно! Это Таинство не придумано самостоятельно человеком, а установлено Самим Господом Иисусом Христом. Именно Он впервые совершил хиротонию, когда благословил своих учеников на труды по распространению христианской веры.

Хиротония и хиротесия

Рукоположение в священный сан возможно только после того, как будущий священнослужитель пройдет низшие ступени служения — чтец, алтарник, иподиакон. Посвящение в чтецов и певцов является низшей степенью служения и называется хиротесией. Она выполняется по благословению правящего архиерея (епископа), происходит вне литургии (как правило, до ее начала) и не в алтаре, а в основной части храма.

Посвящение в священники происходит более торжественно, во время Божественной литургии и в алтаре. Совершается также епископом.

Как происходит рукоположение во священника

Исходя из слов Евангелия «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказал» (Титу, 1:5), «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим, 5:22) видим, что традиция посвящения именно через рукоположение идет с самых ранних апостольских времен. Во все времена это было правом и обязанностью епископов, как главенствующих архиереев.

При рукоположении священник получает всю полноту апостольской власти

На практике посвящение в священники происходит во время Божественной литургии, в первой ее части, сразу после пения «Иже Херувимы…» и до освящения Тела и Крови Христовой в алтаре, чтобы новопосвященный священник также мог принять участие в этом священнодействии.

После того как будет выполнено все последование Таинства, сопровождаемое чтением специальных молитв, епископ отдает священнику его новое облачение — епитрахиль. Также вручается и Служебник, в котором детально расписано, как новоиспеченный батюшка должен совершать свое служение. Посвящаемый, принимая дары, целует сначала предметы, а затем и руку дающего архиерея.

После этого вручения наступает самый торжественный момент хиротонии — возглашение «Аксиос!», что в переводе означает «достоин». Этим возгласом Церковь свидетельствует духовное рождение своего нового служителя, который добровольно возложил на себя великое и почетное служение Господу, и отныне должен соответствовать своему высокому статусу.

Кто может стать священником православной церкви

Священнический чин — это почетное, высокое и очень ответственное духовное звание. Человек, принявший Таинство Хиротонии, отныне должен стать «добрым пастырем» для своей паствы. Исходя из значимости священнического служения, будущий батюшка должен обладать такими духовными и личностными качествами:

  • быть активным членом Православной Церкви, что означает регулярное участие в богослужениях, принятие причастия, исповеди;
  • иметь твердую и непоколебимую веру в Господа Иисуса Христа, исповедовать православный взгляд на христианство;
  • иметь высокие моральные, нравственные и духовные ориентиры, быть психически здоровым и уравновешенным человеком;
  • будущий священник должен быть на хорошем счету в обществе.

В православной церкви рукоположенными могут быть только мужчины

Для того чтобы к принятию Таинства не допускались люди недостойные и неготовые нести столь великое служение, Православной Церковью озвучены следующие канонические препятствия к рукоположению:

  • совершение каких-либо уголовно наказуемых деяний, преступлений (убийство, грабеж и т.д.). Даже если человек совершил убийство по неосторожности или защищая себя и это доказно соответствующими органами — он уже не может принять Таинство Хиротонии;
  • 61-м Апостольским правилом запрещено «входить в клир», т.е. принимать священство тем лицам, которые совершали смертные грехи — блуд, содомские грехи, любодейство и другие. Не отменяет это правило даже единоразовое совершение греха и принесенное покаяние;
  • не принимают рукоположения мужчины, которые повторно женаты, или женаты на разведенной женщине. Будущий священник должен быть «одной жены муж» согласно канонам православия;
  • жена православного священника также должна быть православной христианкой;
  • если человек повинен в грехе вероотступничества и отпадал от Церкви. В случае покаяния и возвращения в православие, такой человек становится частью Тела Церкви, но только как мирянин;
  • будущий священник не должен быть оскоплен.

Кроме того, существует ряд ограничений, связанных с физическим здоровьем будущего священника. Он не должен иметь каких-либо физических недугов и ограничений, которые могут воспрепятствовать совершению им священнослужения.

Каноны православия выдвигают довольно строгие требования к будущим батюшкам, но такая строгость оправдана. Священник, который не может или не хочет должным образом нести свое призвание — не только губит собственную душу, но и унижает достоинство всей Православной Церкви. Поэтому рукополагаться должны только те люди, которые уверены в своем призвании и готовы всю свою жизнь отдать на служение Богу и людям.

Что такое хиротония и как происходит обряд?

Таинство хиротонии

Одно из семи Таинств церковных, в котором дается Божественная Благодать на важное служение людям через священство. Оно совершается исключительно в алтаре, поэтому женщины не имеют права участвовать в нем.

Что такое хиротония в православии

Хиротония — это Таинство, в котором совершается возложение рук архиерея или патриарха на человека, собирающегося принять священный сан.

Хиротония бывает:

  • в чтеца;
  • в иподиакона;
  • в диакона;
  • в иерея;
  • архиерея.

Рукополагать во все чины, кроме архиерея, может епископ, митрополит или патриарх. Архиерейскую хиротонию совершает только патриарх. Равный священный чин не может совершать хиротонию, но только высший.

Таинство берет начало с апостольских времен. В Евангелии описан случай насыщения нескольких тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами. Здесь ведётся аналогия с евхаристией, где апостолы – прообраз священников, раздающих причастие верующим.

Апостолы были первыми священнослужителями.

Требования к ставленникам

Человека, которого рукополагают, называют ставленником. Чтобы стать священником, надо пройти все хиротонии, начиная с рукоположения в чтеца.

Апостол Павел в послании пишет, каким должен быть человек, желающий стать священником, епископом и диаконом. На этом основании составлены апостольские правила, которые учитываются перед рукоположением.

Желающий стать диаконом или священником должен быть:

  • единожды женат;
  • трезвым;
  • целомудренным;
  • честным;
  • не склонен к пьянству;
  • не сребролюбец;
  • странноприимец (любящий принимать странников);
  • миролюбив;
  • не убийца;
  • хорошо управляющий домом своим (ибо кто не может управлять своей семьей, не сможет управлять и церковью).

Кто не может быть священником:

  • женщина;
  • человек младше 18 и старше 75 лет;
  • имеющий физический недостаток для служения (эпилепсия, глухота, немота, слепота, нехватка пальцев на руке);
  • склонный к пьянству и наркомании;
  • бесноватые;
  • самовольно оскопленные;
  • новообращенный;
  • маловерующий;
  • имеющие смертные грехи (убийство, половые извращения, прелюбодеяние, блуд, ересь и т.д.);
  • женатые во второй раз;
  • женатый на блуднице, вдове, разведенной, актрисе, неверующей, родственнице;
  • находящийся в рабстве;
  • неокончивший службу в армии;
  • находящийся в тюремном заключении;
  • занимающий важный государственный пост;
  • имеющий долги или кредиты.

Такие строгие ограничения налагаются на ставленников потому, что они должны стать примером остальным верующим. На иерейском наперсном кресте написаны такие слова: «образ буди верным чистотой, верою, житием».

Если чтец согрешит блудом (интимной жизнью до венчания) или другими смертными грехами, согласно апостольским правилам, не может стать ни иподиаконом, ни диаконом, ни священником. Тоже самое касается иподиакона и диакона. Жениться можно только чтецам и иподиаконам. Диаконы и священники уже вступать в брак не должны.

Как проходит иерейская хиротония

Все хиротонии происходят в разное время на Божественной литургии. Иерейская хиротония совершается после пения Херувимской. Два диакона берут ставленника, находящегося перед Царскими вратами, под руки и возглашают: «Повели. Повелите!».

Все трое входят в алтарь Царскими вратами, подходят к Престолу. Архиерей в это время сидит перед Престолом. Во время пения венчальных тропарей («Исайя ликуй») все трое обходят Престол трижды. При этом ставленник кладет земные поклоны перед алтарем и перед архиереем, целует Престол. Это повторяется трижды. Затем ставленник встает на колени перед Престолом, и архиерей читает специальную молитву, возложив на него руки.

Венчальные тропари поются в знак того, что происходит как бы венчание ставленника с церковью. Это образ того, что он теперь не принадлежит своей семье, но должен служить Богу и верующим ко спасению. В подтверждение тому он снимает с руки своей обручальное кольцо и больше не надевает его.

Архиерей призывает Божественную Благодать, «немощные врачующую и оскудевающия восполняющую». Это означает, что с этого момента Бог Сам будет подавать священнику силы для служения Церкви.

После прочтения молитвы архиерей выводит новоиспеченного священника Царскими вратами на амвон. Вопрошая народ: «аксиос?», что значит: «достоин?», он надевает на него по очереди элементы иерейского облачения (епитрахиль, поручи, фелонь), наперсный крест и дает в руки служебник. При этом хор должен ответить трижды «Аксиос», иначе рукоположение будет считаться недействительным.

Потом архиерей говорит новорукоположенному иерею: «Христос посреде нас» и целует его трижды братским целованием. Облачение у нового иерея должно быть только белого цвета. Это знак чистоты, святости.

Архиерей в алтаре поздравляет рукоположенного иерея и дает ему наставление к предстоящему служению. Священник стоит всю оставшуюся часть литургии возле алтаря и молится. Затем обычно он выходит читать заамвонную молитву.

С этого момента пресвитер может совершать все Таинства, кроме Хиротонии.

Может ли быть снят сан

Сан священный сан с человека не может никто кроме Ангелов и Бога. Но по совершении иереем тяжких грехов, несовместимых со священническим служением, архиерей может запретить священника к службе на некоторое время. Если же он упорствует в грехах, запрет может быть наложен навсегда.

Коротко о Таинстве Священства от иерея Василия Куценко

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Хиротония

(15 голосов: 4.7 из 5)

См. ФОТОАЛЬБОМ О ХИРОТОНИИ

  • Хириотония архим. Киприан (Керн)
  • Хиротония прот. Владислав Цыпин
  • Хиротония и хирофесия прот. Николай Афанасьев
  • Пастырская хиротония и благодатные дары ее еп. Вениамин (Милов)
  • Понятие о Хиротонии и Хиротесии Гермоген Шиманский
  • Экклезиология вступления в клир протопресв. Николай Афанасьев
  • Хиротония архиеп. Вениамин (Краснопевков-Румовский)
  • Присяга священника (ставленическая грамота, присяжный лист) иеродиак. Константин (Островский)
  • Хиротония
  • Чинопоследование Таинства Священства

Хирото́ния (от греч. χειρ – рука и τονεω – полагаю, рукоположение) – Таинство Священства (также Рукоположение), в котором христианину сообщается особая благодать для учения и священнодействий.

Таинство Священства совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим к клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном Церковью, или принявшим монашеские обеты. Таинство Священства возводит в одну из трех степеней церковной иерархии: диакона, пресвитера и епископа.

Хиротония во священника может совершаться только во время Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого и не может совершаться во время литургии Преждеосвященных Даров, так как на этой службе не бывает Евхаристического Канона, в котором должен участвовать новопоставленный иерей.
Хиротония во диаконы может совершаться как на литургиях святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, так и на литургии Преждеосвященных Даров.

Рукоположение в диаконы совершается из иподиаконов, в священники – из диаконов, в архиереи – из монашествующих священников (архимандритов). Соответственно этому существуют три чина Рукоположения.

В диаконы и священники рукополагать может один архиерей. Рукоположение в архиереи совершается собором епископов (по 1-му Правилу Святых Апостолов, – по меньшей мере, двумя епископами). Посвящение во диакона, пресвитера и епископа совершается в алтаре, во время Литургии.

1. Хиротония во диакона – после освящения Святых Даров, вслед за произнесением слов «и да будут милости великого Бога…».
2.Священника – после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол.
3. Епископа – перед чтением Апостола.

Ставленник во священники причащается вторым, после 1-го священника. Новопоставленный иерей произносит заамвонную молитву. После окончания он дает крест для целования народу.

См. СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ, КЛИР, ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА

***

Протоиерей Геннадий Нефедов: «В Таинстве Священства через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово.
К внешней, видимой стороне Таинства Священства относятся возложение рук архиерея на голову посвящаемого и молитвенное призывание Святого Духа. Внутренним, невидимым действием рукоположения (хиротонии) является особая благодать Священства. Она возвышает избранных над остальными верующими и наделяет духовной силой и властью учительствовать, священнодействовать и управлять паствой. Таинство Священства «может по справедливости назваться венцом и связью всех других, ибо оно служит спасительным орудием для их сообщения по благодати, данной апостолами и постепенно нисшедшей через непрестанное рукоположение до нынешних служителей Христовой Церкви». Священниками Бога Вышнего, служителями Его тайн поставляет людей Сам Дух Святой и, по словам апостола, «никто сам собою не приемлет этой части, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4).

Рукоположение в степени Священства – это сакраментальный акт, в котором, по словам Иоанна Златоуста, «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается, как должно» (На Деян. Апост., Беседы XIV, 4). Благодатная действенность Таинства Священства состоит во внутреннем освящении рукополагаемого, в преображении его души. Григорий Нисский говорит, что «поставляемый в Священство по внешнему виду остается прежним человеком, но по душе преобразуется он на лучшее невидимое некоею силою и благодатию».

Посвящение в степени священнослужителей есть дверь, через которую пастырь входит «во двор овчий», облеченный духовной властью над паствой и ответственностью за нее перед Господом. Поэтому в каждодневном молитвенном предстоянии перед Богом он должен возгревать в своем сердце полученную благодать, чтобы быть достойным Призвавшего его. «Священство Православной Церкви должно быть светло, как солнце, по качествам души своей и по жизни своей, и по высочайшему небесному, священноначальствующему и тайнодействующему сану своему» (Праведный Иоанн Кронштадтский).

Благодать Священства избранник Церкви получает от Святого Духа по силе ее соборной молитвы. Хиротонии совершаются поэтому в присутствии всей Церкви – народа Божия, с его согласия и одобрения. Они происходят в алтаре во время Литургии, которая является высшим выражением соборности Церкви, объединяя верующих в общем молитвенном обращении к Богу».

***

Термин «хиротония» (χειροτουτα), усвоенный доставлению епископов (также пресвитеров и диаконов), по свидетельству Юстелла (толков. на V правило Лаодик. Собора), заимствовано Церковью («от внешних»). У классических народов хиротония имела значение избрания, совершающегося через подачу голосов, причем голоса подавались через протягивание рук, — отсюда с течением времени рассматриваемый термин из светского стал собственно церковным и получил значение, с одной стороны, избрания в клир, а с другой стороны — самого акта поставления в ту или другую степень. С таким значением мы дважды встречаем его уже в Новозаветном тексте (2Кор.8:19 и Деян. 14:23).

У греческих церковных писателей, в апостольских и соборных правилах слово «хиротония» тоже употребляется в указанном двояком значении. Зонара в толковании на I апостольское правило, которое требует, чтобы епископ был поставляем двумя или тремя епископами, пишет: ‘Ныне хиротонией называется совершение молитв посвящения над избранным во священство и призывание на него Святаго Духа, потому что архиерей, благословляющий рукополагаемого, простирает руку ). А в древности и самое избрание называлось хиротонией, как говорят, потому, что когда гражданам разрешено было избирать епископов и когда они собирались все вместе, чтобы подавать свой голос за того или другого, то они для того, чтобы узнать на чьей стороне большинство голосов, простирали руки и по простертым рукам считали избирателей каждого кандидата. Кандидат, получивший большинство голосов, считался избранным в епископы. Отсюда и взято слово «хиротония». Это слово, в указанном смысле, употребляли и отцы разных соборов, называя самое избрание «хиротонией». Примеры такого употребления можно указать в 4 пр. I Вселенского Собора, 13 и 19 пр. Антиохийского Собора, 5 Лаодикийского и многих других. Однако, как видно уже из приведенных слов Зонары, термин «хиротония» с течение времени утратил свое древнее значение стал употребляться только для обозначения поставления в степени клира. Поэтому все чины поставлений в греческих и славянских богослужебных книгах и носят названием чинов хиротоний.

С особым великолепием совершается чин архиерейской хиротонии. Сам посвящаемый, произнося торжественные обеты и участвуя в таинственных священнодействиях, познает всю духовную важность и долг своего звания.

Чинопоследование архиерейской хиротонии состоит из наречения, исповедований веры и собственно хиротонии на Литургии.

Вве́дение в это высокое церковвное служение составляют молитвословия, поемые в чине наречения во епископа собором архиереев. При объявлении о его избрании собравшиеся епископы поют тропарь и кондак Пятидесятницы:

«Благословен еси, Христе Боже наш, Иже прему́дры ловцы΄ явле́й, ниспослав им Духа Святаго и теми уловле́й вселенную! Человеколюбче, слава Тебе».

«Егда́ снизшед язы΄ки слия΄, разделя΄ше языки Вышний, егда же огненныя язы΄ки раздая΄ше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа».

Епископы имеют равную благодать священства и равные права духовной власти, поэтому один епископ не может рукоположить другого, как равный равного; совершается хиротония во епископа высшей степенью церковной власти — собором не менее двух епископов.

В день поставления архиерея «к всено́щному бдению бывает благовест по Уставу, а на 9-й песне благовестят в большой колокол», обыкновенно медленно 12 раз. В 8-м часу утра бывает благовест во все колокола.

В день посвящения епископа перед Литургией совершается чин испове́дания веры поставляемого во епископа. Архиереи в облачении выходят на середину храма на помост и, поприветствовав целованием руки первенствующего архиерея (или Патриарха), садятся. Их сопровождают архимандриты, игумены, протоиереи, пресвитеры и становятся по чину.

Затем пресвитер и диакон, поклонившись и облобызав руки архиереев, идут в алтарь и выводят оттуда новопосвящаемого, облаченного во все священнические одежды. Он делает у престола два поясных поклона и один земной, потом кланяется иерархам в царских дверях и сходит с солеи. Далее его приводят и поставляют на постланный перед помостом орле́ц (ковер с изображением города и парящего над ним орла) у нижнего его края. Здесь он поклоняется трижды и после возглашения протодиакона: «Приводится боголюбезнейший, избра́нный и утвержденный архимандрит (имярек) хиротониса́тися во епископа богоспасаемаго града (имярек), или градо́в (имярек)». Первенствующий архиерей вопрошает: «Чесо́ ради пришел еси и от Нашея Мерности чесого просиши?» Новопоставляемый отвечает: «Хиротонию архиерейския благодати, Преосвященнейшии». На вопрос первенствующего архиерея: «И како веруеши?» он читает велегласно Симво́л веры. По прочтении первенствующий архиерей, благословляя его крестовидно, произносит: «Благодать Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа да будет с тобою». Протодиакон вновь возглашает: «Приводится боголюбезнейший…», и избранный приводится на середину орлеца. На вопрошение: «Яви нам еще, како испове́дуеши о свойствах Трие́х Ипоста́сей непостижимаго Божества и яже о вочеловечении Ипостаснаго Сына и Слова Божия» избранник читает изложение догма́та веры о Ипостасях Триединого Бога. Первенствующий архиерей, крестовидно благославляя рукополагаемого, глаголет: «Благодать Святого Духа да будет с тобой, просвещающая, укрепляющая и вразумляющая тя во вся дни жизни твоя» Протодиакон в третий раз возглашает: «Приводится боголюбезнейший…», и избра́нный становится во главу орла. Первенствующий архиерей вопрошает его: «Яви нам и еще, како содержиши кано́ны святых апостол и святых отец, и предания и установления церковная». И новопоставляемый дает обет соблюдать ка́ноны святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и правила святых отцов, хранить неизменно святые уставы и чины΄ Кафолической Восточной Православной Церкви, а также соблюдать церковный мир, повиноваться Первоиерарху, быть в согласии со всеми архиереями, в страхе Божием и с отеческой любовью управлять вверенной ему Господом паствой. Он обещает, что не будет делать ничего вопреки священным правилам по принуждению сильных мира сего даже под страхом смерти; обещает не вмешиваться в дела других епархий ни по какому побуждению: не совершать богослужений, не рукополагать во диакона или во пресвитера, не принимать клириков из других епархий без согласия на то местного епископа или Первоиерарха. Он обязуется являться по призыву Патриарха и Синода, преодолевая ради этого возможные препятствия. Обещается не принимать странных обычаев в церковных преданиях и чинах, но хранить все предания и чины Православной Церкви неизменно и в согласии с Предстоятелем своей Церкви. В заключение он обещает быть верным сыном своего Отечества и исполнять гражданские законы.

Затем первый архиерей, благословляя его, произносит: «Благодать Святаго Духа чрез Нашу Мерность производит тя, боголюбезнейшаго архимандрита (имярек), избра́ннаго епископа богоспасаемых градо́в (имярек)». Рукополагаемый поклоняется архиереям трижды. Протодиакон подводит его к епископам, и те благословляют его, а он целует им руки. Он же вручает первому архиерею текст исповедания и обещания, и первенсвующий, благословляя его рукой крестообразно, возглашает: «Благодать Пресвятого Духа да будет с тобой».

Затем посвящаемого отводят на орлец и ставят на изображение орла лицом к востоку, справа от него становится протоиерей, слева — протодиакон. Протодиакон произносит многолетия Патриарху, иерархам и новопоставляемому, и во время пения «Многия лета!» он кланяется на все стороны, после чего, сопровождаемый протоиереем и протодиаконом, возвращается в алтарь. Архиереи, архимандриты и иереи, служа́щие Литургию, следуют в алтарь. В это время убирают орлец, и начинается Литургия.

Поскольку епископ может не только освящать Дары, но и совершать хиротонию во диакона и священника, то рукоположение во епископа совершается перед чтением Апостола. После входа с Евангелием и Трисвятой песни протопресвитер и протодиакон приводят хиротонисуемого к царским вратам, и он «приемлется от архиерея во святый алтарь, пред святую трапе́зу». Здесь, сняв митру, сделав три поклонения перед престолом и поцеловав его, он встает на колени прямо против середины престола, слагает руки крестообразно и возлагает их на край святой трапе́зы, а главу возлагает между ними, припадая непосредственно ко Христу, невидимо здесь присутствующему. На главу его полагается раскрытое Евангелие письменами вниз. Поверх Евангелия архиереи возлагают руки, и первенствующий произносит тайносовершительную молитву. В алтаре поют: «Господи, помилуй» (трижды). Потом первенствующий архиерей при держании остальными Евангелия на главе посвящаемого благословляет его главу трижды. Затем архиереи полагают правую руку на главу хиротонисуемого, и первенствующий читает над ним две молитвы. Остальные повторяют: «Господи, помилуй» на ектению, тихо читаемую одним из архиереев.

Наконец, первенствующий заключает Таинство молитвой, в которой просит Господа сотворить сего новаго строителя Таин достойным Своим подражателем.

Сняв с главы посвящаемого святое Евангелие, снимают с него Крест и фелонь, и иподиаконы подносят: саккос, омофор, Крест, панаги΄ю и митру. Принимая каждое из этих священных одеяний, он целует его и просит благословения каждого из архиереев, лобызая его руку, и затем облачается, при этом каждый раз возглашается и поется «Aксиос», запечатлевая достоинство новопоставленного архиерея. По облачении и увенчании митрой новопосвященного все участвующие в рукоположении преподают ему целование мира, как равному себе.

Новохиротониса́нный архиерей мирствует по Апостолу и восседает среди архиереев. На великом входе первенствующий архиерей приемлет дискос от протодиакона, а новопосвященный — потир от архимандрита или протоиерея. Благословение Святых Даров совершает первенствующий, но во время причащения первоиерарх подает пресвитерам Тело Христово, а новопоставленный — Святую Кровь в Чаше. По окончании Божественной Литургии все архиереи в мантиях собираются у престола, и старейший возлагает на новопосвященного мантию с источниками, изображающими источники благодати, которые должны истекать из уст его. Потом все переходят на кафедру среди храма, и там среди народа первенствующий вручает новохиротониса́нному с поучением пастырский жезл — символ правления. После чего тот благословляет народ обеими руками на все стороны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *