Хитон

Светицховели

Православный кафедральный собор

Светицховели

груз. სვეტიცხოვლის საკათედრო ტაძარი

Страна

Грузия

Местоположение

Мцхета

Конфессия

Православие (Грузинская Православная Церковь)

Епархия

Мцхетско–Тбилисская

Дата основания

IV век

Строительство

1010—1029 годы

Реликвии и святыни

риза Иисуса Христа

Состояние

Действует

Медиафайлы на Викискладе

Светицховели (груз. სვეტიცხოველი — животворящий столп) — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в честь двенадцати Апостолов, в городе Мцхета, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. С 1994 г. памятник Всемирного наследия.

История

См. также: Риза Господня

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил на месте современного храма первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней. Одним из ее устоев служил стоявший на месте захоронения ризы Христовой («нешвенного хитона») священный ствол кедра (груз. სვეტი ცხოველი , по которому и назван храм.

Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012—1030, 1039—1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).

В 1830-е гг., когда во Мцхете ожидали прибытия императора Николая Павловича, местное управление в порыве служебного усердия распорядились забелить древние фрески, которые могли показаться столичной делегации обветшавшими и неопрятными. Впоследствии храм был заново расписан художниками, приглашёнными из России. Впоследствии старинную роспись всё-таки вскрыли и отреставрировали.

Архитектура

Каменная сень с фресками XVII века обозначает место сруба Животворящего Столпа

В плане церковь вытянута с запада на восток и являет собой удлинённый прямоугольник. Пространственный образ креста создается направленными по четырём сторонам света плечами. Плечи прямоугольны, кроме восточной, которая заканчивается апсидой. На северном и южном плече на двух этажах расположены комнаты для утвари и складские помещения. В южный неф встроена часовня-ротонда XIII — XIV вв. — дань композиции Храма Гроба Господня. Купол держат 4 мощных столпа, а в барабане купола 16 поясов крепости. По фасадам и барабану проходит изысканный аркатурный пояс с рельефами. Устремлённый ввысь собор обновлялся в XV и XVII веках; тогда же были созданы росписи, украшающие его внутренние стены. В 1830-е гг. боковые арочные галереи были разобраны, многие росписи — забелены, но впоследствии прописаны. Несмотря на то, что храм перенес не одно изменение, большая часть фресок погибла и побелка стен в интерьере убавила художественную целостность, он и сегодня оставляет большое впечатление.

Распределение внешних форм и масс, пропорции подчиняются возвышающемуся в центре высокому куполу, под которым расположена крыша с двунаклонным покрытием в форме креста. В оформлении фасада в основном используются декоративные элементы и развитая система сдвоенных пилястр, а также в поясах крепости облицовка с изразцами. Изразцы богаты и многообразны (дошли частично). В декоративном украшении храма большое место занимает рельеф. Стоит отметить украшение восточного фасада, в основе которой лежит система из пяти декоративных люстр. В подкупольном пространстве включены треугольные ниши, а в центральной части расположены веерообразные лучи с дисками на краях. Мастерски используется полихромический эффект. На основном — песочного цвета фоне у алтаря выделяются собранные ярко красные изразцы, которые выделены богато украшенными горизонтальными поясами. У западной части фасада один большой, богато украшенный пояс, который занимает большую часть стены. Композицию фасада завершает трехфигурный рельеф — восседающий на троне Спаситель с ангелами по бокам.

Светицховели является основополагающим храмом в стиле архитектуры средневековой Грузии. Старых росписей не сохранилось, а присутствующие — XVI, XVII и возможно XVIII веков (восстановлены в XIX веке). Наиболее интересны фрески XVII века (под куполом), эпизоды которых повествуют о принятии христианства Грузией (руководитель росписи — художник Григорий Гулджаварасашвили).

Во внешней части много изменений: часть фасада и подкуполье (которые отличаются зелёным цветом облицовки) принадлежат началу XV века (реставрировано Александром I Великим после нашествия Тамерлана), некоторые рельефные изображения перенесены, хотя эти реставрации не нарушили основные формы и пропорции храма.

  • План

  • Продольный разрез

  • Поперечный разрез

Храмовая ограда

Копия кувуклии храма Гроба Господня (XIV век)

Храм окружён крепостной стеной, которая по плану приближается к квадрату. Стена была воздвигнута по приказу царя Ираклия II (упоминается в тексте, высеченном над южным входом в храм). Высеченный камень в старой части перемешан с речным камнем в стене. Постройки на стенах исполнены кирпичом. Нижняя часть двухъярусной стены непроницаема. В верхней части присутствует боевая дорожка, на уровне которой также имеются хранилища камня. У стен присутствуют 6 цилиндрических и 2 четырёхугольных башни. Входные ворота расположены на южной стороне. На западной стороне звонница и врата XI века — замечательный пример грузинской народной архитектуры. В 1964—1965 годах проведённой реставрацией возвращён первозданный облик (архитекторы Н. Чубинашвили и В. Цинцадзе; гл. консультант Г. Чубинашвили). Во время раскопок в 1963 — 1964 годах в юго-западной части стены были найдены останки католикоса Мелкиседека (XI век). Во дворе, в юго-восточной части стены — дворец католикоса Антона II. В данный момент полностью переделан и является историко-этнографическим музеем.

На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов. В марте 2007 года в Светицховели прошло отпевание первого грузинского президента Звиада Гамсахурдиа.

Упоминание в литературе

В классической литературе Грузии одним из ярких произведений является роман «Десница великого мастера» классика литературы Константина Гамсахурдия, повествующий о строительстве храма и об одновременно связанном с этим событием становлении Грузии. Эпическое произведение детально описывает процесс строительства храма, становления христианства в Грузии и грузинского государства.

  • Беридзе В. Архитектура древней Грузии. — Тб., 1974.
  • Губинашвили Г. Архитектура Грузии средних веков и его три главных кафедрала. — Тб., 1925.
  • Гвердцители Р. Мцхета. — Тб., 1962.

Собор Светицховели • Храм Джвари • Верхняя Сванетия • Храм Баграта • Гелатский монастырь

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 708
рус. • англ. • фр.

Хитон Господень

Хитон Господень

За 1000 лет до распятия Господа нашего Иисуса Христа царь Давид, предвидя Евангельские события, с великим сокрушением восклицал: «…обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои: исчетоша вся кости моя: тии же смотриша, и презреша мя. Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий» (21-й псалом).

Когда Иисус вырос, Пресвятая Богородица, умелая рукодельница, соткала для него хитон из мягкого, тонкого верблюжьего волоса.

Этот вид мужской одежды представлял собой широкую свободую рубашку с рукавами из льна или шерсти (до колен или ниже). Во времена земной жизни Спасителя это одеяние было очень простого покроя: длинный кусок материи складывался вдвое и сшивался по краям. Наверху оставляли отверстия для рук и делали разрез для головы. Цельное одеяние ткали на достаточно широком станке, рукава делались короткими или длинными. Мужская рубаха, стягиваемая поясом, отличалась сдержанностью окраски и могла быть коричневой, желтой, черной или полосатой. Если требовалась свобода движений во время работы, рубаху укорачивали, подтыкая ее края под пояс, что называлось «препоясать чресла» и означало готовность к действию.

Такой хитон Спаситель носил всю земную жизнь до самой казни.

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою
и о одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины».

Жребий метнули, одежду разделили. Хитон достался одному из воинов-стражников. (Евангелие от Иоанна: 19, 23-24).

Иоанн Богослов также описывает саму святыню: «Хитон же Его был не сшитый, а весь тканый сверху».

Элиоз, раввин мцхетской общины евреев, переселившейся в Грузию из Иерусалима, получив известие от иерусалимского первосвященника Анны о предстоящей казни Христа, поспешил в Иерусалим в сопровождении Лонгина Карснитского. Они стали свидетелями Страстей Господних и метания жребия о Его одежде (Ин. 19, 23 — 24; Пс. 21, 19). В то время, когда Пречистое Тело Господа Иисуса Христа было пригвождено ко Кресту, мать Элиоза, находившаяся в Мцхета, услышала удары молота в своем сердце и содрогнулась от великого страха. Возвестив своей дочери Сидонии о крестных муках Спасителя, безвинно преданного на смерть, мать Элиоза скончалась. Элиоз приобрел Хитон Господень у воина, которому он достался по жребию, и увез в Мцхета. Сидония, встретив со слезами своего брата Элиоза, объявила ему о смерти матери и о ее предсмертных словах. Элиоз подтвердил слова матери и показал сестре Хитон Господень. Взяв Хитон, праведная Сидония облобызала его, прижала к своей груди и тут же упала бездыханной. Никто, в том числе царь Адерк (2 г. до Р. X. — 55 г. по Р. X.), не мог разъять рук Сидонии и взять Хитон.

Женщину похоронили вместе со святыней. Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — высокий и сильный кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество. Спустя время местные жители свидетельствовали о чудесах, происходивших от этого дерева.

Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.

Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».

Католикос Николай I, который управлял Грузинскою Церковью в середине XII в. (с 1150 по 1160г.), известный святостью жизни и мудростью, замечая, что многие сомневаются, действительно ли под живоносным столбом находится Хитон Господень, говорил, что хотя сомнение таких людей естественно, ибо Хитон Господень никогда не открывался, и никто никогда не видал его; но те знамения и чудеса — и прежние, и те, которые пред глазами у всех ныне совершаются, — происходят от Хитона Господня, лишь при посредстве мироточивого столба.
При переселении бывших от Хитона Господня чудес, католикос Николай вспоминает, как была попалена вышедшим из земли огнем жена одного турецкого султана, которая из любопытства захотела открыть гроб Сидонии и посмотреть на Хитон Господень; посланные же ею гробокопатели-татары были поражены невидимою силою.

Лет за сорок до смерти католикоса Николая Тифлис и Мцхет были заняты сельджукскими турками, которые были потом изгнаны из Грузии царем Давидом Возобновителем, царствовавшим с 1089 по 1125 г. Католикос Николай указывал на истекавшее миро, как на постоянное чудо, всегда и всеми видимое:

— Все видят, — говорит он, — влагу на восточной стороне столба; по невежеству, некоторые пытались замазать это место известью, но оказались не в силах остановить истечение мира. А сколько от него было исцелений — мы все тому свидетели.

Католикос Николай составил службу в честь обретения под живоносным столбом Хитона Господня (впоследствии эта служба была исправлена и дополнена католикосами Виссарионом и Антонием), причем он говорил:

— Нужно украсить блистательным празднеством постановленный Самим Богом столб и находящийся под ним Хитон Спасителя нашего Иисуса Христа.

В V веке Грузией благочестивый царь Вахтанг Горгасали построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.

В наши дни в Москве действует Ассоциация исследователей генеалогии и геральдики Кавказа. Вот что пишет один из её членов:

«Центральный символ в родовых гербах царей Грузии из династии Багратиони — Хитон Христа. Он является одним из главных символов в гербе князей Гедеванишвили — Наследственных Хранителей Ключей Храма Светицховели, а также изображен на печати царя Ираклия II, который объединил в 60-х годах XVIII века Восточную Грузию (Картли-Кахетию)».

Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *