Хитон господень

СВЕТИЦХОВЕЛИ

Светицховели

Мцхетский патриарший кафедральный собор Светицховели (სვეტიცხოვლი, Животворящий Столп) во имя Двенадцати апостолов Мцхетской епархии, первый православный храм Грузии

  • Престол: Двенадцати апостолов
  • Адрес: Грузия, г. Мцхета
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города. Грандиозный храм высится над невысокой застройкой.

Основание

Предание Грузинской Церкви свидетельствует, что раввин Елеазар в I веке выкупил у воинов Хитон Господень и, прибыв в Мцхету, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, услышав о распятии Спасителя, скончалась на месте со святыней в руках. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле святой Сидонии вырос большой кедр , который стал священным для жителей города, ему поклонялись как неведомому божеству.

Когда равноапостольная Нина в IV веке принесла Благую Весть во Мцхету, древний кедр стоял в саду царского дворца. В первые месяцы пребывания в Грузии, святая Нина прожила у садовника этого дворца, и в видении ей было явлено что этот сад превратится через неё в сад возвеличения Бога.

Когда равноапостольный царь Мириан принял решение креститься, он избрал свой сад местом первой церкви. Основание храма сопровождалось чудесами: после неустанных молитв святой Нины ствол кедра выросшего на святыне, который до того срубить было невозможно, чудесным образом поднялся в небо и опустился на место, предназначенное для строительства, став первым столпом церкви. К нему приводили больных, и они исцелялись. У мироточивого столпа — названного Животворящим Столпом (по-грузински Светицховели) происходили многочисленные чудеса и знамения и вскоре частицы древа распространились по всей стране . Опасаясь, что столп будет таким образом разделен на части, царь с согласия епископа Мцхетского Иакова, чтобы сохранить святыню, приказал покрыть известняком чудотворный столп, а сверху установить вырезанный из этого же дерева крест — Животворящее Древо .

В то же время столп окружили деревянной оградой, и вокруг него выстроили небольшую деревянную церковь Двенадцати апостолов. Источники называют её «Святая Святых» и указывают, что «никто не смел кроме воскресенья туда войти, лишь священники пели там псалмы» . Святой Мириан столь благоговел перед ней, что «не дерзал всегда прикасаться к дверям её,» для чего вскоре воздвиг другие храмы во Мцхете.

Вид на храм Светицховели с горы Багинети. Фото Алексея Мухранова

Дальнейшая история

На века Светицховели стал центром церковной жизни Грузинской Церкви, усыпальницей царей и патриархов. В V веке благоверный царь Вахтанг Горгасали построил вместо прежней церкви каменную трехнефную базилику с выступающей апсидой. Когда этот храм сильно пострадал и обветшал, в начале XI века католикос Грузии святитель Мелхиседек решил построить новый большой храм. Для этого он заручился помощью как Грузинского царя так и Восточно-Римских императоров. Более величественный патриарший собор на месте прежнего был построен в 1010-1029 годах зодчим Арсуки(с)дзе , который не дожил до завершения работ. При строительстве были использованы некоторые части каменной базилики — таковыми были ее вытянутые стены, а также каменные бычьи головы, которые можно было видеть в храме и на начало XXI века. Про этот, как и многие другие мировые шедевры, рассказывают, что учитель, воспылав завистью к таланту своего ученика, отрубил ему десницу.

В южный неф в XIII или XIV веке встроили часовню — возможно в подражание кувуклии Иерусалимского храма Воскресения. Тамерлан разрушил собор в конце XIV века, но в первой половине XV века царь Александр Великий восстановил храм по старому плану — были переложены части сводов и стен, заново возведен купол. Храм подвергся разграблению персами в начале XVII века, когда из его сокровищницы была унесена сохранявшаяся там часть Ризы Господней. Затем в соборе проводилось поновление в 1656 году, когда была надстроена верхняя часть барабана. В середине XVIII при католикосе Антонии I в Светицховели со всей страны свезли книги, образовавшие библиотеку в 7 тысяч томов. Около того же времени при соборе была основана певческая школа Католикосата.

В XIX веке храм вновь подвергался перестройкам, были разобраны дополнительные помещения располагавшися вдоль северной и южной стен храма. Грузинский экзарх священномученик Владимир (Богоявленский) в конце века основал Комитет по восстановлению кафедрального собора Светицховели, а ремонтные работы на средства Святейшего Синода были начаты при экзархе Никоне (Софийском) в начале XX века.

12 марта 1917 года в Светицховели состоялся Собор грузинского духовенства и мирян, на котором было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. С восстановлением автокефалии настолование католикосов-патриархов стало вновь совершаться здесь. В 1975 году, во время церковного праздника, в соборе был совершен теракт. На начало XXI века собор являлся вторым кафедральным собором Грузинской Церкви. 14 октября 2002 года в соборе было подписано конституционное соглашения между Грузинскими государством и Церковью. В 2011 году здесь совершалось мироварение.

Светицховели. План.

Архитектура, роспись

Огромный крестовокупольный храм, украшенный многими рельефами, восходит к XI веку. Храм являет черты свойственные другим кафедральным соборам той эпохи церковного и политического объединения Грузии: большие размеры, вытянутые западный рукав и купольный барабан, динамичный ритм арок на фасадах, высокая техника резьбы.

В плане — вытянутый четырёхугольник. Западная часть разделена на три нефа; в южном нефе встроена часовня. Над западной частью храма устроены хоры. Купол на барабане, с помощью парусов, несут 4 свободно стоящих столпа. Над частями боковых нефов, примыкающих к подкупольному пространству, возведены стены боковых рукавов планового креста, угловые межрукавные ячейки. Восточный рукав храма оканчивается апсидой. С запада к храму примыкают нартекс и притвор.

Гармонии архитектурных объёмов памятника подчинён торжественный ритм аркатур (на фасаде, барабане купола) с тонкой, мастерски выполненной орнаментальной резьбой и рельефами; боковые повышенные стены западного рукава оформлены аркадами из 3 арок. На щипце западного фасада собора — монументальные горельефы с изображением Христа на троне между 2 ангелами, держащими евхаристические символы (XI в.): сосуд и, очевидно, хлеб; на восточном фасаде — 2 ангелов, орла и льва. На восточном фасаде — Деисус (XVII в.).

Сохранившиеся фрески относятся к XV-XIX векам, в основном — к XVI-XVII векам. В большинстве своем находятся в центральном нефе. Яркая и значимая фреска изображает Собор двенадцати апостолов — небесных покровителей храма. Есть два извода изображения Пресвятой Троицы — Отечество и Авраамово гостеприимство.

Использованные материалы

  • «ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ,» Православная энциклопедия, т. 13, 191-320:
    • — ч. I
    • — ч. II
    • — ч. III
  • Страницы портала Православие.ру:
    • — Чхартишвили Александр, «Патриарший собор Светицховели,» 4 сентября 2001
    • — Никифорова Александра, «Приветствую тебя, Кавказ седой!,» 6 августа 2001
    • — «Хитон Господень – главная святыня храма Светицховели – будет покоиться под камнем из Вифлеема,» 23 ноября 2006
  • «Светицховели,» Большая советская энциклопедия:
  • «Светицховели,» частный туристический сайт Алексея Мухранова Грузия для всех:
  • «ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ,» Православная энциклопедия, т. 13, 321-351:

Основная версия, по ст. «Грузинская Православная Церковь» Православной энциклопедии. По версии у Никифоровой Александры, «Приветствую тебя, Кавказ седой!,» 6 августа 2001, — кипарис.

По сведениям Картлис Цховреба.

«Жизнь царя царей Давида,» КЦ, т. 1, 131-132.

Мокцеваи Картлисай. 1963, 160.

Имя высечено на северном фасаде.

Солдаты никогда не отличались добротой к жителям Иерусалима. Наводившие порядок в городе легионеры Цезаря могли позволить себе брать что хочется по праву сильного. Не стеснялись они обирать и приговоренных к смерти и даже уже казненных узников.

Не стал исключением и бродяга, распятый на кресте. Стражников привлек хитон, и они долго спорили кому достанется эта тряпка. В конце концов в ход пошла удача – одежду просто разыграли. Так хитон Спасителя пошел в свое долгое путешествие по миру отдельно от своего владельца.

Положение Ризы Господней в Успенском соборе города Москва

Легионеры разыграли хитон Христа, впоследствии он попал в древнюю Грузию

Хитон Иисуса Христа

В Библии прямым текстом говориться, что всю одежду Иисуса Христа разделили меж собой четыре римских легионера. Произошло это сразу после приведения приговора Понтия Пилата в действие. После чего разделили одежду Христа между собой. При этом долго спорили, кому достанется хитон.

Риза и хитон – разные вещи. Ризой называется вся верхняя одежда, состоящая из нескольких частей. Хитон же монолитный и разделить его можно только распоров ткань. Вот что такое хитон Господень.

Отрывок из Священного писания, в котором говорится об этом:

(Ин. 19:23-24)

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий»

Вскоре одежды Христа покинули Иерусалим. Неизвестно достоверно, какой путь проделала риза и хитон. Вскоре одежда Иисуса Христа частично оказывается на территории древней Грузии, где хранится в сокровищнице Мцхетского Патриаршего собора Светицховели.

Собор Светицховели в городе Мцхета, Грузия. Здесь одежда Иисуса Христа хранилась изначально

На гербе древнего Грузинского Царства изображена Риза Спасителя

Риза Господня попадает в Россию, в Успенский собор

На гербе древнего Грузинского Царства изображена Риза Спасителя

В Россию частица хитона Господня попала благодаря персидским завоеваниям в Грузии. Шах Аббас исповедовал мусульманство и относился к церковной утвари христиан, как к военной добыче. Именно при разграблении одного из храмов владыка Персии обрел одежду Христа, которую священники ловко прятали в тайнике.

Успенский собор в Москве. Здесь хранился хитон Иисуса

В знак доброй воли и дружественных отношений частицу хитона отправили в Россию. Этому немало поспособствовал тогдашний посол империи в этой восточной стране. Шах Аббас недолго думал и отослал императору Михаилу Федоровичу фрагмент одежды святого.

Таким образом мусульмане поспособствовали тому, что в Русской Православной церкви появилась такая ценная реликвия. Тогдашний патриарх Филарет, убедившись в подлинности одеяния, отправил святыню в специальный шатер.

23 июля день почитания Ризы Господней

Сокровищница размещалась в недрах московского Успенского собора. Большую часть года ризу скрывали от взора мирян. Показывали ее только в день почитания – 23 июля. Праздник назвали Положение Ризы Господни. Молитву на этот чудесный день написал митрополит Крутицкий.

Молитва на Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

глас 4

Днесь притеце́м, ве́рнии,/ к Боже́ственней и цельбоно́сней ри́зе Спаси́теля на́шего Бо́га,/ благоизво́лившаго сию́ пло́тию носи́ти/ и на Кресте́ святу́ю Свою́ Кровь излия́ти,/ е́юже искупи́ нас от рабо́ты вра́жия./ Тем, благодаря́ще, вопие́м Ему́:/ спаси́ оте́чество на́ше,/ и архиере́ев, и град, и вся лю́ди/ честно́ю Твое́ю ри́зою защити́,/ и спаси́ ду́ши на́ша,// я́ко Человеколю́бец.

Перевод: В сей день прибегнем, верные, к Божественней и цельбоносной ризе Спасителя нашего Бога, благоволившего ее на теле Своем носить и на Кресте святую Свою Кровь излить, которою искупил нас от рабства врагу. Потому с благодарностью взываем Ему: «Спаси Отечество наше, и архиереев, и град, и всех людей священной Твоею ризою защити и спаси души наши, как Человеколюбец!»

глас 4

Одея́ние нетле́ния, спаси́тельнаго целе́ния/ все́м челове́ком, Влады́ко, дарова́л еси́,/ Твое́ Боже́ственное сокро́вище – честну́ю ри́зу,/ я́же есть хито́н,/ е́юже живоно́сную и святу́ю плоть вочелове́чения Твоего́ оде́яти благоволи́л еси́./ Сию́ жела́нием прие́млюще све́тло пра́зднуем,/ стра́хом же и любо́вию, я́ко Благода́телю воспева́юще, зове́м Ти, Христе́:/ сохрани́ в ми́ре оте́чество на́ше, и архиере́ев, и вся лю́ди,// по вели́цей Твое́й ми́лости.

Перевод: Как одеяние нетления, исцеляющее во спасение, всем людям, Владыка, Ты даровал Твое Божественное сокровище – священную ризу, то есть хитон, которой Ты живоносную и святую плоть Свою, вочеловечившись, облекать благоволил. Ее с усердием принимая, торжественно празднуем, и со страхом и любовью, как Благодетелю воспевая, взываем Тебе, Христе: «Сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и всех людей по великой Твоей милости».

Молитва читается 23 июля по новому стилю. Читается только в этот день и восхваляет обретение столь важной для православия и всего христианства реликвии.

Герб древнего рода Багратиони. В центре композиции находится хитон Господень.

Сам род согласно легендам происходит от царя-пророка Давида. Так как Багратиони – королевский грузинский род, то это объясняет, как риза Господа оказалась на их гербе. Риза – главная христианская реликвия, которая тогда хранилась на территории современной Грузии

Другие места хранения частицы одеяния Христа в России

Подаренная шахом Аббасом часть ризы не хранилась только в Успенском соборе Москвы. Ее разделили на четыре части и отправили в другие места:

  • Одну частицу перенесли в Киев. Там она хранилась в Софийском соборе;
  • Две части отправились в новую столицу Российской Империи – Санкт-Петербург. Первая в церкви Спаса нерукотворного образа, вторая – в храме Петропавловской крепости.

Частицы ризы Христа, доступные в настоящее время

В 2002 году произошло чудесное событие – в Ярославском музее-заповеднике обнаружили фрагмент одежды Спасителя. Уже в 2004 году реликвию передали Русской православной церкви. Сейчас ее выносят на общее обозрение 23 июля, а местом хранения стал храм Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя. Здесь хранится часть хитона Иисуса Христа

Однако, это не единственный способ увидеть хитон Иисуса Христа. Еще один фрагмент имеется в Христорождественском соборе Рязанского кремля. Артефакт доступен обозрению мирян круглогодично. Оказавшись рядом с частицей хитона, некоторые излечиваются от болезней.

Христорождественский собор Рязани. Здесь также можно видеть частицу хитона Господня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *